УДК 343.2/.7+343.77
ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫХ НОРМ В ГЛАВЕ 26 УК РФ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ»
© Михаил Юрьевич ДВОРЕЦКИЙ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовного права и процесса, e-mail: [email protected] © Надежда Владимировна КРАСНОСЛОБОДЦЕВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра уголовного права и процесса, e-mail: [email protected]
Исследовано содержание и цели международных актов и актов Европейского союза по вопросам борьбы с экологическими преступлениями. Охарактеризован опыт научного обоснования принимаемых европейскими странами законотворческих решений в сфере уголовно-экологического права. Приведены данные о соответствующих разработках, осуществляемых в последние годы в России. Выявлены общие задачи и способы решения проблемы преодоления экологической преступности в Европе и Российской Федерации. Рассмотрены преступления, совершаемые как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, с нарушением норм национального и международного законодательства. Проанализирована эколого-криминологическая ситуация в различных сферах охраны экологически значимых объектов, наиболее очевидные последствия экологической преступности. Приведены последствия демографического, экологического, социального характера от преступных посягательств на экологию. К числу наиболее существенных отнесены следующие: образование зон экологического неблагополучия; ухудшение качества среды обитания, ведущее к росту числа генетических отклонений, ухудшение условий жизни и здоровья людей, сокращение продолжительности жизни; истощение природных ресурсов. Сделан вывод о главном средстве международно-правовой борьбы с экологическими преступлениями. Проанализированы нормативные правовые акты, принятые международными организациями в целях противодействия экологическим преступлениям.
Ключевые слова: преступления против общественной безопасности; нарушения экологического законодательства; экологические преступления; природные ресурсы; международное взаимодействие; международное сообщество.
Нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253 УК РФ), незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ), незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами РФ (ст. 258.1 УК РФ), а также связанные с загрязнением, отравлением объектов окружающей среды, совершаются как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами с нарушением норм международного и национального законодательства [1-3].
О преступлениях против охраны окружающей среды говорится в разделе IX Особенной части УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» главы 26 «Экологические пре-
ступления», и эти преступления имеют конвенционный характер.
Источниками регламентации конвенционных преступлений являются различные международные соглашения и договоры, число которых постоянно увеличивается. Отличительной особенностью международных преступлений и преступности является наличие обязывания стран-участниц реформировать внутригосударственное уголовное законодательство с целью приведения его в соответствие с международными нормами, ввести в круг наказуемых деяний те преступления, которые стали предметом Конвенции.
Среди конвенционных преступлений, содержащихся в разделе IX Особенной части УК РФ, особое место занимают экологические преступления.
Международное сообщество глубоко обеспокоено совершающимися во всем мире актами экологических преступлений во всех
^БЫ 2413-6808. Вестник ТГУ, выпуск 1 (5), 2016
формах и проявлениях, которые угрожают жизни и здоровью людей, приводят к отрицательным последствиям и представляют реальную угрозу национальной безопасности. К числу таких последствий можно отнести следующие, выражающиеся в: образовании зон экологического неблагополучия; ухудшении качества среды обитания, ведущем к росту числа генетических отклонений, ухудшению условий жизни и здоровья людей, сокращению продолжительности жизни; в истощении природных ресурсов и запасов (минерального сырья, углеводородных энергоносителей, рыбных запасов, в первую очередь, ценных пород), а также в образовании других многочисленных экологических проблем и катаклизм экологического, демографического, социального характера. Подтверждение тому - принятие Конвенции о защите окружающей среды посредством уголовного законодательства 4 ноября 1998 г. В Конвенции говорится о необходимости проведения согласованной политики в области уголовного права, направленной на защиту окружающей среды. Первоочередное внимание защиты всеми допустимыми способами отводится жизни и здоровью людей, окружающей среде, фауне и флоре.
Согласно классификации Организации Объединенных Наций (ООН), все транснациональные преступления подразделяются на семнадцать групп, в их числе, наряду с терроризмом, отмыванием денег, торговлей людьми, указывается и экологическая преступность.
В решениях 9 Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Каир, 1995 г.) указывается на то, что экологические преступления имеют высокую степень общественной опасности и, приобретая транснациональный характер, занимают первое место по доле угрозы для мирового сообщества. В связи с чем уголовно-правовые нормы должны выполнять решающую роль в выполнении функций по охране окружающей среды [4].
К числу конвенций, образующих правовую базу борьбы с экологическими преступлениями, требующих от принимающих участие в них государствах применения уголовных санкций, относятся следующие: Базель-ская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, 1989 г. (п. 5 ст. 9); Конвенция о меж-
дународной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г. (ст. УШ) [5], которая обязывает государства, подписавшие ее, контролировать торговлю редкими и исчезающими видами животных и растений, а выпущенное на ее основании Распоряжение 338/97 вводит еще более строгие требования к законодательствам государств - членов ЕС; Конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.; Бамакская конвенция о запрещении ввоза в Африку опасных отходов и о контроле за их трансграничной перевозкой и обращением с ними в пределах Африки, принятая Организацией африканского единства (п. 2 ст. 9).
