Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Никифорова А.А., Воронова Н.И. — Иммерсивные практики в современном культурном пространстве (мировой и отечественный опыт) // Философия и культура. - 2023. - № 5. DOI: 10.7256/2454-0757.2023.5.40731 EDN: ZCRKPU URL: https//nbpublish.com1lbrary_read_article.ptp?id=40731
Иммерсивные практики в современном культурном пространстве (мировой и отечественный опыт)
Никифорова Анастасия Александровна
ORCID: 0000-0002-8410-9446 кандидат философских наук
Доцент кафедры эстетики и этики Института философии человека, Российский государственный
педагогический университет им. АИ. Герцена
19118, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Наб.р. Мойки, 48 И [email protected]
Воронова Наталья Игоревна
ORCID: 0000-0003-0728-757X кандидат философских наук
Доцент кафедры философии, истории, политологии и права, Государственный социально-гуманитарный
университет
140411, Россия, Московская область, г. Коломна, ул. Зеленая, 30
Статья из рубрики 'Традиции и инновации"
DOI:
10.7256/2454-0757.2023.5.40731
EDN:
ZCRKPU
Дата направления статьи в редакцию:
11-05-2023
Дата публикации:
18-05-2023
Аннотация: Предметом настоящего исследования стали иммерсивные художественные среды, существующие в современном культурном пространстве. Иммерсивные технологии сегодня используются в образовательных процессах, исторической реконструкции, различных формах социализации, в визуальных искусствах; иммерсия реализуется как особый научный подход в антропологических, этнографических,
искусствоведческих исследованиях. Интерактивность и иммерсивность здесь рассматриваются как сложные прогнозируемые процессы, чьи алгоритмы заложены в саму основу художественного произведения или культурной среды. Они позволяют интенсифицировать весь спектр чувственно-эмоционального восприятия, создавая не только новый тип художественного произведения, но и новый тип реципиента, погруженного в процесс развертывания художественного сюжета. В исследовании предложена классификация функций иммерсивного искусства. На примере российских и зарубежных художественных проектов проанализированы и выявлены существенные признаки и особенности иммерсивного искусства. На примере культурного поля северо-запада России рассматриваются иммерсивные проекты, реализованные в последние годы, а также проводится сравнительный анализ зарубежных и отечественных эвентов. Исследование пришло к выводу, что иммерсивные среды обладают как позитивным, так и негативным потенциалом: комплексное воздействие на чувства человека с использованием особых технологических приемов, влияющих на восприятие, может приводить как к эффекту полного погружения и катарсису, так и к разрушительной гиперстимуляции психики. А сами художественные иммерсии в большей степени являются формой медиакоммуникации, нежели законченными произведениями.
Ключевые слова:
иммерсивность, интерактивность, виртуальная реальность, медиакоммуникация,
современное искусство, иммерсивный театр, иммерсивные выставки, историческая реконструкция, иммерсивное искусство, современная культура
Иммерсивность, интерактивность и медиакоммуникация
Возможности медиакоммуникации увеличиваются с каждым годом: иммерсивность и интерактивность прочно входят в нашу жизнь на сенсорном уровне и на уровне социальных связей. Это касается и художественного творчества, в ходе которого рождаются новые формы коммуникации автора произведения с реципиентом. Современное мировое и отечественное искусство давно вышло за привычные рамки, за стены галерей и даже улицы - теперь оно предлагает полностью погрузиться в некий новый мир, новое пространство, давая возможность создавать и пересоздавать его по своему усмотрению не только самому автору, но и зрителю, который становится участником художественного процесса: иммерсивность наряду с интерактивностью стала неотъемлемой частью культуры XXI века.
Иммерсивность (от англ. «immersion») подразумевает «глубокое погружение» зрителя в искусственно созданную среду, активирующую весь комплекс чувственно-образного восприятия и создающую эффект присутствия. В частности, «иммерсивное искусство является современной формой "искусства, полного чувств", которая подчеркивает
участие, взаимодействие, интеграцию и проникновение» -Ш. Задача иммерсивной среды - не просто активировать работу отдельных органов чувств, а заставить их «звучать целым оркестром», усиливая яркость восприятия каждого в отдельности в этом
интегрированном взаимодействии J^. Иммерсивная художественная среда, как правило, создает большую нагрузку на чувственно-эмоциональное восприятие, даря яркие
ощущения, образы, эмоции При этом, избыточная иммерсивность может приводить к психо-эмоциональному перегоранию и опустошению, а яркость образов и пережитых ощущений в искусственно созданном мире - к потере интереса и разочарованию
обыденной реальностью, что также может стать фактором развития, например, виртуальной игровой зависимости, когда участник иммерсивной компьютерной игры стремится к переживанию сильных аффектов, не типичных для повседневной практики.
