Врач сзвв
' и информационные
информационны«
технологии
/
Г.С.ЛЕБЕДЕВ,
к.т.н., зам. директора ЦНИИОИЗ МЗ РФ
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ВЕДЕНИЯ СТРУКТУРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПАСПОРТОВ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ТЕРРИТОРИИ РФ
Представленная работа подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (Грант РФФИ 04-07-Э02Л3-в)
Рассматривается двухуровневая иерархическая информационная модель, включающая лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) территории и орган территориального управления здравоохранением (ОТУЗ). Приводятся описание основных информационных потоков, структура данных паспорта ЛПУ, структура данных ОТУЗ, состав действующих словарей и классификаторов, форматы передаваемых данных.
4-"-
ВВЕДЕНИЕ
Настоятельная необходимость внедрения в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) территории РФ единого реестра медицинских услуг взрослому и детскому населению, стандартизации объемов медицинской помощи, создания системы контроля качества медицинской помощи и учета оказываемых медицинских услуг потребовала приведения существующих реестров ЛПУ к единому реестру услуг территории, проведения расчетов стоимости объемов медицинской помощи (ОМП) по единой методике и передачи в орган территориального управления здравоохранением (ОТУЗ) структурно-экономических описаний ЛПУ в электронном виде.
Централизованная обработка в ОТУЗ представляемых структурно-экономических паспортов (СЭП) требует разработки информационной мо© Г.С.Лебедев, 2004 г.
дели, составляющей основу для разработки прикладного программного обеспечения (ППО), позволяющего собирать первичную информацию в ЛПУ, передавать ее в ОТУЗ и принимать СЭП в электронном виде в ОТУЗ, обрабатывать их, сводить в единую базу данных (БД) и проводить обработку такой БД в интересах оперативного отслеживания и анализа организационно-штатного состава каждого ЛПУ и территории в целом, состава объемов медицинской помощи, предоставляемых каждым ЛПУ и территории в целом, экономических показателей и структуры цены предоставляемых объемов медицинской помощи каждого ЛПУ и территории в целом и упорядочивание процесса ввода новых кодов медицинских услуг, профильных подразделений и медицинских специальностей (то есть всей нормативно-справочной базы ОТУЗ).
№9, 2004
Информационная модель ведения структурно-экономических паспортов ЛПУ включает в себя информационную модель формирования СЭП в ЛПУ, информационную модель передаваемых данных и информационную модель ведения СЭП в ОТУЗ.
Информационный контур формирования структурно-экономических паспортов ЛПУ является одним из основных информационных контуров управления ресурсами здравоохранения [1, 6].
1 .ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ВЕДЕНИЯ СЭП В ОТУЗ
Информационная модель должна поддерживать решение следующих основных задач:
1. Оперативное отслеживание и анализ организационно-штатного состава каждого ЛПУ и территории в целом:
♦ структурного состава коечного фонда стационаров по профильным отделениям;
♦ структурного состава врачебных кабинетов амбулаторно-поликлинических учреждений;
♦ структурного состава параклинических служб;
♦ штатного состава врачебных специальностей;
♦ штатного состава среднего медицинского персонала;
♦ количественного состава вакантных должностей.
2. Оперативное отслеживание и анализ состава объемов медицинской помощи, предоставляемых каждым ЛПУ и территорией в целом:
♦ состава оперативных вмешательств, выполняемых в стационарах;
♦ состава анестезиологических пособий, предоставляемых в стационарах;
♦ состава посещений и консультаций амбулаторных специалистов;
♦ состава медицинских манипуляций профильных специалистов и служб;
♦ состава комплексов лечебных мероприятий;
♦ состава медико-экономических стандартов по различным заболеваниям.
3. Оперативное отслеживание и анализ экономических показателей и структуры цены предоставляемых объемов медицинской помощи каждого ЛПУ и территории в целом:
♦ постатейных расходов каждого профильного отделения, кабинета и службы ЛПУ;
♦ структуры цены и себестоимости койко-дней стационаров;
♦ структуры цены и себестоимости оперативных вмешательств, выполняемых в стационарах;
♦ структуры цены и себестоимости анестезиологических пособий, предоставляемых в стационарах;
♦ структуры цены и себестоимости посещений и консультаций амбулаторных специалистов;
♦ структуры цены и себестоимости медицинских манипуляций профильных специалистов и служб;
♦ структуры цены и себестоимости комплексов лечебных мероприятий;
♦ структуры цены и себестоимости медико-экономических стандартов по различным заболеваниям.
4. Упорядочивание процесса ввода новых кодов медицинских услуг, профильных подразделений, медицинских специальностей.
2.СТРУКТУРА ППО ОТУЗ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ СЭП
В состав ППО могут входить следующие модули, связанные единой БД, скомпонованные по функциональному признаку:
♦ модуль управления БД;
♦ модуль ведения нормативно-справочной информации;
♦ модуль приема и проверки информации от ЛПУ;
♦ модуль просмотра и организации запросов к сводной БД.
