Налоги и налогообложение
УДК 336.226
ИНФЛЯЦИЯ, АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И НАЛОГИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА*
Р.К. ШАКИРОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры анализа и учета E-mail: [email protected] Марийский государственный университет
В статье отмечается, что одной из острых проблем современной мировой экономики по-прежнему остается инфляция. Подчеркнуто, что под инфляцией следует понимать длительную и устойчивую тенденцию к повышению среднего уровня цен и соответствующего обесценения денег. Уровень инфляции служит индикатором устойчивости и сбалансированности экономики страны и ее денежной массы.
Важнейшим элементом государственного регулирования является антиинфляционная политика, в составе которой особую роль играет налогово-бюджетная составляющая.
Обобщены теоретические научные концепции, связанные с проблемой инфляции, систематизированы и критически проанализированы альтернативные виды государственной антиинфляционной и адаптационной политики, отражены взаимосвязи инфляционных процессов и фискальной политики государства.
Использована совокупность общих формальнологических методов и приемов: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение. Из частных методов наиболее активно применялся графический метод, в меньшей степени был задействован статистический метод.
Даны характеристика адаптационной политики в сравнении с антиинфляционной политикой государства, а также описание метода инфляционного таргетирования. Сгруппированы методы воздействия налоговой политики на инфляционные процессы.
* Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ. Грант № 14-12-12005 а(р).
Результаты проведенного исследования дают возможность широкому кругу заинтересованных лиц и организаций получить полное представление о проблеме и различных способах ее решения. Сделан вывод о том, что политика градуализма в области антиинфляционных мер, нашедшая применение в России в краткосрочной перспективе, принесла положительный результат. В долгосрочной перспективе при решении вопроса усиления фискальной составляющей налоговой системы РФ приоритетное значение должны иметь налоги на потребление, снижающие общественный спрос и соответственно обладающие антиинфляционным эффектом.
Ключевые слова: инфляция, инфляционные ожидания, дезинфляция, дефляция, государственная антиинфляционная политика, методы регулирования, денежно-кредитная политика, налогово-бюджетная политика
Типичной тенденцией для большинства стран современного мира является постоянный рост цен. Независимо от фаз экономических циклов цены падают редко, даже в периоды спадов наблюдается инфляция. Под инфляцией понимают длительную и устойчивую тенденцию к повышению среднего уровня цен и соответствующего обесценения денег. Ее уровень служит индикатором устойчивости и сбалансированности экономики страны и ее денежной массы.
Попытки понять природу инфляции и причины ее возникновения приводят к разработке различных научных концепций, которые можно разделить на политические и экономические (табл. 1).
Таблица 1 Группировка научных концепций о природе инфляции
Группа факторов Причины возникновения инфляции
Политические теории
Экзогенные Политическая нестабильность в мире. Локальные конфликты. Войны и т.п.
Эндогенные Предвыборные циклы. Социальная напряженность в обществе. Революции и т.п.
Экономические теории
Финансовые (денежно-индуцированная инфляция) Экзогенные причины: - приток спекулятивных денег из-за рубежа; - эмиссия мировых резервных валют странами-эмитентами и др. Эндогенные причины: - экспансионистская политика центрального банка; - спад степени ликвидности банков; - рост скорости обращения денег; - резкое увеличение государственных расходов (фискальная инфляция)
Причины реально-экономического характера (реально индуцированная инфляция) Экзогенные причины: - забастовки; - техногенные катастрофы; - природные катаклизмы. Эндогенные причины: - рост издержек производства; - спад производительности труда; - монополизация экономики
Основное внимание в исследованиях обычно уделяется экономическим концепциям возникновения инфляции. Денежные (монетарные) теории [24] причину порождения инфляции видят в непосредственном увеличении денежной массы, приводящем в краткосрочном периоде к превышению спроса над возможностями предложения (рис. 1).
Денежный импульс способен приводить к усилению инфляции, но может и не вызывать ее вообще (рис. 2). На данный процесс большое влияние оказывает состояние экономической конъюнктуры, на что в свое время указывал Дж.М. Кейнс [4]. К запуску инфляционного механизма обычно ведет рост совокупного спроса в условиях полной занятости факторов производства.
Незначительный уровень инфляции специалисты [22, 24] не склонны рассматривать в качестве серьезной проблемы. В отдельных случаях такая ситуация даже может являться положительным фактором экономического развития, так как дает
возможность корректировать цены применительно к изменяющимся условиям производства и потребления, перераспределять доходы и общественное богатство.
Рост цен может быть вызван различными причинами, однако не любое повышение цен является инфляцией. Инфляцией можно считать дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Экономистами [6] выделяется несколько основных инфляционных причин (рис. 3) роста цен экономического характера.
В большинстве случаев отмечается комбинация различных факторов возникновения инфляции, зависящая от конкретных экономических условий. Направление вектора воздействия каждого из инфляционных факторов на темп инфляции может меняться в зависимости от периода развития страны, изменения ее экономической политики, текущей внешнеэкономической конъюнктуры. Так, отечественные ученые на основе анализа специфических экономических показателей на определенной период выделяют факторы, замедляющие и ускоряющие инфляцию на текущей стадии развития страны1.
В мировой экономической теории [19] в качестве альтернативных концепций выделяются инфляция спроса и инфляция издержек (табл. 2).
Инфляция спроса представляет собой нарушение баланса совокупного спроса и предложения в результате избыточного совокупного спроса. Инфляция издержек - рост цен в результате увеличения издержек производства.
На практике бывает сложно отличить один вид инфляции от другого. Тем не менее в процессе выработки мероприятий государственной антиинфляционной политики необходимо учитывать, что различается несколько видов инфляции (табл. 3) [7].
При сочетании инфляции спроса и инфляции издержек возникает инфляционная спираль, в которой роль проводника выполняют инфляционные ожидания экономических агентов (рис. 4).
Инфляция имеет сложные и разнообразные экономические и социальные последствия (табл. 4). Несмотря на то, что незначительные ее темпы временно оживляют конъюнктуру рынка вследствие роста цен и нормы прибыли, по мере своего углубления инфляция серьезно обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе, становится
1 Курганский С.А. Инфляция в России: факторы и тенденции // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2012. № 2.