Современному зрителю, посетителю выставки, спектакля или музея уже не достаточно быть просто наблюдателем, его привлекает возможность оказаться непосредственно в «ткани» самого произведения, исторического события, принять участие в создании
художественного образа Иммерсивная художественная среда - это «поле» для взращивания кинестетических и эмоциональных переживаний и их репрезентации в художественных практиках. При этом не следует отождествлять интерактивность с иммерсивностью, они несомненно взаимосвязаны, но иммерсивность отличает большая степень вовлеченности зрителя в саму толщу художественного материала, когда произведение не просто воспринимается, а «переживается», стирается грань между
достоверной реальностью и реальностью транслирующейся Причем эта
вовлеченность может осуществляться и помимо воли реципиента В художественных практиках иммерсивность отличается большей степенью кинестетико-визуальной, чувственно-эмоциональной вовлеченностью реципиента, а интерактивность -деятельностным взаимодействием, при этом процессуальность и видоизменение объекта восприятия от взаимодействия с ним зрителя является общим основанием для обоих этих
видов практик Иммерсивная среда изменяет зрительское восприятие, расширяя его границы. К примеру, в иммерсивных шоу участникам предлагается пережить необычные ощущения, «взрыв» эмоций, незабываемых впечатлений, а в компьютерных играх, игрок может наделяться сверхчеловеческими способностями. На интерактивной выставке посетитель может манипулировать разными предметами, наблюдать их трансформацию, но при этом не быть погруженным в искусственную среду, созданную автором 18 .
Сами по себе практики имерсии в культуре не новы, однако сейчас существуют новые формы для их выражения. Без цифровых технологий это было бы затруднительно ^^ ведь только благодаря им появились виртуальная реальность ^Я), смешанная
реальность (МЯ), технологии дополненной реальности (АЯ) и т.п. I10!. Например, для архаических форм культуры практики вовлеченности были неотъемлемой составляющей в контексте ритуально-обрядовой деятельности, где «партиципация» была сродни
современной культурной иммерсии В мифологической среде не различалось
субъективное и объективное, вещь и ее знак, духовное и материальное, эмоциональная сфера от рефлексивной. Подобный синкретизм свойственен и современным иммерсивным средам, где стираются границы между актером и зрителем, оригиналом произведения и его копией, наблюдателем и создателем, коллективным и персональным, вымыслом и
действительностью, виртуальным и реальным В современной виртуальной
реальности тоже можно пережить вполне реальные ощущения, в иммерсивном театре зритель одновременно является актером, существует иммерсивная журналистика, иммерсивность входит в образовательные процессы, становится частью социокультурной жизни уже не как чудо техники, но как ожидаемое явление -Ш!.
Европейская философская мысль констатирует, что осмысление иммерсивных практик еще находится в зачаточном состоянии однако некоторые характеристики им уже можно дать. Под иммерсивной художественной средой понимается часть социокультурного пространства, сопряженного с художественно-эстетической деятельностью, и обладающая возможностями вовлечения и погружения субъекта в новые для него практики посредством организации и интенсификации его
кинестетического и чувственно-эмоционального восприятия. Иммерсивная среда недифференцирована, для нее свойственно сплавление, сращение психоэмоциональных связей, отношений элементов художественных образов и их объективации. При этом, как мифологическая, так и иммерсивная художественная среда не способствует рефлексивности, виртуальный арт-объект может восприниматься как реальный, зачастую происходит отождествление объекта и его образа в сознании воспринимающего субъекта, но при этом не конструируются оценочные значения и понятия об объекте, зритель в иммерсивной среде застревает на уровне сенсуалистического восприятия. Вместе с тем, посредством иммерсивных технологий искусство пытается быть ближе к зрителю, посетителю.
Функции иммерсивного искусства
Иммерсивное искусство - многосредовое и многоуровневое полифункциональное образование, при этом ряд функций обладают амбивалентным значением. В качестве ведущих функций относительно зрительской аудитории можно выделить:
Арт-терапевтическую и ряд смежных функций, таких как компенсаторная, релаксационная, гедонистически-развлекательная. В иммерсивной художественной среде человек может символически освобождаться от рутинного повседневного груза проблем и забот, перемещаясь в «иную» реальность. Подобным образом древние ритуальные практики были направлены на достижение катарсиса, эмоционального очищения. Иммерсивные художественные среды позволяют уйти от реальности в виртуальность, в воображаемое, в мир иллюзий, в игру, позволяют достичь раскрепощения и состояния освобожденности своего существа, почувствовать себя непобедимым героем, либо погрузиться в состояние умиротворения, глубокой релаксации, эйфории и многое другое. Групповые иммерсивные арт-практики дают чувство сопричастности к коллективу, защищенности, помогают снижать агрессивность, бороться с неврозами, стрессами.
Эстетическую, формирующую творческую активность. Такие художественные практики способствуют развитию эстетических чувств, пробуждают творческое начало личности, формируют эстетические потребности. В современных неклассических художественных практиках распространенной становится в том числе эстетика абсурдного, шокирующего,
эпатажного, агрессивного При этом границы искусства и не искусства в
иммерсивной художественной среде оказываются размытыми, могут присутствовать арт-объекты, не лишенные эстетических свойств, но не обладающие целостным художественным образом, а в процессе создания или воплощения произведения зачастую перемешивается любительское и профессиональное построение художественных образов. К примеру, такой подход в деятельности галерей или музея позволяет им проводить выставки, где исторические предметы и произведения искусства. экспонируются одновременно с арт-объектами, созданными людьми с ограниченными возможностями или детьми.
