Научная статья на тему 'ИНДОНЕЗИЯ МЕЖДУ ДВУХ СКАЛ'

ИНДОНЕЗИЯ МЕЖДУ ДВУХ СКАЛ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Индонезия / Китай / США / Южно-Китайское море / архипелаг Натуна / исключительная экономическая зона / военные учения / военное сотрудничество / China / USA / South China Sea / Natuna archipelago / exclusive economic zone / military exercises / military cooperation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алексей Юрьевич Другов

Статья посвящена отношениям Индонезии с Китайской Народной Республикой и Соединенными Штатами Америки. Отношения с КНР, крупнейшим торговым партнером и одним из главных инвесторов осложнены ситуацией в Южно-Китайском море и противоречиями вокруг статуса исключительной экономической зоны и архипелага Натуна. Индонезия наращивает свое военное присутствие в районе Натуна, что очевидно связано с этой конфликтной ситуацией. Вместе с тем, в последние годы имела место активизация политических контактов, в том числе и на весьма высоком уровне, что дает надежду на преодоление негативных моментов. Соединенные Штаты используют проблемы в отношениях Джакарты и Пекина для максимального привлечения Индонезии на свою сторону в американо-китайских противоречиях. Есть признаки роста военного и военно-технического сотрудничества двух стран, включая совместные военные учения в Южно-Китайском море и прилегающих районах. Одновременно в Индонезии нарастает недовольство политикой США и Запада в целом, которая не основывается на равенстве и взаимном учете интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDONESIA BETWEEN TWO SCALES

The article is devoted to the relations of Indonesia with Chinese People’s Republic and United States of America. The ties with China which is the largest trade partner and one of largest investors in Indonesia are complicated because of the situation in South China Sea and contradictions over Exclusive Economic Zone of Natuna Archipelago. Indonesia is increasing its military presence in Natuna which is clearly connected with this conflict. But lately more active Indonesia-China political contacts took place including high level ones, which gives hope of overcoming these negative trends. The USA are using tensions in Indonesia-China relations to draw Jakarta at its side as near as possible in growing USA-China tensions. There are signs of growth of military and military-technical cooperation between the two countries, including joint exercises in SCS and nearest regions. At the same time dissatisfaction is growing in Indonesia caused by the policy of the USA and the West as a whole which is not based upon the principle of equality and mutual understanding of interests.

Текст научной работы на тему «ИНДОНЕЗИЯ МЕЖДУ ДВУХ СКАЛ»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2023, Том 2, № 2 (59). С. 75-89.

Научная статья. Исторические науки

УДК 94:323(594)

DOI: 10.31696/2072-8271-2023-2-2-59-075-089

ИНДОНЕЗИЯ МЕЖДУ ДВУХ СКАЛ Алексей Юрьевич ДРУГОВ 1

1 Институт востоковедения РАН, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1821-6873

Аннотация: Статья посвящена отношениям Индонезии с Китайской Народной Республикой и Соединенными Штатами Америки. Отношения с КНР, крупнейшим торговым партнером и одним из главных инвесторов осложнены ситуацией в Южно-Китайском море и противоречиями вокруг статуса исключительной экономической зоны и архипелага Натуна. Индонезия наращивает свое военное присутствие в районе Натуна, что очевидно связано с этой конфликтной ситуацией. Вместе с тем, в последние годы имела место активизация политических контактов, в том числе и на весьма высоком уровне, что дает надежду на преодоление негативных моментов.

Соединенные Штаты используют проблемы в отношениях Джакарты и Пекина для максимального привлечения Индонезии на свою сторону в американо-китайских противоречиях. Есть признаки роста военного и военно-технического сотрудничества двух стран, включая совместные военные учения в Южно-Китайском море и прилегающих районах.

Одновременно в Индонезии нарастает недовольство политикой США и Запада в целом, которая не основывается на равенстве и взаимном учете интересов.

Ключевые слова: Индонезия, Китай, США, Южно-Китайское море, архипелаг Натуна, исключительная экономическая зона, военные учения, военное сотрудничество

Для цитирования: Другов А.Ю. Индонезия между двух скал // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2023, Том 2, № 2 (59). С. 75-89. DOI: 10.31696/2072-8271-2023-2-2-59-075-089

Original article. Historical science

INDONESIA BETWEEN TWO SCALES

Alexey Yu. DRUGOV 1

1 Institute of Oriental Studies RAS, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1821-6873

© Другов А.Ю., 2023

Abstract: The article is devoted to the relations of Indonesia with Chinese People's Republic and United States of America. The ties with China which is the largest trade partner and one of largest investors in Indonesia are complicated because of the situation in South China Sea and contradictions over Exclusive Economic Zone of Natuna Archipelago. Indonesia is increasing its military presence in Natuna which is clearly connected with this conflict. But lately more active Indonesia-China political contacts took place including high level ones, which gives hope of overcoming these negative trends.