Модуль управления БД предназначен для использования администратором БД. Администратор
>
W-ЩШШ kill
и информационные
технологии
>
базы данных отвечает за физическую сохранность данных, а также регламентирует доступ к данным. Модуль поддерживает следующие операции:
♦ регулярное резервное копирование базы данных (период времени между копированием определяет администратор БД);
♦ проверка целостности базы;
♦ включение/выключение режима «тени» (shadow) базы;
♦ ведение списка пользователей, допущенных к работе с БД.
Модуль ведения нормативно-справочной информации предназначен для сопровождения следующих справочников и словарей, составляющих предметную область:
♦ список типов подчиненности ЛПУ - предназначен для генерации семизначного кода ЛПУ;
♦ список типов ЛПУ - предназначен для генерации семизначного кода ЛПУ;
♦ список ЛПУ территории;
♦ список категорий ЛПУ;
♦ список страховых медицинских организаций, с которыми заключают договора ЛПУ;
♦ реестр медицинских услуг с едиными кодами для всех ЛПУ и универсальными единицами трудоемкости (УЕТ) для врачей и среднего медицинского персонала;
♦ список кодов профильных отделений (кабинетов) для стационара, поликлиники и параклини-ки;
♦ список медицинских специальностей;
♦ список разрядов оплаты труда по тарифной сетке;
♦ список типов посещений амбулаторных специалистов;
♦ список типов оперативных вмешательств;
♦ международный классификатор болезней (МКБ-10);
♦ классификатор территорий РФ;
♦ список периодов представления информации.
В модуле ведения нормативно-справочной информации должна быть предусмотрена проверка
использования удаляемого кода в текущей базе данных и формирования списка таблиц, в которых используется удаляемый код. Удаленная запись из справочника помечается как неиспользуемая и не передается в ЛПУ при экспорте данных.
Модуль приема и проверки информации от ЛПУ предназначен для просмотра файлов, поступающих от ЛПУ в соответствии с единым протоколом, проверки синтаксической правильности заполнения полей БД, ввода данных в единую базу данных.
Модуль просмотра и организации запросов к сводной БД предназначен для организации директивных и произвольных запросов к БД. К директивным запросам относятся:
♦ справка об организационной структуре ЛПУ;
♦ справка о штатной структуре ЛПУ;
♦ справка о выполняемых ОМП ЛПУ;
♦ справка о структуре цен ОМП ЛПУ;
♦ справка о комплексах медицинских мероприятий ЛПУ;
♦ справка о расходах ЛПУ;
♦ справка о заболеваниях, лечение которых обеспечивают ЛПУ.
3. СТРУКТУРА ППО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЭП В ЛПУ
ППО для формирования СЭП ЛПУ предназначено для расчета стоимости объемов медицинской помощи (ОМП), выполняемых в ЛПУ на основе детального учета плановых затрат ЛПУ.
Могут выполняться следующие функции:
1. Ведение организационно-штатной структуры ЛПУ:
1.1. Списка подразделений с отдельным учетом стационарных, поликлинических и параклинических подразделений.
1.2. Штатного расписания врачей.
2. Настройка организационно-штатной структуры в соответствии с нормативными классификаторами и справочниками, принятыми в здравоохранении:
2.1. Типы профильных отделений.
№9, 2004
2.2. Типы медицинских профильных специальностей.
3. Ведение паспорта выполняемых объемов медицинской помощи (ОМП) в соответствии с лицензией ЛПУ:
3.1. Списки профильных и категорийных коек в стационарных отделениях.
3.2. Списки оперативных вмешательств, выполняемых в подразделениях.
3.3. Списки посещений и консультаций амбулаторных специалистов.
3.4. Списки лечебно-диагностических процедур параклинических служб.
4. Расчет «рафинированной» себестоимости ОМП (то есть с учетом определенных статей расходов), полной себестоимости (с учетов всех прямых и накладных расходов) и цены (с учетом рентабельности):
4.1. Койко-дня профильного стационарного отделения (включая дневной стационар) с возможностью учета категории койки (люкс, полулюкс и т.д.).
4.2. Профильного пациента для профильного отделения стационара.
4.3. Оперативного вмешательства (с использованием возможности формирования операционных бригад).
4.4. Анестезиологического пособия.
4.5. Посещения и консультации амбулаторного специалиста.
4.6. Медицинской лечебно-диагностической процедуры.
4.7. Медико-экономического стандарта (комплекса лечебных мероприятий), включающего в себя комбинацию различных элементов ОМП.
5. Формирование оперативных справок:
5.1. Структура общих расходов ЛПУ за месяц.
5.2. Детальная структура цены ОМП.
5.3. Список выполняемых ОМП.