Рис. 1. Последовательность возникновения инфляции согласно денежным (монетарным) теориям
Увеличение предложения денег в условиях неполной занятости
Рост совокупного спроса
Увеличение объема
производства без повышения общего уровня цен
Рис. 2. Влияние роста объема денежной массы на возникновение инфляции
Рост национального дохода при некотором повышении уровня цен
Рост совокупного спроса
Дальнейшее увеличение денежной массы
Продолжающееся увеличение объема денежной массы в состоянии полной занятости факторов производства Рост производства невозможен по причине отсутствия ресурсов Увеличение инвестиций предпринимателям, расширение госзаказов и социальных программ, рост кредитования и заработной платы
1 г
Запуск инфляционного механизма (инфляция спроса) Рост совокупного спроса N. ^ Повышение покупательной способности
Инфляционные причины роста цен (экономические):
- несбалансированность государственных расходов и доходов (дефицит госбюджета);
- финансирование производственных инвестиций за счет активной эмиссии денежных средств;
- изменение структуры рынка в условиях олигополистической (несовершенной) конкуренции;
- воздействие внешнего повышения цен на ввозимые в страну товары («импортируемая» инфляция);
- наличие инфляционных ожиданий в стране, влекущих возникновение самоподдерживающегося характера инфляции
Не могут считаться причиной инфляционного роста цен:
диспропорции между спросом и предложением на отдельном товарном рынке; изменения в динамике производительности труда;
циклические и сезонные колебания; структурные сдвиги в экономике; девальвация и ревальвация денежной единицы;
изменение конъюнктуры рынка; стихийные бедствия и другие чрезвычайные обстоятельства (если они приводят к кратковременному росту цен); повышение налоговых ставок, отмена льгот и т.п.
Рис. 3. Основные инфляционные и неинфляционные причины роста цен
Таблица 2
Характерные черты инфляции спроса и инфляции издержек
Показатель Инфляция спроса Инфляция издержек
Сущность явления Нарушение баланса между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны спроса Нарушение баланса между совокупным спросом и совокупным предложением со стороны предложения
Порядок возникновения явления Возникает как следствие избыточных совокупных расходов (совокупного спроса) в условиях, близких к полной занятости Возникает как следствие повышения средних издержек на единицу продукции и снижение совокупного предложения
Причины явления Рост объема госзакупок. Рост покупательной способности потребителей. Увеличение спроса на средства производства Повышение номинальной заработной платы. Повышение цен на сырье. Увеличение налогов, рост «налогового клина»
Проявление инфляции (признаки) Избыток платежных средств в обращении. Ограничение предложения товаров (дефицит). Рост общего уровня цен Повышение средних издержек производства. Сокращение прибыли фирм. Снижение выпуска. Спад совокупного предложения. Рост общего уровня цен
Таблица 3 Виды инфляции и их характеристика
Вид Характерные признаки
В зависимости от темпа роста цен
Нормальная инфляция Инфляция составляет до 3% в год
Ползучая инфляция Инфляция протекает умеренно, рост цен составляет не более 20% в год
Галопирующая инфляция Вызывает серьезное напряжение в экономике, уровень роста цен достигает от 20 до 200%
Гиперинфляция Катастрофический рост цен, который может привести к разрушению национальной экономики. Рост цен превышает 200%, инфляция превращается в неуправляемую
В зависимости от степени открытости явления
Открытая инфляция В экономической системе страны прослеживается явный рост цен
Подавленная инфляция Рост цен может не наблюдаться. Обесценение денег выражается в дефиците товаров
В зависимости от степени сбалансированности
Сбалансированная инфляция Наблюдается умеренный рост цен одновременно на большинство товаров и услуг
Несбалансированная инфляция Темпы роста цен на различные товары значительно разнятся
В зависимости от степени прогнозируемости
Ожидаемая инфляция Инфляцию можно прогнозировать на определенный период, что дает возможность принять меры для предотвращения или уменьшения негативных последствий инфляции
Непредвиденная инфляция Внезапный скачок цен, который может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания. При этом получатели ссуд могут выигрывать за счет кредиторов, возвращая обесценившиеся долги
В зависимости от причины возникновения
Инфляция спроса Является следствием избыточного совокупного спроса
Инфляция издержек Является следствием повышения издержек производства, снижения совокупного предложения
Стагфляция Стагнация в сочетании с инфляцией - одновременный рост инфляции и безработицы на фоне спада производства
препятствием для воспроизводства [1]. Поэтому целью государственной регулирующей политики становится достижение дезинфляции (снижения темпа роста цен), планомерно переходящей в дефляцию (устойчивую тенденцию к снижению среднего уровня цен). В противовес инфляции, которая является следствием увеличения количества денег по отношению к массе товаров и услуг, дефляция
начинается в результате того, что денежный спрос отстает от реального предложения.
При выборе конкретной модели антиинфляционной политики правительству необходимо учитывать весь комплекс специфических обстоятельств, характерных для данного государства. Этот факт приводит к тому, что в мировой практике нашли распространение два способа решения проблемы:
Рис. 4. Процесс образования инфляционной спирали
Последствия инфляции в разрезе классификационных групп
Таблица 4
Классификационная группа Последствия
Экономические последствия Диспропорции между отраслями экономики. Искажение структуры потребительского спроса. Утеря балансирующей функции цены на рынке. Затрудненность эффективной макроэкономической политики
Денежно-кредитные последствия Подрыв стимулов к денежному накоплению. Обесценение сбережений частных субъектов. Потери кредитных организаций по ссудным операциям. Возрождение бартера (натурального обмена)
Налогово-бюджетные последствия Обесценение поступлений от налогов (эффект Танзи-Оливера). Рост номинальных доходов в экономике и номинальных налоговых поступлений в бюджет, что улучшает состояние фискального баланса госбюджета (эффект Д. Патинкина). Эффект подавления экономического роста - отрицательно сказывается на фискальном балансе бюджета государства. Снижение фискального дисбаланса в условиях прогрессивной системы налогообложения. Уменьшение стоимости обслуживания государственного долга. Неэффективность предоставления бюджетных ссуд
Внешнеэкономические последствия Наличие вероятности импорта инфляции. Осложнение международных валютных и кредитных отношений
Социальные последствия Перераспределение национального дохода. Снижение уровня реальной заработной платы. Увеличение уровня бедности (пенсионеры и другие социально незащищенные слои населения, работники бюджетной сферы). Увеличение уровня безработицы
- жесткая борьба с инфляцией на государственном уровне;
- внедрение комплекса адаптационных мероприятий.
