Научная статья на тему 'Имплицитные представления о доверии членов экипажей судов обеспечения Военно-морского флота России'

Имплицитные представления о доверии членов экипажей судов обеспечения Военно-морского флота России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
113
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВЕРИЕ / TRUST / ИМПЛИЦИТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОВЕРИИ / IMPLICIT CONCEPTS OF TRUST / ЭКИПАЖИ СУДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ / CREWS OF AUXILIARY SHIPS OF THE RUSSIAN NAVY / НРАВСТВЕННЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / MORAL AND COMMUNICATIVE PERSONAL QUALITIES / ОТНОШЕНИЕ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ALTITUDE TO PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Татьянина Людмила Георгиевна

В статье представлены результаты исследования имплицитных представлений о доверии членов экипажей судов обеспечения Военно-морского флота России. На основании ответов респондентов установлена связь между доверием и знанием партнера по общению, проверкой его в различных жизненных ситуациях. Выявлены особенности личности членов экипажей, заслуживающих доверия. Наиболее значимыми признаны нравственные и коммуникативные качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implicit concepts concerning crews trust of auxiliary ships of the Russian Navy

The article presents research results of implicit concepts concerning crews trust of auxiliary ships of the Russian Navy. Based on the respondents' answers the author makes a connection between trust and knowledge of the communication partner, examination of the partner in different real world situations. The article identifies the personality characteristics of crews deserving trust. Moral and communicative qualities are considered to be the most significant.

Текст научной работы на тему «Имплицитные представления о доверии членов экипажей судов обеспечения Военно-морского флота России»

УДК 316.613.42:359.11

Татьянина Людмила Георгиевна

Tatianina Lyudmila Georgievna

старший преподаватель

Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

ИМПЛИЦИТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОВЕРИИ ЧЛЕНОВ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ

Senior Lecturer, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

IMPLICIT CONCEPTS CONCERNING CREWS TRUST OF AUXILIARY SHIPS OF THE RUSSIAN NAVY

Аннотация:

В статье представлены результаты исследования имплицитных представлений о доверии членов экипажей судов обеспечения Военно-морского флота России. На основании ответов респондентов установлена связь между доверием и знанием партнера по общению, проверкой его в различных жизненных ситуациях. Выявлены особенности личности членов экипажей, заслуживающих доверия. Наиболее значимыми признаны нравственные и коммуникативные качества.

Ключевые слова:

доверие, имплицитные представления о доверии, экипажи судов обеспечения Военно-морского флота России, нравственные и коммуникативные качества личности, отношение к профессиональной деятельности.

Summary:

The article presents research results of implicit concepts concerning crews trust of auxiliary ships of the Russian Navy. Based on the respondents' answers the author makes a connection between trust and knowledge of the communication partner, examination of the partner in different real world situations. The article identifies the personality characteristics of crews deserving trust. Moral and communicative qualities are considered to be the most significant.

Keywords:

trust, implicit concepts of trust, crews of auxiliary ships of the Russian Navy, moral and communicative personal qualities, altitude to professional activities.

Изучение имплицитных представлений о доверии представляется важным для исследования различных вопросов психологии доверия. Проявление доверия в повседневном общении между людьми во многом определяется не всегда осознанными, неявными (т. е. «имплицитными») представлениями, установками и ожиданиями по отношению к партнеру по общению [1]. Установлено, что в современных организациях, особенно некоммерческих, неформальные «горизонтальные связи» становятся более значимыми, чем официальные [2]. Управляемость организаций все больше зависит от уровня межличностного доверия в них [3].

Исследование доверия в неформальном общении в экипажах судов обеспечения Военно-морского флота (ВМФ) является актуальной, но до сих пор мало изученной проблемой. В отличие от судов гражданских ведомств, профессиональная деятельность экипажей судов обеспечения ВМФ определяется характером задач, в числе которых обеспечение военных кораблей вооружением, топливом, продуктами питания, водой, утилизация отходов, работа с опасными средами и т. п., чем вызвано наличие большего числа рисков для жизни и здоровья членов экипажа. Зачастую поставленные задачи выполняются в отдаленных районах Мирового океана, в суровых климатических условиях, в условиях продолжительных морских походов, в регионах со сложной политической обстановкой и даже в местах ведения военных действий.

