Научная статья на тему 'Индивидуализация проектной деятельности в рамках региональной программы «Наш дом - Южный Урал»'

Индивидуализация проектной деятельности в рамках региональной программы «Наш дом - Южный Урал» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИП ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДСТВА НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бунькова Маргарита Николаевна, Сутковая Надежда Валерьевна

В статье рассматриваются: а) индивидуальный подход как необходимое условие подготовки ребенка к учебной деятельности; б) проектная деятельность в рамках программы «Наш дом Южный Урал», в) современные формы взаимодействия с семьей по планированию и реализации принципа индивидуализации в дошкольном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация проектной деятельности в рамках региональной программы «Наш дом - Южный Урал»»

УДК 373

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «НАШ ДОМ - ЮЖНЫЙ УРАЛ»

Н.В. Сутковая

Частное образовательноеучреждение высшего образования «Русско - Британский Институт Управления», г. Челябинск.

М. Н. Бунькова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждение детский сад № 108, г. Челябинск.

В статье рассматриваются: а) индивидуальный подход как необходимое условие подготовки ребенка к учебной деятельности; б) проектная деятельность в рамках программы «Наш дом - Южный Урал», в) современные формы взаимодействия с семьей по планированию иреализации принципа индивидуализации в дошкольном образовании.

Ключевые слова: индивидуальный подход, принцип взаимодействия, принцип индивидуализации, проектная деятельность, средства народной культуры, патриотическое воспитание.

ФГОСДО об индивидуализации

ФЗ «Об образовании...» [6] фиксирует, что дошкольное образование «...направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста; на разностороннее развитие детей дошкольного возраста» [статья 64 ФЗ «Об образовании...»] с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В другом документе о стандартизации профессионально-педагогической деятельности подчеркивается, что дошкольное образование ориентировано на индивидуализацию в процессе освоения содержания образовательных программ детьми дошкольного возраста [5].

Дошкольное образование, в рамках пяти образовательных областей, позволяет обеспечить социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие ребенка, приобщить детей к общечеловеческим ценностям, организовать взаимодействие с семьей и, таким образом, его полноценную социализацию [10; 11]. Достижение этих задач обеспечивается и реализацией принципа индивидуализации, как приоритета Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).

В условиях реализации ФГОС ДО, средства и методы структурируются так, что позволяют ребенку проявлять самостоятельность в выборе материала, для этих целей разрабатываются проекты, которые моделирует исследовательское мышление. Индивидуализация направлена на преодоление несоответствия между уровнем, который задает образовательная программа, и реальными возможностями и особенностями конкретного ребенка [7].

Генезис феномена «индивидуализация»

В 90-е гг. прошлого века индивидуальный подход в образовании приобрёл неизменный до настоящего времени вектор коррекционно-развивающей и (или) просто коррекционной

работы, усилив значимость приведения состояния конкретного ребенка в соответствие заданной извне норме. Такому положению дел, и ныне, способствует необоснованный, но ярко проявляемый эгоцентризм взрослых, обнаруживающий себя в стремлении мерить ребёнка «...относительно взрослых норм, приводящий к утрате понимания САМО-ценно-сти детства, механистическому отношению к ребёнку как ко «взрослому в миниатюре», и, даже более того, - как к «недоразвитому взрослому», у которого нет ещё, например, абстрактно-логического мышления, недостаточно развита речь или несовершенны некоторые движения. В такой логике процесс развития ребёнка представляется как простое количественное развёртывание во времени изначально заложенных свойств, что в целом и вызывает отношение к дошкольному детству, как периоду подготовки к жизни, периоду дефицитарных состояний, восполняемы с течением времени при условии непосредственного обучающего воздействия на него взрослых. За подобным отношением теряется понимание и признание ценности качественного своеобразия ребёнка как растущего, но настоящего, а не будущего человека» [2. С. 16].

Не следует понимать индивидуальный подход как некое разовое событие. Это принцип, фундаментальное основание, которое должно пронизывать собой и определять всю совокупность способов специально организованного воздействия на ребенка. Вместе с тем, на различных уровнях образования и социализации, в различных образовательных системах этот принцип проявляется по-разному с учетом особенностей обучающихся, дидактических задач, материально-технических и кадровых условий.

