УДК 070:502 йО!: 10.14529/взИ240411
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОВЕСТКА ПО ЭКОЛОГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ГОРОДА: ОСОБЕННОСТИ И СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ
А. Р. Марфицына, А. А. Чуйдук
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация
Статья посвящена исследованию информационной повестки по экологии (2021-2022 гг.) в СМИ одного из крупнейших промышленных городов Челябинской области - Магнитогорска. Анализ теоретических трудов, посвященных изучению повестки дня в СМИ, позволяет заключить, что в настоящее время в научном дискурсе существует множество подходов к дефиниции информационной повестки, однако их все объединяют такие критерии, как совокупность тем или информационных поводов, обсуждаемых в издании, определение их приоритетности для аудитории и актуальность на данный момент времени. Цель настоящей статьи заключается в контент-анализе информационной повестки ведущих сетевых СМИ города Магнитогорска и определении особенностей и содержательно-тематических ориентиров публикаций экологической тематики. В качестве эмпирического материала рассмотрено 410 публикаций по экотематике среди высокорейтинговых сетевых изданий г. Магнитогорска за период 2021-2022 гг.: MagCity74.ru, Мгорск.ру и «Магнитогорский рабочий». Комплексные методы исследования позволили определить, что доминирующими тематическими векторами в информационной повестке города промышленного региона являются загрязнение окружающей среды и контроль загрязнения, а также управление отходами и малоотходная или безотходная технологии. Интересно, что в публикациях исследуемого периода помимо проблем, частично связанных с загрязнением атмосферы из-за работы крупных предприятий региона, обнаружена и позитивная тенденция к изменению приоритетности тем -с негативных на более позитивные. Так, например, появились публикации, посвященные «экологическому оздоровлению города», повествующие об эко-акциях, инициативах жителей в сфере экологии, разработке эко-программ и пр.).
Ключевые слова: информационная повестка, экология, промышленный регион, онлайн-СМИ.
Введение
Публикации материалов экологической тематики в СМИ сегодня находят большой отклик у аудитории. Это обусловлено тем, что состояние окружающей среды играет важную роль в жизни человека, влияя на здоровье населения, экономические и социальные аспекты жизни. Особое значение данная тема приобретает в индустриальных городах. В таких регионах с высокоразвитым промышленным сектором, среди которых лидирующие позиции занимает Челябинская область, вопросы экологии являются одними из приоритетных, а СМИ, формируя информационную повестку путем создания публикаций экологической тематики, определяют общественное мнение и мобилизуют общество в сторону проявления четкой гражданской позиции, социальной активности, а также способствуют развитию экологической грамотности и ответственности людей. Стоит отметить, что по данным ВЦИОМ [1], 38 % россиян считают наиболее востребованной мерой по улучшению экологической ситуации именно повышение экологической грамотности, которая, конечно, во многом формируется благодаря средствам массовой информации. Именно поэтому материалы об экологии являются одним из основных тематических направлений ведущих региональных СМИ Челябинской области. В связи с этим исследова-
ние информационной повестки по экологии в интернет-СМИ данного промышленного региона на примере СМИ города Магнитогорска, определение особенностей публикаций и содержательно-тематических приоритетов являются актуальными и требуют особого изучения.
Цель исследования заключается в изучении информационной повестки онлайн-СМИ города Магнитогорска и определении особенностей и содержательно-тематических ориентиров публикаций экологической тематики.
Для достижения цели в ходе исследования определен ряд задач, среди которых анализ понятия «информационная повестка», определение особенностей информационной повестки по экологии в промышленном городе (на примере он-лайн-СМИ Магнитогорска), изучение содержательно-тематических ориентиров журналистских публикаций экологической тематики.
Объектом исследования является информационная повестка СМИ промышленного города, а предметом - особенности и содержательно-тематические ориентиры публикаций экологической тематики в онлайн-СМИ Магнитогорска.