5.4. Тарифы выполняемых ОМП.
Исходными данными являются:
1. Основные коэффициенты (коэффициент накладных расходов, коэффициент начислений на
з/п, коэффициент з/п общеучрежденческого персонала, коэффициент прибыли).
2. Тарификационные списки ЛПУ.
3. Списки мягкого инвентаря в подразделениях.
4. Списки оборудования в подразделениях.
5. Расходы на питание в стационарных подразделениях.
6. Общие расходы на медикаменты и списки дорогостоящих препаратов, используемых при выполнении услуг.
Рассчитанные тарифы могут быть использованы для организации взаиморасчетов с оплачивающими организациями.
4. МЕТОДИКА РАСЧЕТА СТОИМОСТИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ
В ППО формирования СЭП в ЛПУ используется следующая методика расчета стоимости медицинских услуг, суть которой состоит в расчете плановых показателей статей расходов, использование которых позволит полностью окупить затраты ЛПУ [2-4]. Использование коэффициента рентабельности (прибыли) позволяет сделать деятельность ЛПУ рентабельной. Для расчета стоимости услуг используется понятие УЕТ (универсальная единица трудоемкости), как правило, равная 10 минутам работы специалиста.
Исходными данными для расчета являются:
♦ Основные нормативные коэффициенты (коэффициент начисления на зарплату (Кп2р), коэффициент эффективного рабочего времени для каждой медицинской специальности (Кеу), среднегодовой фонд рабочего времени для каждой медицинской специальности (V ), разрядная тарифная сетка), Приказ МЗ РФ № 710 от 15.09.1988 г., определяющий необходимую оснащенность мягким инвентарем профильных коечных отделений, врачебных и лечебно-диагностических кабинетов.
♦ Основные экономические коэффициенты ЛПУ (коэффициент рентабельности (Крг), коэффициент накладных расходов (К ), коэффициент до-
>
гчшш
ЬЛ1
>
полнительной заработной платы (К^), коэффициент зарплаты общеучрежденческого персонала (Кор).
♦ Тарификационные списки основного медицинского персонала с указанием разряда, надбавок и количества ставок, сгруппированные по подразделениям.
♦ Учетные карточки медицинского оборудования, хозинвентаря и основных средств каждого подразделения с указанием балансовой стоимости, процента износа в год, количества единиц в подразделении.
♦ Список мягкого инвентаря в отделении с указанием стоимости единицы мягкого инвентаря, плановое количество на одну койку в год или на одну врачебную или медицинскую должность в год.
♦ Плановые расходы на приобретение медикаментов.
♦ Плановые расходы на питание.
♦ Плановые расходы на приобретение канцелярских принадлежностей.
Исходные данные позволяют рассчитать следующие показатели для каждого подразделения:
♦ среднемесячный фонд рабочего времени врачебного персонала ^О^.);
♦ среднемесячный фонд рабочего времени среднего медицинского персонала ^О^);
♦ основная зарплата врачебного персонала
♦ основная зарплата среднего медицинского персонала (2О$р);
♦ среднемесячная зарплата персонала (БО2р);
♦ среднемесячные начисления на зарплату
(5°„Р);
♦ среднемесячные расходы на питание (БОр|();
♦ среднемесячные расходы на медикаменты
(БОтеа);
♦ среднемесячная амортизация оборудования
(БОоь);
♦ среднемесячный износ мягкого инвентаря (БО );
♦ среднемесячные расходы на закупку канцелярских принадлежностей и прочие прямые расходы (БОр.);
♦ среднемесячные накладные расходы (БОпг);
♦ средняя стоимость одной УЕТ врача (БУуг);
♦ средняя стоимость одной УЕТ среднего медперсонала (Би^)
4.1. Расчет стоимости врачебных приемов и лечебно-диагностических процедур. Используется для расчета стоимости медицинских услуг. Основу расчета стоимости таких медицинских услуг составляют нормативные трудозатраты на выполнение услуги для врачебного и среднего медицинского персонала, выраженные в УЕТ (ии^ ии ).
Стоимость такой медицинской услуги есть функция вида:
Б =Б +Б +Б а+Б +БЬ+Б +Б (4.1.1),
и 2р п2р теа т1 оЬ рг пг * '
где
3^ - зарплата медперсонала при выполнении услуги;
3 - начисления на зарплату; - стоимость медикаментов;
3 - износ мягкого инвентаря;
3Ь - амортизация оборудования;
3рг - прочие прямые расходы;
3пг - накладные расходы.
Зарплата медперсонала складывается из зарплаты основного персонала при выполнении услуги, зарплаты общеучрежденческого персонала и дополнительной заработной платы и вычисляется по формуле:
Б =2+2 +(2+2 )х Ка (4.1.2),
2р О ои * О Ои" 02 * '
где
Т^ - основная зарплата основного персонала;
Т^ - основная зарплата общеучрежденческого персонала.