Особые условия труда экипажей судов обеспечения ВМФ усиливают воздействие на психологическое состояние членов экипажа «общих морских стресс-факторов», среди которых в первую очередь можно назвать относительную социальную изоляцию во время морских походов, отрыв от семьи и близких, ограниченность круга лиц, с которыми длительно общаются члены экипажа, ограничение подвижности и т. п. Неразделенность бытовой и профессиональной сфер жизнедеятельности на судне, близкое личное знакомство друг с другом, общение на «ты» приводят к смешению деловой и личной, формальной и неформальной сфер взаимодействия [4].

Доверие друг другу выступает значимым фактором, оказывающим существенное воздействие на жизнедеятельность экипажа, обеспечивает его слаженную работу, оперативное и гибкое реагирование на неожиданные или опасные ситуации и др.

Целью проведенного исследования является изучение имплицитных представлений о доверии членов экипажей судов обеспечения ВМФ России. Респондентами выступили члены пяти экипажей судов обеспечения ВМФ. Всего в исследовании принял участие 251 человек в возрасте от 18 до 52 лет (все мужчины) [5].

Респондентам было предложено в свободной форме, не ограничивая себя в рассуждениях, закончить предложение: «Если хочешь проверить, стоит ли человеку доверять...» и описать, какими качествами должен обладать член экипажа, которому они готовы доверять.

На предложенное выше незаконченное предложение были получены ответы, характеризующие общее представление членов экипажей о доверии. Ответы респондентов были подвергнуты контент-анализу и разделены на смысловые категории (табл. 1).

Таблица 1 - Категории ответов респондентов на незаконченное предложение:

«Если хочешь проверить, стоит ли человеку доверять...» и их определения

№ Название категории Определение категории

1 проверка ситуацией высказывания, в которых указываются различные трудные или необычные ситуации, которые надо пережить

2 проверка временем высказывания, в которых указывается на длительность знакомства с человеком

3 доверить материальные ценности высказывания, в которых упоминается о доверии партнеру по общению ценных вещей, денег и т. п.

4 знание партнера по общению высказывания, в которых отмечается знание партнера по общению

5 установка на доверие высказывания, в которых отмечается изначальная установка на доверие другому

6 установка на недоверие высказывания, в которых отмечается изначальная установка на недоверие другому

Полученные смысловые категории свидетельствуют о том, что у респондентов сложились различные представления о доверии. Распределение респондентов по категориям высказываний на незаконченное предложение: «Если хочешь проверить, стоит ли человеку доверять.» представлено на рисунке 1.

30% 25% 20%

15%

10%

5% 0%

проверка проверка доверить знание установка на установка на

ситуацией временем материальные человека доверие недоверие

ценности

Рисунок 1 - Распределение респондентов по категориям высказываний на незаконченное предложение: «Если хочешь проверить, стоит ли человеку доверять.»

Как видно из рисунка 1, наибольшее количество высказываний респондентов (24,3 %) отражает их установку на готовность довериться партнеру по общению после проверки его в различных жизненных ситуациях. Вторая по величине категория ответов (17,1) связана с готовностью довериться человеку, которого респонденты хорошо знают. Следующей в процентном соотношении выступает категория, отражающая изначальную установку на доверие в общении (11,1). На доверие респондентов существенно влияет знание того, сохранит и вернет ли человек, с которым они общаются, материальные ценности (деньги, ценные бумаги и пр.) (10,3). Изначальная установка на недоверие людям свойственна только 6,4 % опрошенных респондентов. Наименьшей в процентном соотношении выступает категория высказываний, отражающая готовность довериться партнеру по общению после проверки его временем (6,0 %).

Таким образом, у опрошенных членов экипажей имеются различные взгляды на то, стоит ли доверять человеку. Большинство сходятся во мнении, что доверять другому стоит после проверки его в сложных жизненных ситуациях.

Характеристика представлений респондентов о доверии к членам экипажа оценивалась с помощью свободных высказываний, полученных в ответ на предложение перечислить особенности личности члена экипажа, которому они готовы доверять.

Представления респондентов о доверии членам экипажа разделены на смысловые категории, которые представлены в таблице 2.

24,3%

1 7,1 %

10,3% 11,1%

6,0% 6,4%

I ■ ■ I ■ ■ I ■ ■ I ■ ■ I

Таблица 2 - Категории высказываний респондентов об особенностях личности члена экипажа, заслуживающего доверия_

№ Название категории Определение категории

1 группа интеллектуальных качеств высказывания, в которых упоминаются интеллектуальные качества: ум, логика, память, быстрота мышления и др.

