Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОВЕСТКИ СМИ ПО ЭКОЛОГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА'

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОВЕСТКИ СМИ ПО ЭКОЛОГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
74
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМИ / информационная повестка дня / экология / промышленный регион / медиатекст / mass media / information agenda / ecology / industrial region / media text

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Матвеева Ирина Юрьевна, Лободенко Лидия Камиловна, Харитонова Ольга Юрьевна, Череднякова Анна Борисовна, Шестеркина Людмила Петровна

В статье представлены результаты исследования особенностей информационной повестки СМИ по экологии промышленного региона. Рассмотрены основные подходы к содержанию поня-тия «информационная повестка» и ее специфика в проблемном поле экологии региона. В качестве эмпирической базы исследования использовались медиатексты сетевых СМИ Челябинской обла-сти (74.ru и 1obl.ru, период исследования январь – декабрь 2022 г.). В ходе контент-анализа ин-формационной повестки по экологии данных СМИ, включающей 227 медиатекстов, были выделе-ны 18 тематических рубрик, среди которых: общие вопросы охраны окружающей среды, между-народное сотрудничество, экологические основы жизнедеятельности человека и др. Как показал контент-анализ, наибольшее количество медиатекстов (более 70 %) посвящены темам загрязнения и охраны атмосферы, водных объектов, управления отходами. При этом сетевое издание 74.ru уделяет большее внимание негативным аспектам экологических проблем: наиболее популярная рубрика – загрязнение атмосферы и водных объектов. Причем стиль подачи материалов во многом предопределен остротой экологических проблем и связан с постановкой проблем, лишь в 25 % но-востей раскрыт путь решения экологических проблем. Что касается сетевого издания 1obl.ru, то здесь освещается более широкий спектр экологических проблем, охватывая не только проблемы, но и способы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Матвеева Ирина Юрьевна, Лободенко Лидия Камиловна, Харитонова Ольга Юрьевна, Череднякова Анна Борисовна, Шестеркина Людмила Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF MEDIA INFORMATION AGENDA ON ECOLOGY OF THE INDUSTRIAL REGION

The article studies the peculiarities of media information agenda on ecology of an industrial region. The empirical base of the study includes media texts of the Chelyabinsk Oblast online media 74.ru and 1obl.ru (January-December 2022). The content analysis presents environmental information agenda of these media outlets which included 227 media texts. As a result, 18 thematic headings were identified including general environmental issues, international cooperation, environmental basics of human life among others. The study demonstrated that the largest number of media texts (more than 70.0 %) is devoted to the topics of air pollution and protection, water bodies, and waste management. At the same time, the online portal 74.ru pays more attention to destructive information occasions and concentrates more on negative aspects of environmental phenomena. The most popular rubric here is air and water pollution. Moreover, the style of material presentation is largely predetermined by the acuteness of environmental problems and is related to the statement of problems (70.0 %). Only a quarter of the news items disclose the way of solving environmental problems. As for the news portal 1obl.ru, it covers a wider range of environmental problems highlighting not only problems, but also their solutions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОВЕСТКИ СМИ ПО ЭКОЛОГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА»

УДК 070.1 DOI: 10.14529/ssh230410

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОВЕСТКИ СМИ ПО ЭКОЛОГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО РЕГИОНА

И. Ю. Матвеева, Л. К. Лободенко, О.Ю. Харитонова, А. Б. Череднякова, Л. П. Шестеркина

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Российская Федерация

В статье представлены результаты исследования особенностей информационной повестки СМИ по экологии промышленного региона. Рассмотрены основные подходы к содержанию понятия «информационная повестка» и ее специфика в проблемном поле экологии региона. В качестве эмпирической базы исследования использовались медиатексты сетевых СМИ Челябинской области (74.ru и 1obl.ru, период исследования январь - декабрь 2022 г.). В ходе контент-анализа информационной повестки по экологии данных СМИ, включающей 227 медиатекстов, были выделены 18 тематических рубрик, среди которых: общие вопросы охраны окружающей среды, международное сотрудничество, экологические основы жизнедеятельности человека и др. Как показал контент-анализ, наибольшее количество медиатекстов (более 70 %) посвящены темам загрязнения и охраны атмосферы, водных объектов, управления отходами. При этом сетевое издание 74.ru уделяет большее внимание негативным аспектам экологических проблем: наиболее популярная рубрика - загрязнение атмосферы и водных объектов. Причем стиль подачи материалов во многом предопределен остротой экологических проблем и связан с постановкой проблем, лишь в 25 % новостей раскрыт путь решения экологических проблем. Что касается сетевого издания 1 obl.ru, то здесь освещается более широкий спектр экологических проблем, охватывая не только проблемы, но и способы их решения.

