ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ИКТ В ОБРАЗОВАНИИ
А.К. Колесников, Е.В. Оспенникова
ПРОЕКТ «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ» И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В ПЕРМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Представлен обзор содержания документов и материалов по проекту «Информатизация системы образования». Рассматриваются задачи технического задания по разработке программ и учебно-методических материалов для подготовки студентов университета в области использования цифровых образователъныхресурсов в профессиональной деятельности.
Стремительное развитие в современном мировом сообществе новых технологий информационного обмена определило процессы модернизации практически всех сфер человеческой деятельности. Благодаря этому мировой социум приобрел совершенно иное качество. Это информационное общество, т.е. общество, жизнедеятельность которого базируется не только на материальных, но и в значительной мере на информационных ресурсах, а информация и интеллектуальный потенциал являются определяющими факторами социального прогресса.
В условиях информационного общества особую роль в развитии каждого государства приобретают процессы модернизации сферы образования. От готовности молодого поколения жить и работать в информационно насыщенной среде зависят темпы экономического, культурного и политического развития государства. Российская система образования развивается с учетом мировых тенденций информационного обновления сферы образовательных услуг. Необходимо сделать отечественную школу по содержанию, методам и организационным формам образовательной деятельности адекватной потребностям информационного социума. Это общекультурная, социальноэкономическая и политическая задача, значимость решения которой для нашей страны трудно переоценить.
Важно на базе широкого использования информационных компьютерных технологий в образовательной деятельности обеспечить новое качество образования молодежи - качество, которое поможет нашему государству стать конкурентноспособным на мировом рынке труда, товаров и услуг, успешно «встроиться» в глобальную экономическую систему, основанную на знаниях.
Начало массовой информатизации отечественного образования связывается с выходом в 1984 г. Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР о введении предмета «Основы информатики и вычислительной техники» в средней школе. В этот период были выделены значительные средства на производство школьных компьютеров и их поставку в учебные заведения, шла подготовка учебных пособий и переподготовка учителей, с целью обеспечить достойное качество преподавания нового школьного предмета. В последующие 90-е гг. были реализованы еще две федеральные программы
© А.К. Колесников, Е.В. Оспенникова, 2006
по информатизации отечественной школы: «Электронная Россия» и «Дети России». В начале нового века был принят к исполнению очередной федеральный проект «Развитие единой образовательной информационной среды». В рамках исполнения названных проектов основное внимание было по-прежнему сосредоточено преимущественно на технических аспектах информатизации образования и совершенствовании процессов преподавания курса информатики в общеобразовательной и профессиональной школах.
1. О проекте «Информатизация системы образования»
В октябре 2004 г. взял старт новый государственный проект. Это проект «ИСО» -«Информатизация системы образования». Данный проект готовился большой группой международных и российских экспертов. Финансовым гарантом проекта выступает Международный банк реконструкции и развития. Реализация проекта ИСО возложена на Национальный фонд подготовки кадров (НФПК).
Первый этап проекта относится к 2005-2008 гг.
«Проект ИСО делает самую масштабную и системную за прошедшие 20 лет попытку решать вопросы информатизации школы в тесной связи с повышением качества учебного процесса, изменением парадигмы образования, обновлением способов педагогической деятельности» [здесь и далее используются материалы сборника «Проект «Информатизация системы образования». - М.: Локус-Пресс, 2005, с. 20].
Процессы информатизации школы в рамках данного проекта непосредственно связываются с обновлением содержания, методов и организационных форм обучения, с достижением новых учебных результатов, с модернизацией всех сторон жизни общеобразовательной и профессиональной школы, с использованием компьютера в преподавании всех учебных предметов, с формированием в массовом порядке ИКТ-компетентности учителей-предметников.
Главная цель проекта - « ... запуск процесса изменений, обеспечение условий его необратимости и формирование механизмов поддержки. Изменения эти, базируясь на информационных и коммуникационных технологиях, будут захватывать и содержание образования по всем предметам, и уклад школы» [там же].
Содержание проекта ИСО дает нам представления о тех радикальных изменениях, которые уже происходят и будут происходить в системе российского образования (в его содержании, организационной структуре, механизмах функционирования и развития) в ближайшие 6-7 лет.
Обозначим основной круг проблем, решаемых в проекте ИСО:
1. Растущее неравенство в доступе к образовательным ресурсам.
2. Неравенство региональных возможностей в сфере образования.
3. Снижение качества преподавания.
4. Недостаточная готовность учащихся к использованию своих знаний в реальных жизненных ситуациях.
5. Недостаточный уровень подготовки педагогов и других работников сферы образования к использованию ИКТ в учебном процессе.
6. Несоответствие начального профессионального образования требованиям рынка
труда.
7. Несоответствие нормативно-правовой базы задачам информатизации образования.
Проект ИСО ориентирован на решение данных проблем и достижение в связи с этим трех взаимосвязанных между собой целей.
Первая цель. Обеспечение активной учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в коллективе, находить решения проблем в нестандартных ситуациях, решать не встречавшиеся ранее задачи.
Данная цель всегда стояла перед педагогическим сообществом. Тем не менее ее достижение обеспечивалось в той или иной мере преимущественно в немногих элитных учебных заведениях. Перед школой информационного общества стоит задача сформировать познавательную самостоятельность у большинства школьников. К новым инструментам и технологиям, появившимся в настоящее время для решения этой задачи, относятся:
• энциклопедически полные и постоянно обновляемые, общедоступные библиотеки цифровых образовательных источников - мультимедийные образовательные материалы нового поколения, задающие новый уровень наглядности и доступности, обеспечивающие простор для самостоятельной работы учащихся;
• компьютерные инструменты и среды для поддержки этой деятельности - от стандартных офисных приложений и общедоступных редакторов до специализированных предметных и задачных сред, профессиональных приложений и их учебных адаптаций.
Важнейшей целью проекта является формирование и распространение в образовательной среде этих библиотек и инструментов, использование их в новых учебных курсах, разработка методик организации активной работы школьников с данными библиотеками и инструментами.
Вторая цель. Поддержка развития творческой работы педагогов и педагогических коллективов, обеспечение перехода педагогов к более индивидуальным и активным методам обучения, предоставление им возможности широко использовать новые информационные ресурсы в учебной работе.
