Научная статья на тему 'Индакаторы и тенденции высшего образования в субъекте РФ "город Москва"'

Индакаторы и тенденции высшего образования в субъекте РФ "город Москва" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Системные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / REFORMING OF RUSSIAN HIGHER EDUCATION / ИДИКАТОРЫ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT TRENDS / IDIATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жукова Г. С.

Анализируются процессы, наблюдаемые в вузах г. Москвы в ходе модернизации российского высшего образования. Установлена динамика основных индикаторов высшего образования: количества образовательных организаций высшего образования в государственном и частном секторах; количества студенов всего, по формам обучения, по форме приема и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жукова Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS AND TRENDS IN HIGHER EDUCATION IN THE SUBJECT OF RUSSIA "CITY OF MOSCOW"

The processes observed in the universities of Moscow during the modernization of Russian higher education are analyzed. The dynamics of the main indicators of higher education is established: the number of higher education educational institutions in the public and private sectors; number of students total, by forms of training, by the form of admission, etc.

Текст научной работы на тему «Индакаторы и тенденции высшего образования в субъекте РФ "город Москва"»

УДК 378.14:51

ИНДАКАТОРЫ И ТЕНДЕНЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СУБЪЕКТЕ РФ «ГОРОД МОСКВА»

Г.С. Жукова

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва

Аннотация Ключевые слова:

Анализируются процессы, наблюдаемые в вузах г. Москвы в ходе мо- реформирование российского выс-

дернизации российского высшего образования. Установлена динамика шего образования, идикаторы,

основных индикаторов высшего образования: количества образова- тенденции развития

тельных организаций высшего образования в государственном и част- История статьи:

ном секторах; количества студенов — всего, по формам обучения, по Дата поступления в редакцию

форме приема и др. 11.05.18

Дата принятия к печати 14.05.18

Происходящие изменения в сфере высшего образования затронули все субъекты Российской Федерации. Однако, по нашему мнению, ниболее существенные и заметые изменения произошли в г. Москве. Эти изменения были запланированы и описаны в документов: Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, Национальная доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, Федеральном законе «Об образовании в РФ», Планах мероприятий («дорожных картах») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», Указе Президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», Прогнозе научно-технологического развития РФ на период до 2030 года и др.

Проанализируем направленность динамики основных индикаторов современного высшего образования России на примере вузов Москвы. Наибольшее внимание уделим численности образовательных организаций высшего образования (далее — ОО ВО или вузы), наличию филиальной сети, численности студентов вузов и их филиалов, доле студентов очной формы обучения в общем количестве, доле студентов, обяющихся за счет средств различных бюджетов в общем количестве. Все приводимые ниже данные указаны на начало соответствующего учебного года. Рассмотрению и сравнительному анализу погдверглись итоги 2013-2018 учебных годов.

Согласно официальной статистике Минобрнауки в Мониторинге — 2017 в оценке эффективности деятельтности приняли участие 167 образователшьных организаций высшего образования, расположенных в г. Москве (далее — московские вузы), и 4 филиала вузов, не расположенных в Москве. Однако среди них 15 ОО ВО находятся в стадии реорганизации. Помимо этого 69 московских вузов не представили информацию в Минобрнауки для проведения Мониторинга — 2017, а значит и в указанной выше численности они не фигурируют, но функционируют. Значит, в 2017 году в Москве насчитывалось 236 вузов и 4 филиала.

Для сравнения приведем общую статистику Мониторинга — 2014: всего 236 московских вузов и 4 филиала, из них 90 государственных вузов и 146 частных. В стадии реорганизации находились 47 ОО ВО. Кроме того, 54 московских вуза не представили документы для проведения мониторинга.

Значит, в 2014 году в Москве насчитывалось 290 вузов и 7 филиалов. Таким образом, за 4 года (20142017) в Москве количество образовательных организаций уменьшилось на 54 вуза (22,9%) и 3 филиала.

По форме собственности московские вузы, участвовавшие в могниторинге 2017 года, распрещделе-ны следующим образом: 78 государственных и муниципальных (далее называем их кратко — государственные) и 89 — частных. Обучалось в московских вузах (без учета их филиальной сети) в 2016/2017 учебном году 736 880 студентов, что составляет 16,67% от контингента студентов Российской Федерации. Причем в государственных вузах обучались 76,1% всех студентов Москвы, а в частных — только 23,9%.

Интересным представляется спектр направлений подготовки, по которым в Москве в 2016/2017 учебном году обучались студенты: 41,83% — Науки об обществе,

29,69% — Инженерное дело, технологии и технические науки,

7,09% — Здравоохранение,

6,38% — Математические и естественные науки,

5,02% — Гуманитарные науки,

4,45% — Искусство и культура,

4,0% — Образование и педагогические науки,

1,54% — Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки.

