Научная статья на тему 'Иммиграция в системе сценарного развития северных территорий России'

Иммиграция в системе сценарного развития северных территорий России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИММИГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мильчакова Наталья Николаевна, Браиловская Татьяна Юрьевна

Рассмотрена проблема иммиграции в системе сценарного развития северных территорий России (на примере Ханты-Мансийского автономного округа Югры). Выявлены слабые и сильные черты геополитического и экономического потенциала региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иммиграция в системе сценарного развития северных территорий России»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 5 (186).

Экономика. Вып. 25. С. 24-29.

Н. Н. Мильчакова, Т. Ю. Браиловская

иммиграция в системе сценарного развития северных территорий РОССИИ

Рассмотрена проблема иммиграции в системе сценарного развития северных территорий России (на примере Ханты-Мансийского автономного округа — Югры). Выявлены слабые и сильные черты геополитического и экономического потенциала региона.

Ключевые слова: занятость, трудовые ресурсы, региональная экономика, иммиграция.

Проблемы занятости населения и мобильности трудовых ресурсов приобретают всё большую актуальность на современном этапе развития российского общества. В условиях структурных преобразований в экономике России наличие квалифицированной рабочей силы является ключевым фактором, позволяющим наилучшим образом реализовать экономический потенциал страны.

В Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (далее — ХМАО-Югра) является одним из регионов — реципиентов иностранной рабочей силы из стран ближнего зарубежья. При этом сложившийся рынок труда в ХМАО-Югре отличается несоответствием спроса и предложения рабочей силы. Данный факт — объективная реальность не только для Югры, но и для всех северных территорий России, являющаяся наследием советского времени.

Для обоснования необходимости трудовой иммиграции в северный регион России, а именно в ХМАО-Югру, на наш взгляд, необходимо провести анализ демографического развития и рассмотреть перспективы ожидаемых миграционных процессов в регионе.

Демографические процессы в Ханты-Мансийском округе вплоть до конца 1980-х гг. развивались по сценарию, характерному для большинства районов усиленного хозяйственного освоения СССР. Для привлечения рабочей силы в округ государством была введена система материальных льгот: надбавки и коэффициенты к заработной плате, оплата проезда к месту отдыха, сокращение возраста для назначения пенсии по возрасту. Материальные стимулы, а также открывающиеся для молодёжи возможности самореализации в трудных природно-климатических условиях привлекли в этот район энергичных, высококвалифицированных специалистов. В основном это были нефтяники из Башкирии и Поволжья, а также молодые специалисты — вы-

пускники высших и средних учебных заведений Советского Союза. В связи с бурным развитием в округе нефтегазодобывающей промышленности население округа за почти полсотни лет (с 1960 по 2008 г.) увеличилось в 8 раз и достигло 1,52 млн человек. В 1960-80-е гг. основной прирост населения — 82 % — приходился на миграцию, интенсивность которой была чрезвычайно высокой: валовой миграционный оборот достигал 20 %, так как только 20 человек из 100 прибывших оставались в регионе (табл. 1).

В 1990-х гг. число прибывающих сократилось в 2,5 раза, а выезжающих в 1,7 раза. Это было вызвано сокращением спроса на рабочую силу в связи со снижением уровня добычи нефти и газа в округе, а также с заметным уменьшением объёма капитальных вложений в добывающие отрасли, особенно в геологоразведку (табл. 2). Другой причиной стало снижение размера заработной платы, практически сравнявшейся с другими регионами, имеющими гораздо более благоприятный для здоровья климат. Третьей причиной послужила неурегулированность проблем сохранения прав и льгот для граждан СНГ, проживающих на территориях российского Севера. Ещё одним важным фактором миграционного оттока явился распад СССР. С 1992 г. округ начали покидать выходцы с Украины, Азербайджана, Армении, приехавшие в годы интенсивного освоения нефтяных месторождений ХМАО, поэтому в структуре выбывших относительно высокая доля принадлежала мигрантам, переселяющимся за пределы Российской Федерации.