Сторонники общепризнанных экономических школ -кейнсианства [13, 16, 25, 27] и неоклассицизма [3, 5, 15, 22] в качестве основной цели государственной программы преодоления инфляции видят оказание воздействия на платежеспособный спрос экономических агентов (табл. 5).
Для кейнсианс-кого направления [14, 17, 18, 26] характерен акцент на активации налогово-бюджетной политики, а приверженцы неоклассицизма [2, 11, 12] отдают предпочтение мерам денежно-кредитной политики. При этом обе концепции не лишены недостатков. Это связано с тем, что возможности государства манипулировать налогами и государственными расходами, как это предлагают приверженцы кейнсианства, бывают ограничены в условиях рецессии из-за большого уровня бюджетного дефицита. Подход к рассматриваемой проблеме сторонников неоклассицизма ограничен, так как дефляционные
Таблица 5
Виды государственной антиинфляционной политики
Характерные черты государственной антиинфляционной политики Кейнсианское направление Неоклассическое направление
Цель Воздействие на платежеспособный спрос
Основные направления Активная налогово-бюджетная политика: - использование регулирующей функции налогов; - маневрирование государственными расходами Денежно-кредитная политика, которая осуществляется через центральный банк: - изменение количества денег в обращении; - изменение ставки ссудного процента
Методы регулирования, применяемые в условиях избыточного спроса (подъема) Повышение уровня налоговой нагрузки. Сокращение расходов государства Дефляционные меры: - повышение ставки ссудного процента; - сокращение количества денег в обращении
Результат Сокращение спроса, снижение темпов инс шяции
Возможные отрицательные последствия Ограничение роста производства, подъем уровня безработицы, возможность застойных и кризисных явлений в экономике Отрицательных последствий меньше, так как воздействие на экономику происходит косвенно и более гибко
Методы регулирования, применяемые в условиях недостаточного спроса (спада) Понижение налоговой нагрузки (в основном для получателей низких и средних доходов) Понижение ставки ссудного процента. Увеличение количества денег в обращении
Результат Стимулирование спроса, расширение производства, снижение уровня инфляции
Возможные отрицательные последствия Применение бюджетных методов может, наоборот, усилить инфляционные процессы (подтверждается мировым опытом) Стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости ведет к потере контроля над инфляцией
меры, ограничивающие платежеспособный спрос, больше подходят для государственных экономик, находящихся на стадии подъема.
Таким образом, с точки зрения экономической теории налогово-бюджетная политика и денежно-кредитная политика являются равноправными методами государственного регулирования. Преобладание той или иной из них зависит от общей экономической политики государства и целей государственного регулирования.
Среди теоретических основ программ преодоления инфляции следует особо выделить концепцию «экономики предложения», позволяющую дополнительно бороться с сопутствующей инфляции безработицей (что является характерным для стран с переходной экономикой) (табл. 6).
Опорной точкой в концепции политики стимулирования совокупного предложения является кривая А. Лаффера2. По мнению сторонников теории А. Лаффера, снижение налоговых ставок стимулирует труд, сбережения, инвестиции, рас-
2 Баатар С. Основные налоговые теории и их современные интерпретации // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2003. № 1.
ширенное производство и увеличивает налоговую базу, а также сокращает уровень уклонения от налогообложения. Либерализация фискальной политики способствует:
- росту занятости;
- снижению расходов бюджета на выплату пособий по безработице;
- увеличению доходов экономических субъектов и суммарных налоговых поступлений, что благотворно сказывается на состоянии бюджета.
Сторонниками кейнсианства [13, 20, 29] рост налогов трактуется как рычаг, используемый для снижения покупательной способности, т.е. антиинфляционный феномен. Последователи А. Лаффера и «экономики предложения», наоборот, уверены в том, что налоги в основном переходят в издержки производства, что затем перекладывается на потребителей путем повышения цен на товары и услуги. Это приводит к эффекту ускорения инфляции издержек («налоговый клин»). В данной трактовке увеличение налогов влечет сокращение доходов частных субъектов, сокращение налоговой базы и суммы налоговых поступлений.
В начале текущего столетия перед российской экономикой остро стояла проблема ликвидации
Таблица 6
Характерные черты «экономики предложения»
Параметр Характеристика
Цель Воздействие на совокупное предложение
Методы достижения Меры, благоприятно влияющие на текущий объем производства: - повышение эффективности использования факторов производства; - повышение эффективности распределения ресурсов путем реформы финансовой системы, государственного сектора экономики, рынка труда и т.д.; - развитие конкуренции снятием торговых ограничений, сокращением дотаций; - сокращение «налогового клина» через реформу налоговой системы - уменьшение количества налогов, снижение налоговых ставок, увеличение сумм налоговых льгот. Меры по долгосрочному повышению темпов роста производства: - стимулирование сбережений и инвестиций (перевода сбережений в инвестиции); - стимулирование притока в экономику иностранного капитала; - создание новых технологий; - преобразования в сфере образования (программы поддержки занятости, профессиональная переподготовка кадров и т.п.) и др.
Недостатки концепции Налоговые стимулы могут привести к росту производства лишь в долгосрочной перспективе. Снижение налогов может привести к увеличению потребления и росту совокупного спроса, опережающего рост совокупного предложения (что может повлечь рост инфляции и бюджетный дефицит). Отдача от дополнительных инвестиций также будет получена не сразу. На практике бывает трудно определить, когда налоговые ставки достигли критической величины, поэтому при проведении налоговых реформ есть вероятность допущения ошибок, влекущих бюджетный дефицит и т.д.
«налогового клина». В таких условиях государством был взят курс на общее снижение налоговой нагрузки. В период общей гуманизации налоговой системы (2001-2006 гг.) были отменены многие налоги (налог с продаж, налог на пользователей автодорог, большинство местных налогов). Значительно снизились и ставки основных налогов:
- налога на доходы физических лиц (при этом была установленная плоская шкала налогообложения);
- налога на прибыль организаций;
- налога на добавленную стоимость;
- единого социального налога (одновременно была предусмотрена регрессивная шкала ставок для этого налога).
Вместе с тем удельный вес налоговых поступлений по отношению к валовому внутреннему продукту в этот период практически не менялся.
