— annual reviews of employers' requirement in labour;
— an estimation of efficiency of foreign labour usage.
References
1. RF President Edict No.1415 «Subjects of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation» July, 31st, 2000 // Russian Federation Code. 2000. № 32. Article 3342.
2. RF Government Ordinance No. 321 «Concerning Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation » June, 30, 2004. http://www.minzdravsoc.ru/docs/ government/postan/gov
3. RF Government Executive Order No. 256-р «Concerning Concept of migration regulation in the Russian Federation» March, 1st, 2003. http://www.ufmsoren.ru/Docs/PP/RaspP_ 256_01032003.htm
4. RF President Edict No.1351 «Concerning the Concept of Demographic Policy of the Russian Federation for the period till 2025» October, 9, 2007. http://www.ufms.spb.ru/desc/ ukazy-cid-16/
5. RF Government Ordinance No. 450 «Concerning Governmental Commission on the Migration Policy» May, 26, 2009. http://www.fms.gov.ru/images/newsimg/450.pdf
УДК 331.5
keywords: labour shortage, employment regulation, employment policy, immigration policy
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВОСПРОИЗВОДСТВА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
В СЕВЕРНОМ РЕГИОНЕ1
В. Г. Логинов
В статье рассматриваются вопросы воспроизводства трудовых ресурсов в северном регионе на примере Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Сделан ретроспективный анализ и выполнены оценка состояния и прогноз трудовых ресурсов автономного округа.
Северные районы отличаются значительной дифференциацией воспроизводства населения и трудовых ресурсов. Особое место среди них занимает Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (ХМАО-Югра), где демографические процессы, благодаря более молодой структуре населения по сравнению с другими регионами, носят позитивный характер. Здесь наблюдаются положительный естественный прирост и до настоящего времени положительное сальдо миграции. Высокий уровень жизни населения делает округ привлекательным для мигрантов как легальных, так и нелегальных. Значителен трудовой потенциал, в половозрастной структуре населения трудовые ресурсы составляют более 70%. Тем не менее, диспропорции спроса и предложения рабочей силы на региональном рынке труда обусловили, с одной стороны, зна-
1 Публикация выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума РАН №24 Проект 09-П-46-2001 «Разработка стратегии комплексного социально-экономического освоения малоизученных и слабововле-ченных в хозяйственный оборот территорий Уральского Севера».
чительную величину общей безработицы, с другой — привлечение рабочей силы из-за пределов автономного округа.
В 1990-е гг. начался процесс демографического старения населения ХМАО-Югры, продолжившийся и 2000-е гг. Он идет сразу в двух направлениях — «старение снизу» вследствие снижения рождаемости и «старение сверху», вызванное ростом числа пожилых и старых людей. В 2002 г. по данным переписи средний возраст населения составил 31,4 года, в 2009 г. — 33,6 года, или соответственно на 5,4 и 7,6 пунктов выше по сравнению с 1989 г.
В настоящее время население автономного округа заканчивает этап демографической молодости (доля лиц в возрасте 65 лет и старше ниже 4%) и находится на пороге следующего этапа. Начальный этап старения населения округа характеризуется большей, по сравнению с показателями в целом по России, продолжительностью жизни населения; сравнительно низким уровнем смертности; высокой долей лиц трудоспособного возраста и др.
В 1990-е и 2000-е гг. в воспроизводстве населения главное место принадлежало естественному приросту, на долю которого в эти периоды пришлось соответственно 69,9 и 64,6%, а в 2006-2009 гг. — 82% общего прироста населения. Однако в обеспеченности трудовыми ресурсами значительную роль продолжает играть
миграция, особенно кратковременная, по межрегиональному вахтовому методу и с привлечением иностранной рабочей силы.