Задача проекта - создать средствами ИКТ необходимые условия для творческой работы педагога. Сегодня появились новые, но уже доказавшие свою эффективность интеллектуальные инструменты и информационные технологии организации профессиональной деятельности. Их использование облегчает работу учителей, помогает оформлять, накапливать и развивать свой педагогических опыт, высвобождает время для творческой деятельности. В проекте ИСО эти инструменты включены в комплекс средств формирования информационной среды образовательного учреждения: работа с коллекциями цифровых образовательных источников, разработка учебных занятий и учебно-методических материалов, работа с базами данных учащихся, накопление и обработка материалов педагогического опыта. Проектом предусматривается текущая поддержка учителей в освоении и использовании указанных образовательных технологий.
Третья цель. Обеспечение доступности качественных образовательных услуг для каждого заинтересованного в них школьника, даже если он не может получить эти услуги в своей школе.
Достижение этой цели связано с организацией интернет-образования. Оно становится особенно актуальным в связи с введением профильной подготовки учащихся. Заочная форма учебной работы - единственная возможность получить углубленную подготовку для тех школьников, которые не могут изучать профильные курсы (в том числе элективные) в своей школе. Быстро развивающиеся сегодня технологии и
инструменты учебной работы через Интернет обеспечивают практическую возможность углубленного обучения всех учащихся в таких школах [там же, с.23].
В рамках проекта ИСО предполагается решение следующих задач:
• создание в России устойчивого потенциала в области производства высококачественных, открытых, доступных по стоимости цифровых образовательных ресурсов, отвечающих нуждам образовательных учреждений;
• рывок в обеспечении учащихся и учителей современными учебными материалами, в том числе - цифровыми образовательными ресурсами, предполагающими активное использование информационных и коммуникационных технологий обучения;
• подготовка и повышение квалификации педагогов и управленцев в области использования информационных и коммуникационных технологий в практике образования и проектирования такого использования;
• реализация профильных учебных программ средствами дистанционного обучения;
• создание в регионах, участвующих в проекте, системы межшкольных методических центров (ММЦ) для поддержки информатизации школ и распространения новой практики преподавания;
• поддержка инициатив педагогов и школ, направленных на создание новой практики обучения и внеучебных форм образования [там же, с.24].
Проект ИСО имеет ряд особенностей, которые выделяют его среди других образовательных программ, осуществляемых в России:
1. Продолжительность. Устойчивые изменения в работе школы накапливаются достаточно медленно и заметны не ранее, чем через два-три месяца. Для того чтобы разработать новые модели обучения, опробовать их на практике и сформировать новые механизмы, обеспечивающие распространение этих моделей по всей стране, необходимо время - не менее шести-семи лет. Эти соображения определили общую продолжительность проекта и его деление на два этапа. Первый этап: март 2005 -июнь 2008 гг., второй этап: июль 2006 - июнь 2010 гг.
2. Масштабность и распределенность. Проект ИСО направлен на преобразование образовательной системы во всей стране. На первом этапе он охватит около 6 тысяч школ в 7 пилотных регионах проекта (Республика Карелия, Калужская и Челябинская области, Пермский, Ставропольский, Красноярский, Хабаровский края) и 400 тыс. педагогических работников во всей России.
В рамках проекта предполагается создать учебные материалы нового поколения по всем учебным предметам общеобразовательной школы - свыше 150 учебнометодических комплектов и более 75 тысяч цифровых информационных источников.
На втором этапе в проекте примет участие не менее 20 регионов страны. Школы получат доступ к новым цифровым образовательным ресурсам (ЦОР) и учебнометодическим материалам нового поколения.
3. Системность. Проект охватывает три ключевые составляющие образовательной практики: содержание образования, методы и формы обучения, педагогические кадры. Проект нацелен на комплексное совершенствование этих составляющих образовательной практики за счет широкого использования потенциала ИКТ и ресурсов новой информационной среды [там же, с.25].
Работы, выполняемые в рамах проекта ИСО, будут осуществляться в два этапа.
Главные задачи первого этапа (март 2005 - июнь 2008 гг.):
• разработать и апробировать серию высококачественных открытых цифровых образовательных ресурсов и учебно-методических комплексов, отвечающих новым задачам подготовки учащихся;
• создать эффективный механизм изменения практики обучения через повышение квалификации педагогов в области информатизации;
• развернуть в регионах, участвующих в проекте, систему межшкольных методических центров, которые обеспечивают текущую поддержку процессов информатизации школ.
Следствием решения этих задач должно стать продвижение школ на такую ступень информатизации образования, которая характеризуется активным использованием ИКТ и цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе.
Второй этап проекта (июль 2008 - июнь 2010 гг.) ориентирован на решение следующих задач:
• развернуть в большинстве школ страны практическое использование технологий и цифровых образовательных ресурсов, разработанных на первом этапе проекта;
• повсеместно перейти на новые программы подготовки и повышения квалификации учителей, которые основаны на использовании ИКТ, ориентированны на конкретные педагогические результаты и помогают работникам образования использовать ИКТ в качестве инструмента профессионального роста;
• распространить накопленный в проекте опыт поддержки процессов информатизации и использования ИКТ в работе методической службы;
• развить производство высококачественных учебных материалов, выйти на международный рынок цифровых образовательных ресурсов.
Структура проекта «Информатизация системы образования». Все входящие в проект ИСО работы распределены по трем компонентам:
• учебные материалы нового поколения (компонент А);
• профессиональное развитие педагогов в области развития ИКТ для целей образования (компонент В);.
• создание системы межшкольных методических центров (компонент С).
Работы по каждому из компонентов организуются на конкурсной основе.
КОМПОНЕНТ А. Учебные материалы нового поколения. Компонент А включает несколько конкретных программ.
А1. Разработкарегламентов создания и использования цифровых образовательных ресурсов (формирование правовой основы учебного процесса, общественной и административной жизни школы в ИКТ-насыщенной среде). В числе результатов реализации программы А1 планируется:
• издать методические рекомендации по организации работы школ в условиях активного использования информационных и коммуникационных и технологий обучения;
• сформировать единые правила, позволяющие использовать цифровые образовательные ресурсы, создаваемые различными разработчиками, в едином информационном пространстве школы;
• предложить нормативы ведения цифровой внутришкольной документации, формы регистрации хода учебной деятельности (ведение электронного журнала, хранение работ учащихся и пр.);
• составить типовые штатные расписания, отражающие необходимость использования и обслуживания средств ИКТ;
• сформулировать предложения по проекту образовательных стандартов и сопровождающих материалов для среднего образования в условиях ИКТ-насыщенной среды [там же, с. 29].