Коммуникативную, отвечающую за трансляцию художественных образов и организацию диалогического взаимодействия зрителя с произведением и другими участниками иммерсивных арт-практик с элементами интерактивности.
Мнемоническую: иммерсивные технологии строятся на визуализации, апеллируют к эйдетической памяти, провоцируя звуковые, вкусовые и обонятельные ассоциации, кинестетические представления, зрительные впечатления и модифицируют их. Некоторые иммерсивные приемы направлены на дефрагментацию и детализацию зрительной памяти,
когда, например, делаются цифровые увеличения отдельных фрагментов живописных произведений, где восприятие сосредотачивается на мельчайших деталях картины.
Сигнификативно-моделирующую, отвечающую за построение символически-знаковой системы иммерсивной среды и за моделирование в ней художественно-эстетических событий, процессов и условий для наиболее глубокого погружения в них зрителя. Это создание имитирующей среды, образных моделей реальности, не претендующих на достоверное отображение действительности, но удовлетворяющих эстетические переживания субъекта или группы. С другой стороны, эта возможность широко используется в образовательных процессах, где есть необходимость поместить обучаемого в моделируемую среду [15].
Суггестивную: иммерсивность связана с внушением, с навязыванием определенного спектра ощущений и эмоциональных реакций, так как первостепенно апеллирует к чувствам, а не разуму. Поэтому большее воздействие иммерсивные технологии оказывают на людей с неразвитым логическим и теоретическим мышлением, обладая манипулятивными функциями суггестивного воздействия. Иммерсивные технологии направлены на организацию эмоционального отношения к воспринимаемому произведению, восприятие информации строится на чувствах, эмоциях, переживаниях, состояниях. Транслирующиеся в иммерсивной художественной среде эмоции способны внушать идейно-эмоциональное содержание. Иммерсивная среда влияет и определяет зрительское восприятие, которое, в свою очередь, не оказывает существенного влияния на саму среду.
Сенсорно-перцептивную , с помощью которой осуществляется восприятие субъектом художественной среды, собственного сенсуалистического опыта и внутренних ощущений в результате воздействия посредством иммерсивных технологий на его органы чувств и активирование периферических рецепторов. Создаваемые сенсорные стимулы в иммерсивных художественных средах (свет, звуки, вибрации, прикосновения и т.п.) могут формировать как общую модальность восприятия при групповых арт-практиках, так и субмодальности, за счет уже имеющегося субъективного опыта восприятия, а также от отношения к происходящему и концентрации внимания при погружении в иммерсивную среду.
Творчески-преобразующую: иммерсивная художественная среда создает условия для переживания особых эмоциональных состояний в эстетически-организованной творческой атмосфере, что может формировать мотивацию к дальнейшей творческой деятельности, дает вдохновение, «заражает» идеями, образами, стремлениями к творческому самовыражению. Иммерсивная художественная среда способствует развитию воображения. Зачастую иммерсивные арт-практики или даже их описание и изучение ориентированы на со-творчество создателей и участников, художника и зрителя, автора и читателя I16!.
Субъектно-репрезентационную, дающую зрителю интерпретационную свободу в восприятии художественного текста и возможность со-творческого его прочтения при переведении содержания в чувственный опыт субъекта и его представления посредством различных художественных средств выразительности. Иммерсивные художественные среды создают условия для эмоционально-чувственного познания субъекта. Иммерсивные художественные практики раздвигают границы искусства как самостоятельного и самодостаточного феномена в социокультурное пространство и его разные сферы жизни, оставляют за реципиентом достаточно большой индивидуальный выбор, зависящий от уровня его эстетико-познавательной культуры в целом. Подобные
среды способствуют экстраполяции и репрезентации субъектом своих психоэмоциональных состояний и переживаний на различные художественные формы и их преобразование в процессе интерактивных практик. В иммерсивных художественных практиках чаще образная репрезентация преобладает над вербальной. Зритель погружается в художественное событие, в котором происходит аутентификация субъективного опыта и восприятия с содержанием произведения. В иммерсивной среде доминируют механизмы репрезентации организующие мультисенсорное восприятие, стимулирующие сенсорно-моторное, тактильное и аудио-визуальное погружение субъекта в эстетико-художественную среду, применяются расширяющие возможности репрезентации инновационные средства (видеопроекции, объемные инсталляции, кинетические объекты, интеграция абстрактных изображений с определенным звуковым рядом, анимирование, технологии дополненной реальности и т.п.). То есть само репрезентативное художественное пространство изменило свою форму, оно все больше приобретает диалогичный и процессуальный характер, оставаясь конвенциональным. Иммерсивная среда провоцирует реципиента к автореференции, совершению ментальных актов и их самопрезентации в эстетико-художественных практиках.
