Научная статья на тему 'Информационная безопасность в системе обеспечения экономической и национальной безопасности России'

Информационная безопасность в системе обеспечения экономической и национальной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5929
670
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косовец А. А.

В условиях модернизации экономического, политического и социального устройства русского общества, превращение всех государственных и общественных институтов на фоне динамических процессов, происходящих в мире, проблемы обеспечения национальной безопасности России в информационной сфере имеет особую остроту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information security system to ensure economic and national security of Russia

In conditions of modernization of the economic, political and social device of the Russian society, transformation of all state and public institutes on a background of the dynamical processes occurring in the world, the problem of maintenance of national safety of Russia in information sphere has got a special acuteness.

Текст научной работы на тему «Информационная безопасность в системе обеспечения экономической и национальной безопасности России»

Информационная безопасность в системе

обеспечения экономической и национальной безопасности России

Косовец A.A. *

In conditions of modernization of the economic, political and social device of the Russian society, transformation of all state and public institutes on a background of the dynamical processes occuring in the world, the problem of maintenance of national safety of Russia in information sphere has got a special acuteness.

CJ 01

О СЧ

О О

о

Q. С[ CQ

s н

о

0

1

о я с о т ф vo

>5

О *

О ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Новые реалии современности требуют нового подхода к вопросам обеспечения экономической безопасности, в которой все более важную роль начинают играть информационная безопасность. Такие тенденции интенсивно развиваются с 80-х гг.в прошлого века и вызваны научно-техническим прогрессом в сфере информационных технологий, глобальных систем телекоммуникаций, средств связи. В указанном периоде возникли эффективные технические средства цифрового информационного обмена, которые могли обеспечивать информационно-телекоммуникационное соединение различных районов мира в глобальную экономическую систему1.

В современных условиях развития мировых глобальных информационно-телекоммуникационных систем и глобализации экономических отношений проблема обеспечения экономической безопасности социальных систем, обладающих государственным суверенитетом, приобретает новое содержание и новое значение: система обеспечения экономической безопасности по своей сути призвана служить гарантом суверенитета и независимости страны, ее стабильного и устойчивого социально-экономического развития, поскольку национальная безопасность и обороноспособность страны тесно связаны с состоянием экономики2.

В настоящее время развитие военной техники и технологий привело к практической невозможности ведения войны в больших масштабах. Основным оружием в XXI в. становятся все в большей степени экономические и, прежде всего, финансовые методы. Многие страны мира не имеют своего конкурентоспособного научно-технического потенциала и полно -стью зависят от техники и технологии

развитых стран. Развивающиеся страны, а в переходный период к ним стала относиться и Россия, зависят от политики международных финансовых организаций — Международного валютного фонда (МВФ), Всемирного банка, Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и т.д. Эти организации были созданы в конце первой мировой войны для достижения превосходства над социалистической системой в финансовой сфере и, через это, в экономической сфере. После развала СССР Россия стала зависеть от состояния и тенденций мировых финансовых потоков, а по мере углубления ее интеграции в мировую экономику. Такая зависимость неуклонно возрастает. Практика 90-х гг. прошлого века и нулевых годов нынешнего века показала высокую эффективность информационно-финансового воздействия на национальные экономики, которое позволяет решать политические задачи без ведения боевых действий.

Экономическая и информационная глобализация мировых отношений сопровождается созданием эффективных механизмов и средств для информационного и финансового воздействия на партнеров и конкурентов в локальном, региональном и глобальном масштабах. Целью таких воздействий, как правило, является изменение распределения произведенных реальных благ в пользу тех, кто разрабатывает, имеет и применяет соответствующие технологии. Сложившаяся ситуация требует повышения внимания к защите государственных интересов от новых реальных и потенциальных угроз, обеспечения информационной и экономической безопасности.

Современное социально-экономическое развитие России неразрывно свя-

Кандидат физико-математических наук.

