Проблемы двигательной активности и спорта
УДК 796.015
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Р.В. Хоменко, *Н.Ф. Полозкова
Южно-Уральский государственный университет; *Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск
Индивидуализация рассматривается в качестве важнейшей проблемы спорта высших достижений, ведущего принципа, основной формы управления спортивной подготовки, ключевого фактора самореализации личности в спортивной деятельности. Под индивидуализацией подготовки спортсменов высокой квалификации следует понимать выявление предрасположенности (индивидуальных особенностей) и перспективности (индивидуальных возможностей) специализации в различных дисциплинах, определение критериев (обобщенные, групповые и индивидуальные модели спортивного мастерства) и факторов (обобщенные, групповые и индивидуальные модели основных структур подготовки) достижения максимальных спортивных результатов.
Ключевые слова: неопределенность, индивидуализация, алгоритм, модель, высококвалифицированные спортсмены.
Неопределенность пронизывает все современное общество. И чем определеннее пытаются себя вести люди, как ни странно, неопределенность только усиливается. Современная теория спорта содержит в себе существенные элементы неопределенности, проявляющиеся в широком спектре методологических подходов к исследованию и технологиям построения спортивной подготовки [6, 7, 20, 21, 5]. Значительная неопределенность связана, во-первых, с чрезвычайной сложностью (до конца во многом непознанной) организма человека и его поведения как объекта управления; во-вторых, с высокими (часто предельными) психоэмоциональными и физическими нагрузками, экстремальными условиями тренировочной и соревновательной деятельности, постоянным ростом спортивных достижений; в-третьих, с наличием несоответствия между постоянно увеличивающимися требованиями к подготовленности спортсменов и ограниченными адаптационными возможностями их организма. Данное несоответствие усугубляется в условиях снижения физических и психических возможностей детей и подростков, игнорирования закономерностей возрастного развития организма, ранней специализацией и интенсификацией спортивной подготовки, активного использования различных (в том числе и запрещенных) средств восстановления и стимуляции спортивной
работоспособности [9, 4, 5, 12, 13]; в-четвертых, постоянно снижающимися результатами российских спортсменов на международной арене при констатации высокого уровня развития спортивной науки. Последнее можно объяснить невостре-бованностью (или неспособностью) к использованию результатов научных исследований со стороны практических работников, излишней «теорети-зированностью» научных материалов. Преодоление (снижение) неопределенности, придание процессу спортивной подготовки все большей упорядоченности возможно через конструктивную деятельность. Конструктивный подход имеет в виду эффективное построение спортивной подготовки в условиях постоянной изменчивости и подвижности моделей спортивного мастерства с одной стороны, и технологий их реализации с другой.
Обозначенные реалии выдвигают на первый план необходимость осмысления ведущих направлений совершенствования системы спортивной подготовки. В ряду приоритетно важных из них следует отметить индивидуализацию процесса спортивной подготовки. Последняя является важнейшей проблемой спорта высших достижений, ведущим принципом и основной формой управления спортивной подготовкой, ключевым фактором самореализации личности в спортивной деятельности. Данная тенденция в определенной мере
проявляется в научных исследованиях и (фрагментарно) на практике через антропологическое насыщение подходов к организации спортивной подготовки, поиск природосообразных средств, методов и форм тренировочной и соревновательной деятельности [19, 20, 14, 25, 4, 5, 11]. Последнее детерминирует существенную перестройку процесса подготовки спортсменов высокого класса, для которой необходимо: углубить теоретикометодологическую базу индивидуализации спортивной подготовки; разработать алгоритм и раскрыть педагогические возможности индивидуализации тренировочной и соревновательной деятельности.
Вместе с тем данные ограничения играют роль своеобразного тормоза в видах спорта (в частности в скоростном беге на коньках, тяжелой атлетике и единоборствах), где широкий диапазон соревновательных дисциплин значительно затрудняет экстраполяцию общих положений индивидуализации на процесс подготовки и успешное выступление в конкретных дисциплинах.
