ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
INFORMATION CULTURE OF POLICE OFFICERS Е. О. Никитина
В статье излагаются взгляды автора на значение информационной культуры как части общей культуры для подготовки будущих сотрудников полиции. Описываются современные требования к подготовке специалистов МВД России, раскрываются уровни формирования информационной культуры и педагогические условия эффективного ее развития.
Ключевые слова: информационная культура, информатизация общества, общая культура, новые информационные технологии, уровни информационной культуры и т. д.
E. O. Nikitina
The article presents the author's views on the importance of information culture as a constituent part of the general culture in training future police officers. The author describes modern requirements for training professionals for the Ministry of Internal Affairs of Russia, as well as the levels of information culture formation and pedagogical conditions for its effective development.
Keywords: information culture, informatization of society, general culture, new information technologies, levels of information culture etc.
Информация и современные информационно-телекоммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов в формировании общества XXI в. и влияют на все аспекты человеческой деятельности, в том числе и правоохранительной.
По мнению Министра внутренних дел России Р. Г. Нургалиева, концептуальная платформа долгосрочного развития полиции в XXI в. должна быть воплощена в формуле: «закон - человек - современные технологии».
Сотрудникам органов внутренних дел, с момента вступления в силу Федерального закона Российской Федерации «О полиции» [1], вменяется в обязанность использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.
Согласно Стратегии развития информационного общества к 2015 г. все государственные услуги должны быть переведены в электронную форму, а это значит, что мы должны и будем жить в формате электронного государства: электронного правительства, электронной полиции и электронного документооборота.
Сотрудники полиции должны уже сегодня уметь применять электронные формы приема и регистрации документов [1].
В современных условиях информационные технологии составляют ядро информационного обеспечения органов внутренних дел и являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности специалиста МВД России, поскольку информация является не только ее основой, но и связующим звеном со всей деятельностью государства по борьбе с преступностью.
В настоящее время данные обстоятельства предопределяют доминирование информационной составляющей в структуре профессиональной деятельности специалиста МВД России, поскольку в современных условиях эффективность этой деятельности все в большей степени
зависит от информированности сотрудника полиции и его способности эффективно использовать имеющуюся информацию. В конечном итоге это влечет за собой качественное изменение как самого характера профессиональной деятельности полицейского, так и требований к уровню его профессиональной подготовки. Исходя из этого в настоящее время основной акцент в системе профессиональной подготовки полицейских должен делаться на формирование профессионально подготовленных, высоконравственных защитников правопорядка, осуществляющих свою деятельность предельно открыто и прозрачно, уважающих права и интересы граждан, способных эффективно действовать в динамично меняющейся информационной среде, применяя новейшие разработки в области науки и техники, позволяющие эффективно противодействовать как традиционной, так и высокотехнологической преступности, сопряженной с использованием средств-носителей новых информационно-телекоммуникационных технологий.
Изменение характера и условий правоохранительной деятельности актуализирует проблему формирования информационной культуры специалистов МВД России, выступающей в качестве одной из важнейших целей их профессиональной подготовки, определяющей как уровень профессионализма специалиста, так и возможности его дальнейшего профессионального роста.
Создание такого современного сотрудника органов внутренних дел должно происходить при реализации учебных мероприятий в системе профессиональной подготовки с учетом целей и задач, стоящих перед ведомственным образованием, формирующим требования, предъявляемые к специалисту МВД России (см. рис. 1).
В настоящее время приоритетной задачей системы ведомственного профессионального образования является максимальное приближение подготовки выпускников к практической деятельности, тем более что ре-
Рис. 1. Современные требования к подготовке специалистов МВД России
зультаты проведенного департаментом кадрового обеспечения МВД России дистанционного тестирования курсантов и слушателей ведомственных вузов свидетельствуют об их неумении правильно применять теоретические знания в практической деятельности органов внутренних дел.
Выдвигаемые современной теорией и практикой образования требования к специалисту органов внутренних дел Российской Федерации определяют содержание и структуру системы профессиональной подготовки МВД России и выступают основой для построения своего рода системы координат, позволяющей идентифицировать текущее состояние информационной среды профессиональной подготовки. В этой связи процесс формирования профессиональной информационной культуры специалиста органов внутренних дел Российской Федерации представляется совокупностью структурных и функциональ-
ных компонентов, направленных на формирование знаний, навыков и умений, необходимых для достижения профессионального мастерства специалиста, неотъемлемой составляющей которого и является его профессиональная информационная культура.
Нами были выделены 3 уровня формирования профессиональной информационной культуры у сотрудников полиции (см. рис. 2). Схема наглядно демонстрирует, что при развитии информационной культуры от первого к третьему уровню реализован принцип перехода количества в качество, каждый из уровней предполагает наличие элементов друг друга.
Iуровень - информационная грамотность - характеризуется сформированностью умений, необходимых для эффективного поиска и правильной идентификации информации для решения различного рода учебных задач, ее последующей интерпретации, анализа и использова-
ния для осуществления определенных действии и достижения определенных результатов.
II уровень - профессиональная информационная компетентность - характеризуется знанием особенностей информационных потоков в области профессиональной деятельности, умением ориентироваться в системе информации, определяемой спецификой будущей деятельности по направлению специализации, умением актуализировать ее и принимать на ее основе правильные решения, соответствующие различным типовым ситуациям профессиональной деятельности.
