_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
живописец и график, Заслуженный художник РФ, заслуженный деятель искусств МАССР, лауреат Государственной премии МАССР. Всего им оформлено 147 книг Марийского книжного издательства[1]. По словам искусствоведа В. Г. Кудрявцева, книги, иллюстрируемые З. Лаврентьевым, привлекают читателя «своей нарядностью, теплым национальным колоритом, находят отклик в сердцах детей и взрослых» [3]. Особое место занимает иллюстрации учебной марийской литературы, выполненные З. Лаврентьевым в 1970-80-е гг. Его «Буквари», изданные Марийским книжным издательством, привлекают ярким национальным колоритом, мягкостью линий и красок. Ярким примером можно назвать иллюстрации к учебникам, выполненные для самых маленьких читателей. Совместная работа З. Лаврентьева и Т. Лаврентьевой марийский «Букварь» Э. Сапаева (1981 г.), «Азбука» С. и В. Дмитриевых (1977,1981, 1986 гг.). Учебники выдержали несколько переизданий, несколько поколений детей выросло, читая их. Работа художников удостоилась награды - диплома II степени на всероссийском конкурсе искусства книги.
Ведущими являются образы детей: девочки-дежурные проверяют чистоту рук у входящих в класс, мальчики пошли на рыбалку и др. Присутствуют в букварях и образы взрослых: строгих наставников учителей, добрых и внимательных родителей. Все ситуации чаще всего происходят в сельской местности: показана богатая природа Марийского края, поля, реки и озера. Местом действия иллюстраций часто служит деревня: работа в саду, трактор едет по деревне, сбор грибов и ягод в лесу.
Шрифт, иллюстрации, цветовая гамма образуют стройную, гармоничную композицию на каждой странице. В иллюстрациях широко используется марийский орнамент, марийская символика. Каждый штрих имеет значение, каждый элемент рисунка основан на традиции и глубоком знании марийских сказок и легенд. Однако можно отметить не только тяготение к прошлому, но и умение сочетать традиции и новаторский взгляд на вещи.
Книжная иллюстрация позволяет полно показать внимательность к эстетике марийской традиции, показать уникальность марийской культуры. Список использованной литературы:
1. Зенкин А. А. Зосим Лаврентьев/ А. А. Зенкин, Г. И. Соловьева.- Йошкар-Ола,1993.-112 с.
2. Колчева Э. М. Изобразительное искусство как этнокультурная рефлексия//Никоновские чтения: сб. науч. ст. по материалам Международного культурологического форума «Никоновские чтения»: в 2-х тт. Т. 1. Актуальные вопросы культурологии и искусствоведения / под ред. М. С. Уколовой, А. В. Никитиной, А. Ю. Николаевой.- Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. - С.131-138.
3. Кудрявцев В. Г. Марийская графика/ В. Г. Кудрявцев.- Йошкар-Ола, 2001.- С.136-137.
© Мамонтова М. С., 2017
УДК 5527
А.А. Ярыгина
к.п.н., доцент, КубГУ г. Краснодар, Российская Федерация
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СТИЛИЗАЦИЯ КАК СПОСОБ ОБРАЗНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ИСКУССТВЕ КОСТЮМА И ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПРОЕКТНОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ
Аннотация
Рассматриваются вопросы использования приемов художественной стилизации в процессе интенсификации и развития проектного творчества в искусстве костюма через органическое сочетание отвлеченной абстрактной идеи и конкретной материальной основы костюма
Ключевые слова
Художественная стилизация, образное проектирование, проектное творчество, источник творчества, абстрактное мышление.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
В мире современной моды и ведущие производители, устойчивые игроки рынка, и небольшие фирмы, и начинающие свой поиск свободного сегмента молодые дизайнеры, заинтересованы не только в том, чтобы найти одну сиюминутную интересную идею, но и в том, чтобы поток таких идей был постоянным, нескончаемым, всегда дающим новый и оригинальный результат.
Подготовка специалистов в области искусства костюма, способных соответствовать ожиданиям работодателя или проявить себя на поле индивидуального творчества, начинается в процессе обучения в высшем учебном заведении, где ими должны быть освоены наиболее перспективные методы, формы и способы художественного проектирования.
Способность к активному творческому поиску в проектировании, к интенсификации самого этого процесса, стремление к неординарному решению творческих задач в искусстве костюма формируется у студентов в процессе освоения как традиционных методов проектирования, так и их инновационных форм и сочетаний.
Поскольку процесс творчества - это непрерывный поиск единства формы и содержания, то условно он может быть поделен на две взаимосвязанные, но тем не менее существующие независимо друг от друга во времени стадии.