Ориентационно-дезориентационную, являющуюся амбивалентной и указывающей на неоднозначное воздействие на зрителя, его психо-эмоциональное состояние и когнитивные процессы. Зачастую иммерсионная художественная среда замещает реальность, становится миром «достоверных» иллюзий, мифосредой. Зритель может оказаться погруженным в симуляционную пространственно-временную среду. Привычные вещи и предметы, процессы и их взаимосвязи, оторванные от своего традиционного существования и перенесенные в художественно-эстетическую среду, могут приобретать новые необычные значения и связи в интерпретационном поле художника, что осложняет их идентификацию и понимание зрителем. Опыт и переживания, полученные при погружении в иммерсивную среду, могут приводить реципиента к переоценке и перестройке своих ценностных представлений. Психическая дезориентация зрителя может являться непосредственно целью иммерсивного перфоманса. Дезориентация может выражаться и в неразличении подлинного произведения и его копии. И наоборот, когда иммерсивная среда становится основой познавательно-рефлексивных процессов, способствующих самоопределению, коллективной идентификации, требует внимательности и сосредоточенности и т.п., помогает разобраться и определиться в аспекте художественно-эстетического и аксиологического постижения различных культурных феноменов.
Аффективно-экстатическую, которая способствует групповой и персональной трансцендентальности, формирует отношение к эстетико-художественным объектам при взаимодействии с ними. В иммерсивных художественных средах могут присутствовать сильные эмоциогенные раздражители, вызывающие экстатические состояния, первостепенно восторженные, так как именно такое состояние приводит участника к чувству удовлетворения. Нечто подобное было свойственно древним вакхическим культам, магико-ритуальным экстазам, карнавальным культурам. Экзальтированные состояния способствуют удовлетворению человеческих желаний. Многие иммерсивные технологии нацелены на приведение участника к измененному состоянию сознания для переживания обещанных организаторами необычных и ярких ощущений. При организации иммерсивных художественных сред следует учитывать нейрофизиологические особенности психики разных категорий участников и посетителей подобных мероприятий, особенно, что касается детской аудитории, так как у детей, в силу эмоциональной лабильности, могут возникать аффективные реакции даже на довольно слабые раздражители. Элементарно у маленького ребенка при погружении в 3-
D мультимедийную иммерсивную среду с резкой сменой и динамикой образов может возникнуть «морская болезнь», его в буквальном смысле укачивает, его мозг не различает реальную ситуацию и смоделированную в виртуальном цифровом пространстве, дезориентируется вестибулярный аппарат, в итоге могут возникнуть головные боли, нарушение сна, аппетита, раздражительность, повышенная возбудимость или апатичность и т.п.
Иммерсивные практики в современной культуре России
Несмотря на то, что сегодня это направление привлекает значительное внимание, иммерсия присутствовала и присутствует во всех видах искусства. К примеру, импрессионисты хотели поделиться своими впечатлениями от созерцания окружающей красоты, экспрессионизм - фиксирует эмоцию, страсть. История знает появление цветомузыки, хепенингов, динамических художественных объектов, стрит-арта. Каждый стиль в художественной практике, с одной стороны, так или иначе пытается передать не столько смысл, сколько чувство, развернуть действие сюжета так, чтобы заставить сопереживать, думать, действовать. С другой стороны - виртуальная реальность, онлайн игры давно поглотили внимание значительной части населения планеты, став для них более интересной и актуальной версией жизни: в игре все понарошку, нет никакой ответственности, всегда можно «отыграть» назад, риски неправильного выбора сведены к минимуму. Полное погружение в искусственно созданный безопасный мир без реальных страданий, болезней, старения вполне отвечает мечтам человека о вечной жизни, о потерянном рае. Так что появление иммерсивных пространств было только вопросом времени и технологий.
Иммерсивные пространства в современном городе - это зоны в культурных центрах, общественных местах, театрах, музеях, исторических парках, городском ландшафте, где созданы условия для погружения в иную среду посредством аудиовизуальных и кинестетических средств. Иммерсивность, связанная с использованием медиатехнологий
в итоге ведет к трансформации понимания самой сущности пространства и времени. Пространство и время становятся способами интерпретации образов, сюжетов и вместе с ними - эмоций, чувств, которые хочет показать автор произведения или шоу.
Эстетическая практика иммерсии распространяется на широкий спектр культурных феноменов и может принимать самые разные формы. Например, деятельность исторического парка "Бастионъ"(Сортавала) и поселения «Сваргас» (Выборг) вполне вписываются в концепцию «погружения» в жизнь и быт другого времени и культуры. Посвященные эпохе раннего средневековья, эти пространства предлагают посетителям прикоснуться к реальным предметам, костюмам, пище, образу жизни, ремесленным
практикам I18!. «В публичном пространстве культурно-историческая реконструкция выступает формой трансляции знаний о прошлом, которые передаются посредством формирования визуальных,чувственно-эмоциональных образов. В современной России образовательно-воспитательные и просветительские программы с использованием исторической реконструкции представлены достаточно широко — это публичные лекции, уроки «живой истории» ... кружки исторической реконструкции и показательные мероприятия в школах, историко- образовательные фестивали («Орловская крепость», «Белгородская черта», «Река времени», «Прошлое говорит»), сочетающие развлекательный и образовательный форматы» I19!.