Ключевые слова: СМИ, информационная повестка дня, экология, промышленный регион, медиатекст.

Введение

Экология является значимым социально-экономическим фактором развития общества и предопределяет уровень социального самочувствия населения. Хотя экологическая тематика не так давно вошла в повестку дня новостных СМИ, но в информационной повестке СМИ она звучит особенно остро. Понятие «окружающая среда» впервые появилось в СМИ в последние десятилетия XX века [1, с. 8]. Экологическая тематика, как отмечает М.^. МосаАа, как правило, включает в себя истории с длительным сроком жизни [1, с. 12]. Многие новости сегодня появляются и исчезают достаточно быстро. Однако экологические истории часто разворачиваются в течение длительного периода времени. По экологической тематике СМИ необходимо постоянно представлять новые аспекты, чтобы удержать ее в новостной повестке. В связи с этим экологическая журналистика является особенно многогранным направлением, который охватывает широкий спектр социально-политических, технических и природных явлений.

Поскольку глобальное изменение экологии лежит за пределами жизненного пространства большинства людей [2], знания о нем распространяются в основном через общественную коммуникацию. Благодаря большому тиражу и широкой аудитории СМИ играют ключевую роль в этом вопросе. При этом экологические проблемы являются сложными для освещения СМИ. Задачей СМИ становится не только информирование об-

щества, но и формирование гражданской позиции применительно к явлениям экологического профиля, а значит, СМИ свойственен потенциал активизации социума в осмыслении и решении актуальных экологических проблем. Одним из основных средств информирования и влияния при этом является информационная повестка СМИ, которая устанавливает приоритетность новостей для потребителей, формирует информационный фокус восприятия картины действительности, в этом заключается сила влияния СМИ на сознание потребителей информации [3].

Однако в современном информационном пространстве экологическая информационная повестка разрознена и размыта, ее формирование в большей мере связано не с социальными, а с политическими и коммерческими целями. О. А. Фокина отмечает: «Серьезные различия между идеальной и реальной региональными повестками сигнализируют о ряде информационных дисфункций, которые характерны для современных ... СМИ. Неполное освещение жизни регионов негативно влияет на социально-психологический климат в российском обществе и замедляет развитие государства» [4]. Отсутствуют знания и практические механизмы противостояния деструктивному влиянию СМИ в процессе представления населению материалов экологической тематики. Как следствие, актуализируется потребность в теоретическом и практическом изучении особенностей формирования экологической информационной повестки СМИ промышленных регионов.

Обзор литературы

Информационная повестка СМИ является важным атрибутом медийного пространства, формирующим контекст социальной жизни населения региона. Теоретическое обоснование сущности, структуры информационной повестки дня представлено в работах И. А. Батаниной [5], Д. И. Каминченко [6], Ю. В. Клюева [3], А. А. Лебедева [7], О. А. Фокиной [4], Д А. Черепановой [8] и др. Данный термин в своей трактовке прошел путь от понимания повестки как перечня социально важных тем, отражаемых в СМИ [9], до понимания повестки как ценного ресурса, обеспечивающего разнообразие и плюрализм мнений [10].

Информационные повестки различных СМИ формируют современное публичное пространство, которое по результатам исследования Д. И. Камин-ченко, характеризуются «.. .отличными друг от друга нарративами» [6, с. 542]. Это требует специального изучения с целью выявления факторов, обуславливающих содержание медиаповестки в регионах.

Исследованию региональной информационной повестки посвящены работы отечественных исследователей А. А. Лебедева [7], А. А. Новак [11], Е. С. Сад-чиковой [12] и др. В свою очередь О. А. Фокина определяет региональную информационную повестку как «.определенный содержательный сегмент, тематически связанный с жизнедеятельностью регионов и включающий совокупность текстов, тем или иным образом фиксирующих данную связь» [4, с. 125].

Региональные СМИ субъектов РФ более точно представляют проблемное поле экологии и потребности своей аудитории: «.именно местные СМИ имеют преимущество перед СМИ федерального масштаба, имея возможность работать с более постоянной аудиторией и, значит, эффективнее внедрять гражданские ценности в сознание населения» [12]. Поэтому, как справедливо отмечает А. А. Новак, «.особенности регионов, различных по своей истории, ментальности, экономическому и культурному развитию, обусловливают характер и силу механизмов, воздействующих на повестку дня СМИ, влияют на особенности работы редакций в процессе формирования контента» [11, с. 3].