Принцип индивидуализации обеспечивает, прежде всего, воздействие на индивидуальные качества в направлении их позитивного развития, на элиминацию качеств негативных. Своевременное, позитивное социальное вмешательство педагогического работника позволяет избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания.

Конечно, реализация принципа индивидуализации предполагает большие временные затрат, проявления толерантности, эмпатии со стороны взрослого: его нужно оснастить компетенциями разбираться в сложных поведенческих реакциях ребенка на внешние воздействия. Индивидуализация является сегодня приоритетом дошкольного образования и должна органично вписываться в образовательный процесс современного ДОУ Индивидуальное воздействие на каждого должно обеспечить вовлечение всех детей в активную детскую деятельность, ориентированную на освоение содержания образования и социализации [10; 11].

Феномены «индивидуализация», «индивидуальный подход» многие века уже являются предметом внимания и ученых, и практиков российского и зарубежного образования и педагогики. Уже в трудах великого педагога Я.А. Коменского ясно намечены положения, которые ориентируют практику на то, что весь образовательный и социализационный процессы (обучение и воспитание) должно выстраивать, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Способом же их выявления и фиксации является «стандартизированное наблюдение» (статья 97 ФЗ «Об образовании...»), лежащее в основании мониторинга.

Достаточно широкий спектр приемов индивидуального воздействия разработал и предложил не менее великий русский педагог К.Д. Ушинский. При этом особое внимание он уделял профилактике дурных и формированию полезных привычек (способов поведения). Однако историческая ограниченность его разработок состоит в том, что он так и не предложил стандартных технологических решений, каких-то определенных рецептов, отдавая выбор вариантов воздействия профессиональной компетентности педагога, подчеркивая необходимость и возможность проявления педагогического творчества. Он так и не ответил на вопрос: педагогика? Наука? Или искусство?

Уже в советский период становления отечественной педагогики Н. К. Крупская также обсуждала в своих трудах принцип индивидуализации в образовании, социализации и

развитии детей. При этом, акцент она делала на необходимости развития, прежде всего, таких способностей, которые обеспечат подготовку детей к жизни, к практической деятельности, и которые необходимы для эффективной профессиональной деятельности. «.. .Есть целый ряд способностей, - писала она, - которые нужны для громадного числа профессий: например, зрительная память, глазомер, развитие чувства осязания, умение координировать своидвижения... » [3. С. 6].

Справедливым мы считаем и то, что эти способности надо начинать формировать не в школьном, а главным образом, в дошкольном возрасте.

Феномен «индивидуальный подход» не обошел своим вниманием и A.C. Макаренко. Однако он не ставил задачу рекомендовать какие-то специальные методы, но утверждал, что один и тот же метод (прием) можно диверсифицировать, исходя из определенных условий, в которых реализуется воздействие, и выраженности индивидуальных проявлений воспитанника в рамках конкретного временного отрезка. Только компетентность педагога позволяет ему избирать, из имеющегося в его распоряжении арсенала компетенций, адекватные формы, методы, приемы и средства воздействия в рамках конкретной, сиюминутной ситуации, при этом вся совокупность инструментов социального вмешательства обретет эффективность, если они будут находиться в гармоническом единстве и адекватны объекту воздействия.

Доверие к теоретическим разработкам A.C. Макаренко основывается на том, что все они подкреплены практикой, что все они фактически реализованы в его практической деятельности и в судьбах многих его воспитанников.

Процесс индивидуализации A.C. Макаренко связывал не только с врожденными особенностями человека, темпераментом, чертами характера и т.д., он также считал, что учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовки: «Цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но ихарактера...» [9. С. 19].

Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать и другие, пока не слишком ярко выраженные, но социально-одобряемые качества личности.

Сегодня ни у кого не вызывает сомнений то положение, что в основание индивидуализации должно быть заложено пристальное изучение и фиксация особенностей каждого ребенка. Так, в труде «Человек как предмет воспитания» К. Д. Ушинский сформулировал безусловную истину: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [3. С. 13].

