Информационно-коммуникационная культура
курсантов вузов МВД России как основа саморазвития личности
В статье рассматривается информационно-коммуникационная культура курсантов вузов МВД России как основа саморазвития личности.
Ключевые слова: информационно-коммуникативная культура, личность, саморазвитие, направленность, информатизация образования, компетентность.
E.A. Schurov, Master of Law, Assistant Professor, Assistant Professor of a Chair of Criminalistics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia;
S.V. Pahomov, Master of Law, Assistant Professor, Head of a Chair of Criminalistics of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79286652879.
Information and communication culture of cadets of higher education institutions of the Ministry of the Interior of Russia as basis of self-development of the personality
In the article the information and communication culture of cadets of higher education institutions of the Ministry of the Interior of Russia as a basis of self-development of the personality is considered.
Key words: information and communicative culture, personality, self-development, orientation, education informatization, competence.
Щуров Евгений Андреевич
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России
Пахомов Сергей Валерьевич
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры криминалистики Краснодарского университета МВД России
_(тел.: +79286652879)
Одним из важнейших аспектов саморазвития курсантов вузов МВД России в современных условиях является формирование их информационно-коммуникационной культуры. Социально-педагогическая значимость решения указанной задачи в подготовке сотрудника полиции состоит в формировании специалиста с новым мышлением, соответствующим требованиям постиндустриального общества, расширяющим информационное пространство до мировых масштабов и определяющим ключевой вектор в развитии их профессиональной культуры. Эта проблема продиктована необходимостью обновления содержания, методики и технологий подготовки специалистов нового уровня.
К настоящему времени сложились определенные теоретические предпосылки для решения представленной проблемы. В педагогике накоплен обширный научный фонд по проблематике информатизации образования, о психолого-педагогических основах компьютеризации образования, о возможностях компьютерных технологий в интенсификации и активизации обучения, об инновационных педагогиче-
ских технологиях в системе образования, о разработке целостной системы формирования информационной культуры [1, с. 87-101]. Ученые отмечают, что информатизация образования представляется как комплекс мероприятий, связанных с проникновением во все звенья образовательной системы (обучение, воспитание, управление, дополнительное образование и др.) информационных средств, информационных технологий, информационной культуры. Информатизация образования - это создание условий, обеспечивающих свободный доступ к значимой информации с помощью электронных средств хранения, обработки и передачи информации.
В контексте саморазвития курсантов вузов МВД России информационная культура представляет собой умение целенаправленно работать с информацией с целью ее получения, обработки и передачи через компьютерную информационную технологию, современные технологические методы и средства. Так как информационная культура связана с умением целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, обработки,
277
передачи и хранения с помощью компьютерных информационных технологий и современных технических методов и средств, то каждый выпускник вуза МВД России должен владеть информационной технологией, т.е. комплексом методов, способов и средств, обеспечивающих обработку, передачу, восприятие и хранение информации, ориентирующей на повышение эффективности профессиональной деятельности.
Учитывая специфику профессиональной деятельности сотрудника полиции, рассмотрим векторы практико-ориентированной подготовки курсантов, направленные на использование электронных образовательных ресурсов. Профессиональное саморазвитие курсантов в вузе на основе информационной оснащенности сотрудника полиции определяется следующими показателями: мотивацией, направленной на познавательный характер деятельности, требующий не только решения сложных мыслительных задач, но и организации их практического осуществления; готовностью к самообразованию на протяжении всей жизни, направленного на овладение современными информационными ресурсами, расширение границ ценностно-мировоззренческих ориентаций и др.
Профессиональная деятельность сотрудника полиции специфична и характеризуется рядом дополнительных особенностей. К их числу следует отнести наличие большого объема разнообразной информации, которая должна быть учтена в деятельности. При организации практико-ориентированной подготовки курсантов информация подразделяется на три основные вида: официальная информация, полученная от лиц и других служб, подразделений органов внутренних дел; информация, полученная с помощью оперативно-технических средств, информация, полученная по сети Интернет и т.п.
Практико-ориентированная подготовка сотрудников полиции предопределяет широкое использование информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). В современных условиях ИКТ составляют ядро профессионального саморазвития курсантов в вузе на основе информационного обеспечения, которыое является неотъемлемой частью профессиональной деятельности сотрудников полиции и способствует развитию личности [2, с. 15-21].
Данные обстоятельства предопределяют доминирование в практико-ориентированной подготовке курсантов в вузе информационной составляющей в структуре профессионального саморазвития сотрудников полиции, поскольку в современных условиях эффективность этой деятельности все в большей степени зависит от информированности специалиста. Это влечет за собой качественное изменение как са-
мого характера профессиональной деятельности сотрудника полиции, так и требований к уровню его профессиональной подготовки к использованию ИКТ.
В настоящее время основной акцент в профессиональном саморазвитии сотрудников полиции делается на формировании профессионально подготовленных, высоконравственных специалистов, способных эффективно действовать в динамично меняющейся информационной среде, применяя новейшие разработки информационных и коммуникационных технологий, позволяющих эффективно противодействовать как традиционной, так и высокотехнологичной преступности. Основным направлением создания практико-ориентированных условий деятельности сотрудника полиции является совершенствование внешних и внутренних средств деятельности через четкую организацию процесса информационной подготовки.
Сегодня, в рамках использования ИКТ нового поколения проблема создания преподавателем индивидуальных образовательных траекторий для курсантов решается достаточно интенсивно. Информационно-коммуникационные технологии таких разнообразны благодаря использованию новых педагогических инструментов, как [3, с. 9-10]: обеспечение всех компонентов образовательного процесса (получение информации, практические занятия, аттестация, контроль учебных достижений); интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самообразования, формирование ценностно-мировоззренческих ориентаций за счет использования активно-деятельностных форм обучения, развития профессионально значимых личностных качеств. Электронный образовательный ресурс дает возможность более полноценного обучения вне аудитории. Сегодня все это происходит в интерактивном режиме, что способствует профессиональному саморазвитию сотрудника полиции в период подготовки в вузе.