Стабильность доли налоговых изъятий по отношению к ВВП можно объяснить увеличением налогооблагаемой базы и хорошей мировой конъюнктурой цен на природные ресурсы, от которых зависела сумма поступлений в бюджет от налога на добычу полезных ископаемых. Специалисты считают, что в 2006 г. был установлен «исторический минимум» ставок по основным налогам. А в среднесрочной и долгосрочной перспективе их ожидало значительное повышение [28]. Что, собственно говоря, и наблюдается в настоящее время. Тем не менее благодаря тенденциям в фискальной политике того времени удалось достичь положительных сдвигов в экономике, в том числе снижение уровня инфляции (в 2006 г. по сравнению с 2000 г. инфляция уменьшилась с 20,1 до 9%). Кроме того, наблюдался спад социальной напряженности.
В странах Западной Европы и Америки накоплен значительный опыт противодействия инфляционным процессам, свидетельствующий о целесообразности комбинированного использования краткосрочной и долговременной политики (табл. 7).
Серьезную проблему представляет собой противодействие инфляционным ожиданиям. Эти ожидания, складывающиеся на основе представлений о прошлой инфляции (адаптивные ожидания), приводят к явлению инфляционной инерции, когда инфляция продолжается и при отсутствии шоков предложения, и при отсутствии отклонения безработицы от естественного уровня.
Согласно теории рациональных ожиданий экономические агенты формируют свои ожидания на базе всей доступной информации, которая не исчерпывается прошлым опытом. Предполагается, что потери государства в борьбе с инфляцией можно снизить, если заранее (до формирования инфляционных ожиданий) объявить план проведения соответствующей политики, а также при условии наличия веры частных субъектов в действенность данной политики [8].
С теоретической точки зрения в целях противостояния инфляции может применяться рекомен-
Таблица 7
Основные параметры краткосрочной и долговременной антиинфляционной политики государства
Параметр Краткосрочная политика Долгосрочная политика
Задачи Сокращение бюджетного дефицита. Временное снижение темпов инфляции путем: - расширения совокупного предложения без увеличения совокупного спроса; - уменьшения спроса при неизменном предложении Погашение инфляционных ожиданий населения. Сокращение бюджетного дефицита. Регулирование процесса денежного обращения. Ослабление влияния внешних факторов
Методы решения Приватизация части госсобственности. Массовая продажа акций новых частных предприятий. Предоставление налоговых и других льгот предприятиям реального сектора. Импорт товаров. Повышение процентных ставок по вкладам (подъем нормы сбережения) Изменение потребительской психологии. Повышение налогов и снижение расходов государства. Установление жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы. Краткосрочные кредиты правительства за рубежом для финансирования бюджетного дефицита
дуемый монетаристами метод «шоковой терапии», позволяющий быстро сбить инфляцию с помощью жесткой денежной политики3. Однако мировой опыт показывает, что ни развитые государства, ни страны с переходной экономикой не применяли в полной мере данный метод, поскольку это неизбежно приводит к затяжному спаду. В противовес указанному методу государством может использоваться политика градуализма [21], представляющая собой метод постепенного снижения инфляции сочетанием мер по снижению спроса и мер по стимулированию предложения (табл. 8).
По мнению Г.Н. Котова, основанному на выводах Дж.М. Кейнса [4], современная рыночная экономика инфляционна по своей природе [7]. Это связано с отсутствием механизмов, позволяющих устранить все факторы инфляции:
- диспропорции в экономике;
- наличие монополий;
- бюджетный дефицит;
- инфляционные ожидания частных субъектов;
- импорт инфляции по внешнеэкономическим каналам и т.п.
В связи с данными обстоятельствами большинство государств стремится достичь умеренного уровня инфляции. Некоторые страны пытаются взять под контроль происходящие процессы путем применения адаптационных мероприятий.
Адаптационная политика строится на применении субъектами рыночной экономики разных приемов приспособления к инфляции, позволяющих учитывать возникающие потери путем их компенсации (табл. 9). Антиинфляционная политика в свою
3 Фишер С. Экономика России: перспектива и ретроспектива // Экономический журнал ВШЭ. 2001. № 3. С. 416-424.
очередь представляет собой стратегию активной борьбы с инфляцией. Адаптационная политика (впрочем, как и антиинфляционная) может сопровождаться разными видами денежных реформ: нуллификация, деноминация, девальвация, ревальвация.
Приспособление к инфляции путем индексации имеет значительные недостатки, одним из которых является наличие временного лага между изменением цен и моментом корректировки выплат. Как показывает международный опыт, в случае применения исключительно адаптационных мер избавиться от инфляции невозможно. В первую очередь это связано с тем, что индексация доходов населения приводит к новому витку роста цен. Тем не менее метод индексации все более активно применяется в экономической политике России, так как он, хотя и не предполагает активного противодействия инфляции, позволяет сглаживать негативные ее проявления.
Примером использования указанного метода в фискальной политике РФ может служить применение индекса-дефлятора при переходе на специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход), а также в расчете налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля. Периодически корректируются отдельные нормативные величины, дающие налогоплательщикам право на применение налоговых льгот (стандартные, социальные, имущественные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц, предельная сумма доходов для применения права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС и др.).
Ряд последних изменений в налоговом законодательстве РФ также непосредственно связан с методом индексирования. В частности, Федеральным законом
Таблица 8
Отличительные черты метода «шоковой терапии» и политики градуализма
Параметр Метод «шоковой терапии» Политика градуализма
Срок проявления положительного эффекта Метод рассчитан на быстрое снижение темпов инфляции Метод рассчитан на медленное, многократное, постепенное снижение темпов инфляции
Применяемые меры Монетаристские меры: - широкая либерализация экономики; - освобождение цен; - прекращение хозяйственной деятельности государства; - жесткое ограничение роста денежной массы; - балансирование бюджета сокращением социальных программ Активное регулирующее воздействие государства: - поддержка важнейших отраслей производства; - налоговое стимулирование предпринимательства; - частичное регулирование ценообразования; - создание рыночной инфраструктуры
Недостатки Следование методу приводит к росту безработицы, резкому снижению жизненного уровня населения, затяжному спаду Антиинфляционные программы государства носят долговременный характер
Таблица 9
Отличительные черты антиинфляционной политики и адаптационной политики
Параметр Адаптационная политика Антиинфляционная политика
Цель Контроль за происходящими процессами и приспособление к ним Достижение умеренного уровня инфляции
Сущность Стратегия приспособления к инфляционным процессам Стратегия активной борьбы с инфляцией
Методы Индексация доходов. Компенсация потерь Набор методов зависит от типа антиинфляционной политики
Применяемые приемы Индексация доходов с учетом динамики предварительно определенного индекса. Инфляционная корректировка заработной платы. Заключение контрактов на выполнение только краткосрочных проектов. Поиск дополнительных источников дохода. Привлечение внешних источников финансирования: акции, лизинг, факторинг. Изменение политики использования прибыли и т.п. Прямое и косвенное регулирование цен. Предельные уровни годового роста цен на конкретные товары и услуги. Введение центральным банком ограничения на рост денежной массы и объема предоставляемых кредитов. Повышение учетной ставки обязательных резервов. Понижение ставок налогов. Реализация государственных ценных бумаг на открытом рынке и др.
