Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 21 (350).
Экономика. Вып. 47. С. 184-191.
УДК 330.357
ББК 65.37
ФЕНОМЕН КОМПАНИЙ-«ГАЗЕЛЕЙ» В МИРЕ И В РОССИИ
А. Н. Долгин
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия
Приведены существенно различающиеся определения компаний-«газелей», обобщены знания о них, говорится о важности их для развития национальной экономики, приводятся примеры из отечественной действительности и делается вывод об однобоком изучении этого феномена в России, необходимости сосредоточиться на более современном и более экономически оправданном подходе. Проводится анализ успешных шагов и стратегий фирм-«газелей» и даются базовые рекомендации для культивирования и стимулирования такого рода предприятий.
Ключевые слова: компании-«газели», фирмы-«газели», эффективное производство, эффективное управление, экономический рост.
Среди быстрорастущих компаний во всем мире особо выделяются компании, у которых быстро растет выручка, в отличие от капитализации. Эта группа получила название «компании-"газели"».
Исследователи в Европе и Америке сделали вывод о том, что из общего количества компаний в любой национальной экономике модернизацией хозяйства и созданием новых рабочих мест занимаются в среднем лишь 5 %. Эти 5 % создают до 85 % новых рабочих мест. Например, отчет Лондонской некоммерческой организации NESTA говорит о том, что в период с 2002 по 2008 г. около 50 % рабочих мест в Великобритании были созданы лишь шестью процентами компаний, нанимавших десять и более человек в начале своей деятельности [8]. Этот факт дает основание сделать вывод о том, что компании-«газели» являются главным фактором перемен в экономике.
До относительно недавнего времени малый бизнес не рассматривался как значимый генератор новых рабочих мест. Фокус находился на крупнейших корпорациях, которые считались наиболее важными в процессе увеличения занятости. Это продолжалось до 1981 г., когда американский экономист Д. Берч (D. Birch) опубликовал свою работу о росте занятости «Кто создает рабочие места?» [9]. В этой работе Берч классифицирует три типа фирм:
1) «слоны» — устоявшиеся корпорации, которые расширяют и/или перемещают свой бизнес в экономики с более низкой заработной платой;
2) «мыши» — малый бизнес, который остается маленьким и который составляет подавляющее большинство малого бизнеса;
3) «газели» — новые быстроразвивающиеся динамичные компании.
Ответ Берча на его собственный вопрос состоял в том, что большинство рабочих мест создается «газелями» — маленькими быстроразвиваю-щимися фирмами. Он заключил, что эти маленькие, но чрезвычайно быстро растущие фирмы с количеством сотрудников не более двадцати человек (по его данным, их было 3 % от общего количества компаний) отвечали за создание от 50 до 70 % новых рабочих мест. Это исследование имеет важное значение: в фокусе должны быть не крупные компании, которые относятся к «мышам» и скорее всего останутся ими же, а маленькая группа «газелей», которые являются критически важными в деле создания новых рабочих мест.
Что это за компании? Стоит заострять ли на них внимание? Так ли уж важны они для экономики? Вот что пишут британские исследователи из Университета Ланкастера в своем отчете: «... быстроразвивающиеся фирмы разнообразны в своих особенностях. Они могут быть как большими, так и маленькими, новыми или старыми. Они часто находятся в новых, основанных на технологии секторах, но могут также работать и в отраслях промышленности, традиционно рассматриваемых как замедляющиеся. Кроме того, их география широко распространена — они имеют тенденцию находиться в обычных для ведения бизнеса местах вместо того, чтобы располагаться в наиболее быстро растущих городах.
Быстроразвивающиеся фирмы жизненно важны для британской экономики. У них есть жиз-
ненная роль в создании новых рабочих мест. Они помогают более широко распространять инновации в экономику, поднимая совокупную производительность и создавая новые рынки. Наряду с этим у быстроразвивающихся фирм есть сопутствующие эффекты в регионах городов, где они расположены. Чтобы помочь фирмам стать быстроразвивающимися и развивать национальное хозяйство, правительству требуется нацелиться на решение двух задач. Во-первых, правительство должно гарантировать, чтобы существующие быстрорастущие фирмы не сталкивались с препятствиями на своем пути к успеху. Наряду с этим оно должно обратиться ко второй задаче — гарантировать, что те фирмы, у которых есть потенциал стать быстроразвивающимися, но которые в настоящее время сталкиваются с барьерами, смогут достичь их потенциала» [7].
