Научная статья на тему 'Формирование социальных представлений о доверии в подростковом возрасте'

Формирование социальных представлений о доверии в подростковом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1955
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TRUST / ADOLESCENT PSYCHOLOGY / SOCIAL PRESENTATION / ДОВЕРИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДОВЕРИИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гуриева Светлана Дзахотовна, Борисова Мария Михайловна

В пубертатном возрасте происходит перестройка социальных связей и отношений, поэтому исследование социальных представлений подростков о доверии как основе отношений и их формирование имеет высокую научную и практическою значимость. Результатом представленной статьи является анализ социальных представлений о доверии среди подростков Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 70 человек в возрасте от 12 до 17 лет (средний возраст 14,6). Авторами были использованы метод интервью, опросники и проективные методики. Результаты, полученные с помощью контент-анализа и математико-статистического анализа, показали формирования социальных представлениях о доверии в подростковом возрасте. Цель. Статья посвящена актуальной теме возрастной и социальной психологии. Предметом исследования стали социальные представления о доверии среди подростков. Авторы поставили целью изучить процесс формирования данных социальных представлений. Метод и методология проведения работы. Авторами были использованы метод интервью, опросники и проективные методики. Обработка результатов была проведена с помощью контент-анализа и математико-статистического анализа. Результаты. Результаты показали особенности формирования социальных представлениях о доверии в подростковом возрасте, их связь с возрастом и полом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF SOCIAL REPRESENTATIONS OF TRUST IN ADOLESCENCE

In adolescence, there is a reorganization of social relationships, so the study of social representations of adolescents about trust as the basis of relations and their formation is of high scientific and practical significance. The result presented article is to analyze the social representations of trust among teenagers in St. Petersburg. The study involved 70 people between the ages of 12 to 17 years (average age 14.6). The authors used a method of interviews, questionnaires, and projective techniques. The results of content analysis, using mathematical and statistical analysis showed the formation of social representations of confidence in adolescence. Goal. The article is devoted the theme of developmental and social psychology. The study focused on the social representations of trust among adolescents. The authors aim to study the formation process of social representations of data. Method and methodology of work. The authors used the method of interviews, questionnaires and projective techniques. Processing of results was carried out using content analysis and statistical analysis. Results. The results showed features of formation of social notions of trust in adolescence, their relationship with age and gender.

Текст научной работы на тему «Формирование социальных представлений о доверии в подростковом возрасте»

Б01: 10.12731/2218-7405-2017-2-20-39 УДК 159.9.07

формирование социальных представлений о доверии в подростковом возрасте

Гуриева С.Д., Борисова М.М.

В пубертатном возрасте происходит перестройка социальных связей и отношений, поэтому исследование социальных представлений подростков о доверии как основе отношений и их формирование имеет высокую научную и практическою значимость. Результатом представленной статьи является анализ социальных представлений о доверии среди подростков Санкт-Петербурга. В исследовании приняли участие 70 человек в возрасте от 12 до 17 лет (средний возраст 14,6). Авторами были использованы метод интервью, опросники и проективные методики. Результаты, полученные с помощью контент-анализа и математико-статистиче-ского анализа, показали формирования социальных представлениях о доверии в подростковом возрасте.

Цель. Статья посвящена актуальной теме возрастной и социальной психологии. Предметом исследования стали социальные представления о доверии среди подростков. Авторы поставили целью изучить процесс формирования данных социальных представлений.

Метод и методология проведения работы. Авторами были использованы метод интервью, опросники и проективные методики. Обработкарезультатов была проведена с помощью контент-анализа и математико-статистического анализа.

Результаты. Результаты показали особенности формирования социальных представлениях о доверии в подростковом возрасте, их связь с возрастом и полом.

Ключевые слова: доверие; социальные представления о доверии; подростковый возраст.

THE FORMATION OF SOCIAL REPRESENTATIONS OF TRUST IN ADOLESCENCE

Gurieva S.D., Borisova M.M.

