Научная статья на тему 'Вклад В. С. Соловьева в развитие философии языка в России'

Вклад В. С. Соловьева в развитие философии языка в России Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
782
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА / ПРИРОДА СЛОВА / ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ СЛОВА / ЭНЕРГИЯ И СМЫСЛ СЛОВА / ЯВЛЕНИЯ МИРА / ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА / МИРОВОЙ ЛОГОС / ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Серова Наталья Викторовна

Рассматривается вопрос о значении идей В.С. Соловьева в развитии философии языка в России. Обосновывается преемственность воззрений на духовную природу слова в учениях славянофилов и учении В.С. Соловьева. Исследование основывается на изучении философских и публицистических материалов с использованием таких методов, как герменевтический для понимания интерпретации понятий «слово» и «язык» в философских концепциях славянофилов, В.С. Соловьева и представителей философии имени; метод аналогии качеств для выявления степени сходства во взглядах славянофилов и В.С. Соловьева на природу слова; метод обобщения для установления общих положений в учениях В.С. Соловьева и представителей философии имени. Выявлен ряд идей в учении В.С. Соловьева, которые позволили сделать новый шаг в развитии отечественной философии языка: о «всеедином слове», объединяющем духовными связями всё человечество; понятие о «внутреннем слове» в качестве основы духовной жизни человека и понимания между людьми; о творческом действии слова и его способности объединять и увековечивать существующие во времени явления. Рассмотрены некоторые положения учений представителей философии имени, которые подтверждают их идейную близость с воззрениями В.С. Соловьева. Сделан вывод о том, что творчество В.С. Соловьева занимает центральное положение в русской философии языка, так как, во-первых, ему удалось сохранить традиционный для славянофилов подход к пониманию духовной природы языка и вместе с тем переосмыслить его так, чтобы он имел развитие в будущем; во-вторых, он произвел ряд новых идей, которые определили развитие философии языка в России в ХХ веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вклад В. С. Соловьева в развитие философии языка в России»

УДК 130:81(47) ББК 87.228.1(2)

ВКЛАД В.С.СОЛОВЬЕВА В РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА

В РОССИИ

Н.В. СЕРОВА

Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова проспект Ленина, д. 93, г. Новороссийск, 353918, Российская Федерация E-mail: nserova1@rambler.ru

Рассматривается вопрос о значении идей В.С. Соловьева в развитии философии языка в России. Обосновывается преемственность воззрений на духовную природу слова в учениях славянофилов и учении В.С. Соловьева. Исследование основывается на изучении философских и публицистических материалов с использованием таких методов, как герменевтический - для понимания интерпретации понятий «слово» и «язык» в философских концепциях славянофилов, В.С. Соловьева и представителей философии имени; метод аналогии качеств - для выявления степени сходства во взглядах славянофилов и В.С. Соловьева на природу слова; метод обобщения - для установления общих положений в учениях В.С. Соловьева и представителей философии имени. Выявлен ряд идей в учении В.С. Соловьева, которые позволили сделать новый шаг в развитии отечественной философии языка: о «всеедином слове», объединяющем духовными связями все человечество; понятие о «внутреннем слове» в качестве основы духовной жизни человека и понимания между людьми; о творческом действии слова и его способности объединять и увековечивать существующие во времени явления. Рассмотрены некоторые положения учений представителей философии имени, которые подтверждают их идейную близость с воззрениями В.С. Соловьева. Сделан вывод о том, что творчество В.С. Соловьева занимает центральное положение в русской философии языка, так как, во-первых, ему удалось сохранить традиционный для славянофилов подход к пониманию духовной природы языка и вместе с тем переосмыслить его так, чтобы он имел развитие в будущем; во-вторых, он произвел ряд новых идей, которые определили развитие философии языка в России в ХХ веке.

Ключевые слова: философия языка, природа слова, творческое действие слова, энергия и смысл слова, явления мира, внутренний мир человека, мировой логос, философия имени.

V.S. SOLOVYOV'S CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF PHILOSOPHY OF LANGUAGE

N.V.SEROVA

Admiral Ushakov Maritime State University 93, Lenina Prospekt, Novorossiysk, 353918, Russian Federation E-mail: nserova1@rambler.ru

The paper considers the question of the significance of V.S. Solovyov 's ideas in the development of the philosophy of language in Russia and proves the continuity of the views on the spiritual nature of the word in the teachings of the Slavophiles and V.S. Solovyov. The investigation is based on the study ofphilosophical and journalistic materials by a number of methods such as the hermeneutic method to understand the interpretation of the concepts «word» and «language» in the philosophical views of the Slavophiles, V.S. Solovyov and representatives of the philosophy of name; the method of analogy of qualities to reveal the degree of similarity in the views of the Slavophiles and V.S. Solovyov on the nature of the word; the generalization method to establish general provisions in the teachings of

V.S. Solovyov and representatives of philosophy of name. Some of V.S. Solovyov's ideas that were revealed made it possible to take a new step in the development of the Russian philosophy of language. These include the concept of the «all-unified word» that unites all mankind, the concept of the «inner word» as the basis of man's spiritual life and understanding between people, the concept of creative action of the word and its ability to unite and perpetuate phenomena existing in time. Some ideas of the representatives of the philosophy of name considered in this work confirmed their ideological affinity with V.S. Solovyov's views. It has been concluded that V.S. Solovyov's work occupies a central position in the Russian philosophy of language, because, firstly, he was able to preserve the traditional Slavophile approach to understanding the spiritual nature of the language and at the same time to rethink it so that it could develop in the future; and, secondly, he produced a number of new ideas that determined the development of the philosophy of language in Russia in the twentieth century.