О важности фирм-«газелей» для экономики го -сударства и необходимости их поддержки с давних пор говорится и в США, и в Западной Европе [18-22].
Наиболее значимый пример воздействия всего лишь одной фирмы на экономику всей страны — это Nokia Corporation. По оценкам некоторых экспертов, прирост продаж Nokia в период с 1996 по 2000 г., составивший 23,8 млрд евро, обеспечил половину прироста валового внутреннего продукта Финляндии и помог стране совершить переход к наукоемкой структуре хозяйства [12].
Первооткрыватель «газелей» Д. Берч установил такой критерий для определения принадлежности к этому классу: фирма должна ежегодно увеличивать свою выручку не менее чем на 20 % в течение определенного периода, начиная с выручки в стартовый год минимум $ 100 000. С учетом сильного инфляционного влияния для России этот показатель принят равным 30 %.
Тридцать лет исследований не привели к одобренному стандартизированному определению быстрорастущих предприятий, однако два из них выглядят доминирующими в современной литературе. Первое базируется на определении Берча, второе — на опубликованном в 2006 г. определении Организации экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Coopération and Development — OECD), которое звучит так: «Все предприятия со среднегодовым темпом роста занятости более двадцати процентов по любым трем годам подряд, с десятью или более сотрудниками в первый проанализированный год». Также предполагается, что это могут
быть только молодые предприятия, возрастом менее пяти лет [10]. Таким образом, есть значительное различие в литературе, так как в определениях отличается выбор индикаторов роста (продажи или занятость), с помощью которых рост может быть измерен, и, кроме того, существует критерий возраста компании.
Автору не удалось найти отечественных работ по этой теме, основанных на втором определении (оценка с точки зрения генерации новых рабочих мест). Присутствуют лишь исследования на основе прироста выручки. Западные же ученые в основном базируются как раз на важности прироста в занятости, что, по мнению автора, является гораздо более важным для экономики в целом.
Можно ли сравнивать эти фирмы между собой, особенно если они различны по размерам и объе -мам выручки? Можно ли сравнивать отрасли экономики? Можно ли выявить какие-то тенденции? Ведь когда фирма лишь начинает свою деятельность, привычный показатель роста в процентах становится совершенно неинформативным. Для получения более объективных оценок обычно пе -ремножают в одном показателе темпы роста (отношение выручки в анализируемом году к выручке пятилетней давности) и абсолютные размеры прироста (разность тех же цифр). Этот показатель называется индексом Берча, и его можно использовать для сравнения не только фирм, но и целых отраслей [5].
Оценка отечественного рынка показывает, что «газели» есть и в России, и даже в кризисные времена имеется более ста компаний, которые не переживают стагнацию, а продолжают расти четыре и более лет подряд. Обычно к «русским газелям» относят компании, имеющие кроме обозначенного выше ежегодного роста выручки на 30 % годовую выручку более 300 млн р., не находящиеся под контролем государства, иностранных стратегических инвесторов или российских холдингов, групп компаний и других подобных структур [1].
Первыми наиболее значимыми представителями «русских газелей» были банк «Русский стандарт», телекоммуникационная компания «Вымпелком» и обувная компания Ralf Ringer [12].
Банк «Русский стандарт» был первым на рынке экспресс-кредитования. В период с 2001 по 2006 г. величина активов банка практически ежегодно вырастала в 2,7 раза, стартовав с суммы около 2 млрд р. и к концу 2013 г. выросла в 161 раз (рис. 1).
Рис. 1. Темп роста активов банка «Русский стандарт», млрд р. (источник: официальная информация банка «Русский стандарт»)
В течение четырнадцати лет, с 1999 по 2013 г., величина оборота оператора мобильной связи «Вымпелком» выросла в 106 раз, подобравшись к величине в 23 млрд долл. (рис. 2).
Компания Ralf Ringer доказала, что можно расти и в отрасли, считающейся практически умирающей в России. Первое десятикратное увеличение объемов выпускаемой продукции обувщики продемонстрировали за пять лет, второе — за шесть следующих лет, в общем с 1996 по 2012 г. объем производства компании вырос в 46 раз.