Миграция была основным фактором роста численности населения в 1970-е и 1980-е годы, когда на долю прибывших из других регионов приходилось в отдельные годы более 80% общего прироста, а сальдо миграции превышало 60 тыс. чел. (1986 г. — 62685 чел.). За период 1981-1990 гг. механический прирост населения составил 425 тыс. чел. Этот процесс сопровождался высоким оборотом мигрантов. В целом суммарный оборот миграции составлял во второй половине 1970-х годов 32%, в первой половине 1980-х — порядка 30%, во второй половине 1980-х — 17,2% к среднегодовой численности населения. В отдельные годы (1983 и 1986) в округ прибывало до 160 тыс. чел. В настоящее время суммарный оборот миграции снизился в 6 раз по сравнению с максимальными показателями 1970-х гг. (5,0% — в 2009 г.). Миграционные процессы 1980-х гг. обусловили относительную молодость населения и высокий удельный вес трудоспособного населения.
Отрицательный механический прирост населения, имевший место вначале 1990-х гг., с 1993 г. вновь приобрел положительное значение (исключение — 1999 г., 2005 и 2006 гг.). За период 2000-2009 гг. он составил 55,6 тыс. чел., или в 2,7 раза выше, чем в 1990-е годы (табл. 1).
Современная миграция, в отличие от советского периода, подразделяется на трудовую, вынужденную и нелегальную. В статистике учитываются две первые формы миграции. В отношении третьей имеется лишь оценка экспертов, т. к. зачастую, особенно в средних и крупных населенных пунктах округа, ее сложно учесть.
В рамках трудовой миграции особое место занимает межрегиональный вахтовый метод работы. Данный метод традиционно являлся особенностью освоения северных территорий. Условия его применения на Севере были источником научных дискуссий в советский период. Необходимость его использования в виде привлечения рабочей силы из других регионов России и из-за рубежа в настоящее время обус-
Механическое движение и сальд
ловлена как сложившимися в доперестроечный период экономическими связями, так и отсутствием квалифицированной рабочей силы, несмотря на фактический избыток трудовых ресурсов. Промышленное производство, строительство и транспорт испытывали постоянный дефицит рабочих кадров, в связи с этим значительная доля трудовых ресурсов привлекалась со стороны (в настоящее время в среднем около 70 тыс. вахтовиков в год). Кроме них на предприятиях автономного округа привлекается более 30 тыс. чел. иностранной рабочей силы. Основные территории использования вахтового метода восточные районы ХМАО-Югры: Нефтеюганский, Нижневартовский и Сургутский.
Ханты-Мансийский автономный округ является привлекательным и для нелегальных мигрантов. Ежегодно (особенно в летний и осенний периоды) наблюдается приток нелегальной рабочей силы из Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана. Нелегальная миграция в округе, по оценкам специалистов, на порядок выше легальной. В результате этого возникают локальные участки с этнически однородным составом мигрантов. Несмотря на относительно небольшую численность, отдельные этнические диаспоры занимают в округе значительный удельный вес в формировании теневых и криминальных структур бизнеса. Через осевших в автономном округе представителей этих народов идет беспрерывный процесс привлечения по цепочке землячеств населения из регионов их выхода, создавая прецедент неучтенного статистикой и органами власти населения. Еще одна группа мигрантов — это вынужденные переселенцы, к которым относится русскоязычное население, прибывшее сюда из Казахстана, республик Центральной Азии и Кавказа [3]. Это, как правило, представители русскоязычного населения Казахстана и республик Центральной Азии. Вынужденные переселенцы вносят определенный вклад в рост численности населения, и особенно рабочей силы, так как их представители трудоспособного возраста имеют высокий квалификационно-образовательный уровень.
Таблица 1
миграции населения Югры, чел.
Показатели 1991-1995 гг. 1996-2000 гг. 2001-2005 гг. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Прибыло 325772 262093 169347 38513 46522 45072 40800
Выбыло 333466 234015 137457 39621 41650 43440 35900
Прирост -7694 28078 31890 -1108 4872 1732 4900
Рассчитано по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре.
