Индивидуальные стратегии коммуникации российских блогеров
(общая характеристика)
Елена Зеленина Алина Стефаник
В статье рассматриваются особенности авторских блогов
на платформах Telegram и «Дзен». Отмечается,
что в современной цифровой публицистике автор смело
выступает от собственного «я», свободен в проявлении
творческой индивидуальности.
На примере медиаканалов на платформах
«Дзен» и Telegram прослеживается, как авторская
индивидуальность становится основой эффективной
коммуникационной стратегии, обеспечивающей
стабильный рост и активность аудитории.
Ключевые слова: цифровая публицистика, авторский блог, телеграм-канал, дзен-канал, авторская индивидуальность.
УДК 070.422(470+571)
DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2024.8391
EDN: EPJACN
© Зеленина Елена Васильевна
кандидат философских наук, доцент кафедры
цифровой журналистики факультета журналистики
МГУ имени М. В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), [email protected]
© Стефаник Алина Николаевна магистрантка кафедры журналистики филологического факультета Донецкого государственного университета (г. Донецк, Россия), [email protected]
Актуальность исследования и понятийный аппарат
Блоги сегодня являются важным феноменом цифровой культуры, эффективным инструментом для обмена информацией и формирования цифровых сообществ и представляют собой уникальную форму коммуникации и самовыражения, охватывая широкий спектр форматов и тем. «Блог (англ. blog - от web log - интернет-дневник) - персональная страница на широко доступной онлайн-платформе (как правило, социальной сети), периодически наполняемая контентом по усмотрению ее автора (группы авторов)» (Вартанова (ред.), 2024: 14). Исследователи определяют блог как «веб-сайт, содержащий сетевой частный дневник с размышлениями, комментариями и часто гиперссылками, предоставляемыми автором» (Церюльник, 2018: 351); «биографический сетевой журнал, вид дневника на веб-сайте, который постоянно меняется с целью сообщения последних новостей. При этом страница обычно содержит чье-то личное мнение, комментарии или впечатления» (Бажалкина, 2016: 132); «веб-страницу, предназначенную для информирования о конкретном предмете, где новая информация всегда располагается в верхней части страницы» (Rundell, 2007: 75).
Блоги представляют собой разновидность социальных медиа, в которых пользователи ведут персональные или тематические дневники в Интернете, получая возможность публиковать различные, в том числе и аналитические материалы, выражать свои мысли, обмениваться опытом, демонстрировать авторскую индивидуальность, высказывать личное мнение. Они могут функционировать как составная часть социальных медиа или как самостоятельные ресурсы. Отличительной чертой блогов является высокая степень субъективности и персонализации контента. Так, Е.М. Пак отмечает: «Блог как персональный дневник журналиста позволяет обеспечить свободу получения и перераспределения информации среди широких слоев общества. Он многофункционален, оперативен, публицистичен и независим» (Пак, 2011: 82).
Д.У. Реттберг рассматривает эволюцию блога от личных дневников к более сложным формам передачи информации, (политический комментарий, оценка, основанная на профессиональном опыте, творческое повествование), подчеркивая их роль в формировании цифровой идентичности и развитии онлайн-сообществ (Walker, Mortensen, 2002: 250).
Разнообразие тематики и форматов блогов подчеркивает их многофункциональность и гибкость. Е. Г. Новикова отмечает как неотъемлемые черты блога его общедоступность, открытость, нелинейность, интерактивность, динамичность, полифоничность (Новикова, 2005: 46). Блоги обладают устойчивыми признаками: записи периодически обновляются и расположены, как правило, в обратном хронологическом порядке (Попов, 2008: 128). Процесс технического управления достаточно прост, большинство медиаплатформ предоставляет возможность аудитории оставлять реакции и комментарии к публикациям.
Блог - площадка для публикации литературно-публицистического контента,
обладающая рядом особенностей как творческого, так и технического характера (Пак, 2011: 231). К первым можно отнести возможность выражения мыслей и мнений автора, его свободу в выборе стиля и структуры послания, регулярность обновления контента, которая зависит от выбранной автором стратегии общения со своей аудиторией, а также возможность/невозможность дискуссии (обратная связь и активное участие читателей с помощью комментариев также регулируется автором-блогером); ко вторым - возможность публиковать неструктурированный контент, включающий в себя материалы разных жанров (дневниковые записи, статьи, фотографии, короткие видео и т.п.).