Очередное исследование показало, что количество компаний-«газелей» в России существенно снизилось. Если в прошлые годы их доля составляла в среднем 8, а иногда и 12 %, то сейчас их всего 2 %. В некоторых развитых странах
доля компаний-«газелей» сохраняется на уровне 4-5 % [2]. На Урале доля быстроразвивающих-ся компаний всегда была значительно ниже средних показателей по стране и не превышала 2-3 %, а в последнее время и вовсе стала незаметной [4].
Это же исследование [2] показывает, что даже в последние пять лет значительная часть созданной в России добавочной стоимости произведена именно динамичными малыми и средними компаниями. Именно поэтому столь важно понять, каков «рецепт» появления и устойчивого развития успешных фирм.
Взаимодействие с банками. Если компания уже попала в категорию «газелей», то понятно, что финансовые показатели характеризуют ее с наилучшей стороны. Однако для банка более
25
Рис. 2. Рост операционного дохода компании «Вымпелком», млрд долл. США (источник: официальная информация «Вымпелком»)
важно не значение объемов выручки, а показатели рентабельности бизнеса. Желательно иметь прогноз показателей деятельности на ближайшие 3-5 лет. Важно соблюдать баланс между заемным и собственным капиталами, кредитные средства никак не должны превышать объем годовой выручки, а собственный капитал должен иметь положительную динамику. Важнейшую роль играет качество финансовой отчетности, пусть и управленческой. Портфель заказов должен обеспечивать работу на ближайший год, а список клиентов потенциально дифференцирован. Также для банка очень важно, когда собственник бизнеса принимает непосредственное участие в деятельности фирмы, а команда ключевых сотрудников стабильна на протяжении нескольких лет, при этом каждый из ее участников знает и принимает долгосрочные цели компании [3].
Однако в развитии компаний-«газелей» замечена цикличность [4]. После нескольких лет бурного роста многие фирмы начинают резко сдавать свои позиции, а на Урале это проявляется с еще большей силой, и более того — свыше двух третей бывших лидеров в первый год переживают спад в 29 %, во второй год — на треть, что хуже средних показателей по экономике.
Цикличность несложно объяснить, если учесть специфику выхода на рынок компаний-«газелей». Чтобы успешно конкурировать с крупными игроками, «газели», как правило, занимают довольно узкую нишу, чтобы быть в чем-то одном, но самыми лучшими и иметь конкурентные преимущества. Локальный рынок довольно быстро насыщается, что и является причиной замедления экономического роста, а иногда и полной остановки в развитии фирмы. Выходом могла бы стать глобализация — выход на общемировой рынок. Но это сопряжено с определенными сложностями.
Взаимодействие с иностранными партнерами. Показателен пример компании «Русский кварц», которая специализируется на производстве базовых материалов для полупроводниковой промышленности, специальной оптики и солнечной энергетики. Вследствие специфичности выпускаемой продукции компания ориентирована на зарубежные рынки, которые в этой отрасли весьма консервативны и закрыты. В качестве иностранного партнера была выбрана японская корпорация Sumitomo, что сразу решило многие вопросы (банковские кредиты, информационная и маркетинговая поддержка, консультации по во -просам сертификации на соответствие междуна-
родным стандартам), а это, в свою очередь, позволило довольно быстро выйти на рынок сначала Китая, а затем Японии и Европы.
Другой показательный пример — компания из Екатеринбурга «Очки для вас», имеющая свою сеть розничных продаж и производственное направление — изготовление индивидуальных рецептурных очковых линз. В производстве заключено партнерское соглашение с одним из мировых гигантов — компанией Rodenstock, что позволило вывести технологии на мировой уровень (в России подобного оборудования просто не было) и держать под постоянным контролем иностранных коллег как само производство, так и систему качества, и систему управления производственной лабораторией, производя уникальный продукт, лицензированный мировым брендом. Для сравнения стоит упомянуть, что, если в среднем по стране доля индивидуальных линз составляет 2,5 % в общем количестве продаж очковой оптики, то в сети «Очки для вас» — 35...40 %.
Таким образом, взаимодействие с транснациональными корпорациями помогает российским производителям «обучаться» стандартам организации производственных процессов и техникам повышения конкурентоспособности, а также заимствовать лучшие практики [13].
