ISSN 2221-7347
Экономика и право
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
УДК 34.07
С.М. Микаилов
ИМУЩЕСТВЕННАЯ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ И АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНЕВЕДОМСТВЕННОЙ ОХРАНОЙ ПОЛИЦИИ
Автор, на основе анализа научной и специальной литературы, а также нормативно-правовых и иных источников, обосновывает, что информационная безопасность и имущественная безопасность, являясь компонентами единой системы безопасности, взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом, субъекты обеспечения одного из этих видов безопасности, априори участвуют в обеспечении другого вида безопасности. Являясь субъектом обеспечения имущественной безопасности, вневедомственная охрана полиции участвует и в деятельности по обеспечению информационной безопасности.
Используя для достижения поставленных целей различные устройства получения, обработки, хранения и передачи информации, вневедомственная охрана полиции вырабатывает и реализует также комплекс мер по обеспечению информационной безопасности собственной деятельности. Определяя место и роль вневедомственной охраны полиции в системе обеспечения информационной безопасности страны, автор показывает значимость её деятельности и в общей системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: национальная безопасность, информационная безопасность, имущественная безопасность, вневедомственная охрана, полиция.
Актуальность настоящей статьи заключается в том, что в современных условиях, на фоне усиления роли информационной сферы и интенсивного развития информационных технологий, существенно возрастают потребности общества и государства в решении вопросов обеспечения информационной безопасности. Сфера жизнедеятельности общества, учитывая динамику научно-технического прогресса, всё больше впадает в зависимость от информационной среды и информационных технологий. Соответственно от уровня состояния информационной безопасности и мер, принимаемых государством по защите различных видов информации, а также результативности деятельности субъектов её обеспечения, зависит в целом безопасность жизнедеятельности общества и государства. Данный фактор, учитывая интересы общества в защите информации, обуславливает рост её потребностей в обеспечении безопасности в рассматриваемой сфере.
Цель настоящей статьи заключается в определении места и роли вневедомственной охраны полиции в системе обеспечения информационной безопасности страны, что позволит пока-
© Микаилов С.М., 2014.
103
Новый университет. 2014. № 2(36)
ISSN 2221-7347
зать её значимость и в общей системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Представляется, что информационная безопасность соотносится с деятельностью вневедомственной охраны в той степени, в какой такая деятельность соотносится с обеспечением имущественной безопасности, так как основной функцией вневедомственной охраны является обеспечение имущественной безопасности. [12; 14; 17]
Информационная безопасность, Доктриной информационной безопасности Российской Федерации и различными исследователями, трактуется как «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства» [2] и как состояние, при котором достигается достаточный уровень сохранности информационных ресурсов страны и защищённости в информационной среде законных прав личности и общества. [8; 9; 19]
В научной литературе существуют два различных, но не исключающих друг друга, подхода к обеспечению информационной безопасности.
Первый более широкий, основан на определении, содержащийся в указанной Доктрине, и подразумевает, как мы отметили, достижение «состояния защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства» [2] путём противодействия и нейтрализации различных угроз её безопасному состоянию. [8; 9; 19] То есть подразумевается не только противодействие угрозам технического или другого разрушающего воздействия на информационные системы, но и противодействие угрозам преступного посягательства на них, в том числе хищениям технических устройств, компонентов систем и носителей информации.
Второй подход более узкий, предусматривающий предотвращение только физического ущерба информации и информационным системам, в том числе путём применения различных технических средств.
Например, А.Н. Асаул обосновывает, что обеспечение информационной безопасности заключается не только в защите самой информации (как целостности и конфиденциальности обрабатываемой информации), [7] но и в обеспечении «защищенности информации и поддерживающей её инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры». Такой же подход закреплён и в различных национальных стандартах, регламентирующих сферу защиты информации. [4; 5]
Данные подходы, как мы видим, не исключают друг друга, а только дополняют, расширяют общепринятые представления об информационной безопасности. Можно предположить, что в таком, зауженном, контексте информация рассматривается как материальный объект (или имущество).
Следовательно, информация (или информационные системы) как материальный объект (имущество, собственность) становится объектом имущественной безопасности и подпадает под сферу деятельности субъектов обеспечения данного вида безопасности.
