журнал. - 2010. - № 1 (6). - С. 20-32. - ISSN 1995-5731.
4. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений [Текст] : федеральный закон № 83-ФЗ : [принят 08.05.2010 г.] : [по сост. на 30.11.2011 г. № 361-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 30 (ч. 1). - Ст. 4587. -ISSN 1560-0580.
5. Российская Федерация. Законы. О персональных данных [Текст] : федеральный закон №152-ФЗ : [принят 08.06.2006 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011.
- № 31. - Ст. 4701. - ISSN 1560-0580.
6. Российская Федерация. Законы. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Текст] : федеральный закон № 323-ФЗ : [принят 21.11.2011 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 48.
- Ст. 6724. - ISSN 1560-0580.
7. Овчинников С. А. Угрозы личности, обществу и государству при внедрении информационных технологий [Текст] / С. А. Овчинников, С. Е. Гришин // Информационная безопасность регионов : научно-практический журнал. - 2011.
- № 2 (9). - С. 26-31. - ISSN 1995-5731-
prakticheskij zhumal. 2010. № 1 (6). S. 20-32. ISSN 1995-5731.
4. Rossijskaja Federacija. Zakony. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v svjazi s sovershenstvovaniem pravovogo polozhenija gosudarstvennyh (municipal'nyh) uchrezhdenij [Tekst] : federal'nyj zakon № 83-FZ : [prinjat 08.05.2010 g.] : [po sost. na 30.11.2011 g. № 361-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2011. № 30 (ch. 1). St. 4587. ISSN 1560-0580.
5. Rossijskaja Federacija. Zakony.
O personal'nyh dannyh [Tekst] : federal'nyj zakon №152-FZ : [prinjat 08.06.2006 g.]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2011. № 31. St. 4701. ISSN 1560-0580.
6. Rossijskaja Federacija. Zakony. Ob osnovah ohrany zdorov'ja grazhdan v Rossijskoj Federacii [Tekst] : federal'nyj zakon № 323-FZ : [prinjat 21.11.2011 g.]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2011. № 48. St. 6724. ISSN 1560-0580.
7. Ovchinnikov S. A., Grishin S. E. Ugrozy lichnosti, obshhestvu i gosudarstvu pri vnedrenii informacionnyh tehnologij [Tekst]. Informacionnaja bezopasnost' regionov. nauchno-prakticheskij zhurnal. 2011. № 2 (9). S. 26-31. ISSN 1995-5731.
УДК 316.4+343.97
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНЫМ ОТКЛОНЕНИЯМ
т (
Ш
© Демчук Сергей Дмитриевич
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника по учебной и научной работе, Северо-Западный институт повышения квалификации Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
И VPP911@yandex.ru
В статье рассматривается взаимосвязь кризисных процессов в обществе, массовой культуры, отклоняющегося поведения, информационной безопасности.
На основе анализа сложившейся в этой сфере ситуации и её правового регулирования предложены некоторые меры, направленные на снижение остроты проблемы социальных отклонений.
Ключевые слова: общество, несовершеннолетние, массовая культура, социальные отклонения, информационная безопасность.
ак ма
*ак известно, глубокий ценностно-нор-гативный кризис общества, сопровождающийся ревизией моральных и правовых норм, их конфликтами и утратой единства, приводит к дезорганизации социальных связей
и структур. Размывание и обесценивание норм, поддерживающих стабильность общества, на фоне доминирования принципа «каждый сам за себя», обусловливает снижение социальной ответственности индивида и групповых объ-
единений. Всё большее распространение отклоняющегося поведения вызывает усиление действия комплекса факторов, детерминирующих девиации. Это происходит под влиянием положительной обратной связи, возникающей при взаимодействии между ними и последствиями социальных отклонений. Таким образом, процесс длительного и глубокого кризиса социума ведёт к деградации общественных отношений.
Отнюдь не последнюю роль в процессе обесценивания социальных норм и утраты их регулятивной функции играет неотъемлемый спутник общества потребления в лице так называемой массовой культуры. Культура - это сложное, даже неоднозначное социальное явление, она отражает уровень достижений, своеобразие материального и духовного развития общества и в то же время его противоречия. Причём процесс информационного «кругооборота» тесно взаимосвязан не только с материальными основами жизни, но и состоянием культурной матрицы общества.