The USA are using tensions in Indonesia-China relations to draw Jakarta at its side as near as possible in growing USA-China tensions. There are signs of growth of military and military-technical cooperation between the two countries, including joint exercises in SCS and nearest regions.

At the same time dissatisfaction is growing in Indonesia caused by the policy of the USA and the West as a whole which is not based upon the principle of equality and mutual understanding of interests.

Keywords: China, USA, South China Sea, Natuna archipelago, exclusive economic zone, military exercises, military cooperation

For citation: Drugov A.Yu. Indonesia between Two Scales. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2023, T. 2, № 2 (59). Pp. 75-89. DOI: 10.31696/2072-8271-2023-2-2-59-075-089

В середине 1950-х гг. вице-президент Индонезии Мохаммад Хатта охарактеризовал внешнеполитический курс Индонезии того времени как плавание между двух скал - советским и американским блоками. В марте 2023 г. министр обороны Индонезии Прабово Суби-анто, перспективный кандидат на пост президента на предстоящих в 2024 г. выборах, сказал, что Индонезия находится между США и Китаем, как между двумя враждующими слонами, и это требует высокой о смотрительно сти1.

В современных условиях есть основания говорить о тесном переплетении китайского и американского факторов в формировании внешнеполитического курса Индонезии. КНР - крупнейший торговый партнер и один из важнейших инвесторов в индонезийскую экономику, включая инфраструктуру, на что в Индонезии сейчас обращается особое внимание. В 2021 г. экспорт Индонезии в Китай составил 63,6 млрд долл. (гл. обр. минеральное сырье, топливо и никель). Импорт из КНР - 71 млрд долл.2. В ходе визита в Пекин в июле 2022 г. президент Индонезии Джоко Видодо назвал Индонезию и Китай братскими странами, а Китай - стратегическим партнером Индонезии, призвав

наполнить это партнерство сотрудничеством, выгодным для обеих стран, региона и всего мира3. Индонезия была среди 19 стран, проголосовавших в ООН против неблагоприятной для Пекина резолюции, касающейся положения уйгурского мусульманского меньшинства, и это притом, что она имеет самую многочисленную мусульманскую общину в мире. Министр иностранных дел КНР Ван И на встрече с Джоко Видодо 11 июля 2022 г. высоко оценил усилия Индонезии по урегулированию ситуации на Украине, особо отметив поездку президента в Киев и в Москву4.

Вместе с тем, над двусторонними отношениями в течение ряда лет нависает проблема Южно-Китайского моря. Наиболее конкретным предметом расхождений между двумя странами здесь является статус части ЮКМ, примыкающей к принадлежащему Индонезии архипелагу Натуна к северу от острова Калимантан, которую Индонезия считает своей исключительной экономической зоной. Здесь находятся богатые месторождения нефти и газа. В соответствии со ст. 56 и 60 Конвенции ООН по морскому праву, прибрежное государство в ИЭЗ имеет суверенные права в разведке, разработке и сохранении природных ресурсов, в управлении этими ресурсами, создании необходимых сооружений.

Пекин официально признает этот архипелаг территорией Индонезии, но часть ИЭЗ Индонезии здесь пересекается с так называемой девятипунктирной линией, обозначенной КНР. Еще в декабре 2012 г. тогдашний министр иностранных дел Индонезии М. Наталегава, указывал, что от Китая не исходит открытая и преднамеренная угроза агрессии в ЮКМ, но есть опасность, что конфликт по принципу «око за око, зуб за зуб» может возникнуть по недоразумению5. Уже в апреле 2014 г. индонезийские военные обвинили Пекин в том, что на китайских картах часть архипелага отнесена к территории КНР. Представитель армии сказал, что Индонезия ведет здесь добычу нефти совместно с американской фирмой Chevron и в случае чего Китаю придется иметь дело с США6.

В 2016 г. Международный арбитражный суд постановил, что у КНР нет законных оснований претендовать на морские ресурсы в пределах пунктира. Тогда же произошел инцидент с китайским судном, занимавшимся незаконным ловом рыбы в этих водах, ему на помощь пришли корабли береговой охраны КНР. Случаи вторжения рыболовецких судов отмечаются и в дальнейшем, и в ряде случаев их сопровождают корабли береговой охраны. Серьезный инцидент имел место в декабре 2019 г., когда сразу 63 рыболовецких судна и два военных

корабля КНР вошли в ИЭЗ Индонезии близ островов Натуна. Джакарта заявила протест Пекину и направила к архипелагу свои военные корабли и истребители7. Последний по времени заход корабля береговой охраны КНР имел место 30 декабря 2022 г., и, по сообщениям печати, этот крупнейший для своего класса корабль (водоизмещением 12 тыс. тонн) долгое время оставался в этих водах8.