In adolescence, there is a reorganization of social relationships, so the study of social representations of adolescents about trust as the basis of relations and their formation is of high scientific and practical significance. The result presented article is to analyze the social representations of trust among teenagers in St. Petersburg. The study involved 70 people between the ages of 12 to 17 years (average age 14.6). The authors used a method of interviews, questionnaires, and projective techniques. The results of content analysis, using mathematical and statistical analysis showed the formation of social representations of confidence in adolescence.

Goal. The article is devoted the theme of developmental and social psychology. The study focused on the social representations of trust among adolescents. The authors aim to study the formation process of social representations of data.

Method and methodology of work. The authors used the method of interviews, questionnaires and projective techniques. Processing of results was carried out using content analysis and statistical analysis.

Results. The results showedfeatures of formation of social notions of trust in adolescence, their relationship with age and gender.

Keywords: trust; adolescent psychology; social presentation.

Введение

Феномен доверия является предметом изучения в философии, религии, социологии, экономики, политологии, истории, юриспруденции, психологии, анализ научной литературы, проведенный авторами статьи в 2014-2015 гг. показывает вариабельность понимания доверия, основных содержательных характеристик данного феномена в различных источниках [3]. Уровень взаимного доверия в обществе становится основой социального капитала, условием

поддержания стабильности на государственном уровне [18], что говорит о высокой значимости его развития и формирования у настоящих и последующих поколений. Поэтому исследование социальных представлений о доверии актуально в современных реалиях российского общества.

С точки зрения социальной психологии условием сохранения общности являются представления о «мы» и «они», которые, в свою очередь, строятся на доверии [12, с. 28]. Одной из задач подросткового возраста является определение собственной идентичности, принадлежности к определенному кругу, разделении на «своих» и «чужих» [16, с. 367]. Подростковый возраст является сензитивным периодом для становления представлений о доверии, доверительных отношений с миром и собой.

В.С. Сафонов выделил три основные функции доверия: функция обратной связи в процессе самопознания личности, психологическое облегчение и углубление отношений [11]. Рассмотрим их соотношение с задачами и специфическими особенностями подросткового возраста (Таблица 1).

Таблица 1.

соотношений функций доверия и специфическими особенностями пубертатного периода

Функции доверия (Сафонов В.С.) Специфика пубертатного периода

Психологическое облегчение от возможности выговориться Кризисное протекание периода

Обратная связь в процессе самопознания Вопрос идентичности (Эриксон Э.), вопросы самопознания (Божович, 1995)

Углубление отношений Реакции эмансипации и группирования со сверстниками (Личко А.Е.)

Пубертатный период рассматривается в психологии как один из нормативных кризисов развития личности. В научной литературе существует много исследований пубертатного криза как комплекса поведенческих нарушений (Homburger F., 1926), подросткового

комплекса как совокупность ярко выраженных реакций [по 10]. Вне зависимости от подхода к изучению личности, авторы отмечают кризисное протекание данного периода, связывая это с переходным характером между детским и взрослым состоянием и решением соответствующих задач. По данным исследований эмоционального состояния подростков, отмечается рост тревожных, агрессивных и депрессивных состояний [7], а также обострение характерологических особенностей и переживание связанных с ними эмоций [10]. Поэтому возможность довериться кому-либо становится способом справиться с кризисным состоянием и дает психологическое облегчение.

Доверие выполняет функцию обратной связи в процессе самопознания, что соответствует кризису идентичности, основной задачей которого является определение и поиск себя [17; 1]. Некоторые авторы отмечают значимость доверия в становлении личности [14]. С.Г. Достовалов отмечает особую роль доверия в формировании индивидуальности личности [5; 6]. Доверие к себе как внутрилич-ностное образование развивается и начинает играть роль в самоорганизации к концу подросткового периода.

А.Е. Личко в результате изучения особенностей подросткового периода описывает реакции отдаления от значимых взрослых (эмансипации) и группирования со сверстниками. При этом, как отмечает И.С. Кон, у многих подростков наблюдается потребность в установлении и сохранении эмоционального близкого контакта со взрослым [8]. Также автор приводит в пример исследование московских школьников с 5-го по 10-й класс, проведенное А. В. Мудриком, в котором фиксировалось насколько важно для них понимание того или иного человека, независимо от степени фактической близости с ним. По шкале доверительности ясно выражена такая тенденция: резкое снижение доверительности с родителями приходится на период от 14 до 16 лет, после чего положение стабилизируется. Отчетливо выступают различия в оценке психологической близости с матерью и отцом. Характерно, что у девочек возрастное снижение доверительности общения с отцом отсутствует, так как уже в 14 лет она весьма низкая.

