ИКТ ШАГАЮТ ПО ПЛАНЕТЕ
О разумном использовании информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе
Дмитрий Вячеславович Верин-Галицкий,
учитель средней школы, г. Хабаровск
Детство и подростковый возраст быстро проходят. Но именно в этот период происходит активное развитие всех сфер человека: он физиологически растёт, социально взрослеет, интеллектуально развивается. И от того, какой багаж он приобретёт в это время, зависит вся его дальнейшая жизнь.
• учебная деятельность • воспитание • обучение • информационно-коммуникационные технологии
Образование включает в себя две неотъемлемые компоненты: воспитание и обучение. Обучение происходит в процессе совместной учебной работы учителя и ученика с учебным материалом, самостоятельной работы ученика с учебным материалом и иногда групповой работы учеников с учебным материалом, и эта работа — средство для развития у ученика памяти, мышления, логики, культуры, эрудиции, операционных и коммуникативных навыков. По большому счету, цель всей учебной работы в школе — развитие этих самых памяти, мышления, логики, культуры, эрудиции, операционных и коммуникативных навыков, а работа с учебным материалом всего лишь средство. Воспитание же в рамках школьного здания — это, в первую очередь, передача личностного ценностного опыта учителей,
исторических и литературных персонажей, рефлексия прошлого и настоящего, формирование ценностей в процессе проживания учениками различных ситуаций. Это главное. Всё остальное — это лишь скромное оформление главного. Правда, часто случается так, что оформление по значимости становится важнее содержания, а средства становятся важнее целей.
И всё, что делает школьный учитель, должно быть направлено на достижение целей обучения и воспитания, т.е. решая педагогические задачи, он должен вести ученика к обозначенным выше целям. Если учитель использует педагогические методы, приёмы, инструменты, которые не ведут к достижению целей обучения и воспитания, то его деятельность можно обозначить как псевдодеятельность. А если
Д.В. Верин-Гапицкий. ИКТ шагают по планете
использование какого-то метода, приёма или инструмента работает на откат развития ребёнка назад, то это уже диверсия против своего же народа.
Примеры? Да запросто! Учителю необходимо, чтобы ученик поработал с каким-то учебным материалом и подтвердил работу итоговым продуктом. А этим продуктом в современной школе часто становится презентация, созданная в программе MS PowerPoint (или аналогичной). Согласитесь, налицо использование в учебной деятельности информационно-коммуникационных технологий. Безусловно! Но... есть один нюанс. Ребёнок в Интернете через поисковый сервис быстренько находит нужную информацию, какой-то текст, какие-то картинки, распределяет его по страницам презентации, ставит эффекты анимации на появление объектов и смену слайдов и выполняет ещё ряд действий оформительского характера. Поверьте, всё это делается достаточно быстро, и дети очень легко это осваивают: они за 15—20 минут могут запросто «сваять» такую презентацию из 4—7 слайдов. Если в классе учится 25 учеников, и вдруг все принесли свои домашние задания, то проверить эти работы с защитой, да ещё не в режиме чтения слайдов (что большей частью имеет место), а устным рассказом о представленном материале, за урок невозможно, уж не говоря о том, что есть ещё материал нового урока, с которым стоило бы поработать. Работы просто сдаются учителю. Он их даже проверит (как минимум откроет и пролистаёт), и даже поставит четвёрки — пятёрки. Только что он проверял? Навык ученика искать информацию в сети, делить текст на небольшие блоки и раскладывать их по презентации, да ещё как он умеет настраивать анимацию? Но урок-то был по истории, и ученик должен был усвоить материал по истории. Усвоил ли он его? Едва ли. Но оценку он получил по истории. Вместо того, чтобы развивать память и эрудицию, он ничего не развивал, потому что задавать простые условия поиска в сети и раскладывать текст
по презентации он уже умел до этого. На мой взгляд, это профанация учебной деятельности. Зато использование ИКТ, зато в ногу со временем!
Другой пример. В школе проходит предметная неделя, например, физики. Ещё до начала этой недели учитель задал задание группам учащихся создать проект «Физика вокруг нас», форма работы — настенная газета. Зная, как должны делаться настенные газеты, чтобы они были красивыми и их хотелось читать, в которых чувствуется душа их создателей, и виден их труд, я редко такие встречаю, и, как правило, вижу другие «произведения»: на белом листе формата А1 приклеены прямоугольные белые листы, на которых что-то напечатано с помощью принтера, над которыми возвышается кривой, маркером нарисованный, заголовок... Когда вижу такие газеты, мне очень грустно. Сколько усилий было затрачено для создания такого горе-проекта? Зато использование ИКТ опять налицо. За что учителем была поставлена отметка восьмикласснику, когда технически эту работу мог сделать четвероклассник? А содержание. Так оно из Интернета, едва ли читанное и уж тем более не осмысленное, и вовсе не рождённое в процессе мыследеятель-ности.
Итак, информационно-коммуникационные технологии бодрым маршем шагают по образованию в нашей стране. Одни лидеры ратуют за то, что надо быть продвинутыми в постиндустриальном обществе, другие дельцы очень умело это используют, поскольку образование — это огромный рынок сбыта техники, а финансирование образования преимущественно бюджетное, и есть поддержка идеи тотальной информатизации свыше. И пишутся программы развития, обоснования использования ИКТ везде, где только можно, и создаются условия бытия учителей, в которых неиспользование ИКТ считается чуть ли неприличным. Ну надо же тем, кто всё это продаёт
1ЖОЛА И ВОСПИТАНИЕ
или действует с ними в сговоре, чтобы больше и больше компьютеров вбрасывалось в образование! Логика-то примитивно простая: больше техники поставим, больший доход получим. А чтобы больше её поставить, надо всех убедить, что это жизненно важно.