Д. А. Черепанова указывает, что информационная повестка дня «.образуется с помощью набора средств, которые направляют читателя и формируют представление о том, какие темы являются важными» [8, с. 138]. Влияние информационной повестки может быть конструктивным или деструктивным - характеризующимся нарушением нормальной структуры чего-либо [13].

При этом особенно актуальны экологические вопросы для развития индустриальных территорий, теряющих инвестиционную привлекательность из-за проблем с окружающей средой. Н. М. Сараева отмечает, что экологически неблагополучная среда влияет на самочувствие и здоровье жителей территории, формирует экологическую тревожность и другие психические девиации [14]. Деструктивно отражая

проблемы экологии, СМИ усиливают негативные последствия в социуме и, наоборот, позитивная подача новостей нивелирует негативное влияние.

Это требует, с одной стороны, изучения самой информационной повестки и механизмов ее формирования, а с другой - разработки механизмов ее регулирования для организации конструктивного социального воздействия и снижения негативных последствий информационного влияния.

Методы исследования

Базой нашего исследования стала экология Челябинской области, которая исторически является промышленным регионом, что обеспечило формирование широкого спектра экологических проблем: загазованность в некоторых районах области, проблемы вывоза мусора, проблемы утилизации технологических и бытовых отходов, загрязнение воды, огромное скопление автомобилей и др. [см., например, 15] и включение региона в национальный проект «Экология», направленный на улучшение экологического состояния российских городов и улучшение среды проживания их населения.

Объектом нашего исследования стали сетевые издания Челябинской области: 74.ru (ООО «Интернет технологии») и 1obl.ru (АО «Обл-ТВ»). Данные СМИ входят в список самых цитируемых СМИ Челябинской области за 2022 г. [16]. Методом исследования выбран контент-анализ экологических медиатекстов. Цель исследования - изучение особенностей формирования тематики экологической информационной повестки промышленного региона и ее приоритетности, тональности и коннотации медиатекстов.

Результаты и дискуссия

Контент-анализ экологических материалов за период январь-декабрь 2022 г. показал, что на 74.ru опубликовано 80, а на 1obl.ru -147 новостей по экологической тематике. Все медиатексты мы распределили по тематическим рубрикам, сформированным на основе универсальной иерархической классификации областей знания, принятой для систематизации всего потока научно-технической информации - рубрикатора ГРНТИ [17] (см. табл. 1). Данный рубрикатор включает 18 рубрик, в совокупности отражающих весь спектр экологических событий и проблем.

Выбранные медиатексты (227 ед.) были распределены в рамках выделенных тематических рубрик. При этом количество материалов в разных разделах существенно отличается. Как мы видим из таблицы 1, содержание новостей представлено не равномерно, оно определено социальной направленностью материалов, рассматривающих взаимодействие экологических проблем и факторов жизнедеятельности граждан региона. Наиболее популярны темы загрязнения и охраны атмосферы, водных объектов, управления отходами. Суммарно данные темы в информационной повестке СМИ составляют более 70 %.

Таблица 1

Распределение по рубрикам экологических материалов за 2022 г. сетевых изданий 74.ru и 1obl.ru

Table 1

Rubrics of ecological media texts taken from 74.ru and 1obl.ru (2022)

№ Название рубрики 74.ru 1obl.ru

1 Общие вопросы охраны окружающей среды 15 (10,2 %)

2 Теория и методы изучения охраны окружающей среды. Экологические основы использования природных ресурсов 1 (1,25 %) 1 (0,68 %)

3 Международное сотрудничество - -

4 Загрязнение окружающей среды. Контроль загрязнения 1 (1,25 %) 1 (0,68 %)

5 Загрязнение и охрана атмосферы 38 (47,5 %) 36 (24,49 %)

6 Загрязнение и охрана водных объектов 19 (23,75 %) 31 (21,09 %)

7 Охрана почв 2 (2,5 %) 4 (2,72 %)

8 Охрана недр - -

9 Экологические основы жизнедеятельности человека 1 (0,68 %)

10 Воздействие антропологических изменений окружающей среды на здоровье и социально-трудовой потенциал населения 1 (1,25 %) 1 (0,68 %)

11 Воздействие загрязнения окружающей среды на состояние природных экосистем, популяций и организмов растительного и животного мира 2 (2,5 %)

12 Охрана растительного и животного мира 8 (10 %) 10 (6,8 %)

13 Антропогенное воздействие на ландшафт. Охрана и оптимизация ландшафта 2 (2,5 %) 6 (4,08 %)

14 Заповедное дело. Охранные природные территории

15 Стихийные бедствия и катастрофы антропогенного происхождения. Экологическая безопасность 3 (3,75 %) 2 (1,36 %)

16 Рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов 1 (1,25 %)

17 Управление отходами. Малоотходная и безотходная технологии 1 (1,25 %) 39 (26,53 %)

18 Защита от шума, вибрации, электрических и магнитных полей и излучений 1 (1,25 %)

Итого 80 (100 %) 147 (100 %)

Далее представим результаты анализа содержания медиатекстов СМИ.

