Научная статья на тему 'Индивидуализация как фактор преодоления неопределенности в подготовке спортсменов высокой квалификации'

Индивидуализация как фактор преодоления неопределенности в подготовке спортсменов высокой квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1651
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / АЛГОРИТМ / МОДЕЛЬ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПОРТСМЕНЫ / UNCERTAINTY / INDIVIDUALIZATION / ALGORITHM / MODEL / HIGHLY QUALIFIED SPORTSMEN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хоменко Р. В., Полозкова Н. Ф.

Индивидуализация рассматривается в качестве важнейшей проблемы спорта высших достижений, ведущего принципа, основной формы управления спортивной подготовки, ключевого фактора самореализации личности в спортивной деятельности. Под индивидуализацией подготовки спортсменов высокой квалификации следует понимать выявление предрасположенности (индивидуальных особенностей) и перспективности (индивидуальных возможностей) специализации в различных дисциплинах, определение критериев (обобщенные, групповые и индивидуальные модели спортивного мастерства) и факторов (обобщенные, групповые и индивидуальные модели основных структур подготовки) достижения максимальных спортивных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хоменко Р. В., Полозкова Н. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individualization as a factor of passing uncertainty in the training of highly qualified sportsmen

Individualization is considered as one of the most important problems in the field of sport high-water marking, chief principle, and main form of organization of training, key factor of sport self-actualization. Speaking about training of high qualified sportsmen we mean detection of predisposition of individual features and individual potentialities of specialization in different disciplines, detection of criteria (generalized, generic grouped and individual models of sport mastership) and factors (generalized, generic grouped and individual models of main structures of training) in achievement of sport results.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация как фактор преодоления неопределенности в подготовке спортсменов высокой квалификации»

Проблемы двигательной активности и спорта

УДК 796.015

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Р.В. Хоменко, *Н.Ф. Полозкова

Южно-Уральский государственный университет; *Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Индивидуализация рассматривается в качестве важнейшей проблемы спорта высших достижений, ведущего принципа, основной формы управления спортивной подготовки, ключевого фактора самореализации личности в спортивной деятельности. Под индивидуализацией подготовки спортсменов высокой квалификации следует понимать выявление предрасположенности (индивидуальных особенностей) и перспективности (индивидуальных возможностей) специализации в различных дисциплинах, определение критериев (обобщенные, групповые и индивидуальные модели спортивного мастерства) и факторов (обобщенные, групповые и индивидуальные модели основных структур подготовки) достижения максимальных спортивных результатов.

Ключевые слова: неопределенность, индивидуализация, алгоритм, модель, высококвалифицированные спортсмены.

Неопределенность пронизывает все современное общество. И чем определеннее пытаются себя вести люди, как ни странно, неопределенность только усиливается. Современная теория спорта содержит в себе существенные элементы неопределенности, проявляющиеся в широком спектре методологических подходов к исследованию и технологиям построения спортивной подготовки [6, 7, 20, 21, 5]. Значительная неопределенность связана, во-первых, с чрезвычайной сложностью (до конца во многом непознанной) организма человека и его поведения как объекта управления; во-вторых, с высокими (часто предельными) психоэмоциональными и физическими нагрузками, экстремальными условиями тренировочной и соревновательной деятельности, постоянным ростом спортивных достижений; в-третьих, с наличием несоответствия между постоянно увеличивающимися требованиями к подготовленности спортсменов и ограниченными адаптационными возможностями их организма. Данное несоответствие усугубляется в условиях снижения физических и психических возможностей детей и подростков, игнорирования закономерностей возрастного развития организма, ранней специализацией и интенсификацией спортивной подготовки, активного использования различных (в том числе и запрещенных) средств восстановления и стимуляции спортивной

работоспособности [9, 4, 5, 12, 13]; в-четвертых, постоянно снижающимися результатами российских спортсменов на международной арене при констатации высокого уровня развития спортивной науки. Последнее можно объяснить невостре-бованностью (или неспособностью) к использованию результатов научных исследований со стороны практических работников, излишней «теорети-зированностью» научных материалов. Преодоление (снижение) неопределенности, придание процессу спортивной подготовки все большей упорядоченности возможно через конструктивную деятельность. Конструктивный подход имеет в виду эффективное построение спортивной подготовки в условиях постоянной изменчивости и подвижности моделей спортивного мастерства с одной стороны, и технологий их реализации с другой.

