УДК 342
Шипунов Д.В., Брянцева Н.В., Бородулина А.А.
СОВРЕМЕННЫЕ ТРАКТОВКИ И УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Шипунов Денис Васильевич, выпускник курса Юридического отделения;
Брянцева Наталия Владимировна, профессор, руководитель Юридического отделения Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, заведующая кафедрой Гражданского, авторского и экологического права, e-mail: [email protected]
Бородулина Анастасия Александровна, старший преподаватель кафедры Гражданского, авторского и экологического права
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125480, Москва, ул. Героев Панфиловцев, д. 20
Авторы остановили свое внимание на толковании понятия «национальная безопасность» и на проблемах защищенности государств и Российского государства, в частности, от расширяющихся видов угроз и от изощренности способов их совершения во всем мире, а также на вопросах правового обеспечения национальной безопасности.
Ключевые слова: национальная безопасность, государственная безопасность, объекты безопасности, угрозы безопасности, субъект обеспечения безопасности, системы обеспечения безопасности
MODERN TREATMENTS AND THREATS TO NATIONAL SECURITY OF THE STATE
Shipunov D.V., Bryanceva N.V., Borodulina A.A.
D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia
The Authors focused on the interpretation of the notion «national security» and on safety problems of States and Russian State particularly from developing types of threats and from sophistication of means of their commitment in the whole world as well as on issues of legal support of the national security.
Keywords: national security, State security, security objects, security threats, subject of security provision, systems of security provision
«Все страны - Члены Организации Объединенных Наций должны разрешать свои международные споры мирными средствами и не должны подвергать угрозе международный мир и национальную безопасность других стран. Все Члены ООН обязаны воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности или политической
независимости любого государства». Так страны, объединившиеся после победы над фашистской Германией в 1945 году в Организацию Объединенных Наций (ООН), в Уставе этой организации дали определение национальной безопасности государств и каким образом должен сохраняться международный мир.
Понятие «национальная безопасность» не прописано в Конституции Российской Федерации. В тексте Конституции РФ мы можем встретить только определения таких терминов как «безопасность» и «государственная безопасность», что дает возможность авторам научных работ, посвященных безопасности государства, достаточно вольно трактовать понятие прав государства на «национальную безопасность». В середине 20-го века в советских научных журналах мы можем видеть наиболее часто встречающееся определение основных прав на государственную безопасность: само существование государства; самосохранение государства; независимость и равенство всех государств; право всех стран на взаимовыгодную
торговлю; право на уважение соседних государств. Особенно подчеркивалось, что «каждое право государств, которое относили к основным правам, рождалось в конкретных исторических условиях борьбы народов за мир и безопасность».
В законе РФ «О безопасности» 1992 года (в настоящее время утратил силу), «безопасность определялась как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». Однако, в более поздней трактовке закона термин «интересы» был заменен на «угрожаемый объект», т.к. защита государства необходима «объекту безопасности», а интересы требуют удовлетворения.
В Российской Федерации понятие «национальная безопасность» было использовано впервые в Федеральном законе 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации». В современных условиях под национальной безопасностью следует понимать -«отсутствие угроз объекту безопасности и наличие систем, противодействующих этим угрозам, т. е. -понятие безопасности включает в себя: 1) объект безопасности, 2) угрозы безопасности, 3) субъект обеспечения безопасности, 4) системы обеспечения безопасности, 5) нормативную правовую базу функционирования последних. Объектами безопасности являются: 1) - человек, как социальный объект; 2) - национальное общество государства; 3) - государство как политико-правовое
образование; 4) - мировое сообщество. Существуют также природные, технические и природно-технические объекты, которые тоже подлежат защите, в том числе правовой и международно-правовой».
В настоящее время в России формируется правовая основа обеспечения национальной безопасности - это совокупность нормативных правовых актов, содержащих юридические принципы и нормы, направленные на правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности в мировом сообществе. Были приняты Федеральный закон «О безопасности» [1] и Стратегия национальной безопасности Российской Федерации [2].