Современная демографическая ситуация в ХМАО-Югре выгодно отличается от среднероссийской, что объясняется сложившейся благоприятной экономической ситуацией. Для округа, в отличие от Российской Федерации в целом, характерна тенденция увеличения численности населения (см. табл. 1), происходящего за счёт естественного и миграционного прироста.

Таблица 1

Демографическое развитие ХМАО-Югры, тыс. чел.

Год Численность населения на конец года Естественный прирост (убыль) Миграционный прирост населения

1960 189,6 3,2 2,20

1970 271,1 3,9 14,90

1975 397,2 6,9 29,10

1980 616,1 9,8 55,90

1985 1 009,8 20,3 51,70

1990 1 328,0 16,5 2,30

1995 1 345,0 4,4 1,90

2000 1 402,0 6,1 13,90

2001 1 412,0 7,3 12,5

2002 1 433,0 9,2 11,3

2003 1 456,5 9,9 6,2

2004 1 469,0 10,5 2,0

2005 1 478,2 9,5 -1,2

2006 1 483,6 10,4 -1,1

2007 1 505,2 11,7 4,9

2008 1 520,0 13,1 1,7

Таблица составлена по [1-8; 12].

Таблица 2

Основные показатели промышленного производства в ХМАО-Югре

Показатель 1985 1990 1995 2000 2001 2003 2008

Объём промышленного производства, млрд р. (место, занимаемое округом в Российской Федерации) 9,9 10,1 50,801 375,665 429,997 (1) 611,904 (1) 1 935,3

Объём промышленного производства на душу населения, тыс. р. (место, занимаемое округом в Российской Федерации) 9,8 7,6 37,8 268,0 299,8 (1) 420,3 (1) 1 290,2

Производство основных видов промышленной продукции (место, занимаемое округом в Российской Федерации): - добыча нефти, включая газовый конденсат, млн т 343,0 (1) 306,0 (1) 169,2 (1) 180,9 (1) 194,2 (1) 233,2 (1) 277,6 (1)

- добыча естественного газа, млрд куб. м 25,5 29,0 17,6 20,1 20,4 (3) 24,4 29,9

- электроэнергия, млрд кВт • ч 32,4 61,4 52,0 53,5 51,7 (2) 60,3 (1) 75,2

- пиломатериалы, млн куб. м 1,6 1,6 0,6 0,5 0,5 (10) 0,5 0,4

- деловая древесина, млн плотных куб. м 9,1 9,0 2,4 1,7 1,9 (12) 1,8 1,4

Таблица составлена по [5; 12].

С 2000 до 2002 г. основным фактором, влияющим на увеличение демографического потенциала региона, являлось положительное сальдо миграции. Начиная с 2003 г. увеличение численности населения в округе, в большей степени, зависит от естественного прироста (от 6 до 10 % в год). По темпам роста рождаемости регион устойчиво занимает третье место среди субъектов Федерации. Следственно-причинной связью таких высоких показателей являются: устойчивый социально-экономический рост как округа в целом, так и его муниципальных образований; женщины, родившиеся в округе 1980-е гг., в начале XXI в. вошли в детородный период; улучшение медицинского обслуживания младенцев и рожениц путём оснащения перинатальных центров округа самым современным оборудованием.

Дальнейший рост естественного прироста населения ХМАО-Югры будет увеличивать вклад округа в общероссийскую демографическую динамику.

Миграционный прирост населения также влияет на увеличение демографического потенциала округа. Ситуация с обеспеченностью трудовыми ресурсами в регионе складывается более чем благоприятная (экономически активное население округа в 2007 г. составляло 66 %, в 2008 г.— 60 %), однако значительная часть этих ресурсов восполняется, как и ранее, за счёт иммиграции рабочих кадров.

