Научная статья на тему 'Информационная поддержка системы непрерывного образования преподавателей колледжа'

Информационная поддержка системы непрерывного образования преподавателей колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
328
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИМИДЖ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ КОЛЛЕДЖА / ПРОЦЕСС ПЕРЕПОДГОТОВКИ / CONTINUING EDUCATION / INFORMATIONAL SUPPORT / EDUCATIONAL INSTITUTION IMAGE / EDUCATION MEANS / FEDERAL EDUCATIONAL RESOURCE / COLLEGE TEACHER / RETRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радевская Наталья Станиславовна

В статье обращается внимание на отбор современных средств информационной поддержки профессиональной переподготовки преподавателей колледжа. Дается описание Федерального хранилища единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, в котором размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радевская Наталья Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informational support of college teachers' continuing education system

The article draws attention to the selection of modern means of informational support during vocational retraining of college teachers, give description of the Federal Repository of the unified collection of digital educational resources, which hosts more than 111,000 digital educational resources

Текст научной работы на тему «Информационная поддержка системы непрерывного образования преподавателей колледжа»

Н. С. Радевская

(Санкт-Петербург)

ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА

В статье обращается внимание на отбор современных средств информационной поддержки профессиональной переподготовки преподавателей колледжа. Дается описание Федерального хранилища единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, в котором размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов.

Система образования как институт общества выполняет социальный заказ, она выступает как объект управления со стороны государства, которое определяет ее цели и функции, осуществляет финансирование, задает правовые рамки ее деятельности, разрабатывая и проводя ту или иную образовательную политику. В рамках этой политики на государственном уровне разрабатываются и принимаются соответствующие федеральные программы, а также концепции развития и реформирования системы образования. В качестве одного из ведущих направлений развития высшего образования в России сегодня рассматривается его информатизация.

В результате достижения обозначенной цели в обществе должны быть обеспечены массовая компьютерная грамотность и формирование информационной культуры путем индивидуализации образования. Эта цель является по своей сути долгосрочной и потому будет сохранять свою актуальность на протяжении нескольких ближайших десятилетий. Наряду со стратегической целью определены и частные цели информатизации образования. К ним относятся:

- подготовка обучающихся к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества;

- увеличение степени доступности образования за счет развития средств телекоммуникаций и системы дистанционного обучения;

- интеграция национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную инфраструктуру мирового сообщества и др.

По существу ставится задача качественного изменения состояния всей информацион-

ной среды в системе образования, предоставления возможностей как для ускоренного, прогрессивного развития каждой личности, так и для роста совокупного общественного интеллекта.

Содержательный анализ определений понятия «информационные технологии», наиболее часто встречающихся сегодня в педагогической литературе, позволил выделить два наиболее отчетливых подхода к их трактовке.

В рамках первого из них предлагается рассматривать информационную технологию обучения как дидактический процесс, организованный с использованием совокупности внедряемых (встраиваемых] в систему обучения принципиально новых средств и методов обработки данных (методов обучения], представляющих собой целенаправленное создание, передачу, хранение и отображение информационных продуктов (данных, знаний, идей] с наименьшими затратами и в соответствии с закономерностями познавательной деятельности обучающихся.

Второй подход предусматривает создание определенной технической среды обучения, в которой ключевое место занимают используемые информационные средства. Таким образом, в первом случае говорится о технологии как процессе обучения, а во втором - об использовании в обучении специфических программно-технических средств.

На сегодняшний день под информационной поддержкой понимается процесс информационного обеспечения, ориентированный на пользователей информации, занятых управлением сложными объектами. Информационная поддержка используется при подготовке и реализации управленческих решений [14]. Обобщая имеющиеся научные данные, можно говорить о том, что информаци-

онная поддержка образовательной деятельности - это удовлетворение потребностей преподавателей и руководителей образовательных учреждений в информации, поддерживающей образовательную деятельность учебного заведения посредством специальных методов и способов организации и использования этой информации, а также профессиональных знаний специалистов, обеспечивающих образовательный процесс.