Уникальная технология. Компания «Реформа» занимается реабилитацией и рекультивацией земель с радионуклидами и нефтехимическими заражениями, а также дезактивацией радиоактивных отходов, применяя исключительно отечественные, еще советские разработки. Несмотря на то что компания имеет заказы от европейских, американских и японских клиентов, она не стремится к выходу на глобальные рынки, так как и в России объем работ просто огромен: сейчас компания имеет годовой оборот 1,5.1,7 млрд р., сформированный до 2017 г. портфель заказов имеет объем 12 млрд р., а до 2026 г.— примерно 24 млрд р.
Инвестиции в основной капитал. Наращивание активов. Ростовская компания «Белый медведь» начинала свою деятельность с перепродажи творожных сырков, произведенных в Беларуси. К настоящему моменту фирма производит всю линейку молочных продуктов на собственном оборудовании в собственных и частично арендуемых помещениях и продолжает уверенно расти. Почти все, что компания зарабатывала, она инвестировала в новое оборудование [6].
Что еще, по мнению автора, может быть важным и о чем не стоит забывать:
- модернизация, инновации, введение новых технологий и развитие новых направлений;
- повышение качества продукции и качества обслуживания клиентов;
- снижение издержек, повышение эффективности, оптимизация рабочих процессов, обучение персонала.
Трудности
Квалифицированный персонал. Возможность найти квалифицированный персонал для быстрорастущих фирм—жизненная необходимость. Это широко распространенная проблема для фирм вообще, но ключевая проблема для фирм, растущих быстро. Кроме того, им часто требуются новые уникальные навыки.
Помещения. Быстрорастущие фирмы нуждаются в помещениях, как офисных, так и производственных. Это может создавать определенные проблемы: например, им приходится регулярно переезжать в новый офис, увеличивая занимаемые площади, или заранее арендовать помещение побольше и платить за неиспользуемое пространство, или арендовать дополнительные пространства в разных местах, усложняя и затрудняя коммуникацию. Большое количество научных парков и инкубаторов могло бы стать наиболее логичным шагом в решении этого вопроса.
Финансы. Быстроразвивающиеся фирмы часто нуждаются в «длинных» недорогих финансах для поддержания своего роста. Если фирма имеет инновационные идеи, которые требуют коммерциализации, могут потребоваться несколько стадий финансирования — от финансирования производства пробных образцов до инвестиций в финальную стадию, чтобы вывести продукт на рынок. Однако в настоящее время одним из системных противоречий хозяйственных отношений в российской экономике является то, что субъекты финансового рынка не стремятся решать потребности бизнеса в наращивании финансового капитала, вместо этого занимаясь спекуляциями на финансовом рынке [14]. Помочь в данной ситуации могли бы скорейший охват всей территории нашей страны деятельностью венчурных фондов, важность которых давно оценили на Западе [23], факторинговых компаний и создание специальных фондов для поддержки «газелей». Один из возможных вариантов — предоставление га-
рантий для облегчения доступа к кредитным средствам. Возможен также запуск специальной программы предоставления кредитных средств при поддержке государства в кооперации с крупнейшими банками страны с пониженными процентными ставками. Также эффективным может быть привлечение иностранного капитала в качестве источника не только «длинных денег», но и достижений научно-технического прогресса и передового управленческого опыта [16; 17; 25].
Транспортная инфраструктура. Быстроразвивающиеся фирмы нуждаются в доступе к новым рынкам, и этому могли бы помочь адекватные транспортные связи. Многие из быстрорастущих компаний начинают на локальном рынке, но вследствие своего роста вскоре начинают выходить на национальный и международный уровень. Это предполагает расположение в той части страны (региона), которая имеет хорошее транспортное сообщение, а для властей подчеркивает важность инвестиций в «базовую» инфраструктуру.
Стратегический менеджмент. В современном мире скорость изменения технологий обязывает менеджмент любой организации не просто реагировать на изменение рыночной конъюнктуры, но и вырабатывать меры превентивного характера, заблаговременно разрабатывать логику поведения в различных ситуациях, не ожидать атаки конкурентов и передела рынков, а атаковать первыми, совершая прорыв: обновляя технологию, реорганизуя структуру, изменяя управленческие алгоритмы [15].
