63/2009
Вестник Ставропольского государственного университета
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА УСЛУГ
В. А. Гимбицкий
ENTERPRISE INFORMATION SAFETY IN SERVICE MARKET CONDITIONS
Gimbitskij V. A.
This article is devoted to the comparison of information as a protection subject with goods at the service market and the revelation of information specifics as goods.
Статья посвящена сравнению информации как субъекта защиты с товаром на рынке услуг и раскрытию свойств информации как товара.
Ключевые слова: информационная сфера, обеспечение информационной безопасности, информационные продукты и услуги, товар, товар-информация, потребительские свойства информации, цена информации, жизненный цикл товара.
УДК 621.391(075.8)
Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации. Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать [1].
Стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению ИБ формируются на основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере. Современное общество является информационным. Широкое развитие средств вычислительной техники и связи позволило собирать, хранить, обрабатывать и передавать информацию в таких объемах и с такой оперативностью, которые были немыслимы раньше. Благодаря новым информационным технологиям производственная деятельность человека, его повседневная сфера общения безгранично расширяются за счет вовлечения опыта, знаний и духовных ценностей,
ы_
Гимбицкий В. А.
ЕЕТВ1 Информационная безопасность предприятия в условиях рынка услуг
выработанных мировой цивилизацией, и сама экономика все в меньшей степени характеризуется как производство материальных благ и все в большей - как распространение информационных продуктов и услуг. И уже вряд ли стоит возражать против сложившихся и укоренившихся в теории и практике употребления таких словосочетаний как "информация - это товар". Тем более, что отнесение информации к категории "товара" юридически закреплено законодательно: информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. Что же такое товар вообще и конкретно товар информация?
Товар - сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главным из которых являются потребительские свойства, т. е. способность удовлетворять потребности того, кто им владеет [2]. Потребительские свойства информации - это та сумма отобранных, переработанных и представленных в соответствующих видах и формах сведений, при использовании которых потребитель с учетом его экономических, социальных, психических возможностей и особенностей может с максимальным успехом решать стоящую перед ним проблему.
Следующим важнейшим свойством информации как товара является ее цена. Главная черта рыночного ценообразования состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит не в среде производства, а в среде реализации продукции, т. е. на рынке под воздействием спроса и предложения. Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке. Формирование цены на информационные продукты и услуги осуществляется на основе анализа рентабельности предлагаемой информации и конъюнктуры рынка. Например, создание автоматизированных баз данных. Факторами, влияющими на установление цен, являются затраты на разработку информационного продукта, качество представленной информации, а также ожидаемый спрос на тот или иной информационный продукт. Цена информации в предпринимательской деятельности может также определяться как величина ущерба, который может быть нанесен фирме в результате использования коммерческой информации конкурентами. Или наоборот - прибыли (дохода), который может быть получен фирмой в результате получения коммерческой информации.
Следующим свойством товара является его жизненный цикл. Жизненный цикл товара (ЖЦТ) - это время существования товара на рынке. Фазы ЖЦТ обычно делят на разработку, внедрение (введение), рост, зрелость, насыщение, спад. Кривые прибыли и сбыта приведены на рисунке 1.
Рисунок. Фазы жизненного цикла товара
63/2009
Вестник Ставропольского государственного университета
Здесь показана зависимость стоимости сбыта и прибыли в условных единицах с течением времени фаз жизненного цикла товара: 0 - Т1 _ фаза разработки товара; Т1 _ Т2 _ фаза выведения товара на рынок; Т2 _ Т3 _ фаза роста объемов товара; Т3 - Т4 _ фаза зрелости товара; Т4 _ Т5 _ фаза насыщения рынка товаром; Т5 _ Т6 _ фаза спада товара.
Продолжительность жизненного цикла в целом и его отдельных фаз зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка. По общему признаку сырьевые товары имеют более длительный жизненный цикл, готовые изделия имеют более короткий жизненный, а наиболее технически совершенные товары короткий (2_3 года). Жизненный цикл одного и того же товара, но на разных рынках неодинаков. Указанные особенности относятся и к информации как товару, жизненный цикл которой может колебаться в широких пределах. Особенно, когда это относится к коммерческой информации, представляющей интерес для конкурирующей организации.
Наряду с указанными свойствами информация (информационные ресурсы) характеризуются следующими особенностями:
• неисчерпаемостью _ по мере развития общества и роста потребления его запасы не убывают, а растут;
• сохраняемостью _ при использовании не исчезает и даже может увеличиваться за счет трансформации полученных сообщений;
• несамостоятельностью _ проявляет свою "движущую силу" только в соединении с другими ресурсами (труд, техника, сырье, энергия).
В настоящее время рынок информации в России многообразен и динамичен. Активно используя самые совершенные технологии, он расширяется за счет формирования новых общественных потребностей и начинает доминировать в российской экономике наряду с энергетическим рынком. Чтобы оценить масштабность рынка информации, достаточно посмотреть на его структуру. В число основных секторов этого рынка входят:
• традиционные средства массовой информации;
• справочные издания;
• справочно-информационные службы;
• консалтинговые службы;
• компьютерные информационные системы и базы данных.
Таким образом, информация, как особый вид ресурсов и фактор общественного развития, становится и особым видом продукта с присущими ему всеми свойствами товара и необходимостью постоянной защиты. Наблюдается переход от индустриальной экономики к экономике, основанной на информации и на новой информационной технологии, как совокупности информационно-технологических процессов.
1. Информационные технологии в экономике / Под ред. Ю. Ф. Симионова (Серия «Высшее образование»). - Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. - 352 с.
2. Конеев И. Р., Беляев А. В. Информационная безопасность предприятия. - СПб.: БХВ-Петербург,
Гимбицкий Вячеслав Ананьевич, Ставропольский государственный университет, кандидат технических наук, доцент кафедры компьютерной безопасности. Сфера научных интересов _ компьютерная безопасность. [email protected]
ЛИТЕРАТУРА
2003. - 752 с.
Об авторе