Согласно речевой модели, разработанной Т.В. Шмелевой (1997: 90), блог характеризуется следующими особенностями:
1. Разнообразие целей коммуникации: информирование, выражение мнений, самопрезентация, побуждение к действиям и влияние на общественное мнение.
2. Образ автора: может быть реальным или вымышленным, выражается через имя, профессию, стиль письма, выбор тем, эмоциональную окраску текста и использование графических элементов.
3. Адресат: не конкретизирован, обращен к широкой аудитории для участия в диалоге.
4. Прошлое: актуализируется через упоминание предыдущих событий или высказываний, блог может быть продолжением размышлений или диалога с читателями.
5. Будущее: представлено ожиданиями автора относительно развития темы и приглашением читателей к обсуждению.
6. Языковое оформление: зависит от предпочтений автора и целей коммуникации, включает выбор вербальных ресурсов и структурирование текста в соответствии с выбранным стилем и коммуникативной стратегией.
Е.И. Горошко и Е.А. Жигалина, опираясь на труды Т.В. Шмелевой, выявили составляющие, служащие критериями для анализа модели интернет-форматов, применимой к блогам: «1) коммуникативная цель; 2) концепция адресанта; 3) концепция адресата; 4) событийное содержание; 5) фактор коммуникативного прошлого (инициальная причина, начинающая коммуникацию, или замечание, мотивированное какими-либо предшествующими высказываниями); 6) фактор коммуникативного будущего (предположение о дальнейшем развитии "речевых событий"»); 7) формальная структура; 8) лингвистический дизайн (лингвистические средства, графическое оформление, шрифтовое оформление, наличие аудиовизуальной информации)» (Горошко, Жигалина, 2011: 114).
Содержательной и актуальной представляется и работа С.Г. Машковой, где обозначены процессы, лежащие в основе трансформации современных средств массовой информации: дигитализация, конвергенция, глобализация и диверсификация (Машкова, 2006: 37). Новые характеристики медиатекстов, ставшие следствием процесса цифровизации (гипертекстуальность, интертекстуальность, мультимедийность) описала А.А. Базарова (2011: 53). Современные публицисты активно используют блоги для выражения собственного мнения и позиции в цифровой среде. Существует множество различных площадок для блогинга, таких как «Дзен», Wsem.ru, Liveinternet.ru и др.
В блогах, где автор самостоятельно создает контент, он формирует его таким образом, чтобы представить происходящие события через призму собственного мироощущения. Достаточно вспомнить стиль Ксении Собчак в ее дзен-канале «Кровавая барыня», где она в сатирической форме высмеивала того или иного представителя власти1. Однако после начала СВО контент подобного рода с ее страниц был удален,
и в данный момент публикуются преимущественно новости из мира политики, общественной жизни, моды и искусства, причем уже в Telegram, т.к. дзен-канал не обновляется.
Существует немало примеров страниц, где автор анализирует, обсуждает и комментирует контент, созданный другими. Это отличие имеет огромное значение для понимания цели блога и степени влияния автора (Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet, 2006: 88). К примеру, на дзен-канале Захара Прилепина основную часть составляют авторские публикации, а заимствованный контент появляется достаточно редко с пометкой «Не мое!»; «Не наше»2. В то же время в Telegram можно наблюдать иную стратегию: большинство записей - это репосты, которые сопровождаются комментариями Прилепина, где он часто выражает свою оценку («вот такие стихи пишут настоящие патриоты»; «это действительно важное послание»)3 и дает рекомендации («обратите внимание»; «для лучшего понимания ситуации изучите...»)4.
