УДК 796.8
ББК 4517.12
МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Р.В. Хоменко
Южно-Уральский государственный университет
INDIVIDUALIZED MANAGEMENT MODEL OF QUALIFIED WEIGHTLIFTERS’ PRE-COMPETITIVE TRAINING
R. Khomenko South Ural State University
Рассматривается проблема индивидуализации спортивной подготовки как ведущий принцип, основной способ управления и ключевой фактор самореализации личности в спортивной деятельности. Предложена модель индивидуализированного управления предсоревновательной подготовкой тяжелоатлетов высокой квалификации, включающая программно-методический, диагностический и результирующий блоки. Определена индивидуальная траектория достижения максимальных спортивных результатов в процессе предсоревновательной подготовки к основным соревнованиям.
Ключевые слова: квалифицированные тяжелоатлеты, предсоревнователъная подготовка, индивидуализированное управление, модель.
The problem of sports training individualization is reviewed as a leading principle, the basic way of management and the key factor of personal self-actualization in sports activity. Individualized management model of qualified weightlifters’ pre-competitive training is proposed. It includes program and methodical block, diagnostic and resultant blocks. The individual trajectory of maximum sports results achievement in the course of pre-competitive training before the basic competitions is identified.
Keywords: qualified weightlifters, pre-competitive training, individualized management, model.
Одним из перспективных направлений оптимизации процесса спортивной подготовки является установление соответствия личных ресурсов - индивидуальных особенностей и возможностей организма спортсменов - задаваемым нагрузкам и условиям их выполнения в конкретном виде спорта. Особую актуальность данная проблема приобретает в видах спорта с широким диапазоном соревновательных дисциплин, к числу которых следует отнести и тяжелую атлетику. Программа подготовки в любом структурном образовании должна быть разработана для каждого тяжелоатлета индивидуально с учетом возраста, пола, стажа занятий, весовой категории, природной предрасположенности, способности восстанавливаться и ряда других факторов [1].
Сложность решения данной проблемы во многом связана с тем, что талантливые спортсмены с наследственно обусловленной предрасположенностью к конкретной двигательной деятельности встречаются крайне редко. К тому же их одаренность часто имеет ярко выраженное индивидуальное проявление, определяющее необходимость её объективной диагностики и разработку соответствующей методики подготовки. При этом достижение высокого спортивного мастерства осуществляется различными путями с использованием оригинальных технологических решений [2, 4-6, 9].
С целью достижения наивысших спортивных результатов в структуре годовой подготовки выделяют относительно самостоя-
тельное структурное образование - этапы непосредственной подготовки к соревнованиям. Подготовка на данном этапе строится сугубо индивидуально и не вписывается в стандартные схемы. На ее организацию влияют следующие факторы: функциональное состояние спортсмена и уровень его подготовленности, степень устойчивости соревновательной техники, психическое состояние, индивидуальная реакция на тренировочные и соревновательные нагрузки и т. д. Предсоревнователь-ная подготовка включает устранение мелких недостатков в ходе предыдущей подготовки, совершенствование технических возможностей, целенаправленную психическую, тактическую и интегральную подготовку. В зависимости от состояния, в котором спортсмены подошли к началу предсоревновательного этапа, тренировка может быть построена преимущественно на основе нагрузочных микроциклов (МЦ), обеспечивающих дальнейшее повышение специальной подготовленности, или разгрузочных, способствующих ускорению процессов восстановления, предотвращению утомления, эффективному протеканию адаптационных процессов. С учетом сказанного этапы предсоревновательной подготовки строятся в виде специфического 3-5-недельного мезоцикла, а в других - приобретает черты отдельного непродолжительного (5-8 недель) макроцикла [5, 6].
Вместе с тем недостаточно разработана теоретико-методологическая база, отсутствуют научно обоснованные модели индивидуализации предсоревновательной подготовки в тяжелой атлетике. Требуется поиск действенных средств, методов и форм индивидуализации предсоревновательной подготовки, рациональных подходов к дозированию нагрузок, обеспечивающих повышение и полноценную реализацию двигательного потенциала тяжелоатлетов в основных соревнованиях сезона.
