ПРАВО И ОБЩЕСТВО
LAW AND SOCIETY
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
ЗАДОНСКАЯ ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В информационном обществе современный человек должен иметь довольно высокий уровень культуры обращения с информацией, владеть навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации, уметь ее использовать для решения профессиональных задач и создания инновационного продукта. Для отражения этого факта и вводится термин «информационная культура личности», который представляет собой совокупность существующих механизмов и принципов, обеспечивающих положительное взаимодействие национальных и этнических культур, их объединение в совместный опыт человечества, а также является частью общей культуры, состоящей из информационного мировоззрения, информационной грамотности в области информационно-коммуникационных технологий. В современном обществе информационная культура органически входит в действительную ткань социальной жизни, придает ей новое качество, приводит к трансформации многих сформировавшихся социально-экономических, политических и духовных представлений, привносит существенно новые черты в образ жизни человека. В данной статье рассматриваются основные научные трактовки понятий: личность, информационное общество, информационная культура, проводится их анализ, раскрываются основные характеристики, предлагается авторское определение информационной культуры личности. Выделяются основные структурные элементы информационной культуры, анализируются и социальные ее функции, оказывающие содействие в дальнейшем развитии информационной и профессиональной культуры личности, выявляются ключевые критерии информационной культуры личности. Поднимается вопрос о роли системы образования в формировании информационной культуры личности, которая способна подготавливать специалистов, обладающих необходимыми в информационном обществе навыками и умениями.
Ключевые слова тенденции, инфраструктурное обеспечение региона, стратегическое планирование.
Анализируя современное общество, разные исследователи определяют его новую стадию развития как переход в «новый цикл цивилизационного развития» человечества, мир «технологической культуры», но наиболее распространенным является дефиниция современного общества как общества информационного.
Актуальная на сегодняшний день тема формирования информационного общества не раз освещалась в работах российских и зарубежных авторов. Обобщив мнения различных исследователей, можно сказать, что информация является важнейшим ресурсом развития современной цивилизации, которая уже вступила в период постиндустриального развития и достигла его пиковой фазы - информационного общества. По мнению профессора М. А. Игнацкой, эта фаза имеет переломный характер, так как она неотделима от процессов компьютеризации как одной из оснований информатики, т. е. от производства, пере-
работки, накопления, распространения и потребления информации - главной составной части принципиально другой системы научно-технических производительных сил [1].
Стремительное развитие на рубеже ХХ и XXI вв. коммуникационных технологий существенно облегчило создание и трансляцию общественно важной информации и привело к созданию глобального информационного пространства, в которое оказались втянуты целые сообщества, экономические, религиозные, культурные и политические институты.
Бурное развитие компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий послужило стимулом и по сей день оказывает значительное влияние на развитие социума, который основан на использовании информации и знаний. Кроме того, стремительный рост информационных ресурсов и применение информационных технологий в последние десятилетия определили принци-
пиально важные массовые позитивные изменения практически во всех сферах жизни и деятельности индивида. Сегодня развитие информационно-коммуникационных технологий и систем, электронных средств массовой информации и т. п. затрагивает жизненные интересы почти каждого человека [2].
В настоящее время можно зафиксировать много прямых и косвенных признаков того, что современное общество становится информационным, а именно, ведущая ценность информации, близкое взаимодействие информационных технологий с общественной организацией и наиболее быстрое развитие глобальной компьютерной сети Интернет.
Ведущим мотивом информационной цивилизации является общество, основанное на знании, в котором решающим фактором социальной жизни, важнейшей ценностью и основой развития культуры, науки, образования становится информация, которая должна быть максимально доступной для всех членов общества. Повсеместное внедрение новых технологий и повышение ценности знаний сопровождается информационной доступностью, которая, в свою очередь, требует от общества в целом и отдельного человека, в частности, обладания особой информационной культурой.