Например, в подготовке специалистов по приоритетному направлепию «Математические и естественные науки» бесспорным лидером является МГУ им. Д.И. Ломоносова (12 127,75 в предельном контингенте), далее МФТИ (5 735), РУДН (1 755,65), ВШЭ (1 554), МАИ (1 169,75), МГТУ им. Н.Э. Баумана (788), Финуниверситет (317) и т.д.

Для анализа динамики численности студентов московских вузов по различным категориям в таблице 1 приведено количество студентов с учетом и без учета филиальной сети, с разбивкой по формам собственности организаций. В таблице 2 дано общее количество студентов московских вузов (с учетом филиалов) с разбивкой по формам обучения. Здесь и далее источниками являются российские статистические ежегодники за 2014-2017 годы, данные за 2013-2017 годы Главного информационно-вычислительного центра Минобрнауки (https://miccedu.ru/). Статистические данные за 2017/2018 учебный год получены автором из выгрузки сведений всех организаций по форме ВПО-1 за 2017.

Таблица 1

Количество студентов московских вузов с разбивкой по формам собственности (в тыс. чел.)

Учебный год Всего студентов (с филиалами) Количество студентов в головных вузах

Всего Государственные вузы Частные вузы

2013/2014 1473,4 887,1 654,5 232,6

2014/2015 1355,9 805,0 593,0 212,0

2015/2016 1179,7 759,7 555,6 204,2

2016/2017 1060,3 736,3 560,4 175,9

2017/2018 988,2 711,3 575,1 136,2

Г.С. Жукова Таблица 2

Количествог студентов образовательных организаций высшего образования г. Москвы (с учетом

филиалов) с разбивкой по формам обучения

Учебные годы Численность студентов (с филиалами)

По формам обучения В том числе бюджет (всех видов)

Всего Очная Очно-заочная Заочная (включая экс-ернат) Всего Очная Очно-заочная Заочная (включая эксернат)

2013/2014 1 473 440 561 718 92 635 819 087 409 257 301 417 24 848 82 992

2014/2015 1 355 927 563 888 76 181 715 858 386 921 297 874 19 836 69 211

2015/2016 1 179 695 522 215 63 535 593 945 349 787 277 005 15 972 56 810

2016/2017 1 060 342 540 089 55 553 464 700 346 409 283 274 14 052 49 083

2017/2018 988 172 543 239 57 869 387 064 347 230 29 785 13 120 44 325

Для наглядности продемонстрируем динамику численности студентов на диаграмме и графике.

Динамика численности студентов московских вузов (с филиалами) по формам обучения в 2013-2018 годы

Таким образом, за пять лет (2013-2017) численность студентов головных вузов Москвы уменьшилась на 175,8 тыс. чел (на 19,8% к уровню 2013 г.). Их филиальная сеть сократилась за эти годы на 309,4 тыс. чел. (на 52,8%). Итого общий минус составил 485,2 тыс. чел.

Отрицательная динамика наблюдается в числености студентов частных вузов. Уменьшение составило 41,4% к уровню 2013 года. Для государственных вузов этот показатель составил 12%.

Динамика численности студентов по формам обучения за период 2013-2017 годы оказалась следующей: незначительное снижение контингента очной формы обучения — на 3,3%, и существенное снижение по заочной форме — на 52,7%. Доля студентов очной формы в общем контингенте возрасла за эти годы с 38,1% в 2013 г. до 54,9% в 2017 г.

Численность студентов московских вузов, обучающихся за счет средств различных бюджетов, уменьшилась за 2013-2017 годы на 62,9 тыс. чел. (на 15,4%). Однако доля «бюджетных» студентов в общем контингенте обучающихся увеличилась с 27,8% (2013 г.) до 32,7% (2017 г.).

Таким образом, за последние 5 лет положительную динамику имеют следующие процессы: число студентов в расчете на одного преподавателя, доля студентов очной формы обучения и доля «бюджетных» студентов в общей численности студенов московских головных вузов. Уменьшениие количества студентов повлекло отрицательную динамику таких, в частности, индикаторов высшего образования, как численности ППС и число студенов вузов на 10 000 человек населения страны.

Думается, нельзя оперировать только цифрами общей статистики, проводя сравнительный анализ индикаторов высшего образования за 2013-2018 годы в таком субъекте РФ, как «город Москва». Здесь традиционно располагались престижне вузы, и не только нашей страны.

Изменения последних лет затронули и эти вузы. И они попали в различные по формам реорганизационные процессы слияния и поглощения, насильственной ликвидации филиальтной сети, принудительного снижения численности ППС и др. К сожалению, некоторых из ранее престижных вузов уже нет, некоторые вошли структурными подразделениями в другие образовательные организации и в большинстве «растворились» в них.