Необходимость развития возможностей медиа в музее также подразумевает создания и разработку интерактивных программ и зон, в которых взаимодействие посетителя в
объектами культурного наследия и художественными образами было бы максимально
J20!. Здесь каждая организация идет своим путем, хотя преодолеть границу «посетитель - объект» в музее вряд ли возможно в полной мере. Многое, увы, зависит от финансирования. Небольшому краеведческому музею будет намного сложнее организовать иммерсивные программы, нежели крупному или частному. К примеру, выставка выдуманных существ «Бестиарий» и «Музей неправды» (Санкт-Петербург) - это полностью созданные авторские миры, где каждый объект имеет свое место и не расположен на витрине. Отсутствие стеклянной преграды, равно как и этикеток помогает воспринимать эти выставки как самодостаточные пространства.
Может показаться, что классическое визуальное искусство невозможно актуализировать и оно доступно только для созерцания, однако произведения не возникают сами по себе, они всегда вписаны в социокультурный контекст, в «сценографию» среды, их
породившей и их презентующей I21!. Тем не менее, гораздо более отвечают целям иммерсивности выставки и специально созданные для этих выставок объекты /инсталляции /цифровой контент, а также театральные постановки.
К примеру, проходящая в 2023 году на сцене парка «Россия - моя история» (СПб.) выставка адаптирует классические живописны образы и показывает «ожившие полотна» Мане, Ренуара, Дега, представленные на больших цифровых экранах в сопровождении музыки Дебюсси, Скрябина и других композиторов-импрессионистов. Объединение разных художественных средств служат для достижения одной цели - погружения посетителя во «внутренний мир» живописи. В программу шоу вошли десять полотен, которые удалось «оживить» с помощью компьютерной графики. С одной стороны, это дает новый необычный опыт визуализации. С другой - такая гипертрофия живописных образов может впоследствии сыграть злую шутку с самим оригиналами, которые на фоне этого мультимедийного шоу будут смотреться своими бледными подобиями.
Иммерсивные выставки в России - редкие гости. Тем не менее, гастролирующие по миру иммерсивные инсталляции в формате полного погружения появлялись и у нас. В 2018 Андроид Джонс в центре дизайна Artplay (Москва) представил инсталляцию Samskaraв сотрудничестве с российской студией "360АРТ". На выставке были представлены масштабные полотна и сферические кинотеатры, окружающие зрителей аудивизуальным контентом. В европейской и американской культурной жизни, где иммерсия воспринимается более привычно, фонды и музеи готовы выделять на создание таких выставок значительные средства. К примеру, в 2021 году был созадан Арт-центр Superblue: пространство иммерсивных инсталляций для нового поколения (Майями). Мировую известность приобрели мультисенсорное шоу Дэвида Хокни «Больше и ближе» в галерее Lightroom (Лондон, 2023 ), Лабиринт «SunForceOceanLife»Эрнесту Нету (Хьюстон). Мировой опыт иммерсии показал, что можно сочетать несочетаемое: в 2021 году коллектив художников teamLab представил проект, объединивший искусство и банные процедуры. «teamLab Reconnect: Art with Rinkan Sauna Roppongi» (Токио) — эта «выставка-погружение», «выставка-очищение» и чистое наслаждение художественными образами прекрасно вписалась в японскую культуру — очистив тело, очищаешь разум и наслаждаешься незамутненной красотой инсталляций и арт-объектов, что вполне в духе дзен-буддийских практик. Правда, в этом случае, лишенных религиозного смысла.
Сложно представить что-либо подобное в России. При этом отличия отечетсвенной и зарубежной иммерсивной пракики не ограничивается техническими возможностями. Отечественные проекты, чтобы быть понятыми и принятыми, должны отсылать к таким культурным традициям и ментальным конструктам, которые близки большинству
населения нашей родины. В проектах европейских и американских авторов в большей степени реализуется пост-искусство, опирающееся на эстетические парадигмы безпредметного, бессознательного, аффективного или иные концептуальные программы. В отечественных проектах, как будет показано ниже, предпочтение отдается темам, связанным с историей культуры, известными литературными произведениями, острыми личными переживаниями.
Интересный опыт работы с «неосязаемыми» материями - временем и звуком, -представлен в 2023 на выставке-инсталляции «Почувствуй Октаву» (Тула). Посвященная истории тульского завода «Октава», выставка больше напоминает мини-спектакль, позволяя посетителям экспериментировать со звуком. А инсталляции от КиЛех#1 в пространстве «ЦЕХ» ( Нижний Новгород, 2023) демонстрируют эксперименты со всем спектром аудиовизуальных средств, с помощью которых, по замыслу авторов, должны
объединиться цифровой и реальный миры Посетитель может сам превращать
материю в звук, цвет, а также перемещаться по вселенной, реальной и выдуманной.
Что касается северо-запада России, то здесь осуществляются интересные инновации. В 2020 г. стартовал уникальный проект - «Поезд Победы», проехавший от Москвы до Владивостока и вдоль всей линии фронта времен второй мировой войны, - был создан в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной Войне. Это детище команды «Невский баталист»: поезд-музей, поезд-экскурсия, он сочетает в себе и образовательное, и мемориальное пространство.
На территории киностудии «Ленфильм» (СПб, 2022) была создана масштабная инсталляция «Пропавшие в кинохронике», посвященная деятельности кинооператоров, фотокорреспондентов, сотрудников киностудий, трудившихся в годы Великой Отечественной войны. Проходящие на ней аудиоэкскурсии и квесты помогают проникнуться атмосферой военных лет, узнать больше о работе кино. Схожий проект с эффектом погружения - трехмерная панорама "Память говорит. Дорога через войну» (СПб, 2019 г.), соединял возможности классических диорам и панорам расширяя до их почти полного соединения с реальностью.