Ведущие педагоги в области организации процесса художественного проектирования в искусстве костюма (М.Ф. Пармон, Р.А. Степучев и др.) характеризуют начальную его стадию как поиск художественного образа или образное проектирование, когда рождение новой дизайнерской мысли выступает как органическое сочетание отвлеченной абстрактной идеи и конкретной материальной основы костюма.
Организация самого проектного этапа, направленного на поиск такой перспективной абстрактной идеи студентами-дизайнерами костюма представляет в педагогическом плане отдельный вид учебно -методической и творческой работы, который постоянно совершенствуется современными российскими и зарубежными художниками-педагогами (С.Е. Беляева, О.А. Корепанова, К.И Стародуб и др.). Способность будущего дизайнера костюма выделить из реальной действительности не просто что-то интересное, а именно то, что в дальнейшем можно преобразовать в одежду, является одним из показателей уровня его творческого развития и профессиональной зрелости.
Круг источников творческих идей при проектировании одежды так же широк и много образен, как и в любом виде изобразительного творчества. Здесь и окружающая нас природная среда, и результаты предметно-художественного творчества человека, и сфера искусства, и социальная жизнь, и общественные явления, и достижения научно-технического прогресса. При этом в связи со спецификой творчества из всего многообразия творческих источников наибольший интерес для дизайнера одежды представляют форма вообще, сопряжение и сочетание объемов, разнообразие построений, их слияния и трансформации.
Как раз этот специфический нюанс и может послужить основой преодоления разрыва между зрительным или вербальным представлением образа будущего костюма у студента и его графическим воплощением.
Поскольку достаточно часто педагог и студент оказываются в ситуации, когда богатство самого источника творчества, или его широта и неохватность, а также растиражированность, повторяемость в разных видах искусства, частота использования в проектных работах, приводят не к рождению нового, оригинального образа, а либо к копированию чужого проектного опыта, либо к отсутствию адекватного графического представления идеи.
В этом случае большим потенциалом для решения данной проблемы обладает обращение к приемам художественной стилизации.
Стилизация (от французского stylisation) рассматривается теоретиками искусства (Н.К. Глинская, К.Т. Даглдиян, Г.М. Логвиненко и др.) как декоративное обобщение изображаемых объектов реальной действительности с помощью условных приемов, ведущих к упрощению рисунка и формы, цвета и освещения, объема и перспективы. Этот процесс подразумевает глубокую переработку природных форм и сохранение только их внутренней сути, которая предстает перед зрителем лишь как знак или символический намек на первоисточник.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
Многообразие возможностей художественной стилизации в изобразительном искусстве сводится к трем основным принципам или ступеням преобразования:
- наиболее полная передача объекта изображения с сохранением всех существенных моментов формы, цвета, объема натуры;
- выборочная передача существенных особенностей реальных объектов;
- предельная схематизация, при которой реальный предмет становится абстрактной единицей (тоновым или цветовым пятном, контуром, линией или множеством линий, геометрической фигурой, точкой или скоплением точек, текстурой и т.д.).
Такое постепенное упрощение форм реальной действительности весьма эффективно в изобразительном искусстве и лежит в основе декоративной живописи и композиции.
Однако процесс проектирования в искусстве костюма может быть организован и в другой последовательности, когда студент в самом начале образного поиска пытается представить свой творческий источник (зрительный или вербальный) как абстрактный образ или абстрактную композицию. В этом случае сами композиционные принципы, выраженные в форме абстрактных геометрических построений, организующих осей, гармонических пропорциональных соотношений предстают как отвлеченная графическая мысль, как проводник новой независимой идеи, базирующейся на предшествующем опыте.
В случае, когда абстрактная идея несет не только графическую, но и цветовую нагрузку, образной переработке подвергается и цветовой строй источника творчества. Цветовая гармония или абстрактные цветовые сочетания определяются соображениями эстетического порядка, художественной выразительности и эмоциональной окраски.
Один источник творчества может привести к рождению нескольких абстрактных графических или цветовых композиций, но даже это само по себе не решит задачу отбора и преобразования отвлеченной идеи в компоненты будущей одежды.
В проектировании костюма независимость и единство конкретного и отвлеченного окрашивают все этапы творческой работы. Найденная на этапе абстрагирования общая композиционная идея, превалируя теперь над более узкими идеями, оказывает влияние на отдельные элементы разрабатываемого проекта, объединяя и активно воздействуя на них. Один и тот же отвлеченный принцип абстрактного построения может аккумулировать различные детали, или же аналогичные элементы могут быть подчинены разным приемам объединения, что в графическом виде предстает как образный эскиз или серия эскизов. В эскизах этого вида главная творческая мысль направляется на выборочную передачу существенных особенностей будущих реальных элементов одежды.
