ным образом в способе, которым сгруппированы ассоциированные индивиды» [7, с. 203].
Выводы:
1. Внимание к особенностям масс и массового сознания, проявляющимся в традиции, способствует уточнению понятия времени в эпистемологическом плане, так как позволяет более четко выявить неосознаваемую ранее субъективную компоненту знания, обусловленную историческим фактором в отборе людьми определенных событий как наиболее значимых и повторяющихся, в соответствии с которыми формируется нормативность действия и мышления.
2. Знание масс — это не только фиксация опыта в социальной памяти, это преобразование опыта в сознание путем его обозначения и структурирования во многом неконтролируемым образом (за счет специфического механизма различия и повторения элементов этого опыта).
3. Темпоральность массового сознания определяется не только через вневремен-ность, цикличность действия стереотипа в традиции, но и через прерывность, конечность великого множества мелких, ситуативно значимых практических инноваций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахтин, М.М. К философии поступка [Текст] / М.М. Бахтин /// Философия и социология науки и техники. 1984-1985. - М., 1986.
2. Борхес, Х.Л. От некто к никто [Текст] / Х.Л. Борхес. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 346 с.
3. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального [Текст] / Ж. Бодрийяр. -Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2000. - 96 с.
4. Гуссерль, Э. Картезианские медитации [Текст] / Э. Гуссерль // Избр. работы / сост. В.А. Куренной. -М.: Территория будущего, 2005. - С. 377-442.
5. Он же. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология [Текст] / Э. Гуссерль // Там же. - С.443-459.
6. Делез, Ж. Различие и повторение [Текст] / Ж. Делез. - СПб.: Петрополис, 1998. - 384 с.
7. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение [Текст] / Э. Дюркгейм. - М.: Канон, 1995.
8. Иванов, А.Г. Социальное время в переходные эпохи: актуализация архаических мифологических элементов [Текст] / А.Г. Иванов // Темпоральность ист. пространства / отв. ред. М.С. Бобкова. - М.: ИВИ РАН, 2009.
9. Мамардашвили, М. Лекции о Прусте [Текст] / М. Мамардашвили. - М.: Ad Мащтеш, 1995. - 547 с.
10. Рикер, Р. Память, история, забвение [Текст] / Р. Рикер. — М.: .Изд-во гуманитарной лит., 2004.
11. Словарь. Современная западная философия [Текст] / ред. В.Н. Садовский. — М.: Изд.-во полит. лит., 1991.— 414 с.
12. Топоров, В.Н. О ритуале: введение в проблематику [Текст] / В.Н. Топоров // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. — М.: Наука, 1988. — 216 с.
13. Успенский, Б.А. История и семиотика (Восприятие времени как семиотическая проблема) [Текст] / Б.А. Успенский // Избр. тр. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. — Изд. 2-е. — М., 1996.
14. Хайдеггер, М. Бытие и время [Текст] / М. Хайдеггер. — Харьков: Фолио, 2003. — 509 с.
15. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию [Текст] / У. Эко. — СПб.: Симпозиум, 2004. — 544 с.
16. Эриксен, Т.Х. Тирания момента: время в эпоху информации [Текст]: [пер. с норв.] / Т.Х. Эриксен. — М.: Весь мир, 2003.
УДК 75.046.5:7.033
О.А. Туминская
ИКОНОПИСНЫЙ РИСУНОК: ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Иконописное изображение канонично, как ность выполнения необходимых действий ико-и все этапы создания иконы. Последователь- нописца зафиксирована в наставлениях рабоче-
го порядка, которые для нас сегодня являются частью культурного наследия древнерусской эпохи. Один из первых сборников технических правил для иконописца — Ерминия 1566 года1. Это Наставление содержит указания технического характера по подготовке иконной или стенной плоскости к написанию на них святых образов, приготовлению красок и лаков и, что немаловажно, настраивает художника на работу. В иконописных сборниках 1907—1908 годов приводится описание графических методов, примененных известным афонским стенописцем Дионисием Фуарноаграфиотом. Прориси и переводы замедляли труд стенописца, поэтому умелые художники пользовались самостоятельным срисовыванием с иконных образцов «на глаз». Сначала рисовали рашкулем, а затем графили — процарапывали изображение. Графью использовали для начертания архитектурных элементов, карандаш — для построения перспективы, а кисть или уголь — для мелких деталей и таких форм в изображении, которые не поддаются геометризации.