Key words: Philosophy of language, nature of the word, creative action of the word, energy and sense of the word, world phenomena, man's inner world, world logos, Philosophy of name.

Философия языка стала одним из ведущих направлений русской философии в первой половине XIX века. У истоков её развития стояли видные представители русской философии - М.В. Ломоносов, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, В.Д. Кудрявцев-Платонов, Н.П. Гиляров-Платонов, А.А. Потебня и другие мыслители. Русские философы изучали происхождение и развитие русского языка, историю взаимоотношений русского языка с другими языками и его роль в сохранении и развитии народной культуры. Их интересовали особенности грамматики и семантики русского языка, структура слова и проблема выражения человеческой мысли в слове. Начало исследованиям проблем философии языка было положено в учениях славянофилов.

Творчество славянофилов сосредоточивается вокруг содержания народной жизни, русской истории и культуры, народного самосознания и русского языка. В национальном языке они мыслили сосредоточие духовной жизни народа и народной мудрости, а потому главное предназначение языка они видели в осуществлении духовного общения между людьми. Слово славянофилы расценивали как «божественный дар»1 человеку. И только по своей духовной одарённости человек стал создавать слова и относиться к ним, как к собственному бесценному достоянию. Слово было даровано Богом человеку в целях осуществления достойного человека образа жизни. Только благодаря слову у человека появляется возможность действовать в мире не силой, подобно животному, но, как подобает человеку, убеждением. «Слово, - писал К.С. Аксаков, - это знамя человека на земле»2. В этом качестве слово не может быть орудием, используемым человеком в безнравственных целях. Если же это происходит, то оборачивается нравственным падением для человека и обесцениванием слова. Оно становится лишь средством для осуществления неблаговидных целей духовно опустошённого человека. «Среди этой жизни, - писал К.С. Аксаков, - обращенной в другую сторону, полной других интересов, в то

1 См.: Аксаков К.С. Русское воззрение // Аксаков К.С. Государство и народ. М.: Институт русской цивилизации, 2009. С. 235 [1].

2 Там же. С. 193.

же время мелкой и ничтожной, слово само получило характер, достойный её состояния»3. Слово своею судьбою следует за судьбою человека и запечатлевает в себе любые изменения в его внутренней жизни. Стоит только ему отступиться от нравственных законов и, как писал А.С. Хомяков, «прежняя речь, хранительница вековых преданий и вековой мудрости, должна упасть на степень крика, данного природой всем животным для призвания подобных себе на помощь или для условного знака ночной ловитвы» [3, с. 469]. Содержание человеческой души всегда выражается через слово: идёт ли речь о богатстве её или нищете. По высказанным словам можно судить о характере и образе мысли человека.

Слово является результатом духовного творчества человека, и потому оно не приравнивается к бессодержательным знакам и имеет собственное значение. Роль слова в жизни человека не ограничивается только восприятием и сохранением богатств человеческой души. Как писал И.В. Киреевский, «слово должно быть не ящик, в который заключается мысль, но проводник, который передаёт её другим, не подвал, куда складываются сокровища ума и знания, но дверь, через которую они выносятся» [4, с. 309]. Содержание слов может изменяться в зависимости от ситуации и от особенностей понимания произносящего их человека. Будучи «прозрачным телом духа»4, слова влияют и преобразуют духовную жизнь человека. В силу вариативности содержащихся в них значений, слова побуждают человека к творческому познанию и духовному преобразованию мира. Они способствуют установлению понимания между людьми и духовному сплочению всего народа.

Благодаря деятельности славянофилов язык стал рассматриваться в качестве самостоятельного объекта философских исследований. В связи с этим углубляется изучение его грамматики и синтаксиса и осмысляется роль языка в культурной жизни народа. Славянофилы показали роль слова в человеческой жизни, обосновали нераздельность слова и человеческой мысли, положили начало новому пониманию слова как условия творческого преобразования мира человеком. Они обнаружили глубокую связь национального языка и народной жизни, но признавали особую роль и индивидуального вклада в развитие словесности выдающихся представителей своего народа. Особую роль в индивидуальном словесном творчестве они отводили поэзии, которую называли искусством слова. Славянофилы, таким образом, наметили основные пути развития философии языка в России.

Открытия славянофилов в области изучения языка и изящной словесности стали началом развития русской философии языка и оказали влияние на деятельность последующих поколений исследователей. Одним из них стал

3 См.: Аксаков К.С. Ломоносов в истории русской литературы и русского языка // Аксаков К.С. Ломоносов в истории русской литературы и русского языка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. С. 75 [2].

4 См.: Киреевский И.В. Отрывки // Киреевский И.В. Духовные основы русской жизни. М.: Институт русской цивилизации, 2007. С. 309 [4].

В.С. Соловьев, автор учения о всеединстве - идее, определившей его оригинальное творчество. Он был противником любого рода проявлений разобщённости людей и разделённости народов, так как расценивал эти явления как признаки морального разложения и культурного упадка. В качестве противодействия подобным явлениям В.С. Соловьев разработал идею всеединства, воплотившую в себе его надежды на возможность восстановления человека в его совершенстве и мира в его целостности. Суть основополагающей идеи философии В.С. Соловьева в том, что «совершенное всеединство, по самому понятию своему, требует полного равновесия, равноценности и равноправности между единым и всем, между целым и частями, между общим и единичным»5. Идея о всеединстве В.С. Соловьева нашла воплощение в учении о «всеедином слове»6 как квинтэссенции его исследований по проблемам философии языка.