Основная зарплата основного персонала является суммой основной зарплаты врачей и основной зарплаты среднего медперсонала при выполнении услуги, Основная зарплата общеучрежденческого персонала вычисляется через коэффициент зарплаты общеучрежденческого персонала. 2= БЦ_Х иЦ_+ 5У_Х ии (4.1.3)
2 = 2 х К
*р
°р
(4.1.4)
Начисления на зарплату вычисляются путем умножения зарплаты на коэффициент начисления на заработную плату.
Б =Б х К (4.1.5)
П2р 2р П2р 4 '
№9, 2004
Прямые расходы в услуге вычисляются как соответствующие среднемесячные расходы за отделение, нормированные к суммарному фонду рабочего времени врачебного и среднего медперсонала.
S d = (SO /(VOVO )X (UU + UU ) (4.1.6)
med * med * vr+ sp' * vr sp' * '
S = (SO ?(VO +VO )X (UU + UU )p (4.1.7)
mi • mr * vr+ sp* * vr sp* 4 '
Sob = (SOob/(VOv++V^pp)X (UUvr+ UUpp) (4.1.8)
S = (SO /(VO +VO px (UU + UU p (4.1.9)
pr pr vr+ sp vr sp
Дополнительно для медицинских услуг с дорогостоящими медикаментами их стоимость не усредняется для отделения, а добавляется в стоимость медикаментов для услуги.
Накладные расходы вычисляются путем умножения основной зарплаты основного персонала на коэффициент накладных расходов.
S =Z X K (4.1.10)
nr o nr * '
Различие при расчете стоимости приемов от лечебно-диагностических процедур заключается в расчете среднемесячной амортизации мягкого инвентаря: для приемов мягкий инвентарь задается в расчете на одну врачебную должность в год, для процедур - на одну медицинскую должность, включая и врачебный, и средний медперсонал.
Для расчета «рафинированной» себестоимости для каждой статьи расходов используется коэффициент включения в тариф, значение которого изменяется от 0 до 1. Если значение равно 0, статья не входит в тариф, если 1, - входит полностью.
4.2 Расчет стоимости оперативных вмешательств. Рассчитывается аналогично п.4.1.1. S=S +S +S d+S i+Sb+S +S (4.2.1).
o zp nzp med mi ob pr nr ' '
Для расчета основной зарплаты основного персонала могут использоваться три подхода:
Расчет по УЕТ аналогично расчету стоимости врачебных приемов и лечебно-диагностических процедур по формуле (4.1.3). В этом случае каждая операция нормируется в УЕТ для врачебного персонала и среднего медицинского персонала. Стоимость одной УЕТ для врачей и среднего медперсонала рассчитывается для каждого отделения, проводящего оперативные вмешательства.
Стоимость одной УЕТ врачебного и среднего медперсонала считается не для всего отделения в целом, а только для участников операционной бригады. Каждая операция также нормируется в УЕТ для врачебного и среднего медицинского персонала.
Операция не нормируется в УЕТ. Формируется список участников бригады, где каждому участнику ставится в соответствие время участия в операции (в УЕТ) и так называемый коэффициент «ответственности».
Фактически для каждого участника рассчитывается индивидуальная стоимость УЕТ. Наиболее гибкий и точный подход, но наиболее трудоемкий. Кроме того, время участия в операции и коэффициент «ответственности» - величины слабо формализуемые.
Стоимость медикаментов в оперативном вмешательстве рассчитывается как их плановый расход по конкретным наименованиям.
Для расчета амортизации оборудования вычисляется среднегодовое количество раз использования единицы оборудования. Рассчитав среднегодовую амортизацию единицы оборудования как функцию от балансовой стоимости процента износа в год и количества единиц оборудования, разделим эту стоимость на количество раз использования в год и получим плановую амортизацию единицы оборудования в операции.
Для расчета износа мягкого инвентаря определяется количество раз возможного использования единицы инвентаря.
Остальные расчеты аналогичны стоимости врачебных приемов и лечебно-диагностических процедур.
4.3. Расчет стоимости койко-дней. Формула для расчета аналогична (4.1.1) и (4.2.1): Skd=S +S +S +S +S +S +S +S (4.3.1).
kd zp nzp med pit mi ob pr nr 1 '
Отличие состоит в добавлении стоимости питания на одну койку в день (Sp|t).
