ИММИГРАЦИЯ В ЗАПАДНУЮ ЕВРОПУ: дилемма ХХ! века
Н З.С. Чертина
Аннотация. В статье показано, что иммиграция является одной из наиболее важных проблем для членов Европейского Союза, а также отношение общественности к этому феномену и попытки лидеров европейских государств найти ответ на миграционный вызов ХХ1 столетия.
Ключевые слова: миграция, Европейский Союз, новые реальности, вызов ХХ1 века.
Summary. The article shows that immigration is one of the most important issues faced by members of the European Union. It also analyzes public opinion to this phenomenon and attempts of leaders to find an answer the challenge of 21th century.
Keywords: migration, European Union, new realities, challenge of 21th century.
276
современном мире в результате все увеличивающейся глобализации и растущей интеграции мировой экономики, быстрых перемен в политических и экономических системах произошла резкая интенсификация мировых миграционных потоков.
Мы являемся свидетелями невиданных ранее масштабов миграции. По данным ООН с 1965 по 2000 г. численность международных иммигрантов выросла с 75,2 до 175 млн человек. Началось «новое великое переселение народов».
Одной из главной причин международной иммиграции рабочей силы является неравномерность мирового экономического развития, неравенство возможностей и доходов в разных странах. Недостаток рабочей силы в экономически развитых странах, наряду с демографическим спадом и постарением населения, и ее избыток в развивающихся странах - важный фактор дисбаланса населения. Увеличение иммиграции
вызвано и различными политическими, военными, социальными катаклизмами, а также изменениями климатических условий, экстремальными погодными явлениями [1; 2, р. 27]. Думается, что в XXI веке население Европы фактически сократится, а население Азии вырастет; одновременно население самых богатых стран будет стареть.
Мировая политическая элита и научная общественность придают большое значение международной иммиграции, о чем свидетельствуют многочисленные публикации и проведение симпозиумов и конференций. Так, например, международная ассоциация по изучению вынужденной иммиграции была организатором прошедшей в 2005 г. в Бразилии конференции на тему: «Поиски решений: достижения и вызовы», где было представлено 168 докладов, в которых затрагивались те или иные аспекты этой сложной проблемы [3, р. 451]. Аналогичная конференция состоялась
в Торонто в июне 2006 г. Глобальный форум по миграции и развитию проходил в 2007 г. в Бельгии, целью его явилось налаживание отношений доверия, суммирование разработанных в разных странах лучших инновационных идей, исследование новых путей по сокращению бедности, установление образовательного сотрудничества и т.д. [Ibid, Vol. 40, n. 4, р. 965]. Аналогичная конференция проходила в 2008 г. [Ibid, n. 2, p. 451]. Создаются соответствующие координирующие органы и центры. Недавно, наряду с Международной организацией по миграции, в рамках ООН была образована «Глобальная миграционная группа», призванная объединить и координировать все программы, агентства, организации и должностные лица, занятые исследованием различных аспектов международной миграции и развития [4, p. 965].
Миграция и положение меньшинств стали ключевым вопросом социальных и политических дебатов в современной Западной Европе, куда направляется огромный поток иммигрантов практически из всех стран мира, в результате чего Великобритания, Германия, Франция, Австрия, Швейцария, Нидерланды из гомогенных превратились в гетерогенные государства, политически и культурно неоднородные. В 2000 г. Великобритания приняла 185 тыс. иммигрантов - это рекордный показатель [5, p. 34]. 8% населения Великобритании, или 4,3 млн человек, - это иммигранты из Южной Азии, стран Карибского бассейна и Африки. Иммигранты их этих стран составляют половину населения некоторых городов Великобритании. Четверть населения Лондона - выход-
цы из развивающихся стран [6, р. 15]1. Германия фактически, хотя не юридически, является уже иммигрантской страной. Здесь проживет большое число иммигрантов из других европейских стран. Более того, Германия приняла значительную долю этнических немцев из стран Восточной Европы, бывших республик Советского Союза, а также беженцев из бывшей Югославии, больше, чем все другие страны вместе взятые. В Нидерландах, где сейчас проживает 16 млн человек, иммигранты составляют 1,6 млн, они прибыли сюда из незападных стран. А в таких городах как Амстердаме и Роттердаме большинство молодых людей не являются коренными жителями [8, р. 321].