Учение о языке В.С. Соловьева во многом созвучно идеям славянофилов о роли языка в жизни народа и каждого человека. Однако имеется и ряд различий в их взглядах. Одно из них - различие между учением А.С. Хомякова об «общем слове»7 и учением В.С. Соловьева о «всеедином слове». В различии этих понятий содержится суть расхождений между вселенским, христианским миропониманием В.С. Соловьева и сугубо национальными идеалами славянофилов. Различие их взглядов по этому вопросу нашло своё отражение в полемике между В.С. Соловьевым и И.С. Аксаковым, запечатлённой в работе В.С. Соловьева «Любовь к народу и русский народный идеал»8. Однако присутствие идейной близости их взглядов очевидно: и славянофилы и В.С. Соловьев признавали неразрывную связь народа со своим родным языком. Такое понимание природы языка было порождено их верой в силу национального языка как хранителя народного духа и народного предания. В полемике между В.С. Соловьевым и И.С. Аксаковым о достижении блага для русского народа речь идёт не об отсутствии или проявлении любви к нему, но о большей или меньшей степени этой любви. Из любви к русскому народу В.С. Соловьев принял идею славянофилов об «общем слове»9, призванную объединить весь русский народ, но дополнил её идеей о «всеедином слове» [6, с. 499] как условии сплочения русского народа со всеми другими народами. В чём видел преимущества «всеединого слова» или таким образом понимаемого языка В.С. Соло-

5 См.: Соловьев В.С. Смысл любви // Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 542-543 [5].

6 См.: Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 499 [6].

7См.: Хомяков А.С. Записки о всемирной истории // Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. Т.5. М.: Типо-литография т-ва И.Н. Кушнеров и К, 1904. С. 346 [3].

8 См.: Соловьев В.С. Любовь к народу и русский национальный идеал (Открытое письмо к И.С. Аксакову) // Соловьев В.С. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева. Т. 5. СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1914. С. 42 [7].

9 См.: Хомяков А.С. Второе письмо о философии к Ю.Ф. Самарину // Хомяков А.С. Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. Т.1. М.: Университетская типография, 1900. С. 346 [8].

вьев? Во «всеедином слове» философ видел духовную основу такого общения, при котором преодолевалось бы всякое разобщение между народами, но каждый народ сохранял бы свою самобытность и каждая личность не утрачивала бы своей индивидуальности и свободы. «Как истинное единство языков, - писал В.С. Соловьев, - есть не одноязычие, а всеязычие, т. е. общность и понятность, взаимопроникновение всех языков с сохранением особенностей каждого, так и истинное единство народов есть не однонародность, а всенародность, т.е. взаимодействие и солидарность всех их для самостоятельной и полной жизни каждого» [6, с. 501]. В таком общении народов В.С. Соловьев видел условие ничем не ограниченного духовного развития русского народа и установления понимания с другими народами.

Обнаружив в языке возможности духовного объединения народа, славянофилы отказались видеть в нём лишь орудие, пассивно служащее для передачи понятий мышления. Их мнение было близко и В.С. Соловьеву. Но если славянофилы - А.С. Хомяков, И.В. Киреевский и Н.П. Гиляров-Платонов - ещё разделяли мнение о слове как посреднике в передаче мысли человека, то В.С. Соловьев видел в нём основание всякой мысли, без которого она не может осуществляться последовательно и логически правильно. А.С. Хомяков и К.С. Аксаков ещё полагали, что слово зависит от воли человека и содержательно изменяется в зависимости от речи, образа мысли и жизни человека, но уже Н.П. Гиляров-Платонов наделял язык полной самостоятельностью и независимостью от человеческого произволения. «Язык, - писал Н.П. Гиляров-Платонов, - принадлежит мне лишь в самой незначительной степени, а более всего я ему принадлежу...» [9, с. 248]. Н.П. Гилярова-Платонов понимал, как важно соответствие между мыслью и словом, которым она передаётся в речи от одного человека к другому, так как не сама мысль, но слово воздействует на сознание людей и формирует в нём определённое понимание. В учении В.С. Соловьева слово не только самостоятельно и не зависимо от индивидуальной воли человека, но оно также и мысль освобождает от психологической или эмпирической зависимости. Мысль имеет логическую форму и идеальную природу только благодаря слову - её неизменному основанию.

Слово, по мысли славянофилов, является частью материального мира и потому ограничено и пространством, и временем. Оно связано с условиями жизни людей и их взглядами, характерными для определенной эпохи. Слово в понимании В.С. Соловьева, напротив, не ограничено ни временем, ни пространством, так как оно хотя и связано с отдельными переживаниями человеческой души, но не напрямую, а опосредованно - памятью. Отдельные стороны психической жизни человека, как полагал В.С. Соловьев, в слове обобщаются и приводятся к всеобщим понятиям мышления. Таким образом, слово способствует превращению временных явлений внутренней жизни человека в надвременные явления человеческого духа.

Концепция «всеединого слова» В.С. Соловьева стала началом формирования нового понимания природы языка и его вселенского значения. В соот-

ветствии с ней, слово не является принадлежностью одного человека или одного народа, но оно призвано объединить разделённые в мире сферы бытия: природное и человеческое бытие, человеческое и божественное. Для их объединения вселенское слово должно стать созидателем новой, отличной от ограниченного мира единичных явлений в природе и в психологической жизни человека вечной духовной реальности. Таким образом, В.С. Соловьев, продолжая развитие традиционного для славянофилов взгляда на духовную связь народа и национального языка, преодолел свойственные им представления об ограниченности слова национальными, территориальными и временными условиями жизни людей.