Научный интерес к теме обусловлен динамичным развитием российского блогинга в целом. Следствием такой динамики стало появление целой группы публицистов - лидеров мнений, которые дают важным политическим и социальным явлениям собственную оценку, оказывая влияние на широкую аудиторию. Под влиянием этих процессов в научный оборот было введено понятие « блогосфера». Этот термин был впервые предложен У. Квиком и получил широкое распространение. «Блогосфера представляет собой одну большую беседу, которую ведут миллионы людей. <...> С помощью блогов люди с одинаковыми интересами создают отношения вне зависимости от своего географического пребывания» (Евсюкова, Гермашева, 2015: 235). В настоящий момент под блогосферой понимается совокупность блогов, которые действуют
как социальная сеть и подвижная информационная среда5. Исследование блогов и блогосферы открывает новые перспективы для понимания их влияния на общество и культуру в цифровую эпоху. В качестве концептуального основания настоящего исследования использована теория медийного детерминизма М. Маклюэна, утверждающая, что медиа не просто передают информацию, но и формируют структуру мышления и восприятия мира (Маклюэн, 2003: 72).
Анализ структуры и особенностей авторских блогов
Сегодня в блогосфере можно наблюдать большое количество образцов удачного и неудачного ведения публицистических блогов в различных социальных медиа. Мы изучили блоги лидеров мнений, опубликованные на платформах «Дзен» и Telegram. Выбор обусловлен популярностью ресурсов в современной российской цифровой среде6. К первой группе были отнесены блоги, чьи авторы в той или иной степени руководят процессами информационной политики государства и направляют их. Вторую группу составили авторы, специализирующиеся на военно-патриотической тематике, ратующие за возрождение традиционных ценностей и культуры. Третья группа представлена популярными в молодежной среде авторами-инфлюэн-серами, вошедшими в рейтинги исследовательского холдинга «Ромир»7.
Важным показателем востребованности блога является охват его аудитории. Количество уникальных подписчиков указывает на уровень интереса к контенту автора со стороны читателей. В таблице представлены данные по количеству подписчиков и основной тематической направленности каналов некоторых представителей трех групп российских лидеров мнений.
Как видно из таблицы,наибольшее количество уникальных подписчиков имеет
Владимир Соловьев - профессиональный журналист, который не только публикует контент, связанный с темами политики и СВО, но и является инициатором острых теледискуссий на общественно значимые темы. Среди публицистов, чей контент связан с темой СВО и начавшимися в стране преобразованиями, можно выделить Захара Прилепина. Ярким примером лидера мнений из числа инфлюенсеров, на наш взгляд, является Артемий Лебедев, известный российский дизайнер и предприниматель.
В поле нашего зрения оказались следующие аспекты анализа:
1. Интердисциплинарный подход. Тематика каналов охватывает широкий спектр вопросов от корпоративной идентификации до социальных и культурных комментариев. Это подчеркивает гибкость и широту интересов авторов, что позволяет привлекать разноплановую аудиторию.
2. Прагматический и аналитический стиль изложения. Выбранный стиль помогает авторам отражать собственный профессиональный опыт.
3. Преобладание текстового контента. Блоги в «Дзен» и Telegram ориентированы прежде всего на текстовые форматы контента, а не на мультимедийные, что, возможно, является отражением традиций, унаследованных от LiveJournal.
4. Персонализация и авторский стиль. Контент часто содержит личное мнение, локальные шутки и рефлексию, создавая ощущение прямого диалога с аудиторией. Такая стратегия может быть сопоставлена с традициями литературного нарратива, где авторская индивидуальность играет ключевую роль.
Регулярный постинг в «Дзен» и Telegram поддерживает интерес аудитории и повышает значимостьличного бренда.Публикации, выходящие ежедневно, обеспечивают стабильное присутствие в ленте подписчиков. Уникальный контент играет важную
Таблица. Охват аудитории и основная тематика блогов
лидеров мнений на платформах «Дзен» и Telegram
Группа лидеров мнений Автор Аудитория (тыс. чел.) Тематика
Дзен Telegram Дзен Telegram
Первая Владимир Соловьев 611,1 1 335,698 Политика, СВО Политика/СВО, общественная жизнь
Маргарита Симоньян 401,3 560,5 Семейная жизнь журналиста, социально значимые темы Политические новости / СВО, социально значимые темы
Вторая Захар Прилепин 387,7 292,6 Политика/ культура, история России и ее культуры (программа «Уроки русского»), СВО Политика/СВО, социально значимые темы
Евгений Поддубный 72,3 722,9 СВО СВО, политические новости
Третья Артемий Лебедев 236,8 645,9 Политика, культура, социально значимые темы Политика, культура, социально значимые темы
Ксения Собчак 2,1 318,01 Политика, мир моды Новости культуры, мир моды
Источник: составлено авторами.