Несмотря на продолжительную историю разработки нефтегазовых ресурсов, в регионе не была осуществлена целенаправленная подготовка квалифицированных рабочих кадров. Округ сталкивается с растущей нехваткой квалифицированных кадров, в том числе и рабочих специальностей. В нефтегазовом, лесном, рекреационном комплексах, социальной сфере прослеживается недостаток кадров высшей квалификации, остро необходима местная система переподготовки кадров среднего звена, подготовка кадров рабочих профессий. Экономия на объектах социальной сферы способствовала формированию политики привлечения рабочей силы со стороны межрегиональным вахтовым методом. Вместе с тем увеличение постоянного населения в округе ставило вопрос об обеспечении работой местных трудовых ресурсов. Объективная экономическая ситуация, сложившаяся в трансформируемый период, препятствовала данному процессу, и, несмотря на рост безработицы, рабо-

тодатели для повышения эффективности производства были вынуждены привлекать рабочую силу со стороны. Местные трудовые кадры, привыкшие получать высокую заработную плату, не смогли адекватно отреагировать на потребность рынка труда в изменившихся экономических условиях. В первоначальный период, когда были высокие пособия по безработице, некоторые из них стали профессиональными безработными, теряющими приобретённый уровень квалификации. Они оказались не востребованы в качестве рабочей силы, а условия и оплата труда их уже не могли устроить. В связи с этим, несмотря на избыток трудовых ресурсов, региону приходится привлекать нефтяников из других регионов России, работающих вахтовым методом, и около 50 000 человек легальной иностранной рабочей силы. При этом по данным Департамента занятости населения ХМАО-Югры, за 2007 г. нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию составила в среднем 1,5 человека.

Одной из главных причин, генерирующих занятость иностранной рабочей силы в ХМАО-Югре, является относительная её нехватка в отдельных секторах экономики, по отдельным профессиям и видам работ. Наибольшим спросом в последние годы на рынке рабочей силы пользовались специалисты следующих специальностей: в 2007 г.— водитель, машинист, рабочий, слесарь, электрогазосварщик; в 2008 г.— арматурщик, плотник, бетонщик и инженер (по добыче нефти и газа, по бурению, надзору за строительством).

За два месяца 2009 г. на миграционный учёт в ХМАО-Югре поставлено более 20 тыс. иностранцев и лиц без гражданства, это почти в два раза больше, чем за этот же период в 2008 г. Это связано с ухудшением экономической ситуации в странах СНГ. В основном это граждане ближнего зарубежья. Половину общего потока мигрантов составляют жители Украины и Таджикистана, пятую часть — Узбекистана [9].

Наиболее интенсивные миграционные связи округа налажены по линии сезонного (вахтового) и более длительного привлечения мигрантов в нефтедобывающую и строительную отрасли. По данным Управления Федеральной миграционной службы России по ХМАО-Югре, 85 % общего числа трудовых мигрантов прибывают в округ из государств ближнего зарубежья. Среди них преобладают граждане Таджикистана — 27 %, Узбекистана — 20 %, Украины — 19 %,

Киргизии — 9 %, Азербайджана — 9 %. Из государств дальнего зарубежья больше всего граждан прибывает из Турции — 10 %, Китая —3 %, Германии — 2 %, Канады, Великобритании, США, Сербии — 1 % [10].

С целью полного учёта юридических и физических лиц, использующих труд иностранцев на территории округа, с 1 января 2004 г. осуществлено внедрение автоматизированной базы данных по учёту иностранной рабочей силы и выдачи разрешений на работу на пластиковых картах. В связи с упрощением в 2007 г. порядка получения разрешений на работу иностранным гражданам и юридическим лицам, в несколько раз увеличилось количество обращений в структурные подразделения Управления Федеральной миграционной службы по ХМАО-Югре. Число выданных разрешений на работу иностранным гражданам в 2003-2008 гг. возросло в 2 раза и составило свыше 47,3 тыс. штук в 2008 г. (2003 г.— 2,6 тыс.). Поток обращений увеличился в связи с возрастающим спросом на иностранную рабочую силу в строительном комплексе.