В.С. Соловьев, переосмыслив принятые до него представления о языке, открыл новые перспективы в развитии философии языка в России. По замечанию Н.И. Безлепкина, «в контексте значительного обогащения и дополнения русской религиозной философии новыми метафизическими проблемами и темами Соловьев своим творчеством знаменовал начало духовного ренессанса, который нашёл свое выражение в возникновении качественно нового направления в философии языка - онтологического» [10, с. 201]. В самом деле, В.С. Соловьев хотел выразить действенную природу слова как духовного основания жизни личностей и взаимодействия целых народов, показать именно синергийное действие слова в мире. Объединяющее действие слова не в том, чтобы привести всех людей к единообразию в мышлении, но в том, чтобы способствовать пониманию разных мнений, высказанных на разных языках. В сплочении разных народов и личностей важно сохранить индивидуальность образа мысли и нравов каждого, только так можно достичь не только их единства, но и их развития. В этом он видел существенное отличие своей концепции «всеединого слова» от искусственно изобретаемых моделей языков международного общения, основанных на смешении слов. Не различие и многообразие языков, полагал В.С. Соловьев, но их смешение порождает непонимание между людьми и народами.

Концепция «всеединого слова» В.С. Соловьева строится на признании глубоких духовных оснований языка, благодаря которым синергийное действие слов преодолевает пространственные и временные пределы. В мире физических явлений природы и психических явлений внутренней жизни человека всё изменчиво и имеет временный характер. Благодаря своему выражению в слове явления осмысливаются и приобретают надвременный характер, а значит, уже не смогут подвергнуться уничтожению временем. В.С. Соловьев писал, что «слово вообще есть символ, т. е. знак, совмещающий в себе наличную единичность со всеобщим значением»10. Слово, понимаемое в качестве символа, становится проводником явлений из небытия к бытию и опорой в их восхождении от временного к вечному существованию. Ведь, если переживаемое чувство не будет осознано и мысль о нём не будет выражена в слове, оно исчезнет в потоке

10См.: Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал // Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 810-811 [11].

таких же подвластных времени чувств. Для того, чтобы осуществлять это действие, слово само должно быть частью бытия. Иначе говоря, слово отчасти должно быть явлением среди прочих явлений бытия и для этого оно имеет внешнее облачение в качестве «слова-звука»11. Слово может быть явлением только в качестве такого явления, через которое все остальные явления получают смысл, потому что слово не есть только звук, но оно есть «слово-смысл»12. Как замечает В.С. Соловьев, «существенна для слова только общность выражаемого, или обозначаемого, и постоянство выражения, или обозначения, а не то, чтобы эти выражения или знаки воспринимались через это, а не другое внешнее чувство» [11, с. 810]. Отдельные качества явлений и чувственные впечатления словом объединяются во всеобщие формы логической мысли и оформляются в идею. Идеи же не принадлежат физическому миру и не подвержены потоку времени, поэтому и выражаемые словом чувства не исчезают в потоке времени, но увековечиваются.

Традицию видеть в слове единство внешней оболочки и внутреннего содержания унаследовали представители философии имени, ставшей одним из ведущих направлений философии начала ХХ века в России. Они так же, как и В.С. Соловьев, выделяли в слове две его основные части: фонему - «внешнюю форму слова»13, или «звуковую оболочку»14, и семему - «внутреннюю форму слова»15, или «содержание»16, которые не могут быть разделены и представляют собой единое, целое слово. «Этот смысл, - писал С.Н. Булгаков, - вложен в звук, сращен с его формой, вот - тайна слова» [14, с. 16]. Звучание или написание слова оказывает влияние на понимание его значения, и потому оно не менее важно, чем заключённое в нём понятие. Ни одна буква в слове не может быть изменена без последствий для понимания его содержания человеком. Организация слова такова, что оно не может быть бессодержательным, а поэтому, обозначая явления, оно становится условием осмысления их сущности и выражения смысла их действия в мире. Слово заключает в себе значение, но это не говорит о том, что оно не вариативно: в познании человеком сущности единичных явлений с характерными для них особенностями первоначальное понятие в смысловом отношении может обогащаться. А.Ф. Лосев писал, что «тайна слова в том заключается, что оно - орудие общения с предметами и арена интимной и сознательной встречи с их внутренней жизнью» [13, с. 49]. Ни одно явление физического мира природы не способно самостоятельно сознавать себя и выражать во вне своё со-

11См.: Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал // Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т. 1. С. 810.

12 Там же. С. 810.

13 См.: Флоренский П.А. У водоразделов мысли // Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. С. 233 [12].

14 См.: Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С. 36 [13].

15 См.: Флоренский П.А. У водоразделов мысли // Флоренский П.А. У водоразделов мысли. С. 233.

16 См.: Лосев А.Ф. Философия имени. С. 57.

держание. Только слово наделено действием превращать бессмысленный и хаотичный мир в мир, наполненный смыслом. «Слово, - писал П.А. Флоренский, -мы привыкли рассматривать как явление смысла и правильно его отождествляем со смыслом» [12, с. 252]. Единство формы и содержания слова, опосредованное человеческой мыслью, является условием выражения сущности явлений во временном мире таких же явлений и увековечиванием её в вечном мире идей. В этом состоит жизнь слова и суть его действия. А.Ф. Лосев по этому поводу писал: «Живое слово таит в себе интимное отношение к предмету и существенное знание его сокровенных глубин» [13, с. 48]. А.Ф. Лосев подробнейшим образом описал процесс преобразования сущности явлений в идею. На всех предше-

17

ствовавших идее этапах этого процесса - процесса «идеации» - сущность предмета видоизменяется и получает разные степени оформления в слове. С каждым следующим этапом достигается более полное выражение сущности явления в слове, и тем самым слово обретает всё большую жизненность и увеличивается его сила действия на мир и на души людей.