Согласно Конвенциям, государства -члены ООН обязуются принять все возможные меры борьбы с экологическими преступлениями, включая меры по задержанию и судебному преследованию, а также выдачу лиц, совершивших преступление.
В докладе межведомственной рабочей группы Правительства США, посвященному комплексной оценке угрозы, которую представляет международная преступность американской нации, отмечается, что экологические преступления являются одной из самых доходных и быстрорастущих областей международной криминальной сферы. Актуальность проблемы международных экологических преступлений привела к резкому возрастанию количества многосторонних соглашений, национальных законов и норм, играющих важную роль в защите от загрязнений, опасных для здоровья человека и окружающей среды, избежание варварской эксплуатации редких природных ресурсов и защиту исчезающих животных и растений.
Действующих международных соглашений по охране окружающей среды в настоящее время более трехсот. Все они содержат как деликты, ответственность за которые несут государства, так и международные уголовные преступления физических лиц, например, загрязнение окружающей среды нефтепродуктами, радиоактивными и другими опасными веществами в результате деятельности человека. В последнее время в области охраны окружающей среды осуществляется двустороннее сотрудничество России с зарубежными странами, такими как Финляндия, Дания, Норвегия, Германия, Франция, Канада, Великобритания, США и дру-
гими странами. Сотрудничество стран способствует обеспечению общей экологической безопасности и дальнейшему развитию природоохранительного законодательства [6].
В целях обеспечения эффективного международного сотрудничества в борьбе с экологической преступностью Всемирная таможенная организация и ЮНЕП подписали в 2003 г. Меморандум о взаимопонимании, а также стали партнерами в рамках инициативы «Зеленая таможня», призванной помочь в подготовке и наращивании потенциала сотрудников таможенных органов во всем мире. Обе эти организации работают в направлении укрепления и расширения своих партнерских связей, содействующих обеспечению защиты окружающей среды путем более целенаправленной и эффективной борьбы с экологическими преступлениями.
Международная борьба на европейском уровне с этими опасными преступлениями ведется на основании Европейской конвенции об охране окружающей среды посредством уголовного права (1988 г.).
В этой связи во многих европейских странах было проведено масштабное реформирование уголовного законодательства:
- расширен круг уголовно-правовых запретов;
- увеличены санкции;
- в уголовных кодексах многих стран выделены специальные главы об экологических преступлениях, в некоторых введена уголовная ответственность юридических лиц за их совершение [7].
Главным средством международно-правовой борьбы с экологическими преступлениями Конвенция определяет уголовное наказание. Применяемые санкции должны предусматривать лишение свободы и штрафы, а также могут содержать мероприятия по восстановлению окружающей среды. При этом ответственность должны нести не только физические, но и юридические лица.
Общеизвестным центром организации деятельности государств и международных организаций в борьбе с преступностью, в т. ч. экологической, является ООН. Ее деятельность в этой сфере осуществляется как внутри государств, так и на международном уровне. Это осуществляется путем применения единых стандартов и норм, принятия унифицированных международных уголов-
но-правовых актов и эталонов обращения с правонарушителями.
Борьба с экологическими преступлениями государств в рамках ООН должна развиваться по следующим важным направлениям:
- во-первых, осуществление государствами уже взятых на себя международно-правовых обязательств. В целях повышения действенности природоохранных конвенций необходимо, чтобы, с одной стороны, обязательства участников носили более определенный характер, а с другой стороны, действовали органы, контролирующие их соблюдение, например, таких, которые созданы в рамках международных соглашений по правам человека;
- во-вторых, проведены конференции и конгрессы, призванные способствовать борьбе с экологическими преступлениями. Основной целью являлось рассмотрение вопросов о новых формах преступности, таких как незаконный оборот лесной продукции, включая древесину, дикую природу и другие лесные биологические ресурсы, а также проведение эффективного сотрудничества государств в области предоставления правовой помощи в отношении таких преступлений. В выступлениях обсуждались незаконный, не-регистрируемый, нерегулируемый рыбный промысел, незаконные разработка и оборот минералов и драгоценных камней, незаконный оборот озоноразрушающих веществ и сброс, незаконная перевозка и незаконный оборот опасных отходов.
