70-летие возрождения Санкт-Петербургской Духовной Академии
Священник Павел Кадосов
ИЛЛАРИОН АЛЕКСЕЕВИЧ ЧИСТОВИЧ: УЧЕНЫЙ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ
И. А. Чистович (1828-1893) — выдающийся ученый, писатель, церковный и государственный деятель XIX в. Автор научных трудов, главным образом — по истории Русской Церкви в синодальную эпоху. Особое значение имя Чистовича имеет для Санкт-Петербургской духовной академии — он ее выпускник, преподаватель и создатель первых работ по ее истории. Исторические труды И. А. Чистовича основаны на архивных первоисточниках. Они вносят в науку много ранее не известных фактов и содержат обильный биографический материал. Все работы ученого отличает ясность изложения, доступность широкому читателю. Последние десятилетия своей жизни Чистович занимал высокие государственные посты — был вице-директором канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода, управляющим Синодального Контроля; он играл значительную роль в церковном управлении. Достойна самого пристального внимания семья ученого. Его брат и племянники были известными врачами, сам Илларион Алексеевич первым браком был женат на дочери императорского духовника протопресвитера Василия Бажанова; трое его внуков стали героями Первой мировой войны. В данной статье на основании архивных документов и воспоминаний современников изложена биография выдающегося церковного деятеля.
Ключевые слова: Илларион Алексеевич Чистович, протопресвитер Василий Борисович Бажанов, архиепископ Никанор (Бровкович), протоиерей Николай Иванович Перетерский, диакон Николай Михайлович Младенцев, Илларион Михайлович Ставский, Контроль при Святейшем Синоде, Санкт-Петербургская духовная академия, Калужская духовная семинария.
Современным церковным ученым Илларион Алексеевич Чистович известен в первую очередь как историк. Действительно, наиболее значимые его работы посвящены различным страницам истории Русской Церкви в синодальную эпоху. Это «История Санкт-Петербургской Духовной Академии», «Феофан Прокопович и его время», «История перевода Библии на русский язык» и др.
Труды Чистовича основаны на архивных первоисточниках, отличаются глубиной исследования и тщательным изучением документальных данных. Они внесли в историческую науку много новых фактов.
Священник Павел Кадосов — клирик храма Преображения Господня в Лесном, студент магистратуры Санкт-Петербургской духовной академии (pavel-kadosov@yandex.ru).
Их ценность тем более ясна, что многие архивные документы, на которые опирался Чистович, в настоящее время утрачены. Другим важным достоинством сочинений Иллариона Алексеевича является их насыщенность биографическими сведениями, что не было типичным для его эпохи.
Но деятельность Чистовича не исчерпывается историческими сочинениями. Обладая исключительной работоспособностью, Илларион Алексеевич совмещал преподавательские, административные и исследовательские труды. Его перу принадлежит учебник «Курс опытной психологии», многочисленные статьи философского, исторического и духовно-назидательного характера в различных религиозных журналах.
Работы его отличаются ясным изложением. Ученый был убежден, что «истина только тогда получает полную свою цену, когда она делается достоянием одинаково как ученых специалистов... так и широкой массы общеобразованных читателей»1.
Малоизвестной остается государственная деятельность Чистовича, который в последние десятилетия своей жизни занимал важные посты в Министерствах народного просвещения и внутренних дел, а также в Святейшем Синоде.
Несмотря на значительный вклад Иллариона Алексеевича в церковную науку, его личность остается малоизученной. Краткие сведения о Чистовиче приводятся в различных справочниках, но подробное жизнеописание ученого в настоящее время отсутствует. В данной статье изложены основные факты его биографии. Основой послужили материалы архивов РГИА и ЦГИА СПб, причем большинство дел было выдано
1 Лопухин А. П. Памяти историка С.-Петербургской Духовной Академии И. А. Чистовича: Некролог (извлечение из Церковного вестника № 45 за 1893 г.). СПб., 1893. С. 5.
для исследования впервые. Приводимые в статье даты даны по юлианскому календарю, в соответствии с источниками.
Будущий ученый родился 18 октября 1828 г. и происходил «из духовного звания».
Биографические статьи, посвященные Иллариону Алексеевичу, обычно ограничиваются указанием, что он был сыном диакона Калужской губернии2. Иногда уточняется уезд — Малоярославецкий. На основании материалов Государственного архива Калужской области удалось установить, что его отец, диакон Алексей Иванович, служил в Казанском соборе города Малоярославца.
Илларион был крещен на следующий день после рождения, 19 октября 1828 г. Восприемниками при крещении были купец Сергей Федорович Бычков и «соборная попадья» Анна Леонтьевна3.
Специального исследования родословной Чистовичей в настоящее время не проводилось. Но известно, что его отец до смерти оставался диаконом и умер не позднее ноября 1861 г. В это время мать Иллариона Алексеевича Екатерина Васильевна стала восприемницей при крещении своего внука. В метрической записи она названа вдовой диакона4. Есть основания полагать, что отец Алексий скончался в 1856 г., когда его зять Николай Михайлович Младенцев был рукоположен в диакона к Мало-ярославецкому собору5 — очевидно, на место умершего тестя.