Поэтому важнейшей неотъемлемой частью процесса воспроизводства культуры, как впрочем, и её аберраций, является информационное пространство. Оно неоднородно (и неоднозначно) по своему содержанию и динамике происходящих изменений. Причём в сфере создания, обработки, накопления и передачи информации обязательно отражаются противоречия различного уровня - глобальные, межгосударственные, общественные и др. Культура оказывает определённое влияние на социальные отклонения, включая преступность, и в то же время сама подвергается их воздействию. За последнюю четверть века в нашей стране произошло особенно быстрое увеличение объёма вредной информации, которая через дезориентацию личности дезинтегрирует общество. Можно сказать, что, к сожалению, в условиях взрывного распространения массовой культуры произошло искажение общественной морали, со всеми вытекающими из этого негативными последствиями, в первую очередь, деградацией нравственных ценностей.
Роль важного инструмента в этих процессах сыграли СМИ и особенно телевидение, которое не просто развлекает, информирует и создаёт для зрителей «мир в событиях». Путём использования специальных приёмов манипуляции оно активно формирует восприятие людьми событий, систему потребностей и интересов, влияя, таким образом, на их мировоззрение и поведение [15, с. 31-33]. Очевидно, не случайно известный учёный и телеведущий С. П. Капица с большой тревогой оценивал сложившуюся в этой сфере ситуацию [1].
Давно отмечалось, что со временем у людей возникает привычка спокойно наблюдать на экране сцены насилия, а также измену и продажность. По признанию австралийского публициста А. Э. Мэндера, за несколько лет низкопробные голливудские фильмы могут так испортить вкусы публики и одурманить её сознание, что она уже не будет способна воспринимать что-нибудь лучшее. СМИ приучают молодых людей видеть сцены жестокости, насилия и обмана на экране, а потом гораздо легче воспринимать их в повседневной жизни. О пагубном влиянии «коммерческого досуга» на молодёжь говорили швейцарские криминологи М. и Э. Вейяр-Цибульские. Они указывали, что либеральные буржуазные государства «слишком терпимы к коммерческой эксплуатации сексуальности, пороков и извращений всех видов, ко вкусу населения к полицейским пьесам» [2, с. 48, 52-53].
И в нашей стране значительная часть эфирного времени на телевидении, радио и полосы печатных изданий заполнены пошлой, глупой, а иногда и ложной информацией1. Наблюдается засилье низкопробной иностранной кино- и теле-продукции2. Причём обычными потребителями всей этой «стряпни» являются малолетние и несовершеннолетние. Идеологи неолиберализма утверждают, что никому ничего не навязывают. Не нравится - не смотри, не слушай и не читай. Но это, мягко говоря, лукавство, так как они прекрасно знают, что люди смотрят, слушают и читают в силу психологических особенностей массовой аудитории. Тем более открыты к восприятию и уязвимы некоторые категории лиц в силу их возраста или психического состояния.
СМИ целенаправленно поддерживают и удовлетворяют спрос на хронику происшествий и преступлений, зачастую подавая информацию на грани сенсаций и истерии. Тем самым, в обществе, с одной стороны, формируется привычка к её восприятию в таком ключе как чего-то обыденного и даже нормального, а с другой -
1 Нельзя не отметить, что нынешний период расцвета отечественного псевдоискусства и шарлатанства символически ярко представлен многочисленными «юмористами», исполнителями «шансона», псевдоучёными, так называемыми предсказателями и магами [13, с. 21].
2 Нами проведён нехитрый подсчёт количества зарубежных и отечественных кино- и телефильмов, демонстрируемых на 19 каналах российского телевидения. Выяснилось, что за сутки оно составляет не менее 100, а соотношение зарубежной и отечественной продукции приблизительно равное. Следует заметить, что художественные достоинства подавляющего большинства современных российских кино- и телефильмов, мягко говоря, невысоки, а часть из них - это «калька» убогих зарубежных фильмов (что, кстати, также относится ко многим телевизионным играм и так называемым ток-шоу). Возникает здравая мысль, что лучше бы их и не было...