зано с обострением проблемы обеспечения ее экономической безопасности, расширением масштабов экономических угроз и появлением новых форм и видов экономической преступности3. В контексте рассматриваемого вопроса к новым видам угроз конца ХХ-го начала XXI-го вв. можно отнести и блок информационных угроз. Информационная сфера, являясь фактором прогресса, одновременно выступает и как специфический носитель угроз экономической безопасности страны.

В современных условиях информационные воздействия на экономические процессы, включая финансовую сферу, становятся все более агрессивными. Так, например, колоссальный экономический ущерб может возникать и, безусловно, возникает при воздействии негативной информации на фондовые рынки, а через них на понижение капитализации предприятий, которые в последствие могут скупаться недобросовестными экономическими субъектами или даже преступниками по низкой цене. Большой ущерб может наноситься и конкурентоспособности предприятия путем распространения в его отношении информация негативного характера для создания негативного образа конкурента4.

В условиях модернизации экономического, политического и социального устройства российского общества, преобразования всех государственных и общественных институтов на фоне динамичных процессов, происходящих в мире, проблема обеспечения национальной безопасности России в информационной сфере приобрела особую остроту.

Вопросы обеспечения информационной безопасности России в той или иной степени находят свое отражение не только в исследованиях и теоретических разработках отечественных и зарубежных ученых, но и в официальных документах. Такие понятия, как: «национальная безопасность», «информационная безопасность», «информационная организация государства» закладываются в основание различного рода политических доктрин и концепций большинства общественных, политических организаций и движений страны. Они стали предметом законотворчества, привлекают пристальное внимание средств массовой информации.

Переживаемый миром очередной этап технологической революции в ин-

формационной сфере влечет серьезные изменения в обществе в целом. Изменяется образ жизни миллионов и миллионов людей. Процессы глобализации затрагивают все новые и новые сферы деятельности. Это становится актуальным и в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации. В этой сфере четко выделяется специфика обеспечения информационной безопасности. Она нашла свое отражение в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 9 сентября 2000 г. (далее — Доктрина).

В Доктрине, являющейся официальным документом, впервые дана официальная оценка значимости и системной сущности информации: «Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства»5. Доктрина служит основой для решения таких основных задач, как:

> формирование государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

> подготовка предложений по совершенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

> совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;

> развитие и совершенствование государственной системы защиты информации и системы защиты государственной тайны;

> создание единой системы подготовки кадров в области информационной безопасности и информационных технологий.

сч

О!

О СЧ

О

о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СЧ

Ol

О CJ

О О

о

Q. C[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

В ст. 4 раздела I Информационная безопасность Российской Федерации Доктрины, посвященной состоянию информационной безопасности в нашей стране и основным задачам по ее обеспечению, отмечается, что ухудшается ситуация с обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну. Эта проблема остается актуальной несмотря на то, что за прошедшие годы в стране произошла трансформация института государственной тайны из аморфного набора подзаконных актов, в подавляющем большинстве носивших закрытый характер, в достаточно стройный правовой институт, важную часть российской правовой системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следующим основополагающим документом в области информационной безопасности стал Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», сферой действия которого является регулирование отношений, возникающих при: осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации6.

Новый виток технологических успехов в информатике наряду с открывающимися прогрессивными возможностями рождает и новые угрозы безопасности. Вот уже более десятка лет Россия находится в условиях интенсивных реформ. За эти годы кардинально изменились формы собственности, многократно расширился идеологический спектр политических партий и движений, обострилась социальная дифференциация общества, трансформируются представления о роли и месте нашего государства в новом меняющемся мире.

Наряду с тем, что в большинстве сфер деятельности государства происходят позитивные изменения в реализации реформ, необходимо подчеркнуть, что развитие информационной сферы страны объективно переживает сложный период, ее ресурсы, в том числе и их защищенность, отстают в развитии от других институтов современного российского общества. Данное обстоятельство негативно сказывается не только на информационной организации государства, но и на состоянии информационной безопасности России в целом, информационной безопасности личности и всего общества.