В 2017 г. Индонезия в одностороннем порядке присвоила водам вокруг архипелага название моря Северная Натуна, что вызвало протесты китайской стороны. В конце ноября - начале декабря 2021 г. в индонезийские СМИ произошла утечка информации, что правительство КНР направило Индонезии ноту с требованием прекратить деятельность бурильных установок по добыче нефти и газа в прибрежных водах архипелага и проведение военных учений в этом районе. Речь шла, в частности, о совместных индонезийско-американских учениях, в которых участвовали до 4 500 военнослужащих9. Такие учения под кодовым названием "Garuda Shield" (Гаруда - птица индуистского бога Вишну, изображенная на государственном гербе Индонезии) проводятся с 2009 г., и в ряде случаев в них кроме Индонезии и США участвует еще ряд стран. Представитель МИД Индонезии, отвечая на вопросы корреспондентов по этому поводу, сослался на то, что дипломатическая переписка не подлежит оглашению. По некоторым данным, это был не первый протест Китая в связи с Натуной10.

Индонезийское правительство исходит из принципа непререкаемой территориальной целостности страны и, соответственно, суверенитета Индонезии в море Северная Натуна. В то же время высказывания по этой проблеме, как и ко всей проблеме ЮКМ, так сказать, многомерны. Находясь в Токио в марте 2015 г. президент Джоко Видодо заявил, что претензии Китая на большую часть ЮКМ не имеют правового обоснования, но днем позже в Пекине он сказал, что его высказывания совсем не направлены против Китая и Индонезия в этом вопросе совершенно нейтральна11.

В октябре того же года в Вашингтоне Джоко Видодо подчеркнул, что Индонезия отвергает любые попытки установить контроль и доминирование над морскими путями и превращать моря в арену соперничества, выступает за свободу мореплавания и, сохраняя нейтралитет, она как крупнейшая страна Юго-Восточной Азии готова играть активную роль в урегулировании конфликтов12. На саммите АСЕАН в Пномпене 11 ноября 2022 г. президент Индонезии заявил о недопустимости конфликтов в ЮВА, указав, что Китай как самая крупная держава региона несет ответственность за создание здесь благоприят-

ной обстановки. Это может быть достигнуто лишь путем достижения стратегического доверия и соблюдения международного права, включая UNCLOS-82. «Мы должны придерживаться этих принципов в подходе к соперничеству в регионе и урегулированию проблемы Южно-Китайского моря»13.

Принимая вновь назначенного посла КНР в Индонезии Лю Канга 8 апреля 2022 г., министр обороны Прабово Субианто, в частности, сказал, что повышение уровня отношений между двумя странами до всеобъемлющего стратегического партнерства должно быть нацелено на урегулирование региональных проблем, включая вопросы, связанные с ЮКМ и морем Северная Натуна14.

Спикер Народного консультативного конгресса, высшего органа Индонезии, Бамбанг Сусатьо среди задач, стоящих перед вновь назначенным главнокомандующим вооруженными силами страны адмиралом Юдо Маргоно, обозначил готовность к любым ситуациям, могущим возникнуть в море Северная Натуна, где сохраняется возможность конфликтов, порождаемых обстановкой в ЮКМ. «Ни один клочок земли, ни одна частица водного или воздушного пространства не должны попасть в чужие руки», заявил он 19 декабря 2022 г.15. За этим явно просматривался Китай. Назначая на должность начальника штаба военно-морского флота адмирала М. Али 28 декабря 2022 г., президент Джоко Видодо среди его главных задач назвал охрану суверенитета страны в приграничных водах, в особенности, в ЮКМ16, что опять-таки носило почти неприкрытую китайскую коннотацию.

Хотя мирный проход иностранных кораблей, в том числе и военных, через исключительную экономическую зону допускается, но официальные лица, включая начальника штаба ВМФ адмирала М. Али, откровенно указывают, что особый контроль осуществляется за китайскими судами, признавая при этом, что никаких подозрительных действий с их стороны не отмечалось17. Тем не менее, 9 февраля 2023 г. главком вооруженных сил адмирал Юдо Маргоно сообщил о создании специального военного командования в районе моря Северная Натуна, отметив при этом, что в настоящее время значащих нарушений здесь не отмечалось, кроме незаконного рыболовного промысла, в том числе вьетнамскими рыбаками18.

Для характеристики настроений, по крайней мере, в части политических кругов, приведем два сообщения столичных СМИ. Весьма влиятельная газета «Компас» 25 октября 2022 г. озаглавила сообщение об избрании Си Цзиньпина на пост главы Компартии Китая: «Под руководством Си китайские военные становятся еще более сильными и

угрожающими». Газета «Джакарта пост» (02.11.2022): «Большинство граждан стран АСЕАН довольны экономическими выгодами от сотрудничества с Китаем, но испытывают беспокойство и недоверие в связи с политикой Пекина, в том числе и в области безопасности».