Специфические трудности
Лидерские и управленческие навыки для роста. Быстрый рост фирмы ставит ее перед проблемой адаптации структуры управления к увеличивающейся организации. Например, низкий уровень управления и навыков лидерства в течение нескольких десятилетий сдерживали рост бизнеса Британии в целом и предпринимательства в особенности [11; 24]. Недостаток в управленческих навыках связан с изменениями, необходимыми при росте бизнеса. В начальной фазе процесса роста основатель фирмы (предприниматель), как правило, ответственен за более чем просто стратегическую роль — он часто решает ежедневные вопросы, поддерживает решение управленческих задач. С ростом фирмы это становится сложнее. Из ситуации, когда в маленькой
компании все задачи легко могут быть перераспределены и структура фирмы достаточно гибка, бизнес переходит в фазу, характеризующуюся децентрализацией с возникновением большого количества напряженностей, связанных с растущей специализацией функций. Рабочая нагрузка на ключевые персоны должна быть распределена, а остальные должны привыкнуть к менее гибким рабочим ролям. Процессы могут отличаться от описанного, но в любом случае вместе с ростом компании в ней происходит «эволюция» управленческих ролей [26]. Нередко фирмам приходится экспериментировать с различными структурами и процессами в период роста. Иногда это становится одной из основных при-
чин, почему компания нанимает директора «со стороны». Поэтому образование для менеджеров становится ключевым фактором в развитии экономики.
«Газели» создают более широкую экономическую и социальную выгоду во всей экономике благодаря собственному росту и созданию новых рабочих мест. Быстроразвивающиеся фирмы также характеризуются значительным положительным внешним эффектом экономической деятельности. Именно поэтому, по мнению автора, крайне важно для государственного сектора осуществлять поддержку их развития, но необхо -димо акцентироваться не столько на увеличении выручки, сколько на росте занятости.
Список литературы
1. Хромова, Е. Заключение консультанта проекта / Е. Хромова // Эксперт. 2014. № 26 (905).
2. А жить так хочется, ребята! // Эксперт. 2014. № 26 (905).
3. Жога, Г. Приметы рода / Г. Жога // Эксперт — Урал. 2014. № 26 (606).
4. Жога, Г. Табун-призрак / Г. Жога // Эксперт — Урал. 2014. № 26 (606).
5. Полунин, Ю. Средний бизнес и консервативные экономические ценности / Ю. Полунин, А. Юда-нов // Эксперт. 2014. № 26 (905).
6. Последовательности не хватает // Эксперт — Юг. 2014. № 13-14 (303).
7. Levy, Ch. How the government can support the development of more high growth firms / Ch. Levy, N. Lee, A. Peate. L. : The Work Foundation, 2011.
8. NESTA. The Vital Six Percent. L. : NESTA, 2009.
9. Birch, D. Who Creates Jobs? / D. Birch // The Public Interest. 1981. Vol. 65. Р. 3-14.
10. OECD. High-Growth Enterprises: What governments can do to make a difference. Paris : OECD, 2010.
11. Tamkin, P. The Comparative Capability of UK Managers: Research Report 17 [Electronic resource] / Р Tamkin, С. Mabey, D. Beech. URL: http://www.employment-studies.co.uk/pubs/report.php?id=ssdarr17
12. Юданов, А. Ю. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач / А. Ю. Юданов. М. : КноРус, 2007. 464 с.
13. Бархатов, В. И. Устойчивое развитие национальной экономики России в современных условиях / В. И. Бархатов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2014. № 9 (338). Экономика. Вып. 44. С. 5-11.
14. Бархатов, В. И. Противоречия хозяйственных отношений в Российской экономике / В. И. Бархатов // Современные хозяйственные отношения: вызовы глобализации : материалы Междунар. науч. конф., г. Челябинск, 16-17 окт. 2013 г. М. : Перо, 2013. С. 9-12.
15. Нижегородцев, Р. М. Принципы стратегического менеджмента в условиях становления экономики знаний / Р. М. Нижегородцев // Современные хозяйственные отношения: вызовы глобализации : материалы Междунар. науч. конф., г. Челябинск, 16-17 окт. 2013 г. М. : Перо, 2013. С. 13-17.