поддерживается искажённое представление о ситуации в этой сфере.
Свою лепту в деформацию картины мира, истории вносят многие современные кино- и телефильмы. Чуть ли не на поток поставлено производство изделий в стиле «Царь», «Штрафбат», «Сволочи» и тому подобной продукции (осуществляемое, в том числе, за государственный счёт).
Кроме того, нельзя не упомянуть о вреде, наносимом Интернетом вследствие практически беспрепятственного распространения разнообразного информационного «мусора», сетевых игр, порнографии, экстремистских идей и подобного «контента». Причём отрицательное влияние на физическое и психическое здоровье человека (особенно растущего) оказывает не только содержание потребляемой информации, но и злоупотребление телевизором или компьютером само по себе1. Это служит средством разъединения людей как членов общества, поскольку способствует распространению индивидуалистических ценностей, а также уменьшает время и роль коллективного досуга.
Порождением массовой культуры являются предлагаемые несовершеннолетним и даже малолетним «сочинения», внушающие терпимость к отклоняющемуся поведению или его нормальность, а также «просвещающие» детей о разнообразных способах интимной жизни. Эта продукция, по сути, посягает на нравственное здоровье и половую неприкосновенность подрастающих поколений [14, с. 47-49].
Кроме того, ситуация усугубляется тем, что наша страна длительное время является объектом зарубежной информационной экспансии в условиях отсутствия системного противодействия ей.
Ещё одной актуальной проблемой является засилье рекламы. Производителей и торговцев меньше всего интересуют здоровье и действительные нужды нации, им нужны бездумные потребители. Можно сказать, что реклама как важный инструмент манипулирования, диктует массовому человеку образ мышления и стиль жизни. Если же отсутствуют или не действуют ограничения, рекламироваться будет всё, что имеет спрос (или потенциально может его иметь), даже если оно вредно для нравственности или здоровья.
А. А. Смирнов справедливо отмечает, что «возрастание потенциала влияния масс-медиа на общественное сознание несёт в себе потенциальную угрозу, связанную с распространением
1 Так, не единичны случаи острых конфликтов и даже убийств близких родственников и посторонних лиц на почве игромании. Проблема повышенной уязвимости к формированию зависимого поведения некоторых категорий лиц заслуживает отдельного рассмотрения.
ими негативной общественно опасной информации. Наибольшую угрозу она представляет для детей в силу особой уязвимости их психики от деструктивного информационного воздействия» [3]. Полагаем, что определённый риск на психофизиологическом уровне представляет стрессовое информационное давление на формирующуюся психику малолетних, так как оно нарушает механизмы балансировки процессов возбуждения-торможения центральной нервной системы и самоконтроля личности2.
В этой связи отчасти объясняются причины, приведшие к актам вандализма или насилия со стороны несовершеннолетних, в том числе против сверстников и в том числе с особой жестокостью, а также суицидальному поведению, аморализму и иному отклоняющемуся поведению. Кроме того, вновь возникшая на рубеже 80-90-х гг. ХХ в. проблема политического, национального и религиозного радикализма ещё больше усугубилась вследствие почти беспрепятственной пропаганды его идеологии и спекулятивно-тенденциозного освещения ситуации многими российскими СМИ. Следует признать, что это чревато дефектами информационной политики в стране, обусловленными отсутствием внятной общей идеологии.
Информация, распространяемая СМИ, Интернет и произведениями искусства (это относится и к массовой культуре), как правило, проникает в сознание опосредовано, не оказывая прямого воздействия на поведение конкретного человека. В зависимости от содержания информации, её влияние направлено на формирование определённых нравственных ценностей. Очевидно, что массированная постоянная пропаганда аморализма и воинствующего эгоизма, насаждение привычки ко всему пошлому
2 Префронтальная кора мозга выполняет функции центра управления нашими высшими когнитивными способностями. Последние исследования показали, что она чувствительна к стрессу из-за своего специфического статуса в иерархии структур головного мозга. Это наиболее эволюционно молодой участок коры, созревающий позже, чем любая другая его зона и окончательно формирующийся только к концу подросткового периода. Поддержание системы координации и самоконтроля в состоянии постоянного обмена импульсами - тонкий процесс, который легко нарушить. Эксперименты показали, что некоторые индивиды из-за своих генетических особенностей или под влиянием предыдущего опыта оказываются более уязвимыми к стрессу, чем другие. Кроме того, установлено сокращение объёма серого вещества в префронтальной коре вследствие предшествующего сильного и продолжительного стресса. Это делает нас более восприимчивыми к последующему стрессу и может способствовать развитию зависимости от химических препаратов и алкоголя, депрессии и тревожности, включая синдром посттравматического стрессового расстройства [4, с. 64-68].