Индивидуализация обеспечивает благоприятные условия для формирования познавательных сил, активности, склонности и дарований каждого обучающегося (воспитанника). В ней, как никто, особенно нуждаются, так называемые, трудные воспитанники: это, как правило, дети, не обладающие достаточным и необходимом арсеналом способов деятельности, а также дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, получающие задания от педагога, ненавязчиво учатся организованности, что ведет к отсутствию комплексов, к преодолению излишней застенчивости. Целесообразно построенная со-циализационно-образовательная программа обеспечивает формирование автономии и самостоятельности, позитивных привычек и способов поведения в организации своей деятельности, учебы, работы. «Параллельно с получением дошкольного образования и воспитания дети учатся работать в коллективе» [1. С. 12-15].

Некоторые исследователи (А. В. Петровский) определяют индивидуализацию как открытие и утверждение своего «Я», как выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, т. е. становление и осмысление индивидуальности. Мы же бу-

дем использовать определение, сформулированное С. М. Юсфиным и Н. Н. Михайловой: «Индивидуализация - процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признаёт себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности» [2. С. 34].

Актуализация феномена «индивидуализация»

Таким образом, индивидуализация - это самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесс, в котором содержатся все условия для развития воли и ответственности. Самореализация - не потакание собственным капризам, это умение анализировать, размышлять над своими многочисленными желаниями, интересами, соотнесение их со своими «могу - не могу», «можно - нельзя», умение выбирать направление действия, поступать вопреки другим мнениям [2].

В целом индивидуализация связана не столько с усвоением, сколько с познанием, исследованием, пробой, проверкой и выбором, что создаёт особую психологическую ситуацию между выбирающим (ребёнком) и тем, кто стремится повлиять на его выбор. Ребёнку важно иметь реальную возможность свободного выбора, чувствовать уверенность в своих силах. Тот, кто пытается помешать этому, доказывая обратное, вольно или невольно закрывает путь к развитию ребёнка. Тот, кто целенаправленно сохраняет эту возможность, помогая сделать выбор, принять решение, проявить себя в действии, пусть даже ошибочном, оказывает поддержку его развитию [2].

Индивидуальности невозможно обучить, и её невозможно воспитать - она рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать самого себя. Но для того чтобы данная способность развивалась, необходимо создавать ребёнку такие условия, при которых он сталкивался бы не только с желаниями и требованиями другого человека (родителя, педагога, сверстников), но и со своими собственными, преодолеть притягательность которых намного сложнее.

Мы столкнулись с тем, что наполнение самого содержания термина «индивидуализация» многозначно и, несмотря на его частое использование, достаточно расплывчато. Как правило, при изучении процесса индивидуализации развития личности на первый план выходит обсуждение феномена индивидуальности. Достаточно часто это понятие используется как синоним понятия «индивидуальный подход» [2. С. 15].

Соотношение проектирования и индивидуализации

Сущность образования детей дошкольного возраста определяет необходимость новых педагогических технологий, среди которых одним из ведущих является метод проектов. Нам представляется, что метод проектов, может стать одним из инструментов, обеспечивающих индивидуализацию.

Под проектом (в переводе с лытыни - брошенный вперед) мы понимаем отрезок жизни социальной группы или индивида, в рамках ко-торого дети (ребенок) вместе со взрослыми (педагогами и (или) родителями) реализуют некую и интересную, и поисковую, и развивающе-познавательную деятельность, а не просто выступают в качестве только ведомых, действующих по указанию в серии связанных одной темой занятий и игр.

Принципиально-своеобразными признаками проекта является временной интервал его реализации (пролонгированность) и открывающиеся при этом дидактические перспективы. Феномен «проект», в отличие от феномена «занятие» в традиционной практике, может длиться, при следующих условиях: «... у детей сохраняется интерес к выбранной тематике; взрослым удаётся поддерживать интерес детей и пополнять развивающую среду материалами, которые помогают разрабатывать тему, поддерживать её новыми идеями и ресурсами» [4. С. 7].