Массовая иммиграция в Западную Европу - это новое явление, которое началось после Второй мировой войны и в начале ограничивалось рабочими иммигрантами из Италии, Греции, Испании, Португалии, Югославии. Она была вызвана нехваткой собственных трудовых ресурсов, необходимых для восстановления разрушенного войной хозяйства, а также распадом колониальных империй, когда переселенцы из бывших колоний переезжали в метрополии. С ними заключались временные трудовые контракты на несколько лет, но по их истечению многие не хотели возвращаться на родину, пытаясь остаться на новом месте, и им это удалось. Европейская иммиграция в то время не играла существенной роли. Предположение западноевропейских государств, что вербовка иностранной рабочей силы - временное явление и миграция поддается контролю и может быть обратимой, на практике удалось реализовать
277
1 В научной литературе появились новые термины, такие как «Лондонистан, Еврабия» напр.: [7, р. 42].
См.
278
только в Швейцарии. «Швейцарский вариант» регулирования иммиграции оценивается специалистами как наиболее жесткий, прагматичный, благодаря которому Швейцарии, в отличие от других европейских стран, удалось избежать многих проблем [9, с. 48-50].
В 1970-е гг. в связи с энергетическим кризисом, структурной перестройкой промышленности, техническим перевооружением ее ведущих отраслей, а также ростом безработицы, спрос на иностранную рабочую силу резко упал, и правительства европейских стран ужесточили иммиграционную политику, что не дало особых результатов. В Великобританию, Францию иммигранты из бывших колоний, воспользовавшись правом на воссоединение семей, привезли на постоянное место жительства членов семей и многочисленных родственников. В результате в этих странах жесткая антииммиграционная политика лишь стимулировала процесс перехода из статуса временных трудовых мигрантов в постоянные, привела к увеличению количества этнических общин и их консолидации [там же, с. 8].
В последующие 1980-е гг. значительно росла иммиграция из «третьего мира», включая нелегальную, которая стала менять этническую ситуацию в европейских странах. Возникла неясность относительно того, ассимилируются ли иммигранты в европейские общества или останутся «чужаками», неперевари-ваемым компонентом со своей культурой, традициями, верой и образуют «государства внутри государства» [10, р. 519]. Получило почти всеобщее признание мнение, что иммиграция и меняющиеся демографические тенденции означают, что в ближайшем будущем Европа неизбежно трансформируется как в плане культуры, так и политики, и что
ЕК
европейская традиция демократии и толерантности находится под угрозой [11, р. 25; 12, р. 731, 741].
Иммиграция все увеличивалась. Ее бурный период пришелся на 90-е гг. прошлого столетия, когда в Западную Европу прибывал большой поток граждан из Центральной, Восточной Европы, а также из стран СНГ В иммиграционном потоке были беженцы из Афганистана, Югославии, Ирака, Чечни. Однако максимальное число иммигрантов составляли представители из стран Азии и Африки. Западная Европа не ожидала и не была готова принять столь значительное число людей, устремившихся сюда в поисках лучшей жизни. Она не могла полностью скоординировать миграционную политику в ответ на новую иммиграционную волну, решить возникший целый комплекс сложнейших проблем.
Прибыв в незнакомую страну, в принципиально иные условия существования, иммигранты как правило испытывают культурный шок от чужого окружения, где язык, ценности и нормы поведения, быт значительно отличаются от их собственных. Да и психологически очень трудно подстраиваться под новые условия. Поэтому иммигранты направляются в те страны и регионы, где живут их соотечественники, где они могут найти поддержку, сочувствие и понимание, образуют тем самым этнические анклавы, которые постоянно пополняются за счет новых иммигрантов, включая и нелегальные каналы. Стремление каждой иммигрантской группы сохранить и развивать прежний образ жизни, национальные особенности и традиции, говорить на своем языке, жить среди «своих» - все это противодействует процессу ассимиляции, неизбежно ведет к маргинализации значительной ча-
сти иммигрантов и препятствует их интеграции в европейское общество.
