Научная статья на тему 'Икт-инструменты как технологическая основа реализации инновационных образовательных моделей'

Икт-инструменты как технологическая основа реализации инновационных образовательных моделей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"1 УЧЕНИК 1 КОМПЬЮТЕР" / "ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ" / "ПРИНЕСИ СВОЕ УСТРОЙСТВО" / ИКТ-ИНСТРУМЕНТЫ / "ONE TO ONE" / "FLIPPED LEARNING" / "BRING YOUR OWN DEVICE" / ICT TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Белова Татьяна Александровна

В статье обсуждаются инновационные модели использования ИКТ для реализации системно-деятельностного подхода в образовании. Рассматриваются такие модели, как «1 ученик : 1 компьютер», «образование вне стен классной комнаты», «принеси свое устройство», «перевернутое обучение». Обсуждаются особенности каждой модели, преимущества использования, сложности реализации. Приведены примеры ИКТ-инструментов для реализации данных моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Белова Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ICT-TOOLS AS A TECHNOLOGICAL BASIS FOR THE IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE EDUCATIONAL MODELS

The article discusses innovative models of using ICT for implementing the system-activity approach in education. Such models as «one to one», «outside education», «bring your own device», «flipped learning» are considered. The features of each model, the advantages of using and the complexity of implementation are discussed. Examples of ICT tools for implementing these models are given.

Текст научной работы на тему «Икт-инструменты как технологическая основа реализации инновационных образовательных моделей»

Педагогика

УДК:37.02

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); студентка Белова Татьяна Александровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ИКТ-ИНСТРУМЕНТЫ КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ

Аннотация. В статье обсуждаются инновационные модели использования ИКТ для реализации системно-деятельностного подхода в образовании. Рассматриваются такие модели, как «1 ученик : 1 компьютер», «образование вне стен классной комнаты», «принеси свое устройство», «перевернутое обучение». Обсуждаются особенности каждой модели, преимущества использования, сложности реализации. Приведены примеры ИКТ-инструментов для реализации данных моделей.

Ключевые слова: «1 ученик - 1 компьютер», «перевернутое обучение», «принеси свое устройство», ИКТ-инструменты.

Annotation. The article discusses innovative models of using ICT for implementing the system-activity approach in education. Such models as «one to one», «outside education», «bring your own device», «flipped learning» are considered. The features of each model, the advantages of using and the complexity of implementation are discussed. Examples of ICT tools for implementing these models are given.

Keywords: «one to one», «flipped learning», «bring your own device», ICT tools.

Введение. В связи внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в педагогическом сообществе обсуждается вопрос применения инновационных моделей использования ИКТ на занятиях для реализации системно-деятельностного подхода. Изменяются формы организации образовательного процесса. Появляются примеры обучения с мобильными устройствами вне стен классной комнаты. Меняются средства получения информации и способы ее транслирования. Педагоги начинают использовать модель BYOD (англ. bring your own device - принеси свое устройство). Меняются способы взаимодействия педагогов и обучающихся. Педагогическое сообщество активно обсуждает возможности смешанного обучения, отличительной чертой которого является обязательное использование электронных средств обучения.

И это требование времени. Причем, инициатива активного использования средств информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе исходит как «сверху» (что, связано с реализацией требований ФГОС), так и «снизу» (исходя из потребностей обучающихся и вследствие инновационной деятельности педагогов). Технологической основой реализации инновационных образовательных моделей являются современные ИКТ-инструменты: электронные формы учебников, цифровые образовательные ресурсы, и, конечно, социальные сервисы сети Интернет.

Изложение основного материала статьи. Модель мобильного обучения «1 ученик: 1 компьютер» - это образовательная ситуация, в которой основным инструментом обучения школьника является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов. Оптимальным вариантом реализации модели является тот, при котором в распоряжении каждого обучающегося и каждого педагога имеется собственный ноутбук, имеющий доступ к школьному или классному серверу (роль последнего может выполнять компьютер учителя) и выход в сеть Интернет [15]. Сегодня мобильные классы используются во многих образовательных организациях. Опыт использования модели «1:1» в нижегородских школах обобщен в [3, 4, 6].

Внедрение образовательной модели «1 ученик : 1 компьютер», создание среды электронного обучения в классе (школе) позволяет ключевым образом изменить образовательную парадигму, создать условия для реализации принципов личностно ориентированного обучения, дает возможность «учиться всегда и везде».

При использовании модели «1 ученик : 1 компьютер» спектр заданий и учебных ситуаций значительно расширяется при наличии доступа к сети Интернет. Обучающимся может быть предложено:

• самостоятельно работать с информационными источниками;

• создавать различного рода информационные продукты, в т.ч. совместно;

• выполнять задания с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) и отрабатывать определенные учебные навыки с использованием интерактивных тренажеров;

• работать с электронными формами учебников;

• выполнять интерактивные задания, работать с интерактивными рабочими листами;

• исследовать свойства различных объектов, процессов и явлений, используя компьютерные модели и получая опыт экспериментально-исследовательской деятельности;

• участвовать в проектной деятельности.

