А.Г. Канщ'р, B.C. Мартинкайте Имидж учителя иностранного языка и его составляющие
Современные изменения в экономической, политической, социальной и культурной сферах, происходящие в нашей стране, предъявляют все более высокие требования к учителю, его интеллектуальному, нравственному, профессиональному совершенствованию, уровню его общей культуры, раскрытию его способностей и дарований.
Долгое время педагог рассматривался в качестве средства решения возникающих образовательных задач. Считалось, что его профессиональный успех определяет сумма знаний и умений школьников. Сегодня роль индивидуального имиджа как презентации и утверждения уникальности субъекта обеспечивает не только профессиональную идентификацию и саморазвитие личности, но и, определяя становление культуры педагогической деятельности учителя, становится одной из актуальных проблем. Формирование индивидуального имиджа педагога обусловлено процессом реформирования образования, который предполагает усиление внимания к индивиду&чьности не только ученика, но и учителя, поощрение его творческих способностей, необычности, неординарности [Кулакова, 2010].
Главная задача учителя - заинтересовать школьников изучением данного предмета. Этого можно достичь с помощью правильного индивидуального имиджа учителя. Согласно A.A. Калюжному, в общепризнанном представлении, имидж учителя - экспрессивно окрашенный стереотип ощущения образа педагога в представлении коллектива учащихся, коллег, социального окружения, в массовом сознании [Калюжный, 2004].
В рамках педагогической имиджелогии имидж учителя рассматривается как продукт особой деятельности по созданию или преобразованию имиджа,
© Канцур А.Г., Мартинкайте B.C., 2012
как результат приложения целенаправленных профессиональных усилий [Калюжный, 2006].
Формирование имиджа учителя обеспечивается не отдельным компонентом, а их системой, взаимосвязью и взаимообусловленностью различных элементов. Важным является внешний вид педагога, так и его внутреннее состояние. По мнению А. Савостьянова, имидж должен отражать личностные качества учителя: профессиональную компетентность, творческий и духовно-нравственный потенциал, владение прогрессивными технологиями обучения и воспитания, способность к непрерывному образованию. Индивидуальный имидж педагога - это гармоничная совокупность внешних и внутренних, индивидуальных, личностных и профессиональных качеств учителя, призванных продемонстрировать его желания, готовность и способность к субъект-субъектному общению с участниками образовательного процесса [Савостьянов, 2009].
Создание привлекательного имиджа учителя является существенным фактором для построения авторитетных отношений. Учитель часто рассматривается окружающими как символ образовательного учреждения. Позитивный имидж учителя важен не только для его учеников - как личный пример успешного человека, которого они постоянно видят перед собой, но и для самого педагога - для моральной, психологической удовлетворенности своей значимостью в этом мире.
A.A. Калюжный, опираясь на имеющиеся определения имиджа, выделяет его основные составляющие. Наиболее значимыми составляющими имиджа являются внешний облик, использование вербальных и невербальных средств общения, внутреннее соответствие образа профессии — внутреннее «Я» [Калюжный, 2006].
В научной литературе по политической имиджелогии (А.Ю. Панасюк, Г.Г. Почепцов, В.М. Шепель и др.) описываются следующие составляющие имиджа или их классификация: средовый, габитарный, овеществленный, вербальный и кинетический имидж.
Средовьш имидж предполагает характеристику человека по искусственной среде его обитания - по его кабинету, жилищу, автомобилю и т.д.
Габитарный имидж - это характеристика человека по его собственной внешности - по костюму, макияжу, прическе, телосложению, украшениям и т.д.
Вербальный имидж определяется как мнение о человеке, которое формируется на основе вербальной продукции.
К кинетическому имиджу относится жестикуляция, положение тела, мимика.
Одной из составляющих имиджа учителя иностранного языка является кабинет, который становится необходимым условием организации современного учебно-воспитательного процесса при обучении иностранным языкам. Ведь от правильно оборудованного кабинета в значительной степени зависят результаты труда учителя и учащихся. Хорошо оснащенный кабинет помогает учащимся совершенствовать навыки и умения по иностранному языку, оказывает воспитательное воздействие и расширять кругозор. Такой кабинет позволяет учителю работать с высокой отдачей и с чувством удовлетворенности.
Учитель — полноправный хозяин кабинета. Комплектация кабинета учебным оборудованием в большой мере отражает вкусы и склонности учителя, его методические приёмы, педагогические интересы. От него в первую очередь зависит, какие имеющиеся в продаже средства обучения станет приобретать школа или родительский комитет. При этом деятельность учителей по оснащению однотипных кабинетов нередко принимает различные направления, отражая тем самым различие их взглядов на то, какие именно средства обучения следует применять в тот или иной момент учебного процесса.