В формировании населения Ханты-Мансийского автономного округа ведущее место принадлежит русскому этносу, особенно на первых этапах: освоения лесных ресурсов и транспортного строительства. Свою лепту в формировании населения ХМАО-Югры внесли регионы России и республики СССР. Особенно значителен вклад Украины, Казахстана, Азербайджана и Молдовы. Обращает на себя внимание рост численности в период между переписями населения представителей Азербайджана и народов Северного Кавказа, что было связано с нефтегазовым освоением территории. Распад СССР и экономические реформы в России внесли свой вклад в формирование структуры национального состава Ханты-Мансийского автономного округа, связанное с изменением миграционных потоков (табл. 2).
В результате значительного оттока населения в 1990-1993 гг. в 1990-е гг. обмен населения с Украиной был отрицательным (-5437). Сохранилось положительное сальдо с Азербайджаном (4667 чел.) и Республикой Молдова (2331 чел.). Самый значительный приток мигрантов шел из Казахстана (24 382 чел.),
республик Центральной Азии (21 321 чел.) и с Северного Кавказа (в основном Дагестан и Чеченская республика — 10 217 чел.). Основные мигранты из Казахстана и республик Центральной Азии — это русскоязычное население. Из республик Северного Кавказа и Азербайджана — представители титульных народов. Более высокий уровень рождаемости у азербайджанцев, народов Северного Кавказа и Средней Азии, наряду с миграцией с данных территорий способствовал повышению удельного веса представителей этих народов в автономном округе. За период с 1991 по 2008 гг. сальдо миграции составило: Казахстан — +30,4 тыс. чел.; республики Центральной Азии — +29,1 тыс. чел.; Украина — +12,0; Азербайджан — +8,2 и Молдова — + 4,5 тыс. чел. Таким образом, в этот период основную лепту внесли мигранты из Казахстана и республик Центральной Азии (+59,5 тыс. чел.). В 2006-2008 гг. наиболее сильный приток происходил из республик Центральной Азии (5135 чел.), с Украины (2492 чел.) и из Азербайджана (1175 чел.).
Миграционный процесс дает относительно недорогую рабочую силу без дополнительных затрат на обучение и подготовку. В професси-
Таблица 2
Миграция в ХМАО-Югры из СНГ, 1989-2008 гг.,чел.
Показатели 1989 1990 19911995 Сред. год. 19962000 Сред год. 20012005 Сред. год. 20062008 Сред. год.
Украина
Прибыло 14251 11477 42907 8581 22837 4567 5551 1110 15478 5159
Выбыло 12397 13245 53749 10750 16551 3310 4495 899 12986 4328
Сальдо 1864 -1768 -10842 -2169 6286 2743 1056 211 2492 831
Молдова
Прибыло 1654 1305 6285 1257 3640 728 1175 235 1649 550
Выбыло 1416 1723 5350 1070 1653 331 422 84 877 293
Сальдо 238 -418 935 187 1987 397 753 151 772 257
Азербайджан
Прибыло 1814 1492 5389 1078 3841 768 782 156 3259 1086
Выбыло 1331 1744 3444 689 1075 215 632 126 1534 694
Сальдо 483 -252 1945 389 2766 553 150 30 1175 392
Казахстан
Прибыло 3537 2805 19414 3883 17554 3511 4883 977 1209 403
Выбыло 2227 2277 8884 1777 2467 493 876 175 438 146
Сальдо 1310 528 10530 2216 15087 3018 4007 802 771 257
Республики Центральной Азии
Прибыло 1806 1669 18165 3633 8661 1732 3619 724 5333 1778
Выбыло 1212 1177 4143 827 1878 376 381 76 198 66
Сальдо 594 492 14022 2806 6783 1355 3238 648 5135 1712
Рассчитано по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре.