В этих нормативных правовых актах определено, что национальная безопасность - это «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации».
Увеличение угроз национальной безопасности государства зафиксировано в таких нормативных правовых документах, как: «Военная доктрина РФ» [3] (2010 год); «Государственная стратегии экономической безопасности РФ» (1996 год); «Доктрина информационной безопасности РФ» (2000 год) [4]; «Стратегия государственной антинаркотической политики РФ до 2020 года» [5]; «Концепция внешней политики РФ» [6]; «Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» [7]; «Федеральный закон «О противодействии коррупции» [8] и др. Законы не только фиксируют угрозы и вызовы безопасности государства, но, являясь нормативными правовыми актами, осуществляют правовое обеспечение национальной безопасности государства.
Российская Федерация в современном мировом сообществе вынуждена балансировать между необходимостью развивать экономические и общественные отношения, как с ведущими мировыми державами, так и со странами с развивающейся экономикой, одновременно создавая серьезные правовые механизмы для обеспечения национальной безопасности нашего государства против угроз стран мирового сообщества. Национальная безопасность включает в себя всю широкую палитру деятельности государства. К сожалению, политика руководства нашей страны в 90-е годы находилась под слишком сильным влиянием ведущих мировых государств, что привело к резкому снижению темпов промышленного производства (в том числе и военного). Все это негативно отразилось на развитии оборонно-промышленного комплекса России, а значит и на национальной безопасности государства.
Новые угрозы национальным безопасностям для государств Европы появились на рубеже конца 80-х и начала 90-х годов с поглощения (уничтожения) Германской Демократической Республики (ГДР)
Федеративной Республикой Германии (ФРГ). В центре Европы осталась одна Германия - ФРГ, было уничтожено государство, имевшее одну из лучших разведок в мире, работавшую исключительно на защиту национальной безопасности ГДР. В 1991 году Советский Союз распался на 15 независимых государств. Распался (не без помощи Западной Европы и Соединенных Штатов Америки) Совет Экономической Взаимопомощи, состоявший из стран Восточной Европы, а в 1998 году странами НАТО была уничтожена многонациональная федеративная республика Югославия.
Многие из вновь образованных государств, входивших ранее с Советским Союзом в единый социалистический лагерь, теперь занимают не дружественную, а иногда враждебную политику по отношению к России. Вдоль большой части границы Российской Федерации размещены военные базы НАТО - все это создает серьезную угрозу национальной безопасности нашей страны.
В работе Ю.Г. Федотовой подчеркивается, что при сложившихся экстремальных угрозах, для защиты национальной безопасности Российское государство может применить военную силу: «Системообразующим элементом национальной безопасности выступает совокупность
национальных интересов России, которые нуждаются в защите, в том числе, военными средствами. Это может быть осуществлено в трех случаях: 1) определяется круг национальных интересов, для защиты которых государство может пойти на применение военной силы в той или иной форме; 2) выявляются источники потенциальной военной опасности национальным интересам на текущий период и в перспективе (например, к таким источникам могут быть отнесены действия других государств, направленные на дестабилизацию внутриполитической обстановки в России); 3) указывается, какие факторы государство будет рассматривать в качестве способствующих перерастанию потенциальной военной опасности в непосредственную военную угрозу (например, наращивание группировок войск других стран у границ России, нарушающее сложившееся соотношение сил, интенсификация оперативной подготовки и др.)» [9].
Но не только создание военного щита государства является задачей национальной безопасности.
Одной из трудной для преодоления угрозой национальной безопасности нашего государства являются вопросы, связанные с экологией. Это и проблемы утилизации бытового мусора (особенно, в таких мегаполисах как Москва), и проблемы производственных отходов, загрязняющих и отравляющих миллионы людей, леса, водоемы, воздух и т.д.