В настоящее время основным документом, устанавливающим официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности, включая информационную сферу и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу, является Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.7

Согласно указанной стратегии (ст. 6) «технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению» образуют «средства обеспечения национальной безопасности», что свидетельствует об особой важности информационной составляющей системы обеспечения национальной безопасности.

В общем случае категорию «безопасность» можно рассматривать как понятие, отражающее состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности самовыживания в условиях внутренних и внешних угроз, а также в условиях действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов. Национальная безопасность России складывается из совокупности составляющих, которые должны обеспечивать сбалансированные интересы личности, общества и государства. К этим составляющим относятся безопасность в международной, экономической, военной, внутриполитической, информационной, социальной, экологической и других сферах8. При этом, как уже отмечалось, одна из ключевых ролей в системе обеспечения национальной безопасности отводится экономической и информационной составляющим. «Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности» (ст. 7 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до

2020 года) «Для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества: ... обеспечивают сохранение культурного и духов -ного наследия, доступность информационных технологий, а также информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества» (ст. 52 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.) 9

Важнейшую роль в обеспечении информационной безопасности России, несомненно, играет ее защищенность, создаваемая государством посредством ряда мероприятий и призванная противостоять реальным и потенциальным угрозам национальной безопасности, исходящим как извне, так и возникающим внутри страны.

Самостоятельный блок информационных угроз представляет стремление отдельных стран к доминированию в мировом информационном пространстве. Так, например, в настоящее время около 70 % всех коммуникаторов мира принадлежат американским корпорациям, при этом объем выпускаемой агентствами США информации на порядок превосходит объем информации, выпускаемой агентствами России. Информационная сфера становится не только важнейшей сферой международного сотрудничества, но и объектом соперничества. Проблемы в сфере информационных отношений, формирования информационных ресурсов и пользования ими обостряются вследствие политического и экономического противоборства различных государств, имеющего место информационного неравенства. При этом ведется активная работа по вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка, вовлечение страны в различного рода, так называемые, «информационные войны» с целью нарушения нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов. На фоне всего этого наблюдается и тенденция получения несанкционированного доступа со стороны иностранных спецслужб и иных лиц к информации экономического характера и использование ее в целях подрыва экономической безопасности государства.

В ст. 10 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечается, что «на обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам».

Исходя из вышеизложенного можно заключить, что реализация национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития экономики и обеспечения ее безопасности в информационной сфере. Проблема устойчивого развития страны не является новой или характерной только для России. Подобного рода проблемы постоянно обсуждаются в мире, в частности, они обсуждались на Пленарном заседании 42-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (20 октября 1987 г.), на котором были приняты принципы, раскрывающие сущность устойчивого развития. В основу указанных принципов было заложено удовлетворение потребностей современного поколения, не угрожая возможности будущих поколений удовлетворять собственные потребности, то есть принципы взаимосвязи экономического и социального развития при рациональном использовании ресурсов и защиты окружающей среды. В 1992 г. на конференции в Рио-де-Жанейро указанные принципы устойчивого развития были приняты главами правительств более 150 стран, включая Россию.

С 1999 г. на международных конференциях под эгидой ООН ведутся дискуссии по определению содержания устойчивого развития стран. Во всех подобных дискуссиях обеспечение экономической безопасности является центральным звеном национальной безопасности и важнейшим условием устойчивого развития государства.

В условиях глобализации мирового хозяйства финансовая безопасность, как ключевая составляющая экономической

сч

О!

О СЧ

О

о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

СЧ

Ol

О CJ

О О

о

Q. C[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я <

S I

н

о ф

со

безопасности страны становиться первостепенной. В свете этого, повышается роль информации и развития телекоммуникаций, как основы взаимодействия финансовых и фондовых рынков. В современных условиях обострения проблемы ограничения естественных природных ресурсов, вопросы экономической и, как следствие, информационной безопасности становятся не менее важными, чем вопросы военной безопасности. В современных условиях оказалось, что война в традиционном понимании с ведением боевых действий за возможность захвата и удержания территории является далеко не единственной угрозой безопасности в современном мире.