Вступление человечества в век информационного общества определяется не только быстрым развитием информационно-коммуникационных технологий и телекоммуникационных систем, но и формированием определенно новой информационной сферы жизнедеятельности. Сегодня все большее количество людей оказываются вовлеченными в информационную интеракцию не только как пассивные потребители информации, но и как производители информационных услуг и ресурсов. Информационное общество прочно ассоциируется с «высокими технологиями», и от человека в данном социуме требуется способность к творчеству, повышается спрос на знания и информацию. В данных условиях возникает глобальная проблема всей земной цивилизации вовремя подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде, научить их автономно действовать в этой среде, результативно использовать ее потенциал и защищаться от отрицательных воздействий [3].
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, которая является одним из основных критериев формирования информационного общества, в котором профессиональный рост человека неосуществим без применения современных информационных техно-
логий. Информатизация профессий является одной из важнейших тенденций в трансформациях, происходящих в профессиональной сфере общественного развития. С расширением использования компьютерной техники в обществе возникает потребность овладеть такими знаниями и навыками, которые дадут возможность активно и результативно применять для выявления большого потенциала компьютерных технологий. Социологи считают, что проявлением информационной культуры является ориентация человека в быстроменяющихся общественных условиях, способность адаптироваться к ним, самостоятельно и критически оценивать поступающую информацию.
Термин «информационная культура личности» появился в середине XX в., одновременно с такими понятиями, как «информационная эра», «информационный взрыв», когда в мире накопилось такое количество информации, что находиться в усиливающемся потоке сообщений и сведений становится все сложнее и труднее.
Сегодня понятие «информационная культура личности» анализируется в различных научных областях. И в настоящее время не существует единого подхода к пониманию информационной культуры. На наш взгляд, сложность определения данного понятия состоит в том, что оно состоит из двух самостоятельных научных категорий: «культура» и «информация». Мы считаем, что понятие «культура» богаче по содержанию понятия «информационная культура», так как культура дает возможность человеку воспринимать и преобразовывать самого себя и мир, она формирует и реализует сущностные силы человека, тогда как информационная культура представляет собой условие, обеспечивающее это восприятие, является предпосылкой для распредмечивания всего богатства культуры общества. По нашему мнению, информационная культура может являться составной частью и специфичным видом общей культуры, выступать только в качестве носителя ряда характеристик. Но, в отличие от других видов культуры (экономической, политической, религиозной и др.), по мнению Е. В. Грунта, она представляет собой своеобразное сечение, способствующее развитию как культуры в целом, так и ее отдельных видов [4].
Как же определяют современные исследователи понятие «информационная культура»? Так, В. Н. Михайловский рассматривает ее как новый тип общения, представляющий вероятность легкого выхода личности в информационное существование; свободу доступа к информационной жизни на всех уровнях от глобального до локального; новый тип мышления, развивающийся в
I. А. гАБОШКАУА
следствии избавления человека от монотонной информационно-интеллектуальной работы, а также ориентация личности на самообучение и саморазвитие [5].
Некоторые авторы понимают информационную культуру как информационный компонент человеческой культуры в целом, объективно определяющий уровень всех реализовываемых в социуме информационных процессов и имеющихся информационных отношений [6]. Другие исследователи утверждают, что информационная культура представляет собой качественную характеристику жизнедеятельности человека в сфере получения, передачи, хранения и использования информации, где значимыми являются общечеловеческие духовные ценности [7]. Третьи связывают ее с развитием системы обучения, уровнем знаний, позволяющим человеку легко ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию [8]. Е. Г. Силяева считает, что информационная культура - это специальный аспект общественного бытия и выступает в качестве предмета, средства и итога социальной активности, а также она отображает уровень и характер практической деятельности людей. Информационная культура является результатом деятельности человека и процессом сохранения, создания, производства, распространения и потребления культуры [9].
В работах А. А. Виноградова, Э. П. Семенюка, А. Д. Урсула дефиниция «информационная культура личности» заслуживает категориальный статус и употребляется в широком специально-научном и философском контексте. С точки зрения авторов, информационная культура является важнейшим компонентом духовной культуры общества в целом, а также разнообразныхобщественных групп и отдельной личности в частности [6].