Н.Э. Багдасарян [Багдасарян, 2009] выделяет пять основных принципов, которые нужно соблюдать при оборудовании и оформлении кабинета иностранного языка: принцип систематизации, принцип новизны или
сменности, принцип целенаправленности, принцип научности, принцип воссоздания атмосферы дома и благоприятного психологического климата.
1. Принцип систематизации. Методический порядок в кабинете обеспечивается только при условии, если, во-первых, для каждой вещи, наглядных пособий, учебных папок по годам обучения, раздаточного материала, учебников, словарей, технических средств и т. д. определяется своё постоянное место и, во-вторых, в кабинете имеется соответствующий каталог учебно-методической литературы. Чёткая систематизация материала поможет более эффективной организации классной и внеклассной работы.
2. Принцип новизны или сменности наглядного и раздаточного материала. Стенды, помещённые на стенах кабинета, в папках, следует менять через определённые промежутки времени. Некоторые стенды, которые подолгу находятся на виду у учащихся, со временем перестают оказывать на них какое-либо учебное и воспитательное воздействие, устаревая как морально, так и эстетически.
3. Принцип целенаправленности. Всё оформление и оснащение кабинета направлено на развитие практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения иностранному языку.
4. Принцип научности. Оборудование и наглядность в кабинете должны соответствовать уровню современного научно-технического и гуманитарного прогресса.
5. Принцип воссоздания атмосферы дома и благоприятного психологического климата. В кабинете должно быть уютно. Атмосфера дома и доверительный стиль работы педагога раскрепощают учеников, создают условия для самовыражения, помогают регулировать отношения партнёрства и заинтересованности при выполнении той или иной деятельности.
Таким образом, одним из важных условием для успешного процесса
обучения становится правильно оформленный кабинет. Учитель же, в свою
очередь, должен правильно организовать учебный процесс в кабинете
с использованием технических средств, наглядных пособий и дополнительного
111
материала. В условиях технически оснащенного кабинета расширяются возможности для усиления мотивации обучения, формирования прочных навыков и умений.
Имидж должен отражать личностные качества учителя: профессиональную компетентность, творческий и духовно-нравственный потенциал, владение прогрессивными технологиями обучения и воспитания, способность к непрерывному образованию [Савостьянов, 2009]. Учитель иностранного языка выступает модератором учебного процесса, это означает, что он владеет различными методами и приемами модерации. Живые и занимательные уроки возникают тогда, когда учитель варьирует методы и приемы в ходе урока. Все это положительно сказывается на имидже учителя. Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что приемы модерации также являются необходимой составляющей имиджа учителя иностранного языка.
Модерация - это эффективная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса. Эффективность модерации определяется тем, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде.
Цели применения модерации - эффективное управление классом в процессе урока, максимально полное вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержание высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированное достижение целей урока [Инкина, 2011].
Задача учителя как модератора состоит в том, чтобы методически
направлять группу в коммуникативном процессе. Модератор является
организатором групповой коммуникации, обладающим знаниями техник,
методов и приемов модерации [Певзнер, Зайченко, 2002, с. 237]. При этом
112
модератор принимает роль нейтрального коммуниканта, который стремится к соблюдению дружеских отношений в группе и совместным согласованным действиям. Он поощряет участников к сотрудничеству средствами визуальной риторики (например, заполняя и вывешивая на видное место модераторские карточки); задает интересные и мотивирующие вопросы и выстраивает обсуждение проблемы таким образом, чтобы тема групповой работы была фактически разработана. Модератор поддерживает группу, организуя разумное целенаправленное поведение в ней. Участники группы должны четко представлять себе цель совместной деятельности, чтобы избежать ложного представления о том, что их поведением манипулируют [Певзнер, Зайченко, 2002, с. 238].
Учитель английского языка И.И. Инкина уточняет, что «методы модерации отличаются от автократичных дидактических способов обучения», за счет того, что учитель и ученики являются равноправными участниками образовательного процесса и от каждого из них в равной мере зависит успех обучения. Занимая активную позицию в образовательном процессе, ученик перестает быть объектом обучения. Такой подход формирует у обучающихся самостоятельность в выработке и принятии решений, готовность нести ответственность за свои действия, вырабатывает уверенность в себе, целеустремленность и другие важные качества личности [Инкина, 2011].
Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы, каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. Структурированность процесса позволяет создать ясный и четкий план, задать направленное поступательное движение к поставленным целям урока, обеспечить методичную проработку каждой фазы и последовательность переходов от одной фазы урока к другой, осуществлять эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.
