Научная статья на тему 'ИММИГРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ МЕРА БОРЬБЫ С НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИЕЙ'

ИММИГРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ МЕРА БОРЬБЫ С НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ГРАЖДАНСТВО / МИГРАНТ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бельчик Анастасия Максимовна, Павлов Николай Владимирович

В настоящей работе авторами рассмотрены основные элементы иммиграционного контроля как административно-правовой меры борьбы с незаконной миграции. Уделено внимание трактовке термина «миграция населения». Отмечена необходимость борьбы с незаконной миграцией. Сделаны выводы об увеличении увеличение притока граждан из других государств, количества преступлений, совершенных лицами без гражданства или иностранными гражданами. Обозначены основные проблемы миграционного законодательства, предложены пути их устранения. Заявлено о необходимость разработки и принятия нормативного правового акта, касающегося вопросов государственного контроля в сфере миграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бельчик Анастасия Максимовна, Павлов Николай Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMMIGRATION CONTROL IS AN ADMINISTRATIVE AND LEGAL MEASURE OF ILLEGAL MIGRATION

In this paper, the authors consider the main points of immigration control as an administrative and legal measure to combat illegal migration. Attention is paid to the interpretation of the term «population migration». The need to combat illegal migration was noted. Conclusions are drawn about an increase in the influx of citizens from other states, the number of crimes committed by stateless persons or foreign citizens. The main problems of migration legislation are identified, ways to eliminate them are proposed. The need to develop and adopt a regulatory legal act concerning issues of state control in the field of migration was noted.

Текст научной работы на тему «ИММИГРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ МЕРА БОРЬБЫ С НЕЗАКОННОЙ МИГРАЦИЕЙ»

УДК 325.14

DOI 10.23672/SAE.2023.56.36.002

Бельчик Анастасия Максимовна

студентка,

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина [email protected]

Павлов Николай Владимирович

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина [email protected]

Anastasia M. Belchik

Student,

Kuban State Agrarian

University named after I.T. Trubilin

[email protected]

Nikolay V. Pavlov

Candidate of Law Sciences,

Associate of Professor of Administrative

and Financial Law,

Kuban State Agrarian

University named after I.T. Trubilin

[email protected]

Иммиграционный контроль

административно-правовая мера борьбы с незаконной миграцией

Immigration control

is an administrative and legal measure of illegal migration

Аннотация. В настоящей работе авторами рассмотрены основные элементы иммиграционного контроля как административно-правовой меры борьбы с незаконной миграции. Уделено внимание трактовке термина «миграция населения». Отмечена необходимость борьбы с незаконной миграцией. Сделаны выводы об увеличении увеличение притока граждан из других государств, количества преступлений, совершенных лицами без гражданства или иностранными гражданами. Обозначены основные проблемы миграционного законодательства, предложены пути их устранения. Заявлено о необходимость разработки и принятия нормативного правового акта, касающегося вопросов государственного контроля в сфере миграции.

Ключевые слова: миграция, государственный контроль, иностранный гражданин, гражданство, мигрант, миграционная политика, законодательство, органы государственной власти.

Annotation. In this paper, the authors consider the main points of immigration control as an administrative and legal measure to combat illegal migration. Attention is paid to the interpretation of the term «population migration». The need to combat illegal migration was noted. Conclusions are drawn about an increase in the influx of citizens from other states, the number of crimes committed by stateless persons or foreign citizens. The main problems of migration legislation are identified, ways to eliminate them are proposed. The need to develop and adopt a regulatory legal act concerning issues of state control in the field of migration was noted.

Keywords: migration, state control, foreign citizen, citizenship, migrant, migration policy, legislation, public authorities.

Незаконная миграция представляет собой национальную угрозу государства, которая подрывает различные сферы жизни общества в большей мере такие как: политическая, экономическая и социальная сферы. Чаще всего, незаконная миграция приводит к плачевным ситуациям в государстве - к терроризму, экстремизму. Статистика показывает, что за последний год на территории страны увеличился приток граждан из других государств, возросло количество преступлений, совершенных лицами без гражданства или иностранными гражданами [1].

Большая часть мигрантов сознательно нарушает законодательство нашей страны, не желая обращаться в государственные органы для приобретения соответствующего правового статуса;

часть из них, прямо или косвенно, связана с организованной преступностью. Проблемные аспекты безопасности Российской Федерации на протяжении последнего времени стали предметом многочисленных научных исследований ученых-адми-нистративистов.

В работах ученых-юристов существует различные подходы к определению понятия «миграция населения». На законодательном уровне отсутствует закрепление трактовки данного термина, в силу чего, существует проблема, связанная с неопределенностью юридического содержания понятия «миграция населения».

Миграция населения включает в себя приобретение, изменение, реализацию и прекращение

административно-правового статуса мигранта в рамках миграционно-правового отношения как вида административно-правового отношения. С другой стороны, миграция населения характеризуется как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. В свою очередь, мигрант - это лицо, совершающее перемещение на новое место проживания (в рамках временного или постоянного прибывания). В случае пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории чужого государства, уполномоченным лицам следует совершить одно из следующих действий:

- поставить на учет иностранного гражданина или лицо без гражданства по месту временного пребывания;

- зарегистрировать иностранного гражданина или лицо без гражданства по месту временного проживания;

- зарегистрировать иностранного гражданина или лицо без гражданства по месту жительства иностранного гражданина или лицо без гражданства.

