Tashkent state technical university, Tashkent, Uzbekistan
(e-mail: [email protected])
DECISION OF THE REGIONAL ENVIRONMENTAL PROBLEMS
Abstract. The article considers the role of environmental education in the solution of environmental problems. There was actualized a function of environmental education, expressed in the prevention of the negative impacts of human activities on the environment. Analyzed individual regulations (national, regional and international), confirming the need for greening of public relations at the present stage of development of civilization. Particular attention is paid to the level of environmental education in the Republic of Uzbekistan.
Keywords: ecology, education, the system of environmental education, sustainable development
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ПРИОРИТЕТНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ Федотова Гилян Васильевна, д.э.н., профессор (e-mail: [email protected]) Волгоградский государственный технический университет Гонтарь Анастасия Александровна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Волгоградский государственный технический университет
В данной статье рассматриваются проблемы обеспечения информационной безопасности современных региональных социально-экономических систем, представлены ключевые направления для решения данного вопроса.
Ключевые слова: информационная безопасность, социально-экономическая система, региональная экономика, информационные технологии
Одним из важнейших инструментов повышения экономической безопасности в социально - экономических системах является обеспечение информационной безопасности. В современном мире целостность и сохранность информации является важнейшей составляющей обеспечения не только экономической безопасности, но и политической, социальной, духовной. Контроль и управление информационными потоками позволяют манипулировать сознанием большой массы людей, способны даже спровоцировать военные конфликты мирового масштаба. Именно поэтому информационную безопасность необходимо рассматривать как неотъемлемую составляющую успешного экономического развития макро - и микроэкономических структур.
Информационная сфера является важнейшим системообразующим фактором экономической деятельности человека, о чем свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики [Рис. 1].
370 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА' ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ №1 (191, 2017 ' 100
98
96
94
92
90
88
86
84
82
80
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Рисунок 1 - Удельный вес организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии, в общем числе обследованных организаций в 2003-2015 гг. (в процентах от общего числа обследованных
организаций). Источник: Федеральная служба государственной статистики.
Для Волгоградской области этот показатель также является довольно высоким и составляет 78,4% (согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области от 10.02.2017 г.).
Однако высочайшая степень информатизации не только создает новые возможности для развития, но и порождает ряд новых угроз, способных парализовать как отдельные отрасли экономики, так и дестабилизировать всю экономику в целом. Поэтому комплекс мер, направленных на достижение именно информационной безопасности, может в полной мере обеспечить экономическую безопасность финансовой сферы региона.
Большинство исследователей выделяют следующие направления обеспечения информационной безопасности социально-экономических структур:
- своевременное определение потенциальных угроз целостности информационных потоков экономических структур;
- комплекс своевременных защитных мер по снижению уязвимости информационных сетей и систем;
- мониторинг текущего состояния информационной целостности социально - экономических систем, обмен результатами анализа;
- своевременное предупреждение информационных атак, применение адекватных мероприятий для прекращения атаки;
- взаимодействие и взаимопомощь в случае угрозы информационных инфраструктур.
Наиболее характерными в современном информационном пространстве, как правило, считают две группы опасностей:
- информационный шпионаж;
- дезорганизация информационных ресурсов, конкурирующих социально - экономических субъектов.
Данные виды угроз не являются единственными, однако в современном информационном пространстве именно они представляют опасность для стабильного развития социально - экономических систем различных уровней. В отличие от информационного шпионажа - незаконного извлечения информационных ресурсов конкурентов, информационная диверсия зачастую приводит к разрушению экономической деятельности экономических структур.
Для предотвращения утечки информации и минимизации финансовых потерь субъекты экономической деятельности прибегают к услугам специалистов [Рис. 2].
Рисунок 2 - Доля организаций, использовавших средства защиты информации в 2010-2015 гг. (в процентах от общего числа обследованных организаций).
Источник: Федеральная служба государственной статистики.