Обозначенные реалии выдвигают на первый план необходимость осмысления ведущих направлений совершенствования системы спортивной подготовки. В ряду приоритетно важных из них следует отметить индивидуализацию процесса спортивной подготовки. Последняя является важнейшей проблемой спорта высших достижений, ведущим принципом и основной формой управления спортивной подготовкой, ключевым фактором самореализации личности в спортивной деятельности. Данная тенденция в определенной мере

проявляется в научных исследованиях и (фрагментарно) на практике через антропологическое насыщение подходов к организации спортивной подготовки, поиск природосообразных средств, методов и форм тренировочной и соревновательной деятельности [19, 20, 14, 25, 4, 5, 11]. Последнее детерминирует существенную перестройку процесса подготовки спортсменов высокого класса, для которой необходимо: углубить теоретикометодологическую базу индивидуализации спортивной подготовки; разработать алгоритм и раскрыть педагогические возможности индивидуализации тренировочной и соревновательной деятельности.

Вместе с тем данные ограничения играют роль своеобразного тормоза в видах спорта (в частности в скоростном беге на коньках, тяжелой атлетике и единоборствах), где широкий диапазон соревновательных дисциплин значительно затрудняет экстраполяцию общих положений индивидуализации на процесс подготовки и успешное выступление в конкретных дисциплинах.

В любой сфере человеческой деятельности эффект существенно повышается, если предъявляемые требования в полной мере соответствуют индивидуальным возможностям и особенностям организма человека. Вместе с тем в настоящее время происходит определённая трансформация в понимании природы и сущности индивидуальности, наблюдается осознание самоценности и неповторимости человеческой индивидуальности, в том числе и для спортивной деятельности [18-21, 1,25,23,24].

Индивидуальность понимается как неповторимое своеобразие человека, как противоположность общего, типичного. Представление об индивидуальности как о помехе, отклонении от нормы, побочном продукте или даже артефакте эволюции всё больше вытесняется пониманием значения индивидуальности как необходимо закономерного процесса и результата эволюционного развития, основы и движущей силы всех видов общения и объединения людей. Проявляясь в форме разнообразных способностей, природные различия людей составляют основу развития индивидуальности.

Развитие, усложнение, совершенствование различных видов человеческой деятельности осуществляется во многом за счёт нестандартности, неповторимости действий. И чем выше уровень сложности деятельности, тем больше вариативность обеспечивает её дальнейший прогресс и эффективность. Это справедливо и по отношению к двигательной и, в частности, спортивной деятельности. Талантливые спортсмены с наследственно обусловленной предрасположенностью к конкретной двигательной деятельности встречаются крайне редко. К тому же их одаренность часто имеет ярко выраженное индивидуальное проявление, определяющее необходимость её объективной диагностики и разработку соответствующей методи-

ки подготовки. Установлено, что достижение высокого спортивного мастерства осуществляется различными путями с использованием оригинальных технологических решений [19-21, 3,24].

Достаточно широкое распространение нашел подход, связанный с разработкой обобщенных, групповых и индивидуальных моделей тренировочной и соревновательной деятельности [19-21]. Индивидуальные модели разрабатываются для отдельных спортсменов и опираются на данные длительного исследования и индивидуального прогнозирования структуры соревновательной деятельности и подготовленности конкретного спортсмена, его реакций на задаваемые нагрузки и т.п. В результате получают самые различные индивидуальные модели соревновательной деятельности, различных сторон подготовленности, модели тренировочных сеансов, занятий, микроциклов, непосредственной подготовки к соревнованиям и др.

Обоснование и построение данных моделей должно содержать с одной стороны обусловленное родовым опытом поведение спортсменов, определенное в общих чертах, выраженное в тенденции, а с другой стороны - в силу специфичности индивидуального двигательного опыта, неповторимости конкретной ситуации, - поведение индивидуума, содержащее элементы неопределенности, вариативности, отклонения. При этом у спортсменов самой высокой квалификации довольно часто наблюдается проявление исключительно сильных сторон подготовленности при весьма заурядном развитии остальных её компонентов. В данном случае кажущиеся недостатки в подготовленности высококвалифицированных спортсменов выступают в качестве закономерного продолжения их сильных сторон. Способность превращать свои недостатки в достоинства встречается на самых разных уровнях и определяется как «суперкомпенсация» или «усиление вследствие своей недостаточности». В практическом плане это находит выражение в том, что у спортсменов, имеющих ярко выраженную индивидуальность наибольший эффект наблюдается при включении нагрузок, ориентированных на максимальное развитие индивидуальных признаков и устранение явных диспропорций в структуре подготовленности [19-21].