Для успешной интеграции большое значение имеет как отсутствие замкнутости иммигрантской общины, так и совокупность таких факторов как возможность доступа иностранцев к рынку труда, профессиональная подготовка, знание языка страны пребывания, наличие или отсутствие расовых, националистических предрассудков и предубеждений в обществе, влияние средств массовой информации, а также их готовность интегрироваться в новую среду.
Сейчас же иммигранты в странах Западной Европы остаются крайне уязвимой категорией населения в вопросах получения работы из-за языкового барьера, низкого уровня образования и профессиональной подготовки, а иногда из-за отсутствия желания интегрироваться в структуру нового общества. Поэтому безработица у иностранцев остается высокой. Например, в арабских анклавах во Франции безработица превышает 40%. Но дело не только в самих иммигрантах. Развитые страны Западной Европы перевели существенную часть своей промышленности в Юго-Восточную Азию, куда идет большой людской поток из Филиппин, Бирмы, Китая, и где он успешно «перемалывается». Европейские страны уже не могут занять мигрантов работой, но являясь демократическими государствами, обязаны предоставить им гражданские права [13, с. 159-160]. А отсутствие занятости иммигрантов создает почву для криминогенной обстановки. Средний уровень безработицы в Евросоюзе составляет 7,7%. Максимальные показатели в странах Восточной Европы: в Польше - 14,8%. Чехии - 8,8%, а в таких западноевропейских странах, как Германия и Франция, безработица рав-
на соответственно 8,9% и 8,7%. В результате во многих европейских странах возникают очаги политической и социальной напряженности.
Отношение к иммигрантам со стороны коренного населения становится все более недружелюбным. Адаптация западноевропейцев к постоянно расширяющемуся культурному и лингвистическому присутствию зарубежных общин становится серьезной внутренней проблемой. По данным общественного мнения, только четверо из десяти граждан Евросоюза считают, что иммигранты вносят вклад в их страну [14, р. 32]. Хотя совсем недавно европейским странам с их демократическими традициями и уважением прав человека была свойственна терпимость по отношению к иммигрантам. Более того, в последние годы иммиграция воспринимается населением как фактор, подрывающий устои и безопасность страны, при этом ссылка делается на низкую рождаемость коренного населения и увеличение численности неевропейцев. Действительно, увеличение объемов иммиграции в западные страны совпало по времени с существенным падением уровня рождаемости в этих странах. Почти во всех промышленно развитых странах индекс общего уровня рождаемости находится значительно ниже показателя 2,1, необходимого для поддержания численности населения. С 1995 по 2000 г. индекс рождаемости в Германии составил 1,32, в Великобритании - 1,70, во Франции - 1,73 [15]. Продолжение падения этого индекса означает старение и постепенное вымирание населения. В Европе численность трудоспособного населения резко снижается. Джозеф Чами, директор Демографического отдела ООН, разработал прогноз численности ряда европейских стран, согласно которому к 2100 г. при сохране-
279
280
нии текущего уровня прироста населения и при нулевой иммиграции, население, например, Германии сократится до 38,5 млн человек, то есть падение составит 53% [16]. В перспективе уменьшение численности коренного населения в Западной Европе может быть компенсировано за счет прироста рождаемости, что требует радикальных перемен в социальной и экономической политике.
Обычно иммигрантам ставят в вину снижение занятости, их упрекают в том, что они отбирают рабочие места у коренных рабочих, создавая тем самым безработицу. Но «свои» рабочие чаще всего не претендуют на свободные вакансии, которые существуют на трудных и низкооплачиваемых участках производства, предпочитая получать пособие по безработице или социальную помощь.
Кроме сугубо эмоционального, происходит и организованное сопротивление лицам иностранного происхождения. Появляются антииммигрантские партии - Национальный фронт (Франция) во главе с Жаном-Мари Ле Пэном, Партия свободы Австрии Йорга Хайде-ра, партия швейцарского народа Кристиана Блохера. Антииммигрантские движения набирают силу и в других странах.
Взаимоотношения между аутсайдерами и коренным населением усложняются, происходят частые конфликты. Расистские настроения, бытующие у определенной части коренного населения, приводят к тому, что иностранцы часто становятся жертвами столкновений. У местного населения появляется чувство страха, избавиться от которого, по мнению коренных жителей, можно путем введения более жестких мер по ограничению иммиграции, жесткого въездного контроля, охраны границ своих государств.