А2. Создание и систематизация цифровых учебных ресурсов.
Задачами программы А2 является разработка учебных материалов нового поколения, преодоление дефицита ЦОР, насыщение рынка новыми качественными продуктами, а также формирование методик организации учебного процесса с эффективным использованием ИКТ.
Выделяются следующие типы цифровых образовательных ресурсов:
• информационные источники для системы общего среднего и начального профессионального образования;
• инструменты учебной деятельности;
• информационные системы (средства) поддержки организации образовательного процесса;
• учебно-методические материалы (комплексы), ориентированные на достижение качественно новых образовательных результатов.
В рамках проекта ИСО предполагается создание общедоступной коллекции цифровых информационных источников, содержащей свыше 75 тыс. объектов по основным учебным предметам, в том числе и по физике. Ресурсы коллекции будут систематизированы по школьным предметам, основным содержательным линиям и дидактическим единицам образовательного стандарта. В итоге каждый учитель сможет получить дидактические материалы к каждому уроку и методические рекомендации по их использованию.
Для эффективного использования элементов коллекции необходима система инструментов учебной деятельности. Это программные продукты, предназначенные для создания, редактирования и компоновки, текстовых документов, графических объектов, массивов числовых данных, звука и видео, компьютерных лабораторий и геоинформационных систем и пр. В рамках проекта предусмотрено приобретение, адаптация и разработка нескольких сотен таких инструментов для нужд системы образования.
Отдельный вид цифровых образовательных ресурсов - информационные системы (средства) поддержки организации образовательного процесса. В рамках проекта предусматривается приобретение и разработка специализированного программного обеспечения для методистов, учителей и школьных администраторов. Это позволит автоматизировать составление и ведение расписания, контроль и анализ знаний учащихся и хода учебного процесса, учет контингента учащихся и педагогических кадров, сбор и анализ статистических данных, работу школьных бухгалтерий и пр., в конечном счете - информатизировать процесс управления учреждением образования.
Разработка учебно-методических материалов (комплексов), ориентированных на достижение качественно новых образовательных результатов, - еще одна важная задача программы А2. Ее решение планируется достичь двумя способами.
Первый способ связан с разработкой ЦОР к уже рекомендованным к использованию традиционным предметным учебно-методическим комплектам (УМК).
ЦОР этого назначения жестко привязаны к данным УМК, что позволяет учителю сохранять освоенную им ранее методику обучения на основе использования традиционных учебных пособий и при этом успешно применять компьютерные технологии обучения.
Второй способ решения поставленной задачи предполагает разработку инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК), полностью обеспечивающих организацию учебного процесса по предмету (предметной области, теме) и ориентированных на новые формы представления учебного материала, новые педагогические технологии обучения и новые способы организации учебного процесса. Важной особенностью ИУМК является их открытость. У учителя есть возможность использовать материалы и инструменты инновационного комплекса при создании собственных ресурсов, связывать посредством ссылок самостоятельно подготовленные материалы с материалами ИУМК, расширяя тем самым возможности использования последнего в учебном процессе. Такой инновационный комплекс предназначен для применения на уроке, может самостоятельно использоваться учеником при подготовке домашнего задания, а также окажется полезен для подготовки педагога к занятию. Это достигается за счет наличия в ИУМК большого количества информационных источников: текстов, иллюстраций, упражнений и тренажеров, виртуальных
лабораторий, вопросов и задач для самоконтроля, тестовой системы контроля знаний и пр. ИУМК преимущественно предназначены для творчески работающих учителей, готовых самостоятельно строить учебный процесс.
А3. Создание системы апробации новых учебных материалов и разработка методики их использования.
Программа А3 имеет своей целью обеспечение высокого качества разрабатываемых в рамках проекта ИСО учебных материалов. Апробация данных материалов на практике - главное условие решения этой задачи. Основными территориями апробации являются семь пилотных регионов проекта. Предполагаются два уровня апробации с непременной последующей доработкой информационных ресурсов на основе высказанных экспертами замечаний и предложений. Только после апробации становится возможным массовое распространение подготовленных учебных материалов в системе образования.
КОМПОНЕНТ В. Профессиональное развитие педагогов в области применения ИКТ для целей образования. В разработке программ компонента В авторы проекта ИСО исходили из того, что главную роль в информатизации образования играет учитель, подготовленный и мотивированный. Именно поэтому особое внимание в проекте уделяется созданию учебно-методических комплексов, связанных с подготовкой и повышением квалификации различных категорий работников образования: учителей предметников, школьных библиотекарей, методистов, администраторов.
Программы компонента.
В1. Организация обучения будущих и работающих педагогов, руководителей учреждений образования использованию ИКТ в образовании. Формирование базовой ИКТ-компетентности работников образования. Развитие систем повышения квалификации и методической поддержки педагогов. Интернет-поддержка профессионального развития педагогов.
В рамках проекта ИСО ставится задача не просто обучить работников системы образования методам работы в ИКТ-насыщенной среде. Важно обеспечить системные изменения в их подготовке к развертыванию процессов информатизации образования и перестройке работы школы на основе широкого использования средств ИКТ.
Значительное внимание в программе В1 уделяется подготовке будущих педагогов в педагогических вузах. Педагогические вузы должны составить авангард работ по информатизации школы. Необходимо обучение студентов педвузов методам работы с современными коллекциями цифровых образовательных ресурсов, компоновке индивидуализированных учебных материалов. Важно, чтобы будущие учителя осваивали новые учебные средства не только на занятиях по ИКТ, но и на занятиях по основным методическим курсам и соответствующим предметным дисциплинам.
Необходимо начать в педагогических вузах страны систематическую подготовку специалистов в области педагогического дизайна (проектирования) средств обучения, которые в ближайшем будущем составят костяк отечественных разработчиков цифровых учебно-методических материалов.
Предполагается разработка учебных программ и материалов для подготовки будущих учителей по методике преподавания по шести образовательным областям, а также в области педагогического дизайна.