Для построения учебного процесса, направленного на саморазвитие курсантов на основе ИКТ, необходимо использовать вариативные учебные модули. Изучая совокупный контент образовательной модульной системы, курсант-пользователь для каждого тематического элемента может выбрать наиболее подходящие с его точки зрения модули изучения информации. При этом следует учитывать возможности курсантов с разным уровнем готовности к самообразованию, формированию ценностных ориентаций, интенсивности формирования профессионально значимых личностных качеств по овладению информационными и коммуникационными технологиями. Задания для курсантов должны дифференцироваться, что предопределяет индивидуальную образова-
278
тельную траекторию профессионального саморазвития курсантов.
Так, например, при изучении дисциплины «Криминалистика», широкое использование ИКТ, ориентированных на профессиональное саморазвитие, предоставляет практически безграничные возможности как преподавателю, так и курсанту, поскольку ИКТ содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимации и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемные вопросы и задачи не только дают возможность курсантам самостоятельно выбирать удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания. В практико-ориентированных условиях существует достаточная свобода преподавателя в выборе множества информационных источников, к которым отнесены учебные пособия разных издательств, методические материалы, научные публикации и т.д [4]. Вместе с тем, существуют определенные ограничения в части практических занятий с применением электронных учебников, продуктов на CD-ROM, что связано с жесткой регламентацией учебно-образовательного процесса. Сегодня в рамках
использования ИКТ нового поколения проблема создания преподавателем индивидуальных образовательных траекторий для студентов решается достаточно интенсивно.
Таким образом, в контексте профессионального саморазвития курсантов ИКТ дают возможность более полноценного обучения вне аудитории [5]. Под полноценностью реализацию вне аудитории выполнение таких видов учебной деятельности, как изучение нового материала, текущий контроль знаний с оценкой, самооценкой и выводами, подготовку к экзаменам, а также многое другое. Известно, что самообразование курсантов, до недавнего времени, заключалась в запоминании информации. Практический компонент внеаудиторной деятельности был ограничен подготовкой докладов, рефератов, выучиванием теоретического материала и т.д. ИКТ позволяют выполнить вне аудитории значительно более полноценные практические занятия с использованием виртуально наглядного освоения материала, установления уровня собственных знаний, умений, навыков, возможности ценностного саморазвития, развития профессионально значимых личностных качеств курсантов вузов МВД России.
1. Алешин Л.К. Культура информации в информационном обществе: постановка проблемы // Информационная культура: процессы теоретического осмысления: сб. ст. Краснодар, 2001.
2. Амельчаков И.Ф. О совершенствовании профессиональной подготовки кадров и учебного процесса в образовательных учреждениях МВД России // Вестник кадровой политики МВД России. 2009. № 1.
3. Андреева А.Л. Компьютерная парадигма в образовании: опыт философско-методо-логического анализа // Педагогика. 2008. № 4.
4. Аштохов О. Компьютерные технологии в образовании / О. Аштохов, М. Здравомыс-лов, А. Аштохова // Высшее образование в России. 1996. № 3.
5. Барахсанова Е.А. Информационные технологии в сфере образования: учеб. пособие М., 2003.
6. Белоусова И.Д. Введение информационных технологий в процесс обучения студентов вуза: Магнитогорск, 2009.
7. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия. М., 2002.
8. Богданова Т. Информационная среда образовательного комплекса Высшее образование в России. 2008. № 12.
9. Гречихин А.А. Информационная культура (опыт определения и типологического моде-
1. Alyoshin L.K. Culture of information in information society: statement of a problem // Information culture: Processes of theoretical judgment: coll. of art. Krasnodar, 2001.
2. Amelchakov I.F. About improvement of a professional training of shots and educational process in educational institutions of the Ministry of the Interior Affairs of Russia // Bulletin of personnel policy of the Ministry of Interior of Russia. 2009. № 1.
3. Andreeva A.L. Computer a paradigm in education: experience of the philosophical and methodological analysis // Pedagogics. 2008. № 4.
4. Ashtokhov O. Computer technologies in formation / O. Ashtokhov, M. Zdravomyslov, A. Ash-tokhova // Higher education in Russia. 1996. № 3.
5. Barakhsanova E.A. Information technologies in education: textbook. M., 2003.
6. Belousova I.D. Introduction of information technologies in process of training of students of higher education institution. Magnitokgorsk, 2009.
7. Bespalko V.P. Education and training with participation of computers (pedagogics of the third millennium). M., 2002.
8. Bogdanova T. Information environment of an educational complex / Higher education in Russia. 2008. № 12.
9. Grechikhin A.A. Informational culture (experience of definition and typological modeling //
279
лирования // Проблемы информационной культуры: сб. ст. М., 1994 и др.
10. Вершинин И.В. Информационная среда вуза: цель или средство. Педагогический университет сегодня // Аккредитация в образовании. 2008. № 25.
11. Давыдов В.В. Психологические основы организации учебной деятельности, опосредованной использованием компьютерных систем // Психологическая наука и образование. 1996. № 2.
Problems of information culture: coll. of art. M., 1994.
10. Vershinin I.V. Informational higher education institution environment: purpose or means. Pedagogical university today // Accreditation in education. 2008. № 25.
11. Davydov V.V. Psychological bases of the organization of the educational activity mediated by use of computer systems // Psychological science and education. 1996. № 2.
280