ЭКОНОМИКА
УДК 339.56.055
ИНДИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ДЛЯ РФ
Е. А. Трубицына
кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и внешнеэкономической деятельности, Саратовский социально-экономический институт Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова E-mail: [email protected]
А. Р. Трубицын
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и национальной экономики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: [email protected]
Введение. Анализируя изменения во внешнеторговых связях, а также учитывая мировые тенденции в области внешнеэкономической деятельности, можно говорить о необходимости поиска новых партнеров для российской экономики, а также о расширении уже сложившихся внешнеэкономических связей. Одним из таких партнеров для России может стать Индия. При этом существует ряд факторов, как препятствующих этому процессу, так и положительно на него влияющих. Теоретический анализ. Основами теоретического анализа является рассмотрение действующих двусторонних программ между Россией и Индией, государственных инвестиционных программ на территории Индии, обзоры независимых международных консалтинговых компаний, а также международная статистика ООН по торговле и развитию. Результаты исследования. Результаты исследования двусторонних товарных потоков показывают, что Россия в недостаточной степени использует потенциал развития внешнеэкономического сотрудничества с Индией. Несмотря на то что имеется ряд негативных факторов, определяющих интенсивность экономических взаимоотношений, есть и позитивные факторы, которые могут быть использованы Россией с максимальной эффективностью. На основе анализа регионального развития Индии необходимо точечно определить наиболее благоприятные и перспективные регионы для установления деловых связей отечественным компаниям. Выводы. Наиболее эффективными методами сотрудничества России и Индии на данный момент могут стать прямые инвестиционные вложения и развитие совместного предпринимательства. Индия обладает огромным потенциалом сбыта в среднесрочной перспективе, и конъюнктурная обстановка складывается наиболее благоприятным образом для успешного развития российского бизнеса. Ключевые слова: внешнеэкономическое сотрудничество, двусторонние экономические взаимоотношения, Индия, Россия.
DOI: 10.18500/1994-2540-2017-17-1 -5-10
Введение
Стагнация в развитии торгово-экономических отношений со странами Европейского союза, по большей части вызванная политическими решениями, должна навести нас на мысль о поиске альтернатив. Помимо проактивного импортозамещения, которое для страны с рентной экономикой представляется пока малоперспективным в силу неразвитости потребительского и промышленных секторов и требует длительного процесса перестройки и развития, по крайней мере, в краткосрочном периоде, надо рассмотреть другие
более действенные варианты. Почему бы не усилить уже хорошо сложившиеся экономические отношения с одним из перспективных участников торгово-экономического объединения стран БРИКС - Индией. Эта страна уже подготовила серьезную базу для поиска точек соприкосновения с иностранными контрагентами. К примеру, взять проект «Make in India» («Сделано в Индии»), инициатива по которому поступила в сентябре 2014 г., в январе 2015 г. совместно с международной признанной компанией по предоставлению аудиторских, консультационных, налоговых и юридических услуг PWS был разработан документ возможности инвестирования в Индии (Investment Opportunities in India) [1]. Документ включает информацию о внедренных мероприятиях по упрощению ведения деловых отношений, дает справку о секторах экономики, наиболее благоприятных для инвестирования, а также предоставляет более подробную информацию о регионах страны, где можно установить перспективные внешнеэкономические связи.
Теоретический анализ
Рассмотрим статус деловых взаимоотношений Индии с Россией и возможные долгосрочные перспективы экономического развития Индии.
Прогнозирование уровня развития двусторонних торговых потоков между странами до 2030 г., по данным Всемирного Банка, на основе динамики общего объема экспорта и импорта за период 2002-2011 гг. показывает, что объем российского экспорта в Индию составит 27 млрд долл. со среднегодовым темпом роста 8%, темп роста импорта России из Индии в
среднем составит 12% в год с объемом 13 млрд долл. [2]. Данные ООН по торговле за 2014 г. показывают пока достаточно скромные результаты: объем экспорта РФ в Индию составил 4,9 млрд долл., импорт из Индии - 1,4 млрд долл., Индия в свою очередь импортировала из России товаров на сумму 4,2 млрд долл., а экспортировала только на 2,2 млрд долл. Основную долю импорта России из Индии составляют фармацевтические продукты, в меньшей степени - чай, кофе, специи. Россия же поставляет необработанные драгоценные камни, металлы, жемчуг, минеральные масла и горючее, медь, а также части самолетов и космических аппаратов.