В последнее время высказывается мнение целесообразности обоснования общей стратегии индивидуализации подготовки на основе знаний о генетических особенностях спортсменов и фенотипических механизмах адаптации к специфическим условиям спортивной деятельности [14].

Под индивидуализацией подготовки спортсменов высокой квалификации следует понимать выявление и реализацию предрасположенности и перспективности к специализации в различных дисциплинах. При этом алгоритм индивидуализации подготовки предполагает систему операций по эффективному применению тренировочных, соревновательных воздействий и обеспечивающих

их факторов, построенных по строго определенным правилам, последовательное выполнение которых приводит к достижению максимальных результатов в спортивной дисциплине, являющейся предметом специализации.

Результаты теоретических и экспериментальных исследований убедительно свидетельствуют о том, что наиболее высокие спортивные результаты могут быть достигнуты при установлении закономерностей и индивидуальных особенностей взаимосвязи задаваемых нагрузок и адаптационных реакций различной срочности, выраженности и направленности [8, 19,23, 17].

При обосновании и построении программ подготовки необходимо определение достаточного максимума соответствующих по направленности к структурно упорядоченным нагрузкам, обеспечивающим получение запрограммированных двигательных действий и тренировочных эффектов срочного, отставленного и кумулятивного (устойчивого и долговременного) характера в индивидуальном проявлении. В данном случае нагрузки и условия их реализации выполняют роль «ключа», который открывает «замок» в виде формирования в организме спортсменов необходимых адаптационных перестроек, т.е. срабатывает феномен «узнавания» [26,2].

В этом плане управление индивидуальным развитием двигательного потенциала спортсменов в процессе многолетней подготовки включает следующую последовательность операций:

1) выявление психофизиологических задатков как биологически закрепленных предпосылок развития;

2) определение задатков позволяет установить предрасположенность к конкретной двигательной деятельности;

3) выраженность данной предрасположенности обуславливает степень перспективности спортсменов;

4) разработку и реализацию программ тренирующих воздействий, обеспечивающих полноценную реализацию индивидуальных особенностей (предрасположенности) и возможностей (перспективности) организма спортсменов в направлении достижения максимальных спортивных результатов [24].

Данный цикл управления индивидуальным повышением двигательного потенциала должен предполагать прогноз развития конкретного вида (отдельной дисциплины) спорта: рост спортивных результатов, установление факторов их определяющих и критериев отражающих (системообразующих факторов, факторов формирования, обеспечения и реализации спортивного мастерства).

Содержание индивидуализации процесса подготовки предполагает выявление предрасположенности (индивидуальных особенностей) и перспективности (индивидуальных возможностей) к специализации в различных дисциплинах, определе-

ние критериев (обобщенные, групповые и индивидуальные модели спортивного мастерства) и факторов (обобщенные, групповые и индивидуальные модели основных структур подготовки) достижения максимальных спортивных результатов.

Известно, что многие качества, способности и свойства человека, такие как телосложение, силовые и скоростные способности, виды выносливости, свойства нервной системы и т.д. генетически детерминированы и передаются по наследству. Формирование, развитие и проявление этих качеств, способностей и свойств в течение жизни подчинены сложной цели взаимодействия как внутренних (генетических) факторов, так и внешнего влияния окружающей среды. В результате этого взаимодействия наследственные признаки могут проявляться полностью или частично. В формировании таких признаков путем многочисленных биохимических взаимодействий принимают участие продукты многих генов. В этом плане следует говорить о наследовании определенной генетической предрасположенности к формированию различных двигательных качеств и способностей, развитие которых зависит от условий окружающей среды. При условиях жизнедеятельности (двигательной активности, питании, режиме и т.д.) у людей с различной генетической предрасположенностью двигательные качества и способности формируются по-разному. Следовательно, выяснение генетической предрасположенности конкретных людей позволит значительно повысить эффективность отбора в спорте и судить о пределах физической работоспособности организма уже в раннем возрасте [22].

О наследственной, индивидуально выраженной предрасположенности спортсменов к конкретной двигательной деятельности свидетельствуют, по крайне мере, два часто встречающихся в спортивной практике факта. Спортсмены, осуществляющие подготовку по различным программам, достигают примерно одинакового уровня спортивного мастерства. И наоборот, при использовании одних и тех же программ могут демонстрироваться различные результаты.