Особые опасения у европейцев вызывает так называемая «мусульманская проблема». Под ней подразумевают демографический спад коренного населения, присутствие большого количества мусульманских общин и их рост, трудности интеграции мусульман в «мейнстрим» общества и появление терроризма [8, p. 313]. Радикализм мусульманского сообщества стал особенно проявляться после событий в США 11 сентября 2001 г., когда были совершены террористические атаки на Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и здание Пентагона.
Численность мусульман, составляющих самую большую после христианской конфессиональную группу в Западной Европе, быстро растет. В 2005 г. в Западной Европе проживало уже 14,5 млн мусульман, что составляло 4,2% от всего населения [Ibidem], причем большая часть всех проживающих в Европейском Союзе мусульман приходится на Францию, Германию и Британию. Как показывают официальные статистические источники в 2005 г. во Франции проживало 5 млн мусульман, что составило 8,3% всего населения страны. Соответственно в Германии - 3,5 млн и 4,3%; Британии - 1,6 млн и 2,7%; Италии - 1 млн и 1,8%; Испании - 1 млн и 2,4%; Нидерландах - 1 млн и 6,3%; Бельгии - 0,4 млн и 3,9%; Австрии - 0,35 млн и 4,4%; Швейцарии - 0,31 млн и 4,3%.
Мусульмане в Западной Европе представлены различными этническими группами - арабами, турками, индусами, пакистанцами, афганцами и выходцами из Бангладеш. К примеру, в Германии, из проживающих 3,5 млн мусульман турки составляют 2,2 млн [17, p. 36].
Вопрос об интеграции мусульман в странах Евросоюза является особенно болезненным, ибо они в большей степе-
ни, чем другие этнические группы, стремятся жить обособлено, в пределах определенных районов, создавая инфраструктуру, ориентированную на «своего потребителя», и используя политические и другие методы в отстаивании своих интересов. Об этом свидетельствуют массовые демонстрации во Франции в 2004 г. против запрета на ношение мусульманских платков в учебных заведениях. В Германии турецким иммигрантам удалось добиться разрешения для мусульманских девочек носить в школе головные платки и не посещать уроки физкультуры. Одной из причин культурно-религиозного фундаментализма турецких иммигрантов является тот факт, что их семьи в основном принадлежали к наименее образованным слоям турецкого населения, были родом из сельских районов, где религиозные традиции наиболее сильны и живучи [18, с. 105106; 9, с. 67]. Журнал «Экономист» в 2007 г. назвал ряд трудностей, с которыми сейчас сталкивается немецкое общество, а именно: провал интеграции мусульманских мигрантов, необходимость повышения их образовательного уровня и ряд других проблем [17, р. 36].
С целью сократить число приезжающих в Германию из бедных стран, а также из Турции, иммигрантов, в иммиграционное законодательство будут внесены изменения. В частности, они коснутся вопроса воссоединения семей. Желающим прибыть (супругу или супруге) должно быть не менее 18 лет и им предстоит сдать тест по немецкому языку, ибо, по словам высокопоставленного немецкого чиновника В. Шаубле, «иммигранты должны знать нашу культуру, и мы не можем позволить существование параллельных обществ» [19, р. 72]. Чтобы ускорить процесс интеграции иностранцев в немецкое общество, в 2006 г.
в Германии проходил первый саммит, посвященный этой проблеме, на котором было высказано более 400 предложений, включая «экспансию немецкого языка и культуры, вопросы обучения и принятия мер по увеличению занятости иммигрантов» [Ibidem].
Многочисленные исследования, проведенные на Западе, показывают, что мусульманское сообщество в Европе не только растет, но и становится все более радикальным, так как социальная дискриминация и отсутствие гражданских прав являются почвой для чувства недовольства у мусульман. Главный советник французского Института международных отношений в Париже Доменик Муази в статье «Столкновение эмоций», опубликованной в 2007 г. в журнале «Форин Афферс», писала, что в мире сегодня происходит не только столкновение цивилизаций, но и столкновение эмоций. У европейцев - это страх перед действиями радикальных исламистов и возможностью быть демографически поглощенными, а также превращением европейского континента в «Еврабию». После ряда террористических атак, происшедших в Мадриде в 2004 г. и в Лондоне в 2005 г., европейцы столкнулись с тем, что их отечества являются для террористов не только мишенью, но и базами. С другой стороны, подчеркивает эксперт, мусульманская диаспора на Западе испытывает чувство унижения, и террористические акты вызваны социально-эконо ми ческим положением мусульманских иммигрантов в обществе, которое провозглашает в принципе равные права, но не осуществляет их на практике [20, p. 9].