Так, сетевое издание 1obl.ru освещает более широкий спектр экологических проблем, не только охватывая конфликтные темы, но и раскрывая общие вопросы охраны среды, управления отходами и др. Причем абсолютное большинство новостей 1obl.ru написаны в конструктивном ключе (93,88 %), в них отражены пути решения экологических проблем. Новостных материалов, касающихся таких тем, как несанкционированные свалки, городские субботники, рекультивация отходов, разделение мусора по категориям, создание полигонов для мусора, антисанитария возле мусорных зон и т. п. - 39, немного меньше материалов по теме загрязнения атмосферы - 36, далее можно отметить тему загрязнения водных ресурсов (загрязнение воды выбросами, отравленная вода, гибель рыбы в воде, пересыхание каналов, качество питьевой воды и т. д.), которая представлена в 31 новостном материале.

Следующим этапом контент-анализа стало изучение стилистической направленности экотек-стов, предлагаемых для ознакомления с экологической проблематикой. Мы рассмотрели общую тональность и коннотацию экотекстов, представленных для аудитории. Оценивая материалы «Первого областного», можно сказать об общей положительной тональности и коннотации экотек-стов. Особенно это проявляется в заголовках. На сайте 1obl.ru преобладает положительная коннотация экотекстов, посвященных проблеме загрязнения воздуха и управления отходами, нейтральная коннотация касается проблемы загрязнения водных ресурсов. Материал представляет собой констатирующую фактологическую информацию, отражающую реальные события и меры, принимаемые по выявленным проблемам. Освещение темы мусора имеет положительную окраску, информационный материал посвящен возможностям решения проблемы, создавая тем самым положительный эмоциональный фон. Примеры заголовков с положительной коннотацией: «Ситуация с атмосферным воздухом в Челябинске начинает стабилизироваться» (24.01.2022); «Челябинский завод снизил выбросы на 48 %» (19.10.2022); «Выбросов пыли в атмосферу станет меньше» (11.05.2022); «В Челябинской области в 2023 году ликвидируют 189 незаконных свалок» (17.11.2022); «Экология на Южном Урале продолжит улучшаться» (15.04.2022).

Экотексты представлены в виде побуждений, обращенных к общественности с призывами присоединиться к имеющимся достижениям и результатам. Визуальная составляющая экоматериалов не противоречит содержанию, а дополняет положительный или нейтральный тон публикаций.

Структурно-содержательный анализ сетевого издания «1obl.ru» показывает, что экологическая проблематика представлена во всех вариантах рабо-

ты с текстом: использование профессиональных терминов, символов, изображений, фактов, событий, имен, топонимов, общественных организаций и т. д.

Оценивая особенности подачи материалов по экологической проблематике, можно отметить характерные черты: экотематика представлена в нейтральных и положительных аспектах; обращаются к общественности с целью присоединиться к имеющимся достижениям и результатам; концентрируют внимание не только на проблемах, но и на их решении; демонстрируют перспективы разрешения экологических проблем; имеют более продуктивный характер информационных материалов; демонстрируют перспективы разрешения экологических проблем; фото и тексты не вызывают отрицательного отношения к экологической ситуации в регионе.

Экологическая тематика, представленная на сайте 1obl.ru, повышает осведомленность аудитории в широком спектре экологических проблем как города, так и региона, позитивно воздействуя на поведенческие установки аудитории, максимально вовлекая в процессы решения данных проблем, улучшая социальное самочувствие, при этом не вызывая негативного эмоционального фона.

Что касается сетевого издания 74.ru, то в содержании его информационной повестки дня уделяется большее внимание деструктивным информационным поводам, происходит концентрация на негативных аспектах экологии: наиболее популярная рубрика - загрязнение атмосферы и водных объектов. Причем стиль подачи материалов во многом предопределен остротой экологических проблем и связан с постановкой проблем (70 %), лишь в 25 % новостей раскрыт путь решения экологических проблем.