Вслед за учителем русского языка и литературы Н.В. Яуком [Яук, 2011], занимающимся проблемами использования технологии модерации на уроках
и во внеклассной деятельности учащихся, выделяем следующие этапы - фазы урока:
- инициация (начало урока): фаза знакомства учащихся с предметом. Учитель проводит мини-презентацию изучаемой проблемы с целью активизации учеников к познавательной деятельности. В игровой форме класс делится на малые группы для дальнейшей работы;
- вхождение или погружение в тему (формулировка целей урока совместно с учащимися). Основная задача учителя - заинтересовать учащихся в изучении данной темы;
- формирование ожиданий учеников (планирование эффектов урока). На данной фазе учитель сообщает учащимся, какие виды работ могут быть выбраны при выполнении данной работы, какие формы оценки знаний и умений учитель применяет на определенном этапе, что в итоге каждый обучающийся может заработать по окончании занятия;
- интерактивная лекция (передача и объяснение информации). Форма передачи информации ученикам различна - это может быть и обычная лекция (как правило, эта форма самая скучная для учеников), и интегрированная передача информации с использованием мультимедийной аппаратуры. По мнению Н.В. Яука, наиболее интересная форма передачи информации для учеников - проблемно-поисковая, то есть самостоятельный поиск информации по данной проблеме с учителем, который выступает в роли консультанта;
- проработка содержания темы (групповая работа обучающихся). Собранная информация обсуждается учащимися в малых группах и выносится на обсуждение всего класса или языковой группы. При организации самостоятельной работы над новой проблемой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко изучить новый материал.
- подведение итогов (рефлексия, оценка урока). После обсуждения в классе учитель и учащиеся подводят итог работы каждого ученика, группы и класса в целом;
- эмоциональная разрядка (разминки).
114
Достижение эффективности и качества образовательного процесса при использовании технологии модерации, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов:
- эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса;
- упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса;
обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация);
- мотивация всех участников образовательного процесса;
- мониторинг образовательного процесса;
- рефлексия педагога и обучающихся;
- анализ деятельности участников и оценка результатов [Яук, 2011].
Резюмируя сказанное, можно утверждать, что модерация групповой
работы представляет собой сложный процесс управления социально-педагогическим взаимодействием в группе. В основе модерирования групповой работы лежат базовые процессы модерации, которые условно можно назвать четырьмя китами модерации: визуализация, вербализация, презентация, обратная связь, которые особую значимость приобретают непосредственно на уроках иностранного языка.
Визуализация - процесс оптического представления мнений, идей с использованием графических схем, пикботов и других средств наглядности. Визуализация поддерживает процесс коммуникации в группе, но не заменяет его. Все методы модерации сопровождаются визуализацией.
Вербализация - процесс вербального сопровождения коммуникации участников групповой работы. Задачей модератора является придание взаимодействию участников обсуждения характера диалога.
Презентация - один из базовых процессов модерации, предполагающий
комбинацию вербальной и невербальной коммуникации участников групповой
115
работы. Модератор должен отмечать для себя, как у партнеров проявляются потребности в эмоциональной поддержке и признании. Это поможет ему в организации личностноориентированного взаимодействия.
Обратная связь (термин «фитбэк») - процесс модерации, представляющий собой взаимообмен информацией (содержательного и эмоционального плана) между участниками групповой работы. Цель формирования обратной связи в ходе групповой работы в основном связана с корректировкой дальнейших действий участников и улучшением эмоционального фона групповой работы [Певзнер, Зайченко, 2002, с. 247].
Эти процессы являются своеобразным фундаментом для выбора методов и построения техник модерирования групповой работы. Существует много разнообразных приемов модерации, с помощью них можно организовать интересное знакомство, креативную работу в группах, рефлексию, даже деление на группы можно провести необычно.
В данной статье, посвященной имиджу учителя иностранного языка, представляется целесообразным описать некоторые приемы модерации, применение которых наиболее эффективно на уроках иностранного языка.
- «Мозговой штурм» - свободная форма дискуссии. Его главная функция - обеспечение генерации идей. Несмотря на всеобщее ощущение известности этого метода, важно обратить внимание на то, что после сбора идей, при переходе в стадию анализа, необходимо иметь подготовленные заранее критерии по их оценке, а не формировать их вместе с группой.
- «Mind-mapping», или метод «корней дерева» - планирование необходимых действий по проекту, где от «ствола дерева» расходятся «корни», или от основной цели идут задачи, а также необходимые ресурсы и действия в виде «ответвлений».
- «Многопозиционный опрос» - метод выбора с помощью голосования. Применяется, когда при множестве альтернатив необходимо сделать выбор или определить отношение экспертной группы к обсуждаемым вариантам.
Как вариант может быть использован после мозгового штурма, чтобы отобрать идеи, с которыми стоит работать дальше.
- «Поле координат» - сравнение или расстановка приоритетов [Ткаченко, 2008].