У высококвалифицированных спортсменов наиболее объективным и интегральным критерием предрасположенности и перспективности является соревновательная результативность в конкретных дисциплинах. При этом даже при практически одинаковых программах подготовки у спортсменов отчетливо проявляется предрасположенность к более успешному выступлению в отдельных дисциплинах. Последнее позволяет считать, что индивидуальное проявление в соревновательной деятельности базируется на задатках (генетически обусловленная предрасположенность) к конкретной двигательной деятельности. В данном случае внутренний (генетический) фактор является ведущим, определяющим направление специализации и индивидуализации, тогда как внешний (задавае-

Соревновательная деятельность в различных дисциплинах и прогноз ее изменения

а і Г

Факторы и критерии достижения планируемой соревновательной деятельности

Формирующие Обеспечивающие Реализующие

Обобщен- ные Є —► Групповые —► Индивиду- альные й «—1 Индивиду-► альные Ъ 4— Групповые Обобщен- ные

Модели программ подготовки (упражнения, тренировочные сеансы, занятия, дни, микроциклы, мезоциклы, этапы, периоды) Модели спортивного мастерства (общий и специальный компоненты)

Алгоритм индивидуализации подготовки высококвалифицированных спортсменов

мые нагрузки и условия их выполнения) обеспечивает степень реализации внутреннего фактора. Наблюдается проявление феномена «узнавания» как соответствие задаваемых нагрузок наследственно обусловленным предпосылкам спортивного мастерства (задатки), уровню подготовленности (общие и специальные способности) и текущему состоянию. В данном случае индивидуальные программы подготовки выполняют роль «ключа», который открывает «замок» в виде формирования в организме спортсменов адаптационных (накопление структурных элементов органов и тканей; совершенствование координационной структуры движений и двигательных действий; повышение эффективности регуляторных механизмов, обеспечивающих согласованную деятельность различных компонентов функциональной системы; психическое приспособление к особенностям соревновательной деятельности, средствам тренировочного воздействия, условиям тренировки и соревнования) перестроек, определяющих полноценную реализацию индивидуальных особенностей (предрасположенности) и возможностей (перспективности) организма спортсменов в конкретных дистанциях [17, 3, 24].

Проведенные теоретико-экспериментальные исследования позволили предложить следующий алгоритм индивидуализации процесса подготовки спортсменов высокой квалификации (см. рисунок).

Алгоритм включает: характеристику соревновательной деятельности, предполагаемую динамику и продолжительность ее достижения; установ-

ление факторов определяющих и критериев отражающих планируемую соревновательную деятельность; разработку моделей спортивного мастерства и программ подготовки.

Соревновательная деятельность, достижение которой связано с выходом спортсменов на уровень заданных результатов является тем системообразующим фактором, который определяет структуру и содержание процесса подготовки на конкретном этапе спортивного совершенствования.

Важным моментом является и наличие прогностической составляющей, включающей установление особенностей изменения соревновательной деятельности и её индикаторов на определенную перспективу (в рамках этапа многолетней подготовки, олимпийского цикла и т.д.)

Достижение запланированного уровня соревновательной деятельности осуществляется за счет факторов формирования (задаваемые нагрузки и условия их выполнения), критериев обеспечения (общий компонент подготовленности) и реализации (специальный компонент подготовленности) мастерства спортсменов высокой квалификации. При этом одни и те же критерии обеспечения и реализации спортивного мастерства в различных дисциплинах (соразмерность в специальной физической подготовленности, эффективность энергообеспечения, резистентность к стрессовым воздействиям, интенсивность восстановительных процессов) отражают неодинаковые по уровню своего проявления параметры подготовленности. Последнее свидетельствует о различных механизмах

формирования, обеспечения и реализации специфических компонентов работоспособности высококвалифицированных спортсменов в различных дисциплинах (дистанциях, весовых категориях и т.д.). Данные компоненты определяют способность к максимальной функциональной и двигательной активности при выполнении соревновательных (конкретные дисциплины) и предельных специфических (ориентированных на подготовку к данным дисциплинам) тренировочных нагрузок в условиях значительного изменения внутренней среды организма.

Факторы и критерии достижения (формирования, обеспечения и реализации) предполагают разработку обобщенных (характерных для вида спорта в целом), групповых (отражающих специфику требований к высокому уровню результативности в конкретных дисциплинах) и индивидуальных (опирающихся на индивидуальные возможности и особенности отдельных спортсменов относительно различных дисциплин) моделей.