16. Кузнецов, В. А. Перспективы развития высокотехнологичных отраслей в России / В. А. Кузнецов // Современные хозяйственные отношения: вызовы глобализации : материалы Междунар. науч. конф., г. Челябинск, 16-17 окт. 2013 г. М. : Перо, 2013. С. 210-212.
17. Хакимов, Р. Ш. Опыт привлечения иностранных инвестиций в Челябинскую область / Р. Ш. Ха-кимов, А. Н. Долгин // Современные хозяйственные отношения: вызовы глобализации : материалы Междунар. науч. конф., г. Челябинск, 16-17 окт. 2013 г. М. : Перо, 2013. С. 45-48.
18. Нестеров, М. Методика стратегического развития фирм-«газелей» / М. Нестеров, В. Шумаев // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2008. № 2. С. 41-48.
19. Mason, G. Business Growth and Innovation / G. Mason, К. Bishop, С. Robinson // The wider impact of rapidlygrowing firms in UK city-regions. L. : Nesta, 2010.
20. Hölzl, W. Final Sector Report: Gazelles / W. Hölzl, К. Friesenbichler // Europe Innova Sector Report. Vienna : WIF, 2008.
21. Rigby, J. Mini-Study 1: Gazelles / Rigby, J. [et al.] // Proinno Europe : Inno Grips, A project for DG Enterprise. Brussels, 2007.
22. Smallbone, D. Targeted support for high-growth start-ups: some policy issues / D. Smallbone, R. Baldock, S. Burgess // Environment and Planning C: Government and Policy. 2002. Vol. 20. Р. 195-209.
23. Lerner, J. Boulevard of Broken Dreams: Why public efforts to boost entrepreneurship and venture capital have failed, and what to do about it? / J. Lerner. Princeton ; N. J. : Princeton Univ. Press, 2009.
24. Constable, J. The Making of British Managers / J. Constable, R. McCormick. L. : British Institute of Management : Confederation of British Industry, 1987.
25. British Venture Capital Association // What do business managers think about private equity and venture capital? L., 2010.
26. Бархатов В. И. Интеграция теорий жизненных циклов в эволюционную теорию корпорации / В. И. Бархатов, Д. А. Плетшв // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. Гуманитар. науки. 2013. № 3. С. 150-157.
Сведения об авторе
Долгин Андрей Николаевич — магистрант Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 21 (350). Economy. Issue 47. P. 184-191.
PHENOMENOM OF FAST GROWING COMPANIES IN THE WORLD AND RUSSIA
A. N. Dolgin
Graduate student, Institute of economy, industries, business, and administration of the Chelyabinsk state University,
Chelyabinsk, Russia. [email protected]
In this article the author voiced significantly different definitions companies gazelles, summarizes knowledge about them, talking about their importance for the development of the national economy, cites examples of national reality and concludes that one-sided study of this phenomenon in Russia, speaking about the need to focus on the more modern and more economically feasible approach. Also analyzes the successful steps and strategies firms and gazelles are basic recommendations for the cultivation and stimulation of such enterprises.
Keywords: Companies-gazelles, High-Growth Firms, effective production, effective management, economic growth.
References
1. Hromova, E. Zakluchenie konsul'tanta proekta / E. Hromova // Ekspert. 2014. № 26 (905).
2. A zhit' tak hochetsya, rebyata! // Ekspert. 2014. № 26 (905).
3. Zhoga, G. Primety roda / G. Zhoga // Ekspert — Ural. 2014. № 26 (606).
4. Zhoga, G. Tabun-prizrak / G. Zhoga // Ekspert — Ural. 2014. № 26 (606).
5. Polunin, Yu. Sredniy biznes i konservativnye ekonomicheskie cennosti / Yu. Polunin, A. Yudanov // Ekspert. 2014. № 26 (905).
6. Posledovatel'nosti ne hvataet // Ekspert — Yug. 2014. № 13-14 (303).
7. Levy, Ch. How the government can support the development of more high growth firms / Ch. Levy, N. Lee, A. Peate. L. : The Work Foundation, 2011.