При использовании модели «1 ученик: 1 компьютер» появляются дополнительные возможности для организации продуктивной совместной деятельности, создания коллективных информационных продуктов с помощью сетевых социальных сервисов (сервисов Веб 2.0). Обучающиеся могут совместно подготовить вики-статью, представить материал в виде ментальной карты, ленты времени, использовать инфографику и возможности социальных сетей, применять электронную форму учебника [5, 7, 9, 10, 11, 12, 13].

При подготовке к уроку педагог должен продумать способ трансляции контента обучающимся, систематизировать ресурсы, добавить к ним комментарии, задания. Материалы можно разместить на сайте или в блоге учителя, в вики-среде школы, на Яндекс-диске, в социальной сети, школьной информационной системе и т.п.

Для эффективного использования модели «1 ученик: 1 компьютер» важными являются: технологическая готовность педагога к реализации модели; организационные аспекты деятельности учителя на уроке; дидактическое обеспечение деятельности обучающихся.

Для обеспечения комфортной обстановки на уроке педагог должен уметь оперативно решать проблемы технического характера, связанные с загрузкой компьютера, отсутствием доступа к локальной сети или сети

Интернет, установкой программного обеспечения, доступом к необходимым информационным ресурсам и т.п.

К организационным аспектам деятельности учителя относятся обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при организации урока с использованием технических устройств; соблюдения норм и правил поведения в классе, оборудованным техническими устройствами; соблюдения правил групповой работы, если это планируется по ходу урока.

Одной из инновационных моделей применения ИКТ на уроке является модель BYOD (англ. bring your own device - принеси свое устройство). Актуальность использования этой модели объясняется запросами современного общества [2]. Сегодня мобильные телефоны используют уже ученики начальной школы. У большинства старшеклассников имеются смартфоны или планшеты. Обучающиеся приносят в школу все больше личных мобильных устройств.

В такой ситуации для педагога становится естественным желание использовать определенные возможности мобильных устройств обучающихся для организации работы на уроке: предложить осуществить поиск в Интернете, перевести текст через программу-переводчик, поработать с текстами книг, с некоторыми Интернет-сервисами.

Активно сегодня начинается использоваться и модель «образование вне стен классной комнаты», когда обучающиеся с ноутбуками и мобильными устройствами обучаются за пределами класса: в музеях и парках, на улицах и стадионах, в поле или на предприятии [14].

Сегодня внимание многих педагогов обращено к смешанному обучению. Смешанное обучение (blended learning) - это образовательная технология, совмещающая обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн-обучением, предполагающая элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн [1]. Среди различных моделей смешанного обучения выделяют «перевернутое обучение», «смена рабочих зон», «автономная группа», «индивидуальная траектория». Все они подробно описаны в [1].

Из всех перечисленных моделей наиболее простой в организационном плане может считаться модель «перевернутого обучения», т.к. для ее реализации не требуется специально оборудованного компьютерного класса.

«Перевернутое обучение» (flipped learning) - это модель обучения, при которой знакомство с теоретическим материалом происходит за пределами образовательного учреждения. На уроке учитель организует практическую работу по отработке навыков применения изученного самостоятельно материала, т.е. классная и домашняя работы «меняются местами», «переворачиваются».

На уроке происходит закрепление изученного и актуализация полученных знаний, которая может проходить в формате семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах. Данная модель обучения обеспечивает переход от объяснительно-иллюстративной и репродуктивной методики обучения к рефлексивной модели, предполагающей усиление самостоятельной работы обучающихся, творчества, раскрытия индивидуальных особенностей при сохранении возможностей для коммуникации с другими обучающимися и преподавателем.

Начало распространению технологии «перевернутого обучения» положил некоммерческий проект Академия Хана (www.khanacademy.org) в 2008 году. На сайте Академии размещаются видеолекции по химии, биологии, физике, математике и другим предметам, обеспечивая доступность получения высококачественного образования каждому и повсюду. Практически одновременно с первыми опытами Салманa Хана учителя химии из Woodland Rark High School (США) Джонатан Бергман и Аарон Самс начали записывать видеоуроки по химии для тех учеников, которые какое-то время не посещали школу из-за болезни. Доступность онлайн-видео и возросший доступ обучающихся к технологиям делали свое дело: они вымостили дорогу к идее перевернутого урока.

