ISSN 2311-8733 (Online) Устойчивое развитие регионов
ISSN 2073-1477 (Print)
ИНДЕКС БЕРЧА КАК ИНДИКАТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ СЕГМЕНТЕ РЫНКА ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: НА ПРИМЕРЕ РЫНКА СОКОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Лилия Викторовна ГЛУХИХ", Денис Яковлевич РОДИНМ, Екатерина Михайловна КОМИСАРОВАС
а доктор экономических наук, доцент кафедры маркетинга и торгового дела, Кубанский государственный университет,
Краснодар, Российская Федерация
ь доктор экономических наук, доцент кафедры денежного обращения и кредита, Кубанский государственный аграрный
университет, Краснодар, Российская Федерация
с магистрант экономического направления, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Российская Федерация [email protected] • Ответственный автор
История статьи:
Принята 27.05.2015 Одобрена 09.06.2015
УДК 658.114
Ключевые слова: «газель», малый и средний бизнес, инновации, индикатор Берча, предпринимательство
Аннотация
Тема. Статья посвящена проблемам развития предприятий малого и среднего предпринимательства на современном этапе экономического развития общества в условиях конкурентной рыночной среды.
Цель и задачи. Целью исследования является разработка механизмов развития предпринимательской активности компаний-драйверов экономического роста с использованием конкурентных преимуществ. Задачами исследования являются: определение теоретических аспектов воздействия рыночных сил на формирование деловой активности компаний; раскрытие и адаптация зарубежных подходов по формированию новых методик оценки уровня экономического роста региональных компаний; формирование авторского механизма по созданию и продвижению качественных инновационных продуктов на региональный потребительский рынок; выявление конкурентных преимуществ и стратегических инициатив компаний-драйверов на промышленности.
Методология. Методологическая основа исследования научных знаний, накопленных в исследуемой области. системного анализа, маркетингового исследования рынка, исследования взаимосвязей, индукции и дедукции, а также монографический метод.
Результаты. Определена позитивная роль воздействия рыночных сил на формирование и реализацию конкурентных преимуществ в области разработки и внедрения конечного инновационного продукта, несущего как добавленную, так и потребительскую стоимость. Выявлено, что доля «газелей» в отраслях экономики невелика, и большинство малых предприятий развиваются медленно. Доказано, что применение в микро- и макроэкономике индекса Девида Берча способствует выявлению наиболее проблемных и уязвимых точек современной российской системы предпринимательства. Выделены среди локальных компаний по производству соков компании «газели», обладающие сильными позитивными импульсами роста российской экономики.
Выводы. Реализация предложенных подходов и механизмов развития предпринимательской активности предприятий малого и среднего бизнеса направлена на реализацию их конкурентных преимуществ. На современном этапе модернизации и политики импортозамещения смещается вектор в сторону развития и дальнейшего совершенствования механизма государственно-частного партнерства.
региональном рынке соковой
строится на анализе и синтезе В работе использованы методы системных
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
Процесс модернизации и импортозамещения российской экономики может обеспечить не крупный, а средний бизнес. Фирмы-«газели» сегодня являются главным модератором инновационных идей в стране. Под «газелями» в Российской Федерации авторы подразумевают группы или кластеры компаний с выручкой от 10 до 350 млн долл., ежегодно демонстрирующие темпы прироста объема производства не ниже 30%
в течение четырехлетнего или более периодов. В посткризисный период (2010-2013 гг.) основная часть добавленной стоимости, созданной в российской экономике, была произведена не крупными корпорациями, а динамично развивающими предприятиями малого и среднего бизнеса. При этом наибольшие мощные импульсы экономического роста в 2010-2012 гг. порождены
преимущественно средними и растущими малыми фирмами.
В целях изложения авторской позиции конкурентоспособности динамично
развивающихся бизнес-компаний проследим генезис позитивного развития «газелей» на потребительском рынке.
Понятие «газели» в 1980-х гг. впервые ввел в научный оборот американский экономист Д. Берч. По его мнению, малый бизнес является проводником эффективных инноваций, основной движущей силой экономики и прогресса [1, 2].
Появление «газелей» обусловлено
макроэкономической конъюнктурой. Венчурные инвесторы предпочитают высокорискованные инвестиции в высокотехнологичные отрасли благодаря тому, что в них малые фирмы имеют все шансы превратиться в «газелей» и обеспечить инвесторам солидный доход на вложенный капитал. Необходимость изучения
функционирования и стратегической поддержки «газелей» обусловлена инновационной
составляющей их бизнеса.