Таким образом, одной из важнейших задач возраста является разрушение привычных связей и построение принципиально новых отношений с окружающим миром. В основе изменения круга общения лежит процесс модификации структуры доверия к миру, который необходимо исследовать.

Уровень доверия социальному миру, друзьям и родителям играет ведущую роль в процессе формирования правосознания в подростковом возрасте. При этом низкая степень доверия свидетельствует о возможной склонности к девиантному поведению [4].

Многие исследования показали, что большинство подростков в основном доверяют своим родителям и черпают основу для построения собственной самооценки из их одобрений [11]. В данный период развития доверительность становится для них особой ценностью. В данном источнике доверие понимается как «...относительно самостоятельное психологическое явление основывается на эмоционально-ценностном отношении к другому, формирующемся в процессе развития своих собственных ценностей». Условие, необходимое для возникновения этого чувства - это интеграция ценностей между доверяющими относительно какого-то обсуждаемого вопроса: «Если развитие самопознания осуществляется через другого, то в основе доверительного отношения к людям лежит отношение к другому через себя». Также некоторые авторы отмечают, что доверие к близким взрослым отличается от доверия к сверстникам прежде всего своим ценностным отношением к взрослым как к идеалу, примеру. Однако, это чувство актуализируется в отношении родных часто только в ситуации неопределённости или какой-то проблемной обстановке.

А.А. Чернова отмечает, что доверие является одним из важнейших механизмов, определяющих тип взросления как процесса социализации и индивидуализации в подростковом периоде [16]. Оно оказывает влияние на развитие когнитивных, личностных и поведенческих особенностей подростка. При этом характер социальных условий, в которых воспитывается индивид, влияет и на систему доверительных отношений, и на процесс взросления.

Постановка задачи

В результате социально-психологического анализа научной литературы по изучаемой проблематике можно говорить о том, что исследование социальных представлений о доверии и их формирование в подростковом возрасте имеет высокую научную и практическою значимость. Цель нашего исследования: изучить представления о доверии у подростков в современном Российском обществе.

Описание исследования

Исследование проводилось в несколько этапов. На первом этапе был проведен анализ и интерпретация научной литературы и современных исследований на тему доверительных отношений в подростковом возрасте. Далее было проведено пилотажное и основное исследование, которые проходили в форме опроса. В исследовании приняло участие 70 человек (33 молодых людей и 37 девушек) в возрасте от 12 до 17 лет (средний возраст 14,6). Все респонденты - жители Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ученики школ.

Методы и методики

1. Авторский опросник «Проявление доверия и его самооценка» разработан с целью изучить представления о том, как проявляется доверие в когнитивном, эмотивном и конативном аспекте. В качестве основы для создания этой методики мы взяли теорию социальной установки доверия, согласно которой доверие может рассматриваться как социально-психологическая установка по отношению к объекту, включающая три компонента: когнитивный (представления о характере взаимоотношений и самом объекте, его возможном поведении), эмоциональный (чувства, испытываемые к объекту и сопровождающие отношения) и поведенческий (конкретные действия, который готов совершить человек в доверительном взаимодействии) [9]. Также данная авторская методика позволяет диагностировать субъективный уровень доверчивости человека в различных сферах его жизнедеятельности.

2. Авторская модификация теста «Незаконченные предложения» Сакса-Леви. Данный тест был нами модифицирован, некоторые шкалы были удалены из соображений экономии времени респондентов. Были добавлена шкала «отношения к доверию», позволяющая изучить представления о доверии, доверчивости, объекте доверия.

3. Авторская проективная методика «Доверительная ситуация», в которой мы просили респондентов вспомнить и описать ситуацию, где они стояли перед выбором: доверять или не доверять, направлена на определение значимого предмета и объекта доверия.

4. Опросник измерения тревожности Спилбергера-Ханина. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие тенденции воспринимать большинство ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией [15].