Приведём динамику согласованной численности привлекаемых иностранных работников в ХМАО-Югру, чел. :

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

22 918 30 848 55 128 47 343

В основном иностранные граждане прибывают на территорию городов и районов, имеющих стабильное экономическое положение, высокий уровень жизни и предоставляющих возможность трудоустроиться. На первом месте по привлекательности в данном рейтинге стоит г. Нижневартовск, на втором — г. Сургут.

Формы занятости иностранных работников в регионе характеризуются в основном низким уровнем оплаты труда, отдалённостью районов, где производятся работы, непривлекательностью рабочих мест для безработных граждан, проживающих на территории автономного округа. Для иностранных работников, приезжающих в автономный округ, характерна трудовая дисциплина, готовность к тяжёлому и сверхурочному труду. Иностранная рабочая сила нередко конкурентоспособна не только высокой квалификацией, но и согласием трудиться за меньшую плату, чем россияне.

*

Составлено по данным Департамента занятости населения ХМАО-Югры.

Основой экономики округа сегодня является топливно-энергетический комплекс, включающий в себя нефтяную, газовую промышленности и электроэнергетику (см. табл. 2). Конкурентоспособность нефти и газа в настоящее время снижается вследствие объективных (конъюнктурных, горно-геологических) и субъективных (действующих принципов налогообложения и взаимоотношений с нефтегазовыми компаниями) причин. К тому же необходимо подчеркнуть, что ресурсы углеводородного сырья ХМАО не беспредельны и всё более актуальной становится задача диверсификации экономики округа и формирования её нового базиса, основанного на воспроизводимых факторах роста. Нет сомнения в том, что эксплуатация сырьевых ресурсов и в дальнейшем будет играть роль одного из главных движущих факторов социально-экономического развития округа, при этом степень влияния ресурсного фактора напрямую будет зависеть от того, в какой мере удастся сохранить конкурентоспособность добычи нефти и газа, а также от возможностей вовлечения в хозяйственный оборот других природных ресурсов. Таким образом, решение социально-экономических проблем региона зависит от того, в каком направлении и насколько быстро идёт реформирование институционально-экономических отношений, возникающих в связи с использованием нефтегазовых ресурсов данной территории.

Богатые природные возможности региона не ограничиваются наличием огромного количества месторождений углеводородного сырья. На территории Югры добывается россыпное золото, жильный кварц, имеются значительные запасы бурого и каменного угля. В горной части округа обнаружены железные руды, ресурсный потенциал которых можно оценить в сотни миллионов тонн, а также проявления бокситов, меди, цинка, хрома, марганца, редкоземельных металлов, бентонитов.

Очевидно, что вовлечение в промышленный оборот минеральных ресурсов Приполярного Урала, извлекаемая ценность которых оценивается в несколько десятков миллиардов долларов, даст мощный толчок интенсивному развитию производительных сил не только ХМАО-Югры, но и всего Уральского региона и России в целом. Слабые стороны экономики округа заключаются в её недостаточной диверсификации, инфраструктурной неразвитости, сильных

внутрирегиональных экономических и социальных контрастах, недостаточной инновационности. В Стратегии социально-экономического развития ХМАО-Югры до 2020 г. определена стратегическая цель развития округа — повышение качества жизни населения на основе устойчивого экономического роста, базирующегося на инновационных технологиях и глобальной конкурентоспособности. Для достижения данной цели предполагается решение таких задач, как развитие человеческого капитала, усиление инновационности экономики округа, наращивание совокупных активов.

Дальнейшее инновационное развитие округа планируется развивать на основе четырёх промышленных кластеров:

1) горнорудный — на территории Берёзовского района;

2) лесопромышленный — на территории Кон-динского, Октябрьского, Нижневартовского и Советского районов, г. Ханты-Мансийска;

3) нефтегазохимический — на территории Сургутского и Нижневартовского районов;

4) информационно-коммуникационный — с размещением в г. Ханты-Мансийске.