Чтобы читатель мог составить собственное мнение о процессах изменения индикаторов, наблюдаемых в московских вузах, а также об их направленности, предлагаем ознакомиться с таблицей 3.

Таблица 3

Индикаторы высшего образования вузов Москвы

Образовательные организации высшего образования Количество студенов (чел.) Ко-во действующих филиалов

Общее количество студентов Головной вуз Филиалы

Студенов головн.вуза, всего % от общего количества % «бюджени-ков» от всего % очной формы обучения от всего Студентов филиалов, всего

1 2 3 4 5 6 7 8

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова

2017/2018 уч. год 35 157 34 538 98,2% 63,5% 94,7% 619 1

2016/2017 уч. год 33 733 33 062 98,0% 66,9% 94,1% 671

2013/2014 уч. год 32 906 30 411 92,4% 2 495

Продолжение таблицы

Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (национальный исследовательский университет)

2017/2018 уч. год 27 842 20 513 73,7% 80,8% 100% 7 329 1

2016/2017 уч. год 28 007 19 759 70,6% 82,1% 100% 8 248

2013/2014 уч. год 17 969 15 526 86,4% 2 443

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

2017/2018 уч. год 32 407 23 420 72,3% 51,5% 96,1% 8 987 3

2016/2017 уч. год 31 103 22 362 71,9% 61,7% 96,2% 8 741

2013/2014 уч. год 24 192 17 123 70,8% 7 069

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

2017/2018 уч. год 15 252 5 494 36,0% 76,7% 92,3% 9 758 11

2016/2017 уч. год 17 277 7 064 40,9% 74,1% 92,7% 10 213

2013/2014 уч. год 21 024 8 213 39,1% 12 811

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

2017/2018 уч. год 97 088 18 023 18,6% 18,8% 75,8% 79 065 44

2016/2017 уч. год 97 680 18 211 18,6% 20,1% 75,8% 79 469

2013/2014 уч. год 105 593 14 745 14,0% 90 848

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

2017/2018 уч. год 33 773 17 763 52,6% 43,3% 63,1% 16 010 18

2016/2017 уч. год 35 445 18 798 53,0% 44,6% 62,5% 16 647

2015/2016 уч. год 38 250 18 360 48,0% 19 890

2013/2014 уч. год 56 529 24 909 44,1% 31 620

Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет

2017/2018 уч. год 11 352 10 907 96,1% 61,3% 80,5% 445 1

2016/2017 уч. год 12 734 10 191 80,0% 70,2% 87,5% 2 543

2013/2014 уч. год 24 113 21 261 88,2% 2 852

Российский университет дружбы народов

2017/2018 уч. год 23 781 21 986 92,5% 21,9% 84,5% 1 795 1

2016/2017 уч. год 25 622 23 388 91,3% 30,7% 82,7% 2 234

2013/2014 уч. год 20 077 15 376 76,6% 4 701

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

2017/2018 уч. год 40 955 18 615 45,5% 29,1% 71,5% 22 340 14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016/2017 уч. год 50 393 20 512 40,7% 33,6% 71,0% 29 881

2015/2016 уч. год 62 942 22 490 35,7% 40 452

2013/2014 уч. год 25 683 16 269 63,3% 9 414

Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

2017/2018 уч. год 11 005 7 491 68,1% 77,2% 89,7% 3 514 3

2016/2017 уч. год 11 865 8 411 70,9% 77,6% 89,4% 3 454

2013/2014 уч. год 7 928 4 770 60,2% 3 158

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутас жна (МГЮА)

2017/2018 уч. год 13 527 9 100 67,3% 56,3% 58,1% 4 427 3

2016/2017 уч. год 12 389 8 365 67,5% 58,3% 62,2% 4 024

2013/2014 уч. год 13 545 7 195 53,1% 6 350

Продолжение таблицы

Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)

2017/2018 уч. год 17 638 9 922 56,3% 29,8% 69,7% 7 716 10

2016/2017 уч. год 22 722 12 515 55,1% 40,6% 61,8% 10 207

2013/2014 уч. год 39 251 17 425 44,4% 21 826

Российский университет транспорта (МИИТ)

2017/2018 уч. год 31 595 31 595 100,0% 38,7% 45,1% 0

2016/2017 уч. год 35 937 31 961 88,9% 36,7% 45,8% 3 976

2013/2014 уч. год 43 326 34 540 79,7% 8 786

Российский государственный гуманитарный университет

2017/2018 уч. год 14 062 12 812 91,1% 30,3% 52,4% 1 250 1

2016/2017 уч. год 12 975 11 459 88,3% 30,5% 53,6% 1 516

2013/2014 уч. год 24 969 12 878 51,6% 12 091

Московский политехнический университет

2017/2018 уч. год 20 779 15 891 76,5% 49,2% 61,3% 4 888 4

2016/2017 уч. год 29 655 24 728 83,4% 41,8% 47,8% 4 927

2013/2014 уч. год 52 447 32 240 61,5% 20 207

Академия труда и социальных отношений (частный вуз)