Одна из ключевых проблем при организации перевернутого обучения - электронные образовательные ресурсы, которые учитель должен предоставить обучающимся для изучения нового материала. Это должен быть тщательно отобранный и хорошо структурированный материал, соответствующий конкретному учебнику, быть понятными ученику, давать возможность проявлять самостоятельность и активность. И этот материал не должен требовать большого количества времени для освоения. Важным является и то, чтобы работать с ресурсами можно было, используя мобильные устройства.

Большое количество полезных ресурсов учитель может найти на портале «Единая коллекция ЦОР» (http://school-collection.edu.ru/), в виртуальной среде обучения «ЯКласс» (https://www.yaklass.ru), на сайте интерактивных упражнений https://learningapps.org.

Для представления теоретического материала для самостоятельного освоения в условиях домашнего задания лучшим образом подходят небольшие видеоролики. Это может быть авторский видеоролик, или учитель может подобрать соответствующее видео в Интернет. Отличные короткие видеоуроки можно найти на сайтах https://interneturok.ru, https://infourok.ru/videouroki и https://videouroki.net. Обучающие ресурсы можно найти на различных видеохостингах. Самый большой видеохостинг, на котором аккумулируются видеоресурсы со всего мира «YouTube» (http://youtube.com). Здесь можно найти обучающие ресурсы практически по любой теме. Есть тематические каналы, содержащие учебные видеофильмы. Видео урок педагог может сделать и самостоятельно с помощью скринкаста. Самый простой вариант - использование анимированной презентации, созданной в PowerPoint. Для превращения ее в видеоролик можно воспользоваться сервисом видеозахвата экрана (например, https://screencast-o-matic.com).

Видеоролики можно сделать интерактивными, добавив ссылки для более подробного знакомства с материалом, вопросы для продолжения просмотра видео, предложение высказать свое мнение и др. Для этого можно воспользоваться инструментами создания интерактивного видео https://h5p.org, https://edpuzzle.com, https://www.thinglink.com.

Приведем примеры сервисов для создания целых интерактивных уроков, в т.ч. и для домашнего освоения материала в рамках «перевернутого обучения». Конструктор уроков TED-Ed (https://ed.ted.com) позволяет воспользоваться стандартным планом освоения нового материала: вступительное слово учителя, просмотр видеоролика, тест с вопросами на выбор ответа или открытыми вопросами, обсуждение, ссылки на дополнительные материалы, подведение итогов.

Другим примером является сервис https://app.wizer.me. Пример использования сервиса по теме «Измерение информации»: https://app.wizer.me/preview/UKIT5J. Использованы короткие видеоролики,

размещенные на http://youtube.com: «Содержательный подход к измерению информации», «Формула Шеннона», «Объемный подход к измерению информации». Предложены тесты с вопросами на выбор ответа и открытыми вопросами, с заданием на группировку понятий. В конце данного интерактивного урока обучающимся предлагается рефлексия, где следует записать, с какими сложностями они столкнулись при изучении темы. Также предлагаются дополнительные ресурсы по теме и дополнительное творческое задание на построение ленты времени «История развития теории информации». Данный интерактивный урок можно провести и при других моделях смешанного обучения.

При перевернутом обучении меняются формы деятельности и в классной работе. Если раньше учителю надо было объяснить новый материал, проверить его понимание, предлагая репродуктивные задания, то теперь можно сразу двигаться дальше. На уроке появляется время для проектной, творческой деятельности, организации совместной работы обучающихся. Здесь полезными могут быть различные сервисы Веб 2.0. Примеры можно найти в статье [8].

Выводы. Преимущества от использования описанных в статье моделей: экономия времени на уроке; возможность дифференцированного обучения; условия для использования совместной деятельности, проектного метода; возможность использовать качественные электронные образовательные ресурсы, современные сетевые сервисы и др.

Литература:

1. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. М.: Буки Веди. 2016. 280 с.

2. Брыксина О.Ф., Калинкина М.В. Дидактика высшей школы: инструментальное обеспечение современных педагогических технологий. // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2014. № 4 (24). C. 26-34.

3. Дедова О.Ю. Реализация образовательной модели «1 ученик: 1 компьютер» в условиях внедрения ФГОС: методическое пособие. 2014. Н. Новгород. НИРО.

4. Круподерова Е.П. Проектная деятельность в модели «1 ученик: 1 компьютер» // Информатика в школе. 2014. № 6 (99). C. 29-31.

5. Круподерова Е.П., Калиняк Т.И. Сетевые сервисы для построения информационно-коммуникационной предметной среды. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-3. С. 144-150.

6. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие. Н. Новгород. Мининский университет. 2017. 200 с.

7. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Формирование метапредметных результатов в учебной проектной деятельности с помощью сервисов Веб 2.0. // Нижегородское образование. 2012. № 3. С. 149-153.

8. Круподерова Е.П., Глинов М.М. ИКТ-инструменты для перевернутого обучения // Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 2017. С. 114-119.