И вот в этих условиях учителю очень важно понимать то, что... вся наша педагогическая деятельность, все задания, которые мы задаём детям, должны быть адекватными целям обучения и воспитания. А задание только ради того, чтобы ребёночек поработал с компьютером, лично у меня вызывает недоумение.
Роль ИКТ-компетентности в современном отечественном образовании, на мой взгляд, чрезмерно раздута. В одной из публикаций в сети встретил следующее:
«Когда сторонники оснащения классов компьютерами заявляют, что компьютерная грамотность необходима, чтобы противостоять вызовам современности, родители, считающие, что компьютеры не нужны, удивляются: зачем спешить, если всё это так легко освоить? Это суперлегко. Это примерно так же, как научиться чистить зубы, — говорит мистер Игл, сотрудник кремниевой долины. — В Google и подобных местах мы делаем технологии настолько тупо простыми, насколько это возможно. Не вижу причины, по которой
ребёнок не сможет освоить их, когда станет i
старше» .
Я не работник компании Google, а российский школьный учитель, но я тоже не вижу этой причины. Важно понимать, что, обладая развитым интеллектом и универсальными способами мыслительной деятельности, можно эффективно работать и с большими информационными потоками, и с освоением новых для себя видов деятельности. Как сугубо интеллектуальной, так и практической, но требующей для себя интеллектуальной базы. А для этого необходимо интеллект развивать, пока возраст позволяет это делать. Задачи решать по математике, физике, химии, программированию, которые, как вещь в себе,
1 http:/ /www.adme.ru/zhizn-se mya/shkola-bez-kompyuterov-763510
возможно, и не пригодятся во взрослой жизни, но сам процесс работы с учебным материалом, освоение навыков интеллектуального труда, приложение усилий для получения результата бесследными не останутся. И в этом главная функция школы, с которой она должна справляться. Информационным технологиям учить, безусловно, надо, но их использование в образовательном процессе должно быть разумным.
Снова вернусь к примеру с настенными газетами. Задаю тему газет «Информационные технологии вокруг нас» для предметной недели. Задаю требования к их созданию.
1. Делимся на группы от одного до четырёх человек. Те, кто будут делать газеты в одиночку, формат бумаги А2, те, кто будут работать группой по 2,
3, 4 человека, формат бумаги А1.
2. Заголовок газеты должен привлекать к себе внимание.
3. Должно быть представлено 5—6 направлений использования ИКТ в жизни человека.
4. Запрет на использование принтера. Всё рисуем и пишем своими руками.
5. Инструменты и материалы: бумага, карандаш простой, карандаши цветные, тонкие и толстые фломастеры (маркеры), краски, гелевые ручки контрастных фону цветов.
6. Шрифт печатный или близкий
к печатному, т.е. текст должен быть читаем.
7. Каждый текстовый блок должен сопровождаться иллюстрацией.
8. Газета должна иметь фон.
9. Каждая газета должна быть представлена на суд зрителей и защищена.
Д.В. Верин-Галицкий. ИКТ шагают по планете
Газета про информационные технологии, но без использования информационных технологий? Нонсенс? Отнюдь. (Вспоминаем про цели обучения и воспитания, которые мы обозначили в начале статьи, и соотносим с тем, что мы делаем.) Ну а технологии ребята будут использовать при подготовке материалов для газеты. Они уже по-другому не могут. Но сам продукт будет сделан своими руками и времени потребует значительно больше, чем на создание презентации с текстом, который даже не читается и уж тем более не осмысливается при создании этой презентации. У тех, кто будет работать группой, межличностной коммуникации в отношении этой работы будет достаточно. Те же, кто будет выполнять работу в одиночку (на что они тоже имеют право), сами готовят материал, сами делают газету, сами её и представляют (навязывать детям, которым комфортнее работать в одиночку «помощников», которые, по сути, станут нахлебниками, не нужно). А работать с кистями, красками, цветными карандашами. Это много сложнее, чем инструмент «заливка» в графическом редакторе Paint. А написать печатными убористыми буквами текст? Уверяю вас, здесь очень и очень надо постараться, чтобы что-то путное получилось.
И ещё, в качестве эпилога.
Образованного юношу всегда можно научить работать с информацией, его интеллект это позволит сделать совершенно легко, и он будет адекватно отличать средства от целей. А вот того, кого с детства приучали брать чужое и выдавать за своё, придавая некий внешний лоск в компьютерных презентациях и сдутых с Интернета рефератах, образованным уже не сделать никогда.
PS. В 2013/14 учебном году всем своим ученикам с 7-го по 11-й класс я предложил написать текст «Моё отношение к информационно-коммуникационным технологиям». Текстов я получил много, тексты были разные. Но, несмотря на то, что их писали дети, которые растут в эпоху информационно-коммуникационных технологий, смартфонов и социальных сетей, многие из них очень чётко видят и озвучивают проблемы, которыми мы платим за удобство и упрощение нашей жизни.
Наиболее яркие тексты представлены на web-странице «Об информационно-коммуникационных технологиях» http:/ /статьчеловеком.рф/ ?page_id=657 НО