Будучи сыном священнослужителя, Илларион Алексеевич в 18421847 гг. окончил Калужскую духовную семинарию, такой путь был естественным для синодального периода. В семинарии он обучался «наукам богословским, философским, словесным, историческим, физико-математическим. медицине, сельскому хозяйству, естественной истории и языкам греческому, латинскому и французскому»6.
2 Илларион Алексеевич Чистович (некролог) // Прибавления к Церковным ведомостям. 1893. № 46. С. 1670.
3 Метрическая книга Казанского собора г. Малоярославца Малоярославецкого уезда Калужской губернии за 1828 г. // ГКУ «Государственный архив Калужской области». Ф. 273. Оп. 1. Д. 81. Л. 7 (информация дана на основании архивной справки ГКУ «ГАКО» № 356-т от 30.03.2016 г.).
4 Метрическая книга Придворного Собора Зимнего дворца в Санкт-Петербурге за 1861 г. // РГИА. Ф. 805. Оп. 2. Д. 47. Л. 10 об. — 11.
5 Младенцев, Николай Михайлович, диакон Л.-Гв. Измайловского полка (послужные списки за 1870-1888 гг.) // РГИА. Ф. 806. Оп. 16. Д. 1468. Л. 49 об. — 50.
6 Формулярные списки бакалавра Санкт-Петербургской Духовной Академии магистра И. А. Чистовича // ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 982. Л. 5 об. — 6.
Уже в семинарии будущий ученый проявил блестящие способности, составив «красу ее воспитанников»7, и по окончании был направлен для продолжения обучения в Санкт-Петербургскую духовную академию.
Курс, на который поступил Чистович, был девятнадцатым по счету со времени реформы духовных школ (1808-1814 гг.). Выпуск 19-го курса состоялся в 1851 г. Илларион Алексеевич окончил его по первому (т. е. высшему) разряду, со степенью магистра богословия.
В описываемую эпоху в России было три ученых степени: кандидат, магистр и доктор, причем степень магистра была выше кандидатской. «Окончание со степенью» не означало ее автоматического присуждения. Выпускники назывались «предназначенными к возведению в степень». Илларион Алексеевич был официально утвержден магистром только 8 декабря 1852 г.8
Известный богослов А. П. Лопухин в некрологе, посвященном Чисто-вичу, отмечал особую даровитость всего девятнадцатого курса — многие его выпускники стали выдающимися церковными деятелями. Лопухин называет известного проповедника и богослова архиепископа Никано-ра (Бровковича), а также историка Церкви профессора И. В. Чельцова9. Но и другие соученики И. А. Чистовича были примечательными личностями. Помимо Никанора (Бровковича) еще пятеро из них стали архиереями (хотя подготовка высших церковных иерархов являлась одной из задач академического образования, 19-й курс был особо «урожайным» на преосвященных). Также из выпускников 1851 г. следует отметить духовного писателя, ученого-патролога протоиерея Петра Преображенского, краеведа, историка петербургского Петропавловского собора протоиерея Дмитрия Флоринского, выдающегося проповедника, духовника семейства великого князя Константина Николаевича протоиерея Арсения Двукраева.
Даже в плеяде столь одаренных личностей Чистович выделялся своей успеваемостью. Академию он окончил вторым по итоговому списку, уступив только своему другу иеромонаху Никанору (Бровковичу)10. Впоследствии Никанор, уже архиепископ Херсонский, написал в высшей
7 Калужские епархиальные ведомости. Прибавления. 1893 г. № 21. С. 641.
8 Формулярный список о службе Управляющего Контролем при Святейшем Синоде тайного советника Чистовича за 1893 г. // РГИА. Ф. 797. Оп. 95. Д. 190. Л. 93 об. — 94.
9 Лопухин А. П. Памяти историка С.-Петербургской Духовной Академии И. А. Чистовича... С. 2.
10 Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной академии. СПб., 1857. С. 455.
степени интересные «Записки»11, которые содержат много ценных сведений об И. А. Чистовиче.
По окончании курса Илларион Алексеевич был оставлен при академии и в сентябре 1851 г. «определен бакалавром по классу русской церковной и гражданской истории»12. Слово «бакалавр» в дореволюционной терминологии обозначало не ученую степень, а низшую преподавательскую должность (существовала в духовных академиях до 1869 г.). Выше бакалавра была должность экстраординарного, а затем ординарного профессора. Чистович последовательно удостоился этих должностей в 1856 и 1859 гг. с формулировкой за «отлично-усердную и полезную службу»13.
Назначение будущего ученого преподавателем стало возможным в связи с отставкой его предшественника — священника Константина Боголюбова, который, ввиду занятости вне академии, не мог преподавать «с такой полнотой и удовлетворительностью, какие требуются для высшего учебного заведения»14.