Одна из областей экологии, которая должна быть на особом контроле государства, - экологическая безопасность на объектах атомной энергетики, которая является частью техногенной безопасности. Правовое обеспечение экологической и радиационной безопасности в этой отрасли многие десятилетия обеспечивала система норм, стандартов и требований, соблюдение которых было достаточно
в условиях полностью засекреченной государственной монополии. Но при передаче атомной энергетики в отрасль, работающую в рыночных условиях, необходимо полностью менять подход к разработке нового законодательства, обеспечивающего вопросы национальной безопасности в этой области.
Одной из важнейших угроз национальной безопасности государства является
увеличивающееся в последние десятилетия число и активность экстремистских террористических организаций в мире, особенно в Центральной Азии и на Ближнем Востоке. С 90-х годов и до недавнего времени теракты происходили на территории Российской Федерации, в которых гибли ни в чем не повинные люди (2017 год - в Санкт-Петербурге). Только в 2016-2017 годах теракты с регулярной частотой происходят и в ведущих странах Европы (Франция, Германия, Англия).
Преступное сообщество производителей и распространителей наркотиков во всем мире -огромная угроза национальной безопасности. В последние годы резко увеличилось распространение синтетических соединений, которые имеют аналогичные свойства и структуру с психотропными веществами и наркотическими средствами. Подобные соединения вызывают сильнейшую наркотическую зависимость, главным образом, у молодежи, ломают судьбы молодого поколения, а не редко лишают их жизни, вмешиваясь в полноценный исторический процесс смены поколений государства. Производство новых аналогов таких соединения происходит довольно быстро с помощью замены одной группы атомов на другую. Законодатели не успевают внести новые препараты в утвержденный перечень запрещенных веществ из-за медленных темпов юридических процедур, преступники работают быстрее юристов. Долгое отсутствие реальных механизмов юридического запрета на производство и распространение подобной продукции несет реальную угрозу национальной безопасности государства.
Высокая популярность экстремистских организаций также как и рост интереса молодежной аудитории к новым синтетическим наркотическим препаратам во многом вызвана проводимой в Интернете агрессивной рекламной политикой, которая направлена не только на обогащение определенных структур, но не редко финансируется организациями, заинтересованными в подрыве национальной безопасности нашего государства. Эти проблемы связаны как с вопросами информационной безопасности, так и с вопросами воспитания молодого поколения нашей страны. А в
этих вопросах должна быть выработана единая государственная политика, объединяющая семью, образовательные учреждения, религиозные,
спортивные организации и т.д.
Мощнейшей угрозой национальной
безопасности нашей страны (особенно в молодежной среде) является создание в конце 20-го века на всей территории бывшего Советского Союза сети некоммерческих организаций (НКО), финансируемых США. 3-4 года назад эти финансовые вливания составляли 4 миллиарда рублей, а в настоящее время сумма финансирования достигла 70 миллиардов рублей. Финансирование происходит через подставных лиц с использованием Интернета, что затрудняет поиск и поимку таких организаций. НКО пропагандируют «ценности» американской и европейской культуры, вносят огромный вклад в подготовку и проведение «цветных» революций.
Список литературы
1. Федеральный закон от 28.12.2010 №390-Ф3 (ред. от 05.10.2015) "О безопасности" // СЗ РФ. 2011. №1. Ст.2.
2. Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. №1 (Часть II). Ст. 212.
3. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976) // РГ. 2014. №298.
4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 N Пр-1895) // РГ. 2000. №187.
5. Указ Президента РФ от 09.06.2010 №690 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2010. №24. Ст.3015.
6. Концепция внешней политики Российской Федерации (утв. Президентом РФ 12.02.2013).
7. Федеральный закон от 25.07.2002 №114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. 2002. №30. Ст.3031.
8. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. Ст.266.
9. Федотова Ю.Г. Правовые средства ограничения прав и свобод граждан и организаций в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства // Современное право. 2015. №4. С. 21 - 28.