Следующее отличие касается нормирования расходов за отделение не к суммарному фонду рабочего времени врачебного и среднего медпер-
>
W-ЩШШ kill
и информационные
технологии
>
сонала, а к нормативному количеству койко-дней в месяц (Nkd) для каждого отделения, которое вычисляется как функция от количества коек в отделении и коэффициента эффективности использования коек в отделении.
s2p = so2/Nkd (4.:з.2)
Sp= SO/Nkd (4.3.3)
nzp nzp kd ' '
Smed = SOm^d/Nltd (4.3.4)
Spi, = SOpi/Nkd (4.3.5)
S1 = SopyNkd (4.3.6)
Smi = SOm/Nkd (4.3.7)
Расчет стоимости накладных расходов аналогичен формуле (4.1.10). Однако при необходимости рассчитать стоимость коек повышенной комфортности накладные расходы нормируются по площади палат. Также нормируется и амортизация оборудования. Кроме того, возможен расчет накладных расходов пошаговым методом.
4.4. Расчет стоимости профильных пациентов. Аналогичен расчету стоимости койко-дня, за исключением того, что постатейные расходы на одного пациента нормируются по нормативному количеству пациентов, которые могут быть пролечены за месяц в профильном отделении (N ).
4.5. Расчет стоимости медико-экономических стандартов. МЭС представляет из себя совокупность вышеперечисленных медицинских услуг. Его стоимость просто складывается из стоимости составляющих его услуг.
Цена любой медицинской услуги является суммой полной себестоимости и прибыли.
S. = S.+S. X K
Pr
(4.5.1),
где I - услуга соответствующего типа.
5. ПЕРЕДАЧА
ФОРМАЛИЗОВАННОГО СЭП ИЗ ЛПУ В ОТУЗ
Для осуществления контроля правильности расчетов индивидуальных тарифов на медицинские услуги (посещения) и койко-дни все ЛПУ ежемесячно могут передавать в ОТУЗ строго организованные файлы структурно-экономического описания ЛПУ. К этим файлам относятся:
♦ «Паспорт ЛПУ»;
♦ «Организационная структура ЛПУ»;
♦ «Штатная структура ЛПУ»;
♦ «Реестр услуг ЛПУ»;
♦ «Комплексы медицинских мероприятий ЛПУ»;
♦ «Состав услуг комплекса медицинских мероприятий ЛПУ»;
♦ «Состав заболеваний комплекса медицинских мероприятий».
5.1. Состав передаваемых файлов.
Файл «Паспорт ЛПУ» включает в себя следующие параметры:
♦ код ЛПУ (список ЛПУ и СКУ МЦ);
♦ дата формирования выходных файлов;
♦ наименование ЛПУ;
♦ код территории ЛПУ (место расположения, согласно базе данных территорий РФ);
♦ номер действующей лицензии;
♦ срок окончания действия лицензии;
♦ адрес ЛПУ;
♦ Ф.И.О. главврача;
♦ телефон главврача;
♦ Ф.И.О. главного бухгалтера;
♦ телефон главного бухгалтера;
♦ факс;
♦ категория ЛПУ (список категорий ЛПУ);
♦ коэффициентрайонного регулирования тарифов;
♦ коэффициент прибыли ЛПУ;
♦ коэффициент накладных расходов ЛПУ;
♦ коэффициент дополнительной заработной платы;
♦ коэффициент зарплаты общеучрежденческого персонала;
♦ коэффициент эффективного рабочего времени врачей;
♦ коэффициент эффективного рабочего времени среднего медперсонала.
Файл «Организационная структура ЛПУ»:
♦ код ЛПУ (Список ЛПУ);
♦ код подразделения. К трехзначному коду (список профильных отделений) прибавляется «1», если подразделение одно, иначе «2», «3», если подразделений одного профиля несколько;
№9, 2004
♦ наименование подразделения;
♦ категория подразделения (для всех ЛПУ 1);
♦ число коек в стационарном отделении;
♦ коэффициент эффективности использования койки;
♦ плановое количество койко-дней;
♦ плановое количество пациентов;
♦ количество врачебных должностей;
♦ количество должностей среднего медперсонала;
♦ нормативный фонд рабочего времени врачей в УЕТ;
♦ нормативный фонд рабочего времени среднего медперсонала в УЕТ;
♦ основная зарплата врачей;
♦ основная зарплата среднего медперсонала;
♦ стоимость одной УЕТ врача;
♦ стоимость одной УЕТ медсестры;
♦ основная зарплата основного персонала;
♦ дополнительная зарплата основного персонала;
♦ основная зарплата общеучрежденческого персонала;
♦ дополнительная зарплата общеучрежденческого персонала;
♦ всего зарплата персонала;
♦ начисления на заработную плату;
♦ прочие прямые расходы;
♦ расходы на питание (для стационарных отделений);
♦ расходы на медикаменты;
♦ амортизация оборудования;
♦ износ мягкого инвентаря;
♦ коэффициент износа мягкого инвентаря (для поликлинических и параклинических подразделений);
♦ расходы по тарифному соглашению по ОМС (для стационарных отделений);
♦ накладные расходы (для стационарных отделений);
♦ общие расходы подразделения (для стационарных отделений).