В частности, в «Концепции внешней политики Российской Федерации» (утв. 12.07.2008 г. № Пр-1440)10 отмечается, что кардинальная трансформация международных отношений, прекращение идеологической конфронтации и последовательное преодоление наследия «холодной войны» и связанных с ней предрассудков и стереотипов, укрепление России и ее международных позиций — все это существенно расширило возможности сотрудничества на мировой арене. Снижена опасность развязывания крупномасштабной войны, в том числе ядерной. На передний план в качестве главных факторов влияния государств на международную политику, наряду с военной мощью, выдвигаются экономические, научно-технические, экологические, демографические и информационные. Все большее значение приобретают: уровень защищенности интересов личности, общества и государства; духовное и интеллектуальное развитие населения; рост его благосостояния; сбалансированность образовательных, научных и производственных ресурсов; в целом уровень инвестиций в человека; эффективное использование механизмов регулирования мировых рынков товаров и услуг, диверсификации экономических связей; сравнительные преимущества государств в интеграционных процессах. Экономическая взаимозависимость государств становится одним из ключевых факторов поддержания международной стабильности. Создаются предпосылки для становления более кри-зисоустойчивой международной системы.

Опыт реформ за годы развития Российской Федерации показал, что понятие национальной безопасности во всех ее аспектах приобретает все большую

важность по мере удаления нашего государства от политики изоляции и конфронтации к политике международного экономического и политического сотрудничества.

Стратегическая линия обеспечения ускоренного роста уровня жизни в развитых странах за счет ограничения уровня жизни в остальном мире исторически трансформировалась от политики прямой колонизации к современной политике экономического подчинения. Линия на обеспечение себя ресурсами за счет других проявляется в политике ряда стран при всем видимом многообразии подходов к формированию и реализации концепций национальной безопасности в развитых странах. Основным фактором влияния в окружающем мире становится экономическое воздействие через финансовые инструменты. Информационное воздействие применяется как для обеспечения применения финансовых инструментов, например, при атаках на валютных и фондовых рынках, так и в качестве идеологического прикрытия при создании необходимого образа справедливости проводимой политики в общественном сознании.

Военные силы, как правило, стали использоваться лишь в локальных конфликтах в качестве крайней меры для пресечения попыток создания равноправных условий в международной конкуренции. Изменение объявленных мотивов проведения военных операций в Ираке в начале третьего тысячелетия от поисков оружия массового поражения (перед началом операции) до необходимости «установления демократического режима» в Ираке силовыми методами (уже в процессе проведения операций), показывает, что истинная цель официально не объявлялась.

В современных условиях, в свете обострения проблемы взаимосвязи информационной и экономической безопасности, очень важно своевременно выявлять и оценивать возникающие угрозы экономической и информационной безопасности, и на этой основе принимать необходимые меры по предотвращению угроз, по защите информационных и экономических интересов от потенциальных источников опасности.

Угрозы экономической и информационной безопасности, касаются не только отдельных компонентов государственной системы, но и регионов, а также

крупных хозяйствующих субъектов и территориальных образований, Они формируют социально-информационное воздействие на социально-экономическую систему государства.

Информационные системы, включающие телекоммуникации, аналитическую и прогнозируемую информацию воздействуют не только на состояние рынка ценных бумаг, но и на состояние финансовой системы страны в целом. В результате таких воздействий происходят колебания курсов национальных валют, изменение цен и снижение конкурентоспособности товаров и услуг, создаются угрозы экономической безопасности субъектов рынка государства.

Значимость обеспечения информационной безопасности в экономической системе государства можно продемонстрировать примерами негативного характера, наблюдаемыми в процессе трансформации Российской экономики, к ним относится, например, дефолт 1998 г.

Решение задач обеспечения безопасности борьбы в информационной сфере не сводятся только к защите каналов и средств передачи информации, охране государственной тайны, правительственной связи и информации и другим вопросам, которые принято рассматривать при анализе совокупности угроз и системы мер по обеспечению информационной безопасности. К вопросам информационной безопасности в экономической сфере также относятся безопасность информационных систем управления промышленностью, отраслями, предприятиями, банками.