5. Опросник «Локус контроля» Дж. Роттера. Нами была проведена оценка экстернальности/интернальности респондентов с использованием опросника Дж. Роттера [20]. Известно, что люди с высоким уровнем интернальности обычно уверены, что источник управления находятся внутри них самих и что они могут осуществлять высокий уровень личного контроля в большинстве ситуаций. Напротив, люди с экстернальным локусом верят, что их жизнью в большой степени управляют внешние силы, такие как случай, судьба или поведение других людей. Нас заинтересовал вопрос о возможной связи этой характеристики с уровнем доверия к миру.

6. Методика оценки доверия/недоверия личности другим людям Купрейченко А.Б. была использована нами для исследования основных критериев доверия / недоверия (надёжность, единство, знание), склонность к замене доверия верой или расчётом. В рамках методики существуют пять «симметричных» шкал: Надёжность; Знание; Приязнь; Единство; Расчёт; Недостатки [9].

7. Результаты исследования были обработаны с помощью контент-анализа (при участии 3 экспертов) и были подвержены мате-матико-статистической обработке с помощью программы SPSS 20.

Результаты исследования

Три компонента доверия

В результате предыдущих исследований социальных представлений у взрослых нами были выделены три компонента доверительной установки: когнитивный, эмотивный и конативный [17]. Модель доверия как социальной установки были описаны ранее другими исследователями [9]. Одной из целей настоящего исследования было изучение соотношения компонентов доверия в социальных представлениях подростков (Рис. 1).

Эмоциональный Когнитивный Конативный

■ Юноши (%) ■ Девушки (%)

Рис. 1. Соотношение компонентов доверия в представлениях подростков

В начале исследования социальных представлений о доверии у подростков мы попросили их предположить, как проявляется доверие на каждом в каждом из трех компонентов и провели контент-анализ результатов. Как видно на рисунке, юноши чаще упоминали об эмоциях, с которыми связано доверие, а девушки уделяли больше внимания когнитивным установкам и суждениям относительно этого понятия и описывали поведение, проявляющееся в доверительном контакте. В целом подростки чаще ориентируются на эмоции и реже на знания о ситуации доверия.

Рассмотрим результаты анализа представлений об эмоциональной стороне доверия (Рис. 2).

Как мы видим, большинство подростков связывают феномен доверия с позитивными эмоциями, лишь 10,81% девушек и 12,12%

юношей отмечают возникновение тревоги, переживаний и волнений. Упомянутые позитивные эмоции можно разделить на два вида:

100

78,78

62,16

42,42 40,05

■ 12Д2 10,81

Положительные Ненаправленные Ненаправленные отрицательные

эмоции, направленные на положительные эмоции эмоции

объект доверия

■ Юноши (%) ■ Девушки (%)

Рис. 2. Представления подростков о проявлении доверия на эмоциональном уровне

• Положительные эмоции, направленные на объект доверия: любовь, дружба, преданность, понимание, уверенность в нем, благодарность,

• Ненаправленные положительные эмоции: счастье, радость, умиротворение, спокойствие, ощущение теплоты, защищенности.

По результатам контент-анализа наблюдаются половые различия в представлениях. Юноши чаще упоминают ненаправленные эмоции, а девушки - направленные на объект доверия. Таким образом, что девушки больше направлены партнера по взаимодействию и построение отношений с ним, а юноши - на собственное эмоциональное состояние.

На когнитивном уровне решение о доверии сопровождается не только чувствами, но и различными мыслями. В ходе анализа результатов ответы были разделены на позитивные и негативные ожидания относительно объекта доверия, решения о доверии в конкретной ситуации и доверии как категории. Одни подростки говорили о таких качествах объекта доверия, как надежность, честность, озвучивали мысли о том, как хорошо, что можно кому-то доверять. Другие, напротив, отмечали мысли доверяющего о том, что никому

не надо доверять, о возможном предательстве и ошибке. Результаты представлены на Рис. 3.