Файл «Штатная структура ЛПУ»:
♦ код ЛПУ (ссылка на список ЛПУ);
♦ код подразделения (ссылка на список профильных отделений);
♦ табельный номер специалиста;
♦ Ф.И.О. специалиста;
♦ должность специалиста (список медицинских специальностей);
♦ разряд (ссылка на список разрядов);
♦ тарифная ставка;
♦ надбавки к тарифной ставке;
♦ базовый оклад;
♦ фонд рабочего времени на 1 ставку;
♦ количество ставок;
♦ итоговый фонд рабочего времени;
♦ итоговая зарплата специалиста. Файл «Реестр услуг ЛПУ»:
♦ код ЛПУ;
♦ код подразделения;
♦ код услуги (койко-дня) в соответствии с классификатором услуг и койко-дней;
♦ наименование услуги;
♦ трудоемкость услуги в УЕТ для врачей;
♦ трудоемкость услуги в УЕТ для среднего медицинского персонала;
♦ стоимость 1 УЕТ врача (для услуг);
♦ стоимость 1 УЕТ медсестры (для услуг);
♦ основная зарплата основного персонала;
♦ дополнительная зарплата основного персонала;
♦ основная зарплата общеучрежденческого персонала;
♦ дополнительная зарплата общеучрежденческого персонала;
♦ всего зарплата;
♦ начисления на заработную плату;
♦ расходы на питание (для койко-дней);
♦ расходы на медикаменты;
♦ амортизация оборудования;
♦ износ мягкого инвентаря;
♦ прочие прямые расходы;
♦ накладные расходы;
♦ себестоимость услуги в ОМС;
>
гчшш
ьла
>
♦ полная себестоимость;
♦ прибыль;
♦ цена услуги.
Файл «Комплексы медицинских мероприятий
ЛПУ»:
♦ код ЛПУ;
♦ код комплекса;
♦ наименование комплекса;
♦ количество койко-дней;
♦ основная зарплата основного персонала;
♦ дополнительная зарплата основного персонала;
♦ основная зарплата общеучрежденческого персонала;
♦ дополнительная зарплата общеучрежденческого персонала;
♦ всего зарплата;
♦ начисления на зарплату;
♦ расходы на питание;
♦ расходы на медикаменты;
♦ амортизация оборудования;
♦ износ мягкого инвентаря;
♦ прочие прямые расходы;
♦ накладные расходы;
♦ себестоимость комплекса в ОМС;
♦ полная себестоимость комплекса;
♦ цена комплекса.
Файл «Состав услуг комплекса медицинских мероприятий ЛПУ»:
♦ код ЛПУ;
♦ код комплекса;
♦ код услуги (койко-дня);
♦ количество услуг (койко-дней);
♦ код отделения.
Файл «Состав заболеваний комплекса медицинских мероприятий»:
♦ код ЛПУ;
♦ код комплекса;
♦ код заболевания в кодировке МКБ-10. 5.2. Обработка структурно-экономических
паспортов ЛПУ.
После приема файлов от всех ЛПУ в ОТУЗ проводится экспертиза представленных описаний с
целью проверки правильности формирования полей БД перед ее вводом в сводную базу данных для контроля полноты и непротиворечивости данных.
По результатам проведения экспертизы формируется файл ошибок следующей структуры:
♦ тип файла, в котором обнаружена ошибка;
♦ номер записи в исходном файле;
♦ код ошибки.
Состав возможных ошибок приема файла «Паспорт ЛПУ»:
♦ код ЛПУ не заполнен или отсутствует в списке ЛПУ;
♦ дата формирования файлов не соответствует периоду приема информации или не заполнена;
♦ незаполненное поле Наименование ЛПУ;
♦ код не заполнен или отсутствует в классификаторе территорий;
♦ незаполненное поле Ф.И.О. главного врача;
♦ коэффициент прибыли нулевой или больше 0,5;
♦ коэффициент накладных расходов нулевой или больше 20;
♦ коэффициент дополнительной заработной платы нулевой или больше 0,2;
♦ коэффициент зарплаты общеучрежденческого персонала нулевой или больше 0,6;
♦ коэффициент эффективного рабочего времени для врачей выходит за рамки 0,6-0,87;
♦ коэффициент эффективного рабочего времени для среднего медперсонала выходит за рамки 0,6-0,87;
Ошибки файла «Организационная структура ЛПУ»:
♦ код ЛПУ не заполнен или отсутствует в списке ЛПУ;
♦ код подразделения не заполнен или первые три символа не входят в классификатор профильных отделений;
♦ коэффициент эффективности использования койки больше 1 или меньше 0,4;
♦ нормативное количество койко-дней в подразделении не равно произведению количества
№9, 2004
коек на коэффициент эффективности использования койки;
♦ незаполненное ни одно из полей: Количество врачебных или должностей среднего медперсонала;
♦ не заполнено ни одно из полей: Фонд рабочего времени врачебных или должностей среднего медперсонала;
♦ не заполнено ни одно из полей: Основная зарплата врачей или среднего медперсонала;
♦ не заполнено ни одно из полей: Стоимость одной УЕТ врачей или среднего медперсонала;
♦ не заполнено поле: Основная зарплата основного персонала или основная зарплата основного персонала не равна сумме зарплаты врачей и среднего медперсонала при выполнении услуги;
