ББК 87.66
И.П. Ярославцева ИМЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ
Имена собственные являются не только элементом культуры и одной из важнейших черт, отличающих человеческие языки от языков животных, но также и постоянным объектом при изучении символотворческой деятельности человека: начиная с Платоновского диалога “Кратил”, философы стремились проникнуть в загадку имени и понять, что это - пустая кличка, случайный набор звуков, или сжатое, лаконичнейшее выражение судьбы человека, его личности и характера. С проблемой имени связаны в истории культуры коллизии между иконоборцами и иконопочитателями в VII веке в Византии и имяславские споры начала нашего века.
В современном мире имя, в качестве культурного феномена, приобретает, как мне представляется, новый статус. “Новое варварство”, столь страшно проявившее себя в XX веке на примерах существования тоталитарных режимов, эскалации межнациональных конфликтов, засилья суррогатов культуры - “масскультуры”, становится причиной дегуманизации. В имени происходит восстановление личности из хаоса, имя соблюдает равновесие между силой, стремящейся слить род человеческий до единой массы и силой, стремящейся обособить личность.
Для современного этапа изучения проблемы имени принципиальное значение имеют работы русских философов П.А. Флоренского “Имена” и А.Ф. Лосева “Философия имени”. В.В. Бибихин в своей книге “Язык философии” подчеркивает, что почти вековое молчание русской мысли в ХХ веке было неслучайным: сама российская реальность была несовместима с философским анализом. Возвращение русской мысли на родную почву можно рассматривать как символ надежды на возвращение начала Logos,а в Россию. Таким воплощением logos,а на личностном уровне является имя собственное.