На конкурсной основе в 2005 г. отобраны десять педагогических вузов (по одному из каждого пилотного региона и три из других территорий), в которых начинается преподавание на основе разработанных материалов. В этих вузах, в том числе и в Пермском государственном педагогическом университете, за счет средств проекта будут оснащены необходимым оборудованием и введены в действие учебнопроизводственные лаборатории по педагогическому дизайну (проектированию). Основная цель создания таких лабораторий - включение в учебный процесс в педагогических вузах практики освоения методов использования цифровых образовательных ресурсов в обучении. В условиях этих лабораторий будет организована производственная и исследовательская деятельность по созданию ЦОР, будут проводиться также работы по повышению квалификации работников образовательных учреждений.
С целью распространения полученных результатов и закрепления изменений в практике подготовки будущих учителей в области использования ИКТ в учебном процессе предполагается разработать предложения по корректировке государственных стандартов педагогического образования.
Есть основание считать, что реализация программы В1 в рамках проекта ИСО будет способствовать росту престижности обучения в педагогических вузах и педагогической профессии [там же, с. 33-36].
В2. Развитие потенциала в области педагогического дизайна при создании учебных материалов.
Цель данной программы - способствовать систематическому использованию знаний об эффективной учебной работе в процессе проектирования, разработки, оценки и исполъзованияучебных материалов в отечественной образовательной практике.
Педагогический дизайн в самом общем виде может быть определен как систематический процесс преобразования общих принципов обучения в учебные планы и материалы. Это новое направление в педагогической науке, рассматривающее вопросы: «стратегий учения», разработки учебных материалов, реализующих эти стратегии; формирования учебной среды и построения в ней эффективного учебного процесса.
Внутри педагогического дизайна как общего направления можно выделить две основные линии. Первая рассматривает принципы организации массового производства учебных материалов. Вторая определяет, как работать с готовыми образовательными ресурсами и конструировать на их основе учебный процесс.
Современный учитель должен знать основы педагогического дизайна. Это необходимый элемент его педагогической культуры. Программа В2, посвященная педагогическому проектированию (дизайну), ориентирована на три целевые группы:
разработчиков учебных материалов нового поколения; практикующих учителей; студентов педагогических вузов [там же, с.37-38].
В3. Развитие сети образовательных учреждении, ведущих работу по очной и дистанционной формам обучения со школьниками.
В рамках этой программы предполагается выполнить две группы работ: развитие системы обучения школьников через Интернет, поддержка заочных школ.
Общность этих работ заключается в том, что в обоих случаях оказывается поддержка учащимся, проживающим в удаленных районах, посредством обеспечения их доступа к качественным образовательным ресурсам. Различие состоит в том, что первое направление работы предполагает квалифицированное обеспечение реализации программы общеобразовательной школы (прежде всего, на старшей ее ступени), второе -поддержку системы заочных школ, занимающихся преимущественно не общеобразовательной, а довузовской подготовкой учащихся [там же, с. 40-41].
КОМПОНЕНТ С. Создание системы межшкольных методических центров.
Задачи компонента С - расширение доступа к информации, учебно-методическим и техническим ресурсам для учреждений общего и начального профессионального образования, накопление и распространение опыта модернизации образовательной и управленческой деятельности на основе использования ИКТ, развитие и поддержка программно-технического компьютерного оснащения учебных заведений.
Основная идея разработки компонента С - поддержка процессов информатизации учреждений общего и начального профессионального образования через создание инфраструктуры в форме региональных консультационных и межшкольных методических центров (РКЦ-ММЦ), предоставляющих образовательные, методические и технические услуги на основе использования ИКТ. Данные центры должны стать своеобразными «точками роста» в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовании.
Свои задачи система РКЦ-ММЦ решает во взаимосвязи с методическими структурами, вузами, учреждениями дополнительного профессионального образования, опорными школами, отдельными специалистами [там же, с. 42].
Как видно из изложенного выше, все компоненты проекта А, В и С тесно связаны между собой. В компоненте А создаются базовые учебные материалы, на основе которых осуществляется обновление содержания образования и формирование новых способов организации учебного процесса. В компоненте В разрабатываются учебнометодические материалы для повышения квалификации учителей, ведется учебная работа с региональными методическими группами, которые, в свою очередь, будут работать с ММЦ и отдельными школами. В компоненте С обеспечиваются условия для курсовой переподготовки и организации постоянной методической поддержки основной массы педагогов.
Координация всех компонентов проекта осуществляется за счет сквозной организации процесса обучения работников образования, в который втягиваются авторы учебных материалов, управленцы и методисты разных уровней образования и все учителя-предметники пилотных регионов [там же, с. 27-28].
2. Разработка программ и учебно-методических материалов для подготовки студентов педагогических вузов в области использования цифровых образовательных ресурсов
Проект ИСО направлен на создание условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе школ (учреждений общего и начального профессионального образования). В результате реализации проекта большинство школ в пилотных регионах и лидирующие школы в
других регионах России должны перейти на новую ступень использования ИКТ в учебном процессе, активно использовать цифровые образовательные ресурсы. С этой целью в рамках проекта будут поддержаны работы по созданию в России устойчивого потенциала в области производства высококачественных цифровых учебных материалов, повышению квалификации педагогов в области внедрения информационных и коммуникационных технологий в практику образования.
В настоящее время в рамках различных конкурсов, проводившихся Министерством образования и науки России (ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды») и НФПК (9 тур конкурса «Создание учебной литературы нового поколения на электронных носителях для общеобразовательной школы»), а также за счет собственных средств фирм-разработчиков создано большое количество учебных материалов на электронных носителях. К середине 2008 г. этот перечень будет существенно расширен за счет разработок, осуществление которых запланировано по проекту ИСО. Однако, как показывают исследования, разработанные материалы недостаточно широко и эффективно используются учителями в учебном процессе. Это объясняется целым рядом причин, главная из которых неподготовленность рядового учителя к активному включению цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в учебный процесс, отсутствие у него необходимых навыков, а также мотивации, основанной на понимании очевидных преимуществ использования ЦОР.
Полноценное решение задач информатизации школы невозможно без дополнительных усилий по совершенствованию методической подготовки будущих учителей, без обучения их методам работы с современными коллекциями ЦОР, методике педагогического проектирования учебных материалов для использования в учебном процессе, при проведении конкретного урока.
Как отмечалось выше, решение этой задачи осуществляется в рамках реализации компоненты В проекта ИСО. Десять педагогических вузов пилотных регионов России в этой связи получили техническое задание (ТЗ) по разработке программ и учебнометодических материалов для подготовки студентов педагогических вузов в области использования цифровых образовательных ресурсов.