♦ не заполнено поле: Дополнительная зарплата основного персонала или дополнительная зарплата не равна произведению основной зарплаты основного персонала на коэффициент дополнительной заработной платы ЛПУ;
♦ не заполнено поле: Основная зарплата общеучрежденческого персонала или основная зарплата общеучрежденческого персонала не равна произведению основной зарплаты основного персонала на коээфициент зарплаты общеучрежденческого персонала;
♦ не заполнено поле: Дополнительная зарплата общеучрежденческого персонала или дополнительная зарплата не равны произведению основной зарплаты общеучрежденческого персонала на коэффициент дополнительной заработной платы ЛПУ;
♦ не заполнено поле: Всего зарплата или зарплата не равна сумме основной и дополнительной зарплат основного и общеучрежденческого персонала;
♦ не заполнено поле: Начисления на зарплату или начисления на зарплату не равно произведению зарплаты на коэффициент начислений на зарплату;
♦ не заполнено поле: Накладные расходы или накладные расходы не равны произведению основ-
ной зарплаты основного персонала на коэффициент накладных расходов;
♦ не заполнено поле: Общие расходы подразделения или общие расходы не равны сумме всех расходов.
Ошибки файла «Штатная структура ЛПУ»:
♦ код ЛПУ не заполнен или отсутствует в списке ЛПУ;
♦ код подразделения не заполнен или первые три символа не входят в классификатор профильных отделений;
♦ незаполненное поле: Табельный номер специалиста;
♦ код должности не заполнен или не входит в классификатор должностей;
♦ код разряда оплаты труда не заполнен или не входит в список разрядов;
♦ не заполнено: Итоговый оклад или итоговый оклад не равен сумме базового оклада и надбавок;
♦ незаполненное поле: Среднемесячный фонд рабочего времени;
♦ не заполнено поле: Количество ставок;
♦ не заполнено поле: Итоговый фонд рабочего времени или итоговый фонд рабочего времени не равен произведению нормативного фонда рабочего времени на количество ставок;
♦ не заполнено поле: Итоговая зарплата или итоговая зарплата не равна произведению итогового оклада на количество ставок.
Ошибки файла «Реестр услуг ЛПУ:
♦ код ЛПУ не заполнен или отсутствует в списке ЛПУ;
♦ код подразделения не заполнен или первые три символа не входят в классификатор профильных отделений;
♦ незаполненное поле или соответствующего кода нет в реестре медицинских услуг;
♦ не заполнено поле: Наименование услуги;
♦ не заполнено ни одно из полей: Трудоемкость услуги для врачей и среднего медперсонала;
♦ не заполнено ни одно из полей: Стоимость одной УЕТ для врачей и среднего медперсонала;
>
гчшш
ьла
>
♦ не заполнено поле: Основная зарплата основного персонала или основная зарплата основного персонала не равна сумме произведений трудоемкости услуги на стоимость одного УЕТ для врачей и среднего медперсонала соответственно;
♦ не заполнено поле: Дополнительная зарплата основного персонала или дополнительная зарплата не равна произведению основной зарплаты основного персонала на коэффициент дополнительной заработной платы ЛПУ;
♦ не заполнено поле: Основная зарплата общеучрежденческого персонала или основная зарплата общеучрежденческого персонала не равна произведению основной зарплаты основного персонала на коэффициент зарплаты общеучрежденческого персонала;
♦ не заполнено поле: Дополнительная зарплата общеучрежденческого персонала или дополнительная зарплата не равна произведению основной зарплаты общеучрежденческого персонала на коэффициент дополнительной заработной платы ЛПУ;
♦ не заполнено поле: Всего зарплата или зарплата не равна сумме основной и дополнительной зарплат основного и общеучрежденческого персонала;
♦ не заполнено поле: Начисления на зарплату или начисления на зарплату не равно произведению зарплаты на коэффициент начислений на зарплату;
♦ не заполнено поле: Накладные расходы или накладные расходы не равны произведению основной зарплаты основного персонала на коэффициент накладных расходов;
♦ не заполнено поле: Полная себестоимость услуги или полная себестоимость не равна сумме расходов при выполнении услуги;
♦ не заполнено поле: Прибыль или прибыль не равна произведению полной себестоимости на коэффициент прибыли;
♦ не заполнено поле: Цена услуги или цена не равна сумме полной себестоимости и прибыли.