роль, предоставляя подписчикам эксклюзивную информацию и стимулируя их вовлеченность.
Многие авторы активно используют кроссплатформенность, распространяя контент на различных медиаплощадках (например, на RuTube и Teletype), что помогает расширить аудиторию и повысить узнаваемость. Важно поддерживать единый стиль и содержание на всех ресурсах, формируя целостный образ. Повторное использование контента, например, републикации постов в Telegram и «ВКонтакте», на «Дзен», увеличивает охват и улучшает поисковую оптимизацию (SEO).
Рекламные интеграции в блоге органичны и прозрачны. Авторы с юмором,
иронично делятся личным опытом, что вызывает доверие у читателей. Поддержание активности на различных платформах расширяет охват аудитории и снижает риски зависимости от одного источника трафика.
Одной из негативных тенденций в бло-госфере сегодня является плагиат. В эпоху цифровых технологий, когда доступ к информации стал мгновенным, случаи копирования и несанкционированного использования чужих текстов встречаются все чаще. Это подрывает доверие аудитории, ухудшает репутацию авторов и влечет за собой юридические последствия. Создание уникального личного бренда, как это сделал, например, А. Лебедев, может стать эффективной защитой от плагиата.
Основные возможности платформ «Дзен» и Telegram включают:
• возможность публикации текстов любой длины, что делает платформу подходящей для статей, заметок и комментариев (текстовые сообщения);
• поддержку изображений, аудио и видео для создания разнообразного контента (медиафайлы);
• широкий выбор инструментов для передачи эмоций и повышения интерактивности (стикеры и эмодзи);
• возможность редактирования отправленных сообщений для корректировки или обновления информации (функции редактирования);
• использование хештегов для категоризации и облегчения поиска контента (хештеги и поиск);
• подписчики получают уведомления о новых публикациях, что способствует постоянному взаимодействию (подписка и уведомления).
Все эти опции активно используются в различных блогах. Однако приоритетным является текст, а мультимедиа служат вспомогательными элементами. Большинство текстов исследуемых блогов можно отнести к полностью креолизованным, где мультимедиа взаимодействуют с вербальным контентом, но не доминируют (Анисимова, 1996: 74-85).
Прагматические параметры блогов заключаются в ориентации на взаимодействие с широкой аудиторией.Через стремление информировать, вдохновлять и вовлекать подписчиков в обсуждение актуальных тем, реализуются информативная и фа-тическая функции. Автор выражает свои взгляды и влияет на мнение других, что подчеркивает публичный и интерактивный характер блога.
Структурно-семантические параметры блогов включают вертикальное и горизонтальное строение.Вертикальное строение состоит из записей, размещенных в обратном
хронологическом порядке, без подзаголовков и рубрик, но с полным текстом, взаимодействующим с комментариями. Горизонтальное строение блога политема-тично, записи и комментарии организованы в целостные тематические прогрессии, обусловленные асинхронным характером коммуникации. Семантическое единство определяется целями автора: информирование аудитории, влияние на ее мнение и создание сообщества единомышленников. Публицист использует классическую структуру постов с заголовками и основным текстом. Заголовки, выделенные жирным шрифтом, краткие и точные, помогают удержать внимание читателей.
Среди стилистико-языковых особенностей авторских блогов ключевой становится ироничная подача, которая создает особую атмосферу сообщения. Скрытая насмешка проявляется как на лексическом уровне, так и в общем тоне текста, который становится понятным после его полного прочтения. Смешение высокого и низкого стилей способствует созданию отчасти комического, но в то же время провокационного эффекта. Прием позволяет выражать сложные идеи доступным и занимательным образом, что привлекает внимание и вызывает реакцию аудитории. Активное использование глагольных форм увеличивает динамику текста, оживляя его и улучшая восприятие читателями. Короткие предложения и техника парцелляции, подразумевающая дробление предложений,способствуют ясности и четкости выражения мысли. Пародия является инструментом для критического осмысления болезненных точек или устаревших норм в обществе. Авторы высмеивают бюрократический язык и официоз за их неэффективность и перегруженность. Пародирование официально-делового стиля в публикациях подчеркивает чрезмерную формализацию и отсутствие практической информативности в подобных сообщениях.