Разработка материалов для подготовки будущих педагогов к использованию ЦОР не является абсолютно новым делом. Такая подготовка уже много лет ведется, в том числе, как составная часть подготовки в области использования ИКТ в учебном процессе. Однако принципиально важно, чтобы будущие учителя осваивали новые учебные средства не столько на занятиях по ИКТ, сколько в рамках общеобразовательных, общеметодических курсов, а также курсов по методике преподавания соответствующих предметных дисциплин.
Техническое задание проекта
В рамках технического задания проекта предполагается:
• разработать учебно-методические материалы (в т.ч. учебные программы, системы учебных заданий, проверочных работ и т.п.) по вопросам проектирования и использования ЦОР,
• включить их в существующие методические курсы и предметные дисциплины в виде отдельных модулей и/или новых (в том числе специальных) курсов для соответствующей подготовки студентов,
• провести экспериментальное обучение студентов с использованием разработанных материалов,
• сделать общедоступными разработанные материалы и положительный опыт трансформации действующих курсов, а также создания новых спецкурсов по
вопросам педагогического проектирования в условиях ИКТ-насыщенной среды школы.
Потребность совершенствования методической подготовки студентов (будущих учителей) в высших учебных заведениях, включения в учебный процесс в качестве обязательных составляющих освоение методов использования ЦОР в учебном процессе достаточно хорошо осознается работниками высшей школы. Однако в высших учебных заведениях сегодня отсутствуют необходимые для этого материальнотехнические условия, подготовленные кадры и проверенные на практике учебнометодические разработки.
Таким образом, требуются специальные усилия, чтобы высшие учебные заведения, которые готовят будущих учителей, стали центрами создания новых методов педагогической работы, основанных на использовании ЦОР, а также распространения знаний о проектировании деятельности школы в условиях ИКТ-насыщенной среды.
Целью работ, выполняемых по данному техническому заданию, является изменение практики методической подготовки студентов в высших учебных заведениях, которые осуществляют подготовку будущих учителей, с учетом потребностей современной российской школы в условиях информатизации системы образования, включение в профессиональную подготовку будущих учителей освоение методов использования ЦОР в учебном процессе.
В ходе решения поставленных задач необходимо в полной мере использовать учебные материалы на электронных носителях, которые разработаны в рамках ФЦП РЕОИС и проекта ИПРО НФПК, а также учебные материалы нового поколения, которые будут разработаны в рамках компонента 1 проекта ИСО.
В ходе выполнения работ по ТЗ на базе каждого из отобранных по конкурсу учебных заведений должны решаться следующие задачи:
• ввод в действие Лаборатории цифровых образовательных ресурсов и педагогического проектирования (в дальнейшем, Лаборатории) и обеспечение учебно-методической работы на ее базе,
• разработкаучебных программ и учебно-методических материалов:
о для подготовки будущих педагогов методике использования ЦОР в своей профессиональной работе (по 6 образовательным областям) о для подготовки будущих педагогов в области педагогического проектирования учебно-методических материалов (в т.ч. цифровых) и педагогического проектирования учебного процесса в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды.
• проведение экспериментальной учебной работы со студентами с использованием разработанных программ и учебно-методических материалов;
• подготовка предложений по изменению государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям педагогического образования с учетом полученных результатов экспериментального обучения;
• широкое информирование педагогической общественности о 'ходе ирезультатах работ, проводимых в рамках настоящего ТЗ, а также обеспечение доступности разрабатываемых материалов и накопленного педагогического опыта для самого широкого круга специалистов (Интернет, семинары и конференции, публикации в педагогической прессе и т.п.);
• подготовка сборников учебно-методических материалов для обучения студентов педагогических вузов методике использования ЦОР в учебном
процессе по 6 образовательным областям, а также основам педагогического проектирования деятельности школы в условиях ИКТ-насыщенной среды.
Организация и сроки выполненияработ
Сроки выполнения работы - с ноября 2005 по июнь 2008г. (32 месяца). Работа будет осуществляться в 4 этапа:
На подготовительном этапе (ноябрь - декабрь 2005 г.) вузы-исполнители проводят комплекс работ по вводу в действие лабораторий цифровых образовательных ресурсов и педагогического проектирования, в том числе:
• осуществляют подготовку (на основе типовых/примерных документов, предложенных НФПК), согласование с НФПК и утверждение руководителем учебного заведения следующих документов:
о положения о Лаборатории,
о требований к помещению и схемы размещения оборудования, о штатного расписания Лаборатории,
о квалификационных требований к сотрудникам и их должностных обязанностей.
• проводят подготовку помещений (косметический ремонт, необходимая перепланировка, подвод электрической сети, локальной вычислительной сети, линии связи для выхода в Интернет и т.п.);
• формируют штат сотрудников Лаборатории и проводят их обучение с учетом особенностей поставляемого оборудования и программного обеспечения.
ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ ЛПП (Лаборатории педагогического проектирования)
ЛПП является учебным/учебно-производственным подразделением высшего учебного заведения или одной из его структурных единиц.
Создание ЛПП обеспечивает:
• изменение практики методической подготовки студентов (будущих учителей) в вузе, в том числе включение в учебный процесс
о освоения студентами методов использования цифровых образовательных ресурсов и учебно-методических комплексов, разработанных (и разрабатываемых) в рамках ФЦП РЕОИС (Минобрнауки РФ), проектов ИПРО и ИСО (НФПК), а также о использования методических разработок в области педагогического проектирования;
• работу по созданию учебно-методических материалов (в том числе цифровых);
• повышение квалификации работников образовательных учреждений.
Кроме того, вузы-исполнители:
• проводят анализ имеющихся ЦОР, средств ИКТ и разработок в области педагогического проектирования, отбирают необходимые источники для подготовки учебно-методических материалов;
• готовят, согласуют и утверждают план проведения работ по подготовке учебнометодических материалов и проведения экспериментального обучения студентов, в т.ч. на базе Лаборатории, а также по информационному обеспечению реализации проекта;
• разрабатывают и вводят в действие специализированную интернет-страницу.
Головной вуз дополнительно разрабатывает и вводит в действие специализированную интернет-страницу по курируемой образовательной области.