Понятия «информационная культура» понимается у А. П. Ершова и В. М. Монахова как цель и задачи введения понятия компьютерной грамотности, объем которого включает навыки грамотной постановки задач, появляющихся в практической деятельности работы с компьютером, навыки формализованного их описания, элементарные знания о методах математического моделирования и умение строить простые математические модели. Специальное значение для достижения разбираемых целей приобретает включение в состав компьютерной культуры обобщенного умения адекватно трактовать формализованные описания, соблюдать равновесие между формализуемой и неформализуемой составляющими человеческого знания [10].
Информационная культура, с точки зрения В. Ф. Сухиной, пока еще является показателем не общей, а, точнее, профессиональной культуры, но с течением времени может статьсущественным фактором развития каждой личности. Проблема информационной культуры включает и информационные потребности, и ограничения (так как потенциалы человека по освоению информации не безграничны), и вопросы обучения и переподготовки специалистов. Основой информационной культуры могут стать знания об информационной среде, умение ориентироваться в информационных потоках, понимание законов ее функционирования [11].
Е. В. Грунт считает, что информационную культуру можнопонять, как степень овладения личностью информацией, а также данный феномен представляет собой совокупность знаний, норм и ценностей, обеспечивающих результативное взаимодействие в информационной среде, содействующих развитию культуры личности. Данный подходсвидетельствуето том, что, во-первых, информационная культура - существенный феномен культуры, так как включает в себя совокупность ценностей и норм, обеспечивающих позитивное их получение личностью, а также использование и трансляция информации. Во-вторых, информационная культура может быть проанализирована как специальная форма общественного взаимодействия личности и информационной среды [4, с. 122].
Если рассматривать информационную культуру с точки зрения социализации личности, то, по мнению Т. В. Тычковой, это специфичные качества личности, предоставляющие ей возможность отвечать на увеличившиеся требования глобализирующегося информационного социума к знаниям, профессионализму, конкурентоспособности и образующие систему связанных, функционирующих во взаимодействии, претерпевающих постоянные видоизменения в связи с трансформациями в обществе качеств личности [12].
Н. Б. Зиновьева предприняла попытку систематизирования имеющихся мнений об информационной культуре личности. Основу ее концепции составляет понимание человека как действующего, инициативно воспринимающего и транслирующего информацию. Система информационных взаимоотношений общества и личности выступает объектом данной теории, а предметом информационной культуры личности является процесс гармонизации духовного мира человека в процессе постижения всего объема общественно важной информации. Данное
формулирование предмета касается многих смежных областей знаний, имеет несколько аспектов выявления проблемы [13].
Что касается первого аспекта, то он связан с теоретическим пониманием особенностей информации как феномена материального мира и его роли в контексте культуры, со знанием общественных закономерностей имеющих информационную природу.
Второй аспект связан с характеристикой личности, ее потребностью в информации, имеющей биологический и социальный характер, а также вопросами социализации под влиянием информационно-культурной среды.
Третий аспект включает в себя анализ информационной культуры с точки зрения функционирования ее социальных институтов, таких как семья, массовые коммуникации, информационные центры, учебные заведения, библиотеки. Причем каждый из социальных институтов принимает участие в развитии информационной культуры личности своими специфичными средствами.
Четвертый аспект выявления проблемы носит практический характер и заключается в технологии формирования информационной культуры личности в плане овладения информационными ресурсами, навыками поиска информации, применения ее в учебных и профессиональных целях, умением находить ее в тексте, переосмысливать и творчески перерабатывать, основываясь на весь арсенал выработанных способов и средств.
Н. Б. Зиновьева считает, что информационная культура характеризуется и сложными структурными элементами, например [13, с. 221]:
- коммуникативный (культура общения); лексический (языковой, культура письма и
оформления деловой документации);
- книжный, читательский (культура чтения);
- интеллектуальный (культура научного исследования и умственного труда);
- информационно-технологический (культура использования современных информационных технологий);
- информационно-правовой;
- мировоззренческий и нравственный; библиографический.