Однако целевые атаки на социально-экономические системы все же приводят к колоссальным потерям. По оценкам специалистов ущерб российской экономики от преступлений в информационной сфере составляет порядка 0,25% от ВВП ежегодно, что почти сопоставимо с затратами государства на здравоохранение. К сожалению, прогноз экспертов на 2017 год также неутешительный, предполагается, что число инцидентов по информационной безопасности возрастет на 30%. Именно поэтому возникла острая необходимость принятия стратегических решений в области обеспечения информационной безопасности на федеральном уровне.
Впервые направление информационной безопасности было выделено как самостоятельное 5 октября 1999 года на совещании членов Совета Безопасности Российской Федерации. Это обстоятельство обусловило необходимость создания Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, соответствующий Указ Президента Российской Федерации был издан 9 сентября 2000 года.
5 декабря 2016 года Владимир Путин утвердил новую Доктрину информационной безопасности РФ. В этом документе перечислены основные цели, задачи и принципы обеспечения информационной безопасности современной России.
Очевидно, что система обеспечения национальной информационной безопасности складывается из совокупности организационных мер, принятых на региональном уровне. В условиях глобальной трансформации современного общества необходимо максимально использовать потенциал административных территорий, развивать местное самоуправление, совершенствовать механизмы системы управления региональной экономикой. Определенные шаги в данном направлении предпринимаются уже давно. Проработкой региональных проблем информационной безопасности занимаются специализированные комиссии и советы.
Так, в Саратовской области при региональном Совете Безопасности уже в 1998 году создана и успешно функционирует Межведомственная комиссия по информационной безопасности.
На территории Астраханской области вопросами развития информационно-коммуникационных технологий и информационной безопасности занимается соответствующая комиссия.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 14 июля 2008 года в целях защиты информационных ресурсов был образован Совет по информационной безопасности.
Всесторонний анализ аспектов региональной экономики позволил выделить приоритетные направления обеспечения информационной безопасности социально-экономических систем:
- создание единого регионального информационного пространства;
- регулирование монополий, предотвращение недобросовестной конкуренции в информационной сфере;
- стимулирование развития инновационных региональных систем обеспечения информационной безопасности;
- профилактика и предотвращение преступлений в информационной сфере, развитие региональной правовой базы.
Регион как административно-территориальная единица должен осуществлять предложенный комплекс мероприятий в соответствии с конституцией Российской Федерации. Решение выделенных проблем позволит создать целостную региональную систему обеспечения информационной безопасности.
Очевидно, что в современном информационном пространстве только согласованные действия федеральных и региональных органов власти в области информационной безопасности являются основой успешного развития экономики. Можно констатировать, что приоритеты модернизации региональной системы информационной безопасности являются весьма значимыми в сфере социально-экономического развития. Этот неоспоримый факт следует учитывать при разработке комплексных программ обеспечения информационной безопасности.
Список литературы
1. Информационная безопасность социально-экономических систем / А. А. Гонтарь // Прорывные научные исследования как двигатель науки : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. (г. Омск, 13 авг. 2016 г.) / Международный центр инновационных исследований (МЦИИ) «ОМЕГА САЙНС». - Уфа, 2016. - С. 67-68.
2. Экономические методы обеспечения информационной безопасности кредитной организации [Электронный ресурс] / А. А. Гонтарь, С.П. Сазонов // Управление экономическими системами : электрон. науч. журнал. - 2016. - № 9. - 7 с. - Режим доступа: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=4064.
3. Показатели оценки уровня информационной безопасности социально-экономических систем / А. А. Ермакова // Новая наука: стратегии и векторы развития. -2016. - № 8. - С. 183-185.
4. Прикладные математические методы оценки уровня экономической безопасности / А.А. Ермакова // Инновационные технологии в науке нового времени : сб. ст. между-нар. науч.-практ. конф. (г. Новосибирск, 8 авг. 2016 г.) / Международный центр инновационных исследований (МЦИИ) «ОМЕГА САЙНС». - Уфа, 2016. - С. 92-94.