Широкое распространение на Руси имела практика «авторского рисунка». Выявление его для историка искусства — интереснейшая задача [1, с. 19]. При посредстве иконописных образцов, а их описания содержались в Толковых подлинниках, формировалась иконография русских святых. Иконописные подлинники возникли и развивались на основе Прологов, Миней, Житий Святых и Святцев, будучи, таким образом, полным выражением всех сведений древнерусского иконописца, литературных и художественных. Первые русские иконописные подлинники, содержащие рисунки святых образов, появились на Руси не ранее XVI века. Уверенно называют вторую треть — средину XVI века в связи с подготовкой Макарьевских
соборов — установления канонизации святых, когда потребовались иконописные изображения вновь канонизируемых святых 2.Стоглавый собор 1551 года послужил причиной и поводом к составлению Подлинника, к закреплению иконографии каждого упомянутого в Минеях святого. В руководстве для иконописцев — иконописном подлиннике — содержались все необходимые сведения для написания иконы, технические и богословские, не только практические наставления, как заготовлять для иконы доску, как ее загрунтовывать левкасом или белой мастикой, как накладывать золото и растирать краски, но и сведения исторические и церковные о том, как изображать священные лица и события соответственно Священному Писанию и преданиям Церкви. А.П. Голубцов писал о важной роли иконописных подлинников в развитии русского иконописания [2, с. 114—136]. Ф.И. Буслаев исследовал иконописные подлинники с литературной точки зрения [3]. В XIX — начале ХХ века иконографические про-риси собирались и активно издавались в виде книг [4, 5] или атласов фотографических снимков [6]. Впоследствии, в конце ХХ — начале XXI века, прориси и переводы древнерусских икон издавал Г.В. Маркелов [7, 8].
В эпоху Древней Руси рисунок не был выделен как вид искусства, а являлся вспомогательным этапом в общем процессе иконописания. Момент начертания линий будущего иконописного изображения в подлинниках зафиксирован этапом создания «прорисей», или «переводов», нанесения «графьи». В традиционных видах живописи контурный рисунок всегда предшествовал работе красками. Это правило строго выдерживалось в таком консервативном виде искусства, как иконопись. Рисунок — первый шаг, который выполняет иконописец по-
'Ерминия, или Наставление в живописном искусстве, написанное неизвестно кем, вскоре после 1566 г. (Первая иерусалимская рукопись XVII в.) / пер. Порфирия, еп. Чигиринскаго (Успенского). Киев: Киево-Печерская лавра, 1867. 56 с.
2 Только к концу XV века были собраны вместе все книги Ветхого Завета, и то еще не в Москве, а в Новгороде, который тогда стоял во главе русского просвещения. Лишь к середине XVI века, и тоже в Новгороде, был приведен в исполнение громадный национальный план — сбор в одно целое житий византийских и русских святых. Труд митрополита Макария — Четьи-Минеи — первый опыт колоссальной систематизации и литературного описания житий святых.
сле подготовительного этапа (технического — подготовка доски, молитвенного — настрой на иконописание). Качественно выполненный рисунок является важной основой последующей длительной работы нанесения цветовых слоев.
В иконе рисунок не виден, он лишь ощущаем, и потому светское определение понятия «рисунок» [9, с. 62, 189] как термин, синонимичный слову «графика», в этом виде искусства отсутствует. Главные выразительные средства графического искусства — линия, тон, штрих [8, с. 57] — в иконописи не являются ведущими, ибо в завершенной иконе главенствует цвет. Икона не может быть нарисована, выполнена только графическими, тональными средствами, как не бывает черно-белой иконы. Иконописный рисунок из арсенала графики берет лишь линию, опуская штриховку, тональное пятно, однако линия «ведет», «выстраивает» всю композицию подготовительного контурного рисунка.
