Научная статья на тему 'ИКТ в молодежной политике Ватикана'

ИКТ в молодежной политике Ватикана Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
132
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / ИКТ / ПАПА РИМСКИЙ / ЦЕРКОВЬ / РЕЛИГИЯ / CОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / CВЯТОЙ ПРЕСТОЛ / ИНТЕРНЕТ / YOUTH POLICY / ICT / POPE / CHURCH / RELIGION / SOCIAL NETWORKING SITES / HOLY SEE / INTERNET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Белякова Татьяна Максимовна

В статье рассматривается применение ИКТ в молодежной политике на примере Святого Престола. Исследуется специфика интернет-опосредованной коммуникации, преимущества медиаплатформы Римской Курии. Особое внимание уделяется анализу аккаунтов Папы Римского Франциска в социальных сетях Твиттер и Инстаграм. Цель проведенного исследования состояла в том, чтобы показать, как и какие коммуникационные и информационные технологии использует Ватикан, в частности, для привлечения молодежи. В задачи исследования входило рассмотреть основные направления деятельности Ватикана в XXIвеке, в частности, выявить, какое внимание уделяется молодежной политике, а также исследовать использование Ватиканом ИКТ. Результаты настоящего исследования могут иметь широкую сферу применения. Они могут быть использованы в рамках магистерской программы по теории коммуникации и международных связей с общественностью как яркий пример успешного продвижения христианских ценностей с помощью ИКТ и поддержания положительного образа Святого Престола в общественном сознании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the application of ICT in youth policy, based on the example of the Holy See. The paper attempts to explore the specificity of Internet communication and the benefits of the media platform of the Sacred Congregation of Rites. Special emphasis is placed on the analysis of the Pope Franciss social media accounts such as Twitter and Instagram. The aim of the research is to demonstrate how the Vatican employs ICT technologies, in particular, to attract young people. The objectives were to define the main activities of the Vatican in the 21st century, in particular, to identify what attention is paid to youth policy, and to explore the use of ICT by the Vatican. The results of this study may have a wide range of applications. They can be integrated into the master's program in communication theory and international public relations as a vivid example of the successful promotion of Christian values through ICT and maintaining a positive image of the Holy See in the public consciousness.

Текст научной работы на тему «ИКТ в молодежной политике Ватикана»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 4 (61), 2019

59

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИКТ В МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ ВАТИКАНА

Белякова Татьяна Максимовна

Студентка 2 курса магистратуры по направлению СО (МГУ имени М.В. Ломоносова).

Сфера деятельности: маркетолог.

АННОТАЦИЯ.

В статье рассматривается применение ИКТ в молодежной политике на примере Святого Престола. Исследуется специфика интернет-опосредованной коммуникации, преимущества медиаплатформы Римской Курии. Особое внимание уделяется анализу аккаунтов Папы Римского Франциска в социальных сетях Твиттер и Инстаграм. Цель проведенного исследования состояла в том, чтобы показать, как и какие коммуникационные и информационные технологии использует Ватикан, в частности, для привлечения молодежи. В задачи исследования входило рассмотреть основные направления деятельности Ватикана в XX^re, в частности, выявить, какое внимание уделяется молодежной политике, а также исследовать использование Ватиканом ИКТ. Результаты настоящего исследования могут иметь широкую сферу применения. Они могут быть использованы в рамках магистерской программы по теории коммуникации и международных связей с общественностью как яркий пример успешного продвижения христианских ценностей с помощью ИКТ и поддержания положительного образа Святого Престола в общественном сознании.

ABSTRACT.

This article deals with the application of ICT in youth policy, based on the example of the Holy See. The paper attempts to explore the specificity of Internet communication and the benefits of the media platform of the Sacred Congregation of Rites. Special emphasis is placed on the analysis of the Pope Francis's social media accounts such as Twitter and Instagram. The aim of the research is to demonstrate how the Vatican employs ICT technologies, in particular, to attract young people. The objectives were to define the main activities of the Vatican in the 21st century, in particular, to identify what attention is paid to youth policy, and to explore the use of ICT by the Vatican. The results of this study may have a wide range of applications. They can be integrated into the master's program in communication theory and international public relations as a vivid example of the successful promotion of Christian values through ICT and maintaining a positive image of the Holy See in the public consciousness.