Обзор литературы
В ходе исследования степени изученности проблемы было установлено, что вопросы, связанные с изучением повестки дня в СМИ, отражены
в работах Ю. П. Беленькой [2, с. 54-56], Е. Г. Дьяковой [3, с. 144-168], А. Д. Трахтенберг [4, с. 166191], А. Н. Кулик [5, с. 71-90], Д. Коген [6, с. 101], А. А. Казакова [7, с. 70-73]; определение понятия «информационная повестка», специфика ее создания, факторы, влияющие на ее формирование, рассмотрены в материалах Д. И. Камиченко [8], Ю. В. Клюева [9]; специфику информационной повестки по экологии изучала Л. К. Лободенко [10]; особенности медиаэффектов текстов по экологии - А. Б. Черед-някова [11, с. 133]; специфику деструктивной информационной повестки по экологии - Л. П. Ше-стеркина [11, с. 134]. Изучение региональных СМИ отражено в работах Е. А. Меркушеной [12, с. 123-131], В. В. Коршук [13, с. 93-96], К. В. Дементьевой [14, с. 118-128] и др.
Методы исследования
В качестве эмпирической базы выступили публикации ведущих интернет-СМИ города Магнитогорска - одного из главных промышленных городов Челябинской области, среди которых Mag City74.ru и «Магнитогорский рабочий», Мгорск.ру. Хронологические рамки исследования: январь 2021 г. - декабрь 2022 г. Всего было проанализировано более 400 публикаций экологической тематики. В ходе данного исследования использовался комплексный подход, включающий в себя системный метод, метод контент-анализа, метод дедукции и индукции и сопоставительный метод. В рамках исследования было отобрано и проанализировано 410 новостных материалов по экологии за период 2021-2022 гг., имеющих заголовки и включающих фото.
Результаты и дискуссия
Вопрос воздействия средств массовой информации на аудиторию на протяжении многих лет является одним из базовых в области медиаком-муникаций. Одним из первых исследователей, обратившихся к данной теме, был П. Лазерсфельд [15, с. 152]. Вскоре М. Маккомбс и Д. Шоу [16, с. 176-187] выдвинули идею о выстраивании СМИ определенной повестки дня (информационной повестки) - дифференцирования «важных» и «неважных» тем за счет частоты упоминания.
Под термином «Информационная повестка» Л. Я. Сухотерина и И. В. Юдинцева подразумевают «...совокупность тем и информационных поводов, вызывающих доминирующие и преобладающие очаги возбуждения информационного пространства в их приоритетности для аудитории на данный момент времени» [17, с. 17].
В. Б. Парушкина считает, что информационная повестка - это «.совокупность обсуждаемых в издании тем и информационных поводов, создающих медиакартину социальной реальности и определяющих для аудитории их приоритетность и значимость на данный момент времени» [18, с. 122-128]. Таким образом, можно сказать, что информационная повестка дня - это список акту-
альных тем, которые средства массовой информации считают значимыми для обсуждения и формирования информационного фокуса аудитории.
Что касается отражения в СМИ темы экологии как одного из ключевых тематических приоритетов информационной повестки промышленного региона, исследователи отмечают, что «...в современном информационном пространстве экологическая информационная повестка разрознена и размыта, ее формирование в большей мере связано не с социальными, а с политическими и коммерческими целями» [10, с. 94]. Для изучения информационной повестки СМИ промышленных городов нами были проанализированы онлайн-СМИ Магнитогорска, являющегося одним из основных промышленных центров России, а также крупнейшим в мире центром черной металлургии. Долгое время Магнитогорск входил в число городов с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой. В 2018 году он был включен в федеральный проект «Чистый воздух», основной целью которого является реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в крупных промышленных центрах.
Изучение информационной повестки онлайн-СМИ города Магнитогорска, определение особенностей и содержательно-тематических ориентиров публикаций экологической тематики проводилось на материалах ведущих масс-медиа данного города: MagCity74.ru и «Магнитогорский рабочий», Мгорск.ру. В исследовании были рассмотрены журналистские публикации в период с января 2021 г. по декабрь 2022 г. Всего было изучено 410 публикаций экологической тематики. Выбор эмпирической базы был обусловлен высокими рейтинговыми позициями указанных СМИ в популярной поисково-аналитической системе LiveIntemet.ru [19].