Работа иконописца предполагает первый этап — нанесение рисунка на доску. Прорись, перевод, «налепок», графья — виды отпечатков. Они выполнялись похожими на отпечаток способами: прорись — негативный отпечаток с иконы; перевод (в смысле технического исполнения) — отпечаток на бумагу, снятый с прориси; «налепок» — отпечаток с прориси на икону; графья — перенесение рисунка на доску с самих переводов при помощи инструмента «графья», которым продавливали, например, контуры нимбов. Условно их можно отнести к способам «печатной графики». Но существовали и уникальные, выполненные от руки рисунки. Древние мастера рисовали углем или жидкой краской прямо на подготовленной и залевкашенной доске: настолько прочно они знали канон, настолько верно ими усвоен был опыт работы с графическими образцами. Не следует забывать, что на Руси издревле держалась традиция, когда рисунок на доске мог быть назнаменован опытным мастером прямо с находящегося перед ним оригинала, т. е. срисовывался. Также не подлежит сомнению, что многие из прямых иконных переводов выполнялись мастерами не по образцу, а по памяти, прямо на бумаге пером или на доске кистью. И линия была великолепно красива, бегущая,
живая, свежая. Доказательством тому служат сделанные в лаборатории отдела технологических исследований Государственного Русского музея инфракрасные снимки и рентгенограммы икон. «Важнейшие сведения были получены нами в ходе ИК-исследования, позволившего выявить невидимый для глаз подготовительный рисунок. Он наведен кистью черной краской, однако манера его исполнения в разных клеймах — различна. Особой выразительностью и пластичностью форм отличается рисунок большинства клейм левого поля... Подобные различия на стадии подготовительного рисунка, как бы подразумевающие участие двух мастеров одновременно, совершенно уникальны.» [11, с. 20—21, ил. 10—13] . Современные иконописцы, имеющие достаточный опыт, также часто пользуются методом непосредственного, прямого рисования сразу на иконе, не прибегая к рисованию на бумаге. Этот метод позволяет более близко и точно почувствовать пространство и форму иконной доски и наилучшим образом вписать в нее рисунок. Однако нередко иконописцы прибегают и к способу нанесения рисунка на доску с помощью прориси или перевода.
В настоящее время обучение иконописанию проводится в учебных заведениях церковного управления. Иконописные классы при Академии художеств, созданные в светском учебном заведении, после продолжительного перерыва возобновили свою работу в конце прошлого столетия. В начале 90-х годов ХХ века при Воскресенской школе храма Святителя Митрофа-на Воронежского был создан иконописный кружок для взрослых, а к 2000 году он перерос в иконописный класс, для преподавания в котором были составлены учебные программы. Также необходимо назвать иконописный кружок монахини Иулиании (Соколовой), начавший свою работу в конце ХХ века [12]. С 2006 года для обучения основам академического рисунка введен предмет «Рисунок и графика». Разработана углубленная учебная программа курса, максимально адаптированная к иконописной традиции, причем курс разделен на два самостоятельных предмета: 1) «Кистевая каллиграфия», включающая приобретение навыков владения кистью, написания церковнославянских шрифтов, изучение православных
орнаментов и их композиционного построения, овладение акварельной техникой «гризайль»; 2) «Рисунок с элементами пластической анатомии», обучающий схематическому построению человеческой фигуры в ракурсах, типичных для иконописных образов, а также особенностям обратной перспективы, свойственной иконописной традиции.
Для сравнения приведем примеры целей учебных программ других религиозных и светских учебных заведений. Так, в «кужбушках» (украинских первопечатных книгах) содержатся сведения о процессе преподавания в одном из главных учебных заведений Украины в конце XVIII века — в иконописной мастерской Киево-Печерской лавры. До конца XVII века обучение живописи осуществлялось на Украине путем ученичества в цеховых и монастырских иконных мастерских. Первая стадия обучения включала перерисовывание (копирование) из специальных альбомов гравюр оголенных человеческих фигур в разных ракурсах, а также отдельных частей тела (рук, ног, головы) [13, рис. 840, 852, 859, 860], вторая — изображение сивилл, пророков, апостолов и аллегорических фигур со складками одежды [Там же. С. 7].