Вопросы «Что делать?» и «Нужны ли нам иммигранты?» наиболее актуальны в западноевропейском обществе. Но факт остается фактом, что при низкой
281
282
рождаемости и быстром старении населения европейская экономика не сможет обойтись без мигрантов и в будущем. Да и территориальные передвижения населения в поисках занятости не потеряют своего значения. Пока существуют различия в уровнях экономического развития стран, эти различия в будущем будут существовать и увеличиваться с усилением процессов глобализации. «Желание голодных отправиться туда, где еды в избытке, - естественное желание рационального человека; а позволить им действовать в соответствии с этим желанием - это с точки зрения совести правильное моральное решение, - писал авторитетный английский социолог Зигмунд Бауман. - Дилемма действительно жуткая: нужно отказать другим в том самом праве на свободу передвижения, которое мы превозносим как наивысшее достижение глобализированного мира и гарантию его постоянного преуспевания» [21, с. 434].
Иммиграция выгодна как для самих иммигрантов, так и для принимающей страны, так как иммигранты обычно хотят работать и зачастую более работоспособны и усердны, чем местное население. Они стремятся к благосостоянию и тем самым становятся потребителями, создавая рабочие места, а не отнимая их. Об этом свидетельствуют результаты проведенных экономических исследований. Так, в сборнике статей под названием «Европейская иммиграция: Что мы знаем», опубликованном в Оксфорде в 2005 г., авторы представили большой эмпирический материал по миграциям в различных странах - Германии, Великобритании, Франции, Греции, Испании, Португалии, Дании и др. - и пришли к выводу, что иммиграция в целом нужна и выгодна для принимающих стран, и нет убедительных доказательств того,
что заработная плата коренного населения снижается, а безработица увеличивается [см. рецензию на: 22]. Известный экономист Ф. Легрейн в своей работе «Иммигранты: ваша страна нуждается в них» выступил за открытие границ и осудил бюрократические ограничения свобод человека. Он убежден, что иммиграция приносит обществу экономические выгоды, а не вред [см. рецензию на: 23].
Страны Западной Европы не могут себе позволить остановить иммиграцию, так как их экономика все больше нуждается в импорте молодой рабочей силы, отчасти потому, что процветание сделало тяжелый труд менее привлекательным для местных уроженцев, но особенно в силу фактора, который только недавно привлек внимание общества - фактора ускоряющегося старения населения. Об этом говорилось выше. Сейчас самыми «старыми» странами Западной Европы, в смысле соотношения престарелых к общему числу населения, являются Италия и Испания.
Феномен старения общества - глобальное явление, имеющее далеко идущие последствия для государств. В составе населения увеличивается доля ничего не производящего населения и иждивенцев при одновременном возрастании политической власти этих граждан. Это общемировая тенденция, хотя в национальном развитии она происходит неравномерно из-за различных уровней рождаемости и смертности. Во всех странах увеличится количество людей, чей возраст превышает 65 лет, но в богатых странах станет меньше людей моложе 30 лет. Положение осложняется и тем, что богатые страны будут вынуждены расширить приток молодых иммигрантов, в основном более образованных, что приведет к обострению соци-
альных проблем более бедных и менее развитых стран [24, с. 217].
Сами страны Западной Европы не смогут сохранить свой уровень жизни и социальные обязательства в отношении пожилых граждан без притока новых иммигрантов, а их число исчисляется миллионами. Для Италии, например, потребуется ежегодно 370 тыс. мигрантов, а Германии - около миллиона [25, р. 6]. Представляется маловероятным, что западные страны разрешат миграцию в таком масштабе для поддержания существующего соотношения между активным населением и иждивенцами [24, с. 217].