100 90 80

Позитивные ожидания Негативные ожидания

■ Юноши (%) ■ Девушки (%)

Рис. 3. Представления подростков о проявлении доверия на когнитивном уровне

Как мы видим, позитивные и негативные ожидания равномерно распределены в представлениях юношей и девушек. Статистически значимых гендерных различий не обнаружено. Можно сделать вывод о том, что решение о доверии не предполагает, что доверяющий не испытывает сомнений в своем решении и надежности объекта. При этом, как мы видим из сравнения двух уже рассмотренных уровней доверия, на когнитивном уровне сомнения проявляются значительно чаще, чем на эмоциональном.

Переходим к анализу представлений о проявлении доверия в поведении. В ходе анализа выделены три направления действий (Рис. 4):

• Действия на проявление доверия к объекту через использование возможностей доверия, таких как возможность самораскрытия, делегирования, использования информации объекта.

• Действия, направленные к объекту доверия для доказательства собственной надежности, т.е. для формирования и сохранения взаимного доверия: не подводить другого, помогать, поддерживать.

• Действия, направленны для сохранения собственной безопасности в отношениях, сохранения независимости и дистанции между субъектом и объектом. Здесь подростки описывали та— 29 —

кие проявления, как решение не рассказывать полностью, все равно сохранять тайну, быть внимательным. По сути, здесь можно говорить о проявлении недоверия.

100 90

80 72.97

Проявление доверия Установление взаимного доверие Проявление недоверия ■ Юноши (%) ■ Девушки (%)

Рис. 4. Представления подростков о проявлении доверия на конативном уровне

Большая часть респондентов указывают действия, направленные на проявление доверия. Мы видим, что девушки чаще готовы полностью довериться на конативном уровне, чем юноши: молодые люди чаще проявляют недоверие и стараются установить взаимное доверие.

Обращая внимание на тендерные различия в формировании социальных представлений о доверии, можно отметить, что представительницы женского пола больше направлены на эмоциональное проявление доверие по отношению к объекту доверия и больше раскрываются в отношении с ним. Представители мужского пола чаще ценят собственное состояние в доверительном общении и меньше проявляют доверие к объекту.

Социальные представления подростков о выборе объекта доверия

Подростки выполняли модифицированный тест «Незаконченные предложения» и описывали ситуацию из жизни, связанную с проявлением доверия в рамках методики «Доверительная ситуа-

ция». Анализируя результаты, мы можем судить о представлениях об объекте доверия.

Выбирая, кому доверять, человек опирается на определенные критерии, сформировавшиеся на протяжении всей жизни исходя их опыта. На рис. 5 представлены результаты контент-анализа ответов респондентов.

Рис. 5. Распределение представлений об объекте доверия

Абсолютное большинство респондентов (54%) отметило, что при выборе степени доверия оценивают конкретные действия объекта, опыт отношений с ним: как ранее он оправдывал доверие, есть ли опыт предательства. Отдельны мы решили выделить такой критерий, как оценка доверия объекта по отношению к субъекту. Для 7% подростков важно наличие взаимности для доверия. Четверть респондентов отмечали, что при решении о доверии они опираются на знание о статусе отношений (принадлежность к семье, компании). Всего 7% подростков говорят о том, что доверяются, опираясь на чувства и эмоции, а 5% - оценивают качества объекта, такие как надежность, честность, ум, доброта.

Социальные представления подростков о качестве доверчивости

Как было показано в ходе теоретического анализа, в подростковом периоде формируется представление о себе, своих качествах и особенностях.

Во многом представление о выраженности этих качеств зависит от того, как подросток определяет их и относится к ним. Для того, чтобы исследовать срез представлений о доверчивости, мы попросили респондентов продолжить незаконченное предложение «Доверчивый человек...». На Рис. 6 представлен результат контент-анализа результатов.

50

21,21 Отрицательн качество 11,21 1 18,91 21,21 1 1

1 8,1

0 1

ое Положительное Нейтрально Негативные Позитивные качество последствия последствия ■ Юноши (%) ■ Девушки (%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 6. Представления подростков о качестве доверчивости

Как мы видим, подростки одинаково часто воспринимают качество доверчивости как отрицательно (глупый, наивный) и как положительное (добрый, верный), т.е. в целом с точки зрения подростков доверчивость - качество амбивалентное. Однако, значительно большее количество юношей и девушек отмечают возможность негативных последствий доверчивости: риск обмана, предательства, разочарования и горя. Всего 8% девушек, принявших участие в нашем исследовании, указало на то, что доверчивый человек может быть счастливым, что благодаря этому качеству у него появляются важные отношения.