Проблема межгосударственных отношений с КНР фактически переплетается со сложной ситуацией в межэтнических отношениях внутри Индонезии. Диаспора этнических китайцев занимает при относительно малой численности весьма влиятельные позиции в экономических и социальных структурах, в среднем они значительно более состоятельны, и это порождает латентную, а иногда и прямую враждебность на уровне «корней травы», что сказывается и на межгосударственных отношениях.

Китайские инвестиции в экономику Индонезии в последние годы сопряжены с наплывом рабочей силы из Китая. Так, в 2021 г. в Индонезии начало действовать принадлежащее китайской компании предприятие PT Nickel Gunbuster Industry, на котором заняты 11 тыс. индонезийских рабочих и 1 300 граждан Китая. На заводе этой компании в Моровали на Центральном Сулавеси 14 января 2023 г. вспыхнули межэтнические столкновения, в результате которых погибли один индонезиец и один китаец. Комментируя эти события, газета «Джакарта пост» (21.01.2023) так обрисовала ситуацию: «Урок, который Индонезии и Китаю следует извлечь из этих событий, заключается в том, что индонезийское правительство не должно думать только о прибылях от китайских инвестиций, тогда как китайцам надлежит прилагать больше усилий к тому, чтобы увидеть проблемы так, как их видят местные жители с их культурой... Индонезию события в Моро-вали должны побудить к тому, чтобы воспитывать в людях должное уважение к Китаю, потому что нравится это или нет, но по отношению к Китаю существуют сильные подозрения и недоверие, независимо от того, какими добрыми намерениями эта страна руководствуется... Трагедия Моровали, похоже, всего лишь верхушка айсберга, поскольку с самого начала некоторые люди полагали, что инвестиции в тяжелую промышленность - один из элементов попыток Китая поставить под свой контроль экономику Индонезии».

Китайская сторона потребовала обеспечить безопасность своих граждан и проводить по отношению к ним соответствующую политику. Министр по делам инвестиций Бахлил Лахадалла, выразив сожаление по поводу трагических событий, заявил, что его ведомство не оказывает преференций иностранным фирмам, если это не предусмотрено законами или другими установлениями19.

При этом правительство Индонезии прилагает усилия к преодолению тяжкого наследия прошлого и к нормализации отношения коренных индонезийцев к китайской общине. После 1998 г. были отменены введенные военным режимом ограничения в отношении этнических китайцев, установлен статус конфуцианства как одной из шести официально признанных религий, разрешено использование китайских иероглифов. Китайский Новый год отмечается в качестве национального праздника. В 2023 г. в празднествах на одной из центральных площадей Джакарты приняли участие президент Джоко Видодо и лидер Демократической партии Индонезии (борющейся) Мегавати Сукарнопутри, дочь первого президента Индонезии, тесно сотрудничавшего с КНР в 1950-начале 1960-х гг. Но эта проблема, тесно переплетающаяся с общей социальной ситуацией, еще ждет своего окончательного решения.

События конца 2022 г. и первой половины 2023 г. как будто бы свидетельствуют о том, что обе стороны намерены подняться над негативными явлениями, о которых шла речь выше. В ходе встречи Джоко Видодо и Си Цзиньпина на полях саммита 0-20 на Бали в ноябре 2022 г. лидеры договорились о выработке плана совместных действий по укреплению партнерства на предстоящие пять лет. С этой целью было решено провести четвертое заседание совместной комиссии для обсуждения вопросов сотрудничества в области торговли, инвестиций, морских сообщений, здравоохранения и общественных связей. Для участия в работе этой комиссии 21 февраля 2023 г. в Джакарту прибыл вновь назначенный министр иностранных дел КНР Цинь Ган (это была его первая зарубежная поездка в новом качестве)20. Китайский министр был принят президентом Джоко Видодо. Как сообщила министр иностранных дел Индонезии Ретно Марсуди, Цинь Ган выразил полную поддержку деятельности Индонезии в качестве председателя АСЕАН. Что касается наиболее чувствительных вопросов, то Р. Марсуди указала, что будут продолжены переговоры по Кодексу поведения в Южно-Китайском море, прерванные вследствие пандемии COVID-19: «Индонезия хочет мира и стабильности в ЮКМ. Ключ к этому в уважении международного права и, в частности, Конвенции 1982 г.»21.

Восьмого-десятого марта 2023 г. в Джакарте состоялись очередные переговоры на уровне рабочих групп между АСЕАН и Китаем по правилам поведения в ЮКМ. Эта серия переговоров будет продолжена. Начальник главного управления МИД Индонезии по сотрудничеству стран АСЕАН Сидарто Сурьодипуро подчеркнул, в частности,

что Индонезия не одобряет попытки изменить существующие реальности на местах, в частности, намывание искусственной суши в Южно-Китайском море и его милитаризацию. Он подчеркнул, что именно в этой области должны быть достигнуты эффективные, выполнимые решения, соответствующие международному праву22.

