РЕЦЕНЗИИ
Челябинский гуманитарий. 2022. № 1 (58). С. 143-145. ISSN 1999-5407 (print).
Chelyabinskij Gumanitarij. 2022; 1 (58), 143-145. ISSN 1999-5407 (print).
Рецензия УДК 070
doi: 10.47475/1999-5407-2022-10115
ИНФОГРАФИКА В РАКУРСЕ МЕДИАЭСТЕТИКИ: КОДИРОВАНИЕ И РЕПРЕЗЕНТАЦИИ
(Рецензия на монографию С. И. Симаковой «Медиаэстетический код инфографического контента в журналистике»)
Мария Львовна Шуб
Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия, [email protected]
Аннотация. В рецензии рассматривается теоретическая значимость последнего монографического исследования С. И. Симаковой, которое сигнализирует о смене исследовательской парадигмы в осмыслении и анализе инфографики как медиасистемы в контексте журналистской сферы применения.
Ключевые слова: инфографика, медиаэстетика, журналистика, визуализация, медиакод.
Для цитирования: Шуб М. Л. Инфографика в ракурсе медиаэстетики: кодирование и репрезентации (Рецензия на монографию С. И. Симаковой «Медиаэстетический код инфографического контента в журналистике») // Челябинский гуманитарий. 2022. № 1. С. 143-145. doi: 10.47475/1999-5407-2022-10115.
Review
INFOGRAPHICS IN THE PERSPECTIVE OF MEDIAESTHETICS: CODING AND REPRESENTATIONS
(Review of the monograph by S. I. Simakova "Media-aesthetic code of infographic content in journalism")
Maria L. Shub
Chelyabinsk State Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia, [email protected]
Abstract. The review examines the theoretical significance of the latest monographic research by S. I. Simakova, which signals a change in the research paradigm in the understanding and analysis of infographics as a media system in the context of the journalistic field of application.
Key words: infographics, media aesthetics, journalism, visualization, media code.
© Шуб М. Л., 2022
144
ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГУМАНИТАРИЙ 2022 № 1 (58)
For citation: Shub M. L. (2022). Infographies in the perspective of mediaesthetics: coding and representations (Review of the monograph by S. I. Simakova "Media-aesthetic code of infographic content in journalism"). Chelyabinskij Gumanitarij, 1 (58): 143-145, doi: 10.47475/1999-5407-2022-10115.
Монографическое исследование Светланы Ивановны Симаковой [1] посвящено, безусловно, актуальной теме. Актуальность темы определяется, в первую очередь, тем, что в гуманитарной риторике традиционно именуется визуализацией культуры; тем, что У. Эко обозначал «всепоглощающим стремлением видеть».
Визуализация стала масштабным мейнстримом современности, существенным образом определившим ее гносеологические ориентиры, коммуникативные тренды, содержание информационной среды, и в конечном итоге - ценностно-нормативное пространство, поскольку перекодирование коммуникативных процессов с текста на зрительный образ -это не просто смена стратегии репрезентации контента, это в определенном смысле трансформация мировоззренческой парадигмы.
Именно такой ракурс рассмотрения инфографики, с одной стороны, как самодостаточной системы, обладающей собственной функционально-морфологической природой, а с другой - как подсистемы журналистики и ее аксиологических оснований, представляется предельно эвристичным, значимым и перспективным.
Структура представленной монографии выстроена в дедуктивной логике - от осмысления медиакода как феномена к конкретно-прикладному анализу инфографики ведущих профессиональных изданий России.
Инфографика в первой главе монографии предстает подсистемой журналистики, с одной стороны, и самостоятельной семиосферой - с другой. Рассмотренная во втором ракурсе, инфографика позиционируется как обладающая своим ядром и периферией, своей границей, в рамках которой идет обмен с внешнеположенными по отношению к ней иными семиосферами: журналистикой, частью которой она выступает; общим полем коммуникации; техносферой и другими пространствами, непосредственно создающими условия для возникновения «симметрии и асимметрии» в рамках инфографики.
Вторая глава монографии представляет собой результат эмпирического исследования современной российской новостной инфографики на материалах таких СМИ, как «РИА Новости», «Аргументы и факты», «ТАСС». Автором использована методика сбора и анализа инфографических данных, обозначенная в тексте как методика «семиотического нонагона».
В качестве анализируемых категорий выступали оппозиции «монохромность / полихромность», «статичность / интерактивность», «данные / изобразительность», «схематизация / образность».
Среди особенностей российской новостной инфографики С. И. Симаковой были выделены следующие: 1) когнитивная потребность в визуальном эстетически организованном мышлении как эффективном способе объяснения и понимания действительности; 2) разнообразие видов, типов инфографического контента, укрепление абстрактно-логических форм репрезентации данных, усложнение визуально-образных кодов; 3) усложнение и совершенствование форм и форматов инфографики, накопление «коллекций» инфографических техник и решений, опирающихся на историю и традиции визуальных данных и постоянно обогащающихся за счет функционирования «материальной» части семиозиса.
Анализ работ-победителей международного конкурса «Малофей» позволил сделать вывод о доминировании простых инфографических решений, отличающихся наглядностью, абстрактностью, статичностью, полихромностью, изобразительностью и схематичностью. Для российских работ-победителей других международных конкурсов
характерно доминирование текстовой составляющей, периферийное значение инфогра-фики в сочетании с ее чрезвычайно высоким качеством.
В целом рецензируемая монография оставляет впечатление состоявшегося научного исследования, которое отличается новизной, объемом, глубиной и имеет достаточное количество исследовательских точек роста. Большое достоинство работы в том, что она написана хорошим языком, он выразителен, гибок, подвижен, в меру сложен и насыщен научной терминологией.
Список источников
1. Симакова С. И. Медиаэстетический код инфографического контента в журналистике : монография. Челябинск : Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2022. 160 с.
References
1. Simakova, S. I. (2022). Mediaesteticheskij kod infograficheskogo kontenta v zhurnalistike : monografiya [Media aesthetic code of infographie content in journalism: monograph]. Chelyabinsk: ChelSU Publ., 160 p. (In Russ.).
Информация об авторе
М. Л. Шуб - доктор культурологии, доцент, профессор кафедры философии и культурологии.
Information about the author
Maria L. Shub - Doctor of Cultural Studies, Associate Professor, Professor of the Department of Philosophy and Cultural Studies.
Статья поступила в редакцию 28.06.2022; одобрена после рецензирования 20.07.2022;
принята к публикации 20.07.2022.
The article was submitted 28.06.2022; approved after reviewing 20.07.2022; accepted for publication 20.07.2022.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.