Необходимо отметить, что обучение рисованию человеческого тела в иконописной мастерской проходит по тем же правилам, что и в светском учебном заведении, например в Академии художеств [14, ил. 27—29]. И сегодня, сохраняя традицию обучения рисунку, светские и религиозные учебные заведения не имеют принципиальных различий в учебных программах по изобразительным специальностям, ведь цель одна — научить студента грамотно и правильно рисовать.
Еще один пример — из учебной программы «Иконописный рисунок» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Данный предмет включает в себя освоение графического строя православной иконы. Учащиеся получают навыки рисования горок, архитектуры, одежды, знакомятся с первичными приемами построения предметов на плоскости. В программе содержатся задания по прорисовке фигур, ликов, праздничных композиций, выводящих студентов на овладение умением самостоятельного снятия прорисей с иконных образцов. Также отводится время (50 уч. ч) на
обучение надписям, сопровождающим иконы или шитье [15, с. 11]. Аналогии в светских учебных заведениях — обучение шрифту.
Обратимся к образам святых аскетов (мучеников, преподобных), которые визуально могут помочь воссозданию первых византийских юродивых. Надо отметить, что окончательное восстановление иконопочитания произошло при императоре Федоре в 843 году, следовательно, с этого времени иконописание получает полную поддержку и, скорее всего, переходит в страны византийского Востока, а после официального крещения Руси распространяется на русские земли. Вывод очевиден: в Византии система иконописания и иконопочитания складывалась постепенно, претерпевая различные гонения, начертание святых образов отстаивалось в спорах. Практику иконописного рисунка, так долго определяющуюся в византийских провинциях, Русь получила без борьбы и духовных смятений.
Отметив непростую ситуацию в деле сложения иконографии образов первых византийских святых, беремся предположить, что иконография юродивых в IV веке в иконописи Востока отсутствовала. Речь идет о первых восточных юродивых, называемых аа\о ^ыро^ — о святой преподобной Исидоре
Тавеннисийской (рис. 1), святом Симеоне Эмес-ском (рис. 2) и святом Фоме Юродивом (рис. 3).
Рис. 1. Святая преподобная Исидора Тавеннисийская. Иконописный рисунок (авторский проект)
Изобразительная графика этих юродивых ни в пору их жизни (ГУ—У! века), ни впоследствии не сложилась. Но, зная компилятивность процесса формирования иконографического образа, мы позволили себе воссоздать визуальный образ первых византийских юродивых, применяя методику иконописного рисунка.
В нашу задачу входил перевод описания внешнего вида святого в линейный контурный рисунок. Образы выбранных нами трех византийских юродивых должны были иметь аналогии в византийской иконописи [16, с. 15—16, 272], а сведения о них — содержаться в русских иконописных подлинниках (достаточно подробное описание мы нашли в «Руководстве» В.Д. Фартусова [17, с. 274, 260, 359]). Были подобраны иллюстративные изображения православных святых фронтально в полный рост и в поясном варианте [18, ил. IX], святых в композициях Менологий [16, ил. 91, 100], а также использованы наши собственные зарисовки, сделанные во время проведения исследовательской работы в фондах Государственного Эрмитажа. Были прорисованы три листа формата А-4. Размер и расположение листа выбраны в варианте, наиболее приближенном к росту фигур в иконах, взятых нами за образец (высота фигур на листе 25 см).
Применяя методику новых возможностей
иконописного рисунка (контурный рисунок новыми графическими материалами — фломастером, тушью, гелевыми ручками) с сохранением традиционных приемов (копирование по образцу), можно выполнять контурные рисунки на тему религиозных сюжетов. В данной работе описан прием творческой компиляции: выборка отличительных черт образов восточных юродивых из житийной литературы, рисование по образцу с икон и прорисей и выполнение собственного рисунка в технике тушь-перо по мотивам византийских и ранних русских икон. Предложенный вариант создания иконописных рисунков необходим в разработке научной модели визуализации образов святых аскетов. Существующие описания внешности византийских (восточных) юродивых проливают свет на формировавшийся образ русского святого аскета — юродивого Христа ради. Эти образы часто также приходится восстанавливать по описанию, по изобразительным аналогиям и по типу схожих образцов иконографии православного Востока.