Терминологический анализ показывает, что понятие «информационная культура» рассматривается с разных позиций и характеризуется многообразным составом компонентов. Если обобщить имеющиеся терминологические наработки, то с точки зрения Л. А. Прониной, можно сделать следующие выводы: информационная культура понимается как [14]:
совокупность знаний и представлений, накопленных в процессе развития человечества, которыми овладевает личность на определенных этапах развития собственной информационной культуры;
- компонент общей культуры личности, социума или определенной его части, проявляющийся во всех вероятных видах работы с информацией (получение, накопление, переработка, создание на этой основе качественно новой информации, ее трансляция, практическое применение);
особенный аспект социального бытия, предмет, средство и итог общественной инициативности, а также процесс сохранения созданного и производства, распространения и потребления объектов культуры;
- сложившийся в ходе развития общества методический аппарат оперирования социальной информацией.
На наш взгляд, информационную культуру можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле, информационная культура представляет собой совокупность существующих механизмов и принципов, обеспечивающих положительное взаимодействие национальных и этнических культур, их объединение в совместный опыт человечества. В узком смысле слова - это часть общей культуры, состоящая из информационного мировоззрения, информационной грамотности в области информационно-коммуникационных технологий.
Значение информационной культуры в обществе обуславливается ее социальными функциями, такими как:
- гносеологическая, проявляется в самообразовании и образовании личности;
- адаптационная - информационная культура представляется собой механизм единственно возможного аналитического приспособления человека к меняющимся условиям существования информационного общества;
- интегрирующая - дает возможность объединять сообщество в единую систему на основе знаний, норм и ценностей;
- регулятивная - развивает общественно допустимые формы поведения людей;
- коммуникативная - позволяет личности положительно общественно взаимодействовать в информационном пространстве на основе изученной информации.
Все вышеназванные функции оказывают содействие в дальнейшем развитии информационной и профессиональной культуры личности.
Резюмируя предыдущие мнения о значении информационной культуры личности в современ-
I. А. гАБОШКАУА
ном обществе, можно сказать, что изучение научной литературы по данной теме дает возможность утверждать, что:
- во-первых, информационную культуру необходимо анализировать как целостное образование, отражающее соединение знаний о культуре человечества и человеке;
- во-вторых, при рассмотрении содержания информационной культуры изучается определенная совокупность знаний и умений личности, которые зависят от гуманитарного или технократического подходов исследователей к пониманию феномена «информационная культура личности»;
- в третьих, большинство авторов понимают под информационной культурой качественную характеристику личности.
Автор считает, что информационную культуру личности можно анализировать как степень удовлетворения в информационном общении, эффективность создания, сбора, хранения, переработки, трансляции, представления и использования информации, достигнутую величину организации информационных процессов.
Современный человек должен иметь довольно высокий уровень культуры обращения с информацией, владеть навыками поиска, передачи, обработки и анализа информации, уметь ее использовать для решения профессиональных задач и создания инновационного продукта. Овладение информационной культурой - это путь универсализации качеств личности, который дает возможность понять самого себя, своей роли и места в обществе. Значимую роль в формировании информационной культуры личности играет система образования, которая способна подготавливать специалистов, обладающих необходимыми в информационном обществе навыками и умениями. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. высшему образованию стало уделяться большое внимание как в связи с развитием общества и его переходом на новый этап развития (постиндустриальный, информационный, сетевой), так и в связи с трансформациями самой системы высшего образования [15]. Модернизация образовательных структур, процессов и технологий направлена на повышение качества обучения, на выработку у подготавливаемых специалистов широкой и целостной системы фундаментальных знаний, навыков и способности самостоятельного творческого мышления, призвана выработать целостную систему взглядов, опирающихся на науку и нравственность. Новая образовательная модель должна удовлетворять требованиям инновационности, модальности и непрерывности, антропологизма и демократизма, универсальности, фундаментальности и синтеза [16]. Про-
исходящие изменения в обществе ориентируют систему высшего образования на формирование профессионально и социально компетентной, конурен-тоспособной личности, способной к творчеству и самоопределению в условиях динамично развивающегося мира [17] и высокий уровень информационной культуры молодых людей способствует всестороннему развитию личных качеств человека.