Стилистический контраст между высоким и низким стилем, отражающийся на лексическом уровне, придает тексту энергию и эмоциональную окраску. Переход от литературного стиля изложения к жаргонизмам и просторечию исключает монотонность и падение интереса к информации. Использование иронии и провокаций позволяет блогерам при освещении актуальных для общества вопросов вызывать дискуссию в своих каналах, что увеличивает не только количество просмотров записи, но и повышает уровень вовлеченности читателей. Кроме того, такая стратегия позволяет обратить на себя внимание журналистов, которые цитируют высказывания различных авторов в материалах СМИ. Подобные методы являются эффективными для привлечения внимания к важным социальным и культурным темам. Авторская интроспекция создает эффект прямого общения с аудиторией, что позволяет персонализировать мысли и мнения. Прием стимулирует диалог с читателями, усиливая вовлеченность и эмоциональный отклик.
Описанные стилистико-языковые приемы делают тексты блогов яркими и запоминающимися, обеспечивая авторам особую популярность в молодежной аудитории.
Выводы
В блогах создается интерактивное пространство для тесного взаимодействия с аудиторией, мультимедийные возможности позволяют передавать информацию многоаспектно. Персонификация контента в цифровой публицистике усиливает эмоциональную связь с аудиторией. Авторы предлагают многоуровневый, мультидисциплинарный, узнаваемый контент, вызывающий интерес разных аудиторий. Вместе с этим понимание специфики работы самой платформы для блога является ключевым фактором результативного взаимодействия с поклонниками.
Сегодня блоги выполняют различные функции, от коммуникативной до релаксационной, обеспечивают формирование более сплоченного и интерактивного сообщества с использованием разнообразных мультимедийных технологий, в том числе прямой обратной связи. Взаимодействие с аудиторией способствует укреплению сообщества, а личность автора становится ключевым компонентом для когерентного восприятия содержания сообщений. Уникальность блога зависит не только от контента и личности автора, но и от специфики платформы. Выделение медийных, прагматических, структурно-семантических и стилистико-языковых параметров блога позволяет обозначить сумму факторов, способствующих организации эффективной коммуникативной стратегии.
На основе проведенного исследования был составлен перечень принципов, которые могут служить руководством для создания привлекательного контента в различных сферах цифровой публицистики:
1. Персонализация и авторский стиль.
2. Создание влиятельной фигуры автора.
3. Анализ аудитории и трендов.
4. Трансляция личного опыта.
5. Обратная связь с аудиторией.
6. Регулярность присутствия в медиа-среде.
7. Интердисциплинарный подход.
8. Адаптация контента под специфику площадки.
9. Поддержание консистентности.
10. Анализ результатов и коррекция стратегии.
Разумное применение указанной стратегии позволяет не только привлекать аудиторию, но и поддерживать популярность блога в долгосрочной перспективе.
Исследование российской блогос-феры выявило востребованность авторского контента на платформах, «Дзен» и Telegram. Тексты, отличающиеся иронией
и затрагивающие широкий спектр тем, формируют устойчивые связи с аудиторией.
Современная блогосфера представляет собой динамичную среду, главными принципами которой стали разнообразие типов повествования, использование различных мультимедийных форматов, позволяющих укрупнить те или иные проблемы, идеи, ярко и полно передать картину мира автора. Эволюция и распространение блогов изменили традиционные способы
создания и потребления контента, предоставив новые возможности для коммуникации. Социальные медиа создают платформы для широкого взаимодействия пользователей, а блоги обеспечивают авторам возможность делиться личными взглядами и опытом. Исследование уникальных характеристик и взаимосвязей этих медиаплат-форм помогает лучше понять их влияние на общество и развитие информационного пространства в цифровую эпоху.
Примечания
1 Собчак К.А. Первые полгода 2020: что наши звезды узнали о себе и мире / Дзен-канал «Кровавая барыня». 2020. Июль, 19. Режим доступа: https://dzen.ru/a/ XueY45Ps9UGtzDv8 (дата обращения: 28.05.2024).