Для определения информационной повестки промышленного города Магнитогорска использовался рубрикатор, состоящий из перечня таких рубрик, как общие вопросы охраны окружающей среды; экологические основы использования природных ресурсов; загрязнение окружающей среды, контроль загрязнения; загрязнение и охрана атмосферы; загрязнение и охрана водных объектов; охрана растительного и животного мира; антропогенное воздействие на ландшафт, охрана и оптимизация ландшафта; стихийные бедствия и катастрофы антропогенного происхождения, экологическая безопасность; управление отходами, малоотходная и безотходная технологии.
Анализ экологической информационной повестки в изданиях онлайн-СМИ города Магнитогорска за 2021 г., приведенный в таблице, показал, что тематические ориентиры материалов представлены неравномерно. Самым популярным тематическим вектором в издании MagCity74.ru является «Загрязнение окружающей среды. Кон-
троль загрязнения». Таких публикаций в издании 63 %. В данной рубрике журналисты освещают в основном такие темы, как объявление в Магнитогорске неблагоприятных метеоусловий и режима «черного неба». Чаще всего подобные материалы транслируют информацию о сроках введения режима НМУ, о городах, на которые он распространяется, а также рекомендации для жителей, предприятий и автовладельцев. С точки зрения визуального сопровождения каждый материал содержит фото. Наиболее часто используются панорамные изображения города. Из 58 публикаций 56 посвящены этим темам.
16,3 % журналистских публикаций на тему экологии в издании MagCity74.ru посвящены общим вопросам охраны окружающей среды. Данные публикации затрагивают темы экорейтингов, представляющих читателям информацию о позициях Магнитогорска в экологических рейтингах городов России, финансирования - материалы об инвестициях государства и крупных предприятий в экологические проекты, способствующие улучшению окружающей среды города металлургов и жизни горожан, а также проверок органов власти и выявления нарушений в области экологии.
В издании также представлены публикации, затрагивающие тему «Управление отходами. Малоотходная и безотходная технологии», - 8,8 %. Такие журналистские материалы чаще всего посвящены теме раздельного сбора мусора, рекультивации магнитогорской свалки.
Рассмотрим содержательно-тематические ориентиры информационной повестки эко-материалов в издании MagCity74.ru за период 2022 года. Исследование показало, что количество материалов на экологическую тематику в рубриках так же, как и в 2021 году, представлено неравномерно, однако тематические приоритеты изменились. Лидером данного портала по количеству экологических публикаций является рубрика «Общие вопросы охраны окружающей среды» - 56,1 %. Здесь встречаются такие темы, как нарушение законодательства в сфере экологии, выделение средств на улучшение экологии, экологическое воспитание населения и т. д. Также среди популярных тематических направлений MagCity74.ru можно отметить «Загрязнение окружающей среды. Контроль загрязнения» - 24,6 %. Здесь представлены такие темы, как установление в Магнитогорске режима НМУ, экологические антирейтинги. Материалы рубрики «Управление отходами. Малоотходная и безотходная технологии» занимают 13,6 % от общего количества публикаций за год. Содержательно тематика материалов схожа с публикациями 2021 года.
Перейдем к анализу информационной повестки по экологии на портале онлайн-СМИ «Магнитогорский рабочий». В исследовании удалось установить, что наиболее массовой по коли-
честву публикаций так же, как и в MagCity74.ru в 2021 году, является рубрика «Загрязнение окружающей среды. Контроль загрязнения» - 48 %. Здесь практически все материалы об объявлении в городе режима НМУ. Содержательно публикации «Магнитогорского рабочего», как и Mag-City74.ru, рассказывают о сроках введения режима черного неба, представляют рекомендации читателям. 39,2 % материалов - в рубрике «Общие вопросы охраны окружающей среды», они освещают эко-мероприятия и акции, в частности, это может касаться проведения эко-выставок, конкурсов и т. д., а также экологические программы и инициативы. Периодически данные темы представлены материалами о финансовой поддержке города в сфере экологии крупным промышленным гигантом Магнитогорска - Магнитогорским металлургическим комбинатом (ММК). Как и в издании Mag-City74.ru, одной из лидирующих по количеству эко-публикаций рубрик является «Управление отходами. Малоотходная и безотходная технологии» - 4,5 %. Это материалы о переработке вторсырья, несанкционированных свалках и т. д.
