Ostapenko V.S. Development of the legal aspect of cadets' world view in the course of study of jurisprudence subjects in educational institutes of the Ministry of Internal Affairs. The article studies the problem of development of the legal aspect of cadets' world view in the course of education process in educational institutes of the Ministry of
Intemal Affairs, ideological potential of jurisprudence subjects, determining the professional activity in law-enforcement sphere.
Key words: scientific world view, legal aspect of world view, jurisprudence subjects, law knowledge, peculiarities of law-enforcement activity.
УДК 15
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КАК ПРЕДПОСЫЛКИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ БОЙЦА СПЕЦНАЗА
© Е.Н. Назарова
В статье рассматриваются индивидуально-психологические особенности военнослужащих отряда специального назначения, повлиявшие на их профессиональное самоопределение. Нами выделены такие психологические особенности военнослужащих, как: осмысленность жизни, эмоциональная устойчивость, ответственность, активная жизненная позиция.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, индивидуально-психологические особенности, профессионально важные качества.
В последние годы проблемное поле ак-меологии значительно расширилось, в т. ч. и в сфере самоопределения личности, тем не менее проблема профессионального самоопределения, развития и самосовершенствования человека как личности, субъекта профессиональной деятельности остается недостаточно изученной. Такое положение вещей обусловлено двумя причинами. С одной стороны, само понятие развития рассматривается как характеристика жизнедеятельности человека, глубина и охват исследования которого в принципе безграничен. С другой стороны, исследуя эту проблему применительно к профессиональной деятельности, мы говорим не только о специфике развития человека в ней, но и о таких общих вопросах как выбор жизненного пути, значимых ценностей и ведущих смыслов жизни. В качестве аргумента можно сослаться на тот факт, что не только в науке, но и в житейской практике понятие о профессиональной деятельности используется в качестве главной характеристики взрослого человека.
На процесс профессионального самоопределения, по мнению многих ученых, оказывают влияние личностные особенности субъекта труда. Так, С.Г. Анисимова выделяет индивидуально-характерологические особенности личности (темперамент, характер, интересы, склонности, потребности, мотивация, ценности, интеллект, знания, умения,
навыки, способности, половые и возрастные особенности, семейный статус) среди основных факторов, воздействующих на профессиональное самоопределение [1].
С. Л. Рубинштейн писал, что «...психологическое изучение деятельности, включая в себя изучение функций и процессов, как необходимый и существенный психологический компонент, открывает более синтетический и конкретный план психологического исследования, отличный от того, в котором протекает изучение функций» [2]. Он подчеркивал, что необходимо изучать деятельность человека в ее психологическом составе, изучать психические функции и процессы в связи с личностными свойствами.
Б.Г. Ананьев рассматривал в качестве предпосылок успешности какой-либо деятельности не только сумму необходимых свойств, а определенную структуру способностей и одаренности, их «функциональный состав, различное сочетание в нем сенсомо-торных, мнемических, логических, эмоционально-волевых компонентов, неравномерно и своеобразно развивающихся в различных видах деятельности человека» [3].
Исследования Е.С. Романовой и Г. А. Суворовой показали, что важнейшей характеристикой человека как субъекта труда, при изучении профессиональной деятельности в системе «субъект труда - профессиональная среда», являются профессионально важные
качества специалиста. Их изучению и формированию в современной акмеологии уделяется особое внимание [4].
Профессионально важные качества нами рассматриваются с позиции В.Д. Шадрикова [5]. Под профессионально важными качествами он понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. В роли профессионально важных качеств могут выступать конституционные и нейродинамические свойства человеческого организма, свойства психических процессов, направленность личности, ее потребности, интересы, мировоззрения и убеждения, ценностные ориентации и моральные качества. То есть профессионально важным может быть любое качество человека, включенное в процесс деятельности. Профессионально важные качества военнослужащего ученые объединяют в несколько индивидуально-психологических характеристик. Речь идет о личностно-мотивационном компоненте,
уровне подготовленности, способностях, особенностях психологических процессов и психологических качествах, таких как: уровень устойчивости в стрессовых условиях, здравый смысл, сильный и твердый характер, гибкость, неприятие коррупции, патриотизм, качества лидера, общительность, терпеливость, бережливость, эмпатия людям, физическая выносливость.