Среди информационно - технических средств, предназначенных для информационной поддержки профессиональной переподготовки преподавателей колледжа, можно выделить:

- технические средства (компьютер, наушники и микрофон, цифровую видеокамеру, музыкальную MIDI-клавиатуру, графический планшет для рисования, принтер, сканер, модем, мультимедиа-проектор, датчики физических величин];

- программное обеспечение и драйверы, поставляемые вместе с устройствами;

- инструментальное прикладное программное обеспечение (редакторы, виртуальные конструкторы текста, графики, анимации, мультипликации, музыки, физических моделей и т.д.], а также инструментальные среды, предназначенные для автоматизации создания необходимых средств обучения;

- информационные ресурсы на лазерных CD-носителях и удаленных серверах (справочники, энциклопедии, виртуальные музеи, предназначенные для непосредственного использования в учебном процессе для решения различных задач обучения: формирования знаний, умений и навыков, контроля качества усвоения, обобщения и систематизации знаний и др.].

В настоящее время широкое распространение в учебном процессе получила Moodle (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment] - модульная объектноориентированная динамическая учебная среда - свободная система управления обучением, распространяющаяся по лицензии GNU GPL. Мооdle создаётся множеством разработчиков и переведена на десятки языков, в том числе и русский. Основные технические требования, предъявляемые для организации работы в среде Moodle, являющейся web-ориентированной средой: web-сервер с поддержкой PHP (например Apache2); сервер баз данных (по умолчанию используется MySQL].

Это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а так же поддержки очного обучения. Используя Moodle, преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т. п. Для применения Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых. По результатам выполнения учениками заданий преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, Moodle является и центром создания учебного материала и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

В рамках проекта «Информатизация системы образования» (ИСО], выполняемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации, было создано Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Целью создания Коллекции являлось сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного] общего образования. В настоящее время в Коллекции размещен значительный объем цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. Хранилище предоставляет всем заинтересованным участникам образовательного процесса бесплатный и свободный (в техническом и правовом отношении] доступ к учебным материалам, представленным в Коллекции, все ресурсы которой предназначены только для некоммерче-

ского использования в системе образования Российской Федерации.

К настоящему времени Единая коллекция ЦОР стала одним из самых популярных федеральных образовательных ресурсов для общеобразовательных учреждений РФ. Согласно статистическим данным Rambler's Top100 и LiveInternet сайт Коллекции в день посещают до 50 000 уникальных пользователей. По рейтингу Rambler's Top100 Единая коллекция входит в десятку наиболее посещаемых образовательных ресурсов Рунета.

Подключение школ РФ к сети Интернет в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» предоставило всем школам возможность использовать ресурсы Единой коллекции в своей образовательной деятельности.

Необходимо отметить распространение программной системы xDLS v1.9.5, предназначенной для автоматизации процесса дистанционного обучения на предприятиях и в образовательных учреждениях. Система позволяет организовать дистанционный обучающий процесс через веб-интерфейс в сети Internet и в локальной сети. Система проста в использовании благодаря применению оригинальной объектной парадигмы учебных ресурсов. Она имеет расширяемую многоплатформенную масштабируемую архитектуру, которая позволяет использовать ее на различных аппаратно-программных платформах (Windows, Unix]. Система поддерживает все основные функции (публикация учебных материалов, тестирование, администрирование] и может быть использована в учебных заведениях и организациях для решения широкого спектра задач обеспечение доступа к учебным материалам посредством сети Интернет; проведение тестирования; накопление в базе данных системы учебных информационных ресурсов (учебников, курсов, тестов и т.д.] в формате IMS, их импорт и экспорт; информирование пользователей о ходе и результатах учебного процесса; организация дистанционного обучения согласно учебным планом; создание структуры виртуального учебного заведения (подразделения, отделы, сотрудники].

