УДК 330.1 Бондаренко Ирина Алексеевна
доктор экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления Армавирского государственного педагогического университета
Чарахчян Константин Каренович
доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики и менеджмента филиала Кубанского государственного университета в городе Армавире
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ЛИЧНОСТИ В ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Bondarenko Irina Alekseyevna
D.Phil. in Economics, Associate Professor, Economics and Management Department, Armavir State Pedagogical University
Charakhchyan Konstantin Karenovich
D.Phil. in Economics, Professor, Economics and Management Department, Armavir branch of Kuban State University
INSTITUTIONAL CAPITAL OF AN INDIVIDUAL IN THE INNOVATIVE ECONOMY
Аннотация:
В статье описано влияние институтов на реализацию индивидуальных способностей. В инновационной экономике происходит выделение из совокупного человеческого капитала интеллектуального капитала, локальным носителем которого выступает личность. Интеллектуальный капитал личности подвержен влиянию индивидуальных (внутренних) и общественных (внешних) институтов. Стремление личности к конкурентоспособности, приобретению новых знаний, приоритет творческого подхода к деятельности служат факторами роста индивидуального институционального капитала личности.
Ключевые слова:
институты, инновационная экономика, интеллектуальный капитал, человеческий капитал домашнего хозяйства, индивидуальный институциональный капитал личности, варианты нормативного поведения, расширенное воспроизводство интеллектуальных благ.
Summary:
The article describes how institutions influence implementation of individual abilities. In the innovative economy the intellectual capital is isolated from the total human capital, the local barrier of the former is an individual. The personal intellectual capital is imposed to the impact of individual (internal) and public (external) institutions. The desire of a person to compete and acquire new knowledge, the priority of a creative approach to activities serve as growth factors of personal institutional capital.
Keywords:
institutions, innovative economy, intellectual capital, human capital of household, institutional capital of an individual, options of normative behaviour, expanded reproduction of intellectual wealth.
Хозяйственное поведение индивида в условиях экономики, требующей от него как быстрого освоения новшеств, так и регулярного осуществления нововведений, все более отличается креативностью, самостоятельностью, стремлением к самореализации. Инновационная экономика, усиливая взаимозависимость участников общественного производства, вместе с тем расширяет возможности применения индивидуальных способностей. Индивид преодолевает ограниченность узкой специализации и закрепления в системе общественного разделения труда, все ярче проявляет себя как личность, т. е. как субъект целесообразной деятельности, обладающий совокупностью общественно значимых качеств, которые он реализует в хозяйственной жизни.
Появляются новые формы разрешения противоречия между индивидуальными и общественными нормами экономического поведения, которые предусматривают повышенную ответственность личности перед взаимодействующими с ней субъектами за результат и сам процесс индивидуального труда. Несмотря на то что этот индивидуальный результат все более «растворяется» в совокупном общем результате деятельности группы (домохозяйства, фирмы), все же его можно «вычленить» и дать ему оценку в аспекте соответствия институциональным нормам [1, с. 55].
Человеческий капитал, неотчуждаемый от его носителя, можно рассматривать как интегральный фактор хозяйственной деятельности, отражающий влияние индивидуальных (внутренних) и общественных (внешних) институтов. В инновационной экономике происходит постепенное выделение из совокупного человеческого капитала своеобразного интеллектуального капитала, локальным носителем которого выступает личность. Информационные сети, разнообразные коммуникации
приумножают возможности личности в накоплении интеллектуального капитала и ускоряют его реализацию при наличии благоприятной внутренней и внешней среды деятельности личности.
Развитие образования создало огромные возможности не только для распространения инновационных продуктов, но и для реализации творческих способностей каждой личности. Условиями формирования творческой личности (creative person) являются ускоренное распространение информации и интеллектуализация воспроизводства.
Создание и эффективное функционирование человеческого капитала личности подчиняется общим законам движения социальной материи, а именно: производство трудового и, соответственно, интеллектуального капитала определяется «внутренним» трудом личности, т. е. природными способностями, характером, но главное - внутренними неформальными институтами, которые личность воспроизводит самостоятельно и которые регулируют впоследствии использование, обмен и расширенное воспроизводство ее интеллектуального потенциала.