ональном разрезе приезжие специалисты привлекаются в основном в строительство (60%), энергетику и нефтегазодобычу (30%). Кроме того, там, где в основном требуются работники неквалифицированного тяжелого труда с невысокой оплатой, не устраивающей местных жителей, также задействуется рабочая сила приезжих (в основном из стран СНГ). В отношении привлечения иностранной рабочей силы необходимо обратить не только на количественную, но и на качественную характеристику рабочей силы. В настоящее время в ее составе преобладает низкоквалифицированная рабочая сила из бывших советских среднеазиатских и закавказских республик. В связи с этим для привлечения квалифицированной рабочей силы, так необходимой для развития инновационной экономики, предлагается введение системы подбора рабочей силы и кандидатов на получение вида на жительство.
Динамика численности населения и трудовых ресурсов, их воспроизводство зависят от множества экономических, социальных, политических процессов [2]. С другой стороны, состояние населения и трудовых ресурсов является одним из важных индикаторов социально-экономического развития страны, региона, муниципального образования. На сложившуюся в настоящее время половозрастную структуру населения автономного округа значительное влияние оказали миграционные процессы 1970-х — 1980-х годов и условия естественного воспроизводства населения в 1990-е и 2000-е гг. По сравнению с данными 1989 г., в 2,7 раза увеличилась нагрузка на трудоспособное население лиц пенсионного возраста, но в целом в связи с уменьшением численности детей до 16 лет она остается ниже показателей последней всесоюзной переписи населения (табл. 3).
Трудовые ресурсы составляют 73,4% от численности населения, из них 81,5% занято в хозяйственном комплексе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. За последние двадцать лет структура занятости населения округа претерпела значительные изменения (табл. 4).
В сфере материального производства они были связаны с абсолютным и относительным ростом работающих в промышленности, численность которых почти удвоилась по сравнению с 1988 г., а удельный вес вырос с 17 до 28%. Это было обусловлено увеличением трудоемкости отрасли и незначительной диверсификацией промышленного производства. Обратная
Таблица 3
Половозрастная структура населения ХМАО-Югры
Показатель 1979 г. 1989 г. 1993 г. 2004 г. 2009 г.
Нагрузка на 1000 чел. трудоспособного населения, всего 481 581 570 400 430
в том числе: — детей до 16 лет 431 525 492 302 281
— лиц старше трудоспособного возраста 50 56 78 98 149
Рассчитано по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре.
Таблица 4
Динамика численности занятых по отраслям экономики округа, тыс. чел.
Показатель 1988 г. 2001 г. 2003 г. 2006 г. 2009 г.
Среднегодовая численность населения, тыс. чел. 1229,1 1412,9 1447,1 1483,3 1529,3
Среднегодовая численность занятых в экономике, чел. 739,8 868,7 879,8 879,4 918,7
Удельный вес в населении, % 60,2 61,5 60,8 59,3 60,1
Базовый сектор 136,7 237,0 259,2 257,7 263,6*
Инфраструктурный сектор 378,5 251,8 242,8 241,0 249,5*
Сектор услуг 224,6 379,9 377,8 380,7 405,6*
Рассчитано по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре. * Оценка.
картина наблюдалась в строительстве, где резкое снижение объемов работ обусловило почти двукратное снижение занятых. Процесс изменения структуры занятости, связанный с увеличением работающих в инфраструктурном секторе и сфере услуг, продолжается и в последние годы.
Новые рабочие места создавались за счет частных инвестиций в нефтяной сектор и средств регионального бюджета в развитие социальной сферы и управления. Количество занятых в экономике и их удельный вес в общей численности населения значительно дифференцированы по отдельным муниципальным образованием
автономного округа. Это обусловлено особенностями половозрастной структуры населения, емкостью рынка труда, различиями в методах привлечения и использования рабочей силы и др. Высокий удельный вес занятых в экономике характерен для нефтегазодобывающих муниципальных образований (МО), где широко используются межрегиональный вахтовый метод и иностранная рабочая сила, не учитывающиеся в составе жителей этих территорий. В этих МО доля занятого населения в его общей численности составляла в среднем за семилетний период 2002-2008 гг. в г. Когалым 90,6% (в отдельные годы она была выше численности населения), в Нижневартовском и Сургутском районах — соответственно 67,5% и 64,2%. Самый низкий удельный вес занятых в экономике был характерен для депрессивных территорий: Кондинский район — 31,0%, Белоярский — 34,6% Октябрьский район — 34,8%, в городах Нефтеюганске — 34,3% и Пыть-Яхе — 34,1%. В целом по автономному округу данный показатель составил 48,5%.