В 2022 г. также состоялась международная выставка совместных инсталляций России и Китая (СПб). Огромная экспозиция - плод сотрудничества двух авторов - поднимала апокалиптическую тематику, предлагая посетителям шокирующие и яркие образы в формате видео-инсталляций, скульптур, живописи и графики. Двумя ядрами этого эвента стали инсталляция "Пир Валтасара" (танцпол с экранами и цикличными видео), а также пространство фильма-инсталляции "Притча о драгоценной жемчужине»: таким образом авторы манипулировали сознанием зрителей, привыкших к дискотекам, посещению кино и бесконечным просмотрам видеоконтента.
Иммерсивный театр погружает зрителя в пространство актерской игры, убирая барьер в виде сцены, занавеса. Как правило, такие спектакли проходят при небольшом количестве зрителей - только в этом случае можно создать атмосферу «присутствия» в событии, которое разворачивается на глазах участников. Иммерсивность подразумевает личный контакт, пространство диалога, не выходящее за пределы комнаты.
Классикой иммерсивного спектакля в России считается «Анна Каренина» (Казань, 2018 г) продюсера Дианы Сафаровой и фонда «Живой город»: под театральное пространство были отданы два этажа огромного здания, в каждой комнате которого происходили действия сюжета знаменитого романа: персонажи беседовали, занимались своими делами, а зрители перемещались по всему зданию, наблюдая за сценами их жизни. В
историческом парке «Россия — моя история» с успехом был поставлен спектакль-инсталляция «ДЫМ» (г.Тюмень, 2022). Канвой спектакля послужил графически роман Ольги Лаврентьевой, отсылающий к событиям Великой Отечественной войны. На экспозиции - документы, музыка, быт военного времени существуют одновременно в реальном и виртуальном пространствах. Выставка материализует воспоминания автора и героев романа, помогая посетителю почувствовать свое личное участие в событиях, представленных в спектакле. Вся выставка одновременно является и театром, и мемориальным пространством, а ожить этим воспоминаниям помогают сами посетители.
Среди экспериментальных спектаклей можно назвать «Добрый вечер! Позвоните Таньке!», сопровождающийся дегустацией вина и ужином при свечах, проходящий рестобаре «Может Быть» (Санкт-Петербург, 2023 г) - иммерсивность в ресторанном бизнесе уже становится новым трендом.
Спектакль «Другой город» (Петербург) режиссера Семена Александровского и Pop-up театра вообще больше похож на экскурсию и проходит на набережных рек и каналов Петербурга. Участники получают карту с маршрутом и аудиофайл, который следует прослушивать в наушниках. В записи слышны звуки набережных Амстердама, Парижа или Венеции - в зависимости от того, какая локация была выбрана. Такой подход демонстрирует нам эмпирически выбранные сценарии взаимодействия, многократно использованные в европейских интерактивных практиках медиаций I23!.
В иммерсивном шоу «Безликие» (г. Санкт-Петербург), которое проводится уже не первый сезон, действие проходит одновременно в нескольких залах с разными актерами, сюжетными линиями и вариативными финалами. Зрителям обещают полную вовлеченность в происходящие события при полной анонимности (каждому посетителю выдается маска, скрывающая его лицо), а владельцам vip-билетов - гарантированный театральный опыт и доступ к бару.
Выводы
В качестве ведущих функций иммерсивного искусства относительно зрительской аудитории можно выделить: арт-терапевтическую и ряд смежных функций, таких как компенсаторная, релаксационная, гедонистически-развлекательная; эстетическую, коммуникативную, мнемоническую, сигнификативно-моделирующую, суггестивную, сенсорно-перцептивную, творчески-преобразующую, субъектно-репрезентационную, ориентационно-дезориентационную, аффективно-экстатическую. Все функции находятся в комплексном взаимодействии, при этом ряд функций обладают амбивалентным значением, оказывая неоднозначное влияние на участников иммерсивных практик. С одной стороны, они способствуют вовлеченности и увлеченности зрителя художественной средой, событийности, диалогичности и сотворчеству с произведениями, арт-объектами и их создателями; расширяют рецептивный опыт, активизируя синестезийные взаимосвязи, способствуя эмпатическому вживанию и сопереживанию, приводят к новым формам самоощущения и событийной автореференции. Благодаря иммерсивным практикам возрастает коммуникативность в художественной среде. С другой стороны, они же могут приводить к потере интереса к интеллектуальной и смысловой нагруженности художественных произведений, когда они не осваиваются, а просто потребляются, приобретая гедонистическо-игровой характер. За счет гиперстимуляции всего комплекса чувственно-эмоционального восприятия может развиваться привязанность к очень сильным и ярким ощущениям, впечатлениям, что в свою очередь может приводить к утрате интереса к обыденной среде, традиционным художественным практикам и оригинальным произведениям искусства прошлого.