Иконописный рисунок (авторский проект)
В заключение отметим, что иконописный рисунок предполагает рисование от руки, так называемое срисовывание. Методом срисовывания «на глаз» особенно часто пользовались древние стенописцы. Такую же тактику при-
меняют и современные иконописцы. С исполь- икон) нами бали воссозданы три изображения зованием метода иконописного рисунка (ме- византийских юродивых, приведенные в данной
тодики срисовывания «по образцам» с древних статье.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Иконописный сборник [Текст]. Вып. II. - СПб.: Изд. Ком. попечительства русской иконописи, 1908. - 162 с.
2. Голубцов, А.П. Сборник статей по литургике и церковной археологии [Текст] / А.П. Голубцов. - Сергиев Посад: Тип. Троице-Сергиевой лавры, 1911. — 144 с.
3. Буслаев, Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства [Текст] / Ф.И. Буслаев. - Т. II. - СПб.: ОЛД, 1861. - 363 с.
4. Григоров, Д.А. Русский иконописный подлинник [Текст] / Д.А. Григоров. - СПб.: Записки ИРАО, 1887. - 167 с.
5. Сводный иконописный подлинник XVIII в. [Текст] / по списку Г. В. Филимонова. - М.: Унив. тип., 1874. - 435 с.
6. Лихачев, Н.П. Материалы для истории ико-нописания [Атлас снимков]. В 2 т. / Н.П. Лихачев. -СПб.: Экспедиция заготовления гос. бумаг, 1906.
7. Маркелов, Г.В. Святые Древней Руси [Текст]: материалы по иконографии (прориси, переводы, иконописные подлинники). В 2 т. / Г.В. Маркелов. -СПб.: Дмитрий Буланин, 1998.
8. Он же. Книга иконных образцов [Текст]: В 2 т. / Г.В. Маркелов. - СПб.: Изд-во И. Лимбаха, 2006.
9. Власов, В.Г. Иллюстрированный художественный словарь [Текст] / В.Г. Власов. - СПб.: Икар, 1993. - 272 с.
10. Лепетухин, А.П. Рисунок [Текст]: учеб. пособие / А.П. Лепетухин. - Хабаровск: Частная коллекция, 2000. - 128 с.
11. Голубева, О.В. Исследования икон XIII-XIV веков из собраний Русского музея [Текст] / О.В. Голубева // Технолог. исслед. в Русском музее за 20 лет: сб. науч. статей. - СПб.: ГРМ, 2004. -С. 14-25.
12. Иулиания (Соколова М.Н.), монахиня. Труд иконописца [Текст] / монахиня Иулиания. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995.
13. Жолтовський, П.М. Малюнки Киево-Лаврсько1 тэнописно1 майстерш [Текст]: альбом-каталог / П.М. Жолтовський. - Кшв: Наукова думка, 1982. - 284 с.
14. Учебный рисунок в Академии художеств [Текст]: альбом /под ред. Б.С. Уварова. - М.: Изобр. иск-во, 1990. (IV). - 160 с.
15. Шеко, Е.Д. Основы иконописного рисунка [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е.Д. Шеко. - М.: ПСТГУ, 2005. - 37 с.
16. Лидов, А.М. Византийские иконы Синая [Текст / А.М. Лидов. - М.; Афины: Христианский восток, 1999. - 146 с.
17. Руководство к писанию икон святых угодников Божиих в порядке дней года, содержащее сказания о внешнем виде их, об одеждах, возрасте, типе, с приложением рисунков одежд [Текст]: опыт пособия для иконописцев /сост. В.Д. Фартусов. - М.: Синод. тип., 1910. - 451 с.
18. Этингоф, О.Е. Византийские иконы VI - первой половины XIII в. в России [Текст] / О.Е. Этин-гоф. - М.: Индрик, 2005. - 768 с.
УДК 908.394.014
A.A. Юнаковская
ФОРМИРОВАНИЕ РЕМЕСЛЕННОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРАНИЦАХ ОДНОГО РЕГИОНА (на материале Среднего Прииртышья)
В начале XXI века начинает формировать- литературы показал, что региональное «линг-
ся такое направление, как «историческое про- вистическое историческое профессиоведение»
фессиоведение», одним из аспектов которого как комплексное направление находится в ста-
является лингвистический. Анализ научной дии становления.