В любой сфере человеческой деятельности эффект существенно повышается, если предъявляемые требования в полной мере соответствуют индивидуальным возможностям и особенностям организма человека. Вместе с тем в настоящее время происходит определённая трансформация в понимании природы и сущности индивидуальности, наблюдается осознание самоценности и неповторимости человеческой индивидуальности, в том числе и для спортивной деятельности [18-21, 1,25,23,24].
Индивидуальность понимается как неповторимое своеобразие человека, как противоположность общего, типичного. Представление об индивидуальности как о помехе, отклонении от нормы, побочном продукте или даже артефакте эволюции всё больше вытесняется пониманием значения индивидуальности как необходимо закономерного процесса и результата эволюционного развития, основы и движущей силы всех видов общения и объединения людей. Проявляясь в форме разнообразных способностей, природные различия людей составляют основу развития индивидуальности.
Развитие, усложнение, совершенствование различных видов человеческой деятельности осуществляется во многом за счёт нестандартности, неповторимости действий. И чем выше уровень сложности деятельности, тем больше вариативность обеспечивает её дальнейший прогресс и эффективность. Это справедливо и по отношению к двигательной и, в частности, спортивной деятельности. Талантливые спортсмены с наследственно обусловленной предрасположенностью к конкретной двигательной деятельности встречаются крайне редко. К тому же их одаренность часто имеет ярко выраженное индивидуальное проявление, определяющее необходимость её объективной диагностики и разработку соответствующей методи-
ки подготовки. Установлено, что достижение высокого спортивного мастерства осуществляется различными путями с использованием оригинальных технологических решений [19-21, 3,24].
Достаточно широкое распространение нашел подход, связанный с разработкой обобщенных, групповых и индивидуальных моделей тренировочной и соревновательной деятельности [19-21]. Индивидуальные модели разрабатываются для отдельных спортсменов и опираются на данные длительного исследования и индивидуального прогнозирования структуры соревновательной деятельности и подготовленности конкретного спортсмена, его реакций на задаваемые нагрузки и т.п. В результате получают самые различные индивидуальные модели соревновательной деятельности, различных сторон подготовленности, модели тренировочных сеансов, занятий, микроциклов, непосредственной подготовки к соревнованиям и др.
Обоснование и построение данных моделей должно содержать с одной стороны обусловленное родовым опытом поведение спортсменов, определенное в общих чертах, выраженное в тенденции, а с другой стороны - в силу специфичности индивидуального двигательного опыта, неповторимости конкретной ситуации, - поведение индивидуума, содержащее элементы неопределенности, вариативности, отклонения. При этом у спортсменов самой высокой квалификации довольно часто наблюдается проявление исключительно сильных сторон подготовленности при весьма заурядном развитии остальных её компонентов. В данном случае кажущиеся недостатки в подготовленности высококвалифицированных спортсменов выступают в качестве закономерного продолжения их сильных сторон. Способность превращать свои недостатки в достоинства встречается на самых разных уровнях и определяется как «суперкомпенсация» или «усиление вследствие своей недостаточности». В практическом плане это находит выражение в том, что у спортсменов, имеющих ярко выраженную индивидуальность наибольший эффект наблюдается при включении нагрузок, ориентированных на максимальное развитие индивидуальных признаков и устранение явных диспропорций в структуре подготовленности [19-21].
В последнее время высказывается мнение целесообразности обоснования общей стратегии индивидуализации подготовки на основе знаний о генетических особенностях спортсменов и фенотипических механизмах адаптации к специфическим условиям спортивной деятельности [14].
Под индивидуализацией подготовки спортсменов высокой квалификации следует понимать выявление и реализацию предрасположенности и перспективности к специализации в различных дисциплинах. При этом алгоритм индивидуализации подготовки предполагает систему операций по эффективному применению тренировочных, соревновательных воздействий и обеспечивающих
их факторов, построенных по строго определенным правилам, последовательное выполнение которых приводит к достижению максимальных результатов в спортивной дисциплине, являющейся предметом специализации.
Результаты теоретических и экспериментальных исследований убедительно свидетельствуют о том, что наиболее высокие спортивные результаты могут быть достигнуты при установлении закономерностей и индивидуальных особенностей взаимосвязи задаваемых нагрузок и адаптационных реакций различной срочности, выраженности и направленности [8, 19,23, 17].