Самооценка уровня доверчивости в различных сферах

В начале исследования мы выдвинули гипотезу о наличии связи между самооценкой доверчивости (далее - СОД), возрастом респондентов, личностной тревожностью, локусом контроля и критериями доверия (по Купрейченко).

В результате корреляционного анализа не было выявлено связи между СОД и критериями доверия. Это говорит о том, что самооценка качества доверчивости не зависит от его содержания, т.к. критерии доверия показывают, на что опирается человек при выборе доверия/недоверия. Также не обнаружено корреляционных связей между локусом контроля и другими показателями, что говорит о том, что доверие к себе и доверие к другим не связано с выраженностью экстернальной или интернальной направленности.

О наличии связи между когнитивными представлениями о доверчивости и самооценкой доверия свидетельствует обнаруженная положительная корреляция между общей СОД и предположением о том, насколько доверчив самый счастливый человек на свете (г=480 при р<0,01). Анализируя отношения показателей стоит вызывают интерес положительные связи между общей СОД, СОД к себе, СОД к сверстникам обоих полов, одноклассникам и друзьям, а также предположением о том, насколько респонденту доверяют окружающие. Таким образом, в результате корреляционного анализа шкальных оценок доверчивости мы видим наличие связи между доверием к себе и доверием к другим и миру на этапе формировании этих отношений в подростковом возрасте.

Уровень личностной тревожности отрицательно связан только с самооценкой доверчивости в дружеских отношениях (г=-399 при р<0,05), что говорит о том, что при высокой тревожности подростки склонны меньше доверять в близких отношениях со сверстниками. При этом уровень тревожности не связан ни с доверчивостью в отношениях с неблизкими сверстниками и со взрослыми.

При этом не обнаружено связи СОД к родителям с СОД к сверстникам. Самооценка доверчивости в отношениях с родителями имеет положительную связь с показателем предположения о том,

насколько «другие доверяют мне» (г=359 при р<0,05), но не связано с доверчивостью по отношению к себе. Значит, можно сделать вывод о том, что характер доверительных отношений со значимыми взрослыми у подростков связан с его представлениями о себе как о возможном объекте доверия, но не имеет связи с тем, как строится доверие к себе.

Говоря о самооценке доверчивости в отношениях с родителями важно отметить наличие отрицательной связи между этим показателем и возрастом респондента (г=-483 при р<0,01). Т.е. статистически показано, что по мере взросления в подростковом возрасте снижается самооценка доверчивости по отношению к родителям.

Выводы

1. Изучение представлений о доверии в подростковом возрасте имеет высокую научную и практическую значимость. Необходимо исследовать процесс формирования доверчивости, доверительных установок.

2. Доверие проявляется на когнитивном, эмотивном и поведенческом уровне, при этом можно выявить набор социальных представлений подростков о критериях проявления уровня доверия.

3. Обнаружены статистически значимые различия в представлениях о доверии среди юношей и девушек.

4. Обнаружены связи между уровнем доверия к себе и доверия к сверстникам на этапе формировании этих отношений в подростковом возрасте.

5. Уровень личностной тревожности связан с формированием доверительных установок в дружеских отношениях.

6. Уровень доверия в отношениях с родителями у подростков связан с его представлениями о себе как о возможном объекте доверия, но не имеет связи с тем, как строится доверие к себе. При этом обнаружена отрицательная динамика развития самооценки доверчивости по отношению к родителям в течение подросткового возраста.

Заключение

В данной статье описаны результаты исследования социальных представлений о доверии в подростковом возрасте. Были обнаружены особенности формирования разных компонентов этих представлений, характер соотношения самооценки доверчивости и других личностных особенностей. Также в результате работы были апробированы авторские методики «Проявление доверия и его самооценка», «Описание доверительной ситуации» и авторская модификация методики Незаконченных предложений Сакса-Леви.