К учительским обязанностям Иллариона Алексеевича вскоре были добавлены административные. За годы службы в академии он занимал должности помощника инспектора (1851-1854) и помощника секретаря академического правления (1852-1857), а также состоял секретарем Петербургского духовно-цензурного комитета (1857-1863)15.
Административные обязанности не стали препятствием для его педагогических и научных трудов. Илларион Алексеевич не только «усердно и ревностно» исполнял наставнические обязанности16, но и «приобщался частным образом» к занятиям кафедры философии, в свободное время посещая лекции профессора Адама Андреевича Фишера17.
В 1853 г. Фишер оставил преподавание в академии ввиду болезни глаз и угрозы полной потери зрения. На его место был избран преподаватель кафедры философии, другой выдающийся ученый В. Н. Карпов.
11 Никанор (Бровкович), архиеп. Записки // Русский архив. 1906. № 9. С. 5-38.
12 Формулярный список... Л. 93 об. — 94.
13 Там же. Л. 95 об. — 97.
14 О распределении воспитанников С.-Петербургской и Киевской Духовных Академий, окончивших в оных курс в 1851 г. // РГИА. Ф. 796. Оп. 132. Д. 1741. Л. 2.
15 Формулярный список. Л. 93 об. — 95, 96 об. — 98.
16 Там же. Л. 93 об. — 94.
17 Об увольнении профессора Адама Фишера и определении на его место бакалавра Иллариона Чистовича // ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 2312. Л. 8.
Должность Карпова была предложена Чистовичу18. 31 октября 1853 г. Илларион Алексеевич был «переведен на класс философии»19, где стал преподавать опытную психологию и философию20. А. П. Лопухин писал, что на первых порах лекции Чистовича «обнаруживали увлечение модными немецко-психологическими теориями», но вскоре стали способны «удовлетворить самую взыскательную критику»21. Впрочем, увлечение «немецкими теориями» было вполне естественным для ученика Адама Фишера, известного новаторскими идеями в области психологии.
Согласно официальным документам, с 1858 г. Чистович вместо философии преподавал историю философии22. Сам ученый описывает свою преподавательскую деятельность на кафедре философии таким образом. С 1853 г. он преподавал психологию и философию, с 1859 г. — психологию и историю философии до Канта, с 1864 г. — историю философии до и после Канта23. Вплоть до увольнения из академии в 1873 г. Чистович продолжал преподавать историю философии24.
Занятия Иллариона Алексеевича философией, по словам Лопухина, «не отвлекли его от церковно-исторических интересов»25. 16 марта 1854 г. в жизни Чистовича произошло событие, важное для его дальнейшей научной работы, — он был назначен членом Комитета для исторического и статистического описания Санкт-Петербургской епархии26. Главный плод деятельности этого комитета — десять томов «Историко-статистических сведений» — хорошо известен исследователям и до сих пор является ценным источником по истории Петербургской епархии.
Илларион Алексеевич активно включился в работу по сбору и обработке церковно-исторических сведений. Основным результатом его деятельности в статистическом комитете явилось появление двух пространных научных работ. Первая из них хорошо известна в церковных
18 Там же. Л. 1, 8.
19 Формулярный список. Л. 93 об. — 94.
20 Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. СПб., 1857. С. 347.
21 Лопухин А. П. Памяти историка. С. 3.
22 О награждении профессора Иллариона Чистовича и бакалавра Ивана Чельцова следующими чинами // ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 2556. Л. 7 об.
23 Чистович И. А. Санкт-Петербургская Духовная Академия за последние 30 лет: 18581888 гг. СПб., 1889. С. 53.
24 Там же. С. 133.
25 Лопухин А. П. Памяти историка. С. 3.
26 Формулярный список. Л. 94 об. — 95.
кругах. Это «История Санкт-Петербургской Духовной Академии», фундаментальный и первый в своем роде труд, основанный на тщательном изучении академического архива. Вначале «История» по частям печаталась в «Христианском чтении», а в 1857 г. вышла отдельным изданием27. Книга вызвала самое восторженное одобрение как научного сообщества, так и церковных и светских властей. 17 апреля 1858 г. Императорская Академия наук присудила Чистовичу Демидовскую премию28. «Самый лестный отзыв» о книге и о ее авторе сделал петербургский митрополит Григорий (Постников)29. 29 ноября 1858 г. Чистович удостоился благодарности императора Александра II, которому было представлено это сочинение30.
Менее известен другой труд Чистовича этого периода. Выполняя как член статистического комитета поручение Духовного собора Алек-сандро-Невской лавры, к 1859 г. он подготовил «хотя не совершенно полное, но. довольно подробное описание лавры в историко-статисти-ческом отношении»31. Эта работа не была напечатана сразу, в значительно сокращенном виде она вошла в 8-й выпуск «Историко-статистиче-ских сведений о С.-Петербургской епархии», изданный в 1884 г.32 Таким образом, Илларион Алексеевич был предшественником известного историка Александро-Невской лавры С. Г. Рункевича.
