Научная статья на тему 'Иммиграция и адаптация корейцев в республике Бурятия: историко-правовые аспекты'

Иммиграция и адаптация корейцев в республике Бурятия: историко-правовые аспекты Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
248
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕЙЦЫ / KOREANS / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / БУРЯТИЯ / BURYATIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чжон Бон Су, Цинадзе Анжелика Гонериевна

Данная работа посвящена проблемам иммиграции и адаптации корейцев в Бурятии. Автор рассматривает процессы формирования корейской диаспоры в историческом контексте, дает характеристику государственной политики России в отношении корейских иммигрантов за все время существования данной диаспоры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Korean Immigration and adaptation in Buryatia: historical and Law aspects

This work is devoted of immigration and adaptation Koreans in Buryatia. The author considers the processes of formation of the Korean diaspora in the historical context, describing the state Russian state policy in respect of Korean immigrants throughout its existence.

Текст научной работы на тему «Иммиграция и адаптация корейцев в республике Бурятия: историко-правовые аспекты»

УДК 314.72 (=531) (571.54) © Чжон Бон Су, А.Г. Цинадзе

Иммиграция и адаптация корейцев в Республике Бурятия: историко-правовые аспекты

Данная работа посвящена проблемам иммиграции и адаптации корейцев в Бурятии. Автор рассматривает процессы формирования корейской диаспоры в историческом контексте, дает характеристику государственной политики России в отношении корейских иммигрантов за все время существования данной диаспоры.

Ключевые слова: корейцы, миграция, адаптация, Бурятия.

© Jon bon Su, A.G. Tsinadze

Korean Immigration and adaptation in Buryatia: historical and Law aspects

This work is devoted of immigration and adaptation Koreans in Buryatia. The author considers the processes of formation of the Korean diaspora in the historical context, describing the state Russian state policy in respect of Korean immigrants throughout its existence.

Keywords: Koreans, migration, adaptation, Buryatia.

Политико-правовые условия, социокультурные и экономические проблемы, с которыми сталкиваются этнические группы в том или ином государстве, определяются направленностью политики этого государства в целом и правового регулирования в частности. Так, уже около полутора веков в России постоянно проживают корейцы. Для того чтобы понять, как на протяжении этого времени складывалась их судьба, с какими проблемами они вынуждены были столкнуться и сталкиваются по сей день, необходимо обратиться к истории того, как в то или иное время регулировался «корейский вопрос» российским государством.

Русские и корейцы оказались соседями еще в середине 17-го столетия, когда Россия начала утверждаться на берегах Тихого океана. Но лишь после заключения русско-китайского договора 1860 г., по которому Приморье вошло в состав России и была установлена русско-корейская граница по реке Туманган, соседство двух народов стало непосредственным. Вслед за этим началась и корейская эмиграция в «русские пределы» [1]. Политика по отношению к переселенцам была весьма непоследовательной. Очень многое зависело от личных взглядов генерал-губернатора. Противником корейцев был Н.А. Корф, бывший генерал-губернатор Приморья 1880-х гг. С другой стороны, генерал-губернаторы С.М. Духов-ский (1893-1898) и Н.И. Гродеков (1898-1902) поощряли корейскую иммиграцию и бесплатно давали корейским крестьянам большие земельные наделы. Сменивший их в 1905 г. П.Ф. Унтербергер был противником корейцев и вернулся к дискриминационной политике Корфа. Пытались пре-

пятствовать переселению в Россию и корейские власти, которые были недовольны тем, что за кордон уходили потенциальные налогоплательщики. Время от времени российские и корейские чиновники даже пытались совместно бороться с корейской иммиграцией в Россию [2] .

Однако в скором времени советское правительство, нуждаясь в иностранных рабочих на территории Дальневосточной республики (с 1922 г. Дальневосточный край) и Бурят-Монгольской республики, пошло на то, чтобы облегчить процедуру получения российского гражданства. Российским гражданином мог стать теперь любой иностранец, проживающий в РСФСР. Для этого стоило только подать заявление в местный Совет. Ликвидировав в 1922 г. искусственно созданную Дальневосточную республику и объявив всех ее жителей советскими гражданами, правительство получило огромное число иммигрантов, въехавших в Дальневосточный и Сибирский края и в Бурят-Монгольскую республику или еще до 1917 г., или уже позднее [1].