Принципиально важным является взаимодействие, взаимовлияние различных составляющих алгоритма индивидуализации процесса подготовки. Соревновательная деятельность и прогноз ее изменения определяет основные параметры планируемых нагрузок, конкретизируемых в индивидуальных моделях различных структур подготовки (контур abef) и компоненты спортивного мастерства, реализуемые в индивидуальных моделях подготовленности (контур acgh). Итоговой, результирующей операцией реализации предложенного алгоритма является «стыковка» индивидуальных моделей программ подготовки («ключ») и уровня спортивного мастерства («замок»), обеспечивающих достижение прогнозируемого уровня соревновательной деятельности (итоговый контур abef ->d <-hgca).

Литература

1. Авдеев, Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Авдеев. - М.: ВЛДОС, 1994. -336 с.

2. Афанасьев, ВТ. Мир живого: Системность, эволюция и управление / ВТ. Афанасьев. — М.: Политиздат, 1986. - 334 с.

3. Бажанов а, С. В. Индивидуализация тренировочного процесса высококвалифицированных конькобежек: дис. ... канд. пед. наук. / С.В. Бажа-нова. — Челябинск, 1998. - 154 с.

4. Бальсевич, В. К. Контуру новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса /

В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2001. —N2 4.— С. 9—10.

5. Бальсевич, В.К Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. -1999. -№ 4.- С. 21-26, 39-40.

6. Верхошанский, Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки /

Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. —1998. -№ 7. - С. 41-54.

7. Верхошанский, Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. — 1988. —№ 2. — С. 21-26, 39—42.

8. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. -М.: Физкультура и спорт, 1985. -176 с.

9. Воробьев, А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация / А.Н. Воробьев. - М.: Физкультура и спорт, 1989. —272 с.

10. Губа, В.П. Особенности индивидуализации двигательных способностей в подготовке юных спортсменов / В.П. Губа // Теория физической культуры: воспитание, образование, тренировка. — 2009.-Nq 2.-С. 41-44.

11. Запорожанов, В.А. Индивидуализация -важнейшая проблема спорта высших достижений / В.А. Запорожанов // Теория и практика физической культуры. — 2002. —№7.—С. 62-63.

12. Ким, В.В. Любительский спорт как придаток международных производственных монополий / В.В. Ким // Теория и практика физической культуры. -1999. —Nq 7.- С. 8-15.

13. Куликов, Л.М. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения: моногр. / Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков, С.А. Ярушин. - Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 2009. -27 с.

14. Куликов, Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация здоровье / Л.М. Куликов // Физкультура, образование, наука. Физкультура и спорт. —1977. — 280 с.

15. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1977. -280 с.

16. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

17. Медведева, Г.Е. Предрасположенность конькобежек высокой квалификации к спринтерским и многоборным дистанциям: автореф. дис ... канд. пед. наук/Г.Е. Медведева; УралГАФК. - Челябинск, 1997. - 26 с.

18. Пилоян, P.A. Индивидуализация подготовки спортсменов в видах единоборств: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / P.A. Пилоян. - М., 1985. -48 с.

19. Платонов, В.Н. Адаптация в спорте / В.Н Платонов. - Киев: Здоровья, 1988. -214 с.

20. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. — Киев: Олимпийская литература, 1997. — 584 с.

21. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. -Киев: Олимпийская литература, 2004. — 808 с.

22. Рогозкин, В. Спортивная генетика: состояние и перспективы / В. Рогозкин // Современ-

ные проблемы физической культуры и спорта: материалы всерос. науч. конф., посвященной 70-летию Санкт-Петербурского НИИ физической культуры. — СПб.: Изд-во «Шатон», 2003. -

С. 265-269.

23. Рыбаков, В.В. Особенности проявления взаимосвязи задаваемых нагрузок и адаптационных реакций в организме квалифицированных лыжников-гонщиков/В.В. Рыбаков, Л.М. Куликов// Теория и практика физической культуры. - 1995. -№4.-С. 47-50.

24. Управление спортивной подготовкой: тео-

ретико-методологические обоснования / В.В. Рыбаков, A.B. Уфимцев, А.И. Федоров, М.Н. Ахмедза-нов. — М.: Спорт Академ. Пресс; Челябинск: ЧелГУ; ЧГНОЦ УрО РАО, 2003. - 480 с.

25. Сиротин, O.A. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / O.A. Сиротин - М., 1996. - 49 с.

26. Энгельгардт, В.А. О некоторых атрибутах жизни: иерархия, интеграция, «узнавание» / В.А. Энгельгардт // Вопросы философии. — 1976. — №7.-С. 65-81.

Поступила в редакцию 25 мая 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.