Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ВЕРИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ЖУРНАЛИСТИКА": ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА EUFACTCHECK/#СТУДFACTCHECK В ИНСТИТУТЕ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ ННГУ ИМ. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ВЕРИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ЖУРНАЛИСТИКА": ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА EUFACTCHECK/#СТУДFACTCHECK В ИНСТИТУТЕ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ ННГУ ИМ. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
139
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЕРИФИКАЦИЯ ДАННЫХ / ФАКТЧЕКИНГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Макарова Людмила Сергеевна

В статье исследуются практические аспекты реализации в Институте филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского международного образовательного проекта EUFactcheck /#СТУДFACTCHECK. Особое внимание уделяется анализу методических подходов к процессу формирования компетенций, связанных с навыками верификации информации в СМИ и социальных медиа по различной тематике, в том числе применяемых вне рамок непосредственно учебной работы со студентами, обучающимися по образовательной программе направления «Журналистика». Анализируются методы и приемы организации процесса работы со студентами, дидактические инструменты, позволяющие формировать различные профессиональные навыки будущих журналистов, тематические и жанрово-стилистические особенности исследований студентов в рамках проекта по верификации информации EUFactcheck/#СТУДFACTCHECK. В заключении сформулированы рекомендации по организации образовательных проектов вне рамок учебной деятельности, также обозначены перспективы развития проекта в системе взаимодействия со студентами и преподавателями других институтов и факультетов как ННГУ им. Н.И. Лобачевского, так и других вузов России. Также отмечается, что, помимо образовательного аспекта, проект EUFactcheck/#СТУДFACTCHECK имеет воспитательное значение, подчеркивается его общественный и просветительский характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Макарова Людмила Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACHES TO BUILDING SKILLS OF DATA VERIFICATION IN STUDENTS TRAINED UNDER THE "JOURNALISM" ACADEMIC PROGRAM: EXPERIENCE IN IMPLEMENTATION OF EUFACTCHECK / #STUDFACTCHECK, THE PROJECT IN THE INSTITUTE OF PHILOLOGY AND JOURNALISM OF THE LOBACHEVSKY STATE UNIVERSITY

The article examines practical aspects to implementing the EUFactcheck / #STUDFACTCHECK, an international education project in the Institute of Philology and Journalism of the Lobachevsky State University. Special attention is brought to the analysis of methodical approaches to the process of competence-building related to skills in mass and social media on various topics, also as part of extracurricular work with students trained under the «Journalism» academic program. The article also analyzes methods and techniques to organizing the process of working with students, educational tools that allow for building di erent professional skills of future journalists, thematic and genre-and-style speci cs of student research under the EUFactcheck / # STUDFACTCHECK, a data veri cation project. Apart from teaching aspect, the article is also marked by the educational value that is brought by the active participation of students in the project, its social and awareness-raising nature. The piece concludes with recommendations for organizing educational projects as part of extracurricular activity and outlines development prospects as part of interaction with students and academic sta members of institutes and departments of Lobachevsky University and other higher educational establishments of Russia.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ВЕРИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ЖУРНАЛИСТИКА": ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА EUFACTCHECK/#СТУДFACTCHECK В ИНСТИТУТЕ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ ННГУ ИМ. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО»

Челябинский гуманитарий. 2022. № 1 (58). С. 70-79. ISSN 1999-5407 (print).

Chelyabinskij Gumanitarij. 2022; 1 (58), 70-79. ISSN 1999-5407 (print).

Научная статья УДК 30;070

doi: 10.47475/1999-5407-2022-10107

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ВЕРИФИКАЦИИ ИНФОРМАЦИИ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЖУРНАЛИСТИКА»: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА EUFACTCHECK/#CT>^FACTCHECK В ИНСТИТУТЕ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ ННГУ ИМ. Н. И. ЛОБАЧЕВСКОГО

Людмила Сергеевна Макарова

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, [email protected], ORCID: 0000-0001-8993-5475