Недостатки Временной лаг между моментом изменения цен и корректировкой выплат. Отсутствие возможности избавиться от инфляции Каждый из видов государственной антиинфляционной политики имеет собственные недостатки
от 02.11.2013 № 306-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» дается право муниципальным образованиям при взимании налога на имущество физических лиц уточнять налоговую базу с учетом индекса инфляции. Кроме того, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 09.07.2014 был одобрен законопроект № 543504-6, разработанный в связи с отсутствием индексации размеров государственной пошлины, установленных в твердой величине, с 2009 г. Законопроект принят в целях установления дополнительного источника
доходов бюджета и предусматривает дифференцированную индексацию размеров госпошлины с учетом коэффициента 1,614.
В настоящее время широкое распространение получил метод инфляционного таргетирования, смысл которого заключается в плановом «создании» инфляции (табл. 10).
Поддержание устойчивой покупательной способности (стабильности) эмитируемых наличных
4 Проект федерального закона № 543504-6 «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».
Таблица 10
Характеристика метода инфляционного таргетирования
Параметр Описание
Цель Достижение плановых показателей инфляции для контроля за ней и управления ею
Сущность Выбор целевых показателей инфляции в цифровом выражении и регулирование существующего уровня инфляции до предусмотренного на основе систематической оценки будущего уровня инфляции (в пределах прогнозируемого периода)
Условия применения Достаточная степень независимости центрального банка (свобода в выборе инструментария). Отсутствие влияния налогово-бюджетной политики на денежно-кредитную политику - отказ от принципа «фискального доминирования» (должен быть достаточно развит внутренний финансовый рынок, а также низкий уровень правительственных заимствований у центрального банка). Наличие широкой доходной базы бюджета (при сохранении фискального доминирования налоговая политика стимулирует инфляционное давление и подрывает эффективность денежно-кредитной политики). Отказ от таргетирования других экономических показателей (заработная плата, занятость, валютный курс)
Этапы процесса таргетирования Установление целевых значений инфляции. Прогнозирование центральным банком предстоящей динамики инфляции. Сравнение прогнозных данных с целевыми значениями инфляции. Принятие решений о масштабах корректировки денежно-кредитной и фискальной политики. Контроль за выполнением принятых решений, оценка их последствий, корректировка дальнейшей денежно-кредитной и фискальной политики
Методологические мероприятия Разработка методологии прогнозирования инфляции. Установление количественных показателей инфляции на предстоящий период на основе разработанных методик. Подбор монетарного инструментария для снижения инфляции. Создание технических и институциональных предпосылок моделирования и прогнозирования внутренней инфляции. Определение лага между моментом применения монетарных инструментов и временем их воздействия на инфляцию. Исследование степени эффективности монетарных инструментов. Убеждение участников рынка о превалировании инфляционных целей над всеми остальными
Параметры таргетирования Временной горизонт. Уровень цен. Ширина диапазона отклонений инфляционного ориентира
Достоинства Инфляционное таргетирование позволяет избежать конфликта интересов, так как основная его цель - «создание» инфляции (а не рост производства или высокий уровень занятости). На базе данного метода имеется возможность принимать антиинфляционные меры еще до наступления инфляции (предупреждать ее возникновение)
Недостатки Метод нельзя относить к высокоэффективным инструментам снижения инфляции, так как на практике в рамках общемировых тенденций инфляция снижается даже в тех странах, которые не применяют таргетирование
денег является важнейшей задачей центрального банка любой страны, поэтому денежно-кредитная политика формируется исходя из этой задачи, с использованием имеющихся и созданием новых моделей монетарного устройства страны. В мировой практике в настоящее время существует несколько режимов монетарного устройства:
- монетарное таргетирование;
- таргетирование валютного курса;
- инфляционное таргетирование и др.
Инфляционное таргетирование позволяет осуществлять прогнозирование, контроль за динами-
кой и регулирование выбранных и законодательно установленных целевых показателей инфляции в стране на среднесрочных и долгосрочных промежутках времени.
Инфляционные процессы, в том числе в российской экономике, зависят от особенностей фискальной политики [9]. Исследования отечественных аналитиков показывают, что инфляция в России связана с отдельными параметрами бюджетной системы (рис. 5). Инфляция, в свою очередь, также оказывает влияние на состояние фискального баланса.