2017/2018 уч. год 9 159 2 344 25,6% 1,7% 40,7% 6 815 13

2016/2017 уч. год 10 423 2 301 22,1% 4,3% 41,1% 8 122

2013/2014 уч. год 20 593 3 397 16,5% 17 196

Российский новый университет (частный вуз)

2017/2018 уч. год 12 377 9 270 74,9% 8,3% 26,1% 3 107 6

2016/2017 уч. год 13 200 9 849 74,6% 8,5% 28,4% 3 351

2013/2014 уч. год 20 204 9 893 49,0% 10 311

Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (частный вуз)

2017/2018 уч. год 20 680 17 827 86,2% 0,0% 10,7% 2 853 3

2016/2017 уч. год 20 980 16 530 78,8% 0,3% 23,3% 4 450

2013/2014 уч. год 19 575 13 267 67,8% 6 308

Московский финансово-юридический университет (МФЮА) (частный вуз)

2017/2018 уч. год 21 028 11 781 56,0% 0,9% 20,1% 9 247 7

2016/2017 уч. год 21 589 11 437 53,0% 0,5% 21,9% 10 152

2013/2014 уч. год 24 614 11 616 47,2% 12 998

ЛИТЕРАТУРА

1. Жуков В.И, Жукова Г.С. «Дорожные карты» в сфере российского образования и науки // Человеческий капитал. 2015. № 5 (77). С. 3-13.

2. Жуков В.И. Диагноз российских «реформ» образования и науки // Вестник российской нации. 2015. № 3. С. 49-64.

3. Жуков В.И. Право на образование и правоприменительная практика // Журнал гуманитарных наук Московского института государственного управления и права. 2017. № 17. С. 64-70.

4. Жуков В.И. Проблемы российского высшего образования, требующие решения. В сборнике: Современные тенденции развития науки и образования: теория и практика Материалы 1 Международнйо научно-практической конференции научно-педагогических работников и молодых ученых. Под ред. Г.С. Жуковой; Центр математического

образования Московского политехнического университета. 2017. С. 129-139.

5. Жуков В.И., Федякина Л.В. Российское образование: история, социология, экономика, политика // Монография. — М.: Изд-во «ВИПО», 2016. — 600 с.

6. Жукова Г.С. Основные показатели современного российского высшего образования. В сборнике: Современные тенденции развития науки и образования: теория и практика Материалы 1 Международнйо научно-практической конференции научно-педагогических работников и молодых ученых. Под ред. Г.С. Жуковой; Центр математического образования Московского политехнического университета. 2017. С. 135-145.

7. Жукова Г.С. Различные аспекты совершенствования системы управления образованием в целом и образовательными учреждениями // Ученые записки Россиийского государственного университета . 2012. № 9 (109). С. 136-141.

8. Жукова Г.С., Маркина М.С. Проблема устойчивого развития и современное образование // Ученые записки Россиийского государственного университета . 2009. № 7-1. С. 11-13.

9. Жукова Г.С., Федякина Л.В. Об основных направлениях работ по обеспечению качества высшего образования // Ученые записки Россиийского государственного университета . 2009. № 13. С. 94-96.

10. Клячко Т.Л. Образование в России. Основные проблемы и возможные решения. — М.: Издательский дом «Дело», 2013. — 48 с.

11. Михайлушкин А.И. Реформирование высшего профессионального образования в обществе переходного периода. — СПб: Питер, 2014. — 196 с.

12. Российский статистический ежегодник 2011. Стат. сб. / Росстат. — М., 2011. — 795 с.

13. Российский статистический ежегодник 2016. Стат. сб. / Росстат. — М., 2016. — 725 с.

14. Российский статистический ежегодник 2017. Стат. сб. / Росстат. — М., 2017. — 686 с.

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Жукова Г.С. Индакаторы и тенденции высшего образования в субъекте РФ «город Москва». — Системные технологии. — 2018. — № 27. — С. 34—40.

INDICATORS AND TRENDS IN HIGHER EDUCATION IN THE SUBJECT OF RUSSIA «CITY OF MOSCOW» Zhukova G.S.Moscow Polytechnic University

Financial University under the Government of the Russian Federation

Abstract

The processes observed in the universities of Moscow during the modernization of Russian higher education are analyzed. The dynamics of the main indicators of higher education is established: the number of higher education educational institutions in the public and private sectors; number of students — total, by forms of training, by the form of admission, etc.

Keywords:

reforming of Russian higher education, idiators, development trends Date of receipt in edition: 11.05.18 Date of acceptance for printing: 14.05.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.