УДК 37.013
Е.И. САНИНА, О.М. ЖИГАНОВА
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ КАК СРЕДСТВО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Анализируются сущность и особенности реализации индивидуального образовательного маршрута как средства повышения качества инклюзивного профессионального обучения в вузе. Понятие «индивидуальный образовательный маршрут» определяется специалистами системы образования как средство обучения, носящее личностный смысл освоения содержания образования и приводящее к конкретному результату. Рассмотрены принципы проектирования и реализации данного методического средства, его достоинства и недостатки. Проектирование, корректировка и реализация индивидуального маршрута развития должны осуществляться системно, с учетом принципов личностной ориентации и целостности.
Ключевые слова: инклюзивное обучение, студенты с особыми образовательными потребностями, индивидуальная образовательная траектория, индивидуальный образовательный маршрут.
The article analyses the essence and features of realization of individual educational route as a means of improving the quality of inclusive vocational training in high school. The concept of «individual educational route», is determined by the specialists of the education system as a means of training, wearing personal sense of mastering the content of education and leading to a specific result. The principles of design and implementation of this methodical means, its positive aspects and disadvantages. Design, adjustment and implementation of individual route development should be carried out systematically, taking into account the principles of personal orientation and integrity.
Keywords: inclusive education, students with special educational needs, individual educational trajectory, individual educational route.
В настоящее время общество ставит перед высшими образовательными учреждениями такую глобальную задачу, как доступность образования для всех категорий населения. Одной из социально значимых проблем педагогической науки и практики в данном контексте является вопрос обучения и воспитания людей с ограниченными возможностями развития, имеющими особые образовательные потребности, и их жизнедеятельности в усло-
© Санина Е.И., Жиганова О.М., 2016
виях массовых высших общеобразовательных учреждений.
Важнейшим документом, который призван определить перспективу в высшем образовании студентов с особыми образовательными потребностями, являются федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ограниченными возможностями развития, разработка проектов которых сегодня ведется при участии крупнейших научных организаций и учебных заведений страны [4]. Содержание проекта стан-
108 ВЕСТНИК РМАТ № 3 • 2016
дартов направлено на описание требований к структуре программы, результатам и условиям образования обучающихся с ограниченными возможностями развития в рамках системы высшего профессионального образования. В основу стандартов заложены дифференцированный и деятельностный подходы, вариативность программ обучения, а также гибкость индивидуальной образовательной траектории обучающегося с ограниченными возможностями развития.
На текущем этапе общественного развития индивидуальная образовательная траектория представляет собой наиболее продуктивную тактику обучения каждого студента вне зависимости от проявления у него индивидуальных свойств нетипичности и психофизиологических отклонений [3]. В подобных условиях студент обучается в собственном темпе. Даже осваивая образовательную программу в достаточно медленном темпе, он не будет отставать от остальных обучающихся. При этом он будет иметь возможность как осуществлять образовательный процесс параллельно с ними, так и, опережая или отставая от общего числа обучающихся, благодаря тем ресурсам, которые ему предоставляет его собственная жизненная проблемная ситуация, дающая возможность получения собственного уникального опыта, которого нет у его сверстников, находящихся в иной социальной ситуации.
Термин «индивидуальная образовательная траектория» по своему содержанию подчеркивает вероятностный исход совместных усилий, некоторую неопределенность результатов. Это отличает его от понятия «индивидуальный образовательный маршрут», которое определяется специалистами
системы образования. В связи с этим индивидуальный образовательный маршрут можно охарактеризовать как средство обучения, носящее личностный смысл освоения содержания образования и приводящие к конкретному результату. Индивидуальный маршрут обеспечивает обучающемуся позиции выбора, разработки, реализации образовательного стандарта (при осуществлении преподавателем непрерывной педагогической поддержки), самоопределения и самореализации субъекта образовательного процесса [2, с. 225].
Образовательный процесс в условиях реализации образовательной траектории протекает в соответствии с программой, в которой намечены основные контуры движения студента с особыми образовательными потребностями в предмете, соответствующие зоне его ближайшего развития. Сам процесс движется от одной проблемной ситуации к другой. Прохождение каждой такой ситуации открывает новые возможности для обучающегося, раздвигая границы его актуального и ближайшего развития. Логика прохождения каждым обучающимся с ограниченными возможностями развития при поддержке взрослого своих «проблемных эпицентров» образует индивидуальную траекторию движения в учебной деятельности и в развитии различных компетенций [1, с. 39].
Таким образом, разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут студента с ограниченными возможностями развития в системе инклюзивного профессионального образования, требуется в первую очередь дифференцировать его специфические образовательные потребности. Уже на этапе его приема в вуз педагогическому коллективу и администрации вуза необходи-
мо предпринять попытку представить себе, с какими из перечисленных трудностей столкнется именно данный обучающийся.