Аннотация. В статье исследуются практические аспекты реализации в Институте филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского международного образовательного проекта EUFactcheck /#СТУДБАСТСНЕСК. Особое внимание уделяется анализу методических подходов к процессу формирования компетенций, связанных с навыками верификации информации в СМИ и социальных медиа по различной тематике, в том числе применяемых вне рамок непосредственно учебной работы со студентами, обучающимися по образовательной программе направления «Журналистика». Анализируются методы и приемы организации процесса работы со студентами, дидактические инструменты, позволяющие формировать различные профессиональные навыки будущих журналистов, тематические и жанрово-стилистические особенности исследований студентов в рамках проекта по верификации информации EUFactcheck /#СТУДБЛСТСНЕСК. В заключении сформулированы рекомендации по организации образовательных проектов вне рамок учебной деятельности, также обозначены перспективы развития проекта в системе взаимодействия со студентами и преподавателями других институтов и факультетов как ННГУ им. Н.И. Лобачевского, так и других вузов России. Также отмечается, что, помимо образовательного аспекта, проект EUFactcheck/#CTXnFACTCHECK имеет воспитательное значение, подчеркивается его общественный и просветительский характер.

Ключевые слова: журналистское образование, верификация данных, фактчекинг, образовательный проект, межкультурная коммуникация, компетентностный подход.

Для цитирования: Макарова Л. С. Методические подходы к формированию навыков верификации информации у студентов, обучающихся по направлению «Журналистика»: опыт реализации проекта EUFacteheck/#CT^FACTCHECK в Институте филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского // Челябинский гуманитарий. 2022. № 1 (58). С. 70-79. doi: 10.47475/1999-5407-2022-10107.

© Макарова Л. С., 2022

Original article

METHODICAL APPROACHES TO BUILDING SKILLS OF DATA VERIFICATION IN STUDENTS TRAINED UNDER THE «JOURNALISM» ACADEMIC PROGRAM: EXPERIENCE IN IMPLEMENTATION OF EUFACTCHECK / #STUDFACTCHECK, THE PROJECT IN THE INSTITUTE OF PHILOLOGY AND JOURNALISM OF THE LOBACHEVSKY STATE UNIVERSITY

Lyudmila S. Makarova

Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod - National Research University, Nizhni Novgorod, Russia, [email protected], ORCID: 0000-0001-8993-5475

Abstract. The article examines practical aspects to implementing the EUFactcheck / #STUDFACTCHECK, an international education project in the Institute of Philology and Journalism of the Lobachevsky State University. Special attention is brought to the analysis of methodical approaches to the process of competence-building related to skills in mass and social media on various topics, also as part of extracurricular work with students trained under the «Journalism» academic program. The article also analyzes methods and techniques to organizing the process of working with students, educational tools that allow for building different professional skills of future journalists, thematic and genre-and-style specifics of student research under the EUFactcheck / # STUDFACTCHECK, a data verification project. Apart from teaching aspect, the article is also marked by the educational value that is brought by the active participation of students in the project, its social and awareness-raising nature. The piece concludes with recommendations for organizing educational projects as part of extracurricular activity and outlines development prospects as part of interaction with students and academic staff members of institutes and departments of Lobachevsky University and other higher educational establishments of Russia.

Key words: journalism education, data verification, fact checking, education project, intercultural communication, competence-based approach.

For citation: Makarova L. S. (2022). Methodical approaches to building skills of data verification in students trained under the «Journalism» academic program: experience in implementation of EUFactcheck / # STUDFACTCHECK, the project in the Institute of Philology and Journalism of the Lobachevsky State University. Chelyabinskij Gumanitarij. 2022; 1 (58): 70-79, doi: 10.47475/1999-5407-2022-10107.

Введение

Проблема функционирования фейков в современном информационном пространстве остро актуальна. Свидетельством тому является включение в программу XXV Петербургского Международного экономического форума дискуссионной панели «Fake news в эпоху глобализации» (Деловая программа. XXV Петербургский Международный экономический форум, 15-18 июня, Санкт-Петербург, https://forumspb.com/programme/ business-programme/97135/). В обсуждении проблемы приняли участие политики, журналисты, представители власти. Главный вывод по итогам дискуссии: в свете современнойинформационнойповесткинеобходимоповышатьуровеньмедиаграмотности аудитории, что ставит перед академическим сообществом задачу подготовки будущих журналистов в соответствии с изменениями в системе информационно-коммуникативных

технологий и запросами общества. Несомненно, что это доказывает необходимость включения компетенций, имеющих отношение к верификации информации и освоению технологий фактчекинга, в образовательные программы российских вузов, осуществляющих подготовку по направлению «Журналистика».