«Газели» играют чрезвычайно важную роль в рыночной среде с точки зрения общественных экономических отношений. Экономика
складывается из крупного бизнеса, который требует значительных финансовых вливаний, и предпринимательских структур малого бизнеса, которые Берч назвал мышами. Они появились и живут, но развиваются хаотично. Крупные предприятия, среди которых драйверами являются единицы, растут в соответствии с темпами роста всей экономики [3]. Таким образом, экономику России развивают именно «газели» как модераторы экономического роста.
Компания-«газель» - это настоящий предприниматель, нашедший золотую жилу. Исследование взаимосвязей компаний,
функционирующих в рыночной нише, ее основных управленческих элементов основывается на системном подходе к разработке и принятию управленческих решений в области реализации стратегических конкурентных преимуществ. Для развития этого направления авторами предложен новый методологический подход системных исследований инжиниринга бизнес-процессов, в основу которого положено рассмотрение компаний как целостной совокупности составляющих их элементов и подсистем, многообразие их свойств и связей с внешней и внутренней средой. Авторский подход строится на комплексном системном анализе финансово-экономических процессов,
научном познании, диалектике и устойчивом взаимовыгодном отношении корпоративных институтов и их клиентов.
В результате реализации системной методологии авторами разработан комплекс целенаправленных действий по созданию и продвижению качественных инновационных продуктов на региональный потребительский рынок (рис. 1). Все это приводит к формированию и реализации компаниями-«газелями» конкурентных
преимуществ в области организации продаж на региональном потребительском рынке. При этом авторский подход позволяет оценить инновационную активность малых предприятий, выявить ценностные, а не технологические инновации (новые системы сбыта, новые маркетинговые методы, методы организации производства). Экономические системы, как и биологические, являют собой пример самоорганизующихся экосистем. Эффект конкуренции в рамках предпринимательской экосистемы является основополагающим свойством самоорганизующихся систем. Фактически любая упорядоченная структура есть следствие конкуренции между неустойчивыми видами: «выживающий» вид подавляет остальные и навязывает соответствующую структуру системе. По мнению авторов, конкурентные процессы в предпринимательстве протекают через налаживание устойчивого сотрудничества компаний-«газелей» со своим окружением. В этой предпринимательской экосистеме компании-лидеры формируют и реализуют конкурентные преимущества внутри выделенных малых подсистем. Компании, стремясь сохранить лидирующее положение, нацелены на непрерывное самосовершенствование, обладание высокой инновационной траекторией, способность наращивать и поставлять на рынок новую потребительскую ценность [4, 5].
Научный интерес проведенного исследования выражается в поиске направлений продвижения ценностных инноваций на рынке
потребительского спроса соков Краснодарского края. «Газелями» данного кластера являются быстрорастущие компании, которые привносят вклад в экономику, создают новые рабочие места, формируют устойчивый спрос на свою продукцию, генерируют и потребляют инновации. Авторы отмечают, что большинство малых предприятий развивается медленно, так как доля «газелей» в отраслях экономики невелика. Однако они на основе инновационных идей, создающих и развивающих новые технологии, предлагают на
потребительский рынок новые товары и услуги, нацеленные на скорейший устойчивый рост. Этот факт определяет и отношение к ним институциональных и стратегических инвесторов. Оптимальной величиной ожидаемого дохода венчурного инвестора при отборе проектов является «рост в 5 раз за 5 лет». Следовательно, инновационные идеи развития могут трансформироваться в предприятия-«газели», которые создают в России спрос на инновации. С ростом дохода на инвестированный капитал ускоряется процесс по созданию новых рабочих мест. Исследования авторов подтверждают тезис Берча, что около 3-5% фирм от их общего количества обеспечивают значительную долю увеличения занятости и экономического роста страны (50-75%).
Для выявления качественных характеристик стратегического поведения Берч разделил функционирующие компании на «слонов», «львов», «газелей» и «мышей»:
• «слоны» - это крупные компании, при этом нередко с государственным капиталом;
• «львы» - компании, которые выживают и расширяются за счет поглощения других;
• «газели» - сильные, выносливые и достаточно гибкие компании;
• «мыши» - это совсем маленькие предприятия.
Компании-«газели» - это фирмы, растущие не менее чем на 20% в год в реальном (безинфляционном) выражении на протяжении минимум 5 лет подряд. Эти компании являются драйверами экономического роста [6, 7].