В дальнейшем мы видим актуальным продолжение исследований, расширение возрастного диапазона выборки в целях изучения процесса формирования социальных представлений о доверии в подростковом и взрослом возрасте посредством метода поперечных срезов.

Список литературы

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. 3-е изд. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. 349 с.

2. Голубь О.В. Доверие к себе как внутриличностное образование старших подростков/автореферат дисс. канд. пси н. Ростов-на-Дону, 2004.

3. Гуриева С.Д., Борисова М.М. Доверие как социально-психологическое явление // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Изд-во Санкт-Петербургского университета Сер. 16. Психология. Педагогика. 2014.

4. Достовалов С.Г. Доверие к социальному миру как фактор формирования правосознания у подростков // Психология и право, 2013. .№ 1.

5. Достовалов С.Г. Система доверительных отношений личности / С.Г. Достовалов // Материалы первой Всероссийской конференции / Отв. ред. Е.А. Уваров. Тамбов, 2000. С. 26-29.

6. Достовалов С.Г. Структура доверия к социальному миру / С.Г. Достовалов // Международная конференция «Психология общения 2000: проблемы и перспективы». М., 2000. С. 100-102.

7. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. Москва: Просвещение, 1991. С. 303.

8. Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. М.: Политиздат, 1987.

9. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М.: «Институт психологии РАН», 2008. 571 с.

10. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Изд. 2-е, Ленинград: Медицина, 1983.

11. Общение и формирование личности школьника. Опыт экспериментального психологического исследования / Под ред. А.А.Бодалева, Р.Л. Кричевского; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР. М.: Педагогика. 1987.

12. Сафонов B.C. Особенности доверительного общения. Автореферат дисс. на соискание учен. степени кандидата психол. наук. М., 1977.

13. Скрипкина Т. П. Доверие как социально-психологическое явление: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2003. 173 с.

14. Голубь О.В. Доверие к себе как внутриличностное образование старших подростков/ автореферат дисс. канд. пси н. Ростов-на-Дону, 2004.

15. Спилбергер Ч.Д., Ханин Ю.Л. Исследование тревожности // Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дер-манова И.Б. СПб. 2002. С. 124-126.

16. Чернова А.А. Особенности взросления подростков, воспитывающихся в разных социальных условиях. Дисс канд.пси. наук. Ростов-на-Дону, 2006.

17. Эриксон Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. И доп. / Пер. с англ. СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996.

18. Gurieva S., Borisova M., Mikhalyuk O., Dmitrieva V., Odintsova V., Kawabata T. Trust as a Mechanism of Social Regulation the Modern Youth's Behaviour // American Journal of Applied Sciences 2016, 13 (1): 100.110 DOI: 10.3844/ajassp.2016.100.110

19. Parsons T. System of modern societies. Moscow: Aspekt Press, 1998.

20. Rotter J.B. Generalized Expectancies for Internal Versus External Control of Reinforcement. Psychological Monograph, 1966. Copyright © 1966 (American Psychological Association).

References

1. Bozhovich L.I. Problemy formirovaniya lichnosti [Problems of the formation of personality] / D.I. Fel'dshteyn (ed.); Ros. akad. obrazovaniya, Mosk. psikhol.-sots. in-t. 3-e izd. M.: MPSI; Voronezh: MODEK, 2001. 349 p.

2. Golub' O.V. Doverie k sebe kak vnutrilichnostnoe obrazovanie starshi-kh podrostkov [Self-confidence as an intrapersonal education of older adolescents]. Rostov-on-Don, 2004.

3. Gurieva S.D., Borisova M.M. VestnikSankt-Peterburgskogogosudarst-vennogo universiteta, Sankt-Peterburg, Izd-vo Sankt-Peterburgskogo universiteta Ser. 16. Psikhologiya. Pedagogika. 2014.

4. Dostovalov S.G. Doverie k sotsial'nomu miru kak faktor formirovaniya pra-vosoznaniya u podrostkov [Trust in the social world as a factor in the formation of legal awareness in adolescents]. Psikhologiya ipravo, 2013. № 1.