Образовательные стандарты ННГУ (далее - ОС ВО ННГУ) по направлениям подготовки «Журналистика», уровень бакалавриат и магистратура, включают профессиональные компетенции, ориентированные на формирование знаний, умений и навыков, связанных с верификацией информации. Например, ОС ВО ННГУ по направлению 42.03.02 Журналистика, уровень бакалавриата: «ПКР-12. Способен производить комплексную проверку достоверности информации, находить ее источник и оценивать его надежность, проверять достоверность фото- и видеоконтента с помощью специальных ресурсов и сервисов, верифицировать имена и названия, оценивать возможность публикации проверенной информации в издании» (http://www.unn.ru/sveden/eduStandarts.php). ОС ВО ННГУ по направлению подготовки 42.04.02-Журналистика, уровень магистратуры: «ПКР-7. Способен осуществлять авторскую деятельность любого характера и уровня сложности с учетом специфики разных типов СМИ и других медиа», индикатор ПКР-7.1: «Контролирует достоверность и полноту полученной информации, систематизирует факты и мнения». Карта компетенций ОС ВО ННГУ (включена в ООП по направлению 42.04.02 Журналистика), разработанная Л. С. Макаровой и утвержденная Методической комиссией ИФИЖ, предполагает формирование следующих знаний, умений и навыков по указанному индикатору: знать методики проверки достоверности и полноты полученной информации, уметь контролировать достоверность и полноту полученной информации, систематизировать факты и мнения; владеть практическими навыками участия в процессе контроля достоверности и полноты полученной информации, систематизации фактов и мнений (там же). С 2021-2022 года в обязательную часть всех учебных планов подготовки магистров в ИФИЖ ННГУ (магистерские программы «Спортивная журналистика», «Международная журналистика», «Глобальные проблемы окружающей среды в контексте современных медиа», «Журналистика и связи с общественностью в контексте современных медиа») включена дисциплина «Технологии фактчекинга для современных медиа».

Дисциплины, связанные с изучением технологий фактчекинга, в российских вузах практически не представлены. Как указывается в статье Т. Е. Новиковой, Л. С. Макаровой, А. А. Буреева и Л. И. Жуковской [3], в данной связи можно отметить преподавание дисциплины по выбору «Фактчекинг: методология и инструментарий» в ФГАОУ ВО «НИУ-Высшая школа экономики» по программам подготовки магистров по направлению 42.04.02 Журналистика. Также в ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет (НИУ)» (Челябинск) в магистратуре по направлению «Журналистика» представлена дисциплина по выбору «Верификация и фактчекинг».

За рубежом также в некоторых университетах существуют курсы повышения квалификации, имеющие отношение к изучению технологий фактчекинга: например, «Сertificate in professional copyediting, proofreading, and fact-checking» в Университете Нью-Йорка. Также можно указать магистерскую программу «Master's degree in Data Journalism and Fact checking» в Университете им. Раймунда Луллия (Испания). Помимо этого, некоторые университеты-члены Европейской ассоциации преподавания журналистики, участвующие в проекте EU Factcheck (Утрехтский университет, Нидерланды; Университет Загреба, Хорватия; Университет Париж-Дофин, Франция; Католический университет Святого Сердца, Милан, Италия; Софийский университет, Болгария, JADE Университет прикладных наук, Вильгельмсхавен, Германия и др.), интегрируют практический модуль по фактчекингу в рамках проекта в журналистские дисциплины.

В большинстве университетов, занимающихся подготовкой журналистов, фактчекинг изучается в рамках нескольких лекций или модуля в составе более крупных журналистиковедческих дисциплин. Зарубежный опыт и подходы к формированию компетенций журналиста, связанных с верификацией информации, прежде всего в рамках деятельности Международного конгресса по журналистскому образованию (WJEC, https://wjec.net/) и Европейской ассоциации преподавания журналистики (EJTA, http://www.ejta.eu), в рамках которой существует международный образовательный проект EUFactcheck (https://eufactcheck.eu) анализируется в статье Л. С. Макаровой, А. А. Буреева, И. В. Макарова [2].

В качестве одного из практических подходов к формированию данных компетенций в Институтефилологииижурналистикиследуетотметитьактивноеучастиепреподавателейи студентов в международном образовательном проекте EUFactcheck/#СТyДFACTCHECK, который функционирует с 2020 года по настоящее время. Методический опыт реализации проекта также используется в рамках образовательного процесса в системе подготовки студентов по направлению «Журналистика».