2 группа коммуникативных качеств высказывания, в которых упоминаются коммуникативные качества: общительность, искренность, открытость, дружелюбие, отзывчивость и др.

3 группа качеств «личное достоинство» высказывания, в которых упоминаются нравственные качества: благородство, честность, доброта и др.

4 профессионализм высказывания, в которых отмечаются профессиональные знания и умения

5 волевые качества высказывания, которые характеризуют волевые качества: мужественность, смелость, решительность, упрямство и др.

6 группа качеств «чувство меры» высказывания, в которых упоминаются такие характеристики партнера по общению, как уравновешенность, спокойствие, «адекватность» и др.

7 группа качеств «отношение к делу» высказывания, которые характеризуют отношение к труду, такие качества, как ответственность, добросовестность, трудолюбие и др.

8 группа качеств «семейные отношения» высказывания, в которых упоминается наличие семейных (родственных) отношений с партнером по общению

Распределение респондентов по категориям высказываний в ответ на предложение перечислить особенности личности члена экипажа, заслуживающего доверия, представлено на рисунке 3.

100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Рисунок 3 - Распределение представлений респондентов об особенностях личности

члена экипажа, заслуживающего доверия

Наибольшее количество высказываний респондентов отражают их установку о готовности довериться члену экипажа, обладающему определенными нравственными (90,8 %), коммуникативными качествами (75,3), добросовестным отношением к профессиональной деятельности (36,6 %).

Среди нравственных качеств личности члена экипажа, заслуживающего доверия, респонденты наиболее часто называют честность (42,1 %), доброту (20,7), порядочность (7,1), преданность (6,7 %). Большое влияние на установку доверять оказывают и коммуникативные качества членов экипажа, среди которых особо выделяются открытость в общении (8,7 %), дружелюбие (7,1), отзывчивость (6,7), искренность (5,9 %). Из группы качеств «отношение к делу» респонденты чаще всего упоминают исполнительность, трудолюбие (3,9 %), добросовестность (2,7 %). Из выделенных смысловых категорий в меньшей степени влияют на установку доверять наличие

90,8%

75,3%

36,6%

10,7% 5 9% 11,5% 10,3%

■ гн ,

та SS та

<D Ю О О

О

20,7

родственных отношений, профессиональные знания и умения партнера по общению. Полученные данные наглядно представлены на рисунке 4.

адекватность бескорыстие готовность помочь дисциплинированность добросовестность доброта доверие дружелюбие искренность исполнительность надежность общительность отзывчивость открытость порядочность преданность справедливость трудолюбие уверенность в себе честность

4,7

2,7

4,7

н 2,3

2,7

3,5

^^^ 7,

5,9

3,9

н 2,3

4,3

6,7 8,7

^^^ 7,

6,7

5,5

3,9

3,9

42,1

0

10

40

50

20 30

количество выборов, % Рисунок 4 - Процентное соотношение наиболее часто называемых особенностей личности члена экипажа, заслуживающего доверия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, анализ всех имеющихся в нашем распоряжении представлений членов исследуемых экипажей о доверии позволил установить, что большая часть респондентов указывает на непосредственную связь между доверием и знанием партнера по общению, проверкой его в различных жизненных ситуациях. На доверие в неформальном общении в экипаже оказывают наибольшее влияние нравственные качества членов экипажа, среди которых подавляющее большинство респондентов отмечают честность, доброту, порядочность, и коммуникативные качества, такие как открытость в общении, отзывчивость, дружелюбие, искренность.

Дальнейшее изучение имплицитных представлений и характера воздействия различных факторов (социально-демографических, культурных, экономических и др.) позволит расширить представления об особенностях доверия в экипажах судов обеспечения ВМФ России.

Ссылки:

1. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М., 2008 ; Скрипкина Т.П. Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ). Ростов н/Д., 1997.

2. Нестик Т.А. Доверие в команде: преимущества, риски, методы развития // Справочник по управлению персоналом. 2005. № 6. С. 29-36.

3. Купрейченко А.Б. Указ. соч. ; Нестик Т.А. Указ. соч. ; Trust in Organizations: Frontiers of theory and research / eds. R.M. Kramer, T.R. Tyler. Thousand Oaks, 1996.

4. Татьянина Л.Г. Социально-психологические аспекты доверия в морских экипажах // Морской сборник. 2015. № 1. С. 59-63.

5. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.