Дискуссионные вопросы по поводу процесса создания рабочих мест определил Ч. Браун в 1990 г. Он отмечал, что количество рабочих мест, созданных работодателем, не единственный критерий, который имеет влияние на объем производства. Он провел исследование рабочих мест, созданных малыми и крупными фирмами. Так, рабочие места, созданные небольшими компаниями, являются менее востребованными, поскольку такие компании, как правило, существуют короткий период времени, заработная плата там более низкая, а работники не в полной мере обеспечены льготами и дополнительными выплатами [8, 9].
Основываясь на этих выводах, он говорил о том, что необходимо с большой осторожностью оказывать государственную помощь таким компаниям. Он также утверждал, что расчеты
Берча подлежат регрессии, которая приводит к завышению вклада малых предприятий по созданию рабочих мест.
Экономист из Великобритании Г. Дэвис (Лондонская школа экономики) подверг критике статистический анализ Берча, отметив, что когда предприятия классифицируются по размеру, то два типа фирм будут «случайно» попадать в более мелкие или крупные категории размера компаний. Есть возможность допустить ошибку из-за положительных или отрицательных временных интервалов деятельности и случайных погрешностей измерений. Эти фирмы, как правило, испытывают отрицательный рост, что приводит к занижению расчетной скорости роста крупных фирм [2, 5].
В продолжение дискуссии Г. Дэвис и К. Кирхгоф из Гарвардской бизнес-школы указывали, что данные, которые Берч использовал в своей работе, возможно завышены или занижены за счет роста или сокращения числа рабочих мест в связи с большим временным интервалом. При этом Дэвис утверждал, что регрессия полностью объясняет взаимосвязь между размером предприятий и ростом количества рабочих мест. Если в расчетах использовать не общее среднее количество рабочих мест, а размер базового года, то можно найти систематическую зависимость между размером и ростом занятости.
Исследователи К. Кирхгофа и Р. Филлипс (Гарвардская бизнес-школа) рассматривали вклад малых и крупных фирмы по созданию рабочих мест в США. Они считали, что фирмы с числом сотрудников менее чем 100 являются основными источниками создания новых рабочих мест, а компании, где более 1 000 сотрудников, предоставляют только 13% всех новых рабочих мест, несмотря на то что их доля занятости в 1985 г. составляла 37%.
Профессор Р. Болдуин также считал, что доля создания рабочих мест на малом производстве выше, чем у крупных предприятий.
Заслуживает внимания позиция профессора Лондонской школы экономики К. Перес относительно возможного взаимодействия «спиралей роста» и Gazelle бизнеса. Она отмечает, что при наличии ряда условий, выявлении потребностей и в ходе применения необходимых технологий можно создать инновационный сегмент растущей экономики [2, 10]. Выводы Д. Берча нашли множество подтверждений. В последние годы осуществляется институционализация исследований
фирм-«газелей», происходит постепенное включение количественных, качественных и социальных параметров их состояния в число показателей, подлежащих обязательному мониторингу. Так, с 2009 г. Евростат и ОЭСР унифицировали определение быстрорастущих фирм (high-growthfirms) и ввели обязательный статистический учет [11].
Экономической основой инновационного развития «газелей» является экспоненциальный характер роста объемов производства и продаж. Темпы роста обычных фирм представляют собой величину, подверженную постоянным колебаниям. На них влияют изменения общенациональной и отраслевой конъюнктуры, динамика цен, инфляция, колебания валютного курса и процентных ставок. При этом имеют значение не только действия самой фирмы, но и ее конкурентов .
В отличие от традиционных компаний фирмы-«газели» находят рыночную нишу со значительной неудовлетворенной потребностью. Ограничение в инвестициях, менеджменте бизнес-процессов, проактивном спросе в этой ситуации ослабевает, а причины колебания объемов производства, обусловленные то сокращениями, то ростом потребительского спроса, исчезают. Не сдерживаемая внешним спросом, фирма развивается таким предельно высоким темпом, которым сама способна наращивать бизнес-активность. Поэтому она быстро и устойчиво растет [8, 12].
На взгляд авторов, применение в микро- и макроэкономике индекса Берча способствует анализу и систематизации информации экономической деятельности среднего и малого бизнеса, выявлению наиболее проблемных и уязвимых точек современной российской системы предпринимательства. Можно отметить, что «газели» - это компании, находящиеся в процессе непрерывных революционных изменений, основанных на поиске и реализации карио-резервов (управленческих, структурных, продуктовых, географических и др.). Без инновационных преобразований просто не обойтись фирмам, которые ежегодно почти удваивают размеры своего бизнеса, способны за пять лет преодолеть всю размерную шкалу бизнеса от небольшой фирмы до крупного предприятия.