В документах пятой сессии Конференции участников ООН против транснациональной организованной преступности, проходившей в Вене 18-22 октября 2010 г., отмечалась сложность борьбы с экологическими преступлениями ввиду следующих условий: широкого участия и проявления в ней коррупционных и организованных преступных групп, транснациональный характер преступности, некомпетентности руководящих органов, нередко приводящие к развитию подобных форм преступной деятельности. Все сказанное определяет высокую сложность противодействия данным преступным явлениям и относится к компетенции Управления ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК);
- в-третьих, Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Экономический и Социальный совет
ISSN 2413-6808. Вестник ТГУ, выпуск 1 (5), 2016
приняли ряд резолюций по поддержке и поощрению государств-членов к сотрудничеству в целях предупреждения и искоренения новых форм экологической преступности, а также борьбы с ними [8]. Более того, в рамках проводимой девятнадцатой сессии Комиссией сделана рекомендация Совету о принятии проекта резолюции, согласно которому Совет решит, что первоочередной темой тематического рассмотрения на двадцать второй сессии Комиссии будет «Угроза, возникающая от новых форм преступности, оказывающими существенное воздействие на окружающую среду, и пути эффективного противодействия ей».
Основная ответственность за деятельность, связанную с окружающей средой, в рамках системы ООН возложена на Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая была сформирована в 1972 г. после Стокгольмской конференции ООН по окружающей человека среде. Это главный орган ООН в области окружающей среды, который призван осуществлять руководство и способствовать сотрудничеству в интересах окружающей среды путем стимулирования деятельности, информирования и оказания помощи странам и народам с целью улучшения качества их жизни, не нанося ущерба будущим поколениям [9].
Новыми инициативами международного сообщества и региональных объединений государств, в первую очередь Европейского союза, касающимися усиления борьбы с экологической преступностью, например, Директивы Европейского парламента и Совета от 19 ноября 2008 г. «Об охране окружающей среды уголовным правом» [10].
Таким образом, рассмотрев формы международного взаимодействия, складывающиеся в борьбе с экологическими преступлениями в мировом масштабе, можно сделать следующие обобщающие выводы. Специфика экологических преступлений затрагивает интересы не только отдельной страны, но в целом мировое сообщество, в связи с чем важность углубленного изучения уголовно-правовых и криминологических аспектов противодействия экологическим преступлениям имеет первоочередное значение. По ряду различных причин, а именно: отсутствия экологически чистых технологий, материальных и технических средств, совершен-
ного экологического и уголовного законодательства, отдельно взятое государство практически не может самостоятельно бороться с этими преступлениями. Необходимым фактором и условием повышения эффективности противодействия преступлениям данной категории является заключение двусторонних, многосторонних соглашений, а также межведомственное взаимодействие (сотрудничество). В качестве положительного примера международного сотрудничества можно привести Европейский союз, в уголовно-правовой системе которого выделяется такое направление уголовно-правовой борьбы, как противодействие экологическим преступлениям. Мы полагаем, что реализация данных мер существенно повысит эффективность борьбы с изучаемыми преступлениями.
1. Дворецкая Т.С., Дворецкий М.Ю., Красносло-бодцева Н.В., Стромов В.Ю. Экологические преступления в Российской Федерации: понятийно-терминологический аппарат, проблемы правильной квалификации, назначения справедливого наказания и предупреждения совершения в контексте эффективной реализации уголовной ответственности (вопросы теории и правоприменительной практики). Тамбов, 2015.
2. Дворецкий М.Ю., Краснослободцева Н.В. Повышение эффективности реализации уголовной ответственности за экологические преступления: вопросы теории и практики // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. Вып. 8 (148). С. 122127.
3. Дворецкий М.Ю., Краснослободцева Н.В. Уголовная ответственность за экологические преступления в Российской Федерации: проблемы теории и правоприменительной практики: монография. Тамбов, 2014.
4. Дубовик О.Л., Иванова А.Л., Калиниченко В.Т., Редникова Т.В., Рерихт А.А. Проблематика борьбы с экологической преступностью в научных исследованиях и судебной практике ЕС // Экологическое право. 2008. № 1. С. 25-34.
5. Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1978. Вып. 32. С. 549-562.
6. Краснослободцева Н.В. Экологические преступления как социальное явление // Вестник Тамбовского университета. Серия Гумани-
тарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 10 (102). С. 340-344.
7. Краснослободцева Н.В. О необходимости установления уголовной ответственности юридических лиц за совершение экологических преступлений // Современные вопросы государства, права, юридического образования: материалы 8 Общероссийской научно-практической интернет-конференции / под ред. О.В. Белянской. Тамбов, 2012. С. 259-264.
8. Действующее международное право: в 3 т. М., 1997. Т. 3.
9. Экологические преступления в Европе. Регулирование наказания / под ред. Ф. Комт, Л. Кремера. Гронинген, 2004.