Данный вывод вытекает из известных трактовок имущественной безопасности как «состояния защищённости имущества физических и юридических лиц от угроз различного характера (природных, техногенных и других, в том числе, от противоправных посягательств в виде хищений), достигаемое противодействием этим угрозам путём реализации государством комплекса мер (в том числе путем оказания охранных услуг), обеспечивающих соблюдение имущественных прав этих лиц в отношении данного имущества». [12; 14; 16; 17 и другие]
Одним из субъектов обеспечения имущественной безопасности, как известно, является вневедомственная охрана полиции. [12; 14; 16; 17 и другие]
Соответственно, можно сделать вывод, что вневедомственная охрана полиции, обеспечивая имущественную безопасность различных объектов, априори участвует в процессе обеспечения информационной безопасности в части защиты материальных носителей информации на тех объектах, на которых она осуществляет охрану имущества.
104
ISSN 2221-7347
Экономика и право
Другим фактором, обосновывающим соотношение информационной безопасности с деятельностью вневедомственной охраны полиции, является то, что свою деятельность по обеспечению имущественной безопасности вневедомственная охрана полиции реализует с помощью программно-технических устройств (системы передачи извещений, пульты централизованного наблюдения и т.п.) путём обработки, передачи, приёма и хранения информации. Данные устройства содержат конфиденциальную информацию о состоянии охраны объектов и квартир, их уязвимых местах и функциональных схемах технических средств охраны, личные данные ма-териально-отвественных лиц и условные пультовые номера объектов и квартир. Кроме того, в виду того, что деятельность вневедомственной охраны полиции осуществляется путём заключения договоров на охрану имущества, в данных договорах также содержится конфиденциальная информация аналогичного характера, в том числе на электронных носителях. В таком случае, встаёт вопрос необходимости обеспечения собственной информационной безопасности деятельности вневедомственной охраны полиции. Под этим подразумевается защита информации от несанкционированного доступа посторонних лиц, её целостность, а также безопасное и бесперебойное функционирование информационных систем с целью обеспечения имущественной безопасности юридических и физических лиц.
В связи с этим, для достижения удовлетворяющего потребности общества уровня имущественной безопасности, вневедомственная охрана полиции вырабатывает и реализует комплекс мер (организационных, правовых и иных) по обеспечению информационной безопасности собственной деятельности. Основными такими мерами являются:
-обеспечение охраны и ограничение доступа к техническим носителям информации на охраняемых объектах и квартирах;
-контроль за соблюдением Инструкции по делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 20 июня 2012 г. № 615, в соответствии с которым предусмотрено хранение и использование вышеобозначенных сведений конфиденциального характера в установленном порядке;
-выработка дополнительных правил, направленных на защиту информации и информационных систем в подразделениях вневедомственной охраны полиции, а также мер ответственности за их нарушение;
-внедрение и обеспечение бесперебойного функционирования технических средств защиты информации и информационных систем в подразделениях вневедомственной охраны полиции;
-создание и функционирование структурных служб в подразделениях вневедомственной охраны полиции, решающих задачи информационной безопасности.
Реализация данных мер осуществляется в процессе разносторонней деятельности вневедомственной охраны полиции. В целом, деятельность вневедомственной охраны полиции - это процесс исполнения возложенных на неё функций и задач, осуществляемый для достижения целей, обозначенных в нормативно-правовых актах, регламентирующих её деятельность. [1; 3;
14]
Следовательно, применительно к рассматриваемой сфере, деятельность вневедомственной охраны полиции по обеспечению информационной безопасности представляет собой процесс реализации комплекса мер организационного, правового, технического и иного характера, направленных на обеспечение защиты информации об охраняемом имуществе и собственных информационных систем от несанкционированного воздействия, приводящего к потере, изменению, разглашению такой информации либо наносящей ей вред иным образом.
Рассматривая безопасность с позиции системного подхода, как единую целостную систему взаимосвязанных и взаимообеспечивающих видов (подвидов, компонентов) можно согласиться с позицией ряда исследователей в том, что её субъекты, обеспечивая напрямую один из видов безопасности, опосредственно принимают участие и в обеспечении других её видов. [10; 11; 13; 18; 19 и другие] В таком случае вполне логично представляется, что вневедомственная охрана полиции, реализуя задачи по обеспечению имущественной безопасности, направленные на нейтрализацию угроз в данной сфере, априори участвует в процессе обеспечения информа-
105
Новый университет. 2014. № 2(36)
ISSN 2221-7347
ционной безопасности охраняемых ею объектов, а также информационной безопасности собственной деятельности. Как известно, информационная безопасность является одним из существенных составляющих национальной безопасности. [2; 8; 13; 14; 15 и другие] Следовательно, вневедомственная охрана полиции, вовлечённая в процесс обеспечения информационной безопасности, априори участвует и в обеспечении, в целом, национальной безопасности.