Расчет интенсивности двусторонних товарных потоков между рассматриваемыми странами на основе гравитационной модели [3] как раз подтверждает данные, приведенные ранее, и показывает несколько более сильные связи со стороны РФ, нежели со стороны Индии. При оценке интенсивности двусторонних торговых потоков и расчетов коэффициентов РФ (К = 0,50) проводит более активную политику сближения, нежели Индия (К = 0,41), экспорт России в Индию превышает экспорт Индии в России на 35%. Расчет был сделан на основе данных общего объема экспорта России и Индии, экспорта стран друг другу, мирового импорта и импорта стран за 2013 г. на основе запроса данных [4].
Динамика развития общего объема экспорта и импорта Индии за период с 1990 по 2013 г. положительная, по сравнению с 1990 г. экспорт увеличился в 3,6 раза, импорт - в 3,4 раза (рисунок), динамика развития аналогичных показателей в России более чем скромна.
%
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
■■■■■■■■■■ ■
1990 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 И Россия.Экспорт услуг и товаров (% от ВВП) Н Индия. Экспорт услуг и товаров (% от ВВП) El Россия. Импорт услуг и товаров (% от ВВП) ■ Индия. Импорт услуг и товаров (% от ВВП)
Динамика экспорта и импорта услуг и товаров в Индии и России, в % к ВВП (сост. по [4])
Данные обзора 2014 г. об экономической географии Индии в 2025 г. (India's economic geography in 2025: states, clusters and cities), подготовленного McKinsey&Company, международной консалтинговой компанией, специализирующейся на решении задач, связанных со стратегическим управлением, также отражают перспективную экономическую конъюнктуру в стране, прежде всего, за счет прямых иностранных инвестиций и увеличения потребительского спроса. За период с 2002 по 2012 г. Индия продемонстрировала стабильный ежегодный рост ВВП на 7,7%. С 2012 г. наблюдается некоторое замедление роста экономики, наибольший спад в Индии отмечен в промышленном секторе в 2013-2014 гг. - минус 0,1% по сравнению с 8,3% роста в 2010-2011 гг., в секторе услуг -в 2013-2014 гг. рост составил 6,2% по сравнению с 9,2% в 2010-2011 гг. и в сельском хозяйстве - 4,7 и 8,6% соответственно, как итог - падение ВВП до 4,7% [5]. Причины такого спада, прежде всего, обусловливаются уменьшением объемов экспорта, объема добычи полезных ископаемых, а также сокращением капитальных инвестиций.
В Индии насчитывается 29 штатов и 7 объединенных территорий, Гуджарат (Gujarat) и Тамил Наду (Tamil Nadu) - наиболее урабанизи-рованные штаты, штат с высоким потенциалом роста - Андхра Праде (Andhra Pradesh). Если говорить о выборе контрагента для инвестиционных или торговых отношений, то следует учитывать, что в Индии принято ранжировать регионы по степени городского заселения: урбанизированные, полуурбанизированные, переходные и сельские. Вклад первых трех типов регионов в формирование ВВП обеспечивается равномерно, разве что районы с переходным типом демонстрируют более динамичные показатели, исключением являются районы с сельским укладом. Если говорить о вкладе отдельных регионов в ВВП на душу населения, то Гоа (Goa), Чандигар (Chandigarth), Дели (Delhi) и Пон-дичерри (Pondicherry) с уровнем урбанизации 94% обеспечивают его максимальное развитие, в отличие от остальных, где урбанизация не превышает 44%. Перспективные штаты Махараштра (Maharashtra) и Гуджарат (Gujarat) улучшили свои показатели в ВВП на 30% в 2012 г. по сравнению с 1992 г. Необходимо отметить, что, безусловно, штаты с высокими результатами в сравнении с прочими имеют естественные преимущества, как то: большие площади земли, пригодные для обработки, длина береговой линии, и, таким образом, более инвестиционно привлекательные, следовательно, имеют наивысший про-
цент урбанизации. В урбанизированных районах практически отсутствует сельское хозяйство, и более 70% роста ВВП обеспечивается сектором услуг, а остальная часть - промышленностью. В сельских районах все также преобладает доля услуг - 55%, сельское хозяйство занимает 29% от ВВП. Общая характеристика распределения секторов экономики в регионах заключается в том, что по мере перехода от сельского типа к урбанизированному сектор промышленности изменяется незначительно, а сельское хозяйство по мере развития региона заменяется сектором услуг [5].
Консалтинговая компания McKinsey&Company предлагает применить трехшаговую стратегию развития предприятий Индии. Во-первых, на основе анализа экономических показателей определить благоприятные регионы для инвестиций. Во-вторых, увеличить процент вложений ресурсов (финансовые, человеческие, технологические, инновационные) в развитие национальных предприятий до 5-10% вместо текущих 3-5%. В третьих, на основе анализа существующих упущений (gaps) разработать новую всеобъемлющую стратегию роста предприятий, затрагивающую маркетинг, продажи, операционное управление.