Влияние параметров бюджетной системы государства на инфляцию Влияние инфляции на фискальный баланс
Параметры бюджетной системы Механизм воздействия Эффекты воздействия Механизм воздействия
Структура доходов и расходов бюджета государства Преобладание расходов бюджетной системы над доходами приводит к дефициту бюджета и росту инфляции. Однако рост государственных расходов целесообразен в случае превышения их эффективности над частными расходами (что обычно наблюдается в долгосрочной перспективе). В условиях экономического роста опережающий рост доходов бюджета может рассматриваться как автоматический стабилизатор («налоговый тормоз») Обесценение поступлений от налогов при наличии временного лага между начислением налогов, их поступлением в бюджет и осуществление государственных расходов (эффект Оливера-Танзи) В условиях высокой инфляции снижается реальная стоимость налоговых доходов бюджета государства, что отрицательно сказывается на фискальном балансе государства. При этом в условиях высокой инфляции плательщики стремятся уплачивать налоги с задержкой. Эффект Оливера-Танзи усиливается, если в составе расходов государства преобладают реальные закупки товаров и услуг по рыночным ценам
Размер дефицита бюджета и способы его финансирования Дефицит бюджета может финансироваться посредством заимствований на внутреннем и внешнем рынках, за счет использования накопленных резервов, повышением налогов. В крайнем случае - путем эмиссии денежных средств. При любом способе финансирования бюджетный дефицит влечет усиление инфляционных процессов (провоцирует инфляцию спроса) Рост номинальных доходов в экономике и соответственно увеличение номинальных налоговых поступлений в бюджет (эффект Д. Патинкина) Улучшение фискального баланса при фиксированных номинальных выплатах из бюджета. Эффект Д. Патинкина растет, если в составе госрасходов преобладают выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы и другие подобные платежи, индексация которых является неполной, отстает во времени от инфляционных процессов или не производится
Динамика доли государственного сектора в экономике Инвестирование средств бюджета государства в развитие предприятий государственного сектора лишь в долгосрочной перспективе отражается положительно на балансе госбюджета и на темпах роста инфляции соответственно Эффект непропорционального налогообложения, возникающий в условиях прогрессивной системы налогообложения Инфляция сопровождается ростом доходов налогоплательщиков и перемещением их в группы с более высокими налоговыми ставками, что ведет к росту номинальных доходов бюджета и снижает фискальный дисбаланс
Наличие и действенность институтов стабилизирующего характера, позволяющих осуществлять антициклическую бюджетную политику Например, большое значение в процессе ценообразования имеет политика ценовых сговоров, поэтому становится необходимой активация деятельности антимонопольных служб. В случае отсутствия адекватных мер государства институциональные факторы служат постоянным и существенным источником структурных перекосов и инфляции Эффект подавления экономического роста Значительные и слабо прогнозируемые сдвиги в структуре цен создают неопределенность, ухудшают балансирование и возможности планирования, снижают инвестиционную активность. Высокая инфляция порождает экономический спад, отрицательно влияющий на фискальный баланс бюджета
Уменьшение стоимости обслуживания госдолга в результате сокращения реальных процентных ставок Положительно влияет на фискальный баланс (долг обесценивается, что ведет к сокращению реальных затрат на обслуживание долга при фиксированной номинальной процентной ставке в условиях высокой инфляции)
Неэффективность предоставления бюджетных ссуд Увеличивает фискальный дисбаланс (реальные процентные ставки снижаются, что делает неэффективным всякое предоставление займов)
Рис. 5. Характеристика взаимных эффектов воздействия инфляции и фискальной системы государства
2 (626) - 2015
Положительные эффекты инфляции сказываются преимущественно в краткосрочном периоде в силу «неполного приспособления институтов», в то время как отрицательное воздействие инфляции на состояние бюджета проявляется в долгосрочной перспективе. Следовательно, инфляция в конечном счете приводит к разбалансированию бюджета, несмотря на то, что в краткосрочном периоде позволяет сбалансировать его.
Особо следует отметить, что в условиях инфляции применение прогрессивной или плоской шкалы налоговых ставок по-разному отражается на уровне налогообложения.
В случае применения прогрессивных налоговых ставок в условиях высокого темпа инфляции повышенные потери в процессе налогообложения несут налогоплательщики, в то время как доходы государственного бюджета номинально возрастают (в данном случае потери одной стороны общественных отношений и рост доходов другой стороны зависят от пропорции между темпами инфляции и темпами прогрессии налоговой шкалы).
В случае применения плоской шкалы налоговых ставок в период высокой инфляции потери от обесценения налоговых платежей несет только государственный бюджет. Поэтому можно с уверенностью говорить о том, что введение пропорциональной ставки налога на доходы физических лиц явилось вполне адекватной мерой налоговой политики в прошлом (особенно с позиции влияния на инфляционные ожидания).
Таким образом, инфляция и фискальные дисбалансы представляют собой взаимообразующие феномены. При этом как нарушение баланса государственного бюджета, так и высокий темп инфляции приводят к выводу о необходимости изменений в налогово-бюджетной политике государства. Известные мировой практике методы фискальной политики оказывают влияние и на состояние государственного бюджета, и на инфляционные процессы одновременно (рис. 6).
Методы воздействия налоговой политики на инфляционные процессы можно условно сгруппировать по нескольким критериям (табл. 11).
В мировой практике отсутствует опыт непосредственного воздействия на инфляционные процессы методами налоговой политики. Американскими экономистами [23] в конце прошлого века высказывались предложения о применении альтернативных методов борьбы с инфляцией в виде политики налогового регулирования доходов (TIP), ориентированной на использование налогов и создание у фирм и предпринимателей стимулов не поднимать цены и заработную плату.
Ценовая разновидность TIP предусматривает установление прямой зависимости размера налого-
Таблица 11
Группировка методов воздействия налоговой политики на инфляционные процессы
Классификационный признак Группа методов
Характер воздействия Общие меры стабилизационного характера (именно такие меры имели место в российской практике налогообложения). Меры непосредственного воздействия на хозяйственные факты инфляционного характера (не имели практического применения)
Время установления Меры предупредительного характера (предполагают наличие точных экономических прогнозов и использование их в хозяйственной практике). Меры воздействия на текущие инфляционные процессы и их отрицательные последствия (имеют более широкое применение)
Степень активности воздействия Меры активной антиинфляционной политики. Меры адаптивного характера (методика их разработки и практического применения имеет более простой и однозначный характер)
вых ставок от уровня роста цен на производимую продукцию. Государством может быть установлен следующий порядок налогообложения: рост цен до 5% не влечет подъема налоговых ставок, однако при каждом дальнейшем увеличении цен за каждый следующий процентный пункт может быть предусмотрено увеличение налоговой ставки в определенных пределах (например, на 2%).
Рост цен в указанном случае для предприятий становится малопривлекательным, что гипотетически должно сдерживать значительное увеличение цен, а значит и темпов роста инфляции. Причем, считалось, что схожий механизм может быть использован и в отношении заработной платы физических лиц. Описываемая модель фискальной политики настойчиво предлагалась администрацией президента США в 1977-1981 гг., однако так и не нашла своего практического применения. Поэтому невозможно делать конкретные выводы о работоспособности (практической применимости) данной модели политики налогового регулирования доходов.
Сопоставление данных об уровне инфляции с тенденциями развития налоговой политики России за 1991-2013 гг. позволяет сделать вывод о наличии взаимосвязи между ними. Жесткая налоговая политика на базе бессистемного налогового законодательства 1991-1999 гг. сопровождалась катастрофически высоким уровнем инфляции (2 508,8% - 1992 г., 11% - 1997 г.). В период либерализации налогового законодательства в 20002006 гг. наблюдалось снижение уровня инфляции (с 20,1 до 9%). Параллельно с борьбой с дефицитом бюджета в 2008-2013 гг. происходило снижение показателя годового уровня инфляции с 13,28 до 6,45%5. Однако нет оснований говорить о прямой и исключительной зависимости между политикой государства в области налогообложения и инфляционными процессами. Скачки уровня инфляции в 1992 г. (2 508,8%), 1998 г. (рост с 11 до 84,5%), 2007-2008 гг. (рост с 9 до 13,28%) в большей мере явились следствием политической ситуации в стране и либерализации цен, а также общемировой экономической конъюнктуры, вызванной финансово-экономическими кризисами.