III уровень - профессиональная информационная культура - характеризуется наличием знаний, навыков и умений использования новейших достижений в области информационно-телекоммуникационных технологий для поиска профессионально значимой информации, анализа и использования для решения задач в нестандартных ситуациях профессиональной деятельности; способностью специалиста к творческому познанию информационной среды профессиональной деятельности и ее преобразованию в соответствии с целями и задачами этой деятельности; наличием устойчивых интересов и потребностей в саморазвитии личности в условиях информатизации сферы профессиональной деятельности и общества в целом.
В процессе повышения уровня информационной культуры от первого до третьего формируется новое информационное мышление и как результат - полностью сформированная информационная культура курсантов.
Достижение обозначенных выше уровней будет производиться при использовании в вузовском учебном процессе традиционных методов, средств и организационных форм обучения в сочетании с их цифровыми аналогами на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий. Для этого необходимо соблюсти следующие педагогическое условия:
- целенаправленное управление процессом формирования информационной культуры личности;
III уровень
II уровень
I уровень
Информационная грамотность
Профессиональная информационная компетентность
Формирование профессиональной информационной культуры
Рис. 2. Уровни формирования профессиональной информационной культуры
сотрудников полиции
- наличие высокой информационной культуры преподавателя;
- операциональная, мотивационная и рефлексивная готовность педагога и обучающихся для работы в информационно-образовательной среде;
- наличие диагностируемых целей обучения;
- комплексное использование активных методов обучения;
- положительное отношение обучающихся к использованию средств информатизации в учебной деятельности;
- наличие, совершенствование и развитие информа-ци онно-развивающей среды;
- гуманитаризация образования.
Информационная культура у курсантов должна формироваться по четко «спланированному сценарию» преподавателями всех без исключения изучаемых дисциплин. Нельзя допускать спонтанного формирования информационной культуры, а также «переложения обязанности» формировать информационную культуру только на преподавателей информатики. Также необходимо ввести в учебные планы проведение спецкурса по формированию информационной культуры.
Формирование и развитие информационной культуры курсантов во многом зависит от способностей педагога быть информационным лидером, его умения мотивировать и сориентировать курсанта на целесообразность использования в учебном процессе того или иного источника информации, исходя из специальности, темы исследования, личной информационной компетентности, возможностей самостоятельного поиска, анализа и предоставления информации, научить и разъяснить методики использования новых информационных технологий в своей учебной, а в дальнейшем профессиональной деятельности. В современном мире недопустимо, чтобы курсанты разбирались в новых информационных технологиях лучше, чем преподаватели. В связи с этим нужно провести специальные курсы по формированию информационной культуры преподавателей в Школе педагогического мастерства.
Преподаватели и обучающиеся должны видеть преимущества использования информационных технологий в образовательной среде. Преподаватели, привыкшие работать «по старинке» и не ощущающие потребности в изучении новых веяний по информатизации общества, должны быть мотивированы к этому. Кроме того, необходимо поднять уровень значимости информатизации образования с помощью обсуждения проблем компьютеризации обучения на кафедрах, поощрения участия в научно-
исследовательских работах по проблемам информатизации образования, а также издания и изучения учебно-методических пособий и материалов по проблемам компьютеризации и информатизации образовательного процесса вузов.
Также важно учесть, что информатизация образования должна проходить с помощью формирования информационной среды вуза. Информационная среда формируется только под целенаправленным воздействием педагогов, администрацией вуза и государством. Необходимо отметить одну особенность информационно-развивающей среды: она содержит лишь потенциальные возможности использования информации, однако реализовать эти возможности, перевести информацию в личное знание должен сам курсант с помощью соответствующих умений, которые должны быть у них сформированы преподавательским составом вуза.
Гуманитаризация образования, как педагогическое условие развития информационной культуры, необходимо для того, чтобы спасти нас от деградации творческих навыков и снижения общей художественной одаренности человека. «Ведь нам нужен человек не просто грамотный, читающий, печатающий, производящий информацию, но в первую очередь понимающий, способный самоопределяться в этой жизни, порождать для себя свои собственные смыслы, принимающий на себя ответственность за свои решения» [2]. Данное условие может реализоваться с помощью изучения таких дисциплин гуманитарного цикла, как философия, культурология, педагогика, социология, экономика, политология, история, психология, иностранные языки, которые ока-
зывают огромное влияние на формирование системы ценностных ориентиров будущих специалистов.
Исходя из отмеченного, мы полагаем оправданным в аспекте изучаемой проблемы рассматривать профессиональную информационную культуру специалиста МВД России как интегративную качественную характеристику личности специалиста, представляющую собой сложную динамическую систему профессионально важных качеств и свойств личности, определяющих успешность исполнения специалистом своих должностных обязанностей в информационной среде профессиональной деятельности, способность к ее творческому познанию и преобразованию, саморазвитию личности в условиях информационного общества.
В этой связи информационная культура специалиста МВД России представляет собой высшее проявление его профессиональной компетентности, отражающее способность специалиста к творческому восприятию, пониманию и представлению действительности в профессиональной сфере, его способность успешно действовать в динамичной информационной среде с учетом специфики профессиональной деятельности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции». -Ст. 11.
2. Долженко О. В., Тарасова О. И. Образование: от масс-медиа к «урокам бытия» // Высшее образование в России. - 2009. - № 4. - С. 17.