5. Организация деятельности совета директоров в компаниях с государственным участием/ Поздняков К.К., Горохов А.А.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 7 (17). С. 265-271
6. Оценка товаров в соответствии с российскими стандартами и МСФО/ Горохов А. А., Прищепа Л.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 5 (15). С. 48-56.
7. МСФО и РСБУ: различия и методы сближения/ Прищепа Л.В., Буряк В.А., Горохов А. А. // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 6 (16). С. 134-140.
8. Особенности управления затратами торговых предприятий/ Балгужин Д.М., Федотова Г.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 34-36.
9. История теории бюджета/ Сибагатулина Л.М., Федотова Г.В.// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 2 (7). С. 243-245.
10. Генезис контроля в системе публичного управления России/ Плотников В. А., Федотова Г.В.// Экономическое возрождение России. 2013. № 2 (36). С. 101-110.
11. Государственно-частное партнерство и специфика его реализации в регионах России/ Плотников В.А., Федотова Г.В., Пролубников А.В.// Экономика и управление. 2015. № 1 (111). С. 38-43.
12. Роль финансового контроля в повышении эффективности управления бюджетами/ Козенко Ю.А., Федотова Г.В.// монография / Козенко Ю. А., Федотова Г. В.. Элиста, 2006.
13. ТЕории финансов и финансового менеджмента/ Перекрестова Л.В., Федотова Г.В., Мытарева Л.А.// учебное пособие / Л. В. Перекрестова, Г. В. Федотова, Л. А. Мы-тарева ; М-во образования и науки РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Волгоградский гос. ун-т". Волгоград, 2010.
Fedotova Gilyan Vasilevna, Dr. Economic Sci., professor,
(e-mail: [email protected])
Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia
Gontar Anastasiya Alexsandrovna, Cand. Ped. Sci. docent,
(e-mail: [email protected])
Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia
INFORMATION SECURITY OF A REGIONAL SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS: PRIORITIES
Abstract. The article discusses the ways of the ensuring of information security of regional socio-economic systems. This research presents the key directions to address this issue.
Keywords: information security, socio-economic system, regional economics, information technologies.
АНАЛИЗ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ РЕГИОНА В 2017 ГОДУ
Федотова Гилян Васильевна,
профессор, доктор экономических наук Волгоградский государственный технический университет, Россия, Волгоград, пр. им. Ленина, 28, 400131 (e-mail.ru: [email protected]) Семенова Екатерина Ивановна, студент
(e-mail: [email protected])
Волгоградский государственный технический университет,
Волгоград, Россия
В данной статье рассмотрен бюджет расходов Волгоградской области на 2017 год, а также важные проекты и на что будут формироваться выплачиваемые из бюджета денежные средства.
Ключевые слова: бюждет, расходы, бездефицитный бюджет, валовый региональный продукт, областной бюджет.
Доходная часть бюджета Волгоградской области в 2017 году составит 80,4 млрд рублей, сам он стал бездефицитным. Эксперты сходятся во мнении, что это открывает для региона новые финансовые возможности. В региональном законодательном собрании говорят о том, что бездефицитность - это существенное основание для получения государственных займов и участия в государственных программах.
Традиционно, в конце уходящего года главный финансовый документ региона, разработанный финансистами областной администрации, был представлен на утверждение депутатам Волгоградской областной думы. Несмотря на непростую экономическую ситуацию, он сохранил свою социальную направленность. Расходная часть областного бюджета сформирована и представлена в программном формате на основе 27 государственных программ Волгоградской области, разработанных в соответствии с целями социально-экономического развития региона.
На реализацию этих программ в региональной казне предусмотрено 66,8 млрд рублей, или 91,4% от общего объема расходов. В числе приоритет-