и вульгарному ведут к снижению нравственной планки общества1.
Хотя такое информационное влияние обычно выступает в качестве важного условия, а не причины поступков, его опасность заключается в охвате неопределённо широкого круга лиц. Причём она возрастает применительно к тем, кто страдает психическими заболеваниями либо имеет акцентуации характера и несовершеннолетним (когда влияние информации усиливается соответственно снижению возраста «реципиента»). В такой ситуации информационное воздействие гораздо чаще может играть роль причины-условия и даже причины поступков.
Учитывая вышеизложенное, представляется вполне закономерной реакция общества на распространение вредной информации. По сведениям Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 58% респондентов полагают, что государственная цензура российским СМИ нужна. При этом большинство (40%) рассматривают цензуру как заслон на пути избыточного насилия, разврата, пошлости в СМИ. По данным же более раннего исследования Левада-центра, в необходимости цензуры нравственной (ограничения показа насилия, секса и т.п.) убеждены почти все (89% против 7%) [3].
Показательными являются и результаты опроса, проведённого ВЦИОМ в конце 2009 г.: 49% россиян считают, что информацию в Интернет нужно регулировать, в то время как только 16% из них полагают, что в таких мерах нет необходимости [5].
Подчёркивая важную роль информации в формировании общественно значимого поведения, включая социальные отклонения, связанные с преступностью, необходимо рассмотреть ключевое в этом аспекте понятие информационной безопасности.
А. А. Чеботарёва пишет, что «в сущностном плане информационная безопасность, согласно философскому подходу, есть такое состояние объекта, при котором состояние информационной среды, в которой он находится, позволяет ему сохранять способность и возможность принимать и реализовывать решения сообразно своим целям, направленным на прогрессивное развитие» [6].
Отмечается, что, применительно к конкретному человеку, информационно-психологическая безопасность - это состояние защищенности сознания и психического здоровья человека, обеспечивающее его целостность
1 Поэтому не случайно произошло столь заметное снижение общей культуры и грамотности населения, широко распространились агрессивность, грубость, сквернословие и суеверия.
как социального субъекта, возможность адекватного поведения и личностного развития в условиях неблагоприятных информационных воздействий. Под информационной безопасностью личности понимают также совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе защиты её конституционных прав и свобод от внутренних и внешних угроз в информационной сфере [5].
В соответствии с приложением 1 к Соглашению между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, информационная безопасность - состояние защищённости личности, общества и государства и их интересов от угроз, деструктивных и иных негативных воздействий в информационном пространстве [7].
Согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (далее -Доктрина) под информационной безопасностью России понимается состояние защищённости её национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства[8].
В Доктрине совершенно справедливо отмечаются угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни, информационной деятельности; индивидуальному, групповому и общественному сознанию; духовному возрождению России2.
Согласно Доктрине основными направлениями обеспечения информационной безопасности России в сфере духовной жизни являются:
- разработка специальных правовых и организационных механизмов недопущения противоправных информационно-психологических воздействий на массовое сознание общества, неконтролируемой коммерциализации культуры и науки, а также обеспечивающих сохранение культурных и исторических ценностей народов и народностей России, рациональное использование накопленных обществом информационных ресурсов, составляющих национальное достояние;
- введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение.
2 Это, в частности, девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на постулатах, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе; снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе информационных.