При обосновании и построении программ подготовки необходимо определение достаточного максимума соответствующих по направленности к структурно упорядоченным нагрузкам, обеспечивающим получение запрограммированных двигательных действий и тренировочных эффектов срочного, отставленного и кумулятивного (устойчивого и долговременного) характера в индивидуальном проявлении. В данном случае нагрузки и условия их реализации выполняют роль «ключа», который открывает «замок» в виде формирования в организме спортсменов необходимых адаптационных перестроек, т.е. срабатывает феномен «узнавания» [26,2].
В этом плане управление индивидуальным развитием двигательного потенциала спортсменов в процессе многолетней подготовки включает следующую последовательность операций:
1) выявление психофизиологических задатков как биологически закрепленных предпосылок развития;
2) определение задатков позволяет установить предрасположенность к конкретной двигательной деятельности;
3) выраженность данной предрасположенности обуславливает степень перспективности спортсменов;
4) разработку и реализацию программ тренирующих воздействий, обеспечивающих полноценную реализацию индивидуальных особенностей (предрасположенности) и возможностей (перспективности) организма спортсменов в направлении достижения максимальных спортивных результатов [24].
Данный цикл управления индивидуальным повышением двигательного потенциала должен предполагать прогноз развития конкретного вида (отдельной дисциплины) спорта: рост спортивных результатов, установление факторов их определяющих и критериев отражающих (системообразующих факторов, факторов формирования, обеспечения и реализации спортивного мастерства).
Содержание индивидуализации процесса подготовки предполагает выявление предрасположенности (индивидуальных особенностей) и перспективности (индивидуальных возможностей) к специализации в различных дисциплинах, определе-
ние критериев (обобщенные, групповые и индивидуальные модели спортивного мастерства) и факторов (обобщенные, групповые и индивидуальные модели основных структур подготовки) достижения максимальных спортивных результатов.
Известно, что многие качества, способности и свойства человека, такие как телосложение, силовые и скоростные способности, виды выносливости, свойства нервной системы и т.д. генетически детерминированы и передаются по наследству. Формирование, развитие и проявление этих качеств, способностей и свойств в течение жизни подчинены сложной цели взаимодействия как внутренних (генетических) факторов, так и внешнего влияния окружающей среды. В результате этого взаимодействия наследственные признаки могут проявляться полностью или частично. В формировании таких признаков путем многочисленных биохимических взаимодействий принимают участие продукты многих генов. В этом плане следует говорить о наследовании определенной генетической предрасположенности к формированию различных двигательных качеств и способностей, развитие которых зависит от условий окружающей среды. При условиях жизнедеятельности (двигательной активности, питании, режиме и т.д.) у людей с различной генетической предрасположенностью двигательные качества и способности формируются по-разному. Следовательно, выяснение генетической предрасположенности конкретных людей позволит значительно повысить эффективность отбора в спорте и судить о пределах физической работоспособности организма уже в раннем возрасте [22].
О наследственной, индивидуально выраженной предрасположенности спортсменов к конкретной двигательной деятельности свидетельствуют, по крайне мере, два часто встречающихся в спортивной практике факта. Спортсмены, осуществляющие подготовку по различным программам, достигают примерно одинакового уровня спортивного мастерства. И наоборот, при использовании одних и тех же программ могут демонстрироваться различные результаты.
