УДК 1 (075.8)
БИБЛИОТЕЧНЫЙ РЕСУРС В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ СОВРЕМЕННОСТИ (ОПЫТ ФИЛОСОФСКОЙ РЕФЛЕКСИИ)
Р.А. Дунаев1), Г.Н. Калинина2)
1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1)e-mail: [email protected], 2)e-mail: [email protected]
В рамках проблемного поля данной статьи осуществляется аналитика ряда свежих проблем, в орбиту которых в сетевом обществе «вольно или невольно» вовлечена библиотечная сфера: как профессия, как мыслительный дискурс, а шире - как культурно-исторический феномен, восходящий к ранним культурным практикам. В ракурсе авторской философской рефлексии - наработки и опыт отечественных и зарубежных специалистов, возможность его приложимости к условиям «российской почвы»; стандарты и критерии библиотечной профессии в современных «обществах знания», а также магистральные векторы развития библиотечных коммуникаций, в том числе в горизонтах диалектики будущего.
Ключевые слова: общество знания, библиотечная сеть, библиотечная коммуникация, информационные потоки, пользователи, новейшие технологии, глобальная сеть Internet, профессиональные критерии, образование, культурные практики.
Сегодня, в эпоху столь непредсказуемого мира, многие его феномены меняют свои устоявшиеся контексты, смыслы и содержание. И это нормально. Хотя бы потому что так устроен сам мир в его онтологическом бытийном статусе. В таком динамичном миропорядке в орбиту творческого и исследовательского интереса попадают самые разные культурные феномены, генезис которых восходит к «заре человечества», к самым ранним личностно ориентированным социальным и культурным практикам. Среди них библиотечная сфера, отрефлексировать некоторые узловые аспекты которой мы намереваемся в контексте нашей статьи путем погружения в специфику сегодняшнего - «сетевого» миропонимания и мироощущения. Тем более, что феномен библиотечных сетей так или иначе затрагивает проблематику, связанную с историко-научными, философско-методологическими и культурно-историческими аспектами более широкой, глобальной сферы - проблемы духовного производства знания, культурных и научно-технологических инноваций, науки и высшего образования. Это, во-первых.
Во-вторых, мы склонны согласиться со специалистами, которые выявляют детерминации и взаимозависимости между качественными процессами в социально-экономических структурах, задающими основной вектор движения новационных технологий с одной стороны, и такими же свежими тенденциями в культуре, в том числе и в библиотечной, сфере. Причем, подобные трансформации во всех смыслах «затрагивают сущностные интересы людей, стран и народов, побуждая переосмысливать собственную роль в меняющемся мире, заново определять перспективы реализации имеющихся возможностей, способностей и талантов».1
1 Алексеева И.Ю. Что такое общество знаний. М., 2009. С. 6.
Действительно, видимо, нет резона оспаривать ту очевидность, что «Потрясения, вызванные третьей промышленной революцией, а именно, возникновением новейших технологий, фактически привели к появлению новой социокультурной динамики. Профессиональная подготовка, научно-технические достижения, формы культурного самовыражения, начиная с середины ХХ века, переживают постоянные эволюционные изменения, в том числе в направлении роста их взаимозависимости, использования широкого и богатого культурного контекста. К примеру, сегодня уже невозможно представить науку, равнодушную к образованию, к богатствам локального знания, или же, скажем, культуру, замкнутую на себя и закрытую для изучения и трансляции новых форм знания».