Личность создает и на расширенной основе воспроизводит свой человеческий капитал, ценность которого заключается в определенной комбинации внутренних мотиваций, знаний, навыков, умений и способностей. Общество, нуждаясь в реализации человеческого капитала личности, способно обеспечить ей доход для поддержания стабильных условий жизни. В связи с этим представляется весьма интересным замечание авторов статьи «Человеческий капитал до-мохозяйств в современной России» [2, с. 7] о том, что необходимо обратить самое пристальное внимание на возможность доступа к институтам общества, определяющим развитие человека и, следовательно, накопление человеческого капитала.
Производство личностью своего человеческого капитала осуществляется в процессе «внутреннего» труда и творчества. Путем «внутреннего» труда, т. е. развития способностей и поиска сфер их применения, создается трудовой капитал, предназначенный для создания материальных и нематериальных ценностей. За счет «внутреннего» труда, сопровождающегося напряженным творческим процессом, личность производит индивидуальный интеллектуальный капитал, который использует для создания интеллектуальных ценностей.
В процессе «внутреннего» труда и творчества формируются внутриличностные трансакции - система «внутреннего» поиска направлений наиболее оптимального использования (приложения к конкретной области деятельности) сил и способностей личности. Самоорганизация в процессе внутриличностных трансакций объективно приводит личность к формированию своих внутренних институтов (ценностных установок, мотивов, правил и т. д.). Последние регулируют развитие способностей к труду и творчеству [3, с. 54].
Внутренние институты личности формируют ее индивидуальный институциональный капитал - систему нравственных и мировоззренческих принципов, норм и правил поведения, определяющих качество и скорость развития личности. Одним из внешних проявлений индивидуального институционального капитала выступает репутационный капитал - привлекательный для деловых партнеров и инвесторов образ хозяйствующего субъекта, экономические отношения с которым несут в себе меньшие риски и приносят дополнительный доход. Часть этого дохода контрагента в конечном счете получит личность, обладающая репутационным капиталом.
Взаимодействуя с другими хозяйствующими субъектами в процессе общественного воспроизводства, личность вступает с ними в разнообразные экономические отношения, включая отношения рыночного производства и обмена. Труд для удовлетворения потребностей других субъектов можно определить как «внешний» труд, степень рутинности или творчества в содержании которого определяется взаимодействием внутренних и внешних институтов личности. Институциональные ценности российских домохозяйств в переходный период были нацелены как на сохранение традиционного, понятного и привычного для всех уклада жизни, характера труда, так и на получение институциональной ренты (дохода) от происходящих в обществе и экономике изменений [4, p. 49]. Можно предположить, что они находились в оппозиции к ценностям рыночной экономической системы, противопоставлялись им, так что конфликт ценностей выражался в огромных трансакционных издержках, которые несли домохозяйства в течение 90-х гг. прошлого века.
Личность, производительно использующая свой человеческий капитал путем «внешнего» труда и творчества, направленного на создание общественных потребностей, создает жизненные блага для широкого круга лиц, включая и интеллектуальные ценности. «Внешний» труд служит важным дополнительным (к «внутреннему» труду) стимулом для проявления, раскрытия и совершенствования задатков личности к созданию интеллектуальных ценностей, в том числе и инноваций. Инновации как результат деятельности личности (возможно, побочный) характеризуют эту деятельность в аспекте качественного развития трудового процесса, т. е. расширенного воспроизводства исходных его условий.
Таким образом, расширенное воспроизводство одаренной личности начинается еще в процессе создания собственного трудового и интеллектуального потенциала в форме использования
(потребления) созданных ею же неформальных внутренних институтов, регулирующих соответствующий процесс [5, с. 273]. В этом проявляется единство производства и потребления человеческого капитала как такового. Необходимо отметить, что наращивание индивидуального человеческого капитала возможно не благодаря, а вопреки сложившимся институтам общества (внешним институтам). Поощряющие развитие личности внутренние институты (часть из них может иметь формальный характер, например обеты, клятвы; другие же - неформальный, т. е. привычки, моральные принципы, ценностные установки) оказываются вполне конкурентоспособны в столкновении с общественными институтами, в ряде ситуаций превосходя их. Поэтому объяснение экономического поведения личности на основе аксиом рациональности весьма затруднительно.
В отдельно взятые периоды жизни общества резонансное влияние внутренних институтов превосходит влияние общественных институтов. Рациональность с точки зрения следования внутренним нормам поведения оказывается доминирующей над рациональностью с точки зрения соответствия устоявшимся нормам общества. Подобное противоречие имеет место в революционных для общества ситуациях. В периоды эволюционного общественного развития превосходство внутренних институтов над внешними наблюдается в поведении отдельных групп индивидов и личностей.