По мнению зарубежных аналитиков, с точки зрения экономического интереса европейские страны нуждаются в иммигрантах и они не смогут обойтись без них. Однако подъем ан-тиимигрантских партий и движений в некоторых странах и все увеличивающееся насилие по отношению к этническим меньшинствам свидетельствуют о том, что в миграционной политике ряда стран Европейского Союза определяющими иногда являются не политические преференции, а неэкономические интересы [26, р. 182].
Если недавно правительства европейских стран были уверены в том, что в ближайшем будущем не будет необходимости в притоке рабочей силы, и политика ограничения трудовой миграции поддерживалась до 1990-х гг., то в последнее время по вопросу иммиграции наметилась постепенная эволюция в официальной точке зрения. В этом плане важной вехой явился опубликованный в Германии в 2001 г. доклад специальной комиссии, где говорилось, что Германия нуждается в трудовой иммиграции, как квалифицированной, так и в менее квалифицированной [27, р. 744].
Особенно подчеркивалась готовность принять на работу около 20 тыс. иностранных специалистов в области компьютерных технологий из Восточной и Центральной Европы, а также России. В том же году в Великобритании после 30-летнего отсутствия серьезного экономического анализа миграции правительственный департамент юстиции и полиции опубликовал доклад, в котором придавалось большое значение потенциальным выгодам трудовой иммиграции [Ibidem]. В частности, Великобритания увеличивает ежегодную квоту для въезда в страну до 100 тыс. человек, ибо нуждается в квалифицированных работниках в сфере инженерии, образования и новейших технологий. Желание увеличить объем иммигрантов высказывают и другие страны. В частности, Испания нуждается в 60 тыс. специалистов по информатике, Нидерланды испытывают дефицит рабочих рук в таких отраслях, как транспорт и нефтедобыча. Бельгия насчитывает 56,2 тыс. вакантных мест для работников средней квалификации. Норвегия, особенно ее северные районы, ощущают дефицит врачей и медицинских работников.
Сейчас все больше европейских экономистов и правительственных чиновников принимают участие в дебатах относительно «цены» и «выгоды» иммиграции, при этом берется во внимание опыт традиционных иммигрантских стран, таких как США, Канада и Австралия.
Итак, основными причинами сдвига в оценке иммиграционного феномена явился, прежде всего, экономический фактор, осознание того, что развитые страны не могут переместить все виды низкоквалифицированных работ в страны с избыточной и дешевой рабочей силой. Дополнительная рабочая
283
284
сила необходима в строительстве, транспорте, здравоохранении, образовании, а также в сфере услуг. Другой причиной, как уже отмечалось выше, выступает демографический фактор. Падение рождаемости и быстрое старение населения сдерживают развитие экономики, так как ведут к сокращению численности экономически активного населения. Прогнозируется, что к 2050 г. население Европейского Союза значительно сократится, в Германии, например, сокращение составит 9,6%, в Италии - 8,9% [Ibid, p. 745].
Основываясь на демографических показателях о сокращении населения западных стран, один из известных американских лидеров консервативной партии П. Бьюкенен писал, что нынешний кризис грозит уничтожить западную цивилизацию, что «нации первого мира» вымирают. Они оказались в глубоком кризисе - не потому, что случилось что-то с третьим миром, а потому, что чего-то не случилось у них самих, в их собственных домах. Уровень рождаемости в западных странах снижался на протяжении многих лет [28, с. 41]. Некоторые ученые предлагают рецепт решения демографических проблем за счет привлечения рабочей силы из стран Восточной Европы. Известно, что процесс аккультурации и ассимиляции мигрантов происходит наиболее успешно, если они имеют общее культурное наследие и отсутствуют правовые барьеры. Например, для Франции или Германии интеграция поляков будет проходить гораздо быстрее и социально приемлемо, чем выходцев из Северной Африки, Южной Азии и т.д., но в перспективе источник из Восточной Европы может иссякнуть из-за процессов старения и депопуляции [24, с. 218-219].
Присутствие в Западной Европе мигрантов из Северной Африки, Турции и
Ближнего Востока будет неизбежно увеличиваться, усугубляя при этом социальные и культурные противоречия, создавая напряженность в межэтнических отношениях.