Материалы и методы исследования

Проблема функционирования фейковой информации является предметом интереса специалистов в области медиа. Подробный анализ научных монографий, посвященных различным аспектам данного явления, представлен в статье Л. С. Макаровой, А. А. Буреева, И. В. Макарова [2]. Помимо трудов, J. P. McBrayer [14], Ph. Pond [15], N. Schick [16], R. Griefender, M. Jaffe, E. Newman, N. Schwarz [12], J. P. Forgas, R. Baumeister [11], L. S. J. Farmer [10], W. J. Cortada, W. Aspray [8], также следует отметить исследование S. Bernecker, A. K. Flowerree, Th. Grundmann «The Epistemology of Fake News» [7]. В данной монографии авторы, опираясь на методологию социальной философии, анализируют фейковую информацию в качестве социального феномена, предлагая различные, порой дискуссионные, подходы к его интерпретации.

Вопросам верификации информации, обучению будущих журналистов технологиям и механизмам фактчекинга посвящены учебные пособия С. Н. Ильченко [1], С. С. Распоповой и Е. Н. Богдан [4]. Среди зарубежных исследователей здесь отметим сборник трудов под редакцией V. Mezaris, L. Nixon, S. Papadopoulos, D. Teyssou [17], чья работа посвящена аспектам верификации визуальной информации. О важности создания визуальных образов в системе современной коммуникации говорится в статье С. И. Симаковой [5], а также в монографии данного автора [6].

Для преподавателей журналистики и теоретиков в области медиа несомненный интерес представляет работа Ск Ireton, J. Posetti «Journalism, «Fake News» and Disinformation. Handbook for Journalism Education and Training» [13]. Данная монография издана в рамках проекта ЮНЕСКО, посвященного модернизации журналистского образования, и включает, помимо анализа теоретических подходов к интерпретации феномена фейк-ньюс, методические рекомендации по организации учебных дисциплин, связанных с изучением технологий фактчекинга и верификации информации.

Материалом исследования являются образовательные стандарты (ОС ВО ННГУ) по направлению подготовки «Журналистика», уровень бакалаврита и магистратуры, ООП (основная образовательная программа) по указанным направлениям подготовки, прежде всего в части формирования компетенций будущих журналистов, индикаторов их достижения и знаний, умений и навыков. Также в статье анализируется практический опыт организации и функционирования международного образовательного проекта EUFactcheck/#СТУДFACTCHECK в Институте филологии и журналистики, в том числе непосредственно творческие исследования студентов, размещенные на официальном портале проекта (https://eufactcheck.eu) и на странице ИФИЖ ННГУ (http://www.fil.unn.ru/

studfactcheck/) в соответствии с оригинальной методикой, описание которой представлено в монографии «EUFactcheck. A Pan-European Project. Methodology and Lessons Learned» [9] и на сайте проекта EUFactcheck (https://eufactcheck.eu).

Результаты исследования

Как уже отмечалось выше, международный образовательный проект EUFactcheck функционирует под эгидой Европейской ассоциации преподавания журналистики (EJTA). Его реализация направлена на формирование у будущих журналистов практических навыков определения подлинности информации и отсеивания недостоверных фактов в профессиональной деятельности. На сайте проекта размещаются результаты работы студентов на английском языке. Институт филологии и журналистики (ИФИЖ) ННГУ получил предложение присоединиться к данному проекту. В октябре 2020 года в ИФИЖ была создана рабочая группа под руководством Л. С. Макаровой, заместителя директора по методической работе, доцента кафедры журналистики. В данный момент под руководством преподавателей в проекте принимают участие 12 студентов ИФИЖ (бакалавры и магистранты). В ноябре 2021 года к команде проекта присоединились студенты Института биологии и биомедицины ННГУ, которые интересуются практическими аспектами популяризации науки.

В своей работе участники руководствуются технологией верификации информации, разработанной преподавателями вузов-членов EJTA. Всего с ноября 2020 по июнь 2022 года студенты подготовили 17 самостоятельных исследовательских проектов, включая 6 работ совместно со студентами из Германии, JADE University of Applied Sciences, Wilhelmshaven (Университет прикладных наук, Вильгельмсхавен) и 1 исследование вместе с коллегами из Католического университета Святого Сердца (Милан, Италия). Все эти материалы присутствуют на официальном сайте проекта (https://eufactcheck. eu). В марте 2022 года название проекта в ННГУ им. Н.И. Лобачевского изменилось на #CTy3FACTCHECK. Материалы исследований студентов размещаются на специальной вкладке проекта на сайте ИФИЖ ННГУ.