Если рассматривать проект, как информационно-образовательное пространство, то он предъявляется социуму как унифицированная, потенциальная возможность, а, при его реализации конкретной группой или индивидом, это информационно-образовательное пространство индивидуализируется, поскольку оно личностно окрашивается.

Мы придерживаемся той точки зрения, что образование - это некий контент, обеспечивающий наполнение конкретного индивида содержанием образования и может быть определено как индивидуально-структурированное информационно-образовательное пространство.

Такое понимание образования задает технологию обучения (воспитания), учитывающую:

- индивидуальность содержания обучения (форм, методов, приемов и средств);

-самостоятельность и избирательность обращения к источникам информации, конвертируемость (интерпретируемость) информации в личностные смыслы, освоенность способов хранения информации;

- возможности самоорганизации и саморегуляции учения, в ходе которого информация приобретает статус субъектного (личностного) знания;

- квалитативность (диагностируемое^) образованности и социализованности («учебных и внеучебных достижений») наиболее ярко проявляющихся в виде социальных и образовательных компетенциях [4].

Эти основания делают необходимым введение новых технологий, среди которых ведущим и становится обсуждаемый метод проектов.

Мы уже указывали, что проект может длиться, пока (а) у детей сохраняется к нему интерес, а (б) взрослые поддерживают его новыми идеями и ресурсами.

Такая организация проектной деятельности даёт каждому ребёнку возможность реа-лизовывать свои идеи и получать удовлетворение от действий в течение всего времени работы над проектом. Даже если ребёнок отсутствует по какой-то причине (например, болеет), не успевает за-вершить запланированное за один день (в ситуациях, когда деятельность увлекает и побуждает вносить новые дополнения, либо, когда ребёнка отвлекли от запланированного дела обязательные занятия со специалистом), у него есть возможность продолжить работу над проектом в последующие дни [4; 8].

Метод проектов увеличивает свою эффективность, если выстраивается на основе социального партнерства. И в этом направлении педагоги повышают свою компетентность: включение родителей в проектную деятельность становится одним из важнейших индикаторов профессиональной компетентности педагога.

Партнерство должно выстраиваться на основе проектов. Педагог должен овладеть компетенциями проектирования и научить этому родителей. Это высокий уровень сложности педагогической деятельности и компетентности. При этом, технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию. Педагог должен овладеть следующими компетенциями:

- готовность применять современные методики и технологии;

- включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнёрами, заинтересованными в качестве образования;

- способность организовывать сотрудничество воспитанников.

Проектная деятельность стала частью социализационно-образовательного процесса: педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают проекты с родителями, другими взрослыми, социальными партнерами [7]. Особенно широко представлена детская музейная проектная деятельность.

Об эффективном проекте «Наш дом - Южный Урал»

Программа «Наш дом - Южный Урал» раскрывает содержание, логику, объем работы с детьми дошкольного возраста, направленной на обеспечение воспитания и развития на

идеях народной педагогики. Информационная часть программного материала отражает познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, их взаимоотношениях в быту, семье, труде, особенностях отношения к природе, специфике игрового и речевого фольклора, особенностях изобразительного искусства.

Методическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации программы «Наш дом - Южный Урал» представляет собой взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на решение актуальных проблем через реализацию проекта: мини-музей «Наш дом Южный Урал».

Проект «Наш дом - Южный Урал»: содержание и структура

В рамках проекта педагог решает вместе с родителями следующие проблемы вопросы.

Проблемные вопросы:

- Как воспитывать у детей уважение к культурному и историческому прошлому Урала, к традициям?

- Как помочь детям во владении практическими навыками художественно-продуктивной и игровой деятельности средствами национальной культуры?

- Как донести до детей знания о прошлом и настоящем нашего края, почему Южный Урал называют «краем голубых озер»?

- Какой Южный Урал сегодня?

Цель:

- создание педагогических условий для формирования у дошкольников чувства любви к своему родному краю, своей малой родине. Приобщение к родной природе, культуре, традициям.