Соединенные Штаты Америки используют напряженность в регионе, чтобы достичь антикитайского блокирования с Джакартой. При этом создается впечатление, что в политических верхах Индонезии по этому вопросу нет полного единства. В октябре 2020 г. тогдашний государственный секретарь США Майк Помпео в ходе визита в Джакарту обсудил ситуацию в Натуна с Ретно Марсуди. Он одобрил твердую позицию Индонезии в защите своего морского суверенитета в архипелаге и выразил готовность к новым методам сотрудничества с Индонезией в обеспечении безопасности судоходства на этих самых оживленных морских коммерческих путях в мире. Примечательно, что Р. Марсуди призвала США наращивать инвестиции в Индонезии, в том числе и на таких отдаленных островах как Натуна23.

В том же ключе высказалась спикер парламента Пуан Махара-ни, заявив, что США и Индонезию роднят уважение к демократическим принципам и правам человека, терпимость к многообразию и стремление сохранить безопасности в регионе Юго-Восточной Азии. Она выступила за сотрудничество, в частности, в таких вопросах, как стабильность в Южно-Китайском море24. Существует очевидная и уже продолжительная тенденция к военному сотрудничеству с США и Западом в целом, которая наиболее отчетливо до сих пор проявляется в кругах командного состава вооруженных сил. Генерал Андика Перка-са незадолго до ухода с поста главнокомандующего в декабре 2022 г. высказался за расширение связей с QUAD - стратегическим партнерством Индии, Австралии, Японии и США. Министр обороны Прабово Субианто ведет активные переговоры о закупке 36 истребителей F-15 у США и 42 истребителей Rafalo у Франции, а также двух подводных лодок25.

Адмирал Юдо Маргоно, нынешний главком вооруженных сил, в бытность начальником штаба ВМФ в апреле 2022 г. в ходе визита в США обсуждал планы стратегического сотрудничества двух стран в обеспечении судоходства, безопасности и стабильности в региональном и мировом масштабах, а также в подготовке офицеров ВМФ Индонезии в военных вузах США26.

Показательны переговоры между министрами обороны Индонезии Прабово Субианто и США Ллойдом Остином в Пентагоне 20 ок-

тября 2022 г. Они подчеркнули важность сотрудничества в условиях, когда динамика региональной безопасности все более осложняется, и заявили, что заинтересованы в сохранении Индо-Тихоокеанского региона свободным и открытым. Пресс-секретарь Пентагона сообщил, что Л. Остин высоко оценил роль Индонезии в АСЕАН, ИТР и во всем мире. Он заявил о готовности содействовать модернизации вооруженных сил Индонезии и развивать взаимодействие двух стран. Со своей стороны П. Субианто выразил надежду, что сотрудничество двух стран в области обороны будет развиваться и дружба между ними будет крепнуть в духе взаимного уважения национальных интересов. Газета «Джакарта пост» (21.10.2022), комментируя эти итоги переговоров, констатировала, что диалог двух министров находится в рамках усилий США укреплять партнерство со странами ЮВА для противостояния растущему военному присутствию Пекина. Газета напомнила, что П. Субианто некогда был запрещен въезд в США в связи с обвинениями в нарушениях прав человека в период индонезийской оккупации Восточного Тимора.

Особого внимания заслуживают слова П. Субианто о развитии сотрудничества с США в области обороны. Это выходит за рамки традиционной для Индонезии «активной и независимой внешней политики». Сотрудничество в области обороны предполагает известную общность взглядов на потенциального противника, и за этой формулировкой вольно или невольно просматривается Китай. Действительно большинство совместных военных учений Индонезии и США, прежде всего военно-морские и военно-воздушные, в течение ряда лет проводятся в районах, непосредственно примыкающих к ЮКМ - латентному и явному очагу конфликтных ситуаций.

Такие учения с участием боевых кораблей и истребительной авиации прошли в декабре 2022 г. Как указывалось, они имели целью «повысить боеспособность военно-морского флота и морской пехоты в целях совместных действий по обеспечению безопасности морских сообщений от традиционных и нетрадиционных вызовов»27. В апреле 2023 г. было объявлено о проведении уже на территории США совместных учений разведывательных подразделений морской пехоты обеих стран. Начальник штаба ВМФ Индонезии адмирал М. Али сказал, что активизация сотрудничества с дружественными государствами, в частности, в сфере боевой подготовки является одним из прио-28

ритетов .

Зависимость от США в военной области, в особенности, в части поставок военной техники, может обернуться против Индонезии, если

Вашингтон потребует от Джакарты занять более радикальную антикитайскую позицию, угрожая, по обыкновению, санкциями.