Экологическая повестка представлена на городском интернет-портале - «74. ги» существенно отличается от сетевого издания «1obl.ru». Большинство материалов посвящено проблеме загрязнения атмосферы (38 новостей), далее идет тема загрязнения водных объектов (19 материалов) и охраны растений и животного мира (8 материалов). Сопоставляя информационную повестку «74.ru» с предыдущими годами, можно сказать, что тема загрязнения воздуха сохраняет максимальную актуальность. Анализ контента сайта показал, что в большинстве случаев преобладает отрицательная коннотация экотекстов, посвященных теме воздуха и воды, материалы носят экспрессивный и обличительный характер. Ряд публикаций включает в себя информацию о бездействии и недостаточных мерах со стороны органов власти по решению актуальных экологических проблем.

Анализ контента показал, что при создании и формировании экотекстов на сайте «74. ги», а также в заголовках и лид-абзацах частотными являются слова (существительные, прилагательные,

глаголы, наречия), имеющие отрицательную коннотацию в соответствующем контексте (табл. 2).

Таблица 2

Слова в заголовках и информационном материале с отрицательной коннотацией

Table 2

Vocabulary with negative connotation found in titles and information materials

Части речи Примеры слов в заголовках

Существительное выбросы, смог, гарь, дымка, мгла, пелена, свалка, вырубка, выхлопы, сероводород, нечистоты

Прилагательное грязный, мутный, загрязненный, опасный, обеспокоенный, вредный, едкий, густой, серый

Глагол Задыхаются, уничтожать, накрыть, жаловаться, превышать, мутить, травить, покидать, дохнуть, вырубать, вонять, заволакивать

Активно используются в заголовках такие слова, как «смог», «сероводород», «выбросы», «удушье», которые имеют отрицательные коннотации, формируя в сознании аудитории негативный образ территории, усиливая депрессивное состояние и социальное самочувствие. Сгущая краски в описании экологической ситуации города и региона, издание формирует общий негативный фон и вызывая отрицательные эмоции, создавая шаблонное и стереотипное восприятие территории. Большинство заголовков направленны на аффективные, то есть чувственно-эмоциональные реакции со стороны аудитории. Одна из задач такой подачи материала является вызов эмоциональных реакций со стороны медиапотребителей, при этом отмечаются реакции негативной направленности: страх, тревога, переживание, раздражение.

Заголовки «74. ги» имеют яркую эмоциональную окрашенность, в них часто встречаются риторические вопросы о будущем региона.

Примеры заголовков с негативной коннотацией: «Превышение вредных веществ в воздухе над Челябинском!» (14.03.2022); «Челябинск заволокло густой пеленой выбросов» (16.03.2022); «Челябинск накрыла сизая дымка» (14.04.2022); «В Челябинске превышен уровень сероводорода» (06.07.2022); «Всё в копоти сине-грязной» (11.07.2022); «В Челябинске опять воняет?» (29.07.2022); «Челябинск утонул в густой мгле» (24.08.2022); «Челябинск накрыло едким смогом» (26.10.2022) и др.

Визуальная составляющая экоматериалов имеет ряд особенностей: часто встречается несоответствие заголовка информационного материала и изображения; формальное использование изображений, взятых из банка интернет (отсутствие «живой» фотографии с реального места события), при этом картинки на изображениях могут вообще не отражать сути, смысла статьи; нарочитое использование мрачных изображений, в серых, темных тонах.

Особенности экологической повестки, формируемой информационным порталом «74.ru»: апеллируют к эмоциональному восприятию информации; вызывают устойчивое состояние паники и усиливают эмоциональное напряжение аудитории; развивают информационную депрессию, формируют отрицательные стереотипы; фото и тексты вызывают отрицательное отношение к ситуации в регионе; концентрируют внимание только на проблемах, а не на их решении.

Материалы по экологии городского портала «74.ru» в большинстве случаев оказывают воздействие на аффективный уровень восприятия эконо-востей, формируя общий негативный эмоциональный фон.

Выводы

Исследование информационной повестки сетевых СМИ региона показало, что содержание новостей представлено неравномерно, большее внимание уделяется проблемам загрязнения и охраны атмосферы, водных объектов, управления отходами (более 70 % текстов).

Так, сетевое издание 74.ru уделяет большее внимание деструктивным информационным поводам, концентрируется на негативных аспектах экологических явлений: наиболее популярная тема - загрязнение атмосферы и водных объектов. Причем стиль подачи материалов во многом предопределен остротой экологических проблем и связан с постановкой проблем (70 %), лишь в 25 % новостей раскрыт путь решения экологических проблем. Что касается сетевого издания 1obl.ru, то здесь освещается более широкий спектр экологических проблем, охватывая не только проблемы, но и способы их решения.