Анализ публикаций в издании за 2022 год показал, что на портале «Магнитогорский рабочий» изменились тематические приоритеты. Наибольшее количество материалов представлено в рубрике «Загрязнение окружающей среды. Контроль загрязнения» - 49,3 %. Содержание материалов при этом осталось прежним. Наиболее часто поднимаются темы, связанные с введением в городе режима НМУ и «черного неба».
В разделе «Общие вопросы охраны окружающей среды» (20,7 %) представлены темы экологического воспитания, нарушения законодательства, достижений промышленных предприятий в области сохранения окружающей среды. Среди популярных рубрик также можно отметить «Управление отходами. Малоотходная и безотходная технологии» - 15,5 %. Содержательно данная рубрика не изменилась.
Данные, представленные в таблице, позволяют также сделать вывод, что в изданиях Mag-City74.ru, «Магнитогорский рабочий» в 2021 и в 2022 году теме экологии уделяется примерно одинаковое внимание. А вот в издании Мгорск.ру экологический вектор развит не так активно. В 2021 году здесь было опубликовано всего 32 материала данной тематики. Отличаются и тематические приоритеты издания. В отличие от изданий MagCity74.ru и «Магнитогорский рабочий» самой распространенной по количеству публикаций по экологии на портале Мгорск.ру является рубрика «Общие вопросы охраны окружающей среды» -62,5 %. Тематически контент данной рубрики также отличается. Здесь можно найти репортажи с радиоактивного заповедника Южного Урала, информацию о санкциях и штрафах за нанесение
вреда экологии, гражданских инициативах жителей Челябинской области в сфере экологии и др.
Следующей по количеству материалов является рубрика «Загрязнение и охрана водных объектов» - 21,8 %. Отметим, что в изданиях MagCity74.ru и «Магнитогорский рабочий» данная рубрика представлена небольшим количеством материалов. В ней представлено всего 4,3 % и 2 % от общего количества материалов об экологии соответственно. В Мгорск.ру в этом разделе опубликованы материалы о море рыб на водоеме, обмелении озер и загрязнении рек. Часто эти материалы также содержат и юридический аспект вопроса: наказание за действия, приведшие к экологическим нарушениям.
Анализ контента онлайн-СМИ Мгорск.ру за 2022 год позволил определить тематические ориентиры издания. Так же, как и в 2021 году, лидером по количеству публикаций является раздел «Общие вопросы охраны окружающей среды» - 47,4 %. С точки зрения содержания материалы в основном поднимают темы законодательства в области экологии. Также популярной рубрикой является «Загрязнение окружающей среды. Контроль загрязнения» -42,1 %. Эти материалы по большей части посвящены смогу, режиму НМУ и «черному небу». 10,6 % -материалы раздела «Управление отходами. Малоотходная и безотходная технологии». Они посвящены рекультивации городской свалки и открытию мусоросортировочного комплекса.
Рубрика Магнитогорск, MagCity74.ru, Магнитогорск, Магнитогорский рабочий, Магнитогорск, Мгорск.ру,
кол-во в % кол-во в % кол-во в %
Общие вопросы 2021 г. 2022 г. 2021 г. 2022 г. 2021 г. 2022 г.