К началу 1860-х гг. Чистович имел репутацию солидного ученого. В 1861 г. его книги были представлены супруге Александра II императрице Марии Александровне, которая 19 мая того же года удостоила Чистовича благодарности. Несколько дней спустя он с высочайшего соизволения получил допуск «к обозрению и исследованию бумаг Тайной Канцелярии и Кабинета Петра Великого»33. Результатом стал «капитальный», по выражению Лопухина34, научный труд «Феофан Прокопович и его время». За этот труд Чистович был вторично награжден Демидовской премией (1865), а впоследствии — Уваровской премией (1867).
27 Лопухин А. П. Памяти историка. С. 3.
28 Формулярный список. Л. 96 об. — 97.
29 Лопухин А. П. Памяти историка. С. 3.
30 Формулярный список. Л. 96 об. — 97.
31 Алексеев А. А., Пирютко Ю. М. Александро-Невская Лавра в описаниях и исследованиях // Рункевич С. Г. Александро-Невская Лавра. СПб.: Лига Плюс, 1997. С. 11.
32 Там же. С. 12.
33 О представлении профессоров Ивана Чельцова и Иллариона Чистовича к награждению следующими чинами // ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 2625. Л. 2 об.
34 Лопухин А. П. Памяти историка. С. 5.
Следует отметить, что профессиональным успехам Иллариона Алексеевича способствовали обстоятельства его личной жизни. Ученый был женат на дочери протопресвитера Василия Борисовича Бажанова, духовника императорской семьи. Этот факт, не умаляя личных способностей Чистовича, объясняет хорошее отношение к нему «Высочайшего двора», которое обеспечило ему доступ к закрытым для исследователей архивам и помощь в карьерном продвижении.
В эти же годы Чистович создает еще один ставший знаменитым труд, на этот раз в другой области знаний. Речь идет об учебнике «Курс опытной психологии», который был издан в 1868 г. Написание учебника было связано с новым местом службы Иллариона Алексеевича — Императорским училищем правоведения. В ноябре 1866 г. он был приглашен туда для преподавания логики, психологии и истории философии, и трудился там по совместительству вплоть до 1882 г.35 По словам Лопухина, «Курс психологии» стал результатом этой деятельности36.
За свой труд ученый в 1869 г. удостоился Макарьевской премии37, а его учебник был принят в качестве обязательного пособия во всех духовных семинариях38.
Апогей научной карьеры Чистовича приходится на 1871 г., когда он защитил диссертацию под заглавием «Древнегреческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека» и был удостоен ученой степени доктора богословия. Тема диссертации еще раз подтверждает многогранность интересов и способностей Иллариона Алексеевича.
Защита проходила «перед многочисленным собранием духовной и светской интеллигенции столицы»39. Среди гостей были тесть Чистовича протопресвитер Василий Бажанов и бывший ректор академии архиепископ Макарий (Булгаков)40. Присутствовавший на диспуте профессор Петербургского университета А. В. Никитенко писал, что «возражения... были довольно полновесные, но докторант защищался с замечательною
35 Формулярный список. Л. 98 об. — 99, 107 об. — 108.
36 Лопухин А. П. Памяти историка. С. 5.
37 Формулярный список. Л. 99 об. — 100.
38 Лопухин А. П. Памяти историка. С. 5.
39 Там же. С. 6.
40 Никитенко А. В. Записки и дневник: в 3 т. Т. 3 // Электронная библиотека Александра Белоусенко. URL: http://www.belousenko.com/books/memoirs/nikitenko_dnevnik_3.htm (дата обращения: 14.06.2016).
ловкостью и достоинством. Вообще это человек с умом, большими сведениями и с талантом»41.
Надо отметить исключительную строгость и беспристрастность академического Совета после наделения его особыми полномочиями в результате реформы 1869 г. Подтвердить научную состоятельность докторской степенью в СПбДА помимо Чистовича смогли только два профессора. Сочинение самого ректора, протоиерея Иоанна Янышева, в 1872 г. не было допущено к защите; Совет академии не счел возможным присудить докторскую степень даже петербургскому митрополиту Исидору (Никольскому)42.
Вскоре после докторской защиты образ деятельности Чистовича коренным образом меняется. Лопухин объясняет это «кипением избытка сил», которые уже не могли найти себе приложения в академии43. В 1873 г. Илларион Алексеевич оставляет преподавание и должность помощника ректора по богословскому отделению, на которую он с 1869 г. избирался дважды. Его новым поприщем становится государственная служба.
Государственная деятельность И. А. Чистовича — тема отдельного исследования. Еще в 1863 г. он был «причислен к Государственной канцелярии», где оставался до 1883 г.44 В 1867 г. Чистович был назначен членом Учебного комитета при Святейшем Синоде45, и состоял в нем всю оставшуюся жизнь.