Познание человеком мира посредством слова В.С. Соловьев рассматривает как открытие и непрестанное творчество человеческой души, стремящейся всесторонне и целостно понять сущность явлений. Для этого человек должен сосредоточить на ней все свои душевные силы и признать за каждым явлением абсолютное значение и безусловную ценность, неважно, идёт ли речь о природном явлении или мимолётном чувстве. Особое значение в таком сопереживании и соучастии человека многообразному бытию В.С. Соловьев отводил лирической поэзии, потому что, как отмечает Е.В. Макеева, «для него [В.С. Соловьева - Н.С.] художественное творчество - это, прежде всего, духовное преображение жизни, воплощение идеального в реальном посредством языковых форм и структур»18. Внутренняя жизнь человека, идёт ли речь об осознаваемых переживаниях или сокровенных чувствах, всецело проникнута словом. В.С. Соловьев отводил особую роль во внутренней жизни человека и в духовном единении людей «внутреннему слову». Оно проникнуто глубокими душевными переживаниями людей и потому является условием установления понимания и духовного согласия между ними. Для того, чтобы эти общие многим людям переживания не канули бесследно в потоке времени и не разорвались бы уже установленные духовные связи между людьми, эти общие чувства необходимо осмыслить и увековечить. Этого бы не могло произойти, если бы слово не составляло основу внутренней жизни человека до её осознания и обобщения в процессе мышления. «Первоначально же слово ... есть факт, -писал В.С. Соловьев, - предваряющий всякую рефлексию и не обусловленный субъективно ничем другим, кроме сохраненных памятью данных психических

17 См.: Булгаков С.Н. Философия имени // Булгаков С.Н. Философия имени. СПб.: Наука, 2008. С. 31 [14].

18 См.: Макеева Е.В. Учение о языке как символическом феномене в эстетике В. Соловьева и П. Флоренского // Информационный гуманистический портал «Знание. Понимание. Умение». 2009. № 1. С. 1 [15].

состояний...» [11, с. 812]. Вместе с тем только благодаря слову многообразные чувства человеческой души обобщаются, и в ходе мышления слово возвышает человеческие чувства над ограничениями временного мира. По этому поводу

B.С. Соловьев писал: «...слово может быть определено лишь как прямое воздействие чего-то сверхфактически всеобщего на ту или другую отдельность психических фактов...» [11, с. 812]. Важно то, чтобы увековечиваемые словом чувства заслуживали вечности, ибо, запечатлевшись в ней, они удостоятся памяти многих людей и объединят их духовными связями.

Учение В.С. Соловьева о «внутреннем слове» было воспринято и развито представителями философии имени в учениях о духовной жизни человека и духовном общении людей. Начальным этапом в их развитии стало исследование внутреннего строения слова. П.А. Флоренский полагал, что слово, имеющее в своём строении три элемента - фонему, морфему и семему, является условием развития и обнаружения духовной жизни человека. Это возможно проследить по тому, как в каждом акте индивидуальной речи смысл слова изменяется. По этому поводу он писал: «Семема данного слова в моём словоупотреблении может быть удачна или неудачна; но никому не принадлежит указывать или заказывать пути её формирования» [12, с. 239]. В разных ситуациях человек переживает разные чувства, и если бы в слове не было такого подвижного элемента, как семема, то внутренний мир человека никогда не был бы выражен во внешнем мире и было бы невозможно взаимопонимание между людьми. А.Ф. Лосев и С.Н. Булгаков также придерживались убеждения о влиянии строения слова на оформление мысли и осознание переживаний человека.

C.Н. Булгаков писал: «Внутреннее слово существует в нас, одевая мысль раньше речи; мы говорим не только вслух, но и внутри себя, про себя, в себе, говорим во сне и наяву, в сознании и забытьи, и разные степени реализации слова, различные способы его психического переживания не имеют решающего значения для его бытия или сущности...» [14, с. 14]. Даже не осознаваемые чувства в человеческой душе связаны со словами и потому имеют личностный смысл. В отдельных словах и целых фразах выражаются чувства и мысли, поэтому язык служит образованию целостности и установлению гармонии духовного мира человека. А.Ф. Лосев выделяет в структуре слова такие его слои, как фонема, этимон, морфема, синтагма, пойема, символическое единство семемы, ноэма и идея. Все они являются разными степенями выражения сущности называемого словом явления и могут быть как причиной различий в интерпретации его смысла, так и условием полного взаимопонимания между людьми по поводу его смысла. Внутренний мир человека индивидуален, и его содержание может быть выражено разными способами: от поэтического слова до научного термина. В составе речи они становятся мощнейшим орудием воздействия на внутренний мир других людей. В общении слова задевают струны души и открывают глубокие переживания человека его собеседнику. «Можно сказать, -писал П.А. Флоренский, - что в слове исходят из меня гены моей личности, гены той личностной генеалогии, к которой принадлежу я, и потому, словом

своим входя в иную личность, я зачинаю в ней новый личностный процесс» [12, с. 271]. Представители философии имени показали через раскрытие структуры слова путь восхождения человека в его духовной жизни от мимолётных чувств к незыблемым идеям.