Некоторые индивидуально-психологи-
ческие особенности могут стать предпосылками выбора профессии, а потом в процессе выполнения этой деятельности стать профессионально важными качествами специалиста. В беседе с новобранцами отряда специального назначения мы выяснили, что они считают своими индивидуальными особенностями, повлиявшими на выбор профессии, такие качества, как: мужество, выносливость, эмоциональная устойчивость, ответственность.
В блок психодиагностических методик, направленных на изучение индивидуальнопсихологических особенностей военнослужащих отряда специального назначения, мы включили: методику диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера, опросник определения смысла жизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, методику многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (русскоязычная версия в адаптации А.Г. Шме-
лева), тест-опросник Г. Айзенка ЕР1 (русскоязычная версия в адаптации А.Г. Шмелева), методики Т. Элерса диагностики личности на мотивацию к успеху и на мотивацию к избеганию неудач, методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз», методика диагностики степени готовности к риску Шуберта.
Использование факторного анализа метода «Varimax» для экспериментальной и контрольной групп позволил уменьшить количество исходных признаков и перейти к нескольким новым интегральным характеристикам, достаточно полно описывающим рассматриваемую совокупность признаков. Экспериментальную группу составили 154 новобранца отряда специального назначения, а контрольную группу - 136 студентов Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина. Обработка всех данных и дальнейшие вычисления проводились с использованием программы «SPSS 13.00 for Windows».
В результате исследования нами были выявлены следующие факторы, описывающие индивидуально-психологические особенности военнослужащих войск специального назначения.
1. Первый фактор сгруппировал такие переменные опросника определения смысла жизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, как: «локус - контроль Я» (0,906), «локус контроля жизнь» (0,900), «процесс жизни» (0,875), «результативность жизни» (0,869), «цели в жизни» (0,857), «общий показатель осмысленности жизни» (0,575). Обобщив данные переменные, мы определили первый фактор как «осмысленность жизни».
2. Следующий фактор объединил такие переменные методики диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера, как: «общая интернальность» (0,798), «интер-нальность в области семейных отношений» (0,755), «интернальность в области достижений» (0,752), «интернальность в области неудач» (0,709), «интернальность в области межличностных отношений» (0,564), «ин-тернальность в области производственных отношений» (0,476), «интернальность в области здоровья» (0,472). Как видно из представленного материала, данный фактор отражает уровень субъективного контроля и
носит положительный характер, поэтому мы назвали данный фактор «уровень интерналь-ности».
3. Третий фактор сгруппировал такие переменные методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла, как: фактор Н «робость - смелость» (0,712), фактор Б «сдержанность - экспрессивность» (0,686), фактор А «замкнутость - общительность» (0,498), фактор Q2 «конформизм - нонконформизм» (-0,485), фактор Ь «доверчивость -подозрительность» (0,435), а также шкалу опросника Айзенка ЕРІ «экстроверсия» (0,684) и шкалу «мотивация неудач» методики Т. Элерса (-0,509). Данный фактор объединяет переменные, отражающие взаимоотношение с другими людьми. Мы определили его как фактор «социальная адаптация».
4. В следующий фактор вошли такие переменные методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла, как: фактор С «эмоциональная неустойчивость -эмоциональная устойчивость» (-0,686), фактор Q4 «расслабленность - напряженность» (0,679), фактор О «уверенность в себе - тревожность» (0,564), а также шкала опросника Г. Айзенка ЕРІ «нейротизм» (0,672). Четвертый фактор объединил переменные, связанные с эмоциональной нестабильностью. Поэтому мы назвали его «эмоциональная неустойчивость».
5. Пятый фактор объединил такие переменные методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла как: фактор I «жестокость - чувствительность» с факторной нагрузкой 0,715, фактор Q1 «консерватизм - радикализм» (0,485), а также шкалу «склонность к риску» методики диагностики степени готовности к риску Шуберта (0,672), шкалу «нервно-психическая устойчивость» методики «Прогноз» (-0,485). Данный фактор мы назвали «эмпатия».
6. Шестой фактор сгруппировал следующие переменные методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла: фактор О «подверженность чувствам - высокая нормативность поведения» с факторной нагрузкой 0,626, фактор М «практичность -развитие воображение» (-0,469), фактор Q3 «низкий самоконтроль - высокий самоконтроль» (0,449). Данный фактор можно обозначить как «ответственность».
7. Последний, седьмой, фактор объединил такие переменные методики многофакторного исследования личности Р. Кеттелла, как: фактор N «прямолинейность - дипломатичность» с факторной нагрузкой 0,597, фактор Е «подчиненность - доминантность» (0,407). Мы определили этот фактор как «активная жизненная позиция».