У высококвалифицированных спортсменов наиболее объективным и интегральным критерием предрасположенности и перспективности является соревновательная результативность в конкретных дисциплинах. При этом даже при практически одинаковых программах подготовки у спортсменов отчетливо проявляется предрасположенность к более успешному выступлению в отдельных дисциплинах. Последнее позволяет считать, что индивидуальное проявление в соревновательной деятельности базируется на задатках (генетически обусловленная предрасположенность) к конкретной двигательной деятельности. В данном случае внутренний (генетический) фактор является ведущим, определяющим направление специализации и индивидуализации, тогда как внешний (задавае-
Соревновательная деятельность в различных дисциплинах и прогноз ее изменения
а і Г
Факторы и критерии достижения планируемой соревновательной деятельности
Формирующие Обеспечивающие Реализующие
Обобщен- ные Є —► Групповые —► Индивиду- альные й «—1 Индивиду-► альные Ъ 4— Групповые Обобщен- ные
Модели программ подготовки (упражнения, тренировочные сеансы, занятия, дни, микроциклы, мезоциклы, этапы, периоды) Модели спортивного мастерства (общий и специальный компоненты)
Алгоритм индивидуализации подготовки высококвалифицированных спортсменов
мые нагрузки и условия их выполнения) обеспечивает степень реализации внутреннего фактора. Наблюдается проявление феномена «узнавания» как соответствие задаваемых нагрузок наследственно обусловленным предпосылкам спортивного мастерства (задатки), уровню подготовленности (общие и специальные способности) и текущему состоянию. В данном случае индивидуальные программы подготовки выполняют роль «ключа», который открывает «замок» в виде формирования в организме спортсменов адаптационных (накопление структурных элементов органов и тканей; совершенствование координационной структуры движений и двигательных действий; повышение эффективности регуляторных механизмов, обеспечивающих согласованную деятельность различных компонентов функциональной системы; психическое приспособление к особенностям соревновательной деятельности, средствам тренировочного воздействия, условиям тренировки и соревнования) перестроек, определяющих полноценную реализацию индивидуальных особенностей (предрасположенности) и возможностей (перспективности) организма спортсменов в конкретных дистанциях [17, 3, 24].
Проведенные теоретико-экспериментальные исследования позволили предложить следующий алгоритм индивидуализации процесса подготовки спортсменов высокой квалификации (см. рисунок).
Алгоритм включает: характеристику соревновательной деятельности, предполагаемую динамику и продолжительность ее достижения; установ-
ление факторов определяющих и критериев отражающих планируемую соревновательную деятельность; разработку моделей спортивного мастерства и программ подготовки.
Соревновательная деятельность, достижение которой связано с выходом спортсменов на уровень заданных результатов является тем системообразующим фактором, который определяет структуру и содержание процесса подготовки на конкретном этапе спортивного совершенствования.
Важным моментом является и наличие прогностической составляющей, включающей установление особенностей изменения соревновательной деятельности и её индикаторов на определенную перспективу (в рамках этапа многолетней подготовки, олимпийского цикла и т.д.)
Достижение запланированного уровня соревновательной деятельности осуществляется за счет факторов формирования (задаваемые нагрузки и условия их выполнения), критериев обеспечения (общий компонент подготовленности) и реализации (специальный компонент подготовленности) мастерства спортсменов высокой квалификации. При этом одни и те же критерии обеспечения и реализации спортивного мастерства в различных дисциплинах (соразмерность в специальной физической подготовленности, эффективность энергообеспечения, резистентность к стрессовым воздействиям, интенсивность восстановительных процессов) отражают неодинаковые по уровню своего проявления параметры подготовленности. Последнее свидетельствует о различных механизмах
формирования, обеспечения и реализации специфических компонентов работоспособности высококвалифицированных спортсменов в различных дисциплинах (дистанциях, весовых категориях и т.д.). Данные компоненты определяют способность к максимальной функциональной и двигательной активности при выполнении соревновательных (конкретные дисциплины) и предельных специфических (ориентированных на подготовку к данным дисциплинам) тренировочных нагрузок в условиях значительного изменения внутренней среды организма.
Факторы и критерии достижения (формирования, обеспечения и реализации) предполагают разработку обобщенных (характерных для вида спорта в целом), групповых (отражающих специфику требований к высокому уровню результативности в конкретных дисциплинах) и индивидуальных (опирающихся на индивидуальные возможности и особенности отдельных спортсменов относительно различных дисциплин) моделей.
Принципиально важным является взаимодействие, взаимовлияние различных составляющих алгоритма индивидуализации процесса подготовки. Соревновательная деятельность и прогноз ее изменения определяет основные параметры планируемых нагрузок, конкретизируемых в индивидуальных моделях различных структур подготовки (контур abef) и компоненты спортивного мастерства, реализуемые в индивидуальных моделях подготовленности (контур acgh). Итоговой, результирующей операцией реализации предложенного алгоритма является «стыковка» индивидуальных моделей программ подготовки («ключ») и уровня спортивного мастерства («замок»), обеспечивающих достижение прогнозируемого уровня соревновательной деятельности (итоговый контур abef ->d <-hgca).