Учение В.С. Соловьева о всеединстве происходит от его религиозной веры в Бога и в человека, жизненной целью которого должно стать «утверждение себя в Боге или Бога в себе»19, то есть осуществление божественного порядка мироустройства в человеческом и природном бытии. В Боге философ видел начало всеединого устройства мира внутренне согласных, но формально различных видов бытия. Для осуществления этого замысла о мире и человеке Божество стремится к своему выражению в мире через Слово: «.Логос как начало определения, различения, внутреннего развития и откровения -начало света, в котором открывается или становится видимым все содержание абсолютного...»20. Слово не существует отдельно от Бога, но ради Него и в целях осуществления Его откровения миру: «Логос, или Слово, есть единственное объективное, то есть для другого существующее, начало бытия и значения»21. Одухотворяющее действие Слова распространяется на сверхвременное бытие и весь сотворенный Богом, существующий во времени мир. В этом действии Слова осуществляется божественное откровение миру, через которое совершается творение и всестороннее познание мира не в разрозненных его частях, но как взаимосвязанного целого. Слово, или Логос, участвует в духовном познании мира в качестве идеального прототипа «всеединого слова» - условия духовного общения людей. Подобно Логосу, оно владеет способностью созидать новые явления мира и порождать новые чувства в душе. Об этом творческом действии слова В.С. Соловьев писал: «...слово вовсе не имеет непременного отношения к какой бы то ни было фактичной наличности, настоящей или прошедшей, - оно представляет и то, чего нет и никогда ещё не бывало, но что может быть, или что мыслимо» [11, с.810]. Учение В.С. Соловьева о Слове у представителей философии имени получило продолжение в учениях об Имени Божьем.

В учении П.А. Флоренского слова действуют как проводники энергий обозначаемых ими явлений. Этим действием они наделены от Слова Божьего и осуществляют своё предназначение благодаря Ему. «Имя Божие, - писал П.А. Флоренский, - есть Бог; но Бог не есть имя. Существо Божие выше энергии Его, хотя эта энергия выражает существо Имени Бога»22. Этими словами П.А. Флоренский хотел сказать, что Именем Божьим бытие Бога не исчерпывается и открыть для себя духовный смысл Имени Бога не значит познать Его духовную сущность. Тем не менее философ полагал, что через обращение к Имени Божьему, человек преодолевает свою ограниченность как физического и психического существа и ста-

19 См.: Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал. С. 593.

20 См.: Соловьев В.С. Философские начала цельного знания // Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 243 [16].

21 Там же. С. 243.

22 См.: Флоренский П.А. У водоразделов мысли // Флоренский П.А. У водоразделов мысли. С. 329.

новится сподвижником в осуществлении замысла Бога о мире. Он становится им не только по разумному убеждению, но и по свободной воле, ибо человек духовно преобразился под действием на него через Имя Божье божественных энергий. Во взаимодействии мировых явлений происходит слияние их энергий и произведение в этом единстве нового бытия: «...тогда бытия могут, оставаясь по сущности своей неслиянными, не сводимыми друг на друга, не растворимыми друг в друге, - могут быть и подлинно объединены между собой своими энергиями: тогда это объединение может быть мыслимо в виде взаимопрорастания энергий, содействия их..., в котором нет уже врозь ни той, ни другой энергии, а есть нечто новое» [12, с. 285]. Во взаимодействии божественных и человеческих энергий человек не становится Богом, а Бог не становится человеком, но рождается духовно преображённый человек. Во взаимодействии человека и природы естественные явления преобразуются в достояние человеческой культуры. Однако при энергетическом взаимодействии человека и природы не происходит полного слияния разных энергий или их одностороннего поглощения. Совершается такое их сочетание, при котором творчески производится новое бытие, первоначально содержащееся только в слове. В нём первоначально воплощается понятие о новом явлении и начинается его воплощение в мире. В этом смысле, пишет П.А. Флоренский, «...под словом надо разуметь всякое самодеятельное проявление нашего существа вовне, поскольку целью такого проявления мы считаем не внешне учитываемые энергии., а смысл, их посредством входящий в мир транссубъективный» [12, с. 289]. Таким образом, П.А. Флоренский видит назначение слова в том, чтобы объединять энергии разных явлений и выражать во вне смысл всего, что производится в мире.

В творчестве С.Н. Булгакова тема всеобщей взаимосвязи бытия посредством творческого участия слов в созидании мира получает более глубокое философское прочтение. Он исследовал богословские проблемы теофании и пришёл к убеждению о том, что слова и имена являются прямым выражением энергий явлений, потому что Имя Божие, от которого они происходят, содержит в себе и являет миру божественные энергии: «Имя Божие в собственном смысле слова, не как не откровение о Боге, но как прямая Сила Божия, энергия Божия, исходящая из субстанционального существа, не может быть найдено человеком в себе, ни в своей мысли, ни в своей жизни, ибо оно ей трансцен-дентно» [14, с. 289]. Этими словами С.Н. Булгаков хотел выразить мысль о том, что Имя Божие не является производимым человеком наименованием для божественных энергий. Имя Божие содержит в себе божественные энергии. Все слова, производные от Слова Божия, получают от него те же духовные силы и разумные начала, благодаря которым слова участвуют в созидании этого мира. Они содержат смысл мировых явлений, и им определяется судьба слов в силу их неразделённости с этими явлениями. Определить отношение между словами и явлениями способен только человек в силу своей духовной и разумной природы. Воспринимая духовное влияние Слова Божия, человек духовно преображается и только тогда получает способность понимать смысл явлений и правильно именовать эти явления.

