Научная статья на тему 'Иллюстрация марийской учебной литературы в творчестве художника З. Лаврентьева'

Иллюстрация марийской учебной литературы в творчестве художника З. Лаврентьева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
317
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ / ЗОСИМ ЛАВРЕНТЬЕВ / МАРИЙСКИЙ БУКВАРЬ / МАРИЙСКАЯ ДЕТСКАЯ КНИГА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мамонтова М. С.

Cтатья посвящена вопросам иллюстрирования учебной литературы. Особое значение имеет издание национальной литературы как формы трансляции культуры молодому поколению. Особенности иллюстрирования национальных учебников рассмотрены на примере «Букварей», выполненных марийским заслуженным художником З. Лаврентьевым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иллюстрация марийской учебной литературы в творчестве художника З. Лаврентьева»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 371

М. С. Мамонтова,

к. п. н., доцент ИНКиМК, МарГУ г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

ИЛЛЮСТРАЦИЯ МАРИЙСКОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА З. ЛАВРЕНТЬЕВА

Аннотация

Статья посвящена вопросам иллюстрирования учебной литературы. Особое значение имеет издание национальной литературы как формы трансляции культуры молодому поколению. Особенности иллюстрирования национальных учебников рассмотрены на примере «Букварей», выполненных марийским заслуженным художником З. Лаврентьевым.

Ключевые слова

Книжная иллюстрация, Зосим Лаврентьев, марийский букварь, марийская детская книга.

Книга является одним из самых ранних произведений изобразительного искусства, которое воспринимает ребенок. Иллюстрация является интереснейшим самостоятельным видом изобразительного искусства, одно из немногих по-настоящему близкое маленькому читателю и способное влиять на формирование эстетически взглядов подрастающего поколения. Иллюстрации в издании несут огромную смысловую нагрузку, дополняя и раскрывая сюжет книги, превращая ее из утилитарного объекта в эстетический.

Работа над учебной литературой по праву считается одной из самых сложных, требующих от художника большой ответственности и мастерства. Редактор учебника анализирует иллюстративный материал, определяет его функциональные возможности, эффект воздействия. Иллюстрация в учебном издании дополняет и углубляет педагогические функции книги.

Определяя принципы подхода к иллюстрациям, автор и редактор решают вопрос о том, какие функции будут ведущими в иллюстративном ряду, а какие объекты и фрагменты текста должны быть особо выделены. Кроме того, решается вопрос о стиле иллюстраций. Основу разработки общей концепции иллюстрирования содержит характер учебного предмета и особенности читательской категории. Важное значение имеет визуальное размещение иллюстраций на странице. Изучая предмет, школьник постепенно овладевает знаниями, останавливая внимание на иллюстрациях, рассматривая их. При этом вспоминается текст, имеющий отношение к данной иллюстрации, что способствует фиксированию информации, уточнению навыков.

Букварь - это обязательные книги в жизни каждого человека. Они определяют интерес к научному познанию мира, поэтому иллюстрирование этих изданий налагает особую ответственность на художника.

Издание национальной литературы всегда имеет острую значимость, это форма сохранения и трансляции культуры народа последующим поколениям. Искусствовед Э. М. Колчева отмечает: «Национальное самосознание народа всегда тесно связано с искусством, оно отражает актуальные этнические процессы и исторические события, выражает мировоззрение народа, его систему ценностей, идеалов» [2, с.131].

Множество ярких художников Республики Марий Эл посвятили свой талант искусству детской книги. В 1970-80-е гг. происходит расцвет книжной иллюстрации. Марийские издательства привлекают к работе настоящих профессионалов своего дела. В книжной графике и иллюстрации творят А. Орлов, А. Бакулевский, И. Михайлин, Г. Тайгильдин, Л. Пашкина и др. [3, с. 136].

Одну грань своего творчества иллюстрации детских книг посвятил и Зосим Лаврентьев, марийский

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_

живописец и график, Заслуженный художник РФ, заслуженный деятель искусств МАССР, лауреат Государственной премии МАССР. Всего им оформлено 147 книг Марийского книжного издательства[1]. По словам искусствоведа В. Г. Кудрявцева, книги, иллюстрируемые З. Лаврентьевым, привлекают читателя «своей нарядностью, теплым национальным колоритом, находят отклик в сердцах детей и взрослых» [3]. Особое место занимает иллюстрации учебной марийской литературы, выполненные З. Лаврентьевым в 1970-80-е гг. Его «Буквари», изданные Марийским книжным издательством, привлекают ярким национальным колоритом, мягкостью линий и красок. Ярким примером можно назвать иллюстрации к учебникам, выполненные для самых маленьких читателей. Совместная работа З. Лаврентьева и Т. Лаврентьевой марийский «Букварь» Э. Сапаева (1981 г.), «Азбука» С. и В. Дмитриевых (1977,1981, 1986 гг.). Учебники выдержали несколько переизданий, несколько поколений детей выросло, читая их. Работа художников удостоилась награды - диплома II степени на всероссийском конкурсе искусства книги.

Ведущими являются образы детей: девочки-дежурные проверяют чистоту рук у входящих в класс, мальчики пошли на рыбалку и др. Присутствуют в букварях и образы взрослых: строгих наставников учителей, добрых и внимательных родителей. Все ситуации чаще всего происходят в сельской местности: показана богатая природа Марийского края, поля, реки и озера. Местом действия иллюстраций часто служит деревня: работа в саду, трактор едет по деревне, сбор грибов и ягод в лесу.

Шрифт, иллюстрации, цветовая гамма образуют стройную, гармоничную композицию на каждой странице. В иллюстрациях широко используется марийский орнамент, марийская символика. Каждый штрих имеет значение, каждый элемент рисунка основан на традиции и глубоком знании марийских сказок и легенд. Однако можно отметить не только тяготение к прошлому, но и умение сочетать традиции и новаторский взгляд на вещи.

Книжная иллюстрация позволяет полно показать внимательность к эстетике марийской традиции, показать уникальность марийской культуры. Список использованной литературы:

1. Зенкин А. А. Зосим Лаврентьев/ А. А. Зенкин, Г. И. Соловьева.- Йошкар-Ола,1993.-112 с.

2. Колчева Э. М. Изобразительное искусство как этнокультурная рефлексия//Никоновские чтения: сб. науч. ст. по материалам Международного культурологического форума «Никоновские чтения»: в 2-х тт. Т. 1. Актуальные вопросы культурологии и искусствоведения / под ред. М. С. Уколовой, А. В. Никитиной, А. Ю. Николаевой.- Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. - С.131-138.

3. Кудрявцев В. Г. Марийская графика/ В. Г. Кудрявцев.- Йошкар-Ола, 2001.- С.136-137.

© Мамонтова М. С., 2017

УДК 5527

А.А. Ярыгина

к.п.н., доцент, КубГУ г. Краснодар, Российская Федерация

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СТИЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ОБРАЗНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ИСКУССТВЕ КОСТЮМА И ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ

Аннотация

Рассматриваются вопросы использования приемов художественной стилизации в процессе интенсификации и развития проектного творчества в искусстве костюма через органическое сочетание отвлеченной абстрактной идеи и конкретной материальной основы костюма

Ключевые слова

Художественная стилизация, образное проектирование, проектное творчество, источник творчества, абстрактное мышление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.