В самом деле, в современном подвижном, текучем, предельно рационализированном мире, где человек почти тотально окружен и все больше втягивается в сети информационных технологий, очень важно быть, что называется, «на передовой». При том, однако, что «идти в ногу» со временем, соответствовать его запросам, улавливать дыхание эпохи и адекватно реагировать на изменения ее культурного поля оказывается далеко не просто. В ряду значимых для нашей жизни феноменов особое место традиционно принадлежало библиотечным коммуникациям и людям, с образом которых, наверное, почти у каждого человека с детства олицетворяется загадочный и манящий тайнами, книжный мир - мир, который сегодня, в век информационных технологий становится все более виртуальным, постепенно отдаляясь от нас, читателей печатной книги. Что же происходит сегодня за «закрытой дверью» этого мира, в какие ситуативные перипетии попадает библиотека как «книжный храм» и библиотекарь как его «законный представитель»? Попытаемся осмыслить лишь небольшую часть этой «новой проблемы», обусловленной реальностью сегодняшнего дня.
Конечно, нельзя сказать, что профессия библиотекаря - это хорошо раскрученный бренд с зашкаливающей престижностью трудоустройства и безусловным спросом на профессию, задачи которой меняются у нас на глазах, реагируя на процессы в обществе и культуре. И это не случайно. Реальность такова, что физические коллекции литературных источников сокращаются, а объемы цифровых коллекций стремительно растут. Вопрос о том, каков необходим баланс между ними и как держать данные коллекции в актуальном состоянии, является сейчас открытым. Изменение информационных потоков, информационная перегрузка, знание поведения пользователей современной библиотеки - задача профессионалов, которая предполагает глубокое понимание потребностей клиентов-посетителей библиотек, а также обслуживание на основе сетевых технологий.
Библиотечная профессия сталкивается с растущей сложностью информационных систем (скажем, В 2013 году в Сан-Антонио (США) открылась первая в мире библиотека BiblioTech, где обычные книги полностью заменены электронными). Возникает множество проблемных вопросов. Например: как обучать специалистов библиотек будущего в обществе, где информация постоянно растет и меняется, каковы новые ключевые компетенции будущих специалистов: навыки, связанные с оперативной навигацией в сети или коммуникативные навыки, чтобы быть открытыми для взаимодействия. Реалистичное понимание молодыми людьми
2
Калинина Г.Н., Майданский А.Д., Шамардин Н.Н. Общество знаний»: философско-методологическая критика понятия // Культурный капитал. Инновации. Наука (От писцовых школ к «обществу знаний»): моногр. / под ред. И.Б. Игнатовой, О.Н. Полухина, В.П. Римского. - Белгород: НИУ «БелГУ», 2016. 252 с.
цифровых технологий играют полезную и значимую роль в поддержке нынешнего поколения [http://comminfo.rutgers.edu/]. И в этом плане мы может сказать: Многие библиотеки и библиотекари уже доказали свою исключительную способность выявлять тенденции и интегрировать их в свои программы и услуги, однако, даже лучшие из могут быть поражены темпами изменения объема информации и тенденций различных направлений и секторов.
Одновременно мы не можем отрицать и другого: все увереннее библиотека как субъект социума, становится активным игроком в информационном пространстве, чутко реагируя на технологические изменения культурного, социального, идеологического пространства - в русле запросов и вызовов сегодняшнего мира. Примечательно в данной связи, что в 2004 году дан старт проекту Министерства культуры Российской Федерации - Национальная электронная библиотека (НЭБ), с основной задачей - не только наполнить ресурс и обеспечить доступ к полнотекстовым произведениям, но и к технологиям. Внедрение единого электронного читательского билета позволит всем желающим, минуя посещение библиотеки получить доступ к полнотекстовым электронным изданиям, сервисам и услугам всех библиотек - участниц НЭБ. Заметим, что по инициативе Российской государственной библиотеки и ряда других организаций в 2005 году учреждена Российская Ассоциация электронных библиотек.