Для систематизации и подтверждения гипотезы авторов об определении параметров регионального сегмента соков и соковой
продукции обратимся к индексу Берча, который позволяет провести оценку силы импульсов роста, исходящих от различных компаний.
Считается, что в развитии «газелей» наблюдается тенденция к экспоненциальному росту. Базовой моделью, описывающей ограниченный рост, является модель Ферхюльста - линейная зависимость, иллюстрирующая снижение удельной скорости роста компании на рынке в связи с увеличением степени плотности присутствия конкурентов и взаимодействия между ними [13].
Изучение дискретного аналога данной зависимости выявило ряд значимых характеристик. Поведение переменной во времени может носить различный характер: ограниченный рост, колебательный или квазистохастический. Данный факт описывается следующей параметрической зависимостью:
Хп+1 = ГХп ( 1 - Хп ) >
где Хп принимает значения от 0 до 1 и отражает численность компаний в п-м периоде;
г - сглаживающий параметр, характеризующий скорость роста компаний в рыночном пространстве.
Основой авторского подхода к построению параметрической модели является представление экономической системы открытого типа и принципов системной методологии, развитие которой основано на взаимодействии входных и выходных потоков ресурсов. Входящий поток ресурсов распределяется на покрытие переменных и постоянных издержек и прирост собственных активов экономической системы.
При наличии внешнего источника финансовых, материальных и информационных ресурсов на входе бизнес-процесса управленческой системы агента поступает поток переменных издержек этого ресурса - объекта конкуренции. Из всего этого потока агентом преобразуется столько ресурсов, сколько позволяют его
производственные возможности, то есть активы. Потенциальный объем преобразования прямо пропорционален активам. Переменные издержки пропорциональны объему преобразуемых ресурсов.
Таким образом, математическая постановка задачи базируется на модели функционирования агента в системе координат «доход - издержки». Задача сводится к решению системы параметрических
уравнений, где определенное количество агентов находится в интервале времени [0-^].
Замкнутость системы обеспечивается условием сохранения производственных, интеллектуальных и информационных ресурсов при переносе меновой и потребительской стоимостей на новый продукт.
Для экономических систем одним из условий функционирования в условиях неопределенности является отсутствие в системе одинаковых агентов. Общее количество ресурсов, потребленных агентами, остается постоянным, а обмен ресурсами приводит к их перераспределению между агентами [14]. Такие условия характерны только для стабильного рынка с сегментами, разделенными на сферы влияния между агентами.
Условия, в которых действует агент, определяются двумя основными факторами: внешней средой и существованием других агентов-конкурентов. Тип стратегии комплексно характеризует способность агента противостоять конкуренции и захватывать тот или иной объем гиперпространства рыночных ниш, переживать стрессы, восстанавливаться после нарушений [15, 16].
Основываясь на положениях авторской концепции исследования, можно выделить среди локальных компаний по производству соков
компании-«газели», обладающие сильными позитивными импульсами роста российской экономики (табл. 1 и 2).
В целях эмпирического анализа структурных изменений источников роста применим показатель индекса Берча для отдельных предприятий промышленности по производству соков. По своей экономической природе индекс Берча устраняет процентные колебания по темпам роста, перемножая в одном показателе темпы роста (в виде отношения выручки за анализируемый период к выручке за прошедший пятилетний период) и абсолютные размеры прироста (разность выручки анализируемого периода и выручки прошедшего пятилетнего периода). Разность выручки может быть большой только у компаний, достигших заметных масштабов производства и реализации продукции. Следовательно, появляется возможность адекватной оценки поступательной силы импульсов роста, исходящих от компаний различных размеров. Поскольку значение индекса Берча может иметь как положительную, так и отрицательную величину, это позволяет выявить группы фирм, стимулирующих и тормозящих экономический рост [17, 18].
Перманентные фирмы (permanentfirms) - это компании, которые существовали на протяжении всего исследуемого периода. Обычно именно перманентные фирмы рассматриваются как аппроксимация генеральной совокупности фирм страны (например, при определении доли «газелей»), так как далеко не все фирмы, действовавшие в 2013 г., эффективно функционировали в базисном 2009 г.