Литература
1. Авдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Авдеев. - М.: ВЛДОС, 1994. -336 с.
2. Афанасьев, ВТ. Мир живого: Системность, эволюция и управление / ВТ. Афанасьев. — М.: Политиздат, 1986. - 334 с.
3. Бажанов а, С. В. Индивидуализация тренировочного процесса высококвалифицированных конькобежек: дис. ... канд. пед. наук. / С.В. Бажа-нова. — Челябинск, 1998. - 154 с.
4. Бальсевич, В. К. Контуру новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса /
В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2001. —N2 4.— С. 9—10.
5. Бальсевич, В.К Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. -1999. -№ 4.- С. 21-26, 39-40.
6. Верхошанский, Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки /
Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. —1998. -№ 7. - С. 41-54.
7. Верхошанский, Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. — 1988. —№ 2. — С. 21-26, 39—42.
8. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. -М.: Физкультура и спорт, 1985. -176 с.
9. Воробьев, А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация / А.Н. Воробьев. - М.: Физкультура и спорт, 1989. —272 с.
10. Губа, В.П. Особенности индивидуализации двигательных способностей в подготовке юных спортсменов / В.П. Губа // Теория физической культуры: воспитание, образование, тренировка. — 2009.-Nq 2.-С. 41-44.
11. Запорожанов, В.А. Индивидуализация -важнейшая проблема спорта высших достижений / В.А. Запорожанов // Теория и практика физической культуры. — 2002. —№7.—С. 62-63.
12. Ким, В.В. Любительский спорт как придаток международных производственных монополий / В.В. Ким // Теория и практика физической культуры. -1999. —Nq 7.- С. 8-15.
13. Куликов, Л.М. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения: моногр. / Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков, С.А. Ярушин. - Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2009. -27 с.
14. Куликов, Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация здоровье / Л.М. Куликов // Физкультура, образование, наука. Физкультура и спорт. —1977. — 280 с.
15. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1977. -280 с.
16. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
17. Медведева, Г.Е. Предрасположенность конькобежек высокой квалификации к спринтерским и многоборным дистанциям: автореф. дис ... канд. пед. наук/Г.Е. Медведева; УралГАФК. - Челябинск, 1997. - 26 с.
18. Пилоян, P.A. Индивидуализация подготовки спортсменов в видах единоборств: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / P.A. Пилоян. - М., 1985. -48 с.
19. Платонов, В.Н. Адаптация в спорте / В.Н Платонов. - Киев: Здоровья, 1988. -214 с.
20. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. — Киев: Олимпийская литература, 1997. — 584 с.
21. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. -Киев: Олимпийская литература, 2004. — 808 с.
22. Рогозкин, В. Спортивная генетика: состояние и перспективы / В. Рогозкин // Современ-
ные проблемы физической культуры и спорта: материалы всерос. науч. конф., посвященной 70-летию Санкт-Петербурского НИИ физической культуры. — СПб.: Изд-во «Шатон», 2003. -
С. 265-269.
23. Рыбаков, В.В. Особенности проявления взаимосвязи задаваемых нагрузок и адаптационных реакций в организме квалифицированных лыжников-гонщиков/В.В. Рыбаков, Л.М. Куликов// Теория и практика физической культуры. - 1995. -№4.-С. 47-50.
24. Управление спортивной подготовкой: тео-
ретико-методологические обоснования / В.В. Рыбаков, A.B. Уфимцев, А.И. Федоров, М.Н. Ахмедза-нов. — М.: Спорт Академ. Пресс; Челябинск: ЧелГУ; ЧГНОЦ УрО РАО, 2003. - 480 с.
25. Сиротин, O.A. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / O.A. Сиротин - М., 1996. - 49 с.
26. Энгельгардт, В.А. О некоторых атрибутах жизни: иерархия, интеграция, «узнавание» / В.А. Энгельгардт // Вопросы философии. — 1976. — №7.-С. 65-81.
Поступила в редакцию 25 мая 2009 г.