Тем не менее положение корейцев не идеально даже в эти благополучные годы. Несмотря на всю интернационалистическую риторику, центральные власти продолжали относиться к ним с подозрением, причем особое беспокойство вызывала продолжавшаяся и в двадцатые годы иммиграция корейцев. Еще в 1925 г. Наркоминдел (так тогда назывался МИД) распорядился «принять все доступные меры для прекращения притока корейцев и китайцев на советскую территорию». Около 1930 г. была реализована давняя мечта приморской администрации - границу с Кореей и Китаем полностью закрыть. С начала тридцатых годов незаконное движение через границу и, следовательно, нелегальная иммиграция стали невозможны. Именно тогда, по сути, и закончилось начавшееся 70-ью годами ранее переселение корейцев в Россию. С этого времени корейская община извне уже не пополнялась, а ее связи с Кореей оборвались [3]. Решение о выселении всех корейцев из приграничных районов и об их отправке в Среднюю Азию было принято ЦК ВКП (б) и Совнаркомом 21 августа 1937 г. (директива №1428-326бсс). Впервые в советской истории принадлежность к определенной этнической группе сама по себе стала достаточным основанием для наказания. Приказом наркома внутренних дел СССР Л.П. Берии от 2 июля 1945 г. был подтвержден статус корейцев как спецпоселенцев. 3 марта 1947 г. министр внутренних дел СССР своей директивой № 36 предписал выдавать паспорта корейцам только для проживания в республиках Средней Азии. Запрещалось проживание корейцев в Бурятии, Приморском и Хабаровском краях, а также в Читинской области. Эти ограничения существовали до 1954 г. В Бурятии корейцы стали прочно обосновываться со второй половины 1950-х гг. Хотя их число было незначительным, все они переехали в Бурятию в связи с трудоустройством. Например, Георгий Семенович Ким (корейское имя Ким Гым Сек) переселился в 1956 г., Пак Александр Сергеевич - в 1959 г.; и т.д.

После смерти И.В. Сталина дискриминация корейцев стала слабее, а во многих областях вообще отсутствовала. Уже в семидесятые годы корейцы занимали должности республиканских министров и союзных заместителей министров. Также не существовало серьезной дискриминации в науке, торговле, промышленности, за исключением, возможно, военно-промышленного комплекса. Положение в корейской общине решительно изменилось с началом перестройки. Около 1988 г. начался короткий период «корейского национального возрождения», когда во всех республиках СССР стали возникать корейские национальные ассоциации и группы [4]. Однако весна перестройки длилась недолго, она стала прологом куда более грозных событий - распаду СССР. После событий в Беловежской Пуще «советские корейцы» неожиданно стали «корейцами СНГ», гражданами многочисленных государств, возникших на руинах Советского Союза.

1 апреля 1993 г. Верховный Совет Российской Федерации принял Закон о реабилитации российских граждан корейской национальности. Тем самым спустя многие годы сняты обвинения с многочисленных групп корейского населения, проживавшего на Дальнем Востоке и в Сибири, а также переселенных во второй половине 1930-х гг. в Казахстан и республики Средней Азии. После этого корейцы стали активно возвращаться на свои «российские родины», для кого-то из них таковой является Республика Бурятия.

Согласно переписи населения, число корейцев, проживающих в Бурятии, в 1989 г. составило 339 [5], в 2002 г. их число выросло до 596 человек [6]. Согласно последней переписи населения, проведенной в 2010 г., число корейцев в Республике Бурятия составило 486 [7].

Указом Президента Республики Бурятия от 9 февраля 1998 г. «Об образовании Совета Национальностей при Президенте Республики Бурятия» был учрежден соответствующий орган. Совет Национальностей при Президенте Республики Бурятия - общественный республиканский орган, призванный способствовать осуществлению государственной национальной политики, обеспечению конструктивного диалога и сотрудничества между этническими общностями и их общественными формированиями, государственными органами в достижении национального согласия.

Членом указанного Совета является Геннадий Сергеевич Лигай -председатель правления региональной общественной организации «Национально-культурная ассоциация корейцев Республики Бурятия».

Задачами Совета Национальностей являются:

- участие в выработке и осуществлении государственной национальной политики в Республике Бурятия;

- содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в укреплении согласия и развитии межнациональных отношений в Республике Бурятия;

- рассмотрение вопросов, связанных с защитой прав и свобод человека и гражданина, а также коллективных прав и свобод национальностей;

- участие в разработке программ сохранения и развития национальных культур;

- изучение и анализ состояния межнациональных отношений в республике;

- информирование Президента Республики Бурятия об этнополитиче-ской ситуации и межнациональных отношениях в республике;

- разработка предложений по вопросам государственной национальной политики и межнациональных отношений в республике;

- участие в обсуждении проектов законов, указов, постановлений и других нормативных актов, касающихся прав и интересов этнических общностей, внесение предложений об изменении действующего законодательства, затрагивающего права и интересы этнических общностей;

- содействие деятельности общественных объединений, направленной на укрепление национального согласия, развитие межнациональных отношений;

- осуществление мероприятий, направленных на предупреждение, предотвращение и разрешение межэтнических конфликтных ситуаций;

- изучение общественного мнения, работа с предложениями участников Программы Республики Бурятия по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2011-2012 гг. по совершенствованию ее реализации.

Для осуществления указанных задач Совет Национальностей наделен правом свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления в Республике Бурятия по вопросам, затрагивающим интересы различных этнических групп; представлять и защищать права, законные интересы народов, их общественных и национально-культурных объединений, а также отдельных граждан как представителей той или иной народности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в других общественных объединениях; выступать с инициативами по различным вопросам национальных отношений и другим вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; участвовать в разработке и осуществлении государственных программ сохранения и развития национальных культур.