Ключевые слова: молодежная политика, ИКТ, Папа Римский, церковь, религия, шциальные сети, Cвятой Престол, Интернет.

Keywords: youth policy, ICT, Pope, church, religion, social networking sites, Holy See, Internet.

На протяжении веков религия являлась фундаментом, формирующим мировоззрение и мироощущение разных наций. Она оказала огромное влияние на ход исторических событий в мировой истории. Будучи совокупностью правил и норм морали, вера создала определенную модель поведения в обществе. Религия обладает поистине огромным влиянием и до сих пор занимает в жизни многих стран и регионов значительное место. В соответствии с последними данными, около 84% населения планеты относят себя к той или иной религиозной группе. [4] В отечественной литературе преобладают исследования, рассматривающие исключительно исторические и политические аспекты Ватикана. В этой связи следует отметить, что специфика данного исследования заключается в рассмотрении роли ИКТ в проведении Римской Курией молодежной политики.

Согласно демографическому анализу Pew Research Center, [4] христиане cчитаются крупнейшей религиозной конфессией в мире, составляя почти треть населения планеты Земля 32%.

Римско-католическая церковь является самой многочисленной христианской церковью, которая насчитывает около 1,3 миллиарда католиков [5] (данные Presentazione dell'Annuario Pontificio 2018

e dell' «Annuarium Statisticum Ecclesiae», 2016). Государственный институт католицизма возглавляется Папой Римским, главой Святого престола, чья резиденция находится в Ватикане.

На протяжении столетий репутация католической церкви была сильно подорвана. Коррупционные скандалы (Банк IOR и т.д.), развратный образ жизни Пап (Александр VI, Иннокентий VII, Иоан VII и т.д.), конфликт с мусульманами: Бенедикт XVI спровоцировал возмущение мусульман, процитировав речь византийского императора: «Покажите мне, что нового принес пророк Мухаммед, и вы увидите вещи только злые и бесчеловечные, такие как его указания, мечом распространять веру, которую он проповедовал», скандалы вокруг сексуальных домогательств священников (педофилия) -все это вызывало массовое недовольство верующих и волну неверия и скептицизма. «Именно недоверие к мировым религиям порождает новые религии как в их границах (протестантизм), так и в виде многочисленных современных нетрадиционных религиозных течений» [1] На данный момент одной из главных задач Святого Престола является стремление вернуть прежний авторитет католической церкви и доверие общества.

После избрания на престол 13 марта 2013 года Папа Римский Франциск начал активно проводить молодежную политику с помощью различных социальных сетей (Твиттер, Инстаграм). По мнению Папы, Интернет - «это есть Дар Божий». В целом РКЦ положительно относится к «новым технологиям», всячески поощряя внедрение «всемирной паутины». «Социальные медиа - это поразительное техническое Изобретение», - как утверждает Второй Ватиканский Собор. Удивительное с точки зрения быстроты распространения информации и удобства, безусловно, это то, что необходимо Святому Престолу для пропаганды христианских представлений, новый инструмент, с помощью которого можно привлекать молодежь, общаясь с ней и предоставляя ей нужную информацию. Святой Престол стал использовать интернет уже с середины 90-x гг. прошлого века, и сейчас у Ватикана имеется собственный сайт, новостной портал NEWS.VA, странички в Фейсбуке, Твиттере, Фли-кере, каналы на Ютубе, Гугл плюс. Кроме того, данные социальные сети представлены на нескольких языках (итальянский, английский, португальский, французский, испанский). В 2009 году Святой Престол принял решение усовершенствовать взаимосвязь между Римско-католической церковью и Интернетом, пригласив экспертов из Гугла, Фейс-бука, Ютуба, Википедии, и это оказалось очень дальновидным решением. Новостные ленты Святого Престола присутствуют почти во всех популярных социальных сетях, привлекая все большее количество читателей со всего мира. Доступность, информативность и современность - это характерные черты интернет-сообществ Святого Престола.