Необходимо провести подробное собеседование с участием психолога или социального педагога с абитуриентом и его родителями, чтобы максимально точно понять обстоятельства жизни семьи, степень социализированно-сти и развития личностных и социальных навыков будущего студента, особенности отклонений в здоровье и их проявление. Для этого может потребоваться специально организованная психолого-педагогическая диагностика. Также по возможности необходимо определить те сильные стороны, опираясь на которые, можно включать студента в проектную, исследовательскую и внеаудиторную деятельность. Ответы на эти вопросы дают возможность педагогическому коллективу выстроить индивидуальный образовательный маршрут студента с ограниченными возможностями развития в информационной среде, который может включать занятия дома и в аудитории, дополнительные занятия, занятия с психологом, участие в проектной работе. Комиссия также позволяет определить наиболее подходящую для студента учебную группу (с какими педагогами или обучаемыми ему будет легче общаться), систему оценивания. Возможно, сначала ему не нужно изучать все предметы семестра/курса или какие-то предметы он будет изучать самостоятельно, в своем темпе, и сдавать экстерном, или ему потребуется постоянная работа с психологом при работе с другими. В ходе изучения каких-либо дисциплин могут понадобиться особые правила оценивания. Об особенностях обучаемого следует известить всех ра-
ботающих с ним педагогов и его однокурсников. При этом важно понимать, что индивидуальный план, который разрабатывается на этапе поступления студента в вуз, не является окончательным: его потребуется корректировать с учетом успехов, неудач и проблем обучающегося, изменяющихся требований социума, рынка труда и образовательной системы.
Важным преимуществом организации инклюзивного обучения в информационной среде с использованием индивидуальных образовательных маршрутов является то, что они в совокупности с другими средствами, методами и технологиями обучения способны создать максимально благоприятные условия для развития обучающегося с особыми образовательными потребностями в той степени, которая определяется его уровнем знаний, умений и навыков в личностной и предметной сфере, их развития и взаимосвязи. Индивидуальный маршрут обучения позволяет рассматривать обучающегося с особыми возможностями здоровья не как объект образовательного процесса, а как активного и полноправного его участника.
Необходимо выделить принципы, способствующие более детальной и качественной разработке образовательного маршрута для каждого обучающегося с ограниченными возможностями развития в условиях информационно-образовательной среды высшей школы:
• принцип учета его индивидуальных способностей и возможностей (ведущие каналы интериоризации учебного материала, формы восприятия и представления учебной информации, памяти, внимания и преобладающего стиля мышления, развития коммуникативных способностей);
11 о ВЕСТНИК РМАТ № 3 • 2016
• принцип практико-ориентирован-ной направленности содержания обучения как в условиях академических реалий, так и в контексте практической составляющей учебного плана для успешности в дальнейшей жизни в социуме и профессиональной деятельности;
• принцип своевременного выявления и социально-педагогической коррекции проблем обучения или социального взаимодействия;
• принцип активности участия в обучении самого обучающегося и принятии им решения;
• принцип ответственности обучающихся за результат образовательной деятельности;
• принцип непрерывности образования (формального и неформального), отличие которого состоит в осознанном выборе, в той или иной форме организованного, управляемого и ориентированного на конкретные образовательные запросы обучающихся.
Проектирование, корректировка и реализация индивидуального маршрута развития должна осуществляться системно, с учетом принципов личностной ориентации и целостности: в этот процесс должны быть вовлечены раз-
личные специалисты высшей школы, другие обучаемые, в том числе из других учебных учреждений, а также родители. Только систематически проводимая в данном направлении деятельность может дать положительные результаты в обучении и развитии для всех субъектов образовательного процесса, в первую очередь самим студентам с ограниченными возможностями развития.
Таким образом, рассматривая преимущества индивидуальных образовательных траекторий как средств инклюзии обучаемых с ограниченными возможностями развития в систему высшего образования, следует также отметить и их недостатки. По мнению ряда исследователей, недостатком такой организации образовательного процесса является неопределенность его результатов, отсутствие гарантий того, что некоторый уровень компетенций будет обязательно достигнут обучающимся с ограниченными возможностями развития в определенный срок. Решение данной проблемы нам видится в таком неотъемлемом этапе реализации рассматриваемого средства, как мониторинг образовательных результатов при работе по индивидуальному образовательному маршруту.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Зарецкий В.К., Гордон М.М. Индивидуализация образовательного процесса на основе ре-флексивно-деятельностного подхода в инклюзивной практике//Инклюзивное образование:резуль -таты, опыт и перспективы: сб. матер. IIIМеждународной научно -практической конференции/ отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2015.224 с.
2. Лебединцев В.Б., Горленко В.М. Позиции педагогов при обучении по индивидуальным образовательным программам // Народное образование. 2011. № 9. С. 224-231.
3. Мельник Ю.В. Стратегии разработки индивидуального образовательного маршрута в условиях инклюзивного обучения нетипичных детей // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы. С. 68.
4. ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Проект. URL: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id= 134 (дата обращения: 21.11.2015).