охраны окружающей среды 15 (16,3 %) 41 (56,1 %) 44 (39,2 %) 16 (20,7 %) 20 (62,5 %) 9 (47,4 %)
Теория и методы
изучения охраны
окружающей среды. Экологические 7 (7,6 %) 0 3 (2,7 %) 5 (6,4 %) 0 0
основы использо-
вания природных
ресурсов
Загрязнение окру-
жающей среды. Контроль загряз- 58 (63 %) 18 (24,6 %) 54 (48 %) 38 (49,3 %) 4 (12,5 %) 8 (42,1 %)
нения
Загрязнение и охрана водных объектов 4 (4,3 %) 0 2 (2 %) 0 7 (21,8 %) 0
Воздействие ан-
тропологических
изменений окру-
жающей среды на здоровье и со- 0 0 1 (1 %) 0 0 0
цнально-трудовой
потенциал населе-
ния
Охрана растительного и животного 0 1 (1,3 %) 2 (2 %) 6 (7,7 %) 1 (3,2 %) 0
мира
Стихийные бед-
ствия и катастро-
фы антропогенного происхождения. Экологическая 0 0 1 (1 %) 0 0 0
безопасность
Управление отходами. Малоотходная и безотходная 8 (8,8 %) 10 (13,6 %) 5 (4,5 %) 12 (15,5 %) 0 2 (10,6 %)
технологии
Итого: 92 (100 %) 73 (100 %) 112 (100 %) 77 (100 %) 32 (100 %) 19 (100 %)
Таблица
Рубрикатор экологических материалов, представленных в СМИ MagCity74.ru, «Магнитогорский рабочий», Мгорск.ру
в период с января 2021 г. по декабрь 2022 г.
Table
Environmental materials presented in MagCity74.ru, "Magnitogorskiy Rabochiy" , and Mgorsk.ru, from January 2021 to December 2022
Выводы
Таким образом, в ходе исследования содержательно-тематических ориентиров информационной повестки региональных сетевых изданий Магнитогорска MagCity74.ru, «Магнитогорский рабочий» и Мгорск.ру в период с января 2021 года по декабрь 2022 года были отмечены следующие особенности. Во -первых, это четко очерченная тематическая приоритетность публикаций: как правило, контент направлен на освещение трех основных рубрик в сфере экологии: «Общие вопросы охраны окружающей среды», «Загрязнение окружающей среды. Контроль загрязнения» и «Управление отходами. Малоотходная и безотходная технологии». Во -вторых, авторами исследования было выявлено, что публикации внутри рубрики поднимают проблемы, встречающиеся с определенной частотой - к ним можно отнести введение режима «черного неба» и НМУ, нарушение законодательства в области экологии с применением меры наказания, участие жителей города в экологических акциях, а также работу промышленных предприятий города, направленную на улу-чшение экологической ситуации.
Кроме того, среди содержательно-тематических особенностей проанализированных материалов сетевых изданий обозначена территориальная специфика - для Магнитогорска как для промышленного центра Челябинской области остаются значимыми проблемы, связанные с загрязнением атмосферы из-за работы крупных предприятий региона. Однако, несмотря на это, в публикациях СМИ за 2022 год наблюдается тенденция к изменению приоритетности тем с негативных на более позитивные. Так, например, увеличивается количество материалов, посвященных «экологическому оздоровлению города» (эко -акции, инициативы жителей в сфере экологии, разработка эко-программ и др.). Это еще одна из ключевых особенностей содержательно-тематического анализа информационной повестки по экологии промышленного города.
Подводя итоги исследования, важно сказать, что информационная повестка по экологии индустриального города с высокоразвитым промышленным сектором достаточно активно отражена в СМИ и является важнейшим условием формирования у аудитории медиакартины социальной реальности.
Исследование выполнено за счет гранта РНФ (проект № 23-18-20090, https://rscf.ru/ project/23-18-20090/) «Исследование воздействия материалов СМИ, социальных медиа по экологии и медиаэффектов на молодежную аудиторию, проживающую на территории региона экологического риска».
Литература
1. Экологическая ситуация в России: мониторинг. - URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/ehkologicheskaja-situacija-v-ros sii-monitoring-20230309 (дата обращения: 15.05. 2024).
2. Беленькая, Ю. П. Общественное мнение как объект научного осмысления / Ю. П. Беленькая // Современные проблемы развития рыночной экономики: материалы городской научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. - Георгиевск, 2010. - С. 54-56.