Задачи:

- создание предметно-развивающей среды в группе;

- формирование чувства привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу; бережного отношения к природе;

- прививать интерес и любовь к богатой природе Урала, ее культуре и традициям;

- продолжать знакомить детей с Великим сказочником П.П. Бажовым;

- воспитывать уважение к людям труда;

- познакомить с историей возникновения города Челябинска;

- закреплять знания детей о достопримечательностях родного города;

- объединение усилий семьи по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств;

- воспитание патриотизма, уважение к культурному наследию своего края средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово;

- упорядочить и закрепить информацию о символике городов Южного Урала.

Вид проекта:

Познавательный, творческий, открытый, групповой.

Продолжительность проекта:

долгосрочный (2 года).

Этапы проекта:

1. Этап реализации долгосрочного проекта в подготовительной группе.

Реализация проекта в подготовительной группе через региональный компонент:

- Оформление фотоальбома "Челябинск-прежде и теперь»;

- Оформление альбома "Будущее нашего города»;

- Оформление альбома «Военная техника»;

- Оформление фотоальбома "Наш дом- Южный Урал»;

-Выставка рисунков "Мой родной город», «Моя семья», «Дом где я живу»;

- Создание папки " Наши земляки-ветераны Великой Отечественной Войне;

- Экскурсия в библиотеку. Рассказ библиотекаря об образовании нашего города;

- Экскурсия в музей г.Челябинска;

- Экскурсия в Челябинский государственный краеведческий музей.

2. Этап - организация работы над проектом.

- Планирование совместной деятельности;

- Сбор и систематизация информации;

- Распределение материала по видам деятельности.

3. Этап - практическая деятельность по решению проблемы. Поисковая деятельность детей и взрослых:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Знакомство со сказами уральского писателя П.П.Бажова;

- Совместное изготовление макета «Пещера хозяйки медной горы»;

- Сбор коллекции «Камни Урала»;

-Изготовление макета «жилище народов Южного Урала»;

- Пошив костюмов для кукол (башкиры, русские).

4. Этап - презентация проекта «Наш дом - Южный Урал».

Презентации:

- Интегрированное занятие. Познавательное развитие и рисование. Тема: "Я здесь родился»;

-Презентация мини-музея «Наш дом-Южный Урал»; -Итоговый фотоальбом «80 лет Челябинской области».

И на пятом этапе предполагается проведение открытого мероприятия «В гостях у хозяйки медной горы» для детей подготовительной группы с задержкой психического развития. Цель: приобщать детей к истокам культуры родного края. Задачи:

- Закреплять у детей знания сказов П.П. Бажова;

- Прививать любовь и интерес к богатой природе Урала, гордость за свою малую Родину; -Развивать умения детей отвечать на вопросы, применять знания, полученные при

чтении художественной литературы;

- Формировать творческие способности детей;

- Развивать зрительно-двигательную и мелкую моторику рук. Организация развивающей среды:

-Макет пещеры «Хозяйки медной горы»; -Выставка книг П.П. Бажова и его портрет; -Выставка иллюстраций к сказам П.П. Бажова;

- Мини-музей «Наш дом - Южный Урал»; -Выставка камней и изделий из самоцветов; Предварительная работа:

- Чтение сказов П.П. Бажова, рассказывание детьми отрывков;

- Знакомство с биографией П.П. Бажова;

-Просмотр мультфильмов: «Серебряное копытце», «Огневушка-поскакушка», «Каменный цветок»;

- Знакомство с природой Урала через мини-музей «Наш дом Южный Урал» организованный в группе;

- Рассматривание иллюстраций, коллекций уральских камней и изделий из них; -Работа с родителями: поездка на экскурсию в краеведческий музей г. Челябинска;

- Подготовка детьми силуэтов из картона и пластилина (хозяйка медной горы, каменный цветок, малахитовая шкатулка) для украшения их бисером.

Материал для продуктивной деятельности:

- Бисер (крупный, мелкий разного цвета), бусинки, стразы;

- Пластиковые дощечки, силуэты изделий намазанные пластилином, салфетки.