В русле сказанного, целесообразно, на наш взгляд, выделить несколько направлений, которые, согласно прогнозам, коснутся не только физических пространств библиотек, но и непосредственно персонала. Речь, прежде всего, идет о модификации образа «библиотека» и ее функциональной миссии в обществе. Скажем, специалистами обсуждается широкая и не вполне типическая типология библиотечных сетей. В этом ряду назовем: библиотека в метро или джунглях, библиотечный курорт The Library Resort (http://www.thelibrary.co.th), библиотека как книжная полка, библиотека-раковина, фигвам, ромбокубооктаэдр (http://www.nlb.by/portal/page/portal/index) и пр. варианты. Уточним, что это - лишь малая часть смелой фантазии игры с формой. При том, что содержательная часть представляется достаточно дискуссионным полем и требует комплексного подхода, напряженной аналитической работы на мировом уровне.
На этом фоне следует отметить следующее: начиная с середины 60-х гг. ХХ ученые стран Запада (Уильям Дж. Митчелл, Альберто Мангуель, Хельмут Ботт) начали высказывать предположения о скором исчезновении, деактуализации библиотеки в качестве физического пространства. Так в 1965г. американский ученый в сфере информационных технологий Дж. К.Р. Ликлайдер (J.C.R. Licklider) публикует книгу «Библиотеки будущего», состоящую из двух частей. В первой описывает взаимодействие человека со знаниями, где размышляет об объемах информации, её хранении и поиске, во второй части книги описывает исследования в области использования компьютеров в библиотеке. Уже тогда он представлял что человечество достигнет желаемого будущего, в котором исследователи будут сидеть за терминалами3, пользоваться клавиатурой и, глядя на экраны, будут подключаться и взаимодействовать с цифровыми системами запроса, поиска и извлечения информации т.е. библиотеки уйдут в цифровое пространство.
Небезынтересно так же, что в рамках стратегических инициатив и Московской школой управления «СКОЛКОВО» в 2014 году создан «Атлас новых профессий». В
3 Licklider J.C.R. libraries of the future M.I.T. press Massachusetts Institute of Technology Cambridge, Massachusetts. 219 p.
работе над проектированием будущего приняли участие свыше 2500 российских и иностранных экспертов из 19 отраслей экономики. Так участники исследования проанализировали технологические, социальные и экономические изменения, планы развития ведущих компаний, чтобы сформировать отраслевые «карты будущего», где ключевая роль отводится специалистам, способным успешно эти планы воплощать и развивать. Указанная перспектива поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и соответственно какие новые специалисты потребуются работодателям.
На уровне социальных и государственных структур проблемная напряженность вопросов, связанных с развитием библиотек, свидетельствует об осознании необходимости их рефлективной приложимости в «обществе будущего» и легитимитации данных процессов. Эта ситуация так же отражает государственную политику по данному направлению (так, на правительственном уровне обсуждалось состояние и перспективы развития библиотек в регионах страны (ноябрь, 2016 г.); на уровне Правления Российской библиотечной ассоциации дискутируется вопрос относительно возможного объединении Российской национальной библиотеки и Российской государственной библиотеки). Также в повестках Санкт-Петербургского Международного культурного форума 2014-2016гг. обсуждались вопросы по части использования пространства библиотек как дискуссионных площадок. Тем самым подчеркивается важная миссия и роль национальных библиотек в современном мире.
Интересен мыслительный дискурс по данной проблеме ряда отечественных специалистов. В частности, мы имеем в виду наработки профессора кафедры информационно-управляющих и мультимедиа систем СПбГИК А.В. Соколова, специалиста в области библиотековедения, библиографоведения. В ряде его публикаций, (в частности, в статье «Миражи») перспективы развития книжной коммуникации, библиотечного дела рассматриваются в контексте футурологических концепций информационного обществ.4 Отмечается, что в формируемой посттехногенной гуманистической цивилизации понимание библиотеки как социального института (в разрезе современного федерального закона об образовании) обществу не требуются, так как они не удовлетворяют приоритетные для общества этого типа образовательные потребности, ограничиваясь выполнением информационных и культурно-просветительных функций. Профессор кафедры электронных библиотек, информационных технологий и систем столичного МГИК В.К. Степанов в «Манифесте библиотек цифровой эпохи» подробно описывает открывающиеся возможности и стратегию преобразований библиотек будущего в стремительно меняющихся условиях.5
Начальник отдела исследования компьютерных систем Российской государственной библиотеки Шварцман М.Е и ведущий программист отдела исследования компьютерных систем Российской государственной библиотеки Н.В. Козлова в 2015 г. в статье «Электронная библиотека нашей мечты» рассматривают довольно подробно возможности (поиск, просмотр, связь с внешними
4 Соколов А.В. Миражи. Россия. 2015. Библиофутурологическая лекция. URL: http ://ellib.gpntb.ru/sub scribe/index.php?j ournal=ntb&year=2015&num= 10&art=2 (дата обращения 29.01.2018).