8. NESTA. The Vital Six Percent. L. : NESTA, 2009.
9. Birch, D. Who Creates Jobs? / D. Birch // The Public Interest. 1981. Vol. 65. R. 3-14.
10. OECD. High-Growth Enterprises: What governments can do to make a difference. Paris : OECD, 2010.
11. Tamkin, P. The Comparative Capability of UK Managers: Research Report 17 [Electronic resource] / R. Tamkin, S. Mabey, D. Beech. URL: http://www.employment-studies.co.uk/pubs/report.php?id=ssdarr17
12. Yudanov, A. Yu. Opyt konkurencii v Rossii: prichiny uspehov i neudach / A. Yu. Yudanov. M. : KnoRus, 2007. 464 s.
13. Barhatov, V. I. Ustoichivoe razvitie nacional'noy ekonomiki Rossii v sovremennyh usloviyah / V. I. Bar-hatov // Vestn. Chelyab. gos. un-ta. 2014. № 9 (338). Ekonomika. Vyp. 44. S. 5-11.
14. Barhatov, V. I. Protivorechiya hozyaistvennyh otnosheniy v Rossiyskoy ekonomike / V. I. Barhatov // Sovremennye hozyaistvennye otnosheniya: vyzovy globalizacii : materialy Mezhdunar. nauch. konf., g. Chelyabinsk, 16-17 okt. 2013 g. M. : Pero, 2013. S. 9-12.
15. Nizhegorodcev, R. M. Principy strategicheskogo menedzhmenta v usloviyah stanovleniya ekonomiki znaniy / R. M. Nizhegorodcev // Sovremennye hozyaistvennye otnosheniya: vyzovy globalizacii : materialy Mezhdunar. nauch. konf., g. Chelyabinsk, 16-17 okt. 2013 g. M. : Pero, 2013. S. 13-17.
16. Kuznetsov, V. A. Perspektivy razvitiya vysokotehnologichnyh otrasley v Rossii / V. A. Kuznetsov // Sovremennye hozyaistvennye otnosheniya: vyzovy globalizacii : materialy Mezhdunar. nauch. konf., g. Chelyabinsk, 16-17 okt. 2013 g. M. : Pero, 2013. S. 210-212.
17. Hakimov, R. Sh. Opyt privlecheniya inostrannyh investitsiy v Chelyabinskuyu oblast' / R. Sh. Hakimov, A. N. Dolgin // Sovremennye hozyaistvennye otnosheniya: vyzovy globalizacii : materialy Mezhdunar. nauch. konf., g. Chelyabinsk, 16-17 okt. 2013 g. M. : Pero, 2013. S. 45-48.
18. Nesterov, M. Metodika strategicheskogo razvitiya firm-«gazeley» / M. Nesterov, V. Shumaev // RISK: resursy, informaciya, snabzhenie, konkurenciya. 2008. № 2. S. 41-48.
19. Mason, G. Business Growth and Innovation / G. Mason, K. Bishop, S. Robinson // The wider impact of rapidlygrowing firms in UK city-regions. L. : Nesta, 2010.
20. Hölzl, W. Final Sector Report: Gazelles / W. Hölzl, K. Friesenbichler // Europe Innova Sector Report. Vienna : WIF, 2008.
21. Rigby, J. Mini-Study 1: Gazelles / Rigby, J. [et al.] // Proinno Europe : Inno Grips, A project for DG Enterprise. Brussels, 2007.
22. Smallbone, D. Targeted support for high-growth start-ups: some policy issues / D. Smallbone, R. Bal-dock, S. Burgess // Environment and Planning C: Government and Policy. 2002. Vol. 20. R. 195-209.
23. Lerner, J. Boulevard of Broken Dreams: Why public efforts to boost entrepreneurship and venture capital have failed, and what to do about it? / J. Lerner. Princeton ; N. J. : Princeton Univ. Press, 2009.
24. Constable, J. The Making of British Managers / J. Constable, R. McCormick. L. : British Institute of Management : Confederation of British Industry, 1987.
25. British Venture Capital Association // What do business managers think about private equity and venture capital? L., 2010.
26. Barhatov V. I. Integraciya teoriy zhiznennyh ciklov v evolucionnuyu teoriyu korporacii / V. I. Barhatov, D. A. Pletnev // Vestn. Tambov. un-ta. Ser. Gumanitar. nauki. 2013. № 3. S. 150-157.