Папа Франциск, являясь главой РКЦ и видной личностью, не мог не завести аккаунты в известных соцсетях. У Папы Римского есть своя страничка в Твиттер, [6] которую он завел в феврале 2012 года; на март 2019 года 17, 9 миллионов людей подписаны на его английский аккаунт, 1915 твитов сделал Папа. Аккаунт ведется на 9 языках: латинском, английском, испанском, французском, итальянском, немецком, португальском, польском и арабском. В испанском микроблоге насчитывается 16,9 миллионов подписчиков, в итальянском - 4,87 миллионов, что говорит о большой популярности понтифика. Он пишет о своих встречах, христианских заповедях и делится своими религиозными убеждениями, призывает молодежь к миру, любви и уважению. Например, «Cari giovani, non abbiate paura di dare tutto. Cristo non delude mai» - «Дорогие юноши и девушки не бойтесь отдать все. Христос никогда не разочаровывает», «Tra cristiani e musulmani siamo fratelli e dobbiamo comportarci come tali.» - «Христиане и мусульмане - все мы братья, и должны вести себя как таковые.» «La corruzione è un cancro che distrugge la società.» Коррупция - это злокачественная опухоль, которая уничтожает общество.

19 марта 2016 года Папа Римский создал акка-унт в Инстаграме [7], где он делится с верующими своими фотографиями и видео. На март 2019 года

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #4 (61), 2019 аккаунт понтифика насчитывает 6 миллионов подписчиков. Ведется данное приложение на нескольких языках: английском, португальском, испанском, итальянском, французском, иногда на немецком. Преимущество данной социальной сети заключается в том, что она позволяет выкладывать не только ссылки на просмотр определенных видео, но и сами видео длиной не больше одной минуты, красочные фотографии, которые можно редактировать с помощью встроенной программы (наложение фильтров, увеличение яркости, контраста и т.д.). Если в Твиттере сообщения Папы не превышают 160 знаков за день, то в Инстаграме среднее количество знаков варьируется в пределах от 130 до 200 в день. Как и в предыдущей социальной сети Твиттер, сообщения понтифика носят персонифицированный характер. Папа делится с читателями своим личным опытом, рассуждениями, мыслями, фотографиями, видео. Для его сообщений характерна простота изложения мыслей: в них отсутствуют сложные синтаксические конструкции, но при этом им присуща ясность и информативность: «In these times marked by suffering, let us all pray to God for the dear peoples of Mexico and the Caribbean islands. May Our Lady of Guadalupe be close to all of them» - «В эти времена, наполненные страданиями, давайте все вместе будем молиться Богу за дорогие народы Мексики и Карибских островов. Пусть Богоматерь Гваделупская будет рядом с ними»; Для его посланий свойственно наличие духовного наставления и эмоциональность: «Violence never brings peace. War leads to war, violence leads to violence. Let us call upon Mary, the Queen of peace, for peace for the whole world: «Hail Mary...» - «Насилие никогда не приносит мира. Война ведет к всемирной войне: «Дева Мария...»).

Таким образом, c помощью информационно -коммуникативных технологий Папа поддерживает связь с верующими на расстоянии, распространяет христианскую религию, предоставляет религиозное образование и держит католиков в курсе последних новостей и событий. Одна из главных задач внедрения ИКТ в религиозную сферу - это привлечение молодых людей, готовых принять христианскую веру, поддержать и разделить взгляды действующего понтифика.

Появление ИКТ в XXI веке изменило и усовершенствовало способ общения между людьми. Такие изобретения, как Интернет, сотовая связь, программное обеспечение, компьютер изменили привычный уклад жизни современного общества. В последние десятилетия наблюдается активное внедрение ИКТ во все сферы жизни: политика, образование, социология и т.д. На данный момент существует несколько исследований о влиянии информации и коммуникативных технологий на политику церкви. Струджил при исследовании целей и задачей религиозных сайтов приходит к выводу, что «церковь рассматривает их как инструменты, при помощи которых можно повышать свою репутацию.» [2] Анализ 251 веб-сайтов баптистских храмов показал, что основная задача, которую преследовали данные ресурсы, - это продвижение

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 4 (61), 2019 церкви как религиозной организации. (92% сайтов имели расписание церковной службы)

Брайн Фостер в своей книги утверждает, что Интернет предоставляет церкви большое количество маркетинговых возможностей, среди которых выделяют актуальность, популяризация и рост церковный общины. Рассматривая целевую аудиторию религиозных сайтов, автор пишет, что приходские менеджеры по маркетингу и церковные работники должны использовать интернет-ресурсы для взаимодействия с прихожанами, «потенциальными» прихожанами, сотрудниками, учебными заведениями. По мнению Брайна Фостера, необходимо регулярно обновлять информацию на сайтах о предстоящих литургиях, службах и общественных мероприятиях, фото и видео галереи. [3]