Оставив преподавание, Илларион Алексеевич в 1873-1874 гг. был управляющим канцелярии министра народного просвещения по делам Греко-униатского исповедания, а с 1874 г. служил чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел. В 1875 г. он был назначен вице-директором канцелярии обер-прокурора Синода, в 1883 г. вошел в Совет Министерства народного просвещения, а в 1888 г. стал управляющим Контроля при Святейшем Синоде, в каковой должности и оставался до смерти46.
При этом Чистович не оставил научной деятельности — в последние годы жизни им было написано несколько крупных работ (частично связанных с его служебной деятельностью). Среди них — еще одно
41 Там же.
42 Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX в.). М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. С. 268-272.
43 Лопухин А. П. Памяти историка. С. 6.
44 Формулярный список. Л. 97 об. — 98, 107 об. — 108.
45 Там же. Л. 98 об. — 99.
46 Там же. Л. 102 об. — 104, 108 об. — 109, 113 об. — 114.
сочинение, посвященное его alma mater: «История Санкт-Петербургской духовной академии за последние 30 лет, 18581888 гг.».
В 1882 г. Илларион Алексеевич был удостоен высокого гражданского чина тайного советника (он был «уволен из духовного звания в светское» еще в 1855 г., в начале своей карьеры) за труды по описанию архива Государственного совета47.
Служба Чистовича была отмечена многочисленными наградами — орденами Св. Владимира 2-й степени, Св. Анны 1-й степени, Св. Станислава 1-й степени48. Среди этих орденов, обычных для высокопоставленного чиновника Российской империи, особое место занимает иностранная награда — орден Черногорского князя Даниила 1-й степени, который он получил в 1884 г. «за участие в судьбе черногорских уроженцев, обучающихся в духовно-учебных заведениях России»49. Высшей русской наградой, которой ученый удостоился в 1889 г., стал орден Белого Орла50.
47 Там же. Л. 95 об. — 96, 106 об. — 108.
48 Там же. Л. 95 об.
49 Там же. Л. 108 об. — 109.
50 Там же. Л. 115 об. — 116.
С.-ПЕТЕРБУРГСКАЯ
ДУХОВНАЯ АКАДЕМШ
за потднш зо .п;тъ
(1858—1888 гг.).
И. ЧИСТОВИЧА.
С А]{КТП ВТЕР СУ Р ГЬ. ИЪ СИНОДАЛЬНОЙ ТИПОГРАФ!!!
1889.
Исследование И. А. Чистовича по истории Санкт-Петербургской духовной академии
Используя свои связи и положение, Чистович помогал соученикам по академии, если о них незаслуженно «забывали»51. Ученые труды принесли Иллариону Алексеевичу членство во многих научных организациях. Еще в 1854 г. он был избран членом-соревнователем Общества истории и древностей российских при Московском императорском университете, состоял почетным членом Петербургской (с 1881) и Казанской (с 1889) духовных академий. 29 декабря 1874 г. Чистович был избран членом-корреспондентом Императорской Академии наук по отделению русского языка и словесности52.
Илларион Алексеевич умер, «состоя на службе»53, 3 ноября 1893 г. «от хронического воспаления почек и острого ревматизма»54. Очевидно, обострение болезни наступило внезапно, так как незадолго до кончины он «был бодр и духом и телом»55.
Запись о смерти и погребении находится в метрической книге церкви свв. Симеона и Анны — приходском храме Чистовича, последние годы жившего в доме № 34 по Литейному проспекту56. Но в действительности отпевание состоялось в церкви Св. Духа Александро-Невской лавры. Его предваряла заупокойная Литургия, которую возглавил архиепископ Воронежский и Задонский Анастасий (Добрадин)57, ученик покойного. Отпевание совершил Петербургский митрополит Палладий (Раев) в сослужении многочисленного духовенства и в присутствии еще более многочисленных мирян — коллег, друзей и учеников покойного, а также высших чиновников Российской империи: обер-прокурора К. П. Победоносцева, министра народного просвещения и др.58
Илларион Алексеевич был погребен на Никольском кладбище Алек-сандро-Невской лавры, рядом с могилой своей первой жены. Еще вскоре после ее смерти, в 1876 г., он купил там место для себя59.
51 Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы. С. 177.
52 Формулярный список. Л. 94 об. — 96, 103 об. — 104, 105 об. — 106, 115 об. — 116.
53 Там же. Л. 119 об. — 120.
54 Метрическая книга Симеоновской церкви на Моховой улице за 1893 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 251. Л. 343 об. — 344. 347-й кадр.
55 Лопухин А. П. Памяти историка. С. 1.
56 Адресная книга города Санкт-Петербурга на 1893 г. СПб., 1893. С. 303.
57 Калужские епархиальные ведомости. Прибавления. 1893 г. № 21. С. 649.
58 Лопухин А. П. Памяти историка. С. 10.
59 О погребении в Лавре различных особ (9 сентября 1893 г. — 10 января 1894 г.) // РГИА. Ф. 815. Оп. 13. Д. 405. Л. 767.