Материалы на экологическую тематику в большей степени апеллируют к эмоциональному восприятию информации (особенно характерно для издания 74.ru). Сгущение негативной информации способствует формированию эмоционального напряжения, вызывает отрицательное отношение к ситуации в регионе.

Исследование выполнено за счет гранта РНФ (проект № 23-18-20090, https://rscf.ru/project/23-18-20090/) «Исследование воздействия материалов СМИ, социальных медиа по экологии и ме-диаэффектов на молодежную аудиторию, проживающую на территории региона экологического риска».

Литература

1. Mocatta, M.-G. Environmental Journalism / M.-G. Mocatta. - University of Tasmania, 2015. -URL: https://www.researchgate.net/publication/36105 2520_Environmental_Journalism (дата обращения: 19.04.2023).

2. Moser, S. C. Communicating climate change: history, challenges, process and future directions /

S. C. Moser // WIREs Climate. Change. - 2009. - 22 December. - Р. 31-53. - URL: https://wires.onlinelib rary.wiley.com/doi/10.1002/wcc.11 (дата обращения: 19.04.2023).

3. Клюев, Ю. В. Информационная повестка дня и картина мира в аудиовизуальных СМИ / Ю. В. Клюев. - URL: https://jf.spbu.ru/upload/files/ file_1484722431_5368.pdf (дата обращения: 19.04. 2023).

4. Фокина, О. А. Региональная повестка общероссийской периодики: теоретическая и эмпирическая модели / О. А. Фокина // Вопросы теории и практики журналистики. - 2012. - № 2. - С. 124-130.

5. Батанина, И. А. Экологическая повестка в российском сегменте социальных медиа: результаты анализа больших данных / И. А. Батанина, Е. В. Бродовская, А. Ю. Домбровская, Р. В. Парма // Известия ТулГУ. Науки о Земле. - 2021. -№ 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologi cheskaya-povestka-v-rossiyskom-segmente-sotsial nyh-media-rezultaty-analiza-bolshih-dannyh (дата обращения: 19.04.2023).

6. Каминченко, Д. И. Взаимодействие средств массовой информации и общества: анализ информационных повесток дня / Д. И. Каминченко // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. -2020. - Т. 39, № 4 - С. 533-544.

7. Лебедев, А. А. Региональные масс-медиа России: типология, структура и система. Формирование повестки дня / А. А. Лебедев // Региональные СМИ: проблематика, тенденции развития ; науч. ред. С. К. Шайхитдинова. - Казань : Казан. ун-т, 2011. - С. 56-94.

8. Черепанова, Д. А. Информационная повестка как механизм формирования политического имиджа государства / Д. А. Черепанова // Вестник ПАГС. - 2016. - № 5 (56). - С. 136-141.

9. Дьякова, Е. Г. Массовая коммуникация: модели влияния. Как формируется повестка дня? / Е. Г. Дьякова, А. Д. Трахтенберг. - Екатеринбург : Изд-во Гуманитарного ун-та, 2001. - 130 с.

10. Zunino, E. A. Who defines the agenda? The sources of information in the Argentinian digital press / E. A. Zunino. - http://www.scielo.org.mx /scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0188-252X2019000100116 (дата обращения: 19.04.2023).

11. Новак, А. А. Особенности повестки дня региональных изданий : автореф. дис. ... канд. филол. наук / А. А. Новак. - М., 2018. - 23 с.

12. Садчикова, А. С. Специфика локальных структур и компонентов информационного пространства гражданского общества / А. С. Садчико-ва // Russian Journal of Education and Psychology. -2015. - №9. - С. 120-133.

13. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов : ок. 25 000 слов и словосочетаний / Л. П. Крысин. - 5 изд., стер. - М., 2003. - 944 с.

14. Сараева, Н. М. Состояние проблемы влияния на психику человека экологически неблагополучной

среды и новые методологические позиции ее разработки в экологической психологии / Н. М. Сараева // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. - 2012. - № 1. - С. 69-75.

15. Кутуев, С. А. Обзор основных проблем по экологии и реализация национального проекта «Экология» в Челябинской области / С. А. Кутуев // Вестник магистратуры. - 2022. - № 5-3 (128). - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/obzor-osnovnyh-problem-po-ekologii-i-realizatsiya-

natsionalnogo-proekta-ekologiya-v-chelyabinskoy-oblasti (дата обращения: 19.04.2023).