Для решения проблемы рабочей силы в западноевропейских странах в 2007 г. был разработан план временной иностранной рабочей силы [29, p. 32]. Сейчас, в частности, обсуждается программа (аналогичная американской) о введении синих карт для программистов, специалистов в сфере образования, а также для лиц, претендующих на те рабочие места, которые исторически не занимаются местным населением и носят сезонный характер. Как отметил уполномоченный Европейского Союза по правосудию, свободе и безопасности Ф. Фраттини, «это будет временная работа, и иностранцы после окончания контракта должны покинуть страну. Они не имеют права привозить свои семьи или требовать каких-либо социальных пособий» [Ibidem]. Планируются и проводятся другие мероприятия в рамках решения миграционных проблем. Испания, например, осуществляет кросскуль-турный диалог для устранения межконфессиональных трений, Франция, «запускает» в действие «план Маршалла» по ликвидации бедности в мусульманских «гетто». Великобритания начала широкую кампанию «по завоеванию сердец и умов» умеренных имамов [30, p. 489]. Наряду с этим, требуется большая кропотливая просветительская, пропагандистская работа по налаживанию уважительного, толерантного отношения между коренным населением и иностранцами. Диалог представляется одним из эффективных средств межэтнических, межконфессиональных отношений как способ взаимопонимания и предотвращения конфликтов [31, с. 6].
Примечательным в данной связи является высказывание члена британского парламента Джека Строу, что «не существует аргумента, подхода или политики, которые могли бы защитить общество от политического экстремизма, религиозного фанатизма или того и другого, но я уверен, что необходимо объяснять и укреплять ценности, а именно права и ответственность, стоящие перед гражданином Британии» [32, p. 15]. «Нужно убеждать, - подчеркнул он, - что национальная общность (имеется в виду британская. - З.Ч.) не означает ассимиляцию и не требует отказа индивидуума от отличительных культурных различий, таких как религия. В то же время мы должны убеждать и тех, кто обеспокоен присутствием людей другой культуры, другого этнического происхождения, что эти новые соседи не являются угрозой нашей идентичности и нашей культуре. Новые общности обогащают нацию, а не разрушают ее» [Ibidem].
С мнением британского политика нельзя не согласиться. Многие мусульмане, прожившие в западных странах длительное время, менялись под влиянием европейской цивилизации, трансформировались их традиции, обычаи, быт. Совместное проживание, контакты между мусульманами и европейцами оказывали влияние как на одну, так и на другую сторону.
Реакция на иммиграционный процесс принимающих стран неоднозначна. Существуют два диаметрально противоположных взгляда. Одна часть общества считает, что иммигранты - это дешевая, молодая рабочая сила, которая вносит вклад в развитие экономики их страны и привносит определенное своеобразное культурное разнообразие и потому ее следует всемерно поощрять. Другая же часть видит в иммигрантах источ-
ник социально-политической напряженности, угрозу стабильности общества и его будущему существованию.
Миграция населения - это не только внутренняя, но и внешнеполитическая дилемма для Западной Европы. Вопрос о том, как скоро нынешние государства - члены Европейского Союза будут готовы отменить существующие ограничения на свободное передвижение рабочей силы из вновь принимаемых государств, был одним из самых трудных при принятии Евросоюзом в 2002 г. решения о приглашении десяти новых членов. Серьезным вызовом Евросоюзу в сфере международных отношений является и вопрос о том, как его расширение повлияет на миграцию русских, украинцев и других народов СНГ [24, с. 213].
В современном мире возникли новые реалии. Европейские государства из моноэтнических превратились в полиэтнические, и эта тенденция в будущем будет нарастать. Со всей очевидностью встает задача научиться управлять возникшим объемом гетерогенности и создать условия для мирного проживания народов различных рас, религий, культур. На государство возлагаются надежды выработки разумной стратегии использования рабочей силы. Это сложная задача, но от ее решения зависит будущее национальных государств и устройство всего мира. Сейчас же анализ современной иммиграции показывает, что национальные механизмы регулирования миграции не развиваются достаточно активно. Государственная система иммиграционного контроля не рассчитана на все увеличивающийся приток населения, а отсутствие учета нехватки рабочей силы в некоторых отраслях экономики ведет к росту нелегальной иммиграции. Управление ми-
285
ВЕК
грационным процессом требует разработки гибких инновационных подходов, поиска новых механизмов управления миграциями в перспективе [33; рецензию на эту статью см.: 34, p. 67-79]. Только совместными, объединенными усилиями членов Европейского Союза может быть найден ответ на миграционный вызов XXI века.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Climate Change, Mass Migration and the Military Response // Orbis. - 2007. - Vol. 51. -N. 4.