3. Дьякова, Е. Г. Массовая коммуникация и власть в теории установления повестки дня / Е. Г. Дьякова // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2002. - № 3. - С. 144-168.
4. Дьякова, Е. Г. Социокультурные механизмы установления повестки дня / Е. Г. Дьякова, А. Д. Трахтенберг // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. - 2001. - № 2. - С. 166-191.
5. Кулик, А. Н. Между властью и обществом: к вопросу о роли публичных интеллектуалов в установлении повестки дня в современной России / А. Н. Кулик // Политическая наука. -2015. - № 3. - С. 71-90.
6. Cohen, J. E. Presidential Rhetoric & the Public Agenda / J. E. Cohen // American Journal of Political Science. - 1995. - V. 39, № 1. - P. 101.
7. Казаков, А. А. Взаимодействие информационной и политической «повесток дня»: к постановке проблемы / А. А. Казаков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2011. - Т. 11, № 3. -С. 70-73.
8. Каминченко, Д. И. Информационные повестки дня общества и СМИ: сравнительный анализ / Д. И. Каминченко // Медиаскоп. - 2020. -№ 4. - URL: http://www.mediascope.ru/2663 (дата обращения: 05.06.2024).
9. Клюев, Ю. В. Информационная повестка дня и картина мира в аудиовизуальных СМИ / Ю. В. Клюев. - URL: https://jf.spbu.ru/upload/files/ file_1484722431_5368.pdf (дата обращения: 05.06.2024).
10. Особенности информационной повестки СМИ по экологии промышленного региона / И. Ю. Матвеева, Л. К. Лободенко, О. Ю. Харитонова [и др.] // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. -2023. - Т. 23, № 4. - С. 90-97.
11. Лободенко, Л. К. Изучение методами ней-ромаркетинга медиаэффектов текстов по экологии в пространстве цифровых платформ / Л. К. Лободенко, А. Б. Череднякова, Л. П. Шестеркина // Цифровые платформы и будущее традиционных СМИ : Четырнадцатые международные научные чтения в Москве. - М. : МГУ, 2022. - С. 133-134.
12. Меркушина, Е. А. Информационная открытость как фактор эффективного медиапотреб-ления региональных сетевых СМИ / Е. А. Меркушина // Журналистика в эпоху цифровых трансформаций: ценности и практики : сборник материалов X Международной научно-практической конференции. - Тамбов : Державинский, 2022. - С. 123-131.
13. Коршук, В. В. Система СМИ Беларуси в региональном развитии. Задачи корпоративных изданий / В. В. Коршук // Корпоративные медиа в процессе реализации государственной политики Республики Беларусь : материалы международной научно -практической конференции. - Минск : Белорусский государственный университет, 2022. - С. 93-96.
14. Дементьева, К. В. Специфика функционирования региональных СМИ в современных коммуникативных условиях (на примере медиа Республики Мордовии) / К. В. Дементьева // Вестник
Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2021. - Т. 13, № 3. - С. 118-128.
15. Lasarsfeld, P. The People's Choice / P. Lasarsfeld. - N.Y., 1948. - P. 152.
16. McCombs, M. The agenda-setting function of mass-media / M. McCombs, D. Shaw // Public opinion quarterly. - 1972. - Vol. 36, № 3. - P. 176-187.
17. Сухотерин, Л. Я. Информационная работа в государственном аппарате / Л. Я. Сухотерин, И. В. Юдинцев. - М., 2007. - 480 с.
18. Парушкина, В. Б. Информационная повестка дня современных общественно-политических газетных изданий Ставропольского края /
B. Б. Парушкина // Вестник Ставропольского государственного университета. - 2010. - № 68. -
C. 122-128.
19. LiveInternet.ru. URL: https://www.liveinter net.ru/ (дата обращения: 05.06.2024).
Марфицына Арина Родионовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), e-mail: [email protected]. ORCID 0000-0002-7174-1442
Чуйдук Анастасия Андреевна - преподаватель кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), e-mail: [email protected]. ORCID 0009-0003-2900-8970
Поступила в редакцию 11 сентября 2024 г.