Результаты исследования
На основе проведенного исследования можно сделать несколько основных выводов. Переход Индии к новой модели экономического развития с ориентацией на экспорт и приоритетом научно-технологического развития существенно ускорит степень вовлеченности индийских компаний в международную торговлю. Вызов глобализации положительно сказывается на формировании здоровой международной конкуренции, тем самым подстрекая участников национальной экономики постоянно улучшать свои процессы, модернизировать технологическую составляющую, внедрять инновации, дабы удерживать свои уже хорошо сформированные рынки. Хотя пока в сфере НИОКР (совокупные расходы, участие промышленного сектора в совокупных расходах, количество зарегистрированных патентов, регистрация промышленных образцов и пр.) показатели Индии остаются умеренно-положительными, основной вклад осуществляется за счет иностранных ТНК, а также центров НИОКР [6]. К основным сферам интересов исследований и разработок здесь можно отнести следующие: информационные технологии, фармацевтика, биотехнологии с большей долей финансирования со стороны частного сектора, оборонная промышленность, промышленное оборудование, топливо и металлургия.
Уже сейчас корпорации с мировым именем используют настоящую не очень стабильную ситуацию себе во благо, продолжая осваивать азиатские рынки. Так, например, концерн Bosch в этом году открыл 14-е предприятие на территории Индии в г. Бидади, руководство компании отмечает, что мобильность, инфраструктура, производственная и энергетическая сферы, безопасность, забота о здоровье - основные сферы активного развития.
В январе 2015 г. был заложен первый камень нового завода Suzuki в штате Гуджарат. Компания планирует инвестировать в строительство около 60 млн йен (около 510 тыс. долл.). Первый автомобиль сойдет с конвейера нового завода уже во второй половине 2017 г. [7].
Что касается отечественных предприятий, то стоит отменить, что 5 февраля 2015 г. в г. Бангалор состоялось открытие производственной площадки МГК «Световые Технологии» (предприятие уже имеет производство в Украине, Испании), специализация которых - выпуск энергоэффективных светодиодных светильников. В составе завода: собственная лаборатория по
Выводы
Россия должна начать рассматривать Индию как выгодного партнера, обладающего огромным потенциалом сбыта в перспективе, по меньшей мере, ближайших 10 лет. Деловая среда в Индии дает большие возможности для развития российского бизнеса. То же самое можно сказать о взглядах Индии на перспективы сотрудничества с Россией. Индийским производителям необходимо начать продвижение в России идеи сотрудничества на основе программы «Make in India» по целому ряду товарных позиций.
тестированию продукции, SMT-участок, цех алюминиевого литья, Я&Б-отдел [8].
Другим инвестиционным проектом, реализуемым на территории Индии с 2008 г., является проект крупной частной инвестиционной компании АФК « Система» по созданию паниндийского оператора мобильной связи посредством совместной компании «Sistema Shyam Teleservices Ltd». На данный момент ведутся переговоры о слиянии с другой крупной телекоммуникационной компанией Индии - Reliance Communications (RCOM) [9].
Индия же для России (как и Россия для Индии) является прежде всего стратегическим партнером на государственном уровне и лишь во вторую очередь инвестиционным и торговым партнером для мелкого и среднего частного бизнеса. Это обусловлено рядом причин, геополитических и экономических особенностей состояния России. Однако помимо негативных факторов существует ряд позитивных факторов и тенденций, позволяющих увеличить интенсивность двустороннего внешнеторгового сотрудничества. Основные негативные и позитивные факторы и тенденции представлены в таблице.
Очевидно, что индийские товары не настолько дешевы, как китайские, что объясняется только транспортными расходами. С другой стороны, они имеют ряд преимуществ по сравнению со многими китайскими, европейскими и американскими товарами (основными партнерами Индии по торговле товарами являются США, Китай), в частности, можно говорить даже о более высоком качестве индийских товаров. Статистика по торговле услугами требует усовершенствования для надлежащей оценки этого сектора. При отсутствии целостного подхода к проблемам
Факторы, воздействующие на интенсивность двусторонних экономических отношений
Отрицательные факторы Положительные факторы Факторы неявного влияния
Наличие информационного вакуума Наличие рынка послепродажного обслуживания продукции российского/ советского машиностроения Геополитические факторы
Проблемы транспортного сообщения Сокращение потребления в России Удорожание импорта из Китая
Отсутствие концепции развития торговых взаимоотношений со стороны России Рост потребления в Индии Реализация совместных инвестиционных проектов
Наличие конкурентов по большинству позиций Осуществление программы Make in India
Неразвитость двусторонних банковских связей Наличие уже сложившихся взаимоотношений на отдельных рынках
Таможенное законодательство и визовые барьеры
Примечание. Сост. по данным проекта двусторонних отношений [10] и опроса экспертов, проведенного Фондом эффективной политики [11].