Усопшему ученому и государственному деятелю было посвящено несколько некрологов. Два из них — в «Церковном вестнике», написанный А. П. Лопухиным, и анонимный в «Церковных ведомостях»60, являются ценными биографическими источниками. Смерть Иллариона Алексеевича вызвала отклик и на его малой родине, в Калужской епархии. В местной семинарии была совершена заупокойная Литургия и панихида, а в «Калужских епархиальных ведомостях» появилась заметка, которая описывала погребение Чистовича61. Она содержит сведения, отсутствующие в других источниках — более подробно расписан состав присутствующих и назван духовник Иллариона Алексеевича, «прот. Перетерский». Имя его не указано. В Петербурге в 1893 г. служили два священника с такой фамилией, но только один из них имел сан про-тоиерея62. По-видимому, речь идет об о. Николае Ивановиче Перетерском (1832-189463), настоятеле Екатерингофской церкви, имевшем репутацию одного из лучших законоучителей епархии64.
Представляется уместным рассказать о семье Иллариона Алексеевича, тем более что многие его родственники также были выдающимися людьми. Старший брат ученого, Яков Алексеевич Чистович (1820-1885) был знаменитым хирургом и историком медицины. Его сыновья также стали известными врачами. Скудные документальные данные позволяют заключить, что братья поддерживали между собой добрые отношения — они были друг у друга восприемниками при крещении детей.
Также известна сестра ученого, Мария Алексеевна. Она была замужем за диаконом Николаем Младенцовым, клириком Калужской епархии, который в 1869 г. был переведен в Петербург к Троицкому Измайловскому собору65.
Как уже говорилось, первым браком Илларион Алексеевич был женат на дочери протопресвитера Василия Бажанова, в доме которого он стал
60 Илларион Алексеевич Чистович (некролог) // Прибавления к Церковным ведомостям. 1893 г. № 46. С. 1670-1671.
61 Калужские епархиальные ведомости. Прибавления. 1893 г. № 21. С. 649-650.
62 Адресная книга города Санкт-Петербурга на 1893 г. С. 213, ст. 409, 410.
63 Метрическая книга церкви с. Торошковичи Лужского уезда за 1832 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 414. Л. 119. 132-й кадр; Метрическая книга церкви св. вмч. Екатерины в Екатерингофе за 1894 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 319. Л. 528 об. — 529. 531-й кадр.
64 Клировая ведомость церкви св. вмч. Екатерины в Екатерингофе за 1891 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 3583. Л. 57 об. — 59.
65 Младенцев, Николай Михайлович, диакон Л.-Гв. Измайловского полка (послужные списки за 1870-1888 гг.) // РГИА. Ф. 806. Оп. 16. Д. 1468. Л. 49 об. — 50.
своим человеком еще будучи бакалавром66. Будущая жена Чистовича, Ольга Васильевна, родилась 28 сентября 1839 г. и была крещена в Большом соборе Зимнего дворца. Ее восприемниками были дети императора Николая I — наследник престола, будущий император Александр II, и великая княжна Ольга Николаевна67, впоследствии королева Вюртембергская.
Архиепископ Никанор (Бровкович) писал, что жену Чистовича отличала необычная мягкость и доброта сердца, так что друзья называли ее «ангелоподобной»68. Ольга Васильевна не прожила и 37 лет — 17 января 1876 г. она умерла «от скоротечной чахотки»69 и была похоронена на Никольском кладбище Александро-Невской лавры70.
С Илларионом Алексеевичем они имели детей Сергея (род. в 1860 г.)71, Николая (1861)72, Александра (1862)73, Владимира (1864)74, Ивана (1865)75, Екатерину (род. в 1866, крещена в 1867 г.)76, Евгения (1870)77, Анну (род. в 1871, крещена в 1872 г.)78 и Наталию (1873)79. В качестве восприемницы
66 Лопухин А. П. Памяти историка. С. 6.
67 Метрические книги Большого Придворного Собора Зимнего Дворца за 18361846 гг. // РГИА. Ф. 805. Оп. 2. Д. 33. Л. 62 об. — 63.
68 Никанор (Бровкович), архиеп. Записки. С. 13.
69 Метрическая книга Придворного Собора Зимнего дворца за 1876 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 1264. Л. 12 об. — 13. 16-й кадр.
70 Петербургский некрополь: в 4 т. СПб., 1913. Т. 4. С. 487.
71 Формулярные списки должностных лиц Санкт-Петербургской Духовной Академии за 1863 г. // РГИА. Ф. 802. Оп. 12. Д. 804. Л. 82.
72 Метрическая книга Придворного Собора Зимнего дворца за 1861 г. // РГИА. Ф. 805. Оп. 2. Д. 47. Л. 10 об. — 11.
73 Формулярные списки должностных лиц Санкт-Петербургской Духовной Академии за 1863 г. // РГИА. Ф. 802. Оп. 12. Д. 804. Л. 82.