DOI: 10.14529/ssh240411
THE INFORMATION AGENDA ON INDUSTRIAL CITY ECOLOGY: PECULIARITIES, CONTENT, AND THEMATIC GUIDELINES
A. R. Marfitsyna, A. A. Chuiduk
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
This article studies the information agenda on ecology in the media of Magnitogorsk, one of the largest industrial cities of the Chelyabinsk region, in 2021 and 2022. Theoretical works studying the information agenda of the media show that there are many definitions of the information agenda but all of them are united by such criteria as a set of topics or "information occasions" discussed in the publication, the determination of their importance for the audience, and their relevance at a given time. The article content-analyzes the information agenda of the leading online media of Magnitogorsk and determines the features, content, and thematic guidelines of environmental publications. The data were from 410 publications on ecothematics among highly rated network editions of Magnitogorsk: MagCity74.ru, Mgorsk.ru, and "Magnito-gorsky Rabochiy" in 2021 and 2022. The dominant themes in the information agenda of the city are environmental pollution and pollution control, waste management, and low-waste or zero-waste technology. In addition to the problems partly related to atmospheric pollution due to the large industrial enterprises in the region, a positive tendency to change the prioritization of topics - from negative to more positive - was found. For example, there were publications devoted to "the ecological improvement of the city", talking about eco-actions, ecoloigcal initiatives of residents, and the development of eco-programs, etc.
Keywords: information agenda, ecology, industrial region, online media.
References
1. Ekologicheskaya situatsiya v Rossii: monitoring [The Environmental Situation in Russia: Monitoring]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ehkologicheskaja-situacija-v-rossii-monitoring-20230309 (date of accessed: 15.05.2024).
2. Belen'kaya Y.P. Obshchestvennoe mnenie kak ob"ekt nauchnogo osmysleniya [Public Opinion as an Object of Scientific Understanding] // Sovremennye problemy razvitiya rynochnoy ekonomiki: materialy gorodskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii professorsko-prepodavatel'skogo sostava. Georgievsk, 2010. P. 54-56.
3. D'yakova E.G. Massovaya kommunikatsiya i vlast' v teorii ustanovleniya povestki dnya [Mass Communication and Power in the Theory of Setting the Agenda] // Nauchnyy ezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural'skogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk. 2002. № 3. P. 144-168.
4. D'yakova E.G., Trakhtenberg A.D. Sociokul'turnye mehanizmy ustanovlenija povestki dnja [Sociocul-tural Mechanisms for Setting the Agenda] // Nauchnyy ezhegodnik Instituta filosofii i prava Ural'skogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk. 2001. № 2. P. 166-191.
5. Kulik A.N. Mezhdu vlast'yu i obshchestvom: k voprosu o roli publichnykh intellektualov v ustanovlenii povestki dnya v sovremennoy Rossii [Between Government and Society: on the Role of Public Intellectuals in Setting the Agenda in Modern Russia] // Politicheskaya nauka. 2015. № 3. P. 71-90.
6. Cohen J.E. Presidential Rhetoric & the Public Agenda // American Journal of Political Science. 1995. Vol. 39, № 1. P. 101.
7. Kazakov A.A. Vzaimodeystvie informatsionnoy i politicheskoy «povestok dnya»: k postanovke problemy [The Interaction of Information and Political "Agendas" : Towards the Formulation of the Problem] // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sotsiologiya. Politologiya. 2011. T. 11, № 3. P. 70-73.
8. Kaminchenko D.I. Informatsionnye povestki dnya obshchestva i SMI: sravnitel'nyy analiz [Information Agendas of the Society and the Media: a Comparative Analysis] // Mediaskop. 2020. № 4. URL: http ://www.mediascope.ru/2663 (date of accessed: 05.06.2024).
9. Klyuev Y.V. Informacionnaya povestka dnya i kartina mira v audiovizual'nyx SMI [The Information Agenda and the Picture of the World in Audiovisual Media]. URL: https://jf.spbu.ru/upload/files/ file_1484722431_5368.pdf (date of accessed: 05.06.2024).