Оценка результатов динамики по размерам денежной выручки «газелей» и прочих фирм продемонстрировала, что компании-«газели» зачастую формируются из перманентных компаний. Эти фирмы появляются и исчезают в рыночном пространстве, остаются только одни из самых сильных и выносливых игроков.
Достаточно большой вклад незначительного количества фирм-«газелей» в общеэкономический рост хорошо согласуется с оптимумом Парерто, который предусматривает ключевую роль в поведении нелинейных многофакторных систем незначительного числа значимых
высокопроизводительных факторов. Открытие «газелей» показало, что «энергия роста» рыночной экономики не распределена равномерно среди многочисленных хозяйствующих субъектов, а сконцентрирована в небольшом количестве фирм, которые играют роль драйверов развития [19, 20].
Проведенное авторами исследование позволило выявить предприятия-«газели» на рынке соков и соковой продукции в Краснодарском крае. С использованием системной методологии и авторской параметрической модели были определены критерии отбора
быстроразвивающихся отраслей регионального предпринимательского бизнеса. По результатам исследований авторами сформулированы следующие выводы относительно компаний-драйверов экономического роста.
1. Анализ данных, представленных в табл. 2, показывает, что наибольшими конкурентными преимуществами на региональном рынке соков обладает компания ООО «Интерагросистемы». Об этом свидетельствует емкостная доля занимаемого рынка по фактической и прогнозируемой выручке, а также стратегические ориентиры инновационного развития компании с использованием современных инструментов менеджмента.
2. Компании относятся к драйверам точек роста, если их выручка превышает пороговое значение 200 млн руб. на конечную дату исследования. Они стремятся к росту на протяжении четырехлетнего
цикла, улучшая результаты минимум на 30% в год. При этом эти компании не должны быть аффилированы с крупным иностранным инвестором или предприятиями с участием государственного капитала, чтобы не привлекать внешние источники финансовых ресурсов.
3. Драйвером экономического развития в производстве соковой продукции является компания «Экспресс-Кубань». Расчет индекса Берча показал, что средний темп прироста за исследуемый период составил почти 390%. При этом следует акцентировать внимание на том, что рост присутствия на рынке наблюдался в посткризисный период. В региональном разрезе до кризиса несколько компаний рассчитывали на статус «газелей», но после кризиса ситуация резко ухудшилась и их эффективность резко упала. В докризисное время выживает обычно около половины компаний-«газелей» в год. Однако этот факт не означает, что компании разорились, они просто переставали быть «газелями», снижая темпы экономического роста.
4. Компании-«газели» целенаправленно ищут будущую нишу по принципу перспективности и незанятости ее конкурентами. Следовательно, когда стратегический расчет компании оправдывается, начинается лавинообразный рост, зачастую меняющий отраслевую структуру.
Не менее важно и то, что появление компаний на рынке, основанных на конкурентном поведении «газелей», вызывает волну сознательных адаптационных изменений у компаний-конкурентов. На российском рынке потребительской продукции зафиксированы действующие механизмы диффузии
инновационных изменений внутри отраслей и в смежных секторах деятельности, к которым относятся:
• подражание - «газели» в Российской Федерации характеризуются выраженной тенденцией
пристраиваться в хвост за удачливым первопроходцем. В результате формируется целая цепочка бурно развивающихся предприятий. Подражатели пристально следят за лидером и, убедившись в том, что успех действительно достигнут, бросаются за ним вдогонку;
• соперничество - этот механизм фактически равносилен принуждению к инвестициям в инновации. Действительно, рост конкурентоспособности инициатора перемен означает для его соперников угрозу вытеснения с рынка. Они вынуждены копировать новинку или искать асимметричные ответы;
• синергия - данный механизм связан с включением в процесс эволюции фирм, расположенных «вверху», «внизу» и «сбоку» по технологической цепочке от новаторов к массовому производителю. Экономическая сущность данного механизма состоит в том, что взаимодействующие фирмы демонстрируют более мощную и устойчивую тенденцию к росту, чем изолированные.
Таким образом, практическая реализация предложенных подходов и механизмов развития предпринимательской активности предприятий малого и среднего бизнеса направлена на реализацию их конкурентных преимуществ. Применение оценочного критерия эффективности функционирования субъектов малого и среднего бизнеса, основанного на определении индекса Берча, позволяет выявить группы фирм, стимулирующих и тормозящих экономический рост. Следует отметить, что проводимая на современном этапе модернизация и политика импортозамещения стимулирует смещение вектора в сторону развития и дальнейшего совершенствования механизма государственно-частного партнерства.