2. Europe's Population. Suddenly the Old World Looks Younger // The Economist. - 2007, June 16th - 22th.
3. International Migration Review. - 2006. -Vol. 40. - N. 2.
4. Address of Mr. Kofi Annan, Secretary-General to the High-Level Dialogue of the United Nations General Assembly on International Migration and Development / New York, 2006, Sept. 14 // International Migration Review. - 2006. -Vol. 40. - N. 4.
5. London Observer Service. British Whites to be Minority by Year 2100 // Houston Chronicle. -2000, Oct. 8.
npn 6. The World Today. - 2007. - Vol. 63. - N. 5.
286 7. Europe's population. Suddenly the Old World Looks Younger // The Economist. - 2007, June 16th - 22 nd.
8. Spruyt B. Can't We Discuss This Liberalism and the Challenge of Islam in the Netherlands // Orbis. - 2007. - Vol. 51. - N 2.
9. Западная Европа перед вызовом иммиграции. - М., 2005.
10. Jenkins Ph. Demographics, Religion and the Future of Europe // Orbis. - 2006, Summer. -Vol. 50. - N. 3.
11. Savage T. Europe and Islam: Crescent Waxing, Culture Clashing // Washington Quarterly. -2004, Summer.
12. Kohout P. Population, Prophets. Pensions, and Politics // Orbis. - 2005, Fall. - Vol. 49. - N. 4.
13. Переслегин С. В поисках справедливости // Мир перемен. - 2006. - № 1.
14. The Economist. - 2007, June 2nd - 8th.
15. World Population Prospects: the 2000 RevisionHighlights. Annex Tables (28 February 2001) (United Nations Population Division).
16. Chamie J. Director, United Nations Population Division. Letter to Author. - 2001, Jan. 17.
17. Germany and its Muslims. Soft on Suffering // The Economist. - 2007, March 31st -April 6th.
18. Иммигранты в Европе: проблемы социальной и культурной адаптации. - М., 2006.
19. The Economist. - 2007, July 21st - 27th.
20. Moisi D. The Clash of Emotions. Fear, Humiliation, Hope and the New World // Foreign Affairs. - 2007, Jan/Febr.
21. Бауман З. Национальное государство - что дальше? / пер. с англ. // Отечественные записки. - 2002. - № 6.
22. European Migrations: What do We Know? / Ed. by K. Zimmermann. Oxford, 2005 // International Migration Review. - 2007. - Vol. 41. -N. 1.
23. Immigrants: Your Country Needs Them / by Philippe Legrain // The Economist. - 2007, Jan. 13th - 19th.
24. Бжезинский З. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство / пер. с англ. - М., 2007.
25. The Brookings Review. - 2002, Winter.
26. Hix S., Noury A. Politics, Not Economic Interests: Determinants of migration policies in the European Union // International Migration Review. - 2007, Spring. - Vol. 41. - N. 1.
27. Castles S. Guestworkers in Europe. A Resurrection? // International Migration Review. - 2006, Winter. - Vol. 40. - N. 4.
28. Бьюкенен П. Смерть Запада / пер. с англ. -М.; СПб., 2004.
29. Coming for Immigration Policy // The Economist. - 2007, June 2nd - 8th.
30. Shore Z. Can the West Win Muslim Hearts and Minds // Orbis. - 2005. - Vol. 49. - N. 3.
31. Цивилизации. Вып 7. - М., 2006.
32. Straw J. Identity and Democracy. The Way We Are // The World Today. - 2007. - Vol. 63. -N 5.
33. Ghoch B. Movements of People As a Global Challenge and the European Dilemma // Nonmilitary Aspects of International Security. UNESCO, 1995.
34. Глобализация: контуры XXI века. Часть Ш. - М., 2004. ■
ЕК