Компьютерные обучающие программы (КОПР] - это электронные гипертекстовые учебники с диалоговыми функциями и элементами мультимедиа, которые предназначены для самостоятельной работы студентов с учебным материалом при различных фор-

мах обучения (не только заочной, но и очной или очно-заочной], эффективны при дистанционной технологии обучения. КОПР не подменяют собой традиционные учебные материалы, имеющиеся в наборе студента, а дополняют их, используя возможности современных компьютерных технологий. Они включают в себя теоретический материал, разбор решения типовых задач и поясняющие примеры (в том числе интерактивные], графические и анимационные материалы, тесты для самоконтроля и контроля знаний, необходимые дополнительные и сервисные средства. В КОПР заложен опыт преподавателей, общение студентов с которыми ограничено при дистанционном обучении. Контролирующий модуль необходим тьютеру для просмотра и анализа результатов выполнения студентами контрольных тестовых заданий, а также ознакомления с вопросами студентов и записи ответов на них. Качество ответов студента учитывается преподавателем при приеме экзаменов, зачетов.

ТеаЛРго - универсальный программнотехнологический комплекс, позволяющий в кратчайшие сроки создавать обучающие программы практически по любым дисциплинам, в том числе и по школьной программе. При создании таких учебников осуществлялось оптимальное разделения труда между авторским коллективом специалистов по предметной области и коллективом программистов, методистов и технологов ММТиДО.

Мультимедийные ЭОР, создаваемые в комплексе Теа^Рго, соответствуют самым строгим требованиям к обучающим программам, целям и задачам системы интенсивного информационного образования. Обучение ведется в интерактивном режиме. Система управляет учебным процессом, задаются контрольные вопросы и тестовые задания, ведется статистика учебного процесса. Технология настолько универсальна, что таким способом можно создавать учебники практически по всем предметам, преподаваемым в школах, вузах, системах повышения квалификации.

В основу положены классические педагогические принципы и правила, рекомендации педагогической психологии, которые возможно было реализовать программным путем и при составлении контента: наглядность; образность; способность человека мыслить формами, красками, звуками; учет

«правополушарного» мышления; учет возрастных особенностей; обратная связь; деятельностное обучение и т.д., и т.п.

Отличительные особенности ЭОР, созданных по технологии TeachPro: высокая дидактическая эффективность обучения в среде TeachPro; возможность хранения беспрецедентно большого объема мультимедийных данных; реальная интерактивность процесса обучения; организация контроля над процессом обучения; универсальность - можно создавать ЭОР по самым разным направлениям; возможность организации дистанционного обучения; скорость осуществления проекта.

Имеется целый ряд программных продуктов, предназначенных для полиграфии, анимации, для создания профессиональных DVD, обеспечивающие средства нелинейного монтажа и создания таких спецэффектов, как фоны, текстуры и т.д. для телевидения, кинематографа и всемирной паутины, которые необходимо осваивать не только преподавателям колледжей полиграфии, но и преподавателям других отраслей.

Лидером рынка в области коммерческих средств редактирования растровых изображений и наиболее известным продуктом является Adobe Photoshop- графический редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems. Часто эту программу называют просто Photoshop [Фотошоп]. В настоящее время Photoshop доступен на платформах Mac OS, X/Mac OS и Microsoft Windows.

Photoshop тесно связан с другими программами для обработки медиафайлов, анимации и другого творчества. Совместно с такими программами, как Adobe ImageReady [программа упразднена в версии CS3], Adobe Illustrator, Adobe Premiere, Adobe After Effects и Adobe Encore DVD, он может использоваться для создания профессиональных DVD, обеспечивает средства нелинейного монтажа и создания таких спецэффектов, как фоны, текстуры и т.д. для телевидения, кинематографа и всемирной паутины. Основной формат Photoshop, PSD, может быть экспортирован и импортирован всеми программными продуктами, перечисленными выше. Photoshop CS поддерживает создание меню для DVD. Совместно с Adobe Encore DVD Photoshop позволяет создавать меню или кнопки DVD. Photoshop CS3 в версии Extended поддерживает также работу с трёхмерными слоями.