Исследования проводились с 2003 по 2010 гг. на базе факультета физической культуры и спорта, кафедры физического воспитания государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южно-Уральский государственный университет», кафедры биохимии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный университет физической культуры». Исследованием было охвачено 25 тяжелоатлетов в возрасте
17-23 лет, имеющих квалификацию кандидата в мастера спорта (КМС), мастера спорта (МС) и мастера спорта международного класса (МСМК). Выбор методов исследования осуществлялся в соответствии с задачами и особенностями исследования. Были использованы методы, апробированные в научной работе и практике подготовки квалифицированных спортсменов [1, 3, 7], выполняемые на теоретическом и экспериментально-эмпирическом уровнях. В процессе исследования была разработана модель индивидуализированного управления предсоревновательной подготовкой тяжелоатлетов высокой квалификации и определена ее эффективность в процессе подготовки к основным соревнованиям годичного макроцикла.
Основное содержание процесса индивидуализированного управления предсоревновательной подготовкой - это последовательность двух взаимосвязанных стадий: а) разработки и принятия решения и б) его реализации, т. е. две модификации управленческого решения (выбора альтернативы): теоретически найденного и практически реализованного.
Реализация решения является наиболее сложным, трудоемким и длительным этапом процесса управления. Вместе с тем это и самое слабое звено в управленческой деятельности, о чем свидетельствует часто наблюдающаяся в практике недостаточная эффективность реализованных решений.
Для успешной реализации принимаемых решений необходим механизм их осуществления, основными задачами которого являются разработка программы реализации; руководство реализацией; контроль исполнения; оценка результатов [8].
Имеющийся теоретико-методический материал, проведенные предварительные исследования и практический опыт подготовки квалифицированных тяжелоатлетов позволили предложить модель индивидуализированного управления предсоревновательной подготовки в тяжелой атлетике (рис. 1).
Модель отражает следующую последовательность педагогических операций.
1. Определение уровня специальной физической, технической, функциональной и психологической подготовленности. Специальная физическая подготовленность фиксировалась по результатам выполнения контрольных упражнений в рывке и толчке, параллельно (методом экспертных оценок) оценивалась техническая подготовленность в данных конт-
и
я
Р
О
н
тз
о
о
Я
К
3
о
2
в
X
о
а
о
о
2
п
ЕЙ
О
И
Я Й
з I
О ^
Н О
9 Р ° с
Кі-н м
о ^ I,
ы О
2 я
ы л
** о
5 ё
03
о й п> о 43 ^ £з л
-С
£э О4 Я
Е
я *
Я
- о ^
Я Ч ^
о »* 8
я
я
о
й _. 'і
к о
- Й
о
■О »
р ^ у
^ 5 о
о я С
" Й «
2 я о Я
н я
и- га
г» го *1 Я
я я
б ^ о >С Й я о
1^2 .§
О
я
О V! СИ Я
Є я о я
О г 0- О
£5' Д м
* 43 я
8 й й
2 й о
Й П И Я М Й
К і III
а
о
о
о
о
н
о
то
ф
о
-4
X
5
*
5
><
тз
я
£
со
ю
о
я я
85 о
Я; ЇЯ *1
о
Я ►ч
чз о
Ей я
*
43 я
Р
Я
15
О Я о о
!з я
СҐ Я о я я
О О4
я<
£
о
*2 о
ч р н р
я 43
я н
со р
Р Я щ
Я
Я о
я я н
43 я
8 &
в ё
о СҐ
Ь Й
3 *
я тз
О
н
63
я
I»
я
го
я
о
о
<л>
Й
о
н
ю
о
я
я
о
я<
Я И
о о
2 5
3 п м
ЇГ £ ’
о о Я
£ 3 :§*
>х о
п н
0 а пі
« * с ь ^ с
1 § 1
° 3 Я
§ 3 §
я 2
»о2
Кс • •
03
о
э я
О ЇГ ^5 О Н ^
О "О
г о & о
ЕС ч Е № я
ч о ® 2 § 2^4 О 5 О
СҐ
Я
о
К<
Теория и практика управления образованием
ствующей подготовки), сниженный (при наличии выраженного утомления, вызванного чрезмерно напряженной предшествующей подготовкой) и низкий (недостаточная подготовленность, обусловленная наличием травм, заболеваний).