Экономические и информационные угрозы могут возникать относительно любого элемента экономической системы страны или связей между ними, в том числе, относительно потоков товаров и услуг, потоков денежных средств, информационных потоков. Кроме того, угрозы безопасности могут возникать относительно тех элементов экономической системы или их связей, которые могут появиться в будущем, но определить содержание которых в настоящее время не представляется возможным.

Необходимо отметить, что угрозы экономической и информационной безопасности весьма многообразны, не всегда могут классифицироваться и систематизироваться, поскольку динамика развития общества и экономики постоянно изменяют существующие и создают новые

угрозы. К таким угрозам можно отнести международный кибертерроризм, информационно-финансовые атаки и т.д. Тяжесть последствий реализации экономических угроз зависит не только от силы источника угроз, которые стремятся изменить состояние государства, но и от неподготовленности государственных систем к отражению этих угроз.

Угрозы экономической и информационной безопасности могут быть направлены как на разрушение любого компонента системы обеспечения национальной безопасности и их взаимосвязи, так и на механизм обеспечения в целом.

Информационные угрозы экономической безопасности имеют различный характер, истекают из систем связи и телекоммуникаций, могут быть глобальными по своим масштабам (такие принято называть вызовами), региональными, т.е. относящимися к определенному региону, группе стран, или угрозы национальные, т.е. возникающие в самой стране.

В современных условиях экономические угрозы, как правило, имеют долгосрочный характер и направлены на разрушение экономического потенциала России, ее жизнеобеспечивающих сфер. Влияние угроз в информационной сфере во все возрастающей степени направленно на интересы личности, общества и государства. При этом воздействие на личность, с целью снижения активности жизненной позиции, все больше осуществляется посредством коммуникационных средств и технологий. При этом неуклонно возрастает информационное воздействие на экономическую систему, включая ее финансовую сферу (например, информационные атаки против национальных валют и фондовых рынков, прокатившиеся по миру в конце 90-х гг.), фондовые рынки с игрой на понижение капитализации предприятий, а затем их скупкой по более низкой цене, в сочетании с распространением информации по созданию негативного образа конкурента и т.д. (например, в период мирового финансового кризиса, в особенности 2008-2009 гг.).

Таким образом, новые вызовы и угрозы (прежде всего международный кибер-терроризм, информационный шпионаж, организованная преступность в информационной сфере, опасность распространения вирусных компьютерных атак на информационно-управляющие системы в экономике и, прежде всего, в финансовой

сч

О!

О СЧ

О

о о о.

со

I-О

0

1

о я с о т ф ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О

сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф vo >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

сфере и т.д.) носят глобальный характер и требуют адекватного ответа со стороны всего международного сообщества и солидарных усилий для их преодоления. В настоящее время существенно возрастает роль информационной безопасности национальной экономики, все более актуальной становится проблема борьбы с киберпреступностью в финансовой сфере. На обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние могут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основны-

ми участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Сложность стоящих перед Россией задач требует выработки сбалансированной стратегии их решения, исходящей из взаимосвязанности проблем национальной безопасности, социально-экономического развития страны и информационной безопасности национальной экономической системы.

CJ

Ol

Литература и примечания

1. Горбенко А.О. Информационные системы в экономике. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 292 с.

2. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 18.05.2009. № 20. Ст. 2444.

3. Экономическая безопасность России / под ред. В.К. Сенчагова; 3-е изд., перераб. и доп. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 815 с.

4. Анисимов А.А. Менеджмент в сфере информационной безопасности. М.: Интернет-Университет Информационных Технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 176 с.

5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895) // Российская газета. 2000. № 187. 28 сентября.

6. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г.) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Российская газета. 2006. № 165.

7. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 18.05.2009. № 20. Ст. 2444.

8. Прохожев А.А. Общая теория национальной безопасности. М.: Изд. РАГС, 2005.

9. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

10. Документ опубликован не был.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.