Содержание национально-регионального компонента

1. Природа Урала

- Знакомство детей с растительным и животным миром края;

- Прививать экологически целесообразные нормы поведения.

2. Материальная культура.

- Знакомство с родным городом, его улицами, зданиями, культурной жизнью;

- Транспортные средства;

- Труд шахтёров.

3. Духовная культура.

- Народные обычаи, обряды, праздники;

- Народное творчество (сказки, детские игры, музыка, загадки, пословицы);

-Искусство (песни, танцы, литература, предметы декоративно-прикладного творчества).

Формы работы: занятия, интегрированные занятия; экскурсии; целевые прогулки; изобразительная деятельность; игры; чтение художественной литературы; рассматривание картин; слушание музыки; ручной труд; разгадывание загадок; разучивание стихов; наблюдения.

Мини-музей мы разместили в музыкальном зале, доступном месте для детей. Это значит, что в течение дня дети имеют возможность знакомиться с экспонатами музея, задавать вопросы воспитателям, развивать свои познавательные интересы, потребности и способности. Материал в мини-музее используется на занятиях и в повседневной жизни. В музее размещены фотоальбомы, папки, выставка изделий из дерева, макет хозяйки медной горы, символы района - герб и флаг, флаг России, карта региона (таблица 1).

Поэтапное погружение в проектную деятельность позволяет формировать личностные качества ребенка; умение работать в коллективе, умение обсуждать результаты деятельности, оказывать помощь друг другу. Дети получают новые знания в разных сферах окружающей действительности. Сотворчество пробуждает интерес к разным видам деятельности и формирует главную потребность - потребность в саморазвитии (таблица 2).

Таблица 1

Перспективное планированиеработы по патриотическому воспитанию в группе ЗПР

через следующие виды деятельности

Ознакомление с окружающим Творческая деятельность Работа вне занятий

Сентябрь -Беседа о городе Челябин-ске-рассматривание альбома «Мой родной город» Тематическая выставка детских рисунков «Родной край» Чтение сказки A.C. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Октябрь -Рассказ о русских богатырях Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Илье Муромце. -Беседа по картине В. Васнецова «богатыри» Изготовление богатырского шлема на занятиях по ручному труду, (оригами) Беседа по сказкам «В каких сказках упоминается о богатырях.

Ноябрь -Экскурсии в областной краеведческий музей г. Челябинска Рисование на тему «Я здесь родился» Рассматривание фотоальбома «Я живу на Урале» Изготовление с детьми русской избы и башкирской юрты.

Декабрь -Экскурсии в музей Лепка военной техники. Рассматривание альбома «Они защищали Родину»

Январь -Оформление с детьми газеты «Мой папа - защитник Отечества» -Разучивание стихотворений о Российской армии. Закрашивание шаблонов по военной технике (танки, самолёты, корабли) Конструирование военной техники из конструкторского набора «ЛЕГО»

Февраль -Участие в тематическом развлечении посвященном Дню защитника Отечества. -Беседа о защитниках Отечества с просмотром альбомов и слайдов. Комплексное занятие, по-свящённое Дня защитника Отечества (ознакомление с окружающим и конструирование (оригами)) Концерт, посвящённый Дню защитника Отечества. Оформление выставки рисунков «Наша Армия родная» Постройка снежной крепости на участке. Изготовление подарков мужчинам. Настольно-печатная игра «Танкисты»

Март -Разучивание пословиц, поговорок о доблести и любви к Родине Слушание военных маршей. Сюжетно-ролевая игра «Моряки» Чтение рассказа «Честное слово»

Апрель -Участие в тематическом развлечении, посвященном Дню Победы в городской детской библиотеке. Разучивание стихов и песен на военную тематику. Изготовление сувениров для ветеранов Великой Отечественной Войны.