16. Медиалогия. ТОП-20 самых цитируемых СМИ Челябинской области - 2022 год. - URL: https://www.medialogia.com/ratings/media/regional/1 1991/ (дата обращения: 15.09.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Государственный рубрикатор научно-технической информации. Раздел 87: Охрана окружающей среды. Экология. - URL: https://grnti. ru/?p1=87 (дата обращения: 19.04.2023).

Матвеева Ирина Юрьевна - кандидат педагогических наук, заместитель директора института медиа и социально-гуманитарных наук, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), e-mail: [email protected]. ORCID 0000-0001-6939-8991

Лободенко Лидия Камиловна - доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), e-mail: [email protected]. ORCID 0000-0002-0809-1686

Харитонова Ольга Юрьевна - кандидат исторических наук, доцент кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), e-mail: [email protected]. ORCID 0000-0001-6124-3055

Череднякова Анна Борисовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры журналистики, рек ламы и связей с общественностью, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), e-mail: [email protected]. ORCID: 0000-0002-5681-8800

Шестеркина Людмила Петровна - доктор филологических наук, заведующий кафедрой журналистики, рекламы и связей с общественностью, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), e-mail: [email protected]. ORCID 0000-0002-2859-7991

Поступила в редакцию 7 октября 2023 г.

DOI: 10.14529/ssh230410

PECULIARITIES OF MEDIA INFORMATION AGENDA ON ECOLOGY OF THE INDUSTRIAL REGION

I. Y. Matveeva, L. K. Lobodenko, O. Y. Kharitonova, A. B. Cherednyakova, L. P. Shesterkina

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The article studies the peculiarities of media information agenda on ecology of an industrial region. The empirical base of the study includes media texts of the Chelyabinsk Oblast online media 74.ru and 1obl.ru (January-December 2022). The content analysis presents environmental information agenda of these media outlets which included 227 media texts. As a result, 18 thematic headings were identified including general environmental issues, international cooperation, environmental basics of human life among others. The study demonstrated that the largest number of media texts (more than 70.0 %) is devoted to the topics of air pollution and protection, water bodies, and waste management. At the same time, the online portal 74.ru pays more attention to destructive information occasions and concentrates more on negative aspects of environmental phenomena. The most popular rubric here is air and water pollution. Moreover, the style of material presentation is largely predetermined by the acuteness of environmental problems and is related to the statement of problems (70.0 %). Only a quarter of the news items disclose the way of solving environmental problems. As for the news portal 1obl.ru, it covers a wider range of environmental problems highlighting not only problems, but also their solutions.

Keywords: mass media, information agenda, ecology, industrial region, media text.

References

1. Mocatta M.-G. Environmental Journalism. University of Tasmania, 2015. URL: https://www.research gate.net/publication/361052520_Environmental_Journalism.

2. Moser S.C. Communicating climate change: history, challenges, process and future directions // WIREs Climate. Change. 2009. 22 December. P. 31-53. URL: https://wires.onlinelibrary.wiley.com/ doi/10.1002/wcc. 11

3. Kljuev J.V. Informacionnaja povestka dnja i kartina mira v audiovizual'nyh SMI [Information Agenda and World Picture in Audiovisual Media]. URL: https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1484722431_5368.pdf/.

4. Fokina O.A. Regional'naja povestka obshherossijskoj periodiki: teoreticheskaja i jempiricheskaja modeli [Regional Agenda of All-Russian Periodicals: Theoretical and Empirical Models] // Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. 2012. № 2. S. 124-130.

5. Batanina I.A., Brodovskaja E.V., Dombrovskaja A.J., Parma R.V. Jekologicheskaja povestka v ros-sijskom segmente social'nyh media: rezul'taty analiza bol'shih dannyh [Environmental Agenda in the Russian Social Media Segment: Results of Big Data Analysis] // Izvestija TulGU. Nauki o zemle. 2021. № 2. URL: http s://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskaya-povestka-v-rossiyskom-segmente-sotsialnyh-media-rezulta^-analiza-bolshih-dannyh.

6. Kaminchenko D.I. Vzaimodejstvie sredstv massovoj informacii i obshhestva: analiz informacionnyh povestok dnja [Media-Society Interaction: Analyzing Information Agendas] // Voprosy zhurnalistiki, pedagog-iki, jazykoznanija. 2020. T. 39, № 4. S. 533-544.

7. Lebedev A.A. Regional'nye mass-media Rossii: tipologija, struktura i sistema. Formirovanie povestki dnja [Regional Mass Media in Russia: Typology, Structure and System. Agenda Formation] // Regional'nye SMI: problematika, tendencii razvitija; nauch. red. S.K. Shajhitdinova. Kazan': Kazan. un-t, 2011. S. 56-94.