5 Степанов В.К. Манифест библиотек цифровой эпохи. URL: http://rusla.ru/upload/News%202014/manifest-stepanov.pdf (дата обращения 29.01.2018).
объектами и др.) существующих крупных электронных библиотек,6 отмечая при этом, что есть куда стремится на пути к «идеальной» электронной библиотеке и западным библиотекам. И как уже сегодня отмечают многие директора издательств и директора библиотек, «библиотека для молодёжи будет ориентирована прежде всего на мобильный контент и качество сервисов».
Интерес также представляют исследования А.М. Цапенко, в статье которого «Будущее библиотек - электронные библиотеки или депозитарии печатных книг?» представлен аналитический срез путей развития современных электронных библиотек. Примечательно, что, согласно данным, все современные электронные устройства и информационные носители по надежности сохранения записанной в них информации проигрывают «обычным книгам». То есть, для чтения классической книги никакие технические устройства (да и источники энергии) не нужны в принципе. Автору представляется, что все библиотеки, скорее всего, должны будут постепенно трансформироваться в библиотеки двух типов. А именно: полностью электронные библиотеки и библиотеки (таковыми, согласно прогнозам) скорее всего, станут крупные национальные, федеральные библиотеки (возможно и крупные региональные), в которых наряду с наличием в них значительного по объему информации электронных фондов будут сохраняться классические бумажные печатные книги. Для любителей же подержать в руках бумажную книгу будет возможность сделать это в отделе «редкой книги».
Строго говоря, проблематика новых перспектив и горизонтов библиотечной сферы - предмет исследовательского интереса значительной части отечественных специалистов. Она перекликается с концептуальными поисками западных ученых. Особенно тех, кто работает в области анализа «общества знания», сетевого общества, «знаниевого ресурса», информационных потоков в социальных структурах современности, правомерно рассматривая их базисным основанием «грядущего постиндустриального общества»9. Напомним, что, с одной стороны, понятия «сеть» и производные от него («сетевое общество», «сетевая парадигма» и др.) - концепты не вполне «обкатанные», имеющие неоднозначнуую трактовку. С другой же стороны, данные концепты, эволюционируя в сложные формообразования, заняли свою «нишу» как в исследовательской сфере, так и в и актуальных культурных практиках сегодняшнего дня, уверенно вписываясь в общий фон техногенной рационально рефлексивной культуры.
В самом общем виде можно обозначить магистральные линии становления библиотек в современном сетевом пространстве.
В ряду таковых:
- создание единого информационного пространства библиотек, состоящее из сводных и локальных библиографических и полнотекстовых электронных ресурсов, которые создаются работниками библиотек (муниципальных, вузовских и проч.). Так,
6 Шварцман М.Е., Козлова Н.В. Электронная библиотека нашей мечты // Университетская книга. 2015. № 1/2. С. 72-77. URL: http://www.unkniga.ru/electron/4170-elektronnaya-biblioteka-nashey-mechty.html (дата обращения 02.01.2018).
7 Университетская Книга, №1, 2015 / ЭБС: курс на мобильный контент и качество сервисов URL:http://www.aselibrary.ru/press_center/journal/ubook/ubook6570/ubook65706571/ubook657065716580/u book6570657165806582 (дата обращения 5.01.2018).