В качестве ключевых критериев информационной культуры личности исследователи выделяют такие его умения, как [18]:
четкое определение своей потребности в информации;
- осуществление эффективного поиска необходимой информации с использованием различных информационных ресурсов;
- качественный отбор и объективная оценка информации;
усвоение информации и преобразование ее в качественно новую;
компьютерная грамотность и навыки информационного общения.
Все указанные умения должны основываться на осознании ключевой роли информации в социуме, понимании законов информационной среды и своего места в ней, на способности использовать новые информационно-коммуникационные технологии.
И в заключении подчеркнем, что в современном обществе судьба каждого конкретного человека во многом зависит от его информационной культуры, она органически входит в действительную ткань социальной жизни, придает ей новое качество, приводит к трансформации многих сформировавшихся социально-экономических, политических и духовных представлений, привносит существенно новые черты в образ жизни человека, содействует подлинному постижению им самого себя, своего места и роли в окружающем его мире и истории.
Литература
1. Игнацкая М. А. Структурно-функциональный анализ новой экономики. М., 2002.
2. Еляков А. Д. Информационные приоритеты // Высшее образование в России. 2009. № 4.
3. Ваграменко Я. А., Пасхин Е. Н. О направлениях информатизации российского образования // Информационные технологии в образовании. Вып. 8. М., 2012.
4. Грунт Е. В. Социологический анализ информационной культуры личности // Известия Уральского федерального университета. Серия Общественные науки. 2010. Т. 73. № 1.
5. Михайловский В. Н. Формирование научной картины мира и информатизация. СПб., 2004.
6. Семенюк Э. П. Глобализация и социальная роль информатики // Научно-техническая информация.
Серия 1. Организация и методика информационной работы. 2003. № 1.
7. Хангельдиева И. Г. О понятии «информационная культура№ // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее. Краснодар, 2006.
8. Медведева Е. А. Информационная культура как критерий информатизации высшего образования в современных условиях реформирования. Рязань, 2011.
9. Силяева Е. Г. Информационная культура и проблема метаобразования // Культурология: дайджест. М., 1999. № 3.
10. Ершов А. П., Монахов В. М. Исследование феномена «информационная культура личности» // Ползуновский вестник. 2006. № 3.
11. Сухина В. Ф. Человек в мире информатики. М., 2009. С. 124.
12. Тычкова Т. В. Информационная культура как условие социализации личности в современном Российском обществе: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Краснодар, 2009.
13. Зиновьева Н. Б., Дулатова А. Н. Информационная культура личности. М., 2007.
14. Пронина Л. А. Информационная культура как фактор развития информационного общества // Аналитика культурологии. 2008. № 10.
15. Налетова И. В. Уровни формирования качества высшего образования в современном мире // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 4 (96)
16. Слетков И. А. Социологический портрет сту-дента-державинца // Молодежь и социум. Тамбов, 2012. № 1 (9).
17. Задонская И. А. Роль институтов профессии и образования в регуляции процесса профессионального самоопределения студенческой молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 1 (105)
18. Гревцов В. Е. Информационная культура как критерий формирования информационного общества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Социология. 2010. № 1.
References
1. Ignatskaya M. А. Strukturno-funktsional'nyj ana-liz novoj ekonomiki. M., 2002.
2. Elyakov А. D. Informatsionnye prioritety // Vys-sheye obrazovaniye v Rossii. 2009. № 4.
3. Vagramenko Ya. А., Paskhin E. N. O napravle-niyakh informatizatsii rossijskogo obrazovaniya // Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii. Vyp. 8. M., 2012.