В исследованиях А.Ф. Лосева Имя Божие отождествляется с божественными энергиями, которые воздействуют на человека и духовно его изменяют во время его молитвенного обращения к Богу. А.Ф. Лосев писал, что «Имя Бо-жие есть полнота совершенства существа Божия, явленная в конечном существе мира и человека как бесконечная цель для стремления твари к Богу» [17, с. 276]. Обращение человека в молитве к Богу влечёт за собой духовное преображение или обожение человека. Даже воспринимая божественные энергии и именуя их, человек действует под гнётом собственного несовершенства, но под действием божественных энергий он преображается для правильного их именования. Анализируя разные уровни формирования и выражения сущности предмета в слове, А.Ф. Лосев отмечает полную зависимость этого процесса от состояния человека. Человек является физическим существом и зависит от своих чувств и желаний, которые действуют на его сознание и определяют характер мышления. Познание высших истин возможно для человека только в экстатическом состоянии, когда отстраняются все индивидуальные и субъективные моменты мышления и человек достигает постижения чистого смысла, выраженного в «умном слове»23. Сложная организация человека приводит философа к мысли о разных уровнях понимания сущности явлений и выражения её смысла в слове. «И вот, - писал А.Ф. Лосев, - начиная с высшей разумности человека и кончая внеположенностью и разъединением неодушевленного мира - перед нами разная степень словесности, разная степень смысла, разная степень сущего, бытия, разная степень именитства» [13, с. 155]. Этими словами он не только хотел сказать о том, что всё в мире может быть осмысленно человеком и облечено в слово, но и то, что благодаря слову всё в мире может быть духовно преображено и восстановлено по замыслу Божьему о мире и человеке.

В истории философии языка в России творчество В.С. Соловьева по-праву занимает центральное место. Он продолжил развитие учения славянофилов о языке как духовной основе жизни народа и каждого человека и преодолел узко национальные представления славянофилов о природе и назначении языка. Он сформировал понятие о «всеедином слове», способном всё в мире объединить и всё в мире творчески созидать. Эта идея позднее будет развита представителями философии имени в учении о синергийной природе слова, объединяющего в себе энергии разных уровней бытия в целях их осмысленного выражения и прибывания в мире. В.С. Соловьев сумел преодолеть представление славянофилов о привязанности слова к времени, образу мысли и жизни человека в данном их состоянии и сформировал понятие о совершенствовании человека и мира посредством слова. Совершенствование мира через слова он рассматривал как процесс увековечивания всех временных явлений и изменчивых чувств человека и придания им надвременного смысла в слове. В.С. Соловьев разработал понятие «внутреннего слова» и показал, что кроме внешнего общения между людьми

23 См.: Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А.Ф. Философия имени. С. 169.

существует и глубокое внутреннее общение человеческих душ. Эта идея была продолжена в учениях П.А. Флоренского и С.Н. Булгакова.

Славянофилы утверждали о том, что слово является даром Бога человеку для того, чтобы он мог познавать мир и нравственно и разумно его устраивать. Согласно же В.С. Соловьеву, слово дано человеку не только для обустройства человеческой жизни, но и, кроме того, для духовной связи человека с Богом и для преобразования мира по замыслу Божьему. Эта идея была развита представителями философии имени в учениях об Имени Божьем. В этих целях они обратились к религиозному учению имяславия, но, как нам кажется, не без идейного влияния В.С. Соловьева. Влияние идей В.С. Соловьева на развитие философии языка в России именно в том направлении, в котором оно проходило, очевидно и неоспоримо. Именно В.С. Соловьевым была разработана концепция слова, которое бы духовно объединяло, а не разъединяло Бога с человеком, человека с человеком и, наконец, человека с природой.

Список литературы

1. Аксаков К.С. Русское воззрение // Аксаков К.С. Государство и народ. М.: Институт русской цивилизации, 2009. С. 39-297.

2. Аксаков К.С. Ломоносов в истории русской литературы и русского языка // Аксаков К.С. Ломоносов в истории русской литературы и русского языка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011. С. 21-91.

3. Хомяков А.С. Записки о всемирной истории // Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. Т.5. М.: Типо-литография т-ва И.Н. Кушнеров и К, 1904. С. 1-503.

4. Киреевский И.В. Отрывки // Киреевский И.В. Духовные основы русской жизни. М.: Институт русской цивилизации, 2007. С. 295-321.

5. Соловьев В.С. Смысл любви // Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 493-547.

6. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 47-580.

7. Соловьев В.С. Любовь к народу и русский национальный идеал (Открытое письмо к И.С. Аксакову) // Соловьев В.С. Собрание сочинений Владимира Сергеевича Соловьева. Т. 5. СПб.: Книгоиздательское товарищество «Просвещение», 1914. С. 39-57.

8. Хомяков А.С. Второе письмо о философии к Ю.Ф. Самарину // Хомяков А.С. Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. Т.1. М.: Университетская типография, 1900. С. 321-349.

9. Гиляров-Платонов Н.П. Экскурсия в русскую грамматику // Гиляров-Платонов Н.П. Сборник сочинений. Т. 2. М.: Синодальная типография, 1899. С. 236-270.

10. Безлепкин Н.И. Философия языка в России (к истории русской лингвофилософии). СПб.: Искусство-СПБ, 2002. С. 7-264.

11. Соловьев В.С. Критика отвлеченных начал // Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 581-853.

12. Флоренский П.А. У водоразделов мысли // Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990. С. 13 - 438.

13. Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Изд-во Моск. унта, 1990. С. 11-227.