Adobe InDesign - издательское программ-

ное обеспечение [DTP], разработанное и распространяемое фирмой Adobe Systems. InDesign - прямой конкурент QuarkXPress [т.н. «кварк-киллер»], конкурент от свободного ПО - Scribus [Скрибус]. В 2002 году это была первая настольная издательская программа для Mac OS X. Кроме того, InDesign CS и InDesign CS2 были связаны с Photoshop, Illustrator и Acrobat в Adobe Creative Suite. Документы InDesign можно экспортировать в Adobe Portable Document Format [PDF] с многоязычной поддержкой. InDesign - первый крупный пакет DTP c поддержкой Unicode для обработки текстов, шрифтов OpenType, передовыми функциями прозрачности, версткой стилей, оптическим выравниванием и кросс-платформенными скриптами с использованием JavaScript. Также для создания скриптов поддерживаются языки Visual Basic и AppleScript. InDesign используют дизайнеры и верстальщики периодики и книг. InDesign-это сердце десятков издательских систем для газет, журналов и другой издательской среды.

PageMaker- первое программное обеспечение [ПО] для целей настольного издательства [настольная издательская система], выпущенное в 1985 г. компанией Aldus Corporation. PageMaker уже с момента своего появления позволял довольно легко компоновать текст [со 2-ой версии в нем появилась палитра стилей] и графику. Наличие PC-версии и появление в дальнейшем корректной русификации повлияло на распространение программы на постсоветском пространстве, где она держалась много лет, конкурируя с QuarkXPress. PageMaker базируется на языке описания страницы PostScript, созданном Adobe Systems, и в 1994 был приобретён Adobe Systems вместе с компанией Aldus. Последняя версия PageMaker 7.0 была выпущена 9 июля 2001. С тех пор выходили лишь обновления для двух поддерживаемых платформ. В 2004 Adobe объявила, что разработка PageMaker прекращена, однако компания будет продолжать продавать и поддерживать продукт. InDesign был представлен как продукт-преемник c доступным обновлением с PageMaker на InDesign.

С помощью PageMaker можно выпускать печатную продукцию различной сложности -от простых рекламных листовок до комплексных многостраничных отчетов, создавать собственные публикации «с нуля» или

воспользоваться сотнями готовых шаблонов, которые могут быть модифицированы в соответствии с требованиями учебно-воспитательного процесса, вставлять в макет блоки для размещения текста и изображений.

Adobe Illustrator - редактор векторной графики, предназначенный для создания изображений, которые используются в полиграфии, в электронных презентациях и Web-дизайне.

Программа Adobe Illustrator предназначена главным образом для любых работ, связанных с созданием и обработкой векторной графики, которая может в дальнейшем использоваться и для полиграфической печати, и для мультимедийных приложений, и для сети World Wide Web. К изображениям, с которыми изначально работает программа, можно отнести всевозможные знаки, логотипы, технические иллюстрации, схемы, планы и т. д.

В настоящее время любое образовательное учреждение создает свой имидж, используя внешние атрибуты, в качестве которых в основном выступают логотип, вывеска, фирменный знак, слоган, внешний вид здания, офисное оборудование, рекламный образ и т.п.

Однако, как отмечает Н. В. Гербачевская, необходимо учитывать, что репутация образовательных учреждений, и в частности учреждений СПО, складывается из целого ряда факторов и формируется на протяжении длительного времени, и в этом процессе собственный веб-сайт играет основополагающую роль, помогая создать целостный имидж учебного заведения, повышая его значимость в глазах потенциального клиента, и эта тенденция неуклонно растет.

Для создания более полного представления об учебном заведении можно использовать сразу несколько сред, а том числе Macromedia FreeHand 11.0 - уникальную многостраничную среду для создания сложных иллюстраций и макетов для публикации в печати и в электронных СМИ.

FreeHand является частью пакета Design in Motion, в который входят также программы Flash и Insta.HTML. Flash - это программа создания анимационных роликов для Web-страниц. Анимация текста или изображения -один из самых популярных дизайнерских приемов в оформлении интернетовских страниц и сайтов. Программа Flash может оживить картинку, созданную с помощью FreeHand, a Insta.HTML представляет собой

конвертор, который переводит документ FreeHand в форму, необходимую для публикации в сети Internet, возможно организовать многостраничные сайты и проекты, а также подготовить интерактивные презентации, раскадровки и web-страницы с навигацией, не выходя из рабочей среды FreeHand.