8 Цапенко А.М. Будущее библиотек - электронные библиотеки или депозитарии печатных книг. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/buduschee-bibliotek-elektronnye-biblioteki-ili-depozitarii-pechatnyh-knig (дата обращения 10.01.2018).
9 Шамардин Н.Н. «Общество знаний»: философско-методологический и науковедческий анализ : Дис. ... к.филос.н. 09.00.08. - Философия науки и техники. Белгород, 2016. 159 с.
в Белгородской области более 30 библиотек-участниц формируют единое информационное пространство, где соединены ресурсы муниципальных, городских, библиотек учебных образовательных организаций высшего образования. Центром методической, аппаратной и технологической поддержки является государственная универсальная научная библиотека. Благодаря возможности технологии web-каталогизации в среде АБИС «OPAC-Global» все участники имеют возможность создавать как свои собственные, так и сводные электронные каталоги.
В развитых станах библиотеки образуют библиотечные сети. Например, в Великобритании на сегодняшний день одна из самых развитых в мире библиотечных сетей. В ее основе национальные, отраслевые и региональные библиотеки. Крупные библиотеки Великобритании могут включать в себя более мелкие библиотеки: самым ярким примером является Британская библиотека с ее разветвленной структурой, которую формируют подразделения различной тематической направленности. Библиотеки Великобритании играют ключевую роль в информационном обеспечении науки, образования, экономики, политики, культуры и других сфер жизни общества.10
Библиотечная ассоциация в США (ALA) - самая крупная национальная библиотечная ассоциация в мире, деятельность которой, охватывает как государственные (публичные, школьные, академические библиотеки) так и специальные библиотеки, обслуживающие лиц в правительстве, бизнесе, искусстве, а также в вооруженных силах, больницах, тюрьмах и других учреждениях. Членство в организации имеют как сами библиотеки, так и библиотекари и другие заинтересованные лица в каждом штате. Совет, орган управления ALA, состоит из избранных отделениями, круглыми столами членов и членов исполнительного совета. Любое лицо, библиотека или иная организация, заинтересованная в библиотечных услугах, может стать членом при уплате взносов, предусмотренных в уставе. Ассоциация проводит ежегодно конференцию, которая является самой крупной в мире библиотечной конференцией и выставкой, где участвуют более 25000 библиотекарей, писателей, учителей, представителей издательств и т. д., а во время конференции проходит более тысячи семинаров и круглых столов, затрагивающих тематику библиотечного дела.
Напомним, что еще в 2013 году американская Библиотечная Ассоциация, основная миссия которой - достижение лидерства в развитии, содействии и улучшении библиотечных и информационных услуг, а также в сфере библиотечных профессий для повышения качества обучения и обеспечения для всех доступа к информации, объявила о создании центра для будущих библиотек [https://americanlibrariesmagazine.org/2015/02/26/]. Характерно, что этот проект изначально получил грантовую поддержку от института музейных и библиотечных услуг. При этом основной массив работы намеренно фокусируется на выявлении новых тенденций, актуальных для библиотек, библиотекарей и сообществ. «Центр будущего библиотек» призван объединить тенденции в области развития и инноваций в направлении улучшения понимания обществом данных тенденций. Также он ведет работу по обеспечению более широкого обзора тех из них, которые будут формировать наш мир уже завтра. При этом используется метод классификации по различным областям DEGEST (демография, экономика, правительство, окружающая среда, общество и технология), который является одним из самых популярных
10 Цветкова В., Мельникова Е., Саркисян Д. Состояние и перспективы развития библиотек Великобритании (на примере Британской библиотеки). URL:
http://www.aselibrary.ru/press_center/journal/irr/irr3648/irr36484157/irr364841574158/irr3648415741584165 (дата обращения 10.01.2018).