10. Об охране окружающей среды уголовным правом: директива Европейского Парламента и Совета от 19.11.2008 г. Доступ из справоч-но-правовой системы «КонсультантПлюс».
1. Dvoretskaya T.S., Dvoretskiy M.Yu., Krasnoslobodtseva N.V., Stromov V.Yu. Ekologicheskie prestupleniya v Rossiyskoy Federatsii: ponyatiyno -terminologicheskiy apparat, problemy pravil'noy kvalifikatsii, naznacheniya spravedlivogo nakazaniya i preduprezhdeniya soversheniya v kontekste effektivnoy realizatsii ugolovnoy otvetstvennosti (voprosy teorii i pravoprimenitel'noy praktiki). Tambov, 2015.
2. Dvoretskiy M.Yu., Krasnoslobodtseva N.V. Povyshenie effektivnosti realizatsii ugolovnoy otvetstvennosti za ekologicheskie prestupleniya: voprosy teorii i praktiki // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2015. Vyp. 8 (148). S. 122-127.
3. Dvoretskiy M.Yu., Krasnoslobodtseva N.V. Ugolovnaya otvetstvennost' za ekologicheskie
prestupleniya v Rossiyskoy Federatsii: problemy teorii i pravoprimenitel'noy praktiki: monografiya. Tambov, 2014.
4. Dubovik O.L., Ivanova A.L., Kalinichenko V.T., Rednikova T.V., Rerikht A.A. Problematika bor'by s ekologicheskoy prestupnost'yu v nauchnykh issledovaniyakh i sudebnoy praktike ES // Ekologicheskoe pravo. 2008. № 1. S. 25-34.
5. Konventsiya o mezhdunarodnoy torgovle vidami dikoy flory i fauny, nakhodyashchimisya pod ugrozoy ischeznoveniya // Sbornik deystvuyushchikh dogovorov, soglasheniy i konventsiy, zaklyuchennykh SSSR s inostrannymi gosudarstvami. M., 1978. Vyp. 32. S. 549-562.
6. Krasnoslobodtseva N. V. Ekologicheskie prestupleniya kak sotsial'noe yavlenie // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2011. Vyp. 10 (102). S. 340-344.
7. Krasnoslobodtseva N.V. O neobkhodimosti ustanovleniya ugolovnoy otvetstvennosti yuridicheskikh lits za sovershenie ekologicheskikh prestupleniy // Sovremennye voprosy gosudarstva, prava, yuridicheskogo obrazovaniya: materialy 8 Obshcherossiyskoy nauchno-prakticheskoy internet-konferentsii / pod red. O.V. Belyanskoy. Tambov, 2012. S. 259-264.
8. Deystvuyushchee mezhdunarodnoe pravo: v 3 t. M., 1997. T. 3.
9. Ekologicheskie prestupleniya v Evrope. Regulirovanie nakazaniya / pod red. F. Komt, L. Kremera. Groningen, 2004.
10. Ob okhrane okruzhayushchey sredy ugolovnym pravom: direktiva Evropeyskogo Parlamenta i Soveta ot 19.11.2008 g. Dostup iz spravochno-pravovoy sistemy "Konsul'tantPlyus".
Поступила в редакцию 25.02.2016 г.
UDC 343.2/.7+343.77
IMPLEMENTATION OF INTERNATIONAL-LEGAL NORMS IN CHAPTER 26 ECOLOGICAL CRIMES OF CRIMINAL CODE OF RUSSIAN FEDERATION
Mikhail Yurevich DVORETSKIY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Jurisprudence, Professor of Criminal Right and Process Department, e-mail: [email protected]
Nadezhda Vladimirovna KRASNOSLOBODTSEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Criminal Right and Process Department, e-mail: [email protected]
The content and aims of international acts and acts of European Union concerning the questions of ecological crimes strife are studied. The experience of scientific substantiation of legal decisions made by European countries in the sphere of criminal-ecological right is characterized. The data on appropriate developments made in the last years in Russia are given. The general tasks and ways of problem decision of ecological crimes in Europe and Russian Federation are revealed. The crimes, committed on the territory of Russian Federation and over its territory with breaking the norms of national and international legislation are considered. Ecological and criminological situation in different spheres of ecology protection of significant facility the most evident consequences of ecological crimes is analyzed. The consequences of demographic, ecological, social nature depending on penal incursion on ecology are given. The most significant are the following: formation of zones of ecological problems; the worse of the environment quality, leading to the growth of genetic malformations, the worse of life conditions and people's health, decrease of life continuity, depletion of natural resources. Conclusion is made about the main mean of international and legal counteraction to ecological crimes. Normative legal acts approved by international organizations with the aims of ecological crimes counteraction are analyzed.
Key words: crimes against social security; ecological legislation breaking; ecological crimes; natural resources; international interaction; international union.