2 Прилепин Е.Н. Некто Шимилин. Про войну. Пронзительно / Дзен-канал «Захар Прилепин». 2024. Май, 30. Режим доступа: https://dzen.ru/a/ZleWGQ6OshCI1bcR (дата обращения: 01.06.2024).
3 Прилепин Е.Н. Сколько сейчас информационного шума... / Телеграм-канал «Захар Прилепин». 2023. Ноябрь, 24. Режим доступа: https://t.me/zakharpriLepin/20400 (дата обращения: 01.06.2024).
4 Прилепин Е.Н. Мы слишком хорошо об этих людях думаем. / Телеграм-канал «Захар Прилепин». 2023. Ноябрь, 22. Режим доступа: https://t.me/zakharpriLepin/20379 (дата обращения: 01.06.2024).
5 BLood R. (2000) WebLogs: A History and Perspective. Режим доступа: http://www. rebeccabLood.net/essays/webLog_history (дата обращения: 10.03.2024).
6 Бегин А. Лучшие платформы для блога в 2025 году: Telegram, WordPress и Дзен / Инклиент. 2024. Ноябрь, 19. Режим доступа: https://incLient.ru/best-bLog-pLatforms/ (дата обращения: 29.05.2024).
7 Ксения Собчак вернулась на 1 место в рейтинге инфлюенсеров среди блогеров / Ромир. 2022. Ноябрь, 08. Режим доступа: https://romir.ru/studies/romir-kseniya-sobchak-vernuLas-na-1-mesto-v-reytinge-inflyuenserov-sredi-bLogerov (дата обращения: 29.05.2024).
Библиография
Анисимова Е.Е. О целостности и связности креолизованного текста // Филологические науки. 1996. № 5. С. 74-85.
Бажалкина Н.С. Жанровые особенности интернет-блога в педагогическом дискурсе // Вестн. СПбГУ. Язык и литература. 2016. № 1. С. 131-141.
Базарова А.А. Гипертекстуальность как базовая характеристика интернет-СМИ // Актуальные вопросы филологических наук: мат. междунар. науч. конф. Чита: Изд-во «Молодой ученый», 2011. С. 151-152.
Горошко Е.И,Жигалина Е.А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Уч. зап. Таврич. нац. ун-та им. В.И. Вернадского. Сер. Филология. Социальные коммуникации. 2011. Т. 24 (63). № 1. Ч. 1. С. 225-237.
Евсюкова Т.В., Гермашева Т.М. Основные подходы к определению понятий «блог» и «блогосфера» в лингвистике // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11-2. С. 234-239.
Личность и межличностное взаимодействие в сети Internet. Блоги: новая реальность: сб. ст. / под ред. В.Л. Волохонского, Ю.Е.Зайцевой, М.М. Соколова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006.
Маклюэн Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М.: Жуковский: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2003.
Машкова С.Г. Интернет-журналистика: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2006.
Новикова Е.Г. Языковые особенности организации текстов классического и сетевого дневников: дис. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2005.
Отечественная теория медиа. Основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. 2-е изд., доп. и испр. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2024.
Пак Е.М. Блоги в системе творческой деятельности журналиста // Вестн. СПбГУ. Сер. 9: Филология, востоковедение, журналистика. 2011. № 1. С. 283-292.
Попов А.В. Блоги. Новая сфера влияния. М.: Манн, Иванов и Фебер, 2008.
Церюльник А.Н. К вопросу об эволюции блога как гипержанра // Филол. аспект: междунар. науч.-практ. журнал. 2018. № 4 (36). С. 350-356.
Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Вып. 1. Саратов: Колледж, 1997. С. 88-98.
Rundell M. (2007) Macmillan English Dictionary for Advanced Learners. London: Mac-miUan Publ.
Walker J.R., Mortensen T. (2002) Blogging Thoughts: Personal Publication as an Online Research Tool. In: Morrison A. (ed.) Researching ICTs in Context. Intermedia Reports. Oslo: Univ. of Oslo Publ., рр. 249-279. Режим доступа: https://bora.uib.no/bora-xmlui/bitstream/ handle/1956/13070/Blogging-Thoughts.pdf (дата обращения: 18.10.2023).
Дата поступления в редакцию: 16.09.2024 Дата публикации: 20.10.2024