74 Метрическая книга Придворного Собора Зимнего дворца за 1864 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 874. Л. 3 об. — 4. 6-й кадр.
75 Метрическая книга Придворного Собора Зимнего дворца за 1865 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 940. Л. 54 об. — 55. 58-й кадр.
76 Метрическая книга Придворного Собора Зимнего дворца за 1867 г. // РГИА. Ф. 805. Оп. 2. Д. 53. Л. 3 об. — 4.
77 Метрическая книга Придворного Собора Зимнего дворца за 1870 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 1082. Л. 4 об. — 5. 8-й кадр.
78 Метрическая книга Придворного Собора Зимнего дворца за 1872 г. // РГИА. Ф. 805. Оп. 2. Д. 58. Л. 2 об. — 3.
79 Метрическая книга Придворного Собора Зимнего дворца за 1873 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 1187. Л. 7 об. — 8. 11-й кадр.
Владимира и Екатерины была записана императрица Мария Александровна, хотя лично при купели она не присутствовала.
Екатерина Илларионовна была замужем за генерал-майором Михаилом Ивановичем Ставским. Трое их сыновей — Александр, Николай и Иван — погибли геройской смертью во время Первой мировой войны80. Старший сын, Илларион Михайлович, крестник своего деда81, белогвардеец и эмигрант, стал героем очерка А. И. Куприна «Полковник Ставский».
16 апреля 1882 г. Илларион Алексеевич Чистович вступил во второй брак — с Елизаветой Александровной Коноваловой, вдовой ветеринара Хреновского конного завода82. Но их союз продолжался недолго. Месяц январь был роковым для жен профессора Чистовича — 8 января 1884 г. Елизавета Александровна в возрасте сорока лет умерла в родах83. Она также похоронена на Никольском кладбище84.
Таковы основные вехи жизненного пути выдающегося ученого, которого близкие люди называли хорошим другом85 и добрым человеком86.
80 Кривенко В. С. Семья героев // Новое время. Иллюстрированное приложение. 1916. 14602. С. 7-8.
81 Метрическая книга церкви свт. Спиридона Тримифунтского при Офицерской стрелковой школе г. Ораниенбаума за 1889 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 128. Д. 126. Л. 129 об. — 130. 132-й кадр.
82 Метрические книги церкви св. блгв. князя Александра Невского при Михайловской Артиллерийской академии и училище за 1882-1883 г. (гражданский приход) // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 126. Д. 457. Л. 22 об. — 23. 25-й кадр.
83 Метрическая книга Симеоновской церкви на Моховой улице за 1884 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 126. Д. 1302. Л. 209 об. — 210. 214-й кадр.
84 Петербургский некрополь. Т. 4. С. 487.
85 Никанор (Бровкович), архиеп. Записки. С. 15.
86 Илларион Алексеевич Чистович (некролог) // Прибавления к Церковным ведомостям. 1893. № 46. С. 1671.
Источники и литература
Архивные источники
1. Клировая ведомость церкви св. вмч. Екатерины в Екатерингофе за 1891 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 113. Д. 3583.
2. Метрическая книга Казанского собора г. Малоярославца Малоярославецко-го уезда Калужской губернии за 1828 г. // ГКУ «Государственный архив Калужской области». Ф. 273. Оп. 1. Д. 81.
3. Метрическая книга Придворного Собора Зимнего дворца в Санкт-Петербурге за 1861 г. // РГИА. Ф. 805. Оп. 2. Д. 47.
4. Метрическая книга Придворного Собора Зимнего дворца за 1864 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 874.
5. Метрическая книга Придворного Собора Зимнего дворца за 1865 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 940.
6. Метрическая книга Придворного Собора Зимнего дворца за 1867 г. // РГИА. Ф. 805. Оп. 2. Д. 53.
7. Метрическая книга Придворного Собора Зимнего дворца за 1870 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 1082.
8. Метрическая книга Придворного Собора Зимнего дворца за 1872 г. // РГИА. Ф. 805. Оп. 2. Д. 58.
9. Метрическая книга Придворного Собора Зимнего дворца за 1873 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 1187.
10. Метрическая книга Придворного Собора Зимнего дворца за 1876 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 124. Д. 1264.
11. Метрическая книга Симеоновской церкви на Моховой улице за 1884 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 126. Д. 1302.
12. Метрическая книга Симеоновской церкви на Моховой улице за 1893 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 251.
13. Метрическая книга церкви с. Торошковичи Лужского уезда за 1832 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 111. Д. 414.
14. Метрическая книга церкви св. вмч. Екатерины в Екатерингофе за 1894 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 127. Д. 319.
15. Метрическая книга церкви свт. Спиридона Тримифунтского при Офицерской стрелковой школе г. Ораниенбаума за 1889 г. // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 128. Д. 126.
16. Метрические книги Большого Придворного Собора Зимнего Дворца за 1836-1846 гг. // РГИА. Ф. 805. Оп. 2. Д. 33.