Таблица 1
Динамика выручки «газелей» и прочих фирм (2009-2013 гг.) на примере отраслей соков и соковой продукции в России
Категория Выручка за 2009 г., млрд руб. Выручка за 2013 г., млрд руб. Темп роста, во сколько раз Прирост выручки, млрд руб. Вклад в прирост перманентных фирм, %
Газели 2,77 28,31 10,22 25,54 25,11
Перманентные фирмы 118,26 219,96 1,86 101,7 100
Гиганты 21,9 37,67 1,72 15,77 15,51
Источник: данные Росстата.
Таблица 2
Результаты позиционирования региональных компаний на рынке соковой продукции Краснодарского края
Компания Краткая характеристика Выручка за 2013 г., млн руб. (прогноз 2015 г.) Средние темпы прироста с 2009 по 2013 г., % Индекс Берча
ООО «Интерагросистемы» Работает на рынке более 20 лет. Компания выпускает более 150 видов соков и нектаров в картонной упаковке Те1гаРак и Комбибло. Градообразующее предприятие, обеспечивает работой более 1 000 чел. 4 681 (5 430) 146,28 283 344,36
ЗАО «Райпищекомбинат «Мостовский» Производитель плодовоовощных и фруктовых соков, на рынке более 7 лет. По розливу соков в 3-х литровые банки занимает 60% всего российского рынка 744(878) 99,6 169 320
ООО «Лорис-ПРОДУКТ» Компания основана в 2004 г. В настоящее время вырабатывается свыше 40 наименований различной продукции: фруктовые соки и напитки, фруктовые начинки и повидло. Основные потребители продукции - кондитерские фабрики, хлебозаводы, мини-пекарни, государственные предприятия общественного питания, детские оздоровительные учреждения 248 (290) 105,08 189 467,8
ООО «Корпорация «Южный Альянс» ООО «Корпорация «Южный Альянс» была создана в 2004 г. Основные направления деятельности: производство соковой продукции, консервированной продукции и производство концентрированных фруктовых соков и овощных пюре. В ассортименте компании 60 позиций 465 (549) 155 271 250
ООО «Экспресс-Кубань» Компания «Экспресс-Кубань» на рынке более 10 лет, производит соки, напитки, нектары. Основной сбыт приходится на Краснодарский край и Ростовскую область. Компания позиционирует себя как производитель доступной продукции, соответствующей Российским стандартам качества 713 (855) 387,9 649 018
Источник: авторская разработка.
Рисунок 1
Взаимодействие компонентов системных исследований в области проникновения инновационных продуктов на региональный потребительский рынок
Объект исследования - процесс проникновения продуктовых инноваций на региональный
потребительский рынок
Концепции исследований - общая теория экономических систем, конкурентного поведения
институтов на рынке потребительских услуг
Методология исследования - системный анализ организационно-экономических процессов регионального потребительского рынка
Цель - формирование механизма конкурентного позиционирования компании малого предпринимательства с использованием продуктовых инноваций на потребительском рынке
Подходы - системный, процессный, ситуационный, программно-целевой, синергетический, социокультурный, маркетинговый, клиентоориентированный, ценностно-ориентированный
Методы - анализ и синтез экспертных оценок, математическая логика, экономическая статистика, сравнение, наблюдение, измерение, ретроспективный анализ и исследование системных взаимосвязей
—К —У Принципы - оптимальность, перспективность, согласованность, оперативность, адаптивность, систематичность, системность, научность
ц Инструментарий - математический, статистический, программный, информационно-пространственный
Источник: авторская разработка.
Список литературы
1. Birch D.L. The Job Generation Process. Cambridge, MA: MIT Program on Neighborhood and Regional Change, 1979. 52 p.
2. Neumark D., Wall B., Zhang J. Do small businesses create more jobs? New evidence from the National establishment time series // NBER Working Paper. 2008. February. № 13818.
3. Birch D., Medoff J. Gazelles. In: «Labor Markets, Employment Policy, and Job Creation». Solomon L.C., Levenson A.R. (Eds.). Westview: Boulder, Co. 1994. P. 159-168.
4. Тарануха Ю.В. Стратегии поведения в современной конкуренции // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 2. С. 68-84.
5. Moore J.F. The Death of Competition: Leadership and Strategy in the age of Business Ecosystems. N.Y. HarperBusiness, 1996.
6. ПолунинЮ.А., Юданов А.Ю. Хрупкая сила среднего бизнеса // Эксперт. 2013. № 20. С. 38-48.