Далеко ли мы продвинулись в реализации данного документа? Приоритетное направление информационной безопасности общества - это защита детей от вредной для них информации. Они являются наиболее уязвимой частью нашего общества, им в первую очередь должна быть обеспечена информационная безопасность. Это позволит государству и обществу, как минимум, ограничить процесс воспроизводства социальных отклонений.
В результате был принят Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее - Закон от 29.12.2010 г.), вступивший в силу с 1 сентября 2012 г. (который уже подвергся критике со стороны телекомпаний).
Согласно п. 4 ст. 2 Закона от 29.12.2010 г. информационная безопасность детей - состояние защищённости детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию [9].
Н. В. Машинская проанализировала достоинства и недостатки Закона от 29.12.2010 г. в его взаимосвязи с уголовным законодательством. Она пишет: «... современное состояние уголовно-правовой защиты несовершеннолетних от информации, наносящей вред их здоровью и (или) развитию, не соответствует сложившейся ситуации, требованиям международного права и отечественного законодательства, направленным на охрану детей. Представляется, что Федеральный закон, закрепивший перечень информации, наносящей вред здоровью и (или) развитию несовершеннолетних, вполне может служить своеобразным ориентиром для развития уголовного законодательства в области обеспечения права несовершеннолетних на безопасную информацию» [10].
К безусловно положительным фактам следует отнести принятие соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации, также вступивших в силу с 1 сентября 2012 г. и направленных на реализацию положений Закона от 29.12.2010 г.
Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [11] устанавливает административную ответственность за правонарушения в этой сфере.
Постановление Правительства РФ от 24 октября 2011 г. № 859 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части распределения полномочий
федеральных органов исполнительной власти в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» [12] для реализации положений Закона от 29.12.2010 г. наделяет необходимыми полномочиями Министерство культуры, Министерство связи и массовых коммуникаций, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.
В контексте рассматриваемой проблемы необходимо отметить следующее. Чем выше степень информационной безопасности, тем больше затрудняется распространение в обществе социальных отклонений, в том числе, связанных с преступностью, а также отнесённых законом к уголовно наказуемым деяниям. Представляется поэтому, что политика государства в сфере культуры и массовых коммуникаций нуждается в дополнительной корректировке как в части нормативного правового обеспечения, так и в её организационно-практическом аспекте. Но для этого должна быть выработана идеологическая платформа, общая для всех направлений государственной политики.
Требуется более чётко обозначить и последовательно реализовывать приоритеты в сфере информационной безопасности, отвечающие интересам государства, общества и личности. Распространение информации должно оцениваться в первую очередь с точки зрения нравственной, а не развлекательной (читай - коммерческой) составляющей, доминирующей сейчас. Да и модернизация, опережающее развитие останутся пустыми словами, если наше информационное пространство не будет наполнено осмысленным, познавательным и патриотическим содержанием. Для этого мало ввести ограничения на распространение определённой информации, как это предусмотрено Законом от 29.12.2010 г. Ситуация требует кардинального изменения информационной политики, прежде всего на федеральных телеканалах. Несмотря на то, что бороться с укоренившимися пошлостью и глупостью тяжело, следует широко реализовывать, используя интернет-ресурсы, отечественные культурные и образовательные проекты, отвечающие самым высоким требованиям.
Необходимо и далее всемерно усиливать пропаганду здорового образа жизни, исключать обратное информационное воздействие. В частности, ситуация со здоровьем населения такова, что должен быть неукоснительно реализован полный и безусловный запрет рекламы любых табачных и алкогольных изделий. В комплексе с другими мероприятиями это будет прямо
способствовать снижению уровня потребления (в том числе несовершеннолетними) психоактивных веществ в целом.
Полагаем, что на государственном телевидении надо исключить любую рекламу, на частном - она должна быть ограничена строго определённым кругом товаров и услуг. Учреждения культуры и образования России, включая школы, должны быть объединены в общегосударственную информационную электронную сеть, независимую от сети Интернет. Тогда будут исключены ситуации, когда учителя с удивлением узнают о том, что школьники на занятиях по информатике посещали недозволенные, а подчас опасные для них сайты.