Особое место в реализации намеченной цели и развитии промышленных кластеров занимают вопросы обеспечения квалифицированными трудовыми ресурсами для социальноэкономической стабилизации региона. К 20152019 гг. потребуется значительное число как высококвалифицированных специалистов в области высоких технологий, так и специалистов среднего звена и рабочих профессий для ввода предприятий в рамках мегапроекта федерального значения «Урал промышленный — Урал Полярный» — железорудного и меднорудного горно-обогатительных комбинатов, угледобывающего разреза на базе Тольинского, Оторь-инского, Люльинского буроугольных месторождений, комплекса по производству высокоочистного кварцевого концентрата ОАО «Полярный кварц», завода по производству кизельгура (фильтрованных порошков). Уже на первых стадиях освоения проекта проявляется усиливающаяся тенденция недостатка квалифицированных кадров для выполнения работ по реализации проектов.

Система образования округа, созданная ещё в советские годы, т. е. ориентированная на специалистов среднего уровня образования для нефтяного комплекса, не учитывает приоритетные

потребности в трудовых кадрах современного уровня экономики округа, не говоря уже о перспективных проектах. Установившаяся система внешних связей округа (меры эффективной иммиграционной политики, программы переобучения, повышения квалификации, передачи опыта и др.) также недостаточно решает эти проблемы. Многие крупные и средние предприятия округа устранились от процесса обучения и переподготовки кадров: не участвуют в создании программ обучения, не лоббируют создание «нужных» им специальностей, не принимают молодёжь на стажировку, не направляют на повышение квалификации своих сотрудников и т. д. Окружные социальные программы предусматривают строительство учреждений образования, здравоохранения, культуры вне увязки обеспечения жильём работающих или привлекаемых сюда молодых специалистов.

Привлечение трудовых мигрантов в автономный округ восполнит дефицит местных высококвалифицированных кадров инженернотехнических работников и специалистов рабочих профессий. Ожидаемый значительный прирост трудовых ресурсов не сопровождается выработкой специальной политики по приживаемости новых кадров, адаптации новых иностранных работников (адаптационный центр и другие мероприятия), хотя потребность в такой миграционной политике округа, видимо, в прогнозный период будет усиливаться. На наш взгляд, для успешной реализации намеченных планов и проектов инновационного развития региона необходимо вернуться к социалистической практике по освоению северных территорий, т. е. организовать государственный набор из числа молодых специалистов — выпускников вузов и ссузов, а также рабочих специальностей.

Список литературы

1. Демографический ежегодник России - 2006 : стат. сб. / Росстат. М., 2006. 561 с.

2. Население России - 1999 : Седьмой ежегод. демографич. докл. / под ред. А. Г. Вишневского. М., 2000. 176 с.

3. Прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2005 год и на период до 2007 года / Департамент экон. политики Ханты-Мансийс. ав-тоном. округа — Югры. Ханты-Мансийск, 2004. 64 с.

4. Регионы России. Социально-экономические показатели - 2004 : стат. сб. / Росстат. М., 2004. 966 с.

5. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации - 2004 : стат. сб. / Росстат. М., 2004. 671 с.

6. Российский статистический ежегодник -1998 : стат. сб. / Госкомстат России. М., 1998. 813 с.

7. Российский статистический ежегодник -2003 : стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003. 705 с.

8. Российский статистический ежегодник -

2006 : стат. сб. / Росстат. М., 2006. 806 с.

9. Сургут. трибуна. 2009. 26 марта. С. 5.

10. Управление Федеральной миграционной службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре [Электронный ресурс]. URL: http://www.ufms86.ru

11. Численность населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2005 года : стат. сб. / Росстат. М., 2005. 209 с.

12. Официальный веб-сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа — Югры [Электронный ресурс]. URL: http://www. admhmao.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.