Первостепенной оказывается зачастую не содержательность и семантико-символическая составляющая, а развлекательность художественных иммерсивных практик как формы
досуга, а искусства как «аттракциона» [4].
Подводя итоги исследования, можно заключить, что популярность иммерсивных художественных сред у массового зрителя объясняется ориентацией современной культуры на аудио-визуальные каналы информации и эйдетическую память. Иммерсивные художественные практики апеллируют к массовой культуре, и при этом создают возможность уникального переживания и получения личностно-субъективного опыта при погружении в искуственно созданную среду, которая в большей степени является пространством для художественных высказываний, а не для завершенных произведений.
Библиография
1. Yin W., Jin J. Research on the Interactive Relationship of Immersive Art. // Soares M.M., Rosenzweig E., Marcus A. (eds) Design, User Experience, and Usability: Design Thinking and Practice in Contemporary and Emerging Technologies. HCII 2022. Lecture Notes in Computer Science, vol 13323. Springer, Cham. p 442-453. doi: 10.1007/978-3-031-05906-3_33
2. Венкова А.В. Феномен иммерсивности. Мультисенсорный поворот в культуре. Санкт-Петербург: Астерион, 2021. 336 с.
3. Хороших П.П., Сергиевич А.А., Баталова Т.А. Иммерсивные образовательные среды: психофизиологический аспект[Электронный ресурс]// Психология и Психотехника. 2021, № 1, С.78-88. URL: https://e-
notabene.ru/ppp/article_34819.html. doi: 10.7256/2454-0722.2021.1.34819.
4. Воронова Н.И. Цифровой музей или совмещение искусства с аттракционом// Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: от цифровой культуры к киберкультуре. Сборник научных статей и материалов международной научной конференции. Коломна: ГСГУ, 2020. С. 99-104.
5. Эвалльё В. Д. Интерактивность и иммерсивность в медиасреде. К проблеме разграничения понятий // Художественная культура. 2019, № 3 (29) С. 248-271. doi: 10.24411/2226-0072-2019-00033
6. Грау О. Эмоции и иммерсия: ключевые элементы визуальных исследований / Пер. с нем. А.М. Гайсина. Санкт-Петербург: ООО "Эйдос", 2013, 56 с.
7. Seevinck J. Emergence in Interactive Art. Switzerland: Springer, Cham. 2017. 189 p. doi: 10.1007/978-3-319-45201-2
8. Margolis T. Immersive Art in Augmented Reality // Augmented Reality Art. Ed. Dr. Vladimir Geroimenko. Springer International Publishing, 2018. doi:10.1007/978-3-319-69932-5_9
9. Li C. Art image simulation design of craft products based on virtual reality and humancomputer interactive processing // Journal of Ambient Intelligence and Humanized Computing. 13 (Suppl 1), 139. Switzerland: Springer Nature. doi: 10.1007/s12652-021-03117-9
10. Extended Reality . First International Conference, XR Salento 2022, Lecce, Italy, July 6-8, 2022, Part II. Switzerland: Springer Cham, 2022, р. 457
11. Гучева А. В. Символизм и концепция иммерсивности музыкальной картины мира черкесов (адыгов) // История науки и техники №: 7, 2021 С. 28-34. doi:10.25791/intstg.7.2021.1300
12- Artificial Intelligence in Music, Sound, Art and Design. Springer Cham, 2023, p. 430. Doi: 10.1007/978-3-031-29956-8
13. Махлина С.Т. Иммерсивность в современной культуре // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры №3 (52), 2020. С.69-79. doi: 10.30725/2619-0303-2022-3-69-79
14. Эстетика и этика. Глоссарий / Науч. ред. Валицкая А.П., Зимбули А.Е. СПб., Астерион, 2015. 189 с.
15. Christ O., Sambasivam M., Roos A., Zahn C. Learning in immersive virtual reality: how does the 4e cognition approach fit in virtual didactic settings? // Human Interaction, Emerging Technologies and Future Systems V. 2022. Т. 319. С. 790-796.
doi: 10.1007/978-3-030-85540-6_100
16. Michal Glikson Peripatetic Painting: Pathways in Social, Immersive, and Empathic Art Practice. Singapore: Springer Nature Singapore Pte Ltd., 2022. p.261. Doi: 10.1007/978-981-16-4005-6
17. Shilina M.G., Wirth Ju. Immersive technologies in media: towards the concept of generative mediatization? // RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism. 2021. Т. 26. № 4. С. 672-680. doi: 10.22363/2312-9220-2021-26-4-672-680
18. Никифорова А.А. Интерактивные формы сохранения культурной памяти (на примере исторической реконструкции в северо-западном регионе России)[Электронный ресурс] // Культура и искусство. 2021, № 3. С. 37-46. URL:
https ://nbpublish.com/library_read_article.php?id = 33133, doi: 10.7256/24540625.2021.3.33133
19. Божок Н. С. Культурно-историческая реконструкция в оптике иммерсивного подхода: теоретическая и эмпирическая экспликации (часть 2) / Н. С. Божок [Электронный ресурс] // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2022. Т. 13. No 1. ^1-14.URL: https://sfk-mn.ru/PDF/58KLSK122.pdf
20. Digital museum transformation: from a collection of exhibits to a gamut of emotions/ Aristova U.V., Staruseva-Persheeva A.D., Rolich A.Y., Rolich A.O. // Communications in Computer and Information Science. 2020. Т. 1242. С. 419-435. Springer Nature Switzerland. Doi:10.1007/978-3-030-65218-0_31
21. Zhang L. Scenography and the Production of Artworks in Contemporary Art // Cultural Sociology 07.2022. doi: 10.1177/17499755221076922.