Отмеченные выше полномочия компетентных органов в сфере миграционных отношений, составляют природу государственного миграционного учета. Исключение представляют те территории и объекты при нахождении, на которых возникают особенности регламентации посещения для иностранных граждан и лиц без гражданства. Особенностью является то, что учет при возникновении данных обстоятельств не носит разрешительный характер и не ограничивает свободу передвижения отмеченного круга лиц. Однако на практике существуют случаи умышленного уклонения иностранных граждан и лиц без гражданства от информирования уполномоченных органов о прибытии на территорию иностранного государства. Названные действия приводят к возникновению на территории страны незаконной миграции, что тем самым связано с наличием нарушения миграционного законодательства государства.

В целях борьбы с незаконной миграцией, компетентные органы реализуют контрольные мероприятия в сфере миграционной политики - иммиграционный контроль. Отметим, что иммиграционный контроль вновь входит в компетенцию Министерства внутренних дел Российской Федерации с 2016 года [2].

Таким образом, иммиграционный контроль представляет собой разновидность государственного контроля, целью которого является регулирование миграционных процессов, а также - пресечение контрольными органами незаконной миграции. Федеральный государственный контроль в сфере миграции относится к особым видам контроля. Данный факт обусловлен тем, что порядок организации и проведения данного вида контрольной деятельности регулируется специальными нормативными правовыми актами. Стоит обратить внимание и на то, что федеральный государственный контроль в сфере миграции

касается лишь вопросов трудовой миграции [3]. Безусловно, наблюдению должны подлежать все существующие виды миграционных потоков, к числу которых относятся: внутренняя и внешняя миграция, в целом, а также - образовательная и вынужденная миграция. Данный факт приводит к неэффективной реализации целей государственного контроля в сфере миграционных отношений, наряду с борьбой с незаконной миграцией в Российской Федерации.

Хотелось бы коснуться проблемы правового регулирования иммиграционного контроля. Вопросы незаконной миграции и статуса мигранта регулируются нормами федерального законодательства. Однако стоит отметить несовершенство правоприменительной практики, а также, большое количество правовых пробелов и коллизий законодательства в сфере миграции.

Миграционное законодательство нуждается в обновлении, поскольку законы, регламентирующие миграцию, были приняты в нашей стране в начале 2000-х годов. Заслуживает внимания и то обстоятельство, что вопрос о разработке Федерального закона «Об иммиграционном контроле» был поставлен еще в 2014 году. Однако вопрос о его создании не нашел своего развития.

Проведя анализ такой административно-правовой меры борьбы с незаконной миграцией, как иммиграционный контроль, мы считаем, что возникла потребность в разработке и принятие нормативного правового акта по вопросам миграции, который будет касаться вопросов организации и осуществления иммиграционного контроля. Также, стоит сказать о том, что мнение о кодификации российского миграционного законодательства поддерживается в работах многих авторов [4]. Считаем, что миграционная сфера нуждается в правовом упорядочении и в охране со стороны государства, в разработке более совершенных и эффективных административно-правовых мер, предназначенных для предотвращения развития незаконной миграции. Однако при реформировании, безусловно, необходимо учитывать актуальность необходимости проводимых изменений при сочетании интересов мигрантов и общества, различных социальных групп и личности, последовательного осуществления принципов социальной справедливости, обеспечения личной, общественной, миграционной и национальной безопасности Российской Федерации.

Обратим внимание на то, что в настоящее время проходит рассмотрение проекта Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства». Проект закона предполагает формирование контрольного списка иностранных граждан, в который лицо попадает в случае неоднократного нарушения правил пребывания в Российской Федерации. Поддерживаем точку зрения о необходимости принятия данного федерального закона, поскольку считаем, что данный нормативный правой акт разрешит имеющиеся правовые проблемы института контроля в области миграции, а также, будет способствовать более

эффективному регулированию миграционных потоков, что приведет:

- к повышению уровня миграционной безопасности в государстве;

Литература:

1. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-февраль 2023 года // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. ЫЯЬ : Ь|Мр8://мвд.рф

2. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 // Собрание законодательства РФ. 26.12.2016. № 52. Ч. V. Ст. 7614.

3. Жеребцов А.Н. Проект Федерального закона «Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства» и вопросы совершенствования административного надзора в сфере миграции / А.Н. Жеребцов, В.В. Куреев // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2022. С. 34-39.

4. Жеребцов А.Н. Целевая концепция государственной миграционной политики РФ и административно-правовой механизм / А.Н. Жеребцов, А.Е. Горбань. М. : Проспект, 2022. 232 с.

- к сокращению преступности;

- к систематизации контрольной деятельности;

- к закреплению и расширению комплекса мер по противодействию незаконной миграции.

Literature:

1. Summary of the main indicators of the migration situation in the Russian Federation for January - February 2023 // Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. URL : httpsiZ/мвд.рф

2. On approval of the Regulations on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Model Regulations on the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the subject of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of December 21, 2016 № 699 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 26.12. 2016. № 52. Part V. Art. 7614.

3. Zherebtsov A.N. Draft Federal Law «On conditions of entry (exit) and stay (residence) in the Russian Federation of foreign citizens and stateless persons» and issues of improving administrative supervision in the field of migration / A.N. Zherebtsov, V.V. Kureev // Legal Bulletin of the Kuban State University. 2022. P. 34-39.

4. Zherebtsov A.N. The target concept of the state migration policy of the Russian Federation and the administrative and legal mechanism / A.N. Zherebtsov, A.E. Gorban. M. : Prospect, 2022. 232 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.