Для определения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих войск специального назначения нами был использован метод сравнения независимых выборок по критерию Стьюдента. Сравнение проводилось по ранее выявленным 7 факторам между группой военнослужащих отряда специального назначения и контрольной группой, составленной из студентов Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина.
Сравнительный анализ военнослужащих войск специального назначения и студентов показал, что исследуемые группы имеют статистически значимые отличия по факторам: «осмысленность жизни», «эмоциональная
неустойчивость», «эмпатия», «ответствен-
ность», «активная жизненная позиция». Это говорит о том, что военнослужащих отряда специального назначения характеризует наличие целей, которые придают их жизни осмысленность, направленность и жизненную перспективу. Они обладают большей эмоциональной устойчивостью, ответственностью, занимают активную жизненную позицию, однако менее чувствительны, чем студенты. В то же время среди индивидуальнопсихологических характеристик военнослужащих, которые определяют успешность профессионального труда, А.Т. Ростунов и В.П. Петров выделяют «.определенный стиль взаимоотношений с окружающими (чуткость, особая внимательность к людям, забота о них).» [6].
Таким образом, программа личностнопрофессионального развития военнослужащих, составленная с учетом полученных нами данных, должна строиться по следующим направлениям: раскрытие возможностей
личностного и профессионального роста; разработка перспективных целей профессиональной деятельности военнослужащих; анализ и развитие профессионально важных психологических качеств, таких как: стрес-соустойчивость, эмпатия, уверенность в себе.
1. Анисимова С.Г. Воздействие социальных институтов на профессиональное самоопределение молодежи: дис. ... канд. соц. наук. М., 2001.
2. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. С. 535.
3. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблема способностей / под ред. В.Н. Мясищева. М., 1962. С. 15-32.
4. Романова Е.С., Решетина С.Ю. Профессиональная ориентация с позиций концепций самодиагностики // Прикладная психология. 2001. № 3. С. 19-40.
5. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
6. Петров В.П., Ростунов А.Т. Военно-профессиональная ориентация молодежи. М., 1988.
Поступила в редакцию 11.11.2008 г.
Nazarova E.N. Individual and psychological characteristics of military men, determining choice of the profession of Special Forces officer. The paper studies individual and psychological features of Special Forces officers determining their professional self-determination. The study focuses on the individual psychological peculiarities of military men: meaningfulness of life, emotional stability, responsibility, and active live-style.
Key words: professional self-determination, individual and psychological characteristics, professionally important qualities.
УДК 371
РОЛЬ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
© Э.П. Михайлова
Выявлены причины трудностей слушателей и студентов при обучении в институте, разработаны критерии (мотивационно-ценностный, практико-деятельностный, когнитивный, коммуникативный, эмоционально-волевой) и показатели адаптированности сельских школьников к условиям обучения в негосударственном вузе (Чебоксарском кооперативном институте).
Ключевые слова: довузовская подготовка сельских школьников, критерии адаптированности.
Российское образование переживает особо напряженный период: очередной раз наступает важный и судьбоносный этап реформирования - переход всей системы образования в новое состояние, продиктованное Болонским соглашением. Наиболее существенным изменением, на наш взгляд, является переход в ближайшие годы системы высшего профессионального образования на многоуровневую подготовку, которая включает бакалавриат и магистратуру. Другим не менее важным изменением является обязательность признания результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ) в качестве результатов вступительных испытаний всеми вузами России. Эти обстоятельства являются необходимым основанием для нового этапа осмысления роли и организации довузовской подготовки молодежи в системе непрерывного образования, поскольку довузовская подготовка учащейся молодежи позволяет
систематизировать полученные предметные знания в условиях общего школьного образования, успешно выдержать ЕГЭ, адаптироваться к продолжению обучения в системе высшей школы, улучшить возможность поступления в вуз и утвердиться в правильности выбора своей будущей профессии.
В настоящее время перед системой высшего образования выдвигается ряд задач, направленных на разработку и совершенствование процесса обучения при подготовке слушателей к поступлению в вуз. Наиболее эффективной подготовкой, на наш взгляд, является довузовское обучение со сроком не менее 8 месяцев. За этот период слушатели подготовительных курсов могут приспособиться к условиям обучения в вузе, утвердиться в правильности выбранного направления, влиться в студенческую среду, участвуя в научно-практических студенческих конференциях, систематизировать получен-