Май -Беседа о ветеранах Великой Отечественной Войны -Рассматривание альбомов «Они сражались за Родину» «Великая Отечественная Война» Рисование на тему «Праздничный Салют над городом» Концерт для ветеранов Великой отечественной Войны. Тематическая выставка «Они сражались за Родину» Изготовление пригласительных открыток для ветеранов войны

Таблица 2

Перспективное планированиеработы порасширению представлении детей о традициях и обрядах народов Южного Урала, связанные с жилищем

Ознакомление с окружающим Творческая деятельность Работа вне занятий

Сентябрь Занятие в русской избе «Вечерки» Рисование на тему «Три девицы под окном» Чтение сказки A.C. Пушкина «Сказка о царе Салтане о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне- лебеди»

Октябрь Беседа «Мебель и утварь в старинной русской избе» Изготовление с детьми утвари и посуды для русской избы /на занятиях по ручному труду/ Развлечение «Капустник»

Ноябрь Беседа «Без чего дом не бывает?» Занятие ручной труд: изготовление старинной мебели в горницу Рассматривание альбома «Жилище народов Южного Урала»

Декабрь Экскурсия в областной краеведческий музей г.Челябинска (изготовление оберега «кувотка») Изготовление «доможила» - духа дома на занятии по ручному труду Новогодний праздник, украшение группы. Посиделки в русской избе, чтение стихотворений, загадок, пение русских народных песен

Январь Беседа «Старинные жилища народов Южного Урала» (изба, юрта) Комплексное занятие: изготовление скамьи из спичечных коробков для русской избы Развлечение «Святочное веселье» (колядки матушки зимы)

Февраль «Дом без посиделок, что церковь без народа» (рассказать детям о празднике «Масленица»), разучивание пословиц, поговорок Развлечение «В горнице». Русские народные хороводные игры «У дедушки Трифона», «Дед Сысой» Викторина для детей «Твои новые слова» (связанные с жильем)

Март Посещение детской библиотеки, участие в тематической беседе «Краеведение» Рисование «Укрась рушник» (в народном стиле) Развлечение «Здравствуй, масленица»

Апрель Беседа «Праздник Пасхи и весны» (разучивание стихов, песен) Рисование «Укрась пасхальное яйцо» Театрализованное представление «Пасха»

Май Тематическое занятие «Традиции моей семьи» (с привлечением татарских семей) Лепка «Юрта» Разучивание татарской народной хороводной игры «Темербай», башкирской народной хороводной игры «Юрта», фольклорный праздник «Ночные гулянья»

Предварительные выводы

Таким образом, наше исследование показывает, что в рамках объемлющего проекта, как например «Над дом - Южный Урал», возможно появление и создание минипроектов, на базе которых могут быть сформированы индивидуальные образовательные программы. Использование метода проектов позволяет индивидуализировать и содержание образования (социализации), и содержание обучения (воспитания), и материально-техническое оснащение с учетом возможностей ДОУ и семьи ребенка.

Эффективность социализационно-образовательного воздействия возрастает при включении в содержание индивидуальной программы регионального, краеведческого содержания.

Список литературы

1. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст] / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 240 с.

2. Михайлова-Свирская, Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста : по^собие для педагогов ДОО [Текст] / Л. В. Михайлова-Свирская. - М.: Просвещение, 2015. - 128 с. : ил. - (Работаем по ФГОС дошкольного образования).

3. Ковальчук, Л. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка : Пособие для воспитателя дет.сада [Текст] / Л. И. Ковальчук. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.

4. Михайлова-Свирская, Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО [Текст] / Л.В. Михайлова-Свирская. - М.: Просвещение, 2015.-95 с.: ил. - (Работаем по ФГОС дошкольного образования).

5. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550 [Текст].

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. -М.: Издательство «Омега-Л», 2013.- 134с. (Законы Российской Федерации).

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. - М.: Центр педагогического образования, 2014. - 32 с.

8. Шулаев, И. К. От образовательных сред к образовательному пространству: понятие, формирование, свойства [Электронный ресурс] / И. К. Шулаев, А. А. Веряев. - URL: http://www.informatika.ru.

9. Юркевич, В. С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек [Текст] / В. С. Юркевич. - М.: Знание, 1986. - 80 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология» №11).

10. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОС ДО [Текст] / С. Г. Молчанов II Детский сад от АдоЯ,- 2014. -№5,- С. 4-22.