методов. Иными словами, главная ориентация «Центра будущего библиотек» -плотное сотрудничество данного объединения с экспертами, новационно мыслящими специалистами в целях оказания оптимальной помощи библиотечным структурам развиваться в актуальных направлениях, что, конечно же, уже позитивно само по себе.
Обратим внимание и на то, что в рамках прошлогоднего (2017 г.) симпозиума по вопросам развития библиотеки будущего и роли библиотек в социуме в США, в ряду актуальных направлений исследований обозначаются: раннее взросление, анонимность в сети, «цифровые мигранты», цифровое поколение, поклонники интернет-вещей (часы, плеер и т.д.), роботы, геймизация (использования игрового мышления и динамики игр для вовлечения аудитории и решения задач). Данный спектр достаточно ясно свидетельствует о постановке задач, связанных с потребностями общества вообще, библиотечных сетей, в частности, в некоторой качественной переориентации библиотек (как по форме, так и по содержанию). На смену традиционно понимаемым «библиотеке» и «библиотекарю» приходит новая, «постнеклассическая» трактовка и интерпретация феномена библиотечного ресурса, а кадровое обеспечение данной сферы предполагает учет всей совокупности происходящих мировых общекультурных процессов.
Вот лишь один характерный пример, иллюстрирующий наш тезис: в рамках Белгородского государственного института искусств и культуры осуществляется подготовка специалистов в области библиотечной деятельности. На кафедрах ведется разработка спецкурсов для новой специальности «Архитектор информационных сетей», которые позволят готовить специалистов владеющих самых передовыми знаниями в сфере библиотечных информационных систем. Институт дает теоретические основы библиотечного дела, которых не всегда хватает для практической работы непосредственно в библиотеке, именно поэтому уделяется внимание дуальному обучению, в процессе которого представления студентов о том, как и каким образом, проходит каждодневная работа библиотекаря становится более адекватными, а сам процесс интереснее.
В существе своем, осмысливаемее нами процессы в « библиотечных сетях» идут в русле идейного наследия нашего соотечественника М.К. Петрова, который с его идеями «онаучивания общества», «институтов обновления знания» и «институтов трансляции знания», роли науки и университетов в развитии европейской и мировой культуры первым поставил и попытался решить проблемы творчества и репродукции в культуре, институционального обеспечения производства и воспроизводства инноваций и знания в культуре, науке и в образовании».11 В полной мере это касается феномена библиотеки и, конечно же, основных его субъектов - пользователей библиотечного поля.
Выпускники-библиотекари, как специалисты в области информации, должны принимать изменения, быть готовыми постоянно учиться и приспосабливаться к людям, ориентироваться на потребности все более разнообразных сообществ, используя разностороннюю информацию. Разумеется, также они обязаны ориентироваться на меняющиеся потребности внешней среды, пробовать новые техники, программы и услуги, должны быть готовы идти на риск, а в случае неудачи продолжить самостоятельное обучение и попытаться еще раз попробовать. Библиотекарь будущего - многообразная и сложная профессия. Не случайно ведь
11 Культурный капитал. Инновации. Наука (От писцовых школ к «обществу знаний») : моногр. / под ред. И.Б. Игнатовой, О.Н. Полухина, В.П. Римского. Белгород: НИУ «БелГУ», 2016. 252 с. С. 68
говорится, что начала нужно найти хорошего библиотекаря и только потом открывать библиотеку (Ш. Ранганатан), а книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению (Ф. Бэкон).
В целом же мы должны принять очевидное: налицо тенденция усложнения библиотечной деятельности, расширение и трансформация ее «привычных» функциональных задач в обществе, изменение ее миссионерской деятельности в культуре. Эта деятельность не просто охватывает все большее число объектов, связанных с широким кругом общественных явлений. - Она предъявляет «высокие счета» и особые требования к основному своему представителю, олицетворяющему собой профессию, связанную с книгой - к библиотекарю, который должен непрерывно учиться, чтобы идти в ногу со временем и соответствовать ему.