Таким образом, система нравственных и мировоззренческих принципов, норм и правил поведения личности образуется вследствие трансформации общественных и индивидуальных норм поведения в комплекс личных установок и ценностей. Индивидуальный институциональный капитал личности реализуется в материальных и нематериальных благах, которые получает его обладатель в ответ на участие в процессе общественного воспроизводства.
При реализации индивидуального человеческого капитала происходит минимизация трансформационных и трансакционных издержек его производства, так как эти издержки несет отдельное домохозяйство, но их положительный эффект распространяется на общество в лице других домохозяйств, фирм, государства [6, с. 8]. Принятые и охраняемые обществом институты, подтверждающие право на присвоение личностью созданного человеческого капитала, являются основой ее заинтересованности в повышении эффективности и качества формирования и использования ценных знаний и способностей в любых сценариях хозяйственной деятельности.
Все предыдущие технические нововведения не оказывали на общество и работника такого принципиального влияния, как информационные технологии. Изобретения прошлых времен способствовали увеличению количественных показателей производимых материальных благ, сегодня происходит увеличение значимости стоимости, создаваемой знанием [7, с. 357]. Таким образом, «экономика знания» (knowledge economy) характеризуется тем, что важнейшим производственным ресурсом общества становится не столько информация как относительно объективная сущность или набор данных о тех или иных производственных и технологических процессах, сколько знания, т. е. информация, усвоенная человеком и не существующая вне его сознания [8, с. 361].
В связи с данным тезисом встает вопрос о собственности на произведенное и используемое знание. Во-первых, это обусловлено тем, что знания нераздельно связаны с теми, кто их производит. Во-вторых, даже будучи проданным, знание остается у своего производителя и поэтому представляет собой «коллективное благо». С теоретической точки зрения знания выступают как чистое общественное благо, т. е. не допускающее исключаемости и избирательности для всех потребителей. Тем самым прогресс знаний ведет не только к изменению баланса между вещественными и невещественными факторами производства, но и к быстрому «размыванию» традиционного понятия частной собственности.
Использование информации как блага может регулироваться различными и даже противоположными внутренними институтами - нормами поведения личности [9, с. 47]. Диапазон нормативного поведения варьирует от «утаивания» информации до ее «пропаганды».
В первом случае производитель новой информации - креативная личность (автор) стремится максимально скрыть полученный результат индивидуального творчества. Если эта информация способна удовлетворить потребность других лиц, т. е. представляет собой объект общественного интереса, то предельная полезность единицы информации достигает максимума и, следовательно, наибольшей при данных условиях ценности. Рост ценности произведенного интеллектуального продукта создает предпосылку для перехода к промежуточному между «утаиванием» и «пропагандой» варианту экономического поведения личности - продаже этого продукта. Возможность заключения сделки по продаже зависит от внешних для личности институтов - общественных нормативных правил (как формальных, так и неформальных), что приобретает форму авторского права и признаваемых обществом возможностей его использования.
Вариант «пропаганды» полученного интеллектуального результата не предполагает эквивалентного обмена его на иные блага (в том числе и продажу). Более того, ни распределение, ни
обмен не выступают необходимыми фазами воспроизводства интеллектуального блага. Установкой, которой руководствуется творческая личность, служит принцип «не от меня, а через меня». Индивидуальная творческая личность рассматривает свою деятельность как реализацию неких «сверхличностных» сил, как призвание или служение, исполнение долга перед обществом [10, с. 113]. Максимизирующей функцией данного варианта поведения личности выступает как можно более широкое распространение полученной информации («пропаганда»), а мотиватором служит признание со стороны окружающих субъектов общей ее полезности. Таким образом, вариант «утаивания» созданного личностью интеллектуального продукта опирается на оценку обществом его предельной полезности, а вариант «пропаганды» - на оценку его общей полезности.
Поскольку общая полезность требует учета ценности всех единиц блага, то понятие цены (как денежной оценки единицы товара) становится неприменимым к характеристике интеллектуального блага, теряет свое значение и эквивалентная компенсация его получения другими лицами. Утрачивает смысл понятие авторского права, отпадает необходимость в общественных институтах, регулирующих его реализацию. Зато становится значимым институт доступа к созданному интеллектуальному продукту.