Данные операции наряду с изучением литературного материала, анализом и обобщением передового практического опыта составили стадию разработки и принятия управленческого решения.
3. Программа формирования высокой специальной подготовленности (3—4 недели). В зависимости от исходных уровней специальной подготовленности планируются и реализуются следующие варианты построения данной программы. При оптимальном состоянии схемы предсоревновательной подготовки выглядят следующим образом: ударный МЦ —> восстановительный МЦ —> ударный МЦ —> восстановительный МЦ. Сниженный уровень специальной подготовленности предполагает следующее построение предсоревновательной подготовки: восстановительный МЦ —» поддерживающий МЦ —> восстановительный МЦ —> поддерживающий МЦ. Низкий уровень специальной подготовленности имеет в виду следующую программу: ударный МЦ -> ударный МЦ —» восстановительный МЦ —> ударный МЦ.
4. Методика формирования высокой специальной подготовленности. В рамках каждого варианта программы формирования высокой специальной подготовленности осуществлялась индивидуализация величины (объем и интенсивность) и особенностей дозирования (вариативное, равномерно снижающееся и равномерно повышающее) задаваемых нагрузок. При этом высокий уровень специальной подготовленности тяжелоатлетов обеспечивается достаточно стабильными, требующими длительного формирования и не подверженными резким колебаниям характеристиками -двигательные качества и способности, возможности важнейших функциональных систем, уровень технической, тактической, психологической подготовленности. Высокий уровень специальной подготовленности достигается в процессе целостной тренировочно-соревновательной деятельности как в течение предсоревновательной подготовки, так и в структурах, непосредственно предшествующих ей.
5. Оценка уровня специальной физической, технической, функциональной и психологической подготовленности по программе
комплексных обследований, проведенных перед началом этапа непосредственной подготовки к основным стартам.
6. Программа и методика формирования готовности к высшим достижениям (1-2 недели до основных соревнований). Данная готовность базируется на высоком уровне специальной подготовленности и предполагает своеобразную надстройку, включающую достаточно быстро формируемые компоненты, относящиеся к различным сторонам специальной физической, технической, функциональной, тактической и психологической подготовленности тяжелоатлетов, органически увязываемых с конкретной ситуацией, при анализе которых следует учитывать как внутренние факторы, влияющие на эффективность соревновательной деятельности (уровень специальной подготовленности), так и внешние, связанные с условиями конкретных соревнований. Состояние готовности к высшим достижениям, в отличие от состояния высокой специальной подготовленности, подвержено резким колебаниям, и его достижение является наиболее специфической и индивидуализированной частью подготовки тяжелоатлетов. Данное состояние характеризует лабильные слагаемые соревновательного потенциала спортсменов.
Результаты. При реализации программ предсоревновательной подготовки (с учетом исходного уровня специальной подготовленности) необходимо определить величины соответствующих по направленности и структурно упорядоченных нагрузок, обеспечивающих формирование готовности к высшим достижениям к моменту участия в основных соревнованиях (табл. 1).
При оптимальном (наилучшем для конкретного момента подготовки) уровне специальной подготовленности к моменту начала предсоревновательного этапа тяжелоатлеты демонстрировали наиболее высокие и четко структурно упорядоченные нагрузки. Высокий уровень работоспособности позволял им выполнять наибольшее количество подъемов штанги, использовать значительную величину среднего веса, демонстрировать выраженную вариативность в нагрузках основных МЦ (существенное снижение КПШ и среднего веса в фазе формирования готовности к высшим достижениям).