Численность экономически активного населения в 2009 г. составила 918,7 (в 2008 г. — 905,8 тыс. чел.), или 60,1% от среднегодовой численности населения автономного округа, 91,8% экономически активного населения были заняты в народном хозяйстве [1, с. 104]. Преобладающая часть занятого населения сосредоточена на крупных и средних предприятиях и организациях.
Трудовые ресурсы региона отличаются высоким образовательным уровнем, почти половина населения округа (54%) в возрасте 16 лет и старше имеет среднее специальное, неполное высшее и высшее образование. В автономном округе создана собственная база подготовки кадров высокой квалификации с высшим и средним профессиональным образованием. Об этом говорят следующие показатели: выпуск специалистов высшей школы уже составляет 75%, а учреждений среднего специального образования — 70% от среднероссийского уровня. Высокий уровень жизни в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре позволяет привлекать высококвалифицированные кадры со стороны.
Система государственных профессиональных образовательных учреждений автономного округа представлена высшими, средними специальными заведениями и профессиональными училищами. При этом в расчете на 10 тыс. населения приходится: на высшие учебные за-
ведения — 339 чел.; на средние специальные — 145; на начальное образование — всего 85 чел. Спрос же на рынке труда имеет обратную пропорцию: в первую очередь нужны квалифицированные рабочие. Рынок требует расширения рабочих мест начального профессионального образования. В связи с этим работодателям приходится осуществлять подготовку кадров за собственный счет, создавать центры подготовки или привлекать рабочую силу со стороны.
В перспективе необходимо обеспечить вертикаль и качество подготовки специалистов: средняя школа — профессионально-техническое образование — среднее специальное образование — высшее образование на основе социального партнерства образовательных учреждений и субъектов хозяйственной деятельности на территории.
В результате двух взаимодополняющих факторов идет процесс сокращения численности трудоспособного населения ХМАО-Югры: с одной стороны, из-за снижения рождаемости сужается база собственного воспроизводства трудовых ресурсов региона и сокращается его обновление за счет молодежи; с другой — многочисленные поколения мигрантов ранних периодов заселения и освоения региона стареют и выбывают за пределы трудоспособного возраста. Итогом этого станет неизбежное постарение населения после 2010 г., когда самой быстро растущей по численности группой населения станут люди старше трудоспособного возраста. Более высокий, чем в среднем по России, уровень рождаемости сохранится за счет относительно молодой возрастной структуры населения.
Фактором, тормозящим процесс старения населения округа, выступает миграция. В результате ее идет процесс увеличения молодых возрастов, особенно за счет когорты 20-24 летних, на долю которой устойчиво из года в год приходилось 22-28% мигрантов. И даже в те годы (1991, 1992 и 1999, 2005-2006), когда сальдо миграции в целом по округу и по другим возрастным группам населения было отрицательным, число прибывших представителей этой группы превышало число выбывших за пределы округа. Однако даже максимальная абсолютная величина положительного сальдо в последние годы не превышала 3%-ной доли в общей численности населения возрастной когорты 20-24 лет.
В целом знак сальдо миграции [(+) или (-)] будет зависеть не только от высокого уровня
жизни, характерного для автономного округа, но и от возможности его экономики. Влияние миграции на воспроизводство населения и трудовых ресурсов в перспективе будет незначительным.