На смену приоритету авторского права приходит приоритет права на выражение себя, свободы слова в широком смысле данного понятия. Вместе с тем подлинная свобода творчества нуждается в наличии источников обеспечения материального существования творческой личности, которыми могут служить ресурсы семьи (домохозяйства) автора, его референтной группы (группы поддержки, спонсоров, благотворителей) или государства. Соответственно, вступает в действие механизм согласования внутренних институтов (индивидуальных моральных норм поведения) и внешних институтов (норм поведения, принятых в данном обществе).
По-видимому, в обозримом будущем домохозяйства будут брать на себя значительную (иногда основную) часть задач по обеспечению материальных условий продуктивной интеллектуальной деятельности своих членов. Творческая деятельность по определению предполагает выход за рамки простого воспроизводства и переход к расширенному воспроизводству интеллектуальных благ. Процесс их расширенного воспроизводства неизбежно втягивает в себя все виды экономических ресурсов, включая финансовые. В некоторый период времени творческая деятельность членов домохозяйств базируется на одном и том же наборе экономических ресурсов при интенсивном их использовании.
Для поддержания устойчивого уровня потребления жизненных благ общество с рыночной экономикой нуждается в использовании обмена продуктов человеческого капитала на разнообразные потребительские товары и услуги.
Однако инновации, являющиеся плодом ограниченного местными условиями знания, часто не имеют шансов на распространение за пределы сохранения этих условий. Новшества локального масштаба часто оказываются неэффективными в масштабе экономики страны или мира, вследствие чего они быстро теряют свое новаторское значение и не оказывают существенного влияния на общественное воспроизводство. Аналогичный эффект дают «ложные новшества», т. е. инновации, обусловленные отсутствием достаточных познаний в сфере применения данного продукта, технологии или способа организации деятельности.
Таковое «новшество» оказывается инновацией лишь для предложившего субъекта и его ближайшего окружения. Очередное «изобретение велосипеда» не является адекватным инновационной экономике, хотя свидетельствует об определенном уровне индивидуального интеллектуального капитала лично изобретателя. Если же индивидуальные институты личности, побуждающие к поиску нового способа деятельности, наталкиваются на общественные институты, фильтрующие поток изменений привычных форм хозяйственного поведения, тогда возможно не только появление подлинных инноваций, но и широкое и быстрое их распространение по глобальной экономической системе [11, с. 115]. Такими фильтрами потока изменений в рыночной экономике служат конкуренция и патентное право, а в инновационной экономике - информационные базы данных и принятые международные стандарты производственной, финансовой и образовательной деятельности.
В современной экономической системе, сочетающей рыночную организацию деятельности с постоянно расширяющейся инновационной компонентой, стремление личности к конкурентоспособности во взаимодействиях с другими субъектами общества, установка на освоение новых знаний и технологий их применения, приоритет творческого подхода к деятельности служат факторами роста индивидуального институционального капитала личности. Его накопление означает продвижение к обществу, в котором инновационная деятельность станет не только естественным проявлением способностей его членов, но и экономически эффективной для широкого круга хозяйствующих субъектов.
Ссылки:
1. Комаров И. Интеллектуальный капитал // Персонал. 2000. № 5. С. 54-57.
2. Кельчевская Н.Р., Никитина Н.Ю., Черненко И.М. Человеческий капитал домохозяйств в современной России // Экономика образования. 2014. № 1. С. 4-18.
3. Поллак Р. Трансакционный подход к изучению семьи и домашнего хозяйства // Thesis. 1994. Вып. 6. С. 50-76.
4. Bondarenko I.A. The role of institutional values of households in their self-development and modernization of the economy // Materials of the X International scientific and practical conference "Trends of modern science". Vol. 7. Economic science. Sheffield, 2014. P. 48-53.
5. Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности // Западная экономическая социология : хрестоматия современной классики / сост. и науч. ред. В.В. Радаев. М., 2004. 655 с.
6. Иноземцев В.Л. Парадоксы постиндустриальной экономики (инвестиции, производительность и хозяйственный рост в 90-е годы) // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 3. С. 3-11.
7. Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знанием, или История будущего // Новая постиндустриальная волна на Западе : антология / под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. 640 с.
8. Там же. С. 361.
9. Крутий И.А., Новикова Ю.В. Механизм приращения интеллектуального капитала личности и компании // Проблемы теории и практики управления. 2006. № 6. С. 41-50.
10. Земцов А.А., Осипова Т.Ю. О структуре активов домашнего хозяйства // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2011. № 1. С. 110-117.
11. Мильнер Б. Управление знаниями - вызов XXI века // Вопросы экономики. 1999. № 9. С. 108-118.