При сниженном (утомление) и низком (недостаточная подготовленность) уровнях специальной работоспособности к моменту начала
Вестник ЮУрГУ, № 3, 2011
Таблица 1
Дифференциация программы предсоревновательной подготовки квалифицированных тяжелоатлетов
Уровень специальной подготовленности Показатели нагрузок Фаза формирования высокой специальной подготовленности Фаза формирования готовности к высшим достижениям Общие параметры задаваемых
I МЦ II МЦ III МЦ IV МЦ ІМЦ II МЦ нагрузок
1 .Оптимальный: - средние значения КПШ 406 319 400 335 231 178 1869
КПШ, % 21,7 17,1 21,4 17,9 12,4 9,5 100,0
Ср. вес, % 73,3 72,0 74,7 75,9 70,4 68,0 73,4
- индивидуальные КПШ 350-510 240^40 300-520 250-420 190-270 170-200 1520-228
значения КПШ, % 19,9-24,3 15,5-19,3 19,7-22,8 16,4-18,8 9,6-15,0 7,5-11,2
Ср. вес, % 69,5-76,5 68,9-75,8 71,4-79,9 74,5-77,9 57,0-76,5 61,1-71,6 57,0-79,9
2.Сниженый: - средние значения КПШ 262 318 350 298 254 159 1641
КПШ, % 16,0 19,3 21,3 18,5 15,5 9,7 100,0
Ср. вес, % 74,3 72,5 76,3 77,1 77,2 72,7 75,0
- индивидуальные КПШ 245-300 305-335 345-360 190-375 210-300 150-175 1527-1752
значения КПШ, % 14,2-18,0 19,0-20,0 19,4-23,6 12,4-21,4 12,8-17,1 8,6-11,5 —
Ср. вес, % 69,2-77,5 65,1-77,6 76,2-76,6 74,1-81,2 74,8-79,5 69,2-78,7 68,1-81,2
3.Низкий: - средние значения КПШ 330 262 294 314 206 167 1573
КПШ, % 21,0 16,7 18,6 20,0 13,1 10,6 100,0
Ср. вес, % 80,2 76,4 74,6 80,4 74,5 70,6 76,1
- индивидуальные КПШ 255-440 250-285 155-540 230-430 185-240 140-200 1278-2100
значения КПШ, % 20,0-22,0 11,9-21,5 11,6-25,7 18,0-21,1 11,4-15,2 9,5-12,6 —
Ср. вес, % 75,9-81,3 70,3-80,2 65,9-81,6 75,2-84,0 70,3-82,8 61,7-81,8 61,7-84,0
Обозначения: КПШ - количество подъемов штанги, Ср. вес - средний вес.
Теория и практика управления образованием
предсоревновательной подготовки тяжелоатлеты выполняли меньшие величины объема с достаточно высокой интенсивностью задаваемых нагрузок при относительно равномерном их дозировании. Последнее обусловлено необходимостью в первом случае снижения, а во втором повышения задаваемых нагрузок.
Вместе с тем в рамках данных вариантов имеют место существенные различия в дозировании задаваемых нагрузок у отдельных спортсменов. Индивидуальные особенности построения предсоревновательной подготов-
ки отражены в динамике задаваемых нагрузок МСМК (Афанасьева О.), МСМК (Шадрина Е.) и МС (Леонидов А.) (рис. 2, 3).
Дифференциация вариантов предсоревновательной подготовки и ее индивидуализация внутри каждого варианта определили большую выраженность положительных сдвигов и нивелирование различных компонентов уровня специальной подготовленности тяжелоатлетов экспериментальной группы (Э) относительно атлетов контрольной группы (К), проходивших подготовку по общепринятой методике.
Рис. 2. Индивидуальная динамика нагрузок у тяжелоатлетов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям в показателях КПШ (%)
Рис. 3. Индивидуальная динамика нагрузок у тяжелоатлетов высокой квалификации на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям в показателях среднего веса штанги (%)
Теория и практика управления образованием
Адекватные по величине, соответствующие по направленности, структурно упорядоченные нагрузки у тяжелоатлетов экспериментальной группы обеспечили избирательность педагогических воздействий, точность формирования запрограммированных тренировочных эффектов и двигательных действий. У мужчин результаты в рывке выросли на 8,9 % (р < 0,05), у женщин - на 7,3 % (р < 0,05), в толчке у мужчин - на 8,0 % (р < 0,05), у женщин - на 5,0 % (р < 0,05). Техническая подготовленность у мужчин повысилась в рывке на 15,2 % (р < 0,01), у женщин - на 11,6 % (р < 0,01), в толчке у мужчин - на 15,0 % (р < 0,01), у женщин - на 10,0 % (р < 0,05).