К концу прогнозного периода, по расчетным данным, в половозрастной структуре населения округа предполагаются следующие изменения:
— после 2015 г. будет наблюдаться незначительное снижение общей численности населения, в основном за счет мужчин, при абсолютном увеличении численности женщин за счет значительного роста старших возрастов, что приведет к увеличению доли женского населения с 50,4 до 52%;
— сократится абсолютная численность (на 13,4 тыс. чел.) и доля детей и подростков (с 21,6 до 19,1%), что приведет к снижению численности вступающих в трудоспособный возраст;
— снизится численность и удельный вес трудоспособного населения (с 71,7 до 60%) при значительном увеличении (в 2,8 раза) удельного веса лиц старше трудоспособного возраста.
Структура населения приобретет черты, характерные для освоенной территории. Относительная молодость человеческих ресурсов автономного округа, которая сама по себе не является безусловным конкурентным преимуществом, в сочетании с квалификацией, основанной на полученных знаниях, позволит в полной мере реализовать его трудовой потенциал. Значительный удельный вес населения в трудоспособном возрасте сохранится в ближайшей перспективе, что будет способствовать стабильности рабочей силы. Баланс между количеством лиц пополняющих рынок труда и численностью лиц пенсионного возраста поддерживается тем, что часть пенсионеров (30%) продолжает трудиться.
В перспективный период в связи со снижением численности трудоспособного населения сократится число занятых в экономике. В структуре занятости населения автономного округа ведущее место займет сектор услуг (табл. 5).
Ввиду структурных изменений в экономике ХМАО-Югры во всех секторах значительно возрастут требования к квалификации работников, новым знаниям и умениям. Основные новые рабочие места будут формироваться в секторе услуг. В топливно-энергетическом комплексе, за счет роста производительности труда, существенно сократится потребность в занятых и бу-
Таблица 5
Прогнозная оценка численности занятых по отраслям экономики ХМАО-Югры
Показатели 2015 г. 2020 г.
Тыс. чел. % Тыс. чел. %
Население трудоспособного возраста 1002,0 931,0
Среднегодовая численность занятых в 842,0 100,0 763,0 100,0
экономике
в т. ч. жители ХМАО-Югры 752,0 684,0
Базовый сектор 202 24,0 175 22,9
Инфраструктурный сектор 232 27,5 193 25,3
Сектор услуг 408 48,5 395 51,8
дут происходить значительные высвобождения работников.
В перспективе, как и в настоящее время, главной проблемой останется качество трудовых ресурсов. На рынке труда идет постоянный повышенный спрос на квалифицированные рабочие кадры. Это касается всего спектра занятого населения: рабочих, инженерно-технического персонала, служащих. Все это требует выработки определенной кадровой политики на региональном и местном уровне.
Новая экономика, основанная на знаниях, потребует вовлечения каждого жителя округа в процесс обучения и переобучения и участия в нем на протяжении всей жизни. Иначе он просто окажется за чертой рынка труда.
Список источников
1. Итоги социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры за 2009 год. / Правительство Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Ханты-Мансийск, 2009. 135 с.
2. Пространственная организация социально-трудовых систем. Генезис и проблемы развития / Отв. ред. О.
A. Козлова; авт. кол.: Козлова О. А., Шаймарданов Н. З., Шеломенцев А. Г., Бедрина Е. Б., Мыслякова Ю. Г., Лопаева
B. А., Юровских Е. В., Воронина Л. Н., Шахова О. А., Макарова М. Н., Петухова Л. В. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010. 196 с.
3. Шанхайская организация сотрудничества: экономическая интеграция и национальные интересы / Под общ. ред. акад. РАН А. И. Татаркина, акад. РАН В. А. Черешнева, д. э. н. проф. А. Ф. Расулева. Екатеринбург: УрО РАН, 2010. 774 с.
УДК 314.122 (1)
ключевые слова: северный регион, воспроизводство населения, трудовые ресурсы, занятость населения, миграция