На первом этапе (январь - август 2006 г.) каждый вуз-исполнитель:
• осуществляет ввод Лаборатории в действие и ее опытную эксплуатацию;
• создает планы-проспекты разрабатываемых учебно-методических пособий для всех подготавливаемых курсов и модулей, включенных в план экспериментального обучения студентов в 2006/07 учебном году;
• согласует эти материалы с головными вузами по соответствующим образовательным областям;
• разрабатывает необходимые учебно-методические материалы по каждому модулю и курсу;
• подготавливает комплекс измерительных инструментов/оценочных материалов и процедур для проведения экспериментального обучения студентов;
• готовит детальную программу проведения экспериментального обучения студентов и рабочий план на 2006/2007 учебный год, проводит организационную подготовку экспериментального обучения;
• обеспечивает сопровождение специализированной интернет-страницы для:
о методической поддержки учебной работы студентов,
о информирования педагогической общественности о ходе и результатах работ по подготовке будущих учителей к использованию ЦОР и ИКТ в учебном процессе,
о публикации и обсуждения разрабатываемых учебно-методических материалов и подготавливаемого экспериментального обучения студентов.
Головной вуз по каждой образовательной области дополнительно проводит следующие виды работ:
• обеспечивает сопровождение специализированной интернет-страницы по курируемой образовательной области,
• организует (в том числе с использованием Интернет) обмен подготавливаемыми материалами между участниками работ,
• обеспечивает согласование подготавливаемых материалов и устранение неоправданного дублирования работ,
• организует интернет-конференцию для обсуждения хода и промежуточных результатов работы, взаимодействует (при необходимости) с разработчиками соответствующих цифровых образовательных ресурсов и обеспечивает возможную доработку этих материалов.
На втором этапе (сентябрь 2006 - август 2007 г.) каждый вуз-исполнитель:
• проводит экспериментальное обучение студентов с использованием подготовленных учебно-методических материалов;
• обрабатывает, анализирует и обобщает результаты экспериментальной работы,
• информирует коллег из других вузов, прежде всего - головного вуза, о полученных результатах;
• дорабатывает весь комплект учебно-методических материалов с учетом результатов экспериментального обучения и согласовывает доработанные версии со специалистами головного вуза;
• подготавливает и проводит не менее двух научно-практических конференций для информирования педагогической общественности своего региона о ходе реализации проекта;
• участвует в подготовке и проведении двух научно-практических семинаров для вузов - участников проекта (презентация разрабатываемых материалов, обсуждение результатов экспериментального обучения, обсуждение вопросов
дальнейшего совершенствования подготовки будущих учителей, обучение их методике использования ЦОР и ИКТ в учебном процессе и т.д.);
• проводит первый открытый вузовский/региональный конкурс на разработку учебных материалов с использованием ЦОР среди студентов старших курсов, аспирантов, преподавателей вуза и других разработчиков цифровых учебнометодических материалов в регионе;
• представляет результаты своей работы на страницах педагогической периодики (не менее 2 публикаций), на региональных и федеральных конференциях и семинарах по вопросам информатизации образования (участвует не менее чем в двух мероприятиях, где представляет не менее трех сообщений на каждом);
• регулярно информирует педагогическое сообщество о ходе и результатах проводимой работы на специализированной интернет-странице.
Головной вуз по образовательной области дополнительно проводит следующие виды работ:
• поддерживает специализированную интернет-страницу по курируемой образовательной области,
• организует (в том числе с использованием интернет) обсуждение разработанных материалов, взаимные консультации специалистов, обмен опытом экспериментального обучения,
• обеспечивает согласование работ специалистов различных вузов в процессе подготовки новых версий экспериментальных учебно-методических материалов,
• организует предметные секции/координационные сессии в рамках научно-практических семинаров для участников проекта, проводит обсуждение вопросов по дальнейшему совершенствованию методической подготовки будущих учителей в своей предметной области.
На третьем этапе (сентябрь 2007 - июнь 2008 г.) каждый вуз-исполнитель:
• проводит второй цикл экспериментального обучения студентов с использованием доработанных учебно-методических материалов;
• обрабатывает, анализирует и обобщает результаты экспериментальной работы;
• подготавливает и проводит не менее двух научно-практических конференций для представителей педагогической общественности своего региона;
• проводит второй региональный открытый вузовский/региональный конкурс на разработку учебных материалов с использованием ЦОР среди студентов, аспирантов, преподавателей вуза и других разработчиков цифровых учебнометодических материалов в регионе;
• участвует в подготовке и проведении итогового научно-практического семинара для вузов - участников проекта;
• представляет итоги своих разработок, вносит предложения по дальнейшему совершенствованию подготовки будущих учителей, включению в нее вопросов использования ЦОР и ИКТ в учебном процессе;
• представляет результаты своей работы на страницах педагогической периодики (не менее 2 публикаций), на региональных и федеральных конференциях и семинарах по вопросам информатизации образования (участвует не менее чем в двух мероприятиях, где представляет не менее трех сообщений на каждом);
• регулярно освещает ход и результаты проводимой работы на специализированной интернет-странице.
Головной вуз по каждой образовательной области дополнительно проводит следующие виды работ:
• поддерживает специализированную интернет-страницу по курируемой предметной области,
• организует (в том числе, с использованием Интернет) обсуждение разработанных материалов, взаимные консультации специалистов, обмен опытом экспериментального обучения (второй этап),
• организует предметные секции/координационные в рамках итогового научно-практического семинара для вузов - участников проекта, проводит обсуждение предложений по дальнейшему совершенствованию методической подготовки будущих учителей в своей предметной области, по внесению изменений в государственный образовательный стандарт,
• формирует состав сборника учебно-методических материалов, подготовленных в рамках данной предметной области всеми участниками проекта, проводит редакционную подготовку материалов, готовит аналитическую статью,
• разрабатывает проект предложений, обсуждает их в соответствующих учебно-методических объединениях (УМО), готовит пакет документов, необходимых Минобрнауки России для внесения изменений в государственный образовательный стандарт педагогического образования.
Работа консультантов постоянно оценивается и поддерживается членами Экспертно-аналитического центра НФПК. Схематический график выполнения работ приведен ниже.
2005 2006 2007 2008
IV I II III IV I II III IV I II
11-12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 2 3 4 5 6
Л п п > > > > > > > >
У м м > > > > > > > > > > > >
э У р > > > > > > > > > > > > > > > > > > >
н п с > >
н п к > > > >
и т с >
ЛПП: ввод в действие и опытная эксплуатация Лаборатории ЦОР и педагогического проектирования.
УММ: разработка учебно-методических материалов, доработка по результатам экспериментального
обучения.