7. Юданов А.Ю. Носители предпринимательства: фирмы-газели в России // Журнал новой экономической ассоциации. 2010. № 5. С. 91-108.
8. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.715 с.
9. Рыбаков Ф.Ф. Перспективы социально-экономического развития Санкт-Петербурга // Экономическое возрождение России. 2008. № 1. С. 56-61.
10. Thomson A.A. Jr., Strickland A.J. Strategic Management: Concept and Cases. 3rd edition Plano, Tex, Business publications, 1984. 1034 p.
11. Полунин Ю.А. Средний бизнес и консервативные экономические отношения // Эксперт. 2014. № 26. С. 1-4.
12. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.
13. Думачев В.Н., Родин В.А. Эволюция антагонистически-взаимодействующих популяций на базе двумерной модели Ферхюльста-Пирла // Математическое моделирование. 2005. Т. 17. № 7. С. 11-22.
14. Юданов А., Думная Н. и др. Гении национального бизнеса // Эксперт. 2007. № 16. С. 4-6.
15. Танака Х. Увеличение конкурентоспособности национальной промышленности путем использования открытых инноваций и управления метапрограммами // Управление проектами и программами. 2011. № 3. С. 45-58.
16. Танака Х. Сценарии управления в многоукладной культуре УП: опыт Японии // Управление проектами и программами.2010. № 4. С. 39-52.
17. Хамел Г., Пахалад К.К. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня. М.: Олимп-Бизнес, 2002. 288 с.
18. Лапшина С.Н., Кравцевич К.В., Берг Д.Б. Динамика роста экономических «газелей» // Известия Уральского государственного экономического университета. 2011. № 2. С. 53-61.
19. Виньков А.Е. Создатели будущего - газели с мозгом обезьяны // Эксперт. 2011. № 10. С. 1-7.
20. Kirillovskaya A.A. Industrial Policy on the Threshold of the XXI Century: Necessity and Comparative Aspect. Athens: ATINER'S Conference Paper Series. 2012. № EC02012-0323.
ISSN 2311-8733 (Online) Sustainable Development of Regions
ISSN 2073-1477 (Print)
BIRCH INDEX AS AN INDICATOR OF BUSINESS COMPETITIVENESS IN THE REGIONAL MARKET SEGMENT OF PROCESSING INDUSTRY: A CASE OF THE MARKET OF JUICES IN THE KRASNODAR KRAI
Liliya V. GLUKHIKHa, Denis Ya. RODINM, Ekaterina M. KOMISAROVAc
a Kuban State University, Krasnodar, Russian Federation [email protected]
b Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russian Federation [email protected]
c Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russian Federation [email protected]
• Corresponding author
Article history: Abstract
Received 27 May 2015 Subject The article deals with the issues of development of small and medium-sized enterprises at
Accepted 9 June 2015 the present stage of economic development of society in a competitive market environment.
Objectives The aim of the study is to develop mechanisms for the development of entrepreneurial activity of companies, drivers of economic growth, using their competitive advantages. The study's objectives are as follows: to define the theoretical aspects of the impact of market forces on the formation of companies' business; to reveal and adapt foreign approaches to the formation of new methods of assessing the levels of economic growth of regional companies; to form a mechanism for creation and promotion of high-quality innovative products at the regional consumer markets; to identify competitive advantages and strategic initiatives of companies-driver in the regional market of juice industry.
Methods The methodological basis of the study is based on the analysis and synthesis of scientific knowledge in the investigated field. The work uses techniques of systems analysis, market research, and research of system interconnections, induction and deduction, as well as a monographic method. Results We identified the positive role of market forces in the formation and realization of competitive advantages in developing and implementing the final product innovation, which has both consumer and added values. We show that the share of rapidly growing firms, termed "gazelles", in sectors of the economy is small, and most small businesses develop slowly. We prove that the use of the Birch Index in micro-and macroeconomics helps identify the most problematic and vulnerable points of the modern Russian enterprise system. We identify certain "gazelles" among the local juice-producing companies that have strong positive impulses for growth of the Russian economy.
Keywords: gazelles of business, Conclusions Implementation of the proposed approaches and mechanisms of development of small and medium-sized business, entrepreneurship of small and medium-sized enterprises is aimed at the realization of their innovation, entrepreneurship, competitive advantages. At the present stage of modernization and import substitution policy, the operating model agent, Birch vector is shifting in the direction of development and further improvement of the public-private Index partnership mechanism.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Birch D.L. The Job Generation Process. Cambridge, MA, MIT Program on Neighborhood and Regional Change, 1979, 52 p.