Оценка состояния сердечно-сосудистой системы в конце этапа предсоревновательной подготовки свидетельствовала о более эффективном функционировании данной системы у тяжелоатлетов экспериментальной группы (табл. 2).
В частности у тяжелоатлетов экспериментальной группы в исходном положении ЧСС соответствовала нормокардии у всех спортсменов (в пределах 62-74 уд./мин), что было обусловлено балансом симпато-парасимпати-ческих воздействий на ритм сердца (доля ВЧ-колебаний составляет около 26 %). У тяжелоатлетов контрольной группы в регуляции ритма сердца преобладают влияния надсег-ментарного уровня в состоянии покоя и симпатического отдела автономной нервной системы (АВС) при ортостатической пробе.
Исходный вегетативный баланс расценен как напряженный (НЧ < ОНЧ > ВЧ). Переход
в вертикальное положение привел к существенному увеличению ЧСС и ОМС (р < 0,001) за счет повышения активности как надсег-ментарных (ОНЧ-колебания), так и сегментарных (симпатический отдел, барорефлекторные влияния - НЧ-колебания) структур АВС.
Более выраженные положительные сдвиги у тяжелоатлетов экспериментальной группы отмечены в активации перекисного окисления липидов (ПОЛ) (табл. 3).
Выводы. Одним из ключевых направлений совершенствования системы спортивной подготовки является индивидуализация тренировочного процесса в основных структурных звеньях. К числу последних относится этап непосредственной подготовки к соревнованиям. Сущность индивидуализации предсоревновательной подготовки в тяжелой атлетике заключается в формировании высокого уровня специальной подготовленности и ее трансформация в готовность к высшим достижениям к моменту участия в основных соревнованиях. Решение данной проблемы предполагает разработку модели индивидуализированного управления непосредственной подготовки к соревнованиям.
При разработке модели необходимо учитывать: уровень специальной подготовленности к моменту начала предсоревновательной подготовки, величину и индивидуальную переносимость задаваемых нагрузок. С учетом данных факторов индивидуальная модель непосредственной подготовки к соревнованиям включает диагностический, программно-методический и результативный блоки.
Таблица 2
Динамика спектральных характеристик ударного объема и фракции выброса тяжелоатлетов опытных групп в положении лежа (1) и стоя (2) в конце предсоревновательного этапа подготовки (М ± т, %)
Проба ЧСС УО ОМС УНЧ ОНЧ НЧ ВЧ ФВ ОМС УНЧ ОНЧ НЧ ВЧ
Контрольная группа
Проба 1 78,4± 97,9± 21,5± 4,7± 9,0± 9,7± 3,6± 60,7± 5,2± 0,2± 0,5± 2,4± 2,4±
3,4 10,2 3,8 1,1 1,9 2,2 0,7 1,4 1,3 0,1 0,2 0,4 0,6
% 10,4 29,8 43,4 15,6 5,7 18,0 37,9 32,2
Проба 2 99,4+ 69,0± 161,1± 12,1± 77,4± 68,6+ 6,1± 57,3+ 3,5+ 0,2± 1,3± 1,9± 0,8+
3,6 7,4 37,9 2,3 13,4 24,7 2,2 1,0 0,7 0,1 0,3 0,4 0,2
% 8,6 38,2 42,0 9,0 6,5 34,3 46,7 9,7
Экспериментальная группа
Проба 1 69,7± 114,6± 52,4+ 8,5+ 19,3+ 22,4± 2,2± 61,5± 9,8± 0,9± 3,0± 3,9± 2,0+
3,4 7,0 5,6 1,9 2,3 3,7 0,5 1,2 1,8 0,3 0,7 0,6 0,7
% 16,2 36,8 42,8 4,2 9,0 30,5 39,9 20,6
Проба 2 88,1± 81,0± 213,8± 18,6± 89,9± 94,4± 10,9± 58,5± 5,6± 0,6± 2,1± 2,6± 0,3±
3,8 3,6 26,8 2,7 17,0 18,5 2,5 0,7 1,1 0,2 0,5 0,4 0,1
% 8,7 42,1 44,1 5,1 10,5 37,9 46,4 5,2
Таблица 3
Показатели ПОЛ у тяжелоатлетов опытных групп в конце этапа предсоревновательной подготовки
Показатели Группы Сдвиги
эксперимен- тальная контрольная % Р