торговли услугами большинство возможностей для развития бизнеса рассматриваются как одноразовые и приносящие ограниченную прибыль. Учитывая огромный потенциал, заложенный в секторе торговли услугами (в основном в сфере информационных технологий) между Россией и Индией, правительства стран должны стремиться к углублению взаимовыгодного сотрудничества и предпринять серьезные меры для развития торговли услугами. Также существует большой потенциал для расширения взаимных инвестиций в экономику, поэтому Россия и Индия должны предпринять меры по усилению двустороннего потока инвестиций.
В отдельных перспективных отраслях необходимо принять ряд мер, которые бы позволили увеличить торговый оборот и уменьшить барьеры к торговле и инвестированию. Наиболее перспективным вариантом сотрудничества, с учетом сложившихся условий и особенностей экономико-географического положения стран, являются на сегодняшний момент прямые инвестиционные вложения и развитие совместного предпринимательства, поскольку именно такой вариант сотрудничества позволяет нивелировать большую часть негативных факторов (см. таблицу).
Список литературы
1. Программа Investment Opportunities in India // Make in India : [сайт]. URL: http://www.makeinindia.com/live-projects-industrial-corridor/Investment_Opportunities_ in_India.pdf (дата обращения: 28.08.2015).
2. Министерство экономического развития Российской Федерации. Портал внешнеэкономической информации : [сайт]. URL: http://www.ved.gov.ru/ exportcountries/in/about_in/ved_in/ (дата обращения: 01.09.2015).
3. Пелевина К. А. Тенденции развития торгово-экономического сотрудничества стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР) : автореф. дис. ... канд. экон. наук. Саратов, 2013.
4. Всемирный банк : [сайт]. URL: http://databank. worldbank.org/data//reports.aspx?source=2&country=I ND&series=&period= (дата обращения: 25.08.2015).
5. India's economic geography in 2025: states, clusters and cities, Insights India October 2014 // McKinsey&Company. URL: http://www.mckinsey.com/ insights/asia-pacific/understanding_indias_economic_ geography (дата обращения: 02.03.2015).
6. Петиненко И. А., Редчикова Н. А., Соболева Е. Н., Чиков М. В. Оценка инновационной активности корпоративного сектора Индии // Вестн. УрФУ. Сер. Экономика и управление. 2014. № 1. С. 112-125.
7. The Economic Times, Industry/Auto. Make In India: Suzuki to set up three Gujarat plants to cater to Maruti. URL: http://economictimes.indiatimes. com/industry/auto/news/industry/make-in-india-suzuki-to-set-up-three-gujarat-plants-to-cater-to-maruti/articleshow/46042966.cms (дата обращения: 05.09.2015).
8. МГК «Световые Технологии» : [сайт]. URL: http:// www.ltcompany.com/ru/news/1885/ (дата обращения: 05.09.2015).
9. Обзор торгово-экономических отношений Индии и России за 2014 год // Министерство экономического развития Российской Федерации. Портал внешнеэкономической информации : [сайт]. URL: http:// www.ved.gov.ru/exportcountries/in/in_ru_relations/ in_ru_trade/ (дата обращения: 01.09.2015).
10. Российский совет по международным делам : [сайт]. URL: http://russiancouncil.ru/projects/ project/?PROJECT_ID_4=15 (дата обращения: 15.09.2015).
11. Личный сайт Сергея Белановского. URL: http://www. sbelan.ru/content/перспективы-развития-торговых-отношений-россии-и - индии (дата обращения: 10.09.2015).
Образец для цитирования:
Трубицына Е. А., Трубицын А. Р. Индия: возможности и перспективы внешнеэкономического сотрудничества для РФ // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 5-10. Б01: 10.18500/1994-2540-2017-17-1-5-10.