Налоговая политика 2000-2006 гг. не имела в качестве основной цели воздействие на инфляцию. Ее стимулирующая роль была направлена на стабилизацию экономики и развитие предпринима-
5 URL: http://www.statbureau.org/ru/russia/inflation-tables.
тельства в стране, что в дальнейшем закономерно привело к снижению уровня инфляции. Следуя основным положениям экономической теории, можно было ожидать роста уровня инфляции в стране в результате отмены единого социального налога с 2010 г. Однако этого не произошло, хотя наблюдался значительный спад предпринимательской активности населения страны. Это можно объяснить фискальной направленностью данной меры, призванной сократить бюджетный дефицит, являющийся одним из ключевых факторов возникновения инфляции. В последнее время стала активизироваться адаптационная политика государства, сглаживающая негативное влияние инфляции на бюджет страны.
Таким образом, применение регулирующих инструментов налоговой политики обусловливается приоритетными целями государства и не ограничивается антиинфляционной борьбой. Для России в настоящее время наиболее актуальными являются:
- стимулирование экономического роста, инвестиционной и инновационной деятельности;
- развитие новейших технологий и реального сектора экономики.
Переход России от политики шоковой терапии конца прошлого века [21] к политике градуализма в начале текущего столетия, которая применялась Правительством РФ в краткосрочной перспективе, дал положительный результат (в том числе в части воздействия на инфляционные процессы). Тем не менее отсутствие четкой политики долгосрочного планирования и прогнозирования не способствовало поступательному развитию российской экономики. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ», вступивший в силу 11.07.2014, обязывает разработать долгосрочную политику социально-экономического развития, учитывающую внутренние и внешние тенденции и условия, определяющую приоритетные цели, а также пути и способы их достижения. При этом с точки зрения налогово-бюджетной политики, несмотря на увеличение объема государственных расходов, повышение уровня налоговой нагрузки на производителей при современном состоянии экономики страны нецелесообразно. Помимо того, что прямые налоги оказывают сдерживающее воздействие на развитие экономики, велика их инфляционная составляющая. Приоритетное значение при решении вопроса усиления фискальной функции налоговой системы России должны иметь налоги на потребле-
ние с дифференциацией по видам товаров и услуг, снижающие общественный спрос и обладающие антиинфляционным эффектом.
Список литературы
1. БернанкеБ. Экономикс. Экспресс-курс. СПб: Питер, 2012. 720 с.
2. Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии. М.: Изограф, 2000. 448 с.
3. Джевонс У. Деньги и механизм обмена. Челябинск: Социум, 2006. 186 с.
4. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Гелиос АРВ, 2002. 352 с.
5. Кларк Дж. Распределение богатства. М.: Гелиос АРВ, 2011. 368 с.
6. КругманП. Основы экономикс. СПб.: Питер, 2011. 880 с.
7. Курс экономической теории / под ред. М.Н. Че-пурина, Е.А. Киселевой. Киров: АСА, 1998. 848 с.
8. Курс экономической теории / под ред. А.В. Си-доровича. М.: Дело и Сервис, 2001. 832 с.
9. МалкинаМ.Ю. Инфляция и фискальные дисбалансы в российской экономике // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 2. С. 2-8.
10. Малкина М.Ю. К формированию институциональной теории инфляции // Журнал институциональных исследований. 2013. № 2. С. 69-87.
11. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993. 594 с.
12. Менгер К. Избранные работы. М.: Территория будущего, 2005. 496 с.
13. Мэнкью Г. Принципы экономикс. СПб: Питер, 2009. 672 с.
14. Несветайлова А. Экономическое наследие Хаймана Мински (глобальная финансовая хруп-
кость и кризис: уроки для России) // Вопросы экономики. 2005. № 3. С. 99-117.
15. Парето В. Компендиум по общей социологии. М.: ГУ ВШЭ, 2008. 511 с.
16. Патинкин Д. Деньги, процент и цены. Соединение теории денег и теории стоимости. М.: Экономика, 2004. 375 с.
17. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986. 472 с.
18. Ромер Д. Высшая макроэкономика. М.: ГУ ВШЭ, 2014. 856 с.
19. Самуэльсон П. Экономика. М.: НПО «Ал-гон», 1994. 740 с.
20. Сраффа П. Производство товаров посредством товаров. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 159 с.
21. Стиглиц Дж. Кто потерял Россию? // Экономический вестник. 2004. № 1. С. 4-37.
22. Фишер И. Покупательная сила денег. М.: Дело, 2001. 320 с.
23. Фишер С. Экономика. М.: Дело, 1997. 864 с.
24. Фридмэн М. Количественная теория денег. М.: Эльфа пресс, 1996. 320 с.
25. Хансен Э. Экономические циклы и национальный доход. М.: Директ-Медиа, 2007. 644 с.
26. ХарродР. Ф. К теории экономической динамики. М.: Гелиос АРВ, 1999. 160 с.
27. Хикс Дж.Р. Господин Кейнс и классики: попытка интерпретации. М.: Директ-Медиа Паб-лишинг, 2008. 16 с.
28. Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права. М.: Статут, 2007. 240 с.
29. Экономическая теория / под ред. Дж. Иту-элла, М. Милгейта, П. Ньюмена. М.: ИНФРА, 2004. 944 с.