4. Grunt E. V. Sotsiologicheskij analiz informat-sionnoj kul'tury lichnosti // Izvestiya Ural'skogo feder-al'nogo universiteta. Seriya Obshchestvennye nauki. 2010. T. 73. № 1.
5. Mikhajlovskij V. N. Formirovaniye nauchnoj kar-tiny mira i informatizatsiya. SPb., 2004.
6. Semenyuk E. P. Globalizatsiya i sotsial'naya rol' informatiki // Nauchno-tekhnicheskaya informatsiya. Seriya 1. Organizatsiya i metodika informatsionnoj raboty. 2003. № 1.
7. Khangel'diyeva I. G. O ponyatii «informatsion-naya kul'tura» // Informatsionnaya kul'tura lichnosti: prosh-loye, nastoyashcheye, budushcheye. Krasnodar, 2006.
8. Medvedeva E. A. Informatsionnaya kul'tura kak kriterij informatizatsii vysshego obrazovaniya v sovremen-nykh usloviyakh reformirovaniya. Ryazan', 2011.
9. Silyayeva E. G. Informatsionnaya kul'tura i problema metaobrazovaniya // Kul'turologiya: dajdzhest. M., 1999. № 3.
10. Yershov A. P., Monakhov V. M. Issledovaniye fenomena «informatsionnaya kul'tura lichnosti» // Polzu-novskij vestnik. 2006. № 3.
11. Sukhina V. F. Chelovek v mire informatiki. M., 2009. S. 124.
12. Tychkova T. V. Informatsionnaya kul'tura kak us-loviye sotsializatsii lichnosti v sovremennom Rossijskom obshchestve: avtoref. dis. ... kand. sots. nauk. Krasnodar, 2009.
13. Zinov'yeva N. B., Dulatova A. N. Informatsionnaya kul'tura lichnosti. M., 2007.
14. Pronina L. A. Informatsionnaya kul'tura kak faktor razvitiya informatsionnogo obshchestva // Analitika kul'turologii. 2008. № 10.
15. Naletova I. V. Urovni formirovaniya kachestva vysshego obrazovaniya v sovremennom mire // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2011. Vyp. 4 (96)
16. Sletkov I. A. Sotsiologicheskij portret studenta-derzhavintsa // Molodezh' i sotsium. Tambov, 2012. № 1 (9).
17. Zadonskaya I. A. Rol' institutov professii i obrazovaniya v regulyatsii protsessa professional'nogo samoo-predeleniya studencheskoj molodezhi // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2012. Vyp. 1 (105)
18. Grevtsov V. E. Informatsionnaya kul'tura kak kriterij formirovaniya informatsionnogo obshchestva // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya Sotsiologiya. 2010. № 1.
I. A. ZADONSKAYA
* * *
INFORMATION CULTURE OF THE PERSONALITY AS BASIS OF FORMATION OF INFORMATION SOCIETY
ZADONSKAYA IRINA ANATOLYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In information society the modern person has to have quite high level of culture of the address with information, own skills of search, transfer, processing and the analysis of information, to be able to use it for the solution of professional tasks and creation of an innovative product. For reflection of this fact the term «information culture of the personality» which represents set of the existing mechanisms and the principles providing positive interaction of national and ethnic cultures, their association in joint experience of mankind also enters and also is a part of the general culture consisting of information outlook, information literacy in the field of information and communication technologies. In modern society information culture integrally enters into the valid fabric of social life, gives it new quality, leads to transformation of many created social and economic, political and spiritual representations, introduces significantly new lines in a way of life of the person.
In this article the author considered main scientific interpretations of concepts: personality, information society, information culture, carried out their analysis, revealed main characteristics, author offered her definition of information culture of the personality. The author allocated basic structural elements of information culture, also analyzed its social functions rendering assistance in further development of information and professional culture of the personality, revealed key criteria of information culture of the personality. The author brought up the question of an education system role in formation of information culture of the personality which is capable to train the experts possessing necessary skills and abilities in information society.
Key words: tendencies, infrastructure providing region, strategic planning.