14. Булгаков С.Н. Философия имени // Булгаков С.Н. Философия имени. СПб.: Наука, 2008. С. 9-446.

15. Макеева Е.В. Учение о языке как символическом феномене в эстетике В. Соловьева и П. Флоренского // Информационный гуманистический портал «Знание. Понимание. Умение». 2009. № 1.

16. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания // Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. С. 139-289.

17. Лосев А.Ф. Проблемы философии имени // Лосев А.Ф. Личность и абсолют. М.: Мысль, 1999. С. 225-376.

References

1. Aksakov, K.S. Russkoe vozzrenie [Russian view], in Aksakov, K.S. Gosudarstvo i narod [The state and the people]. Moscow: Institut russkoy tsivilizatsii, 2009, pp. 39-297.

2. Aksakov, K.S. Lomonosov v istorii russkoy literatury i russkogo yazyka [Lomonosov in the history of Russian literature and Russian language], in Aksakov, K.S. Lomonosov v istorii russkoy literatury i russkogo yazyka [Lomonosov in the history of Russian literature and Russian language]. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 2011, pp. 21-91.

3. Khomyakov, A.S. Zapiski o vsemirnoy istorii [Notes on world history], in Khomyakov, A.S. Polnoe sobranie sochineniy. T. 5 [Complete works. Vol. 5]. Moscow: Tipo-litografiya tovarishchestva I.N. Kushnerov i K, 1904, pp. 1-503.

4. Kireyevsky, I.V. Otryvki [Excerpts], in Kireyevsky, I.V. Dukhovnye osnovy russkoy zhiz-ni[The spiritual foundations of Russian life]. Moscow: Institut russkoy tsivilizatsii, 2007, pp. 295-321.

5. Solovyov, V.S. Smysl lyubvi [The meaning of love], in Solovyov, V.S. Sochineniya v 2 t, t. 2 [Works in 2 vol., vol. 2]. Moscow: Mysl', 1990, pp. 493-547.

6. Solovyov, V.S. Opravdanie dobra. Nravstvennaya filosofiya [The excuse for good. Moral philosophy], in Solovyov, V.S. Sochineniya v 21., 1.1 [Works in 2 vol., vol. 1]. Moscow: Mysl', 1990, pp. 47-580.

7. Solovyov, V.S. Lyubov' k narodu i russkiy natsional'nyy ideal (Otkrytoe pis'mo k I.S. Aksa-kovu) [Love to the people and the Russian national ideal (an open letter to I. S. Aksakov)], in Solovyov, V.S. Sobranie sochineniy Vladimira Sergeevicha Solov'eva. T. 5 [The collected works of Vladimir Ser-geyevich Solovyov. Vol. 5]. Saint-Petersburg: Knigoizdatel'skoe tovarishchestvo «Prosveshchenie», 1914, pp. 39-57.

8. Khomyakov, A.S. Vtoroe pis'mo o filosofii k Yu.F. Samarinu [The second letter on philosophy to Yu.F. Samarin], in Khomyakov, A.S. Polnoe sobranie sochineniy Alekseya Stepanovicha Khom-yakova. T. 1 [The complete works of Alexei Stepanovich Khomyakov. Vol. 1]. Moscow: Universi-tetskaya tipografiya, 1900, pp. 321-349.

9. Gilyarov-Platonov, N.P. Ekskursiya v russkuyu grammatiku [Excursion to Russian grammar], in Gilyarov-Platonov, N.P. Sbornik sochineniy. T. 2 [A collection of essays. Vol. 2]. Moscow: Sinodal'naya tipografiya, 1899, pp. 236-270.

10. Bezlepkin, N.I. Filosofiya yazyka v Rossii (k istorii russkoy lingyofilosofii) [Philosophy of language in Russia (on the history of Russian linguo-philosophy)]. Saint-Petersburg: Iskusstvo-SPB, 2002, pp. 7-264.

11. Solovyov, V.S. Kritika otvlechennykh nachal [Criticism of abstract sources], in Solovyov, V.S. Sochineniya v 21., 1.1 [Works in 2 vol., vol. 1]. Moscow: Mysl', 1990, pp. 581-853.

12. Florensky, P.A. U vodorazdelov mysli [At the watersheds of thought], in Florensky, P.A. Uvodorazdelov mysli [At the watersheds of thought]. Moscow: Pravda, 1990, pp. 13-438.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Losev, A.F. Filosofiya imeni [Philosophy of name], in Losev, A.F. Filosofiya imeni[Philosophy of name]. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1990, pp. 11-227.

14. Bulgakov, S.N. Filosofiya imeni [Philosophy of name], in Bulgakov, S.N. Filosofiya imeni[Philosophy of name]. Saint-Petersburg: Nauka, 2008, pp. 9-446.

15. Makeyeva, E.V. Uchenie o yazyke kak simvolicheskom fenomene v estetike V. Solov'eva i P. Florenskogo [A study of language as a symbolic phenomenon in V. Solovyov's and P. Florensky's philosophy], in Informatsionnyy gumanisticheskiy portal «Znanie. PonimanieUmenie», 2009, no 1.

16. Solovyov, V.S. Filosofskie nachala tsel'nogo znaniya [Philosophical beginnings of integral knowledge], in Solovyov, V.S. Sochineniya v 2 t., t. 2 [Works in 2 vol., vol. 2]. Moscow: Mysl', 1990, pp. 139-289.

17. Losev, A.F. Problemy filosofii imeni [Problems of Philosophy of Name], in Losev, A.F. Lichnost'i absolyut [The personality and the absolute]. Moscow: Mysl', 1999, pp. 225-376.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.