17. Метрические книги церкви св. блгв. князя Александра Невского при Михайловской Артиллерийской академии и училище за 1882-1883 г. (гражданский приход) // ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 126. Д. 457.
18. Младенцев, Николай Михайлович, диакон Л.-Гв. Измайловского полка (послужные списки за 1870-1888 гг.) // РГИА. Ф. 806. Оп. 16. Д. 1468.
19. О награждении профессора Иллариона Чистовича и бакалавра Ивана Чельцова следующими чинами // ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 2556.
20. О погребении в Лавре различных особ (9 сентября 1893 г. — 10 января 1894 г.) // РГИА. Ф. 815. Оп. 13. Д. 405.
21. О представлении профессоров Ивана Чельцова и Иллариона Чистовича к награждению следующими чинами // ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 2625.
22. О распределении воспитанников С.-Петербургской и Киевской духовных академий, окончивших в оных курс в 1851 г. // РГИА. Ф. 796. Оп. 132. Д. 1741.
23. Об увольнении профессора Адама Фишера и определении на его место бакалавра Иллариона Чистовича // ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 2312.
24. Формулярные списки должностных лиц Санкт-Петербургской Духовной Академии за 1863 г. // РГИА. Ф. 802. Оп. 12. Д. 804.
25. Формулярные списки бакалавра Санкт-Петербургской духовной академии магистра И. А. Чистовича // ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 982.
26. Формулярный список о службе Управляющего Контролем при Святейшем Синоде тайного советника Чистовича за 1893 г. // РГИА. Ф. 797. Оп. 95. Д. 190. Л. 93-120.
Опубликованные источники
27. Адресная книга города Санкт-Петербурга на 1893 г. / под ред. П. О. Яблонского. СПб., 1893. XXX с., 1182 стб., 326 с., 20 л.
28. Илларион Алексеевич Чистович (некролог) // Прибавления к Церковным ведомостям. 1893. № 46. С. 1670-1671.
29. Калужские епархиальные ведомости. Прибавления. 1893 г. № 21. С. 64-642, 649-650.
30. Кривенко В. С. Семья героев // Новое время. Иллюстрированное приложение. 1916. 14602. С. 7-8.
31. ЛопухинА. П. Памяти историка С.-Петербургской Духовной Академии И. А. Чистовича: Некролог (извлечение из Церковного вестника № 45 за 1893 г.). СПб., 1893. 11 с.
32. Никанор (Бровкович), архиеп. Записки // Русский архив. 1906. № 9. С. 5-38.
33. Никитенко А. В. Записки и дневник: в 3 т. Т. 3 // Электронная библиотека Александра Белоусенко. URL: http://www.belousenko.com/books/memoirs/ nikitenko_dnevnik_3.htm (дата обращения: 14.06.2016).
34. Петербургский некрополь: в 4 т. / сост. В. И. Саитов. СПб., 1913. Т. 4. 748 с.
Исследования
35. Рункевич С. Г. Александро-Невская Лавра. СПб.: Лига Плюс, 1997. 688 с.
36. Сухова Н. Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы (вторая половина XIX в.). М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. 658 с.
37. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной академии. СПб., 1857. 458, IV с.
38. Чистович И. А. Санкт-Петербургская Духовная Академия за последние 30 лет: 1858-1888 гг. СПб., 1889. 232, 164, 2 с.
Priest Pavel Kadosov. Illarion Alekseyevich Chistovich: Scholar, Teacher and Political Figure.
Illarion Chistovich (1828-1893) is an eminent scholar, writer and church and political leader of the 19th century, the author of several scholarly works, the most important of which is a history of the Russian Church during the Synodal period. Chistovich is particularly important for St. Petersburg Theological Academy, since he graduated from the Academy, taught there, and authored the first works on its history. The historical scholarship of Chistovich is primarily based on archival sources. He brings into historical scholarship previously unknown facts and abundant biographical material. Chistovich's work may be characterized by clarity of writing and accessibility for a wide audience. During the last decades of his life, Chistovich occupied important political positions: he was the deputy director of the chancellery of the Ober-Procurator of the Holy Synod and director of the Synodal Control Department, making him a prominent figure in church administration. The scholar's family life is also of interest. His brother and nephews were well-known doctors and Illarion himself was, in his first marriage, married to the daughter of the Tsar's Confessor, Protopresbyter Vasily Bazhanov. Three of his grandsons become heroes of the First World War. The present article offers a biography of this eminent church leader, based on archival documents and memoirs of his contemporaries.
Keywords: Illarion Chistovich, Vasily Bazhanov, Archbishop Nicanorus (Brovkovich), Archpriest Nicholas Peretersky, Deacon Nicholas Mladentsev, Illarion Stavsky, Control Department of the Holy Synod, St. Petersburg Theological Academy, Kaluga Theological Seminary.
Priest Pavel Kadosov — a clergyman of the Transfiguration Church in Lesnoye, student in the Master's Program at St. Petersburg Theological Academy (pavel-kadosov@yandex.ru).