10. Osobennosti informatsionnoy povestki SMI po ekologii promyshlennogo regiona [Features of the Media Information Agenda on the Ecology of the Industrial Region] / I.Y. Matveeva, L.K. Lobodenko, O.Y. Khar-itonova [i dr.] // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsial'no-gumanitarnye nauki. 2023. T. 23, № 4. P. 90-97.
11. Lobodenko L.K., Cherednyakova A.B., Shesterkina L.P. Izuchenie metodami neyromarketinga medi-aeffektov tekstov po ekologii v prostranstve tsifrovykh platform [The study of media effects of environmental texts in the space of digital platforms by neuromarketing methods] // Tsifrovye platformy i budushchee traditsionnykh SMI: Chetyrnadtsatye mezhdunarodnye nauchnye chteniya v Moskve. Moscow: MSU, 2022. P. 1 33-134.
12. Merkushina E.A. Informatsionnaya otkrytost' kak faktor effektivnogo mediapotrebleniya region-al'nykh setevykh SMI [Information Openness as a Factor of Effective Media Consumption of Regional Network Media] // Zhurnalistika v epokhu tsifrovykh transformatsiy: tsennosti i praktiki: sbornik materialov X Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Tambov: Derzhavinskiy, 2022. P. 123-131.
13. Korshuk V.V. Sistema SMI Belarusi v regional'nom razvitii. Zadachi korporativnykh izdaniy [The Media System of Belarus in Regional Development. Tasks of Corporate Publications] // Korporativnye media v protsesse realizatsii gosudarstvennoy politiki Respubliki Belarus': materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Minsk: BSU, 2022. P. 93-96.
14. Dement'eva K.V. Spetsifika funktsionirovaniya regional'nykh SMI v sovremennykh kommu-nikativnykh usloviyakh (na primere media Respubliki Mordovii) [The Specifics of the Functioning of Regional Media in Modern Communicative Conditions (Using the Example of the Media of the Republic of Mordovia)] // VestnikPermskogo universiteta. Rossiyskaya i zarubezhnaya filologiya. 2021. T. 13, № 3. P. 118-128.
15. Lasarsfeld P. The People's Choice. N.Y., 1948. P. 152.
16. McCombs M., Shaw D. The Agenda-Setting Function of Mass-Media // Public opinion quarterly. 1972. Vol. 36, № 3. P. 176-187.
17. Sukhoterin L.Y., Yudintsev I.V. Informatsionnaya rabota v gosudarstvennom apparate [Information Work in the State Apparatus]. Moscow, 2007. 480 p.
18. Parushkina V.B. Informatsionnaya povestka dnya sovremennykh obshchestvenno-politicheskikh gazetnykh izdanii Stavropol'skogo kraya [Features of the Media Information Agenda on the Ecology of the Industrial Region] // Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta, 2010. № 68. P. 122-128.
19. LiveInternet.ru. URL: https://www.liveinternet.ru/ (date of accessed: 05.06.2024).
Arina R. Marfitcyna - Cand. Sc. (Philology), Associate Professor of the Department of Journalism, Advertising and Public Relations, South Ural State University (Chelyabinsk), e-mail: [email protected]
Anastasia A. Chuiduk - Lecturer of the Department of Journalism, Advertising and Public Relations, South Ural State University (Chelyabinsk), e-mail: [email protected]
Received September 11, 2024
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Марфицына, А. Р. Информационная повестка по экологии промышленного города: особенности и содержательно-тематические ориентиры / А. Р. Марфицына, А. А. Чуйдук // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». - 2024. - Т. 24, № 4. -С. 89-96. БО!: 10.14529^^40411
Marfitcyna A. R., Chuiduk A. A. The information agenda on industrial city ecology: peculiarities, content, and thematic guidelines. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Humanities, 2024, vol. 24, no. 4, pp. 89-96. (in Russ.). DOI: 10.14529/ssh240411