Организация работы в рамках проекта в ИФИЖ была подробно проанализирована в статье Л. С. Макаровой, А. А. Буреева, И. В. Макарова [2]. Взаимодействие строится по принципу специального семинара и проектной работы в малых группах, оно осуществляется в рамках внеучебной деятельности и носит добровольный характер. Руководитель проекта и кураторы из числа преподавателей ИФИЖ организуют и контролируют студентов. Для координации и взаимодействия между собой студенты и преподаватели используют ресурсы социальной сети ВКонтакте: существует общая беседа участников и отдельные группы, где согласовывается работа по разным сюжетам. По итогам каждой встречи кураторы или сами студенты делают краткое резюме и публикуют его в группе: это помогает координации процесса работы и фиксации его промежуточных результатов. На данный момент каждая группа, которая участвует в проекте в ИФИЖ и работает над сюжетом, включает студентов старших курсов, имеющих опыт, и «новичков» (в 2021-2022 году это студенты 2 курса). «Старшие» выполняют функции кураторов, помогают с поиском сюжетов для верификации, статистики, переводом, проверяют черновые варианты. По отдельным аспектам работы над сюжетом студенты-кураторы проводят самостоятельные лекции и презентации для тех, кто учится на младших курсах, делятся опытом. Всю работу по проверке информации делают сами студенты: преподаватели только координируют процесс, проверяют факты, помогают структурировать материал. В отдельных случаях, когда требуется мнение эксперта, руководитель проекта договаривается со специалистом из ННГУ или другого вуза или организации. Также, помимо всего прочего, размещение материалов на сайте происходит в соответствии с расписанием, все участники стараются придерживаться сроков и не

подводить своих коллег. Процесс верификации в рамках проекта достаточно трудоемкий по времени и требует значительных усилий, одно исследование, в среднем, занимает не меньше месяца.

До недавнего времени взаимодействие со студентами зарубежных вузов осуществлялось на базе платформы ZOOM. Общение происходило на английском языке, что требовало достаточно высокого уровня владения им, а также знания основ межкультурной коммуникации и правил делового этикета по взаимодействию с иностранными партнерами. В апреле 2022 года в рамках сетевого партнерства между вузами в проекте изъявили желание принять участие студенты и преподаватели Удмуртского государственного университета, Институт социальных коммуникаций (ИСК), направление «Реклама и связи с общественностью». В данный момент коллеги из Ижевска осваивают методику верификации информации на семинарах, которые проходят в онлайн-формате, обсуждают практические аспекты совместной работы. На октябрь 2022 года запланирован семинар и мастер-класс в очном формате на базе ННГУ им. Н. И. Лобачевского.

Главной образовательной задачей проекта является освоение современных технологий фактчекинга и верификации информации, формирование соответствующих знаний, умений и навыков в рамках компетенций ОС ВО ННГУ. На начальном этапе руководитель и кураторы знакомят студентов с теоретическим аспектами фактчекинга, типологией и спецификой фейка и фейковой информации как социального феномена. Отдельная лекция посвящается анализу ресурсов, которые профессионально занимаются верификацией информации в СМИ и социальных сетях в России и за рубежом, сравнению методик, используемых для проверки: PolitiFact (https://www.politifact.com), Fact Check.Org (https://www.factcheck.org), FullFact.Org (https://fullfact.org), «Война с фейками» (https:// войнасфейками.рф/). Также студенты узнают на семинарах о технологиях создания и верификации информации с помощью цифровых технологий, знакомятся с ресурсами проверки информации в сети Интернет, такими как Webmii.com (https://webmii.com/).

Помимо этого, кураторы знакомят участников проекта с технологией верификации информации, которую договорились совместно использовать участники проекта EUFactcheck. Речь, прежде всего, идет о типологии проверяемого сюжета или (что бывает чаще) его части, отдельного высказывания, так называемого «клейма» (claim) с точки зрения соответствия критериям достоверности: «True» - правда, «Mostly True» -в большей степени правда, «Mostly False» - в большей степени ложь, «False» - ложь, «Uncheckable» - непроверяемый, основано на мнении, а не на фактах и проверяемых источниках [9. P. 68-70]. Подробная технология верификации в рамках EUFactcheck представлена на сайте, в разделе Fact Check flow chart. Анализ публикаций, выполненных студентами в рамках проекта в ИФИЖ, свидетельствует: 35 % сюжетов относится к категории «в большей степени правда» и 30 % - «в большей степени ложь».