Идея всеобщей «интернетизации» школ, перенятая из-за рубежа, представляется сомнительной, поскольку не улучшает качество среднего образования, отнимая при этом существенные материальные ресурсы, которые можно потратить с большей пользой. А ведь было хорошо известно, что в западных странах в рамках реализации подобных проектов в школах столкнулись с проблемой распространения через Интернет вредной информации и необходимостью дополнительных существенных
Библиографический
1. Сергей Капица: «Я как белая ворона!» [Электронный ресурс] // интернет-газета «Фонтанка.ру» - URL: http://www.fontanka. ru/2012/08/14/119/ (дата обращения: 19.08.2012).
2. Мельникова Э. Б. Почему они совершают преступления? Преступность молодёжи и подростков в капиталистическом обществе [Текст]. - М. : Молодая гвардия, 1974. - 128 с.
3. Смирнов А. А. Обеспечение информационно-психологической безопасности детей в Европейском союзе [Электронный ресурс] // Информационное право. - 2010. - № 4. -ИПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 19.08.2012).
4. Арнстен Э. Как «плавится» мозг [Текст] / Э. Арнстен, К. Мэзьюр, Р. Синха // В мире науки. - 2012. - № 7 - ISSN 0208-0621.
5. Чеботарёва А. А. Теоретико-правовое исследование понятия «информационная безопасность личности» [Электронный ресурс] // Юридический мир. - 2010. - № 6. -ИПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 19.08.2012).
6. Чеботарёва А. А. Научные подходы к определению понятия «информационная безопасность» [Электронный ресурс] // Информационное право. - 2011. - № 1. - ИПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 19.08.2012).
У ¿ж
расходов по её нейтрализации, впрочем, без окончательного успеха.
Конечно, принимаемые меры по обеспечению информационной безопасности больше охватывают официальные пути обмена информацией и в меньшей степени - неформальные каналы её распространения. Тем не менее это необходимая работа, хотя и нуждающаяся в совершенствовании как в части применяемого инструментария, так и в плане обеспечения полноты контроля информационного пространства с целью пресечения распространения общественно опасной информации и противодействия внешней информационной экспансии. Здесь следует выделить местный, региональный и общегосударственный уровни «санации». Своевременная реализация комплекса обоснованных мероприятий в рассматриваемой сфере будет прямо способствовать снижению остроты проблемы социальных отклонений, включая преступность. Более того, это один из аспектов обеспечения национальной безопасности России в целом.
Материалы поступили в редацию 22.10.2012 г. список (References)
1. Sergej Kapica: «Ja kak belaja vorona!». Internetgazeta «Fontanka.ru». URL: http://www. f0ntanka.ru/2012/08/14/119/ (data obrashhenija: 19.08.2012).
2. Mel'nikova Je. B. Pochemu oni sovershajut prestuplenija? Prestupnost' molodezhi i podrostkov v kapitalisticheskom obshhestve. Moskva. Molodaja gvardija, 1974. 128 s.
3. Smirnov A. A. Obespechenie informacionno-psihologicheskoj bezopasnosti detej v Evropejskom sojuze. Informacionnoe pravo. 2010. № 4. IPS «Konsul'tantPljus» (data obrashhenija: 19.08.2012).
4. Arnsten Je., Mjez'jur K., Sinha R. Kak
«plavitsja» mozg. V mire nauki. 2012. № 7 ISSN 0208-0621.
5. Chebotarjova A. A. Teoretiko-pravovoe issledovanie ponjatija «informacionnaja bezopasnost' lichnosti». Juridicheskij mir. 2010. № 6. IPS «Konsul'tantPljus» (data obrashhenija: 19.08.2012).
6. Chebotarjova A. A. Nauchnye podhody k opredeleniju ponjatija «informacionnaja bezopasnost'». Informacionnoe pravo. 2011. № 1. IPS «Konsul'tantPljus» (data obrashhenija: 19.08.2012).
7. Соглашение между Правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности [Текст] // Бюллетень международных договоров. - 2012. - № 1. - С. 13-21.
- ISSN 0869-6705.
8. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [Текст] // Российская газета. - 2000. - 28 сент. - № 187.
9. Российская Федерация. Законы. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [Текст] : федеральный закон № 436-ФЗ : [принят 29 декабря 2010 г.] / / Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 1. -Ст. 48. - ISSN 1560-0580.