ЭУР: проведение экспериментальной учебной работы со студентами (2006/07 и 2007/08 уч. годы).
НПС: научно-практические семинары участников проекта, в рамках которых головные вузы проводят координационные/предметные секции.
НПК: научно-практические конференции, проводимые внутри вузов для информирования работников образования и преподавателей в регионах о ходе и результатах проводимой работы.
ИтС: итоговый семинар участников проекта.
Планируемые результаты и отчетные материалы
Планируемыми результатами работ, предусмотренных настоящим ТЗ, должны стать:
• полноценно и постоянно функционирующая Лаборатория ЦОР и педагогического проектирования в вузе - исполнителе, обеспечивающая учебнометодическую работу по использованию ИКТ в учебном процессе и педагогическому проектированию,
• программы и учебно-методические материалы (не менее 6 модулей/курсов), разработанные и опробованные в ходе экспериментального обучения студентов:
о для подготовки будущих педагогов методике использования ЦОР в своей профессиональной работе (по 6 образовательным областям) о для подготовки будущих педагогов в области педагогического проектирования учебных материалов и педагогического проектирования деятельности школы в условиях ИКТ-насыщенной образовательной среды. которые будут доступны преподавателям всех педагогических вузов,
• студенты (будущие учителя), прошедшие подготовку в области эффективного использования ЦОР в учебном процессе и педагогического проектирования (не
менее 125 человек),
• преподаватели, способные обеспечить новый уровень методической подготовки своих студентов в области использования ЦОР в учебном процессе и педагогического проектирования (не менее 6 человек),
• специализированная интернет-страница, отражающая ход и результаты выполнения работ в рамках настоящего ТЗ и содержащая материалы по каждой из 6 образовательных областей, а также по педагогическому проектированию,
• модель экспериментального включения в учебные программы педвузов новых учебных модулей и курсов, которые обеспечивают подготовку студентов в области использования ЦОР в учебном процессе и педагогического проектирования,
• предложения по изменению государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям педагогического образования (рекомендации по внесению изменений в государственные стандарты по подготовке учителей, проекты типовых учебных программ и учебно-методических материалов по курсам ГОС, которые включают в себя соответствующие модули с использованием ЦОР, проекты введения специализации по педагогическому проектированию).
Дополнительным показателем успешности должны стать новые образцы цифровых учебных материалов, разработанные в ходе учебной работы. Лучшие разработки будут включены в единую коллекцию ЦОР, создаваемую в рамках компонента 1 проекта ИСО.
3. Учебные модули и курсы, разрабатываемые в рамках проекта ИСО (компонент В) в Пермском педагогическомуниверситете
В Пермском государственном педагогическом университете использование ИКТ в обучении становится одним из приоритетных направлений совершенствования учебновоспитательного процесса. Средства ИКТ применяются на лекционных и практических занятиях в различных образовательных областях, используются в системе дистанционного обучения как в очном, так и заочном образовании. Важнейшими задачами применения новых технологий обучения является повышение качества предметной подготовки будущих учителей и формирование у них готовности к
применению этих технологий в собственной профессиональной деятельности. Решение этих задач не может быть ограничено преподаванием единственного учебного курса «ИКТ в образовании». Новые средства обучения должны быть внедрены в целесообразном объеме и качестве во все курсы учебного плана (предметные и методические). Изучение ИКТ-технологий и освоение опыта их применения в той или иной области должно стать обязательным элементом любой учебной программы. Только такой подход позволит студентам получить представления о широких возможностях новых средств обучения. Именно при этих условиях будущие педагоги будут ощущать целесообразность и необходимость использования компьютерных технологий в учебной и профессиональной деятельности.
В рамках проекта ИСО на кафедрах ПГПУ начался процесс модернизации программ методических и предметных курсов с целью включения в содержание обучения студентов вопросов, связанных с формированием у них профессиональной ИКТ-компетентности. Ниже в таблице приведены заявленные кафедрами в рамках технического задания проекта учебные модули и курсы.
Таблица
Перечень модулей и курсов, предлагаемых к разработке Пермским государственным педагогическим университетом
№ мм Наименование учебного модуля/курса УМ/УК/СК Профиль подготовки студентов/ специальность В рамках какого курса в соответствии с ГОС ВПО (ОПД/ДЛШ прочее) Осваиваемые ЦОР Кол-во уч. часов
всего в т.ч. ауд.
Математика
1 УМ 1. «Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в школьном курсе математики» Математика/ Специальность: 050200 - физикоматематическое образование; квалификация: бакалавр физикоматематического образования ГОС ВПО ОПД Ф.09 «Информацио нные технологии в физикоматематическом образовании» 53, 54, 64, 65, 66 24 12
2 УМ 2. «Изучение вопросов элементарной математики и методики преподавания математики с привлечением ЦОР» Математика/ Специальность: 050200 - физикоматематическое образование; квалификация: бакалавр физикоматематического образования ГОС ВПО ОПД. Ф.03 «Технологии методики обучения математики» 53, 54, 64, 65, 66 24 12
Всего по области: УМ - 2
Естествознание
3. УМ 3 «Использование ЦОР в обучении учащихся решению физических задач» Физика/ Специальность: 050203 - физика; квалификация: учитель физики Дисциплина ГОС ВПО 0ПД.Ф.04. “Теория и методика обучения физике” 5, В, 13, 44, 52, 63 24 12
Продолжение табл.
4. УМ 4 «Учебный демонстрационный эксперимент с использованием ЦОР» Физика/ Специальность: 050203 - физика; квалификация: учитель физики Дисциплина ГОС ВПО 0ПД.Ф.04. “Теория и методика обучения физике” 5, 8, 13, 44, 52, 63 24 12
5. УМ 5 «ИКТ в лабораторном физическом эксперименте» Физика/ Специальность: 050203 - физика; квалификация: учитель физики Дисциплина ГОС ВПО 0ПД.Ф.04. “Теория и методика обучения физике” 5, 8, 13, 44, 52, 63 12 6
6. УМ 6 «Компьютерное моделирование физических процессов» Физика/ Специальность: 050203 - физика с дополнительной специальностью «Информатика»; квалификация: учитель физики Курс ГОС ВПО ДС 06 «Компьютерное моделирование» 5, 8, 12, 52, 63, 68 24 12
7. УМ 7 «Использование средств ИКТ в организации учебноисследовательской деятельности школьников по курсу биологии» Биология/ Специальность: 050102 -биология; квалификация: учитель биологии; Специальность: 050103 -география; квалификация: учитель географии Курс ГОС ВПО ОПД Ф.04 «Теория и методика обучения биологии» 10,15,16, 34, 42, 5,48,60,67 16 8
8. УМ 8 «Использование ИКТ в работе с методическими материалами при подготовке к урокам биологии» Биология/ Специальность: 050102 -биология; квалификация: учитель биологии; Специальность: 050103 -география; квалификация: учитель географии Курс ГОС ВПО ОПД Ф.04 «Теория и методика обучения биологии» 10,15,16, 34, 42, 45,48,60,67 24 12
Всего по области: УМ - 6.