9. Круподерова К.Р., Шевцова Л.А. Формирование информационно-образовательной среды на основе облачных технологий. // Педагогическая информатика. 2015. № 2. C. 37-43.

10. Круподерова К.Р., Царева И.А. On-line сервисы визуализации для развития критического мышления // В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства: сборник статей по материалам конференции кафедры прикладной математики и информатики. Нижний Новгород: НГПУ, 2014. C. 42-48.

11. Лескина И.Н. Особенности интеграции электронной формы учебников в информационно-образовательную среду образовательной организации Нижегородской области // Нижегородское образование. Н. Новгород, 2017. № 1. С. 104-110.

12. Степанова С.Ю., Канянина Т.И., Кручинина Г.А. Проектная деятельность в контексте вызовов современности. В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижний Новгород. Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина. 2015. С. 96-101.

13. Суханова Н.Т., Смирнова Н.А. Место социальных сетей в образовательном процессе как средства обучения и взаимодействия. // Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород, 2015. С. 86-89.

14. Юдина И.А. Конструирование урока в модели «обучение вне стен классной комнаты». // Ученые записки ИСГЗ. 2015. № 1.С. 603-607.

15. Ярмахов Б.Б. «1 ученик: 1 компьютер» - образовательная модель мобильного обучения в школе. М. 2012. 236 с.

Педагогика

УДК:372.8

кандидат педагогических наук, доцент Канянина Татьяна Ивановна

Нижегородский институт развития образования (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Круподерова Климентина Руслановна

Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина (г. Нижний Новгород)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Аннотация. В статье рассмотрены дидактические возможности сетевых сервисов для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. Особое внимание уделено проектной деятельности с использованием сетевых сервисов как инструменту формирования универсальных учебных действий.

Ключевые слова: регулятивные универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, сетевые сервисы, проектная деятельность.

Annotation. The didactic possibilities of network services for the formation of regulative, cognitive and communicative universal educational activities of students are considered in the article. Particular attention is paid to the project activities with the use of network services as a tool for the formation of universal learning actions.

Keywords: regulative universal learning actions, cognitive universal learning actions, communicative universal learning actions, network services, project activity.

Введение. Чтобы подготовить социально адаптируемого выпускника, образование должно меняться, «опережая время». В современной школе должны быть созданы условия, обеспечивающие раскрытие творческого потенциала обучающихся, их успешное жизненное самоопределение, формирование активной жизненной позиции, умений командной работы.

В основу разработки Федерального государственного образовательного стандарта общего образования положен системно-деятельностный подход, который предполагает признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности. В рамках ФГОС универсальные учебные действия рассматриваются как комплекс, который предоставит обучающимся возможность широкой ориентации - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимся ее целевой направленности и ценностно-смысловых характеристик [11].

Сегодня появляется достаточно большое количество публикаций, позволяющих познакомиться с передовыми педагогическими практиками по формированию УУД. Например, в статьях [1, 2, 3, 9, 12] можно познакомиться с опытом формирования УУД на уроках информатики, истории и обществознания, русского языка, иностранного языка, математики. Авторы предлагают для формирования универсальных учебных действий обучающихся использовать постановку проблемных вопросов, интерактивных форм работы, проектного метода и, конечно, педагогически обоснованное применение информационных технологий.

Эффективным дидактическим инструментом для реализации системно-деятельностного подхода в обучении являются сервисы сети Интернет. Сегодняшний этап развития Интернета характеризуется активным использованием социальных сетевых сервисов, позволяющих организовать эффективное сотрудничество участников сетевого взаимодействия, сформировать необходимые УУД.

Целью исследования является обоснование дидактических возможностей сервисов сети Интернет для формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся. Рассмотрена особая роль проектной деятельности с использованием сетевых сервисов как инструмента формирования универсальных учебных действий.

Изложение основного материала статьи. Рассмотрим дидактические возможности сетевых сервисов как инструмента формирования регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Проблема формирования универсальных учебных действий с помощью сетевых сервисов обсуждается в [5, 6, 7, 8 ]. Авторы приводят конкретные примеры для уроков информатики и технологии. Посмотрим на возможности сетевых сервисов более широко.

Отличительной особенностью ФГОС является ориентация на развитие коммуникативной компетентности обучающихся. Стремительное развитие коммуникаций и появление социальных сетей ведет к формированию взаимодействия людей в группе. Один из принципов социальных сетей - принцип ответственности каждого за контент. Совместное ведение документов, работа в одной среде обеспечивают умение понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать партнера и самого себя. Сервисы Веб 2.0 помогают обучающимся выйти за рамки класса и школы, обмениваясь информацией и сотрудничая со сверстниками, учителями, родителями и специалистами во всем мире. В таблице 1 представлены некоторые примеры сетевых сервисов для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.