КОНФЕРЕНЦИЯ “ИТО-ПЕРМЬ-2008”
И.В. Петроградских
ИКТ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: “ИТО-ПЕРМЬ-2008”
За последние годы при мощной поддержке федерального и регионального центров заложен фундамент информатизации образования страны. В качестве достижений, несомненно, могут быть отмечены весомые количественные изменения в оснащенности школ современным оборудованием.
Однако на процесс обучения по-настоящему влияет лишь учитель. Только от его знаний, желания, эмоций будет зависеть процесс обучения с привлечением нового инструмента - ИКТ.
Сегодня Интернет - открытость и доступность большого количества информации. Насыщенность и интенсивность самого информационного потока ведут к развитию навыков умения работать с информационными массивами, необходимости более частого, чем раз в пять лет, повышения квалификации, умения самоорганизации и самообразования. Волей-неволей приходится подстраиваться под новые условия не только педагогам, но и администраторам, а, значит, творчески эволюционировать.
Интернет-технологии пришли в школу и на урок. Новым явлением для нас становится развитие профессиональных педагогических сетевых сообществ.
В нашем городе примером тому может служить виртуальное методическое объединение учителей естественно-научного цикла школы № 132. Работающий уже 4 года школьный портал, управленческий сайт поддерживаются городской целевой программой "Развитие образования".
На наших глазах генерируются новые идеи,в жизнь приходит 2-е поколение интернет-технологий. О задачах образовательного сообщества по внедрению и дальнейшему использованию технологии Web-2.0 сегодня заявит МО края.
Изменения в личностном и творческом развитии работников отрасли наиболее системно и последовательно обеспечивались деятельностью 5 межшкольных методических центров, обучение в которых прошло около 2 тысяч наших педагогов на базовом уровне, и началось обучение на повышенном уровне.
2-е поколение стандартов в образовании имеет в своей основе компетентно стный подход. Краевой проект модернизации образования предполагает заложить в основу новой системы оценки качества образования разработку механизмов оценки результативности деятельности учителя, образовательных достижений ученика, состояния институциональных образовательных систем. Главным в них будет набор показателей и индикаторов успешности формирования надпредметных компетентностей выпускника школы. А при разработке новой отраслевой системы оплаты труда - замер компетентностей самого учителя.
Национальный проект ИСО создал условия не только для обучения, но и для дальнейшего повышения ИК-компетентности педагогов. Мониторинги, проводимые в процессе работы ММ-центров, позволяли сделать оптимистичные прогнозы в отношении учителей города по данному показателю. Какие же дальнейшие продвижения
1 Петроградских И.В., 2009
в этом направлении должны быть выполнены? Есть ли различия между ИК-компе-тентностью педагогов различных предметов, администраторов, руководителей? Что такое ИК-компетентность студента и молодого специалиста? Есть ли понятие "продвинутая компетентность" и чем ее замерять? Эти вопросы предлагается обсудить как на пленарном заседании, так и на секции нашей конференции.
На базе ММ-центров школы № 146, гимназии № 4 организована апробация цифровых образовательных ресурсов - это УМК по географии, физике, математике, истории, химии, биологии, обществознанию. Началась апробация единой национальной коллекции ЦОР, размещенной в сети Интернет. Современные тенденции в разработке электронного образовательного контента - это тема работы отдельной секции конференции.
Проектом ИСО предусмотрено комплектование школьных медиатек и медиатек ММ-центров цифровыми образовательными ресурсами. В каждый ММ-центр поступило уже более 120 дисков. Данные материалы демонстрируются на семинарах, выдаются учителям. Медиатекой наиболее активно пользуются учителя математики, истории, биологии, физики, реже - географии и иностранных языков, самый низкий уровень использования учителями начальной школы и ОБЖ.
Интенсификация информационного потока в образовании предопределила резкое увеличение количества инновационных проектов, имеющих целью оптимизацию процесса образования, выход на качественно иной уровень организации информатизации и работы с ней, получения удовлетворяющего современным требованиям стандарта образовательной услуги, включающего новое содержание, передаваемого с помощью новых образовательных технологий в новых педагогических условиях. В адрес оргкомитета конференции поступили тезисы от более 80 педагогов. Они вошли в наш первый сборник, который вы получили. Во время
проведения конференции состоятся мастер-классы педагогов по 11 предметам учебного плана. Выступления на пленарном заседании и мастер-классах войдут во второй сборник конференции "ИТО-Пермь-2008".
Городская программа развития образования поддерживает развитие дистанционных форм обучения детей с особыми образовательными нуждами. Эта деятельность организована на базе школы № 154. Гимназия № 4 с 2006 года сотрудничает в рамках проекта ИСО с интернет-школой "Просвещение.га". Сейчас здесь дистанционно обучается уже 38 человек по 1-2 предметам. Эффективно работают сетевые педагоги и педагоги-кураторы, реализуя личностно ориентированный подход в обучении с использованием образовательного ресурса "Телешкола".
Освоение профильного обучения учащихся происходит с применением личностно ориентируемых технологий, предполагает индивидуализацию и дифференциацию обучения. Использование ИКТ позволяет значительно упростить эту задачу. Модульная и проектная технологии легко интегрируются с ИКТ. Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения в старшей школе.
С появлением в школах города нового презентационного оборудования педагоги активно стали осваивать интерактивные технологии. И хотя применяемые SMART-доски требуют более современного программного обеспечения, в этом году мы смогли смотивировать учителей на конкурс "Умный урок - SMART", при помощи компании "Полимедиа". На конференции планируется награждение победителей конкурса. Интерактивным технологиям в образовательном процессе средней школы посвящено выступление и работа секции на конференции.
В октябре 2007 года распоряжением Правительства РФ в целях обеспечения использования в ОУ в установленном по-
рядке программ для компьютеров МО и науки РФ поручено обеспечить приобретение для ОУ лицензионного пакета программного обеспечения и разработку и внедрение свободного программного продукта с выделением на эти цели средств федерального бюджета. Пермский край является участником этой программы, и представители дирекции этого проекта выступят с сообщением на нашей конференции.
Приоритетный национальный проект "Образование" в части выявления и поощрения инновационных школ показал, сколь важное значение уделяется программе развития ОУ и программе развития информатизации школы, в том числе как основному современному инструментарию.
Как информатизация может обеспечить качество образования? Как его следует замерять? Что следует делать школе для
информационно-программного обеспечения реализации портфолио ученика и учителя? Эти и другие вопросы рассмотрят участники секции "Роль ИКТ в обеспечении качества образования".
Государственной политикой в области образования является тезис "Инновационной экономике - инновационное образование". Образование не сможет стать таковым без развития новых информационных технологий. Возможность подготовки человеческого ресурса для инновационной экономики в значительной мере определяется успешностью нашего продвижения именно по этому пути. Хочется верить, что состоится превращение количества энтузиазма в новое качество жизни. Желаем плодотворной работы участникам конференции "ИТО-Пермь-2008"!