2. Neumark D., Wall B., Zhang J. Do Small Businesses Create More Jobs? New Evidence from the National Establishment Time Series. NBER Working Paper, 2008, February, no. 13818.
3. Birch D., Medoff J. Gazelles. In: Labor Markets, Employment Policy, and Job Creation. Solomon L.C., Levenson A.R. (Eds). Westview, Boulder Co., 1994, pp. 159-168.
4. Taranukha Yu.V. Strategii povedeniya v sovremennoi konkurentsii [Behavior strategies in the modern competition]. Marketing v Rossii i za rubezhom = Marketing in Russia and Abroad, 2014, no. 2, pp. 68-84.
5. Moore J.F. The Death of Competition: Leadership and Strategy in the Age of Business Ecosystems. N.Y., Harper Business, 1996.
6. Polunin Yu.A., Yudanov A.Yu. Khrupkaya sila srednego biznesa [The fragile power of medium-sized businesses]. Ekspert = Expert, 2013, no. 20, pp. 38-48.
7. Yudanov A.Yu. Nositeli predprinimatel'stva: firmy-gazeli v Rossii [Bearers of entrepreneurship: Gazelle firms in Russia]. Zhurnal novoi ekonomicheskoi assotsiatsii = Journal of the New Economic Association, 2010, no. 5, pp. 91-108.
8. Porter M.E. Konkurentnoe preimushchestvo. Kak dostich' vysokogo rezul'tata i obespechit' ego ustoichivost' [Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2005, 715 p.
9. Rybakov F.F. Perspektivy sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Sankt-Peterburga [Prospects for socioeconomic development of St. Petersburg]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic Revival of Russia, 2008, no. 1, pp. 56-61.
10. Thomson A.A.Jr., Strickland A.J. Strategic Management: Concept and Cases. 3rd edition. Plano, Tex, Business Publications, 1984, 1034 p.
11. Polunin Yu.A. Srednii biznes i konservativnye ekonomicheskie otnosheniya [Medium-sized business and conservative economic relations]. Ekspert = Expert, 2014, no. 26, pp. 1-4.
12. Porter M.E. Konkurentnaya strategiya. Metodika analiza otraslei i konkurentov [Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2005, 454 p.
13. Dumachev V.N., Rodin VA. Evolyutsiya antagonisticheski-vzaimodeistvuyushchikh populyatsii na baze dvumernoi modeli Ferkhyul'sta-Pirla [Evolution of antagonistic-interacting populations based on the two-dimensional Verhulst-Pearl model]. Matematicheskoe modelirovanie = Mathematical Models and Computer Simulations, 2005, vol. 17, no. 7, pp. 11-22.
14. Yudanov A., Dumnaya N.N. et al. Genii natsional'nogo biznesa [The National business geniuses]. Ekspert = Expert, 2007, no. 16, pp. 4-6.
15. Tanaka Kh. Uvelichenie konkurentosposobnosti natsional'noi promyshlennosti putem ispol'zovaniya otkrytykh innovatsii i upravleniya metaprogrammami [Increasing the competitiveness of the national industries through the use of open innovation and corresponding meta-program management]. Upravlenie proektami i programmami = Program and Project Management, 2011, no. 3, pp. 45-58.
16. Tanaka Kh. Stsenarii upravleniya v mnogoukladnoi kul'ture UP: opyt Yaponii [Management scenarios in the mixed culture of PM: Japan's experience]. Upravlenie proektami i programmami = Program and Project Management, 2010, no. 4, pp. 39-52.
17. Hamel G., Prahalad C.K. Konkuriruya za budushchee. Sozdanie rynkov zavtrashnego dnya [Competing for the Future]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2002, 288 p.
18. Lapshina S.N., Kravtsevich K.V., Berg D.B. Dinamika rosta ekonomicheskikh "gazelei" [The dynamics of economic growth of gazelles]. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Izvestia of USUE, 2011, no. 2, pp. 53-61.
19. Vin'kov A.E. Sozdateli budushchego - gazeli s mozgom obez'yany [The makers of the future: gazelles with monkey brains]. Ekspert = Expert, 2011, no. 10, pp. 1-7.
20. Kirillovskaya A.A. Industrial Policy on the Threshold of the 21st Century: Necessity and Comparative Aspect. Athens, ATINER'S Conference Paper Series, 2012, no. EC02012-0323.