Продолжение табл.
Филология (иностранный язык)
9. УМ 9 «Использование ЦОР в обучении учащихся английскому языку» Иностранный язык / Специальность: 050303 -иностранный язык; квалификация: учитель иностранного языка Дисциплина ГОС ВПО ОПД Ф.04 «Теория и методика обучения иностранному языку» 31 12 6
Всего по области: УМ - 1
Обществознание (история, экономика)
10. УМ 10 «Мультимедийные технологии представления учебного материала по теме школьного курса «Первобытная и древняя история» История/ Специальность: 050401 -история; квалификация: учитель истории Дисциплина 0ПД.Ф.04 «Теория и методика преподавания истории и обществозна- ния» 11, 30, 34, 43, 58 12 6
11. УМ 11 «Организация самостоятельной работы учащихся с исторической информацией на основе использования ЦОР» История/ Специальность: 050401 -история; квалификация: учитель истории Дисциплина 0ПД.Ф.04 «Теория и методика преподавания истории и обществозна- ния» 11,15,25, 27,30,38, 43, 54,58 12 6
12. УМ 12 «Использование Интернет - ресурсов в процессе преподавания экономики» Экономика/ Специальность: 050400 -социальноэкономическое образование; квалификация: бакалавр социальноэкономического образования Дисциплина ОПД. Ф.03 «Теория и методика обучения экономике» Основные: 3, 15, 16, 55, 62 Дополнительные: 22, 31, 32, 34, 39, 40, 66 12 6
13. УМ 13 «Мультимедийные технологии в изучении дополнительного курса «Основы бизнеса» в средней общеобразовательной школе» Экономика/ Специальность: 050400 -социальноэкономическое образование; квалификация: бакалавр социальноэкономического образования Дисциплина ОПД. Ф.03 «Теория и методика обучения экономике» Основные: 2; 3, 34; 55; 62 Дополнительные: 4;13;26;27; 28;29;30;3 3; 35;41; 51; 66 16 8
Всего по области: УМ - 4
Окончание табл.
Педагогическое проектирование
14 УК 14 «Использование коллекций ЦОР в проектировании учебных материалов» Физика/ Специаль- ность: 050203 - физика; квалификация: учитель физики Курс ОПД.В.00 (дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом) 5, 8, 12, 13, 15, 16, 32, 44, 46, 52, а также ПО, поставляемое в составе Лаборатории ЦОРи педпроек-тирования 72 36
15 УК 15 «Мультимедийные технологии проектирования компонентов предметных ЦОР» Физика/ Специаль- ность: 050203 - физика; квалификация: учитель физики Курс 0ПД.В.00 (дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом) 5, 8, 12, 13, 15, 16, 32, 44, 46, 52, а также ПО, поставляемое в составе Лаборатории ЦОРи педпроек-тирования 72 36
16. УК 16 «Основы педагогического дизайна» Физика/ Специаль- ность: 050203 - физика; квалификация: учитель физики Курс 0ПД.В.00 (дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом) 5, 8, 12, 13, 15, 16, 32, 44, 46, 52, а также ПО, поставляемое в составе Лаборатории ЦОРи педпроек-тирования 72 36
Всего по области: УК - 3.
Итого: учебных модулей - 13; учебных курсов - 3; учебных часов - 452, в т.ч. аудиторных - 226; осваиваемых ЦОР - 44.
Участникам проекта предстоит не только разработать программы учебных модулей и курсов, но и провести в соответствии с данными программами экспериментальное обучение студентов в течение двух последующих лет.
Руководитель проекта - зав. кафедрой мультимедийной дидактики и ИТО ПГПУ, доктор пед. наук., профессор Е.В. Оспенникова.
Научный консультант - ректор ПГПУ, профессор А.К. Колесников.
В работе над проектом заняты:
Белавин А.М. - проректор по научной работе Пермского государственного педагогического университета, доктор исторических наук, профессор;
ШураковА.И. - профессор кафедры зоологии ПГПУ, доктор билог. наук;
Бирих Р.В. - зав. кафедрой теоретической физики и компьютерного моделирования ПГПУ, доктор физ.-мат. наук, профессор;
Васильева Г.Н. - зав. кафедрой методики преподавания математики ПГПУ, кандидат пед. наук, доцент;
Желватых Л.А. - зав. кафедрой английского языка ПГПУ, кандидат пед. наук, доцент;
Валънева Л.В. - заведующая кафедрой экономики ПГПУ, кандидат эконом. наук., доцент;
ШестаковА.П. - зав. кафедрой информатики и ВТ, кандидат пед. наук, доцент;
Шураков С.А. - доцент кафедры зоологии ПГПУ, кандидат биолог. наук;
Кудымов К.Г. - директор Информационно-образовательного центра ПГПУ, асс.
кафедры мультимедийной дидактики и ИТО ПГПУ;
Еремин Е.А. - доцент кафедры мультимедийной дидактики и ИТО ПГПУ, кандидат физ.-мат. наук;
Женина Л.В. - доцент кафедры новой и новейшей истории России ПГПУ, кандидат ист. Наук;
Ситникова Н.А. - доцент кафедры информатики и ВТ ПГПУ;
Сипатова Н.Г. - ст. преподаватель кафедры зоологии ПГПУ, кандидат биолог.
наук;
Худякова А.В. - ст. преподаватель кафедры мультимедийной дидактики и
информационных технологий обучения ПГПУ, кандидат пед. наук.
Ход работы по проекту будет освещаться на страницах настоящего журнала, сайте университета и на специализированной интернет-странице сайта кафедры мультимединой дидактики и информационных технологий обучения (http ://mdito.pspu. ru/).
Статъя подготовлена в рамках проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации. Проект финансируется из средствМеждународного банка реконструкции и развития.