11. Молчанов, С. Г. Как подготовить программу развития дошкольной образовательной организации [Текст] / С. Г. Молчанов II Детский сад от А до Я. - 2015. - № 5. - С. 26-39.

INDIVIDUALIZATION PROJECT ACTIVITIES UNDER THE REGIONAL PROGRAM "SOUTH URAL IS OUR HOME»

N. V. Sutkovaya

Private educational institution of higher education «Russian - British Institute of Management», Chelyabinsk, [email protected]

M. N. Bunkova

Municipal budgetpreschool educational institution Kindergarten number 108, Chelyabinsk, [email protected]

The article deals with: a) an individual approach as a necessary conditionfor the preparation of the childfor learning activities; b) project activities under the program «Our Home - South Ural», c) modernforms of interaction withfamily planning and implementation of the principle of individualization inpreschool education.

Keywords: individual approach, the interaction principle, the principle of individuation, the project activity, a means of popular culture, patriotic education.

References

1. Bolotina, L. R., Komarova, T. S. and Baranov, S. P. (1997) Doshkolnaya pedagogika [=Preschool Pedagogy], 2-е izd., Moscow, Izdatelskiy tsentr «Akademiya», 240 p. (In Russ.).

2. Mihaylova-Svirskaya, L. V. (2015) Individualizatsiya obrazovaniya detey doshkolnogo vozrasta [=Personalisation education of preschool age children], Moscow, Prosveschenie, 128 p. (In Russ.).

3. Kovalchuk, L. I. (1985)Individualnyiypodhodv vospitanii rebenka [^Individual approach to child rearing], 2-е izd., dop., Moscow, Prosveschenie, 112 p. (In Russ.).

4. Mihaylova-Svirskaya, L. V. (2015) Metod proektov v obrazovatelnoy rabote detskogo sada: posobie dlya pedagogov DOO [=Method of projects in the educational work of kindergarten], Moscow, Prosveschenie, 95 p. (In Russ.).

5. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 N 544n «Ob utverzhdenii professionalnogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatelnost v sfere doshkolnogo, nachalnogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel, uchitel)» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 06.12.2013 N30550) (2013) [=Order of the Ministry of Labor of Russia from 18.10.2013 N 544n «On approval of the professional standard» The teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general, secondary education) (tutor, teacher)» (Registered in the Ministry ofJustice ofRussia 06.12.2013 N 30550)]. (In Russ.).

6. Federalnyiy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» (2013) [=Federal Law «On Education in the Russian Federation»], Moscow, Izdatelstvo «Omega-L», 134 p. (In Russ.).

7. Federalnyiy gosudarstvennyiy obrazovatelnyiy standart doshkolnogo obrazovaniya (2014) [=The federal state educational standards of preschool education], Moscow, Tsentr pedagogicheskogo obrazovaniya, 32 p. (In Russ.).

8. Shulaev, I. K. and Veryaev, A. A. (1997) Ot obrazovatelnyih sred к obrazovatelnomu prostranstvu: ponyatie, formirovanie, svoystva [=From educational environments to the educational space: the concept, formation, properties], available at: http://www.informatika.ru, accessed 23.05.2016. (In Russ.).

9. Yurkevich, V. S. (1986) Ob individualnompodhode v vospitanii volevyihprivyichek [=On an individual approach in education volitional habits], Moscow, Znanie, 80 p. (In Russ.).

10. Molchanov, S. G. (2014) Как ispolnit IV razdel novogo FGOS DO [=How to perform a new section IV of the GEF PE], in: Detskiy sad otAdoYa [=Kindergarten from A to Z], no. 5, pp. 4-22. (In Russ.).

11. Molchanov, S. G. (2015) Как podgotovit programmu razvitiya doshkolnoy obrazovatelnoy organizatsii [=How to prepare the program of development of preschool educational organizations], in: Detskiy sad ot A do Ya [=Kindergarten from A to Z], no. 5, pp. 26-39. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сутковая Надежда Валерьевна — частное образовательное учреждение высшего образования «Русско-Британский Институт Управления».

[email protected]

Бунькова Маргарита Николаевна — муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 108, г. Челябинска.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.