Результаты данного исследования показали, что основные задачи, которые ставит перед собой понтифик, состоят в привлечении молодежи с помощью информационных коммуникативных технологий при непосредственном использовании таких популярных социальных сетей, как Твиттер и Ин-стаграм. Внедрение ИКТ в религиозную сферу позволяет улучшить взаимосвязь между прихожанами и верующими (на сайтах вывешивается информация о предстоящих литургиях, службах, религиозных праздниках и т.д.), также с помощью Интернета можно распространять и проповедовать христианскую религию. Важно отметить, что религия приобрела новую форму - онлайн. Теперь необязательно выходить из дома, тратить время на поход в церковь: достаточно включить компьютер и зайти на нужный Интернет-ресурс. Существует множество форумов и сообществ, посвященных католической вере, где можно встретить единомышленников, задать интересующий вопрос. Если необхо-

_61

димо найти отчет о католическом празднике или событии, вся информация представлена на официальном сайте Курии: видео, фотографии, статьи, сообщения и письма Папы Римского. [8] Святой Престол, принимая во внимание новые веяния, старается соответствовать новой информационной эпохе. Сегодня церковь нуждается в постепенном внедрении ИКТ поскольку современные технологии способствуют повышению интереса со стороны молодежи к религиозному институту.

Список литературы:

1. Попков С. М. Доверие и недоверие как типы ориентаций в формах трансляции культуры: 2013, с 156

2. Strugill. Scope and purpose of church Web sites: 2004, с 165-176

3. Bryan Foster. Church Marketing Manual for the Digital Age: 2013, с 37.

4. The Global Religious Landscape [электронный ресурс] URL: http ://www.pewforum.org/2012/12/18/global-religious-landscape-exec/ (дата обращения: 01.03.19.)

5. Presentazione dell'Annuario Pontificio 2018 e dell' "Annuarium Statisticum Ecclesiae" 2016, 13.06.2018 https://press.vatican.va/content/salas-tampa/it/bollettino/pub-blico/2018/06/13/0440/00957.html

6. Pope Francis [электронный ресурс] URL: https://twitter.com/pontifex (дата обращения: 10.09.18.).

7. Pope Francis [электронный ресурс] URL: https://www.instagram.com/franciscus/?hl=ru (дата обращения: 19.02.19.).

8. La Santa Sede [электронный ресурс] URL: http ://www.vatican.va

ИКТ В МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ В XXI ВЕКЕ

Белякова Татьяна Максимовна

Студентка 2 курса магистратуры по направлению СО (МГУ имени М.В. Ломоносова).

Сфера деятельности: маркетолог.

АННОТАЦИЯ.

Рассматривается актуальность внедрения информационно-коммуникационных технологий на территории России в рамках молодежной политики, выделяются направления ее реализации посредством интернет-пространства. В статье приводится последняя статистика о количестве интернет-пользователей в стране, проводится анализ аккаунтов территориальных органов Правительства Москвы в социальных сетях. Цель настоящего исследование заключается в том, чтобы выявить роль информационно-коммуникативных технологий в проведении отечественной молодёжной политике. В задачи исследования входило рассмотреть степень внедрения ИКТ в рассматриваемую сферу и обозначить пути дальнейшего их применения. Результаты данного исследования могут служить в качестве рекомендаций, направленных на оптимизацию проводимой государством молодежной политики.

ABSTRACT.

The paper attempts to define the relevance of the introduction of information and communication technologies on the territory of Russia within the framework of youth policy. It explores the directions of its implementation through the medium of Internet. The article provides the latest statistics concerning the number of Internet users in the country and looks into the accounts of the territorial bodies of the Government of Moscow in social networks. The purpose of this study is to identify the role of information and communication technologies in the conducting national youth policy. The objectives of the study were to consider the degree of ICT implementation in the area under consideration and identify ways for its further application. The results of this study can serve as recommendations aimed at enhancing the state youth policy.

Ключевые слова: молодежная политика, ИКТ, социальные сети, Интернет, демократия.

Keywords: youth policy, ICT, social networking sites, Internet, democracy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.