В то же время индонезийско-американские отношения внутренне достаточно противоречивы, что является следствием столкновения великодержавного национализма Индонезии с претензиями США на глобальную и всеобъемлющую гегемонию. В стране присутствуют весьма существенные антиамериканские настроения, порожденные опытом многолетнего общения и обоснованным представлением, что из всех факторов для Вашингтона важны только собственные военные, геополитические и экономические интересы, а права человека и международное право - лишь козыри в политической игре. Этот фактор не является решающим, но он постоянно присутствует. Он проявил себя и в оценке индонезийцами конфликта на Украине.

Индонезийское общество имеет опыт общения с США, когда, в частности, ЦРУ в 1965-1966 гг. предоставляло индонезийским военным списки членов левых организаций, подлежавших расправам, а в 1975 г. президент США Дж. Форд и государственный секретарь Г. Киссинджер стимулировали президента Сухарто на аннексию бывшей португальской колонии Восточной Тимор, где преобладающие позиции принадлежали левым силам. Когда же Сухарто в конце 1980-х гг. стал проявлять «излишнюю» самостоятельность в развитии отношений с СССР (позже РФ) и Китаем, Вашингтон обвинил его в нарушениях прав человека, в т. ч. и на Восточном Тиморе.

Поэтому в рамках двусторонних отношений между Индонезией и США (и Западом в целом) периодически прорываются наружу серьезные противоречия. Так, Джакарта остро реагировала на кризис, вызванный визитом в Тайбэй спикера палаты представителей США Нэнси Пелоси в августе 2022 г. Представитель МИД Индонезии выразил сожаление в связи с возникшей напряженностью заявив, что МИД заранее предвидел неблагоприятные последствия этого визита, в частности, вероятность роста напряженности. Министр иностранных дел Р. Марсуди призвала все стороны воздерживаться от провокационных действий, могущих усугубить ситуацию, и подчеркнула, что Индонезия придерживается принципа одного Китая. Показательно, что газета «Джакарта пост» (04.08.2022) опубликовала это заявление под заголовком «Пелоси играет с огнем».

МИД Индонезии выразил озабоченность в связи с тем, что США разместили в Австралии шесть бомбардировщиков В-52, способных нести ядерное оружие29. Индонезия с большой настороженностью реагировала на решение США и Великобритании поставить Австралии

три подводных лодки на атомных двигателях. В заявлении МИД по этому поводу от 14 марта 2023 г. звучало нескрываемое беспокойство, что ситуация угрожает нарушением режима нераспространения ядерного оружия. МИД призвал Австралию последовательно исполнять обязательства в этом отношении30. Характерна при этом оценка ситуации газетой «Джакарта пост» (20.03.2023): «Австралийские официальные лица и обозреватели утверждают, что Индонезия выигрывает от наличия у Австралии атомных подводных лодок, поскольку это способствует большему обеспечению ее безопасности. Это было бы верно, если бы Китай был единственной угрозой миру в регионе. Но, если обратиться к истории, есть и другие страны и державы, способные угрожать здесь миру и стабильности». Газета не уточнила, о каких странах идет речь, но сама постановка вопроса достаточно знаменательна.

В ходе переговоров в Австралии в рамках «2+2» - встречи министров иностранных дел и обороны двух стран - Ретно Марсуди говорила о беспокойстве в связи с ростом в регионе соперничества, могущего иметь весьма неблагоприятные последствия31. Беспокойство также было выражено в связи с тем, что объединение AUKUS (Australia, United Kingdom, United States) вовлекает внерегиональные великие державы, ядерное оружие, причем в этом отношении многое остается неясным, нет полной прозрачности, тогда как ситуация затрагивает интересы Индонезии, расположенной в этом регионе. Вместе с тем, на этой же встрече министры обороны двух стран заявили о намерении прийти к соглашению о военном сотрудничестве, в том числе, в подготовке кадров. Кроме того, на этой встрече было выдвинуто требование к России вывести войска с Украины, выдержанное в более жестких выражениях, чем какие-либо заявления индонезийской стороны до тех пор32.

Когда Всемирная торговая организация и Европейский союз запретили Индонезии экспортировать никель в чистом виде, президент Джоко Видодо оценил это как свидетельство того, что некоторые развитые государства не хотят, чтобы Индонезия стала таковой, и сравнил ситуацию со временами голландского колониального владычества. «Если тогда имели место принудительные работы и выращивание сельскохозяйственных культур, то теперь речь идет о принуждении в экспорте»33. На открытии конференции «АСЕАН-Европейский союз» в Брюсселе 14 декабря 2022 г. он сказал: «Если мы хотим подлинного партнерства, то оно должно основываться на равенстве, без принуждения. Недопустимо, чтобы одна сторона постоянно диктовала

свою волю по принципу "My standard is better than yours"34. Красноречива и реакция министра-координатора Лухута Панджаитана на запрос МВФ в связи с запретом экспорта определенных видов товаров: «Я сказал им, что мы великая страна. Поэтому обращайтесь с нами без всяких штучек. Может быть, 10-20 лет назад вы могли поглядывать на нас сверху вниз, но сегодня уже не можете»35.