Исследование и верификация информации в рамках проекта предполагает работу в трех форматах: фактчек, блогпост и медиа-анализ [9. P. 64]. Каждый из них имеет строгую структуру, систему доказательства и оформления. Редакция проекта следит за тем, как выполняются условия публикации исследований студентов на сайте: в случае отклонения от методических рекомендаций куратор от вуза получает замечания и доводит их до сведения своих студентов. Только после исправления всех погрешностей (обычно это касается ссылок на статистические данные и первоначальные источники публикации в медиа и социальных сетях) материал размещается на сайте. Данное условие дисциплинирует и студентов, и кураторов проектов от вузов. В рамках нового этапа функционирования проекта с марта 2022 года было принято решение не изменять методику верификации и придерживаться изначальной технологии. В настоящее время исследования студентов размещаются на вкладке сайта ИФИЖ на русском и английском языках.

Наиболее свободным с точки зрения творческих возможностей является формат блогпоста. Его использование дает возможность выйти за рамки строгих требований фактчека, расширить контекст исследования, порассуждать над темой, вызвавшей интерес студентов. В отдельных случаях допускается соединение форматов медиа-анализа и блогпоста, например, когда тезис в рамках дискуссии в СМИ по поводу какого-то спорного или узкоспециального вопроса требуется подтвердить мнением эксперта. Особенно это касается сюжетов, связанных с научно-популярной тематикой в СМИ.

Данный аспект является важным направлением работы студентов в проекте EUFactcheck /# СТУДБЛСТСНЕСК, публикации, связанные в той или иной степени с популяризацией научного знания, составляют 35 % исследований. Например, в 2021 году студенты проводили проверку отдельных положений статьи К. Зиммера «Л New Company With a Wild Mission: Bring Back the Woolly Mammoth», опубликованной в «Нью-Йорк Таймс» (12.09.2021). Предварительный анализ публикации в соответствии с методикой проекта позволил сделать вывод: данный сюжет в системе типологии EUFactcheck /# СТУДБЛСТСНЕСК относится к категории «непроверяемое», поскольку проект по созданию гибридного вида на основе генома мамонта, о котором идет речь в статье, пока не дал практических результатов и находится на стадии возможности проверки научной гипотезы. Вместе с тем он представляет интерес для исследования в формате медиа-анализа. Материал студентов по итогам исследовательской работы «Возможно ли клонировать мамонта?», размещенный на сайте проекта EUFactcheck 31.01.2022 (https:// eufactcheck.eu/blogpost/media-analysis/is-it-possible-to-bring-back-a-mammoth), включает, помимо анализа публикаций в СМИ по проблеме клонирования и возможности создания гибридных видов на основе генома вымерших животных, комментарии экспертов -Н. Р. Баттулина, заведующего лабораторией эволюционной генетики Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН (Новосибирск) и доцента кафедры экологии Института биологии и биомедицины ННГУ А. Б. Савинова. Студенты, опираясь на материалы публикаций, самостоятельно сформулировали вопросы для экспертов и провели интервью в онлайн-формате на базе платформы ZOOM. Мнения специалистов в области генетики и экологии позволили усилить выводы студентов, их разъяснения помогли разобраться в сути научной проблемы, о которой шла речь в публикации.

Заключение

Таким образом, функционирование в ННГУ проекта EUFactcheck /# СТУДБЛСТСНЕСК позволяет студентам овладеть наиболее перспективными и востребованными технологиями верификации информации, а преподавателям использовать в своей работе по формированию ключевых профессиональных компетенций будущих журналистов положительный европейский опыт. Помимо этого, проект имеет общественное и воспитательное значение: студенты учатся работать в команде, развивают навыки эффективной коммуникации во взаимодействии с экспертами, под руководством преподавателей-кураторов проекта ведут переговоры на английском языке с иностранными партнерами, доказывают свою точку зрения, в том числе там, где идет речь об отстаивании приоритетов России по важным вопросам внутренней и внешней политики. Последний аспект особенно важен в контексте современной непростой ситуации в информационном пространстве. Следует отметить, что в рамках проекта студенты все сделали самостоятельно, включая концепцию продвижения и его визуальную составляющую: например, в марте 2022 года они сами разработали новый логотип проекта # СТУДБЛСТСНЕСК.