1. Гептанорастворимые продукты ПОЛ: - первичные продукты ПОЛ (Е232/Е220), уел. ед. - вторичные продукты ПОЛ (Е278/Е220), уел. ед. - конечные продукты ПОЛ (Е400/Е220), уел. ед. 2,329 ± 0,627 0,622 ±0,197 0,027 ± 0,009 1,623 ±0,440 0,947 ± 0,234 0,124 ±0,043 43,5 52.3 459.3 <0,01 <0,01 < 0,001
2. Изопропанолрастворимые продукты ПОЛ: - первичные продукты ПОЛ (Е232/Е220), уел. ед. - вторичные продукты ПОЛ (Е278/Е220), уел. ед. - конечные продукты ПОЛ (Е400/Е220), уел. ед. 0,785 ± 0,230 0,378 ±0,101 0,096 ± 0,033 0,103 ±0,032 0,661 ±0,207 0,098 ± 0,034 762,1 174,9 2,1 < 0,001 <0,001
3. Антиокислительная активность (АОА): -А01-1, % -А01-2, % 253,3 ± 101,5 235,5 ± 95,4 577,5 ± 199,5 58,5 ± 20,3 220,1 402,6 < 0,001 < 0,001
Диагностический блок включает оценку специальной физической, технической, функциональной и психологической подготовленности.
Программно-методический блок включает определение и реализацию направленности, величины и индивидуальной траектории задаваемых нагрузок в течение этапа предсоревновательной подготовки с учетом исходного уровня специальной подготовленности. Индивидуальная траектория задаваемых нагрузок осуществляется в рамках вариативного, равномерно снижающегося и равномерно повышающегося вариантов дозирования нагрузок и обеспечивает достижение высоких показателей специальной подготовленности тяжелоатлетов к моменту участия в основных соревнованиях.
Реализация предложенной модели управления индивидуализацией предсоревновательной подготовки обеспечивает более высокие показатели специальной подготовленности тяжелоатлетов экспериментальной группы. У мужчин результаты в рывке выросли на 8,9 % (р < 0,05), у женщин - на 7,3 % (р < 0,05), в толчке у мужчин - на 8,0 % (р < 0,05), у женщин - на 5,0% (р<0,05). Техническая подготовленность у мужчин повысилась в рывке на 15,2 % (р<0,01), у женщин - на 11,6% (р<0,01), в толчке у мужчин - на 15,0% (р<0,01), у женщин - на 10,0 % (р < 0,05). Спортсмены мужчины и женщины экспериментальной группы имели более положительные сдвиги в показателях гемодинамики, развитии реакций перекисного окисления липидов и субъективных оценках самочувствия, работоспособности, настроения.
Литература
1. Воробьев, А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация / А.Н. Воробьев. -М.: Физкультура и спорт, 1989. -272 с.
2. Запорожанов, В.А. Индивидуализация -важнейшая проблема спорта высших достижений / В.А. Запорожанов // Теория и практика физической культуры. - 2002. - №7. -С. 62-63.
3. Теория спорта / под общ. ред. В.Н. Платонова. -Киев: Выща шк. - 1987. - 424 с.
4. Платонов, В.Н. Адаптация в спорте / В.Н. Платонов. - Киев: Здоровья, 1988. -214 с.
5. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 584 с.
6. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. — Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
7. Иванов, В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов / В.В. Иванов. - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 256 с.
8. Ременников, В.В. Разработка управленческого решения: учеб. пособие для вузов / В.В. Ременников. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2000. -140 с.
9. Сиротин, О.А. Психолого-педагогиче-ские основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О.А. Сиротин. - М., 1996. — 49 с.
Поступила в редакцию 10 сентября 2010 г.