Если мы признаем, что библиотекарь XXI века - это не только сотрудник, который несет знания людям, хранит общекультурные ценности, но и важное связующее звено между миром информации, технологий и пользователями библиотек, то мы также со всей ответственностью должны отдавать отчет в том, что судьбы библиотеки зависят от людей, посвятивших себя данной профессии, от их интеллектуального, знаниевого и, что крайне значимо, - морального уровня.
В свою очередь это возможно при условии перехода субъектов сетевого библиотечного пространства к новой, гибкой парадигме мышления. Позволяющей человеку ощущать «ветер современного века» и его «дыхание», то есть включаться в изменившуюся реальность. При этом важно не забывать, что новая культурная и онтологическая реальность - это сложная территория со своими подводными рифами, непредсказуемыми перипетиями и «точками бифуркации». Не случайно поэтому во Всемирном докладе ЮНЕСКО «К обществам знания» отмечается: « ... панорама будущего видится одновременно многообещающим и вызывающим известное беспокойство. Многообещающим - потому, что потенциал, содержащийся в разумном и умелом использовании новейших технологий открывает поистине широкие перспективы для устойчивого развития человека и построения более демократических обществ. Вызывающим беспокойство потому, что на этом пути действительно существуют вполне реальные препятствия и ловушки».12 Необходимость осознания такого свойства рисков усиливается проблемой, связанной с сетью «мировой паутины» (Интернета), «плюсы от использования которой едва ли перекрываются негативными заявлениями о подмене реальных отношений виртуальными или переселении структурных элементов социального пространства в виртуальное. Мировая сеть действительно продуцирует настолько широкое разнообразие сообществ, что возникает вопрос о первичности реальной и виртуальной принадлежности многих индивидов, с ней связанных»13.
С учетом сказанного, представляется важным, во первых, направить исследовательские усилия на поиск оптимальных механизмов, способствующих популяризации библиотечной коммуникации как актуального ресурса современности по хранению и трансляции знания и информации во времени и пространстве, И, во-вторых, необходимо утвердиться в понимании данного ресурса как культурнообразующего интегрирующего фактора в трудоемкой работе по сопряжению поколений, сбережению и приумножению отечественного и мирового
12 К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. Изд-во ЮНЕСКО. Париж, 2005. 240 с.
13 Дунаев Р.А. Философско-культурологические образы «виртуального человека»: Автореф. Дисс. / 09.00.13. Белгород, 2009. 147 с.
культурного наследия. Разумеется, все это придает новое измерение усложняющимся целям и стратегически важным задачам, в орбиту которых вовлечена сегодня сфера библиотечных информационных систем во всей их качественной специфике.
И последнее: при всей своей неоднозначности и множестве позиций наше собственное отношение к рассматриваемой в статье проблеме резюмируется в простом и предельно ясном тезисе: те, кто читает книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор!
Список литературы:
1.Алексеева И.Ю. Что такое общество знаний. М., 2009. С. 6.
2.Дунаев Р.А. Философско-культурологические образы «виртуального человека»: Автореф. дисс. / 09.00.13. Белгород, 2009. 147 с.
3.Калинина Г.Н., Майданский А.Д., Шамардин Н.Н. Общество знаний»: философско-методологическая критика понятия // Культурный капитал. Инновации. Наука (От писцовых школ к «обществу знаний») : моногр. / под ред. И.Б. Игнатовой, О.Н. Полухина, В.П. Римского. - Белгород: НИУ «БелГУ», 2016. 252 с.
4.К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. Изд-во ЮНЕСКО. Париж, 2005. 240 с.
5.Культурный капитал. Инновации. Наука (От писцовых школ к «обществу знаний») : моногр. / под ред. И.Б. Игнатовой, О.Н. Полухина, В.П. Римского. - Белгород: НИУ «БелГУ», 2016. 252 с.
6.Шамардин Н.Н. Общество «знаний»: философско-методологический и науковедческий анализ: Дис. к. филос. н. / 09.00.08. - Философия науки и техники. Белгород, 2016. 159 с.