В этой ситуации возникают апелляции к идеям первого президента Индонезии Сукарно с его активной антизападной позицией. К его имени обращается и Джоко Видодо: «Мы все помним Бунга Кар-но, который отвергал зависимость от империализма и призывал к сотрудничеству, основанному на равенстве и взаимной выгоде. Мы не потерпим диктата и зависимости от любой страны». Он заявил, что его преемник на посту президента должен быть отважным, не робеть в общении с другими государствами36. Как пишет научный сотрудник университета «Индонезия» Абдулла Сами, Сукарно учил, что независимая нация должны быть суверенной во всех отношениях - в экономике, социальной сфере, политике и культуре, а не пребывать на дистанционном управлении. Он привел слова Сукарно из его речи 17 августа 1965 г.: «Империалисты слишком много себе позволяют. А я им говорю «Go to hell with your aid!»37. Непосредственным поводом для этого пассажа были акции США, действительно не укладывавшиеся в логику межгосударственных отношений - попытка направить в Индонезию официальную делегацию для расследования нарушений прав ЛГБТ-сообщества, или критика принятого в 2022 г. нового уголовного кодекса, с которой публично выступило посольство США в Джакарте, одновременно призвав уважать права ЛГБТ и угрожая, что в противном случае будет нанесен ущерб инвестиционному климату38.

Некоторые статьи нового УК действительно встретили в индонезийском обществе неоднозначную реакцию, но протест вызвало бесцеремонное публичное вмешательство посла. Однако Вашингтон не учел этой реакции, и 16 февраля 2023 г. уже государственной секретарь Э. Блинкен в разговоре с Р. Марсуди весьма категорично критиковал кодекс, что выглядело как некий выговор старшего младшему39. Создается впечатление, что Вашингтон не всегда понимает, с кем имеет дело. Индонезия таких вещей не забывает, даже если не сразу реагирует.

В ходе саммита США-АСЕАН в Пномпене в ноябре 2022 г. Джоко Видодо обозначил свои взгляды на желательный характер партнерства между этой организацией и США в интересах упрочения мира и стабильности в ЮВА. «Поддержка со стороны США цен-

тральной роли АСЕАН должна воплощаться в реальные действия, в особенности, в поддержку АСЕАН как динамизатора процессов, формирующего инклюзивную архитектуру региона»40. Заметим, что это звучит не как констатация реального положения дел, а как пожелание на будущее. Наконец, на встрече с министрами иностранных дел стран АСЕАН 3 февраля 2022 г. президент Индонезии призвал к тому, чтобы Ассоциация не стала марионеткой, действующей в чьих-либо интересах41. Здесь просматривались Соединенные Штаты, в частности, учитывая значительное наращивание американского военного присутствия на Филиппинах в последнее время.

На фоне достаточно тесных отношений между двумя странами, в средствах массовой информации появляются материалы совершенно другого настроя. Газета «Джакарта пост» (11.04.2023) под заголовком «Демократия США становится посмешищем для всего мира» опубликовала статью о скандале вокруг бывшего президента США Д. Трампа, в которой, в частности, говорилось, что Америке следует приспосабливаться к новой ситуации и принять тот факт, что другие страны растут гораздо быстрее, чем США. Газета «Компас» (28.03.2023) в статье «Китай и Россия уравновешивают геополитическую ситуацию в мире» по итогам встречи В.В. Путина и Си Цзинь-пина 20 марта 2023 г., подчеркивает, что политика Китая и России направлена на выравнивание существующей ситуации, в которой сейчас доминируют страны Запада. Заметим, что это говорится при всех сложностях, которые наличествуют в индонезийско-китайских отношениях.

Антиамериканские настроения характерны не для одной Индонезии. Опрос, проведенный в Индии американской компанией Morning Concil, которая, как утверждается, связана с американской разведкой, показал, что 22% опрошенных поставили США на второе место после КНР (43%) в качестве наиболее серьезного источника угрозы для национальных интересов страны42.

Подводя итог, можно констатировать комплексный характер ситуации. Фактически Индонезия с ее сугубо националистической, даже великодержавной самоидентификацией является одновременно субъектом политического процесса и объектом противостояния двух держав.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

ДРУГОВ Алексей Юрьевич, доктор политических наук, главный научный сотрудник Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН, Москва, Россия

Статья поступила в редакцию 16.04.2023; одобрена после рецензирования 21.04.2023; принята к публикации 28.04.2023.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Alexey Yu. DRUGOV, DSc (Politics), Chief Researcher at the Center for Southeast Asia, Australia, and Oceania Studies, IOS RAS, Moscow, Russia

The article was submitted 16.04.2023;

approved 21.04.2023;

accepted to publication 28.04.2023.