Вступление студента на этап конкретизации независимой идеи подводит его к освоению новых форм проектной работы, когда руководствуясь объективными требованиями и замыслом, выраженным в виде абстрактной композиции и образных эскизов, необходимо принять решение об отборе формы, пластики, цвета, фактуры, пропорций будущего костюма и закрепить его в виде эскизов моделей-предложений.
И здесь процесс проектного творчества может либо органично слиться, либо войти в противоречие с объективными научно-обоснованными требованиями практической целесообразности, рациональности конструкции, комфорта, эргономики и экономики. Свободный переход проектной мысли студента от образного эскиза к созданию конкретных моделей, говорит о правильном выборе творческого источника и удачной графической разработке его абстрактного воплощения. Здесь играет свою роль и накопленный художественный и проектный опыт, и уровень развития воображения, и умение конкретизировать итоговую цель проектирования.
В случае возникновения противоречия между созданным в абстрактной форме художественным образом и требованиями целесообразности, необходимо учитывать, что несмотря на всю серьезность объективных, научно-обоснованных требований, только они не могут решить задачу создания выразительного изделия в искусстве костюма, так как не учитывают отвлеченных эстетических потребностей человека, сложившихся у потребителя представлений о том, что красиво, а также быстро меняющихся тенденций и направлений моды.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070_
Такая ситуация непременно приводит к поиску компромисса между выразительностью и целесообразностью, что заставляет студентов использовать весь предшествующий проектный опыт, заострять внимание на лучших, отработанных и эстетически осмысленных образах, используя при этом композиционные и стилизационные приемы своего времени и делая одновременно предложения по созданию нового.
Графический поиск компромиссного решения ведется студентами-дизайнерами от общего к частному через выборочную передачу существенных особенностей будущего реального изделия и все большую конкретизацию его материальных деталей. Накопленный в процессе абстрагирования значительный художественный материал, сложившееся отношение к источнику творчества, принципы взаимодействия элементов одежды осмысливаются и оцениваются. Типизированная, последовательно отрабатываемая пространственная структура костюма в ходе создания множества промежуточных эскизов-предложений постепенно приобретает индивидуальный вид в результате привнесения новых черт или оригинального комбинирования характеристик - пропорций, формы, цвета, ритма и т.д.
Таким образом, использование приемов стилизации на различных этапах проектирования способствует обогащению и интенсификации этого процесса и позволяет студентам на основе одного творческого источника создавать широкий вариативный ряд художественно-графического выражения образа, начиная от его абстрактного изображения и заканчивая конкретными эскизами моделей-предложений.
Список использованной литературы:
1. Даглдиян К.Т. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 313 с.
2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Издательство: ВЛАДОС, 2008. - 144 с., 16 с. ил.
3. Пармон Ф.М. Рисунок и графика костюма: учебник для вузов. - М.: Архитектура-С, 2005. - 208 с.
4. Стародуб К.И. Рисунок и живопись: от реалистического изображения к условно-стилизованному: учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 190 с.
5. Степучев Р.А. Костюмографика: учебное пособие для студентов вузов. - М.: МГТУ им. А.Н. Косыгина: Группа «Совъяж Бево», 2003. - 705 с.: ил.
© Ярыгина А.А., 2017
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №02-2/2017 ISSN 2410-6070
АРХИТЕКТУРА
УДК-624.072.2
Акбаев Н.Х
2 курс гр. МС-151 [email protected] +7 928 656 9001 Научный руководитель: Григорьева Л. И.
к.т.н., доцент
МЕТОДИКА ЭСКПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КЛЕЕФАНЕРНЫХ ПАНЕЛЕЙ ПРИ ДЛИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЯХ.
Расчет клеефанерных панелей по предельным состояниям осуществляется с учетом приведенных геометрических характеристик, в которых отношения модулей упругости Ер/Ер материалов ребер и обшивок, а так же расчетная ширина последних
Врасч КЬ
Считаются постоянными во времени t.
При этом не учитывается то, что в клеефанерных панелях, как и в любых статически неопределимых конструкциях, состоящих из элементов с различными вязкоупругими свойствами при длительном действии нагрузки происходит перераспределение усилий между обшивками и ребрами. Поскольку сдвигая податливость качественно выполненных клеевых соединений обшивок с ребрами незначительна, то такое перераспределение связано в основном с неодинаковой степенью изменения во времени модулей Ер(^) и
Неравномерность распределения нормальных напряжений по ширине обшивок, характеризуемая в (1) коэффициентом R, так же может изменяться во времени. В технической литературе отсутствуют данные о модуле сдвига G(t) для фанеры, необходимые для оценки напряженного состояния фанерых обшивок при длительном действии нагрузок.
Таким образом, данные исследования посвящены выявлению действительного напряженно-деформированного состояниях клеефанерных панелей с учетом длительного воздействия нагрузок.
В качестве исследуемых образцов были изготовлены две коробчатые панели пролетом 3.2 м шириной