Finance and credit Taxes and taxation
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
INFLATION, THE ANTI-INFLATION POLICY AND TAXES: THEORY AND PRACTICE
Razziya K. SHAKIROVA
Abstract
The article states that inflation still remains one of burning issues of the modern world economy. Inflation is a long-term and steady tendency towards an increase in the average level of prices and corresponding deprecia-
tion of money. The rate of inflation is the indicator of stability and balance of the national economy and its money supply. The most important element of State regulation is the anti-inflationary policy, where the fiscal component plays a special role. In the study, the author
generalized theoretical scientific concepts related to the problem of inflation, scrutinized alternative types of State anti-inflationary and adaptation policy, described the interrelations of inflationary processes and the fiscal policy of the State. To conduct the research the author used a set of general formal and logical methods and techniques, i.e. analysis and synthesis, induction and deduction, and comparison. As for private methods, the author actively applied the graphic method, and to a lesser extent - the statistical method. The paper includes the characteristics of the adaptation policy and its comparison with the anti-inflationary policy of the State, as well as describes the inflation targeting method. The author groups the methods of tax policy effects on inflationary developments. The results of the research enable a wide range of interested parties to get a comprehensive idea of the problem and various ways of its solution. The author concludes that the gradualism policy in anti-inflationary measures, which has been applied in Russia on a short-term horizon, seems to be beneficial. In the long term, consumption taxes should be of high priority in solving the problem of strengthening the fiscal component of the Russian tax system. They reduce the social demand and, therefore, have anti-inflationary effect.
Keywords: inflation, inflationary expectations, disinflation, deflation, State anti-inflationary policy, regulation methods, monetary, tax, fiscal policy
References
1. Bernanke B. Ekonomiks. Ekspress-kurs [Economics. Express course]. St. Petersburg, Piter Publ., 2012, 720 p.
2. Walras L. Elementy chistoi politicheskoi ekonomii [Les elements d'economie politique pure ou Theorie de la richesse sociale]. Moscow, Izograf Publ., 2000, 448 p.
3. Jevons W. Den 'gi i mekhanizm obmena [Money and the Mechanism of Exchange]. Chelyabinsk, Sot-sium Publ., 2006, 186 p.
4. Keynes J.M. Obshchaya teoriya zanyatosti, protsenta i deneg [The General Theory of Employment, Interest and Money]. Moscow, Gelios ARV Publ., 2002, 352 p.
5. Clark J. Raspredelenie bogatstva [The Distribution of Wealth]. Moscow, Gelios ARV Publ., 2011, 368 p.
6. Krugman P. Osnovy ekonomiks [Economics]. St. Petersburg, Piter Publ., 2011, 880 p.
7. Kurs ekonomicheskoi teorii [The economic theory course]. Kirov, ASA Publ., 1998, 848 p.
8. Kurs ekonomicheskoi teorii [The economic theory course]. Moscow, Delo i Servis Publ., 2001, 832 p.
9. Malkina M.Yu. Inflyatsiya i fiskal'nye disbal-ansy v rossiiskoi ekonomike [Inflation and fiscal imbalances in the Russian economy]. Finansovaya analitika: problemy i resheniya = Financial analytics: science and experience, 2010, no. 2, pp. 2-8.
10. Malkina M.Yu. K formirovaniyu insti-tutsional'noi teorii inflyatsii [On formation of the institutional theory of inflation]. Zhurnal institutsional 'nykh issledovanii = Journal of Institutional Studies, 2013, no. 2, pp. 69-87.
11. Marshall A. Printsipy ekonomicheskoi nauki [Principles of Economics]. Moscow, Progress Publ., 1993,594 p.
12. Menger C. Izbrannye raboty [Selected works]. Moscow, Territoriya budushchego Publ., 2005, 496 p.
13. Mankiw G. Printsipy ekonomiks [Principles of economics]. St. Petersburg, Piter Publ., 2009, 672 p.
14. Nesvetailova A. Ekonomicheskoe nasledie Khaimana Minski (global'naya finansovaya khrup-kost' i krizis: uroki dlya Rossii) [Economic heritage of Hyman Minski (global financial fragility and crisis: lessons for Russia)]. Voprosy Economiki, 2005, no. 3, pp. 99-117.
15. Pareto V. Kompendium po obshchei sotsiologii [Compendio di sociologia generale]. Moscow, SU HSE Publ., 2008, 511 p.
16. Patinkin D. Den 'gi, protsent i tseny. Soedinenie teorii deneg i teorii stoimosti [Money, interest and prices. Linking the theory of money and the theory of value]. Moscow, Ekonomika Publ., 2004, 375 p.
17. Robinson J. Ekonomicheskaya teoriya nes-overshennoi konkurentsii [The Economics of Imperfect Competition]. Moscow, Progress Publ., 1986, 472 p.
18. Romer D. Vysshaya makroekonomika [Advanced Macroeconomics]. Moscow, SU HSE Publ., 2014,856 p.
19. Samuelson P. Ekonomika [Economics]. Moscow, NPO Algon Publ., 1994, 740 p.
20. Sraffa P. Proizvodstvo tovarov posredstvom tovarov [Production of Commodities by Means of Commodities: Prelude to a Critique of Economic Theory]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 1999, 159 p.
21. Stiglitz J. Kto poteryal Rossiyu? [Who Lost Russia?]. Ekonomicheskii vestnik = Economic bulletin, 2004, no. 1, pp. 4-37.
22. Fisher I. Pokupatel'naya sila deneg [The Purchasing Power of Money, its Determination and Relation to Credit, Interest and Crises]. Moscow, Delo Publ., 2001, 320 p.
23. Fisher S. Ekonomika [Economics]. Moscow, Delo Publ., 1997, 864 p.
24. Fridman M. Kolichestvennaya teoriya deneg [Modern Quantity Theory of Money]. Moscow, El'fa press Publ., 1996, 320 p.
25. Hansen A. Ekonomicheskie tsikly i natsional 'nyi dokhod [Business Cycles and National Income]. Moscow, Direkt-Media Publ., 2007, 644 p.
26. Harrod R.F. K teorii ekonomicheskoi dinamiki [An Essay in Dynamic Theory]. Moscow, Gelios ARV Publ., 1999, 160 p.
27. Hicks J.R. Gospodin Keins i klassiki: popytka interpretatsii [Mr. Keynes and the "Classics"; A Sug-
gested Interpretation]. Moscow, Direkt-Media Pablish-ing Publ., 2008, 16 p.
28. Shchekin D.M. Nalogovye risk i tendentsii raz-vitiya nalogovogo prava [Tax risks and trends in tax law development]. Moscow, Statut Publ., 2007, 240 p.
29. Ekonomicheskaya teoriya [Economic theory]. Moscow, INFRA-M Publ., 2004, 944 p.
Razziya K. SHAKIROvA
Mari State University, Ioshkar-Ola, Russian Federation [email protected]
Acknowledgments
The article is supported by the Russian Humanitarian Science Foundation, Grant No. 14-12-12005 a(p).