Таким образом, анализ нормативных правовых источников, научной и специальной литературы позволяет сделать вывод, что вневедомственная охрана полиции, реализуя возложенные на неё направления деятельности, является одним из субъектов обеспечения информационной безопасности.
Библиографический список
1. Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // СЗ РФ, 2011, № 7, ст.900.
2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 г. № Пр-1895) // РГ от 28 сентября 2000 г. № 187.
3. Приказ МВД России от 5 мая 2012 г. № 418 «Об утверждении Устава Федерального государственного казённого учреждения «Управление вневедомственной охраны МВД по Республике Карелия»
4. Национальный стандарт РФ «Информационная технология. Практические правила управления информационной безопасностью» (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005).
5. Национальный стандарт РФ «Защита информации. Основные термины и определения» (ГОСТ Р 50922-2006).
6. Национальный стандарт РФ «Методы и средства обеспечения безопасности. Часть 1. Концепция и модели менеджмента безопасности информационных и телекоммуникационных технологий» (ГОСТ Р ИСО/МЭК 13335-1 — 2006).
7. Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности // Учебник. СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. 336 с.
8. Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник / Под ред. акад. РАН Б.Н. Топорнина. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2005. 789 с.
9. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
10. Босхамджиева Н.А. Общественная безопасность как объект административно-правового обеспечения [Текст] / Н. А. Босхамджиева // Юридический мир.2012. № 9.
11. Гатицкая Е.А., Абрамовских Е.Г., Передерий И.С. Виды национальной безопасности. [Электронный ресурс]. URL: http://fir.usu.ru/talks/2007/05/vidy-natsionalnoi-bezopasnosti. [Доступ за 25.12.2014].
12. Леднев В.А. Правовые и организационные основы деятельности вневедомственной охраны при органах внутренних дел по обеспечению имущественной безопасности: Дисс. канд. юрид. наук. М., Академия управления МВД России, 2002.
13. Макаренков Е.М., Павлов С.В. Уровни и виды национальной безопасности // Ориентир. 2005.
№ 1.
14. Микаилов С.М. Организационно-правовые основы деятельности вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации по обеспечению имущественной безопасности юридических и физических лиц. Дисс... канд... юрид. наук. М., 2011. 322 с.
15. Прохожев А.А.Общая теория национальной безопасности//М., РАГС, 2002
16. Тудос С.А. Административная деятельность вневедомственной охраны МВД России по обеспечению имущественной безопасности и безопасности личности // Дисс. канд. юрид. наук. М., 2004. 197 c.
17. Хатуаев В.У. Административно-правовая система обеспечения имущественной безопасности // Дисс. докт.юрид. наук. М., МГЮА, 2005. 380 с.
18. Цисар Л.А. Проблемы определения понятия «национальная безопасность» в России и её виды // Безопасность бизнеса, 2005. № 1.
19. Чеботарева А.А. Научные подходы к определению понятия «информационная безопасность» // Информационное право. 2011. № 1
Статья поступила в редакцию 31.01.2014.
МИКАИЛОВ Самир Мурсалович - кандидат юридических наук, начальник ФГКУ «Управление вневедомственной охраны МВД по Республике Карелия».
106
ISSN 2221-7347
Экономика и право
UDC 34.07
S.M. Mikailov
PROPERTY AND INFORMATION SAFETY: THE CORRELATION OF THE CONCEPTS AND ASPECTS OF THE PROVISION OF PRIVATE SECURITY POLICE
The author, based on the analysis of scientific literature, as well as regulatory and other sources, which proves that information security and safety of the property, as components of a single security system, interrelated and interdependent. However, entities providing one of these types of security, a priori, are involved in providing other kind of security. Being the subject of ensuring property security, private security police and participates in the activities on ensuring information security. Using to achieve these goals the different devices of reception, processing, storage and transmission of information, private security police develops and implements complex measures for ensuring information security of their own activities. Defining the place and role of private security police in the system of information security of the country, the author shows the relevance of its work and in the General system of ensuring national security of the Russian Federation.
Keywords: national security, information security, property security, private security, police.
107