India: Opportunities and Prospects for Foreign Economic Cooperation of the Russian Federation
E. A. Trubitsina
Saratov Socio-Economic Institute of the Plekhanov Russian
University of Economics,
89, Radischeva str., Saratov, 410003, Russia
E-mail: [email protected]
А. R. Trubitsin
Saratov State University,
83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia
E-mail: [email protected]
Introduction. Analyzing the changes in foreign trade, as well as taking into account the global trends in the field of foreign trade, we can talk about the need to find new partners for the Russian economy, as well as the expansion of already established foreign economic relations. One of these partners for Russia could be India. However, there are a number of factors as obstacles to this process, as well as a positive influence on him. Theoretical analysis. The theoretical analysis is to examine the existing bilateral programs between Russia and India, public investment programs in India, reviews by independent international consulting companies and international statistics on Trade and Development. Results of the study. Results of the study of bilateral trade flows show that Russia is not sufficiently use the potential of the development of
foreign economic cooperation with India. Despite the fact that there are a number of negative factors that determine the intensity of economic relations, there are positive factors that can be used by Russia with maximum efficiency. Based on the analysis of regional development India needs punctually determine the most favorable and promising regions for the establishment of business ties to domestic companies. Conclusions. The most effective methods of cooperation between Russia and India at the moment can become the direct investments and the development of joint ventures. India has a huge potential in the medium term sales and market situation is developing the most favorable way for the successful development of Russian business.
Key words: foreign economic cooperation, bilateral economic relations, India, Russia.
References
1. Program Investment Opportunities in India (The official website of the program). Make in India. Site. Available at: http://www.makeinindia.com/live-projects-industrial-corridor/Investment_Opportunities_in_India.pdf (accessed 28 August 2015).
2. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Fede-ratsii. Portal vneshneekonomicheskoi informatsii (Ministry of economics development of Russian Federation. Portal of international data. Site). Available at: http:// www.ved.gov.ru/exportcountries/in/about_in/ved_in/ (accessed 1 September 2015) (in Russian).
3. Pelevina K. A. Tendentsii razvitiya torgovo-ekonomi-cheskogo sotrudnichestva stran BRIKS (Braziliya, Ros-siya, Indiya, Kitay, JuAR) (Trends in trade and economic cooperation of the BRICS countries (Brazil, Russia, India, China, South Africa). Cand. econ. sci. thesis diss.). Saratov, 2013 (in Russian).
4. Vsemirnyi bank (The World Bank. Site). Available at: http://databank.worldbank.org/data//reports.aspx?so urce=2&country=IND&series=&period= (accessed 28 August 2015) (in Russian).
5. India's economic geography in 2025: states, clusters and cities, Insights India October 2014. McKinsey&Company. Site. Available at: http://www.mckinsey.com/insights/ asia-pacific/understanding_indias_economic_geography (accessed2 March 2015).
6. Petinenko I. A., Redchikova N. A., Soboleva E. N., Chikov M. V. Otsenka innovatsionnoi aktivnosti kor-porativnogo sektora Indii (Estimation of innovative activity of the corporate sector in India). Vestnik UrFU. Seriya ekonomika i upravlenie (Bulletin of Ural Federal University. Series Economics and Management), 2014, no. 1, pp. 112-125 (in Russian).
7. The Economic Times, Industry/Auto. Make In India: Suzuki to set up three Gujarat plants to cater to Maruti. Available at: http://economictimes.indiatimes.com/ industry/auto/news/industry/make-in-india-suzuki-to-set-up-three-gujarat-plants-to-cater-to-maruti/article-show/46042966.cms (accessed 5 September 2015).
8. MGK «Svetovye Tehnologii» (CIM «Lighting Technology». Site). Available at: http://www.ltcompany.com/ru/ news/1885/ (accessed 5 September 2015) (in Russian).
9. Obzor torgovo-ekonomicheskikh otnosheniy Indii i Rossii za 2014 god (The review of trade and economic relations of India and Russia for 2014). Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii. Portal vneshneekonomicheskoi informatsii (Ministry of economics development of Russian Federation. Portal of international data. Site). Available at: http://www.ved. gov.ru/exportcountries/in/in_ru_relations/in_ru_trade/ (accessed 1 September 2015) (in Russian).
10. Rossiiskii sovet po mezhdunarodnym delam (The Russian Council on International Affairs. Site). Available at: http://russiancouncil.ru/projects/project/7PROJECT_ ID_4=15 (accessed 15 September 2015) (in Russian).
11. Lichnyi sait Sergeia Belanovskogo (Personal site of Sergey Belanovsky). Available at: http://www.sbelan.ru/ content/nepcneKTHBLi-pa3BHTHfl-TOproBLix-0TH0meHHH-poccHH-H-HHgHH (accessed 10 September 2015) (in Russian).
Cite this article as:
Trubitsina E. A., Trubitsin A. R. India: Opportunities and Prospects for Foreign Economic Cooperation of the Russian Federation. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2017, vol. 17, iss. 1, pp. 5-10 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2017-17-1-5-10.