Ошибки файла «Комплексы медицинских мероприятий ЛПУ»:
♦ код ЛПУ не заполнен или отсутствует в списке ЛПУ;
♦ не заполнено поле: Код комплекса;
♦ не заполнено поле: Наименование комплекса;
♦ не заполнено поле: Основная зарплата основного персонала или основная заработная плата не равна сумме основной заработной платы услуг, входящих в комплекс;
♦ не заполнено поле: Дополнительная зарплата основного персонала или дополнительная зарплата не равна произведению основной зарплаты основного персонала на коэффициент дополнительной заработной платы ЛПУ;
♦ не заполнено поле: Основная зарплата общеучрежденческого персонала или основная зарплата общеучрежденческого персонала не равна произведению основной зарплаты основного персонала на коэффициент зарплаты общеучрежденческого персонала;
♦ не заполнено поле: Дополнительная зарплата общеучрежденческого персонала или дополнительная зарплата не равна произведению основной зарплаты общеучрежденческого персонала на коэффициент дополнительной заработной платы ЛПУ;
♦ не заполнено поле: Всего зарплата или зарплата не равна сумме основной и дополнительной зарплат основного и общеучрежденческого персонала;
♦ не заполнено поле: Начисления на зарплату или начисления на зарплату не равны произведению зарплаты на коэффициент начислений на зарплату;
♦ не заполнено поле: Накладные расходы или накладные расходы не равны произведению основной зарплаты основного персонала на коэффициент накладных расходов;
♦ не заполнено поле: Полная себестоимость комплекса или полная себестоимость не равна сумме расходов при выполнении услуги;
♦ не заполнено поле: Прибыль или прибыль не равна произведению полной себестоимости на коэффициент прибыли;
№9, 2004
♦ не заполнено поле: Цена комплекса или цена не равна сумме полной себестоимости и прибыли.
Ошибки файла «Состав услуг комплекса медицинских мероприятий ЛПУ»:
♦ код ЛПУ не заполнен или отсутствует в списке ЛПУ;
♦ не заполнено поле: Код комплекса или нет комплекса с таким кодом;
♦ незаполненный код услуги или кода нет в классификаторе медицинских услуг, или услуга не описана в соответствующем файле «Список услуг отделения по признаку»;
♦ нулевое значение количества услуг или значение больше 100;
♦ код подразделения не заполнен или первые три символа не входят в классификатор профильных отделений, или нет описания отделения в файле «Организационная структура ЛПУ».
Ошибки файла «Состав заболеваний комплекса медицинских мероприятий»:
♦ код ЛПУ не заполнен или отсутствует в списке ЛПУ;
♦ не заполнено поле: Код комплекса или нет комплекса с таким кодом;
♦ не заполнено поле: Код МКБ или нет такого кода в классификаторе заболеваний.
После проведения автоматизированной обработки файлов в единую БД заносится информация, прошедшая синтаксический и семантический контроль. Записи, не прошедшие проверку, исправляются в ЛПУ и заносятся при следующей подаче. Этим достигается достоверность сводной БД.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изложенная информационная модель может служить основой для разработки ППО для автоматизированного управления одними из основных ресурсов здравоохранения - кадрового и экономического. Такое ППО может использоваться для проведения аккредитации и лицензирования ЛПУ. Особый интерес собираемая информация может представлять для органов гражданской обороны при возникновении чрезвычайных ситуаций [5].
\
ЛИТЕРАТУРА
S1. Лебедев Г.С., Зекий О.Е. Информационная модель управления ресурсами здравоохранения/Под ред. О.Е.Зекого//Автоматизация здравоохранения. Гл. 4. - М.: Типография «НОВОСТИ», 2001. - С.115-136.
2. Зекий О.Е., Лебедев Г.С., Тюрин А.Н., Бобнев П.М. Расчет стоимости медицинских услуг (программное обеспечение). Практическое руководство. - М.: «Экос-Информ», 1998. - 140 с.
3. Кадыров Ф.Н. Ценообразование медицинских и сервисных услуг учреждений здравоохранения. - М.: ГРАНТЪ, 2001. - 424 с.
4. Финансовый менеджмент: федеральные налоги медицинской организации (учреждения) (комментарий нормативных документов)/Под общей ред. Л.А.Габуевой. - М.: ГРАНТЪ, 2002. - 552 с.
5. Лебедев Г.С., Зекий О.Е., Щербюк А.Н. Использование баз данных обязательного медицинского страхования в интересах Министерства по чрезвычайным ситуациям/экстремальная медицина и скорая мед. помощь. Научно-практ. ж-л. - 2002. -№ 1-2. - С.42-45.
6. Lebedev G., Zekiy O. Informatization in public health service (the purpose, tasks, prospects)//Proceeding of the 3rd International Workshop on CSIT'2001, Ufa, Yangantau, Russia, September 21-26, 2001. - Vol.3. - 2001. - P. 181-183.