8. Cherepanova D.A. Informacionnaja povestka kak mehanizm formirovanija politicheskogo imidzha gosudarstva [Information Agenda as a Mechanism of Formation of Political Image of the State] // Vestnik PAGS. 2016. № 5 (56). S. 136-141.

9. D'jakova E.G., Trahtenberg A.D. Massovaja kommunikacija: modeli vlijanija. Kak formiruetsja povestka dnja? [Mass Communication: Patterns of Influence. How is the Agenda of the Day Formed?]. Ekaterinburg: Izd-vo Gumanitarnogo un-ta, 2001. 130 s.

10. Zunino E.A. Who defines the agenda? The sources of information in the Argentinian digital press. URL: http://www.scielo.org.mx/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S0188-252X2019000100116.

11. Novak A.A. Osobennosti povestki dnja regional'nyh izdanij [Features of the Agenda of Regional Editions]: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. M., 2018. 23 s.

12. Sadchikova A.S. Specifika lokal'nyh struktur i komponentov informacionnogo prostranstva gra-zhdanskogo obshhestva [Specifics of Local Structures and Components of the Information Space of Civil Society] // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. № 9. S. 120-133.

13. Krysin L.P. Tolkovyj slovar' inojazychnyh slov [Explanatory Dictionary of Foreign ]: ok. 25 000 slov i slovosochetanij. 5 izd., ster. M. 2003. 944 s.

14. Saraeva N.M. Sostojanie problemy vlijanija na psihiku cheloveka jekologicheski neblagopoluchnoj sredy i novye metodolo-gicheskie pozicii ee razrabotki v jekologicheskoj psihologii [State of the Problem of Influence of Ecologically Unfavorable Environment on Human Psyche and New Methodological Positions of its Development in Ecological Psychology] // Izvestija Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Psihologija. 2012. № 1. S. 69-75.

15. Kutuev S.A. Obzor osnovnyh problem po jekologii i realizacija nacional'nogo proekta «Jekologija» v Cheljabinskoj oblasti [Review of the Main Environmental Issues and Implementation of the National Project «Ecology» in the Chelyabinsk Region] // Vestnik magistratury. 2022. № 5-3 (128). URL: https://cyber leninka.ru/article/n/obzor-osnovnyh-problem-po-ekologii-i-realizatsiya-natsionalnogo-proekta-ekologiya-v-chelyabinskoy-oblasti.

16. Medialogija. TOP-20 samyh citiruemyh SMI Cheljabinskoj oblasti - 2022 god [Medialogy. Top 20 Most Quoted Media in the Chelyabinsk Region - 2022]. URL: https://www.medialogia.com/ratings/ media/regional/11991/.

17. Gosudarstvennyj rubrikator nauchno-tehnicheskoj informacii. Razdel 87: Ohrana okruzhajushhej sredy. Jekologija. URL: https://grnti.ru/?p1=87.

Irina Y. Matveeva - Cand. Sc. (Pedagogy), Deputy Director of the Institute of Media and Social and Humanitarian Sciences, South Ural State University (Chelyabinsk), e-mail: [email protected]

Lidiya K. Lobodenko - D. Sc. (Philology), Professor of the Department of Journalism, Advertising and Public Relations, South Ural State University (Chelyabinsk), e-mail: [email protected]

Olga Y. Kharitonova - Cand. Sc. (History), Associate Professor of the Department of Journalism, Advertising and Public Relations, South Ural State University (Chelyabinsk), e-mail: [email protected]

Anna B. Cherednyakova - D. Sc. (Pedagogy), Professor of the Department of Journalism, Advertising and Public Relations, South Ural State University (Chelyabinsk), e-mail: [email protected]

Liudmila P. Shesterkina - D. Sc. (Philology), Head of the Department of Journalism, Advertising and Public Relations, South Ural State University (Chelyabinsk), e-mail: [email protected]

Received October 7, 2023

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Особенности информационной повестки СМИ по экологии промышленного региона / И. Ю. Матвеева, Л. К. Лободенко, О. Ю. Харитонова и др. // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». -2023. - Т. 23, № 4. - С. 90-97. БО!: 10.14529^^30410

Matveeva I. Y., Lobodenko L. K., Kharitonova O. Y., Cherednyakova A. B., Shesterkina L. P. Peculiarities of Media Information Agenda on Ecology of the Industrial Region. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Social Sciences and the Humanities, 2023, vol. 23, no. 4, pp. 90-97. (in Russ.). DOI: 10.14529/ ssh230410

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.