Говоря об общественной значимости проекта EUFactcheck/# СТУДБЛСТСНЕСК, необходимо указать на создание видеоматериалов, связанных с повышением медиаграмотности студенческой аудитории, открытые лекции и участие в различных

просветительских мероприятиях. Так, 17 марта 2021 года в «Точке кипения» ННГУ им. Н. И. Лобачевского прошла презентация результатов первого этапа проекта. В рамках мероприятия преподаватели и студенты познакомили слушателей с особенностями реализации проекта EUFactcheck в Институте филологии и журналистики, с технологией верификации информации, применяемой в процессе работы над материалами СМИ и социальных медиа. Следует отметить, что данное событие привлекло интерес не только студентов ННГУ: в режиме видеоконференции к нему присоединились преподаватели и студенты Российского исламского института (РИИ, Казань) и Казанского государственного института культуры (КГИК). В рамках просветительского марафона «Измерение 52. Новые горизонты. Новые знания», организованного Министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области и Российским обществом «Знание» 28 мая 2022 года, состоялись открытая лекция руководителя проекта Л. С. Макаровой «Как отличить правду от фейка?» и презентация ЕиГаС;Леск/#СТУЦЕАСТСНЕСК.

Несомненно, что реализация такого масштабного проекта требует усилий в плане организации, привлечения кадров, повышения квалификации в сфере владения английским языком как для студентов, так и для преподавателей. Также следует постоянно поддерживать интерес студентов к исследовательскому процессу, особенно с учетом того, что эта работа ведется вне рамок учебной деятельности.

Список источников

1. Ильченко С. Н. Фейковая журналистика. Спецкурс. Москва : Директ-Медиа, 2019. 308 с.

2. Макарова Л. С., Буреев А. А., Макаров И. В. Международный образовательный проект EUFactcheck в Институте филологии и журналистики ННГУ им. Н. И. Лобачевского: опыт реализации в системе подготовки студентов по направлению «Журналистика» // Знак: проблемное поле образования. 2022. № 1 (43). С. 7-16. doi: 10.47475/2070-06952022-10101

3. Новикова Т. Е., Макарова Л. С., Буреев А. А., Жуковская Л. И. Актуальные тенденции подготовки журналистов в соответствии с требованиями профессиональных стандартов и запросами медиаиндустрии // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10, № 3. С. 558-572. doi: 10.17150/2308- 6203.2021.10(3).558-572.

4. Распопова С. С., Богдан Е. Н. Фейковые новости. Информационная мистификация: учеб. пособие. Москва : Аспект-Пресс, 2018. 112 с.

5. Симакова С. И. Визуальный образ - основа формирования визуального языка коммуникации //Знак: проблемное поле образования. 2020. № 3 (37). С. 89-93.

6. Симакова С. И. Медиаэстетический код инфографического контента в журналистике: монография. Челябинск : Издательство Челяб. гос. ун.-та, 2022. 160 с.

7. Bernecker S., Flowerree A. K., Grundmann Th. The Epistemology of Fake News. Oxford: Oxford University Press, 2021. 374 p.

8. Cortada W. J., Aspray F. W. Fake News Nation. The Long History of Lies and Misenpretation in America. London : Rowan & Littlefield, 2019. 317 p.

9. EUFactcheck. A Pan-European Project. Methodology and Lessons Learned / N. Vissers, A. Leppäjärvi, C. Touwen [et al.]. Haaga : Helia University of Applied Sciences, 2020. 124 p.

10. Farmer L. S. J. Fake News in Context. Routledge, 2021. 175 p.

11. Forgas J. P., Baumeister R. F. The Social Psychology of Gullibility. Fake News, Conspiracy Theories, and Irrational Beliefs. Routledge, 2021. 363 p.

12. Greifeneder R., Jaffe M. E., Newman E. J., Schwarz N. The Psychology of Fake News. Accepting, Sharing, and Correcting Misinformation. Routledge, 2021. 253 p.

13. Journalism, «Fake News» and Disinformation / ed. Ск Ireton, J. Posetti. Paris: UNESCO, 2018. 128 p.

14. Mc Brayer J. P. Beyond fake news. Finding the Truth in a World of Misinformation. New York: Routledge, 2021. 181 p.

15. Pond, Ph. Complexity, Digital Media and Post Truth Politics. A Theory of Interactive Systems. Palgrave Macmillan, 2020. 247 p.