10. Машинская Н. В. Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних -приоритетное направление совершенствования уголовного законодательства [Электронный ресурс] // Вопросы ювенальной юстиции. -2011. - № 4. - ИПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 19.08.2012).
11. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Текст] : федеральный закон № 252-ФЗ : [принят 21 июля 2011 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 30 (ч. 1). -Ст. 4600. - ISSN 1560-0580.
12. Российская Федерация. Правительство. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в части распределения полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию [Текст] : постановление Правительства РФ № 859 : [принято 24 октября 2011 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 44. - Ст. 6272. - ISSN 1560-0580.
13. Шатило Я. С. Психологические аспекты информационной войны [Текст] / Я. С. Шатило, И. Ю. Шорин // Информационная безопасность регионов : научно-практический журнал. - 2008.
- № 1(2). - ISSN 1995-5731.
14. Шатило Я. С. Информационные войны [Текст] / Я. С. Шатило, В. Н. Черкасов // Информационная безопасность регионов : научно-практический журнал. - 2009. - № 2(5).
- ISSN 1995-5731.
15. Осина О. Н. Проблемы влияния современной масс-медийной культуры на состояние информационной безопасности Российской Федерации [Текст] // Информационная безопасность регионов : научно-практический журнал.
- 2008. - № 2(3). - ISSN 1995-5731.
7. Soglashenie mezhdu Pravitel'stvami gosudarstv -chlenov Shanhajskoj organizacii sotrudnichestva
0 sotrudnichestve v oblasti obespechenija mezhdunarodnoj informacionnoj bezopasnosti. Bjulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. 2012. № 1. S. 13-21. SSN 0869-6705.
8. Doktrina informacionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii. Rossijskaja gazeta. 2000. 28 sent. № 187.
9. Rossijskaja Federacija. Zakony. O zashhite detej ot informacii, prichinjajushhej vred ih zdorov'ju
1 razvitiju: federal'nyj zakon № 436-FZ : [prinjat 29 dekabrja 2010 g.]. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. № 1. St. 48. ISSN 1560-0580.
10. Mashinskaja N. V. Obespechenie infor-macionnoj bezopasnosti nesovershennoletnih - prioritetnoe napravlenie sovershenstvovanija ugolovnogo zakonodatel'stva. Voprosy juvenal'noj justicii. 2011. № 4. IPS «Konsul'tantPljus» (data obrashhenija: 19.08.2012).
11. Rossijskaja Federacija. Zakony. O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v svjazi s prinjatiem Federal'nogo zakona «O zashhite detej ot informacii, prichinjajushhej vred ih zdorov'ju i razvitiju»: federal'nyj zakon № 252-FZ : [prinjat 21 ijulja 2011 g.]. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. № 30 (ch. 1). St. 4600. ISSN 1560-0580.
12. Rossijskaja Federacija. Pravitel'stvo.
O vnesenii izmenenij v nekotorye akty Pravitel'stva Rossijskoj Federacii v chasti raspredelenija polnomochij federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti v sfere zashhity detej ot informacii, prichinjajushhej vred ih zdorov'ju i (ili) razvitiju: postanovlenie Pravitel'stva RF № 859 : [prinjato 24 oktjabrja 2011 g.]. Sobranie zakonodatel'stva RF. 2011. № 44. St. 6272. ISSN 1560-0580.
13. Shatilo Ja. S., Shorin I. Ju. Psihologicheskie aspekty informacionnoj vojny. Informacionnaja bezopasnost' regionov. nauchno-prakticheskij zhurnal. 2008. № 1(2). ISSN 1995-5731.
14. Shatilo Ja. S. ,Cherkasov V. N. Infor-macionnye vojny. Informacionnaja bezopasnost' regionov. nauchno-prakticheskij zhurnal. 2009. № 2(5). ISSN 1995-5731.
15. Osina O. N. Problemy vlijanija sovremennoj mass-medijnoj kul'tury na sostojanie informacionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii.Informacionnaja bezopasnost' regionov. nauchno-prakticheskij zhurnal. 2008. № 2(3). ISSN 1995-5731.