В сегодняшней ситуации представляется весьма полезным использовать советский опыт регулирования адаптационных процессов между иностранными мигрантами и принимающей стороной. В частности, практический интерес представляет опыт массового обучения иммигрантов русскому языку, что сегодня могло бы способствовать снятию межнацио-

нального напряжения, а также интеграции иностранных мигрантов в российское общество.

Помимо этого следует обратиться к тому, какие правовые меры для адаптации корейцев на своей территории принимают другие государства АТР. Так исторически сложилось, что многие корейцы проживают и на территории Японии. В 1910 г. Япония аннексировала Корею. Договор от 22 августа 1910 г. не предусматривал каких-либо положений о гражданстве, однако все корейцы рассматривались правительством Японии как японские подданные независимо от места их проживания. Следует отметить, что после присоединения соответствующих территорий к Японии была введена раздельная система регистрации подданных. Наряду с так называемым отечественным семейным реестром были учреждены корейский и тайваньский семейные реестры. Включение в определенный реестр было связано не столько с этническим происхождением, сколько с определенным статусом - представителя основного населения, корейца, жителя Тайваня. В начале XX в. корейское население стало мигрировать на японские острова с целью получения образования и трудоустройства. Многие корейцы, прожившие какое -то время в Японии, возвращались на родину, но количество корейцев, оставшихся в Стране восходящего солнца, было достаточно велико. 15 августа 1945 г. Япония заявила о прекращении войны с объединенными нациями, приняв условия Потсдамской декларации. До вступления в действие мирного договора суверенитет страны был существенно ограничен и органы государственной власти не могли принимать решения без согласия штаба оккупационных войск. В феврале 1946 г. штаб направил правительству Японии меморандум, предписывающий осуществить регистрацию корейцев и тайваньцев и выявить тех, кто хочет вернуться на родину. В течение того же года программа репатриации была подготовлена и реализована на средства штаба. К 1947 г. на территории страны осталось приблизительно 570 тыс. корейцев.

Уже в этот период органы государственной власти Японии начинают рассматривать лиц, внесенных в корейский и в тайваньский семейные реестры как иностранцы. В соответствии с законом 1952 г. «О приказах Министерства иностранных дел, издаваемых во исполнение Указа императора в связи с присоединением к Потсдамской декларации» лицам, утратившим гражданство в связи со вступлением в действие Сан-Францисского мирного договора, гарантировалась возможность проживания в Японии. Им не требовалось получать формальный статус жителя в соответствии с Законом об иммиграционном контроле. Таким образом, они приобрели легальный статус, дающий право на трудоустройство в Японии. В 1965 г. Япония и Южная Корея подписали Соглашение о правовом статусе и обращении с гражданами Республики Корея, проживающими в Японии, которое предусматривало возможность предоставления статуса постоянного жителя [8].

После Второй мировой войны Япония стала более открытой страной в отношении приема иностранцев, присоединилась к международно-правовым конвенциям по правам человека, однако в отличие от многих других государств западной демократии она по-прежнему привержена этнокультурной концепции формирования государственности и изоляционистской модели интеграции иностранцев, согласно которой граждане других государств, проживающие в стране, не рассматриваются в качестве полноправных членов японского общества.

В современных условиях повышенного внимания международных общественных организаций к соблюдениям прав человека и прав отдельных групп лиц от органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ требуется не только соблюдение и защита прав представителей отдельной социальной группы, но и закрепление за ними дополнительных прав. На примере решения этого вопроса в Республике Бурятия можно увидеть, что такие права не просто декларированы, а являются непосредственно действующими, о чем свидетельствует предусмотренный порядок для их реализации и защиты.

Литература

1. Ланьков А. Корейцы СНГ: страницы истории. [Электронный ресурс] URL: http://www.korean.ru/node/46. Дата обращения: 5.04.2012.

2. Мясников В. Корейцы в России. [Электронный ресурс] URL: http://uznet.biz/koresaram/soryon/KOREITSI-V-ROSSII. Дата обращения: 5.04.2012.

3. Семенова Е.В. Миграционная политика России на Дальнем Востоке в дореволюционный и советский периоды: историко-правовой аспект. СПС КонсультантПлюс.

4. Лебедев А. Русские корейцы. [Электронный ресурс] URL: http://www.stoletie.ru/geopolitika/russkije_korejcy_2011-07-06.htm Дата обращения: 5.04.2012.

5. Национальный состав населения Республики Бурятия, Всероссийская перепись населения 1989 г.

6. Национальный состав населения Республики Бурятия, Всероссийская перепись населения 2002 г.

7. Национальный состав населения Республики Бурятия, Всероссийская перепись населения 2010 г.

8. Васильева Т.А. Правовое положение иностранцев в Японии. СПС КонсультантПлюс.

Чжонг Бон Су - докторант кафедры культурной антропологии Чонбукского

государственного университета (г. Сеул, Республика Корея), доцент кафедры

филологии стран Дальнего Востока.

Ценадзе Анжелика Гонериевна - адвокат Второй коллегии адвокатов Республики Бурятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.