- «Murmelgruppen» - общение приглушенными голосами (от нем. «murmeln» - бормотать). Для организации взаимодействия участники группы располагаются в кругу. В определенный момент три соседних ученика поворачиваются друг к другу и коротко обмениваются мыслями по теме или вопросу. Этот метод можно использовать в любое время на уроке: после теоретической части, овладения темой или когда появляется непредвиденный вопрос, на который учитель не всегда сразу может ответить. Метод не требует дополнительной подготовки, но очень эффективен.
- «5-Minuten-Video» - 5 минутное видео. Форма подведения итогов (обобщение). Сначала каждый ученик отвечает для себя на вопрос: «Если ты будешь снимать 5 минутное видео о сегодняшнем дне, что ты выберешь?» Потом каждый обменивается с партнером, что он выбрал, и обосновывает свой ответ.
- «Bild-Puzzle» - метод деления на группы. Используя данный метод, можно интересно поделить класс (языковую группу) на две или три подгруппы. Заранее необходимо приготовить три картинки-пазла, разрезать два или три больших фото из календаря на одинаковые части-пазлы. Каждый ученик берет частичку пазла и находит свою группу, собирая при этом картинку.
- «Wolkenteppich» (перевод с нем. - «ковёр из облаков»). На полу/ классной доске / учительском столе расположены «модерационные облака», на которых написаны ключевые слова к определенной теме занятия. Участники должны встать к определенному облаку, который для них интересен, лично важен, соответствует их опыту или о котором они хотели бы узнать больше. Затем им необходимо объяснить свой выбор [Klein, 2003, с. 99].
Важными эффектами модерации являются рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения, связанный с их новой
117
ролью и новыми функциями в образовательном процессе, осознанность и согласованность целей обучения с индивидуальными потребностями учащихся, приобретение ими не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств, уважительное отношение всех участников процесса друг к другу. Всё это обеспечивает достижение целей современного образования.
Данные эффекты применения технологии модерации полностью отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения и удовлетворение всех участников образовательного процесса.
Подводя итог всему сказанному, необходимо отметить, что имидж должен отражать личностные качества учителя: профессиональную компетентность, творческий и духовно-нравственный потенциал, владение прогрессивными технологиями обучения и воспитания, способность к непрерывному образованию. Все вышеперечисленное будет работать на создание положительного имиджа учителя иностранного языка.
Список литературы
1. Багдасарян И.Э. Технические средства обучения в кабинете иностранного языка // URL: http://festival. 1 september.ru/articles/517879/.
2. Инкина И.И. Урок по развитию навыков устной речи по теме "My Country and My Native Place" на основе технологии модерации с применением активных методов обучения // URL: http://festival.lseptember.ru/ articles/586991/.
3. Калюжный A.A. Социально-психологические основы имиджа учителя // URL: http://delist.ru/article/14112006_kalugnyaa/page6.html.
4. Калюжный A.A. Технология построения имиджа учителя // URL: http://image.websib.ru/05/text_article.htm7455.
5. Кулакова Т.Е. Коммуникативный имидж как основа профессиональной деятельности будущего педагога // URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/NiO/2010_2/pedagogika/Kulakova.htm
6. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия / под ред. М.Н. Певзнера, О.М. Зайченко. - Великий Новгород, 2002. С.237 - 255.
7. Савостьянов А. Зачем учителю имидж? // URL: http://www.starayakupavna.ruyint091207.html.
8. Создай свой имидж // URL: http://slogans.ru/index.php?id=78.
9. Ткаченко Г. Модерация в тренингах и проектных группах // URL: http://retail-trainer.com.ua/pages/ru/Moderation_in_training.html
10. Учебный кабинет // URL: http://inform.8forward.edusite.ru/p4aal .html.
11. Яук И.В. использование технологии модерации //URL: http://schooll.sedelnikovo.omskedu.ru/index.php?option=com_content&view=article &id= 119:2011 -01 -31 -07-5 8-05&catid=53:2011-01-31-07-55-12&Itemid=62
12. Klein, Zamyat M. (Creative Seminarmethoden. 100 kreative Methoden fur erfolgreiche Seminare / Zamyat M. Klein // Gabal Verlag Gmb Offenbach, 2003
E.H. Нельзина, M. В. Никонова
Развитие аудивных умений у учащихся 10-11-х классов на основе УМК "Deutsch, kontakte" с использованием интернет-ресурсов
Аудирование является одним из наиболее сложных видов речевой деятельности. При выполнении заданий на аудирование учащиеся сталкиваются с рядом трудностей, связанных с однократностью и кратковременностью предъявления аудиотекстов, с содержащимся в тексте
© Нельзина Е.Н., Никонова М.В., 2012