22. Engberg M, Bolter J.D.The aesthetics of reality media // Journal of Visual Culture 2020, 19(1), р.81-95. doi: 10.1177/1470412920906264
23. Gonsalves T. Empathy and Interactivity: Creating Emotionally Empathic Circuits between Audiences and Interactive Arts // New Realities: Being Syncretic. Edition Angewandte. Springer, Vienna, 2009. doi:10.1007/978-3-211-78891-2_31
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
В журнал «Философия и культура» автор представил свою статью «Иммерсивные практики в современном культурном пространстве (мировой и отечественный опыт)», в которой проведен анализ современной формы подачи произведений искусства и творческих мероприятий.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что современное мировое и
отечественное искусство давно вышло за привычные рамки, оно предлагает полностью погрузиться в некий новый мир, новое пространство, давая возможность создавать и пересоздавать его по своему усмотрению не только самому автору, но и зрителю, который становится участником художественного процесса: иммерсивность наряду с интерактивностью стала неотъемлемой частью культуры XXI века. Автор объясняет феномен популярности иммерсивных художественных сред у массового зрителя ориентацией современной культуры на аудио-визуальные каналы информации и эйдетическую память. Иммерсивные художественные практики апеллируют к массовой культуре и при этом создают возможность уникального переживания и получения личностно-субъективного опыта при погружении в искусственно созданную среду, которая в большей степени является пространством для художественных высказываний, а не для завершенных произведений. Как утверждает автор, современному зрителю, посетителю выставки, спектакля или музея уже не достаточно быть просто наблюдателем, его привлекает возможность оказаться непосредственно в ткани самого произведения, исторического события, принять участие в создании художественного образа.
К сожалению, в статье отсутствует теоретическая составляющая, в которой должен быть представлен материал по актуальности и анализ научной обоснованности изучаемой проблематики. Без указанных данных затруднительно сделать вывод о научной новизне исследования.
Целью исследования является изучение потенциала иммерсивной формы подачи произведения искусства на основе анализа мировых и отечественных практик. Методологической основой исследования явился комплексный подход, включающий системный, социокультурный и функциональный анализ. В качестве эмпирической базы автор использовал различные иммерсивные пространства, созданные на территории России.
Исследуя сущность понятия иммерсивности, автор определяет ее как глубокое погружение зрителя в искусственно созданную среду, активирующую весь комплекс чувственно-образного восприятия и создающую эффект присутствия и дает следующее научное определение: «часть социокультурного пространства, сопряженного с художественно-эстетической деятельностью, и обладающая возможностями вовлечения и погружения субъекта в новые для него практики посредством организации и интенсификации его кинестетического и чувственно-эмоционального восприятия». Автором отмечается ключевая роль современных технологий в распространении и растущей популярности иммерсивных практик: виртуальная реальность (УЯ), смешанная реальность (МЯ), технологии дополненной реальности (АЯ).
В качестве ведущих функций иммерсивного искусства автором выделены: арт-терапевтическая и ряд смежных функций, таких как компенсаторная, релаксационная, гедонистически-развлекательная; эстетическую, коммуникативную, мнемоническую, сигнификативно-моделирующую, суггестивную, сенсорно-перцептивную, творчески-преобразующую, субъектно-репрезентационную, ориентационно-дезориентационную, аффективно-экстатическую. Все функции находятся, согласно автору, в комплексном взаимодействии, при этом ряд функций обладают амбивалентным значением, оказывая неоднозначное влияние на участников иммерсивных практик. С одной стороны, они способствуют вовлеченности и увлеченности зрителя художественной средой, событийности, диалогичности и сотворчеству с произведениями, арт-объектами и их создателями; расширяют рецептивный опыт, активизируя синестезийные взаимосвязи, способствуя эмпатическому вживанию и сопереживанию, приводят к новым формам самоощущения и событийной автореференции. С другой стороны, как опасается автор, они же могут приводить к потере интереса к интеллектуальной и смысловой
нагруженности художественных произведений, когда они не осваиваются, а просто потребляются, приобретая гедонистическо-игровой характер.
Автор приводит описание широкого спектра культурных феноменов и форм иммерсии, которые можно встретить как на территории современной России, так и во всем мире. Как отмечено, иммерсивные практики находят применение в деятельности исторического парка реконструкций, музеев, театральных постановках, выставках, мультимедийных шоу.
В заключении автором представлен вывод по проведенному исследованию, в котором приведены все ключевые положения изложенного материала.
Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение потенциала инновационных форм представления произведения искусства представляет несомненный научный и практический культурологический интерес и заслуживает дальнейшего изучения. Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует также адекватный выбор соответствующей методологической базы. Библиография исследования составила 23 источника, в большинстве иностранных, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике.
Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.