1 URL: https://news.detik.com/berita/d-6624364/prabowo-bicara-as-china-kalau-gajah-dan-gajah... 17.03.2023

2 Jakarta Post, 28.09.2022

3 Jakarta Post, 07.10.2022

4 Kompas (Jakarta), 11.07.2022

5 The Straits Times (Singapore),11.12.2022

6 Jakarta Post, 10.04.2014

7 Мишин И.О. Неспокойное Южно-Китайское море: новые противоречия 2020 // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Т.3, №3 (48), 2021. С. 13-14. См. также: Куклин Н.С. Концептуальные основы внешней политики Индонезии. М., 2023. С.116-117.

8 Republika (Jakarta), 22.01.2023

9 URL: https://news.detik.com/internasional/d-5835572/china-protes-penge... 06.12.2021

10 URL: https://news.republika.com.berita/145nyw409/arti-kedatangan-blinken-seusai-indonesia... 04.12.2021

11 Jakarta Globe, 25.03.2015; Jakarta Post, 24.03.2015

12 Jakarta Post, 28.10.2018; The Straits Times, 2.10.2015

13 Kompas, 11.11.2022

14 URL: https://news.detik.com/berita/d-6023691/dubes-tiongkok-temui-mi-... 08.04.2022

15 URL: https:news.detik.cpm/berita/d-0469055/ketua-mpr-indonesia-berbagai-pr-untuk-panglima... 19.12.2022

16 Kompas, 28.12.2022

17 Kompas, 16.01.2023

18 Kopas, 10.02.2023

19 Jakarta Post, 26.01.2023

20 URL: https://internasional.epublika.co.id/berita/rqexvu335/menlu-cina-akan-ikuti-pertemuan... 21.02.2023

21 URL: https://news.detik.com/abc-australia/d-6584457/di-balik-pertemuan-jokowo-menlu-cina... 23.02.2023

22 URL: https://internasional.repulika.co.id/berita/rrc6t6377/negosiasi-asean-dan-cina-soal-sc.. 11.03.2023

23 URL: https://militermeter.com/indonesia-dan-as-sepakat-kerjasama-di-laut-china-selatan... 01.11.2020

24 URL: https://news.detik.com.berita/d-6434734/sebut-ada-kesatuan-nilai-puan-sambut-beik... 30.11.2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 URL: https://straitstimes.com/asis/se-asia/indonesia-struggles-to-build-military-that-can... 15.12.2022

26 URL: https://www.antaranews/berita/2799089/kasal-tni-al-tingkatkan-kerja-sama-syrate...

03.04.2022

27 URL: https://militermeter/latihan-bersama-kapal-perang-dan-jet-tempur-indonesia-dan-amer... 24.12.2022

28 URL: https://militermeter.com/marinir-tni-al-akalatihan-di-musim-dingin-di-amerika-bare..

11.04.2023

29 Kompas, 04.11.2022

30 URL: https://news.detik.com/berita/d-6623152/kemlu-ri-soroti-kapal-nuklir-dubs-australia... 17.03.2023

31 11131-: https://detik.com/abc/australia/d-6584457/di-balik-pertemuan-jokowi-menlu-china... 23.03.2023

32 11131-: https://news.detik.com/abc-australia/d-6563844/indonesia-australia-janjikan-kesepakatan...11.02.2023

33 11131-: https://news.detik.com/berita/d-6441392/kesalnya-jolowi-gegara-ada-negara-maju-Ьшк.. 04.12.2022

34 11131.: https://news.detik/berita/d-6462165/jokowi-di-ktt-asean-ue-tak-boleh-lagi-ada-ni... 15.12.2022

35 ^гг^^ 20.03.2023

36 11131.: https://news.detik.com/pemilu/d-6507844/di-hut-pdib-jokowi-tegaskan-sikap-tak-Ыsa... 10.01.2023; news.detik.com/pemilu/d-6507751/jokowi-ingin-presiden-2024-berani-dan-tak... 10.01.2023

37 и131.: https://news.detik.com/kolom/d-6468984/jokowi-erick-thohir-dan-paradoks-eropa... 19.12.1022

38 и131.: https://news.detik.com/berita/d-6447695/as-kritik-kuhp-baru-anwar-abbas-go-to-hell 07.12.2-22

39 и131.: https://news.detik.com/abc-australia/d-6573825/menlu-antony-blinken-sampaikan-kep... 17.02.2023

40 и131.: https://news.detik.com/berita/d-6403301/jokowi-ungkap-3 usulen-buat-tingkatkan-ke... 17.11.2022

41 ^г^^ 03.02.2023

42 и13и https://www.straits.times.com/asia/indians-view-us-biggest-threat-after-c.. 18.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.