5. Dostovalov S. G. Sistema doveritel'nykh otnosheniy lichnosti [System of confidential relations of the person]. Materials of the first All-Russian conference / E. A. Uvarov (ed.). Tambov, 2000, pp. 26-29.

6. Dostovalov S. G. Struktura doveriya k sotsial'nomu miru [The structure of trust in the social world]. Mezhdunarodnaya konferentsiya «Psikhologiya obshcheniya 2000: problemy i perspektivy» [International Conference «Communication Psychology 2000: Problems and Perspectives»]. M., 2000, pp. 100-102.

7. Dubrovina I.V., Akimova M.K., Borisova E.M. Rabochayaknigashkol'no-go psikhologa [The work book of the school psychologist]. Moscow: Prosveshchenie, 1991. P. 303.

8. Kon I.S. Druzhba: Etiko-psikhologicheskiy ocherk [Friendship: Ethical and psychological essay]. M.: Politizdat, 1987.

9. Kupreychenko A.B. Psikhologiya doveriya i nedoveriya [Psychology of trust and mistrust]. M.: «Institut psikhologii RAN», 2008. 571 p.

10. Lichko A.E. Psikhopatii i aktsentuatsii kharaktera upodrostkov [Psychopathy and accentuation of character in adolescents]. Leningrad: Med-itsina, 1983.

11. Obshchenie i formirovanie lichnosti shkol 'nika. Opyt eksperimental 'no-go psikhologicheskogo issledovaniya [Communication and formation of the student's personality. The experience of experimental psychological

research] / A.A. Bodalev, R.L. Krichevsky (ed.); Nauch.-issled. in-t ob-shchey i pedagogicheskoy psikhologii Akademii pedagogicheskikh nauk SSSR. M.: Pedagogika. 1987.

12. Safonov B.C. Osobennosti doveritel'nogo obshcheniya [Features of confidential communication]. M., 1977.

13. Skripkina T.P. Doverie kak sotsial'no-psikhologicheskoe yavlenie [Trust as a socio-psychological phenomenon]. M., 2003. 173 p.

14. Golub O.V. Doverie k sebe kak vnutrilichnostnoe obrazovanie starshi-kh podrostkov [Self-confidence as an intrapersonal education of older adolescents]. Rostov-on-Don, 2004.

15. Spilberger Ch.D., Khanin Yu.L. Diagnostika emotsional'no-nravstven-nogo razvitiya [Diagnosis of emotional and moral development].Der-manova I.B. (ed.). SPb., 2002, рр. 124-126.

16. Chernova A.A. Osobennosti vzrosleniyapodrostkov, vospityvayushchikhsya v raznykh sotsial'nykh usloviyakh [Features of adolescent growing up, brought up in different social conditions]. Rostov-on-Don, 2006.

17. Erikson E. Detstvo i obshchestvo [Childhood and Society]. SPb.: Lena-to, AST, Fond «Universitetskaya kniga», 1996.

18. Gurieva S., Borisova M., Mikhalyuk O., Dmitrieva V., Odintsova V., Kawabata T. Trust as a Mechanism of Social Regulation the Modern Youth's Behaviour. American Journal of Applied Sciences 2016, 13 (1): 100.110 DOI: 10.3844/ajassp.2016.100.110

19. Parsons T. System of modern societies. Moscow: Aspekt Press, 1998.

20. Rotter J. V. Generalized Expectancies for Internal Versus External Control of Reinforcement. Psychological Monograph, 1966. Copyright © 1966 (American Psychological Association).

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Гуриева Светлана Дзахотовна, доктор психологических наук, профессор

Санкт-Петербургский Государственный университет набережная Макарова, 6, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация [email protected]

Борисова мария михайловна, магистр психологии, аспирант

Санкт-Петербургский Государственный университет набережная Макарова, 6, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

[email protected]

DATA ABOUT THE AUTHORS Gurieva Svetlana Dzahotovna, Ph.D. in Psychology, Professor Saint-Petersburg State University

6, embankment Makarova, 6, Saint-Petersburg, Russian Federation

[email protected]

Borisova Maria Michailovna, Master of Psychology, PhD student

Saint-Petersburg State University

6, embankment Makarova, 6, Saint-Petersburg, Russian Federation

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.