16. Shick, N. Deepfakes. The Coming Infocalypse. New York ; Boston, 2020. 436 p.

17. Video Verification in the Fake News Era / eds. V. Mezaris, L. Nixon, S. Papadopoulos, D. Teyssou. Springer, 2019. 354 p.

References

1. Ilchenko, S. N. (2019). Feikovaya Juornalistika. Specialnyi kurs [Fake Journalism. Special Course]. Moscow, Direkt-Media Publ., 308 p. (In Russ.).

2. Makarova L. S., Bureev A. A., Makarov I. V. (2022). Mezhdunarodnyj obrazovatel'nyj proekt EUFactcheck v Institute filologii i zhurnalistiki NNGU im. N. I. Lobachevskogo: opyt realizacii v sisteme podgotovki studentov po napravleniyu «ZHurnalistika» [EUFactcheck, the international educational project at the institute of philology and journalism of Lobachevsky state university of Nizhny Novgorod: experience of system of implementation in the system of training students in the direction of «Journalism»]. Znak: problemnoe pole kommunicacii, 1 (43), 7-16. (In Russ.). doi: 10.47475/2070-0695-2022-10101.

3. Novikova, T. E., Makarova, L. S., Bureev, A. A. & Zhukovskaya, L. I. (2021). Aktualnye tendencii podgotovki juornalistov v sootvetstvii s trebovaniyami professionalnyh standartov I zaprosami media industrii [Current Trends in Journalism Education as Responding to Professional Journalistic Standards and Demands of Media Industry]. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki [Theoretical and Practical Issues of Journalism], 3 (10), 558-572. doi: 10.17150/2308-6203.2021.10(3).558-572. (In Russ.).

4. Raspopova, S. S. & Bogdan, E. N. (2018). Feikovie novosti. Informacionnaya mistifikaciya [Fake News. Information Hoax]. Moscow, Aspekt-Press Publ., 112 p. (In Russ.).

5. Simakova, S. I. (2020). Visualny obraz - osnova visualnogo yazyka kommunikacii. [Visual image as the basis of visual communication language]. Znak: problemnoe pole kommunicacii, 3 (37), 89-93. (In Russ.).

6. Simakova, S. I. (2022). Mediaesteticheskiy kod infograficheskogo kontenta v zhurnalistike: monographia [Media aesthetic code of infographic content in journalism: monograph]. Chelyabinsk, Chel.SU Publ., 160 p. (In Russ.).

7. Bernecker, S., Flowerree, A. K. & Grundmann Th. (2021). The Epistemology of Fake News. Oxford: Oxford University Press, 374 p.

8. Cortada, W. J. & Aspray, F. W. (2019). Fake News Nation. The Long History of Lies and Misenpretation in America. London: Rowan & Littlefield, 317 p.

9. EUFactcheck. A Pan-European Project. Methodology and Lessons Learned (2020). Haaga: Helia University of Applied Sciences, 124 p.

10. Farmer, L. S. J. (2021). Fake News in Context. Routledge, 175 p.

11. Forgas, J. P. (2021). The Social Psychology of Gullibility. Fake News, Conspiracy Theories, and Irrational Beliefs. Routledge, 363 p.

12. Greifeneder, R., Jaffe, M. E., Newman, E. J. & Schwarz, N. (2021). The Psychology of Fake News. Accepting, Sharing, and Correcting Misinformation. Routledge, 253 p.

13. Journalism, «Fake News» and Disinformation (2018). Paris: UNESCO, 128 p.

14. Mc Brayer, J. P. (2021). Beyondfake news. Finding the Truth in a WorldofMisinformation. New York: Ruotledge, 181 p.

15. Pond, Ph. (2020). Complexity, Digital Media and Post Truth Politics. A Theory of Interactive Systems. Palgrave Macmillan, 247 p.

16. Shick, N. (2020). Deepfakes. The Coming Infocalypse. New York- Boston, 436 p.

17. Video Verification in the Fake News Era (2019). Springer, 354 p.

Информация об авторе Л. С. Макарова - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры журналистики, заместитель по методической работе директора Института филологии и журналистики.

Information about the author Lyudmila S. Makarova - Candidate of Philology, Associate Professor of the Department of Journalism of the Philology and Journalism, Deputy Director for Methodological Work.

Статья поступила в редакцию 15.05.2022; одобрена после рецензирования 20.06.2022;

принята к публикации 20.06.2022. The article was submitted 15.01.2022; approved after reviewing 20.06.2022; accepted for publication 20.06.2022.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflict of interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.