QuarkXPress (иногда просто Quark]- мощная издательская система, обладающая интуитивным интерфейсом и расширенным набором инструментов для обработки текста, управления цветом и графическими элементами и проектирования web-страниц. В 1990х годах QuarkXPress приобрел широкую популярность в области профессиональной верстки и полиграфического дизайна благодаря простоте использования, неприхотливости системных требований, поддержке векторных шрифтов и другим широко востребованным в отрасли возможностям.

Высокая производительность средств обучения и особенности их использования создают совершенно иную модель обучения, иную культуру образовательного процесса.

Одна из важнейших задач информатизации образования - подготовка педагогических кадров образовательных учреждений, способных использовать в учебном процессе информационные технологии.

В то же время нельзя не отметить существование определенных трудностей связанных с современными требованиями к применению информационных технологий в учебно-воспитательном процессе и проблемами психолого-профессиональной готовности к нему педагогов.

Серьезную проблему при обучении слушателей представляет собой высокий уровень напряженности, сложность интеллектуального труда, повышенная нагрузка на зрительный аппарат, психо-эмоциональное, а также мышечное напряжение, рост информации, постоянно обновляющееся содержание образования.

В процессе обучения преподаватели колледжей должны научиться выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, при учете новых форм представления информации и возможностей их использования для обучения:

- мультимедийной информации, включающей не только текст, но и графические

изображения, анимацию, звук и видеофрагменты;

- интернета в сочетании с электронными каталогами библиотек, открытого для ис-

пользования вне зависимости от расстояния и времени;

- новых форм учебных занятий в режиме виртуальных семинаров и лабораторий.

Литература

1. Аликперов И. Формирование имиджа образовательного учреждения: западный и российский варианты // Международные отношения в развитии социально-экономических процессов в странах СНГ : материалы международ. науч.-практич. конф., 14-15 июня 2001 г., Омск [Электронный ресурс]. - URL: http:// www. prof. msu.ru/publ/omsk/53.htm [дата обращения 28.01.2011].

2. Гербачевская Н. В. Информационно-образовательный портал учреждения СПО как часть корпоративной культуры // Академия профессионального образования. - 2010. - №1.

3. Капитонов Э. А., Капитонов А. Э. Корпоративная культура и PR. - М.: МарТ ; Ростов-н/Д : МарТ, 2003. - 416 с.

4. Щербаков А. В. Имидж образовательного учреждения // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2008.

- №9. - С. 39-46.

5. Внутрикорпоративный сайт : [ознакомительная статья] // «Студия it24/7» : [сайт]. URL: http://www.it247.ru/ study/ article/ intracorporate-site [дата обращения 28.01.2011].

6. Иллюстрированный самоучитель по Adobe PageMaker [Электронный ресурс]. - URL: http://www.adobepagemaker.net/ [дата обращения 28.01.2011].

7. Преимущества Moodle. Основы дистанционного курса // ООО «Открытые технологии» : [сайт]. URL: http://www. opentech-nology.ru/info/moodle_about.mtd

8. Иллюстрированный самоучитель по Photoshop [Электронный ресурс]. - URL: http://photoshop.demiart.ru/book [дата обращения 03.02.2011].

9. Мастерская Illustrator. - Изд-во: ДМК Пресс, 2010. - 864 стр.

10. Груман Гален. Adobe InDesign CS2. Библия пользователя. -Изд-во: Вильямс, 2006. - 920 стр.

11. Вейнманн Э., Лурекас П. QuarkXPress 7/7.3/8.0. Русская версия. - М.: ДМК Пресс, 2011. - 608 с.

12. 1С: Мир компьютера. TeachPro Adobe Photoshop CS [Электронный ресурс] : самоучитель / Г. С. Гринберг ; ООО «МультиМедиа Технологии и Дистанционное Обучение». - М.: ЗАО «1С», 2006. - 2 CD-ROM.

13. [Программное обеспечение FreeHand] [Электронный ресурс]. - URL: http://www.computerbooks.ru/books/Graphics/Book-FreeHand/Vved/Index01.htm [дата обращения 26.02.2011].

14. Краткие сведения о фирме Adobe [Электронный ресурс]. -URL: http:// www. computerbooks. ru/ books/ Graphics/ 03/ gl1/ gl1. html [дата обращения 28.01.2011].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.