7.Selwyn Neil. The digital native - myth and reality. Aslib Proceedings, 61(4), 364-379. URL: http://comminfo.rutgers.edu/~tefko/Courses/Zadar/Readings/Selwyn%20dig%20natives,%20Aslib%20Procee dings%202009.pdf (дата обращения 20.12.2017).
8.Licklider J.C.R. libraries of the future M.I.T. press Massachusetts Institute of Technology Cambridge, Massachusetts. 219 р.
9.Соколов А.В. Миражи. Россия. 2015. Библиофутурологическая лекция. URL: http ://ellib.gpntb.ru/sub scribe/index.php?j ournal=ntb&year=2015&num= 10&art=2 (дата обращения 29.01.2018).
10. Степанов В.К. Манифест библиотек цифровой эпохи. URL: http://rusla.ru/upload/News%202014/manifest-stepanov.pdf (дата обращения 29.01.2018).
11.Шварцман М.Е. Электронная библиотека нашей мечты / М.Е. Шварцман, Н.В. Козлова // Университетская книга. 2015. № 1/2. С. 72-77. URL: http://www.unkniga.ru/electron/4170-elektronnaya-biblioteka-nashey-mechty.html (дата обращения 02.01.2018).
12.Университетская Книга. №1. 2015 / ЭБС: курс на мобильный контент и качество сервисов URL:http://www.aselibrary.ru/press_center/journal/ubook/ubook6570/ubook65706571/ubook657065716580/u book6570657165806582 (дата обращения 5.01.2018).
13.Цапенко А.М. Будущее библиотек - электронные библиотеки или депозитарии печатных книг.URL:http://cyberleninka.ru/article/n/buduschee-bibliotek-elektronnye-biblioteki-ili-depozitarii-pechatnyh-knig (дата обращения 10.01.2018).
14.Цветкова В., Мельникова Е., Саркисян Д. Состояние и перспективы развития библиотек Великобритании (на примере Британской библиотеки). URL: http://www.aselibrary.ru/press_center/journal/irr/irr3648/irr36484157/irr364841574158/irr3648415741584165 (дата обращения 10.01.2018).
15.Miguel Figueroa Trends in culture, community, and education point to increased potential for org/2015/02/26/forecasting-the-future-of-libraries-2015 (дата обращения 12.01.2018). expanding the role of libraries of all types URL: https://americanlibrariesmagazine.
16.Gunilla Widеn and Maria Kronqvist-Berg. The Future Librarian: A Diverse and Complex Professional. URL: http://docs.lib.purdue.edu/iatul/2014/plenaries/7 (дата обращения 12.01.2018).
17.Joint N. Digital libraries and the future of the library profession. Library Review, 56 (1). URL: http ://strathprints. strath. ac. uk/3437/1/strathprints003437.pdf (дата обращения 29.12.2017).
LIBRARY RESOURCE IN THE CULTURAL PRACTICES Of MODERNITY (EXPERIENCE OF PHILOSOPHICAL
REFLECTION)
R.A. Dunaev1), G.N. Kalinina2)
1,2)Belgorod State Institute of arts and culture 1)e-mail: [email protected] 2)e-mail: [email protected]
Within the problematic field of this article carried out some fresh intelligence problems in orbit which networked society "willingly or unwillingly» involved library sphere: as a profession, as thought and discourse increasingly-as kultuno-historical phenomenon, dating back to the early cultural practices. From the perspective of the author's philosophical refexion-Groundworks and experiences otechechestvennyh and foreign experts, the possibility of it applicable to the conditions of "Russian soil"; standards and criteria of library profession in modern "knowledge societies", as well as the main vectors of development of library communications, including horizons dialectic of the future.
Keywords: knowledge society, library, library network communication, information flow, users, latest technology, a global network of Internet, professional criteria, education, cultural practices.